Формирование ОБЖ у детей дошкольного возраста в детском саду.
консультация по обж

Букина Светлана Викторовна

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в детском саду.

        Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

        Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища.

        Современными учеными созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Безопасность жизнедеятельности включает в себя решение трех задач:

  1. Идентификация опасностей (распознание опасностей и их источников).
  2. Разработка превентивных или предупредительных мер.
  3. Ликвидация возможных последствий.

Для взрослых формула безопасности гласит:

«предвидеть опасность» ↔ «при возможности - избегать» ↔ «при необходимости - действовать».

        Для детей она зарифмована в стихах:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – все избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Опасность – понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

  • Угроза жизни.
  • Возможность нанесения ущерба здоровью.
  • Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:

  • Опасности дома.
  • Опасности на улице.
  • Опасности в природе.
  • Опасности контактов с незнакомыми людьми.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется ЛИЧНОСТЬ, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумного помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Необходимо создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

П.Лич и П.Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

В настоящее время в детских садах, подведомственных Юго-Восточному управлению министерства образования и науки Самарской области  на ряду комплексных развивающих программ реализуются одна из  парциальных программ по ОБЖ - Программа Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Она призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.

В соответствии с ФГОС в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе детских садов. Одной из тем является «Безопасность».

Содержание темы «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование положительного отношения к себе;
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

        Задачи работы с детьми 3-4 лет.

  • Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах поведения на улице, дома, в общественных местах. О предметах требующих осторожного обращения, о предметах опасных для жизни и здоровья.
  • Развивать способности к предвидению возможной опасности и построению адекватного, безопасного поведения.
  • Сделать знания по разделу «безопасность» личностно значимыми для каждого ребенка.

Задачи работы с детьми 4-5 лет.

  • Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности:
  • Знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров.
  • Активизировать знания о:
  • Сигналах светофора, о правилах перехода улицы, о правилах поведения в транспорте и на проезжей части.
  • Об опасностях при контактах с животными.
  • Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
  • О микробах и вирусах.
  • О бытовых опасностях.
  • О взаимосвязи и взаимодействии в природе.

        Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста.

  • Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара, об опасностях в быту.
  • Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками.
  • О безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, о правилах дорожного движения.
  • О бережном отношении к природе, о правилах безопасного поведения на природе, о функциях организма человека, о личной гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях.
  • Развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

С родителями, в частности предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера-развлечений и выставок художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.

По данному направлению деятельности рекомендуется уделять внимание в работе с детьми, начиная с II младшей группы, а для детей старшего дошкольного возраста – носит систематический, целенаправленный характер. Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы, как педсоветы, деловые игры, психологические тренинги.

Проблему, связанную с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь с инспекторами ГИБДД и ПЧ.

Формы работы с детьми по освоению темы

 «Безопасность»

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

  • Совместные действия
  • Наблюдения
  • Беседа
  • Чтение
  • Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач

экспериментирование

  • Совместные действия
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Чтение
  • Рассматривание
  • Игра
  • Проектная деятельность
  • Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач
  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Реализация темы «Безопасность»

в различных формах деятельности.

Разделы

(задачи, блоки)

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

  1. Бережем свое здоровье
  2. Безопасный отдых на природе
  3. Безопасность на дорогах города
  4. Семейное благополучие

 Объяснение, напоминание, тематический досуг, упражнения, тренинги, рассматривание иллюстраций, игра

Беседы, обучение, упражнения, объяснение, напоминания, рассказ, творческие задания, развивающие игры, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций

Беседы, обучение, личный пример, упражнения, объяснение, напоминания, рассказ, творческие задания, развивающие игры, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций

Достижение планируемых результатов освоения

содержания темы «Безопасность»

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

- Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.

- Соблюдает элементарные правила поведения на улице, в общественных местах, правила дорожного движения.

- Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.

- Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Пункт медицинской помощи».

- Различает проезжую часть, пешеходный переход «Зебра».

- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

- Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и общественных местах, дорожного движения.

- Различает и называет специальные виды транспорта, объясняет их назначение.

- Понимает значения сигналов светофора.

- Узнает и называет дорожные знаки, различает проезжую часть, тротуар, пешеходный переход.

- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

Интеграция

«Физическое развитие»

Формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья.

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

«Социализацо- коммуникативное развитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания.

Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.

«Познавательное развитие»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.

Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе «трудовой деятельности».

«Речевое развитие»

Безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего использование художественных произведений для формирования основ Мира.

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование, лепка, аппликация по данный теме.

                

                Одно из определений безопасности – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз. Это означает, что безопасность ребёнку, прежде всего, взрослые. Введение такой области очень актуально, так как безопасность сегодня приобретает особое значение. Именно незнание и несоблюдение правил постоянно приводит к нелепым катастрофам и гибели детей. Поэтому важно обучать так, чтобы дети не только запомнили правила, но и понимали их смысл и необходимость выполнения.

В ФГОС указана необходимость обучения детей правилам «дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства», «формирование предпосылок экологического сознания», которое тесно связано с экологической безопасностью. В то же время многих педагогов удивляет, что эта важная задача оказалась включенной только в эту образовательную область. Экологическое мировоззрение – категория, которая связана со всей жизнью ребенка и со всеми образовательными областями. В противном случае сформировать даже основы экологического сознания невозможно.

Помимо привычных пожарной безопасности, безопасности на дорогах и во время купания большое значение имеет экологическая безопасность, обучение ребенка правилам общения с незнакомыми людьми, умение вести себя в случае различных непредвиденных чрезвычайных ситуаций. Есть и информационная безопасность, о которой в дошкольном образовании пока умалчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий « Масленица» для детей дошкольного возраста в детском саду.

Сценарий  « Масленица»   для детей  дошкольного возраста  в детском саду....

Статья на тему: «Технология обучения пению детей дошкольного возраста в детском саду».

Пение - основное средство музыкального воспитания, занимает важное место в музыкальном развитии дошкольника....

Консультация для воспитателей и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома».

Моя консультация предназначена прежде всего тем  родителям и педагогам, которые  интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическ...

Игры для детей дошкольного возраста в детском саду

В статье рассказвыается о всевозможных играх, которые можно проводить воспитателю совместно с детьми. Все варианты предложенных игр благоприятно влияют на развитие детей....

Статья"Применение нетрадиционных средств физических упражнений, в формировании двигательных и умственных способностей детей дошкольного возраста в детском саду."

Современный образ жизни ведет к снижению двигательной активности. Потребность в движении - одно из общебиологических свойств развития организма, играющая важную роль в жизнедеятельности и формировании...

«Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста в детском саду»

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни....