Картотека бесед по безопасности жизнедеятельности безопасность в детском саду для детей дошкольного возраста
картотека по обж (старшая группа)

Абалян Анастасия Олеговна

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_bezopasnost_v_dou.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радонежский» г.Строитель Яковлевского городского округа».

Картотека бесед

по безопасности жизнедеятельности

безопасность в детском саду

для детей дошкольного возраста

Подготовил:

воспитатель

Абалян Анастасия Олеговна

\

Строитель

2024

безопасность в детском саду

БЕСЕДА № 1

Тема: «Как вести себя в жару на участке?»

Цель: учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др., закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.

Материал: сюжетная картина с изображением 2 девочек- одна сидит под «грибом», а вторая загорает под палящим солнцем и получила солнечный ожог.

(Можно придумать и нарисовать другие картинки)

Ход:

1. Рассматривание картины.

Вопросы к детям:

- Что изображено на картинке?

- Кто из девочек поступил правильно? Почему?

- А что случилось со второй девочкой? Как это произошло?

- Что нужно делать теперь?

- А как мы ведем себя на улице в жару?

-Что нужно делать, чтобы не случился солнечный удар? Солнечный ожог?

2. Составление рассказов из жизненного опыта детей.

3. Игра «Закончи предложение»

-Чтобы не обидеть папу,

Я одену с лентой (шляпу).

Неразлучные друзья

Веревка и прищепка.

Не разлучные в жару

Я и моя (кепка)

-Сильно солнышко печет?-

Спрашиваю маму.

Одеваю я в жару

Белую (панаму).

3. Помочь запомнить Правила:

-На прогулку летом обязательно надевай легкий головной убор (шляпку, косынку, кепку, панамку!

-В жару пей больше жидкости- воды, морсов или соков!

-Нельзя находиться долго на солнышке! Играть лучше в тени!

-В жару носи легкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. Носи в жару темные очки.

-Не бегай босиком в жару по асфальту.

-Не увлекайся в жару подвижными играми на солнцепеке: не доводи до того, чтобы тело было мокрым от пота.

-Если вдруг почувствуешь слабость, головокружение или подташнивание, немедленно уходи в тень и скажи воспитателю о своем самочувствии.

-Смотри за товарищами, не перегрелись ли они, не покраснели ли лицо и тело.

Если замечаешь такое, пригласи их в тенек и скажи об этом воспитателю.

БЕСЕДА № 2

Тема: «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»

Цель: Учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с; знать границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

Материал: Иллюстрации

Ход: Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию и (можно прочитать стихотворение об опасных предметах) рассказывает о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей. Проигрывание ситуаций:

Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.

Совместное рассуждение воспитателя и детей: никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!

И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!

Далее воспитатель проводит беседу (с использованием иллюстраций, стихов или загадок) о том, как себя вести правильно на участке д/сада, почему так, а не иначе нужно вести себя детям?

Запомнить правила:

-Выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.

-Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.

-Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть доброжелательным и вежливым.

-Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.

-Не играть с острыми предметами.

-Не бегать с игрушками и не отбирать их у других.

-Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности. ТАК КАК кто - нибудь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и травмироваться.

-Не кидаться песком, землей, снегом.

-Не подходить к собакам и кошкам.

-Не трогать грибы и ягоды и не есть их.

-Не ломать деревья, кусты.

-Не махаться руками на насекомых, не ловить и не убивать их.

-Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас.

БЕСЕДА № 3

Тема: «Насекомые - польза и вред»

Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

Материал: предметные картинки с изображением насекомых;

сюжетные картины с изображением среды обитания этих насекомых.

Ход:

Вопросы к детям:

-Каких насекомых вы знаете?

-Когда появляются насекомые?

-Где они живут?

-Чем они отличаются от птиц?

-Что случится, если не будет насекомых?

-Чем могут быть опасны насекомые?

-Как себя вести при встрече с ними?

Стихотворение

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла!»

Пчела в ответ: «А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был ужжасно нужжен:

Я берегла его на ужжин!»

Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.

Необходимо знать, как защищаться от насекомых:

-Надо смазывать открытые части тела средствами (созданными специально для детей, отпугивающими насекомых!

-Ни в коем случае не трогайте осиное гнездо!

-Если около вас летит пчела, не машите руками, перейдите на другое место!

-Если пчела все же ужалила, то надо удалить жало, ужаленное место протереть содовым раствором или приложить лепестки календулы.

-Не ловите и не убивайте насекомых!

-Не стойте около муравейника!

БЕСЕДА № 4

Тема: «Осторожно: грибы и растения на участке д/с»

Цель: Познакомить с растениями нашего участка. Научить различать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.

Материал: Игра «Распутай путаницу»«Гербарий».

Ход:

1. Игра «Распутай путаницу»

На столе лежат картинки, на которых нарисованы отдельные части растений, детям предлагается их соединить.

2. Можно показать детям на картинке ребенка, который лежит в больнице. Попросить обсудить, что с ним могло произойти. Подвести к мысли, что трогать и брать в рот незнакомые растения и грибы опасно.

3. Спросить у детей, какие растения на участке нашего д/с им знакомы.

Показ растений из «Гербария».

Обсудить с детьми, какие части есть у растений, на что похожи, названия, прочесть стихи или загадать загадки. Обсудить с детьми, чем может быть опасно растение или гриб.

У некоторых детей есть привычка- покусывать или жевать любую травинку. Это очень вредная привычка. Дети должны запомнить, что стебли, листья, цветы и ягоды многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью

Запомните!

-Лучшее средство защиты от ядовитых растений- не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: это может вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.

-Сбор грибов - увлекательное занятие. Но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке и на участке д/сада.

-Запомните - грибы в городе, даже если они и съедобные, опасны. Они содержат много нитратов, поглощают выхлопные газы, радиацию. Поэтому, встретив гриб на участке д/сада- не трогайте его, а покажите воспитателю, родителям.

-Если вы все- таки потрогали растение или гриб, обязательно нужно вымыть руки с мылом.

БЕСЕДА № 5

Тема «Как себя вести в группе»

Цель: Воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сада (в группе, спальне, приемной). Развивать умение подчиняться правилам безопасности, желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Материал: сюжетная картина (в методкабинете, Губка БОБ- кукла (или медвежонок).

Ход: 1. Приходит кукла- Губка Боб Квадратные Штаны в группу.

Обыграть ситуации:

*пока он «бежит» (а не идет) ударяется об угол стола;

*затем спотыкается об брошенную игрушку;

*захотел достать со шкафа предмет, залез на стул и упал;

*чуть не залез на окно, увидев там собачку (игрушку);

*когда, наконец его усадили на стул, он сидит и раскачивается.

С детьми обсудить все эти ситуации, (воспитатель объясняет детям, что Боб- мягкий, а если бы с детьми случилось такое, пришлось бы вызвать врача скорой помощи по тел. -03, объяснить Бобу, что он делал не правильно, почему себя так вести нельзя, а как правильно себя вести (озвучить ПРАВИЛА) и показать сюжетную картину.

2. Рассматривание сюжетной картины, где все дети заняты своим делом, никто не шумит, не бегает, не толкается, в группе порядок и т. д. Беседа по ней. Также рассказать (обсудить) детям о правилах поведения в спальне и приемной комнате.

Привести детей к мысли, что НАДО подчиняться правилам безопасности, т. к. это нужно для сохранения жизни и здоровья - своего и других людей!

  1. Разбросанные игрушки могут послужить причиной падения, ушиба.
  2. Порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности!
  3. Нельзя залезать на подоконник, стол и шкафы. Если не можешь достать, попроси воспитателя!
  4. Очень опасно бегать по группе, спальне и приемной: острые углы мебели могут стать причиной травмы, столкнувшись с другим ребенком можно получить сильный ушиб!
  5. Не бери мелкие игрушки в рот- ты можешь нечаянно проглотить их и подавиться!
  6. Раскачиваться на стуле нельзя! Потеряв равновесие, ты упадешь и ударишься!
  7. Во время игр с водой следи, чтобы вода не попала на пол. Мокрый пол очень скользкий, поэтому опасен для тебя!
  8. Во время приема пищи не разговаривай, тщательно пережевывай пищу!
  9. Обувь всегда должна быть застегнутой и удобной, без длинных шнурков!
  10. Приносить в д/с жевательную резинку запрещено во избежание несчастных случаев!

БЕСЕДА № 6

Тема: «Передвигаемся по детскому саду»

Цель: научить детей правилам безопасного передвижения по детскому саду;

Воспитывать выдержку, желание осознанно правильно вести себя в помещении д/с.

Материал: карта-схема д/сада; фотографии детей: идут по коридору; поднимаются по лестнице (спускаются); просмотр театр. представлений в муз. зале;

заходят в физ. зал, и т. д. Кукла Незнайка (или взрослый).

Ход: Вопросы к детям:

  1. Куда мы ходим по д/саду?
  2. Какие помещения есть в д/с? (Музыкальный зал, физкультурный зал, медицинский кабинет и др.)
  3. Как нужно себя вести, когда мы передвигаемся по д/с?

Приходит Незнайка, приносит фотографии. Рассматривание и обсуждение фотографий. Незнайка показывает, как он себя ведет в той или иной обстановке (толкается, спорит, не хочет стоять с кем-то или сзади, дергает за косичку девочек, ущипнет, наступает на ноги, балуется, говорит громко, машет руками, пинается, в театре вскакивает и орет, не здоровается со взрослыми в коридоре, на лестнице не держится за перила).

Объяснить Незнайке, что так себя вести ни в коем случае нельзя, и еще раз показывают, как нужно правильно вести себя, главное - почему так надо вести! Можно показать картинку, где ребенок лежит в больнице, обсудить ситуацию.

Незнайка обещает исправляться.

Воспитатель показывает детям карту- схему помещений д/сада, объясняет, где что находится.

Повторение правил вместе с Незнайкой (можно озвучить в магнитофонной записи):

1.Спускаясь по лестнице, идти нужно друг за другом, спокойным шагом, не толкаясь, держась за перила;

2.Двигаться по коридорам д/с надо спокойно, придерживаясь правой рукой стороны коридора;

3.Осторожно переходи пересечения коридоров, потому что ты не видишь, кто может идти тебе навстречу;

4.При движении по коридорам всегда смотри вперед, чтобы не натолкнуться на выступы в стенах или на нянечек, спешащих с кастрюлями на кухню и обратно;

5.Коридоры и лестница- не место для игр и баловства. Помни об этом!

6.Не открывай двери ногой, также не открывай их резко, т. к. с той стороны двери может находиться человек, и ты его поранишь!

Ой, ребята,- Верь, не верь,

- От меня сбежала дверь.

-Прощай,- сказала,- дорогой,

Ты открывал меня ногой

БЕСЕДА № 7

Тема: « Как песок может стать опасным»

Цель:показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.

Материал: 2 куклы- Неумейки, доктор Айболит, игрушки и пособия для  игры с песком.

Ход беседы:

Приходят 2 куклы- Неумейки. Играют с песком и все время балуются: кидаются в друг друга  песком и попадают в глаза (Приходится обращаться  к доктору Айболиту и лечить их);

копают ямку слишком резво и попадают на голову и пачкают волосы- приходится мыть; захотели посмотреть, как течет сухой песок, поднимая руки слишком высоко и попали песком в рот, в нос (а в песке могут жить микробы- можно заболеть или задохнуться),  запачкали одежду друг друга- вся одежда в песке, грязная.

И другие ситуации.

Дети обсуждают каждый раз ситуацию и делают выводы (учат Неумеек)– как надо правильно вести себя, чтобы не приключилась беда,  и запоминают

ПРАВИЛА:

-Не кидаться  песком, не разбрасывать его, играть осторожно, не поднимать руки с песком высоко, надо копать и строить из песка спокойно, аккуратно, не толкаться в песочнице и возле песочницы, не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими бережно.

-Ни в коем случае не три грязными (после игр с песком) руками глаза, лицо, вымой сначала руки.

-А если все- таки попал песок в глаза, уши, нос или рот, вымой их быстрее водой, и обязательно скажи об этом  взрослым (воспитателю).

БЕСЕДА № 8

Тема: «Не играй с бродячими животными

Цель: разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными;

учить заботиться о своей безопасности.

Материал: д/упражнение- «Как это случилось?»

Ход беседы:

1.Отгадай!:

«Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается» (Кошка).

«Гладишь- ласкается, дразнишь- кусается»

(Собака).

Рассказ воспитателя:

«Иногда, когда мы играем на участке д/сада, к нам приходят собаки или кошки. Мы, конечно же, все любим животных, заботимся о них, знаем, как с домашними животными обращаться, что они любят. Но мы не знаем, чьи эти животные. Скорее всего, они бездомные.

-А можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему?

Да, вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных.

Важно помнить, что животные наиболее агрессивны во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши.

4.Обыгрывание проблемных ситуаций:

«Жалобно мяукает котенок у нашего подъезда. Что делать?»

5.Чтение стихотворения6

Мяукает у дерева

Незнакомая кошка,

Налью молока

Я бедняжке немножко.

Но трогать руками

Котенка не буду,

Что мама сказала

Ведь я не забуду:

«будь добрым, сыночек,

Животных корми,

А в руки бродячих

Зверей не бери,

От них мне поверь,

Легко заразиться.

Придется в больнице

Долго лечиться!»

6.Запомните ПРАВИЛА!

- Не убегайте от собаки на улице. Собаки преследуют убегающих.

- Не гладьте незнакомых животных и не берите их на руки! Они могут оказаться больными, заразными, у них могут быть клещи или блохи или они могут неправильно среагировать на вашу ласку и  укусить без предупреждения.

- Не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот взгляд за вызов.

-Если вы встретитесь с собакой в узком проходе или проулке, уступите ей место, встаньте боком к собаке.

-Не трогайте чужую кошку или собаку. Даже при хорошем отношении с твоей стороны они могут чего- то испугаться и в целях самозащиты оцарапать или укусить.

- не целуйте (они часто роются в земле и у них на  морде  много микробов)

и не дразните животных ( они могут терять терпение и укусить);

-не подходите к ним сзади.

-Не буди спящую собаку.

7.Д/упр. «Как это случилось?»

Обсуждение неправильного действия ребенка и его последствия (по серии картин).  (Дразнили собаку-  она укусила. Ребенок попал в больницу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов "Обучение детей дошкольного возраста игре на курае"

Авторское методическое пособие "Обучение детей дошкольного возраста игре на курае" включает в себя методику, перспективный план, пошаговое обучение и результативность....

Сценарий Новогоднего путешествия в детском саду для детей дошкольного возраста

Сценарий Новогоднего путешествия в детском саду для детей дошкольного возраста...

Сценарий Новогоднего путешествия с Алёшей Поповичем и конем Юлием в детском саду для детей дошкольного возраста

Сценарий Новогоднего путешествия с Алёшей Поповичем и конем Юлием в детском садудля детей дошкольного возраста...

План на декаду по правилам безопасности дорожного движения в детском саду для детей старшего возраста.

План на декаду по правилам безопасности дорожного движения в детском саду для детей старшего возраста....

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Ф. Фребель является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми...

Организация дежурства в детском саду для детей дошкольного возраста (средняя группа)

Мы дежурные сегодня.Станем быстро помогать,Аккуратно и красивоВсе столы сервировать....