ПРОГРАММА «Безопасность для дошкольников» По основам безопасности жизнедеятельности для детей 3-7 лет
рабочая программа по обж
ПРОГРАММА
«Безопасность для дошкольников»
По основам безопасности жизнедеятельности для детей 3-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 524.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Безопасность для дошкольников»
По основам безопасности жизнедеятельности для детей 3-7 лет
Автор-составитель:
Булгарина Мария Владимировна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №10 «Звездочка»
1.Содержание
№ | Содержание | стр. |
п/п | ||
1 | Содержание | 2 |
2 | Паспорт программы | 3 |
3 | Пояснительная записка | 5 |
4 | Содержание программы дополнительного образования | 7 |
«Безопасность для дошколят» | ||
Основные разделы программы | ||
5 | Содержание основных разделов программы | 9 |
6 | Учебно-тематический план программы «Безопасность для дошколят» | 12 |
Средняя группа | 12 | |
Старшая группа | 13 | |
Подготовительная к школе группа | 14 | |
7 | Методическое обеспечение программы | 15 |
образования «Безопасность для дошкольников» | ||
7.1 | Перспективный план занятий средняя группа | 15 |
7.2 | Перспективный план занятий старшая группа | 21 |
7.3 | Перспективный план занятий подготовительная к школе группа | 30 |
8 | Материально – техническое обеспечение | 39 |
9 | Мониторинг теоретических и практических знаний и умений детей | 40 |
средней группы | ||
9.1 | Мониторинг теоретических и практических знаний и умений детей | 42 |
старшего дошкольного возраста | ||
10 | Диагностический инструментарий (тестовая беседа) | 44 |
11 | Работа с родителями | 46 |
Литература | 47 |
2. Паспорт программы | |
Наименование | Дополнительная образовательная программа по общей |
программы | подготовке детей (ОБЖ) «Безопасность для дошколят» |
Основание для | - Конституция Российской Федерации; |
разработки | - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании |
программы | в РФ»; |
- ФГОС дошкольного образования.; | |
- СанПин – 2.4.1.3648-20; 1.2.3685-21. | |
- Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. № 65-23-16 «О | |
гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей | |
дошкольного возраста в организованных формах обучения»; | |
-«Основы безопасности детей дошкольного возраста» | |
Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., включающим | |
разделы авторов: «Ребенок и другие люди»; «Ребенок и | |
природа»; «Ребенок дома»; «Ребенок на улице»; | |
«Эмоциональное благополучие ребенка». | |
Авторы-составители | Булгарина М.В. |
Заказчик программы | Педагогический совет дошкольных групп. Родители (законные |
представители). | |
Организация | МБДОУ «Детский сад №10 «Звездочка» города Смоленска |
исполнитель | |
Целевые группы | Средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе |
группа. | |
Цель программы | Формирование у детей знаний о правилах безопасного |
поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного | |
отношения к себе и окружающему миру. | |
Задачи | 1. Формировать представления и освоение способов |
безопасного поведения. | |
2. Формировать целостную картину мира и расширение | |
кругозора в части представлений о возможных | |
опасностях, способах их избегания, способах | |
сохранения здоровья и жизни, безопасности | |
окружающей природы. | |
3. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и | |
детьми в процессе освоения способов безопасного | |
поведения, способов оказания самопомощи, помощи | |
другим, правил поведения в стандартных опасных | |
ситуациях и др. | |
4. Выработать у дошкольников нормы поведения, | |
уверенность в себе. |
Предполагаемые | В результате освоения программы воспитанники будут иметь | ||
результаты | представления: | ||
- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту; | |||
- о правилах обращения с предметами, несущими в себе | |||
опасность; | |||
- о допущении здоровой дозы страха в реально опасных | |||
ситуациях; | |||
- о необходимости следить за собственной безопасностью. | |||
Знать: | |||
- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части; | |||
- правила пользования телефоном; | |||
- правила пользования бытовыми электроприборами. | |||
Уметь: | |||
- применять усвоенные знания и способы деятельности для | |||
решения проблемных ситуаций; | |||
- планировать свои действия, направленные на достижение | |||
конкретной цели; | |||
- соблюдать правила безопасного поведения с бытовыми | |||
электроприборами; | |||
- бережно относиться к своему здоровью и собственной | |||
безопасности. | |||
Срок реализации | 3 года | ||
программы | |||
- Пояснительная записка
Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитать у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержание данной программы становится все более актуальным в наше опасное время. Безопасный и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных ситуациях. Главной задачей программы является развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда: город, сельская местность,
домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников дошкольных групп, воспитанников и их родителей безопасному поведению. Чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме, разработано тематическое планирование основных разделов программы, направленное на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни.
Безопасность и здоровый образ жизни – должны стать не суммой полученных знаний, а стилем жизни детей. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
Цель программы: Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Задачи:
- Формировать представления и освоение способов безопасного поведения.
- Формировать целостную картину мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.
- Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другим, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др.
- Выработать у дошкольников нормы поведения, уверенность в себе.
Сроки реализации программы – 3 года.
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами. Каждый этап распределен по месяцам, определенно количество занятий, необходимых для данного этапа работы.
Программа рассчитана на одно занятие в неделю в групповой форме обучения, продолжительность одного занятия:
Средний возраст - 20 мин. Старший возраст- 25-30 мин.
Образовательная работа по ОБЖ проводится в течении всего дня жизнедеятельности детей.
Предполагаемые результаты обучения.
В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:
- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
- о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
- о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях;
- о необходимости следить за собственной безопасностью.
Знать:
- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
- правила пользования телефоном;
- правила пользования бытовыми электроприборами.
Уметь:
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
- планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- соблюдать правила безопасного поведения с бытовыми электроприборами;
- бережно относиться к своему здоровью и собственной безопасности.
Программа «Безопасность для дошкольников» может быть полезной педагогам дошкольных групп и родителям воспитанников. Определяя
основное содержание и направление развития детей, программа оставляет за педагогами право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а
также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать жизненный опыт детей,
особенности их поведения, предпочтения. Материал на эти темы дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей.
Ожидаемый результат
В соответствии с требованиями ФГОС ДО выдвигаются следующие целевые ориентиры для воспитанников по безопасности поведения:
- Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения.
- Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь»,
«Пожарная», Полиция»), объясняет их назначение.
- Понимает значения сигналов светофора.
- Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход»,
«Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный ход»,
«Пункт медицинской помощи».
- Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный, пешеходный переход «Зебра».
- Знает и соблюдает элементарные правила безопасной работы в сети Интернет.
- Знает и рассказывает о мерах предосторожности, связанных с опасными предметами дома (химические вещества, легковоспламеняющиеся предметы и жидкости).
- Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
- Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города.
- Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.
Основные принципы построения программы:
- принцип научности (содержание программы построено на научных фактах);
- принцип доступности, учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
- принцип системности и последовательности (постепенный переход от более близкого ребенка, личностно значимого, к менее близкому);
-принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний обж);
-принцип интегративности (реализация программы в сотрудничестве с семьей, учреждениями социума);
-принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера);
- принцип гендерного подхода в реализации программы;
Детям старших групп в игровой форме доводятся знания по вопросам правил дорожного движения, безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения.
- Содержание программы «Безопасность для дошкольников
- Основные разделы программы
Раздел 1. Ребенок и другие люди
Цель: познакомить детей с опасностью контактов с посторонними людьми.
- Не открывай чужому дверь
- Если чужой приходит в дом
- Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице
- Что делать, если ты потерялся
- Внешность человека может быть обманчива
- Ребенок и его старшие приятели
Раздел 2. Ребенок и природа
Цель: познакомить детей с некоторыми объектами и явлениями природы, представляющими определённую угрозу здоровью и жизни человека.
- Умеешь ли ты обращаться с животными
- Кошки и собаки - наши друзья
- Зимние и летние явления природы
- Ядовитые грибы и ягоды
- Правила поведения на воде
- Насекомые
Раздел 3. Ребёнок дома
Цель: познакомить детей с потенциально опасными для жизни и здоровья человека предметами домашнего быта.
- Опасные предметы
- Безопасный дом
- Каждому опасному предмету свое место.
- Беседа «Поплотнее кран закрой - осторожен будь с водой»
- Беседа «Электроприборы»
- О правилах пользования электроприборами
Раздел 4. Ребёнок на улице города. ПДД
Цель: познакомить детей с опасностью, исходящей от транспорта на улицах, с правилами дорожного движения.
- Наш посёлок
- Знакомство с правилами дорожного движения
- По дороге в детский сад
- Пешеход переходит улицу
- О безопасности на дорогах
- О правилах кошке расскажем немножко
Раздел 5. Пожарная безопасность
Цель: помочь детям запомнить основную группу предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.
- Огонь – друг или враг.
- Как Зайка тушил пожар
- Юный пожарный
- Спички детям не игрушки
- Беседа «Эта спичка невеличка»
- Викторина «Пожарным можешь ты не быть»
Раздел 6. Эмоциональное благополучие ребенка
Цель: создание основных педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию детей дошкольного возраста; систематизация знаний детей об эмоциях и эмоциональных состояниях с помощью зрительных образов, отражающих различные стороны человеческих эмоций;
- Психическое здоровье.
- Детские страхи.
- Конфликты и ссоры между детьми.
Содержание основных разделов программы Раздел 1. Ребенок и другие люди.
- В игровой форме познакомить детей с правилами поведения, когда никого из взрослых нет дома.
- Обсудить с детьми ситуации, когда в дом хочет проникнуть чужой человек, научить правильно вести себя в таких ситуациях.
- Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.
- Закрепить с детьми основные правила поведения в ситуации «Что делать, если ты потерялся». Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только, например, к милиционеру, продавцу, женщине с ребенком.
- Дать детям понятия, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям; научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого.
- Научить детей говорить: «НЕТ», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.
Раздел 2. Ребёнок и природа.
- Рассказать о безопасности на прогулке, какие опасности поджидают нас на прогулке.
- Дать знание о правилах поведения при встрече с различными домашними животными; учить детей понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться.
- Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, что каждое животное обладает своим характером; сформировать представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными; воспитывать интерес к жизни животных, добрые чувства к ним.
- Закрепить знания детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, зимой нельзя ходить под козырьком домов, на льду нельзя толкаться; продолжать воспитывать у детей внимание к находящимся рядом с ними людям, быть предупредительными
- Дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя
- Рассказать детям об играх с песком, предупредить их, что играть с ним не безопасно.
Раздел 3. Ребёнок дома.
- Учить детей (в форме игры) правильно пользоваться бытовыми предметами, понимать, что некоторыми из них пользоваться необходимо осторожно и только в присутствии взрослых, а некоторыми — запрещено, закреплять знания литературных произведений.
- Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, помочь детям самим сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах.
- Научить детей правилам поведения при возникновении опасной ситуации. Учить детей отгадывать загадки
- Уточнить знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами; воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами.
- Дать представление о соблюдении осторожности при пользовании водой в доме.
- Рассказать детям об электроприборах, для чего они нужны в доме.
- Сформировать представление о правилах пользования электроприборами; рассказать об опасности электрических приборов и бережном с ними обращении.
Раздел 4. Ребёнок на улице города. ПДД.
- Дать представление о словах: пассажир, пешеход; ознакомить детей с движением транспорта и пешеходов; дать представление о том, как важно учить правильно ходить и ездить по городу; воспитывать у детей дружеское взаимопонимание.
- Расширять знания детей о правилах поведения на улице, уточнить назначение «островка безопасности»; закрепить умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках.
- Рассказать о дорожных знаках: «Пешеходы», «Дети», «Внимание»; подробно объяснить детям, где безопасно переходить улицу.
- Закрепить знания детей о правилах движения пешеходов, о пешеходном переходе; познакомить с дорожным переходом; сформировать представление о светофоре для пешеходов; выяснить, чем он отличается от транспортного светофора;
- Формировать представления о правилах безопасности на дорогах; углубить знания детей о правилах дорожного движения; познакомить детей с правилами пользования пешеходным переходом.
- Повторить правила дорожного движения; закрепить и систематизировать знания по теме «Безопасность на авто-, железно- и авиа дорожном транспорте»; воспитывать у детей правила поведения и общения в общественном транспорте.
Раздел 5. Пожарная безопасность.
- Формирование у детей понятие “пожарная безопасность»; дать общее представление назначения (функций) огня; дать знания о причинах возникновения пожара; сформировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара; воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии; активизация двигательной активности, развитие физических качеств: ловкости, быстроты, смелости;
- Рассмотреть и обсудить причины возникновения пожаров в результате
детских шалостей с огнем, научить детей, как действовать во время пожара.
- Закрепление знаний о пожарной безопасности, о профессии «пожарный»; развитие мышления, внимания; воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии.
- Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.
- Довести до понимания детей предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность, если попадут в неумелые руки невнимательного, безответственного человека познакомить с репродукциями о бедствиях, которые могут причинить спички.
- Продолжать знакомить детей с профессией пожарного. Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную. Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности. Развивать память, сообразительность, находчивость. Воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность скромность. Воспитывать интерес к играм соревновательного характера.
Раздел 6. Эмоциональное благополучие ребенка.
- Создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе;
- Формирование у ребенка позитивного образа своего «я»;
- Побуждение у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления и т.д.) в подвижных играх, забавах;
- Приучение детей к тому, чтобы обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие;
- Развитие у детей умений и навыков выразительно в действиях отражать свое эмоциональное состояние;
- Содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т.д.
- Учебно-тематический план программы «Безопасность для дошкольников»
№ | Направления работы | Месяц | Количество Занятий/ событий |
Средняя группа | |||
1. | Правила поведения в природе | 1 | |
2. | Ребёнок дома | Сентябрь | 1 |
3. | Правила дорожного движения | 1 | |
1. | Правила поведения в природе | 1 | |
2. | Правила дорожного движения | Октябрь | 1 |
3. | Правила пожарной безопасности | 1 | |
1. | Ребёнок и друге люди | 1 | |
2. | Ребёнок дома | Ноябрь | 1 |
3. | Правила дорожного движения | 1 | |
1. | Правила поведения в природе | 1 | |
2. | Правила дорожного движения | Декабрь | 1 |
3. | Правила пожарной безопасности | 1 | |
1. | Правила поведения в природе | 1 | |
2. | Ребёнок дома | Январь | 1 |
3. | Правила пожарной безопасности | 1 | |
1. | Ребёнок дома | 1 | |
2. | Правила дорожного движения | Февраль | 1 |
3. | Ребёнок и друге люди | 1 | |
1. | Ребёнок дома | Март | 1 |
2. | Правила дорожного движения | 1 | |
1. | Ребёнок и другие люди | 1 | |
2. | Правила пожарной безопасности | Апрель | 1 |
3. | Ребёнок дома | 1 |
1 | |||
1. | Правила поведения в природе | Май | 1 |
№ | Направления работы | Месяц | Количество Занятий/событий |
Старшая группа | |||
1. | Правила дорожного движения | 1 | |
2. 3. | Правила поведения в природе Правила пожарной безопасности | Сентябрь | 1 1 |
4. | Ребёнок и другие люди | 1 | |
1. | Правила дорожного движения | 1 | |
2. 3. | Правила поведения в природе Правила пожарной безопасности | Октябрь | 1 1 |
4. | Ребёнок дома | 1 | |
1. | Правила дорожного движения | 1 | |
2. 3. | Ребёнок и другие люди Ребёнок дома | Ноябрь | 1 1 |
4. | Эмоциональное благополучие | 1 | |
1. | Правила поведения в природе | 1 | |
2. 3. | Ребёнок и другие люди Правила пожарной безопасности | Декабрь | 1 1 |
4. | Ребёнок дома | 1 | |
1. | Правила дорожного движения | 1 | |
2. | Правила пожарной безопасности | Январь | 1 |
3. | Эмоциональное благополучие | 1 | |
1. | Правила поведения в природе | 1 | |
2. 3. | Правила дорожного движения Ребёнок дома | Февраль | 1 1 |
4. | Правила пожарной безопасности | 1 | |
1. | Ребёнок дома | 1 | |
2. 3. | Ребёнок и другие люди Правила пожарной безопасности | Март | 1 1 |
4. | Правила поведения в природе | 1 | |
1. | Ребёнок дома | 1 | |
2. | Правила дорожного движения | Апрель | 1 |
3 | Правила поведения в природе | 1 | |
1. | Эмоциональное благополучие | 1 | |
2. | Правила поведения в природе | Май | 1 |
3. | Ребёнок дома | 1 |
№ | Направления работы | Месяц | Количество |
занятий | |||
Подготовительная к школе группа | |||
1. | Правила дорожного движения | Сентябрь | 1 |
2. | Правила поведения в природе | 1 | |
3. | Правила пожарной безопасности | 1 | |
4. | Ребёнок и другие люди | 1 | |
1. | Правила поведения в природе | Октябрь | 1 |
2. | Ребёнок дома | 1 | |
3. | Правила дорожного движения | 1 | |
4. | Правила поведения в природе | 1 | |
1. | Правила пожарной безопасности | Ноябрь | 1 |
2. | Правила дорожного движения | 1 | |
3. | Эмоциональное благополучие | 1 | |
4. | Ребёнок дома | 1 | |
1. | Правила пожарной безопасности | Декабрь | 1 |
2. | Правила поведения в природе | 1 | |
3. | Ребёнок дома | 1 | |
1. | Правила дорожного движения | Январь | 1 |
2. | Ребёнок дома | 1 | |
3. | Эмоциональное благополучие | 1 | |
1. | Правила дорожного движения | Февраль | 1 |
2. | Правила пожарной безопасности | 1 | |
3. | Правила поведения в природе | 1 | |
4. | Ребёнок и другие люди | 1 | |
1. | Правила дорожного движения | Март | 1 |
2. | Ребёнок дома | 1 | |
3. | Правила пожарной безопасности | 1 | |
1. | Ребёнок дома | Апрель | 1 |
2. | Правила пожарной безопасности | 1 | |
3. | Правила поведения в природе | 1 | |
1 | Правила поведения в природе | Май | 1 |
2 | Правила дорожного движения | 1 | |
3 | Ребёнок дома | 1 | |
4 | Итоговое развлечение | 1 |
- Методическое обеспечение программы образования
«Безопасность для дошкольников»
- Перспективный план занятий Средняя группа
Месяц | Неделя | Тема | Цели | Форма | ||||
Сентябрь | 1 | «Раз грибок, два | -Дать детям понятие о том, что | 1. | Беседа о грибах. | |||
грибок, вот и полный | нельзя собирать незнакомые грибы | 2.Рассматривание иллюстраций | ||||||
кузовок» | – они могут оказаться опасными | «Грибы». | ||||||
для человека. Учить различать и | 2. | Чтение рассказа «Случай в лесу» и | ||||||
называть некоторые съедобные и | обсуждение поступков героев. | |||||||
несъедобные грибы. | 3. | Д/и «4-й лишний». | ||||||
4. | Лепка грибы в лукошке. | |||||||
2 | «Контакты с | -Объяснить детям, что контакты с | 1. | Беседа о домашних животных. | ||||
животными» | животными иногда могут быть | 2.Рассматривание картин «Домашние | ||||||
опасны. | животные». | |||||||
3.Загадки о животных. | ||||||||
4. | Игра «Лохматый пес». | |||||||
5. | Совет как вести себя при встрече с | |||||||
бездомными собаками. | ||||||||
3 | «Путешествие по | -Дополнить | представления | детей | 1.Рассматривание иллюстраций | |||
улице» | об улице | новыми | сведениями | картины «Улицы города». | ||||
(дома имеют разное назначение: в | 2. | Чтение О.Тарутин «Переход». | ||||||
одних живут люди, | в | других | 3. | Рисование «Я по улице иду». | ||||
находятся учреждения – магазины, | 4.Ситуация общения «Где ты с | |||||||
школа, почта и т.д). | родителями гулял в выходные дни (в | |||||||
-Машины движутся по проезжей | парке, на даче, детском городке). | |||||||
части улицы. | 5. | П/игра «По ровненькой дорожке». | ||||||
Октябрь | 1 | «Осторожно, ядовито!» | -Учить детей внимательно | 1. | Беседа «Осторожно! Ядовитые | |||
относиться к растениям в природе. | растения». | |||||||
-Понимать, что среди них могут | 2.Рассматривание Красной книги |
быть ядовитые. -Учить соблюдать осторожность. -Развивать любознательность. | природы.
ядовито!» | |||
«Правила для пешеходов» | -Познакомить детей с некоторыми правилами передвижения |
5.Рассматривание иллюстраций с изображением улицы. | ||
3 | «Тили-бом, тили бом загорелся кошкин дом» | -Развивать внимание, быстроту реакции, координацию движений. -Формировать чувство ответственности за небрежное отношение к огню. | 1. Отгадывание загадок. 2 Беседа о труде пожарных.
кошке» (цветные полоски). | |
Ноябрь | 1 | «Незнакомые люди» | -Учить детей правильно оценивать ситуацию, вести себя правильно в сложившейся ситуации, |
обсуждения (незнакомый взрослый звонит в дверь; звонит по телефону; предлагает ребенку конфету, покататься на машине); |
2 | «Один дома» | -Формировать умения соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях, если остался один дома; |
подоконник и др.; |
16
- Уметь предвидеть и предупреждать возможные последствия своих поступков; | - ребёнок читает книгу, поёт, рисует и др.; 2. рассматривание иллюстраций предметов: вилка, нож, иголки, шило, таблетки, ножницы, спички, таблетки, витамины, чистящие, специи, духи и др. опасные предметы; | |||
3 | «Светофор» | -Закрепить знания детей о работе светофора. -Закрепить знания правил перехода улиц. -Активировать мышление детей. |
| |
Декабрь | 1 | «Правила безопасности на льду». | -Дать детям знания о правилах поведения на льду. |
|
2 | «Кто быстрее» | -Закрепить у детей знания сигналов светофора. -Развивать память, координацию движений. |
«Светофора»
| |
3 | Стихотворение С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» | Знакомить детей с такими явлениями, как пожар.
|
С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» и беседа по его содержанию. |
понятиями и словами. |
О. Журавлева «Не играй с огнем».
| |||
Январь | 2 | «Что такое метель» | -Знакомить детей с правилами поведения во время метели. |
|
3 | «Не открывай дверь чужим людям» | -Знакомить детей с правилами личной безопасности. -Формировать чувство самосохранения. |
«Если в дверь звонит звонок».
безопасности. | |
4 | «Огонь-друг или враг» | -Дать представление о роли огня в жизни человека. -Закрепить знания правил пожарной безопасности. -Формировать представления о поведении при угрозе пожара |
| |
Февраль | 1 | «Острые и колющиеся предметы» |
-предостерегать в обращении с опасными предметами. |
|
2 | «Правила поведения в | -Знакомить детей с правилами |
|
транспорте» | поведения в транспорте. | уступить место».
дорожного движения». | ||
3 | «Мы в безопасности» | -Учить детей правилам поведения при встрече с незнакомыми людьми. |
«Как вести себя с незнакомцем».
| |
Март | 1 | «Домашние помощники - Электроприборы» | -Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования ими. |
электроприборами
|
2 | «Домашние помощники - Электроприборы» «Это не игрушки, это опасно» | -Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности. -Формировать дисциплинированность и чувство ответственности за свои поступки. |
фотографий на тему «Пожар».
| |
3 | «Найди такой же знак» | -Закрепить знания детей о назначении дорожных знаков. -Умение использовать их в игре по назначению. -Развивать память, сообразительность. |
|
каждый знак». | ||||
Апрель | 1 | «Встреча с незнакомцем» | -Учить детей правилам поведения при встрече с незнакомыми людьми. |
«Как вести себя с незнакомцем».
|
2 | «Будь осторожен с открытым огнем» | -Учить детей не подходить к огню. -Закрепить правила безопасности. |
загорелось».
| |
3 | «Не выглядывай в открытое окно» | -Обучать детей правильному поведению в различных ситуациях. -Воспитывать чувство самосохранения, чувство опасности. |
| |
Май | 1 | «Чтобы не было беды» | -Закреплять знания о пожарной безопасности. -Развивать фонематический слух, умение рифмовать. |
четверостишью.
|
2 | «Познакомимся с | -Формировать представление о |
|
нашими соседями» | разных насекомых. | 2.Рассматривание иллюстраций. | |||
-Заучивание правил поведения при | 3. | Д/и «Кто лишний?» | |||
встрече с насекомыми. | 4. | Загадки о насекомых. | |||
5. | Игра «Отгадай, какое это | ||||
насекомое». | |||||
6. | Д/и «Кто где живет?». | ||||
7. | Аппликация «Насекомые». | ||||
3 | «Поведение на воде» | -Знакомить детей с | 1. | Беседа о природе. | |
элементарными правилами | 2Рассматривание картин –ситуаций о | ||||
поведения на воде. | неправильных действиях на воде. | ||||
3. | Составление рассказа по картине | ||||
«Купание на реке, озере, море». | |||||
4. | Отгадывание загадок. | ||||
5. | Правила поведения на воде. |
Перспективный план занятий старшая группа
Месяц | Неделя | Тема | Цели | Форма |
Сентябрь | 1 | «Пора, не пора - не ходи со двора» | -Уточнить знания детей о правилах поведения на улице: -Не играть на проезжей части, -Кататься на велосипеде во дворе или на детской площадке. |
«Школа пешехода».
С. Обоева «Азбука безопасности». |
2 | «Съедобные и несъедобные грибы» | -Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах. |
| |
3 | «Огонь – друг или враг?» | -Закрепить знания о пользе и вреде огня, - О правилах пожарной безопасности. -Воспитывать уважение к профессии пожарного. |
«этого могло не быть».
| |
4 | «Незнакомец звонит в дверь» | -Обучение детей правилам безопасности в ситуации, когда они остаются дома одни. -Сформировать представление о том, почему нельзя открывать дверь посторонним. - Воспитывать у детей положительное отношение к правилам безопасного поведения. -Учить детей применять правила безопасного поведения на практике. |
«Жихарка», Петушок- золотой гребешок»; Е. Тамбовцева- Широкова «Находчивый Дима» | |
Октябрь | 1 | «Мостовая - для машин, тротуары – для пешехода» | -Уточнить представления детей о правилах уличного движения (проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов). -Продолжать знакомить с правилами дорожного движения по обочине, убедить в |
|
необходимости соблюдать их. | ||||
2 | «Ядовитые растения» | -Дать детям понятие о ядовитых растениях. -Дать знания о том, что плодами этих растений можно отравиться. |
«Ядовитые растения»
| |
3 | «Огонь- это очень опасно!» |
-Закрепить знания детей что спички не игрушка.
-Учить осторожному обращению с огнем. |
«Рассказ о неизвестном герое».
«Пожароопасные ситуации»».
| |
4 | «Осторожно - электрические приборы!» | -Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источником опасности (об электричестве, о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования). -Способствовать развитию осторожности и осмотрительности, умению применять полученные знания в повседневной жизни. |
-просмотр презентации: «Электроприборы».
| |
Ноябрь | 1 | «Красный, желтый, зеленый» | -Уточнить у детей знание значений сигналов светофора. Развивать внимание |
|
фотографий с изображением машин. 4. Заучивание стихотворения «Светофор» А. Северный. | ||||
2 | «Ты и другие люди» | -Научить детей правильно вести себя с незнакомыми людьми в разных ситуациях (на примере сказки); предостерегать от контактов с незнакомцами; способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении; |
| |
3 | «Опасные предметы дома» | -Дать детям знания о правилах пользования колющими, режущими предметами. О предметах, которые взрослые должны хранить в недоступных местах (бытовая химия, лекарства, режуще-колющие инструменты). Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами (иголка, ножницы, нож). |
иллюстративный материал по теме «Опасные предметы быта», Карточки с точным изображением предметов; опасные предметы: инструменты – пила, топор, молоток, гвоздь, нож, клещи, спички;
| |
4 | «Детские страхи» | - Учить детей преодолевать свои страхи. -Развивать у детей чувство ответственности за свои поступки |
Петя».
глаза велики». | |
Декабрь | 1 | «Умеешь ли ты обращаться с животными?» | Дать знания о правилах поведения при встрече с различными домашними животными и при |
|
общении с ними. -Учить детей понимать состояние и поведение -животных. |
бездомным животным | |||
2 | «Если ты гуляешь один». | -Развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых. - Формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми. -Закреплять правило «Не трогать на улице незнакомые предметы». |
| |
3 | «Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем». | -Выучить с детьми элементарные правила действия при пожаре. - Сформировать у детей знания о том, что небрежное обращение с огнем приводит к беде. |
дом».
«Пожар в доме».
| |
4 | «Открытое окно, балкон как источник опасности» | -Закреплять представление детей об источниках опасности и правилах безопасного поведения дома, развивать самосознание, сообразительность, внимание. |
многоэтажном доме»
| |
Январь | 2 | «Что такое перекресток?» | -Рассмотреть иллюстрацию с изображением оживленного перекрестка. -Побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа. -Учить ставить вопросы к |
изображением дорожного перекрестка.
ребята переходили улицу». |
прочитанному. | 5. Игра «Регулировщик» | |||
3 | «Чем опасен пожар?» | -Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности, формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки. |
опасно».
«Кошкин дом».
неизвестном герое» | |
4 | «Проблемные ситуации» | -Учить вести себя правильно в проблемных ситуациях, дружелюбно относится к сверстникам. учить детей находить компромисс в той или иной ситуации; - Учить проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, учить умению договариваться. |
2. Игра «Изобрази ситуацию»: Конфликтные ситуации («Мальчик разозлился», «Девочка замахивается на кого-то кулаком», «Двое учеников обзывают друг друга», «Девочка плачет, ее обидели», «Мальчика побили, ему обидно»). | |
Февраль | 1 | «Берегись мороза» | -Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе. |
|
2 | «Найди и расскажи» | -Упражнять в умении находить названный ведущий дорожный знак. -Рассказывать о его назначении. -Развивать интерес к изучению дорожных знаков. |
| |
3 | «Осторожно, лекарства» | -Дать детям представления о том, что лекарства могут быть, как |
«Профессия – врач» |
полезными, так и вредными. |
(таблетках, микстурах, мазях и т.п.) | |||
4 | «Детские шалости с огнём и их последствия» | -Повторить правила пожарной безопасности. |
| |
Март | 1 | «Службы «01», «02», «03» всегда на страже | -Познакомить со службами спасения «01», «02», «03». -Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта. -Воспитывать желание помогать людям в беде, чувство сострадания и ответственности. |
«Пожар».
«Пожар».
быстрее соберет чемодан к выезду». |
2 | «Опасные ситуации во дворе». | -Обучение детей безопасному поведению во дворе. |
| |
3 | «При пожаре не зевай, огонь водою заливай!» | -Познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут только взрослые. -Закрепить знания детей о том, что огонь боится песка и воды . |
«Спички».
|
4 | «Опасные природные явления: Гололёд, Осторожно, сосульки!» | -Формировать элементарные представления о гололёде, воспитывать умение вести себя правильно при гололёде. -Учить детей быть внимательными, не ходить под крышами и навесами в зимне- весеннее время. |
сосульки?»
| |
Апрель | 1 | «Опасные предметы дома» | -Закреплять у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, - Об их необходимости для человека, о правилах пользования |
ты один».
|
2 | «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «пешеходный переход»» | -Расширять у детей знание Правил дорожного движения (улицу можно переходить в специальных местах – наземных и подземных переходах). -Напомнить значение дорожного знака «Пешеходный переход». -Дать представление о дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено». |
уличного движения».
| |
3 | «Птенчики в беде» | -Развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве. -Формировать чувство долга, сострадание к животным. - Желание оказать помощь ближнему. |
|
4 | «Не прыгай в воду в незнакомых местах». | -Знакомить детей с правилами поведения на воде. |
| |
Май | 1 | «Путешествие в мир чувств и эмоций» | -Учить отличать эмоции негативные и положительные. |
«Зеркало» |
2 | «Мы пришли на водоем» | - Научить детей правилам поведения на водоеме. |
«Добрая Ивушка».
| |
3 | «Катание на велосипеде, самокате, роликах в черте города» | -Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде, самокате и роликовых коньках. -Научить детей правилам поведения в таких ситуациях. |
велосипедах, коньках, роликах.
не быть». | |
4 | «Опасности природы в летнее время» «Осторожно, гроза!» «Берегись насекомых!» «Чем опасно солнце» | -Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, в жаркие летние дни, при встрече с разными насекомыми. |
«Гроза».
«Гроза». Отгадывание загадок
грозы. |
Сентябрь
Перспективный план занятий Подготовительная к школе группа
Тема | Цели | Форма | |
«Зачем нужны | -Закрепить знания детей о | 1. | Беседа «Для чего придумали |
дорожные знаки» | правилах поведения на улице. | дорожные знаки». | |
-Вспомнить известные дорожные | 2. | Рассматривание дорожных знаков. | |
знаки («Пешеходный переход»). | 3. | Д/и «Собери знак». | |
-Познакомить с новыми знаками | 4. | Изготовление знаков из цветной | |
(«Зебра», «Внимание», | бумаги. | ||
«Осторожно, дети»). | 5. | Д/у «Найди ошибку». | |
6. | Игра «Путешествие на машине за | ||
город». | |||
7.Д/и «Определи, что означает каждый | |||
знак» | |||
«Ядовитые грибы и | -Дать представление о съедобных | 1. | Загадки о грибах. |
ягоды» | и ядовитых грибах и ягодах. | 2. | Правила сбора грибов. |
-Научить различать грибы по | 3. | Д/и «Какой гриб лишний?» | |
картинкам и тем признакам, | 4. | Д/и «Рассортируй грибы». | |
которые приводятся в загадках и в | 5. | Игра «Осторожно! | |
объяснениях педагога. | 6. | Беседа «О грибах». | |
7. | Д/и «Найди по описанию». | ||
8. | Рассматривание рисунков с | ||
грибами. | |||
«Профессия | Знакомить детей с профессией | 1. | Беседа «К чему приводят шалости с |
пожарного» | пожарного, с качествами его | водой. | |
характера (смелость, ловкость, | 2. | Рассказ о профессии пожарного. | |
доброта), воспитывать уважение к | 3. | Чтение стихотворения О.Вациетиса | |
людям этой профессии | «Спички». | ||
4. | Разучивание песенки пожарного. | ||
5. | Чтение стихотворения А.Ильин «Я |
Месяц | Неделя | № |
занятия |
1 1
2 2
3 3
30
стану пожарным». | |||||
4 | 4 | «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице» | -Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить правильно себя вести в подобных ситуациях. |
дверь», «незнакомец на улице»
никого… | |
Октябрь | 1 | 5 | «Съедобные ягоды и ядовитые растения» | -Познакомить детей со съедобными и ядовитыми растениями. - Научить различать их и правильно называть. |
«Ягоды и ядовитые растения».
«Что можно, что нельзя». |
2 | 6 | «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили» | -Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми. -Способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми. |
Милиция! | |
3 | 7 | «Говорящие знаки» | -Учить узнавать дорожный знак по описанию. |
| |
4 | 8 | «Что мы должны знать о буре и урагане» | -Закрепить знание детей о явлениях природы. -Знакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра (урагана). |
|
природы.
время приближения бури. | |||||
Ноябрь | 1 | 9 | «Юные пожарные» | -Продолжать знакомить детей с профессией пожарного. - Закреплять знания правил пожарной безопасности. -Развивать память, сообразительность, находчивость. | Викторина:
строго соблюдайте». |
2 | 10 | «Улица нашего посёлка, города» | -Уточнить и закрепить знание детей о правилах поведения на улице.
движения. |
И. Серякова «Улица, где все спешат».
| |
3 | 11 | «Эмоциональное состояние детей и взрослых (радость, грусть, злость, печаль) | -Систематизировать представления детей о настроении человека;
другим положительные эмоции |
это я!», «Я дарю тебе улыбку».
| |
4 | 12 | «Незнакомые предметы» | -Развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности. -Формировать привычку |
по теме. |
бережного отношения к окружающему. |
| ||||
Декабрь | 1 | 13 | «Спичка-невеличка» | -Углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня. -Способствовать формированию навыков правильного обращения с ним. -Учить детей выразительно передавать образы героев произведений. |
«Кошкин дом». |
2 | 14 | «Домашние животные – наши друзья» | Дать детям представление о том, что домашние животные могут быть опасны. Учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как общаться с ними. |
| |
3 | 15 | «Электрические приборы дома» | -Закрепить знания о бытовых электроприборах, о их значении в жизни человека; выработать правила техники безопасности при использовании электрических приборов дома. |
«Фен», «Пылесос», «Электрочайник» | |
4 | 16 | «Пусть елка новогодняя нам радость принесет» | -Научить детей как правильно украшать елку. -Как вести себя возле наряженной елки чтобы не было пожара. |
| |
Январь | 2 | 17 | «Наблюдение за работой сотрудника ДПС» | -Уточнить знания детей о работе сотрудника ДПС. -Объяснить значение его жестов. |
|
-Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика. | 3. Д/и «Соблюдай правила на дороге». | ||||
3 | 18 | «Небезопасные зимние забавы, «Обходи скользкие места». | -Формировать элементарные представления о гололеде. -Воспитывать умение вести себя при гололеде. -Формировать у детей стремление помочь людям, попавшим в беду. -Учить соблюдать правила безопасности на льду. |
«Гололед».
«Обходи скользкие места». | |
4 | 19 | «Взаимная забота и помощь в семье» | -Закрепление представлений о семье как явлении общественной жизни. Знакомство с понятием родства. -Желание рассказывать о взаимоотношениях с детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье; |
помогаем и заботимся друг о друге?», «Когда семья вместе и душа на месте»
| |
Февраль | 1 | 20 | «Остановка пассажирского транспорта» | -Расширять представления детей о пассажирском транспорте.
|
правилах поведения на остановке и транспорте.
мальчик».
|
2 | 21 | «При пожаре не зевай, огонь водою заливай!» | -Познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут только взрослые. |
«Спички».
|
-Закрепить знания детей о том, что огонь боится песка и воды. |
водою заливай». | ||||
3 | 22 | «Берегись мороза» | -Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе. |
«Дед Мороз» | |
4 | 23 | «Если ты потерялся..» | -Объяснить детям, к каким взрослым можно обратиться за помощью, если потерялся на улице (в магазине, в многолюдном месте). -Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми. - Способствовать развитию осторожности, осмотрительности. |
«К кому надо обратиться если ты потерялся?», «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь?»
доктору) | |
Март | 1 | 24 | «Что такое перекрёсток» | -Знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы. -Уметь применять соответствующие меры предосторожности. |
|
2 | 25 | Бережем своё здоровье «Таблетки не конфетки» | -Закрепить знания детей о том, что лекарства могут быть, как полезными, так и вредными. |
«Профессия – врач»
| |
3 | 26 | «На пожаре» | -Совершенствовать волевые |
|
качества: -ловкость, быстроту, выносливость, силу, смелость. - решимость, волю к победе). -физические данные (умение бегать прыгать, метать, ползать и т.п.) -Прививать интерес к социально значимым профессиям. |
| ||||
4 | 27 | «Что ты будешь делать, когда останешься один дома?» | -Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения дома. -Закрепить умение правильно и быстро сообщить об опасности. - Уточнить представления детей об опасных для жизни предметах. -Упражнять детей в умении правильно и быстро принимать решения в экстремальной ситуации. |
иллюстраций к сказкам: «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух»; | |
Апрель | 1 | 28 | «Не открывай дверь чужим людям» | -Учить детей правильно вести себя с незнакомыми людьми в разных ситуациях (на примере сказки); предостерегать от контактов с незнакомцами; способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении; |
Т.А Шорыгина. Осторожные сказки.
|
2 | 29 | «Если возник пожар» | -Учить детей правилам пожарной безопасности. |
«Рассказ о неизвестном герое».
|
работы хороши». | |||||
3 | 30 | «Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы» | -Продолжать знакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Беседа. | |
4 | 31 | «Не зная броду, не суйся в воду» | -Обобщить знания правил поведения в экстремальных ситуациях. - Научить детей предотвращать эти ситуации. |
картин В.Перова «Рыболовы на причале».
| |
Май | 1 | 32 | «Берегись насекомых» (правила поведения при укусах) | -Формировать представление о разнообразных насекомых. -Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми. |
|
2 | 33 | «Кто самый грамотный». | -Закреплять умения детей ориентироваться на дороге. -Закрепить правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных ситуациях. -Воспитывать желание выполнять правила дорожного движения и не нарушать их. |
| |
3 | 34 | «Опасные ситуации во | -Обучить детей безопасности |
|
дворе». | поведению во дворе. | детей во дворе». | ||||
2. | Отгадывание ребусов. | |||||
3. | Рассматривание рисунков | |||||
«Опасности во дворе». | ||||||
4. | Обсуждение рассказов на тему | |||||
«Опасности во дворе». | ||||||
5. | Д/и «Этого делать нельзя!». | |||||
4 | 35 | Итоговое занятие | Закрепить знания по безопасности | Развлечение |
Материально – технические условия для реализации программы
Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания богатой развивающей среды:
- различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);
- настольно-печатные игры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ («Осторожно, дорога!», «Незнайка на улице»,
«Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);
- дидактические игры по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты и др.), подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;
- стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника по типу учебной зоны школьника – детский стол и стул;
- правильное освещение;
- магнитофон;
- компьютер;
- DVD
Создание развивающей среды, отвечающей возможностям и потребностям ребенка способствует развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, от чего в первую очередь зависит эффективность решения задач по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитанию ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Мониторинг теоретических и практических знаний и умений детей среднего дошкольного возраста по ОБЖ
В начале обучающего периода проводится стартовый мониторинг, с целью выявления навыков и способностей детей дошкольного возраста, в конце периода обучения проводится итоговый мониторинг.
№ | Критерии | Фамилия, имя ребёнка | ||||||||||||||||||
1 | Имеет | |||||||||||||||||||
элементарные | ||||||||||||||||||||
представления | ||||||||||||||||||||
об опасности | ||||||||||||||||||||
бытовых | ||||||||||||||||||||
предметов | ||||||||||||||||||||
(колющие, | ||||||||||||||||||||
режущие и др.) | ||||||||||||||||||||
2 | Имеет | |||||||||||||||||||
элементарные | ||||||||||||||||||||
представления | ||||||||||||||||||||
об опасности | ||||||||||||||||||||
бытовых | ||||||||||||||||||||
приборов | ||||||||||||||||||||
3 | Имеет | |||||||||||||||||||
элементарные | ||||||||||||||||||||
представления | ||||||||||||||||||||
об опасности | ||||||||||||||||||||
общения с | ||||||||||||||||||||
животными | ||||||||||||||||||||
4 | Имеет | |||||||||||||||||||
элементарные | ||||||||||||||||||||
представления | ||||||||||||||||||||
об опасности | ||||||||||||||||||||
общения с | ||||||||||||||||||||
насекомыми | ||||||||||||||||||||
5 | Имеет | |||||||||||||||||||
элементарные | ||||||||||||||||||||
представления | ||||||||||||||||||||
40 |
Система оценивания:
3 балла – высокий уровень представлений 2 балла – средний уровень представлений 1 балл – низкий уровень представлений
Итоги:
21 балл высокий уровень знаний по ОБЖ.
13 – 20 баллов - средний уровень знаний по ОБЖ.
Ниже 13 баллов – низкий уровень знаний по ОБЖ.
9.1 Мониторинг теоретических и практических знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по ОБЖ
№ | Критерии | Фамилия, имя ребёнка | ||||||||||||||||||
1 | Знание | |||||||||||||||||||
основных | ||||||||||||||||||||
правил | ||||||||||||||||||||
пожарной | ||||||||||||||||||||
безопасности | ||||||||||||||||||||
2 | Знание | |||||||||||||||||||
основных | ||||||||||||||||||||
правил | ||||||||||||||||||||
поведения с | ||||||||||||||||||||
незнакомыми | ||||||||||||||||||||
людьми | ||||||||||||||||||||
3 | Знание | |||||||||||||||||||
основных | ||||||||||||||||||||
правил | ||||||||||||||||||||
поведения в | ||||||||||||||||||||
природе | ||||||||||||||||||||
4 | Знание | |||||||||||||||||||
основных | ||||||||||||||||||||
правил | ||||||||||||||||||||
поведения на | ||||||||||||||||||||
улице | ||||||||||||||||||||
5 | Знание | |||||||||||||||||||
основных | ||||||||||||||||||||
правил | ||||||||||||||||||||
поведения на | ||||||||||||||||||||
дороге | ||||||||||||||||||||
6 | Знание | |||||||||||||||||||
основных | ||||||||||||||||||||
правил | ||||||||||||||||||||
поведения и | ||||||||||||||||||||
общения с | ||||||||||||||||||||
близкими |
людьми | |
7 | Умение |
применять | |
полученные | |
знания на | |
практике | |
Итого: |
Система оценивания:
3 балла – высокий уровень представлений 2 балла – средний уровень представлений 1 балл – низкий уровень представлений
Итоги:
21 балл высокий уровень знаний по ОБЖ.
13 – 20 баллов - средний уровень знаний по ОБЖ.
Ниже 13 баллов – низкий уровень знаний по ОБЖ.
43
Диагностический инструментарий (тестовая беседа)
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- Почему опасно играть в доме со спичками?
- Вспомните произведения о пожаре?
- Что вы станете делать, если в квартире дым?
- Вы звоните в пожарную часть о возникшем пожаре. Что нужно сообщить по телефону в первую очередь?
- Как можно потушить костёр в лесу?
- Продолжите фразу «Спички детям…».
- Назовите, кто тушит пожары?
ОДИН ДОМА
- Почему нельзя оставлять ребенка одного дома?
- Что нельзя трогать в квартире без спроса взрослого?
- Почему нельзя оставлять без присмотра электроприборы и какие?
НЕ ДРАЗНИТЕ СОБАК, НЕ ГОНЯЙТЕ КОШЕК
- Откуда берутся бездомные животные?
- Почему нельзя подходить к незнакомым собакам, кошкам?
- Если тебя укусила собака, клюнул петух, что ты будешь делать?
НЕЗНАКОМЦЫ
- Можно ли уходить с незнакомым человеком, если он тебя позвал, почему нельзя?
- Как ты поступишь, если в дверь звонят, а взрослых никого нет дома?
БЕЗОПАСНОЕ КОЛЕСО
- Назови правила поведения в общественном транспорте?
- Место для ожидания транспорта?
- Человек, идущий по тротуару?
- Какие сигналы имеют пешеходные светофоры и что они обозначают?
- Пересечение двух дорог?
- Назови дорожные знаки, какие знаешь?
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения?
- Что будешь делать, если ты потерялся на улице, в большом магазине?
ОТДЫХ НА ПРИРОДЕ
- Назови как правильно нужно вести себя на природе?
- Какое растение прикладывают к ране?
- Назови, какие знаешь съедобные, несъедобные грибы, ядовитые ягоды?
- Как необходимо одеваться перед выходом на улицу в мороз?
КУЛЬТУРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
- Что нужно сделать, когда у человека беда?
- Как необходимо себя вести?
- Как нужно вести себя с малышами?
- Как нужно вести себя со взрослыми?
- Для чего необходима аккуратность с вещами, книгами, игрушками.
ПРИМЕЧАНИЕ:
ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ, ПОЛНЫЙ ОТВЕТ – 3 БАЛЛА
НЕ ПОЛНЫЙ ОТВЕТ, С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО – 2 БАЛЛА НЕ ЗНАЕТ – 0 БАЛЛОВ
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – 68 БАЛЛОВ И ВЫШЕ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – 25-67 БАЛЛА НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – 0-25 БАЛЛА
Работа с родителями
Особенность данной программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагогам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают.) А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду, и наоборот. Чтобы наметить эту границу, предложите родителям выделить абсолютные запреты, написать их на одной стороне листа, а потом перенести не самые важные на другую сторону. Такую работу эффективно проводить с небольшими подгруппами родителей (4-5 человек). Таким образом, можно выделить то основное, что потребует совместных усилий педагогов и родителей.
Можно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах. Такие тренинги целесообразно проводить каждые полгода, так как соотношение разрешений и запретов будет меняться в зависимости и от времени года, и от возможных изменений условий в детском саду и дома, и от особенностей развития детей.
Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы педагогов с родителями:
- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия)
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).
Список литературы
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность». – С.П., 2002.
- Белая Н.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников». – М.,2000.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н., «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице» Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.
- Веракса Н.Е.,Комарова Т.С., Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». – М.,2014.
- Горбунова Н.А. «ОБЖ». – В., 2002.
- Интернет – ресурсы.
- Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». – М.,2009.
- Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика для детей 3 – 7 лет». – М.,2009.
- Полыновой В.К. «Основы безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
- Саулина Т.Ф. «Три сигнала сфетофора». М.,2009.
- Усачев А.А., Березин А.И. «Школа безопасности». – М., 1999.
- Шарова О.Г. «Основы пожаробезопасного поведения». – СПб.,1997.
Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста:
Пожарная безопасность
- Баданов М. «Костер»
- Барто А. «Гроза»
- Бороздин В. Поехали!
- Волынский Т. «Кошкин дом»
- Дмитриев Т. «Тетя Варя — электросварщица»
- Жигулин А. «Пожары»
- Иоселиани О. «Пожарная команда»
- Куклин Л. «Сталевар. Кузнец. Пожарный»
- Маршак С. «Кошкин дом», «Вчера и сегодня» (отрывок),
«Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»
- Михалков С. «Дядя Степа»
- Новичихин Е. «Ноль — один», «Спички»
- Оленев К. «Красная машина»
- Орлова Д. «Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел»
- Пермяк Е. «Как Огонь Воду замуж взял
- Хоринская Е. Спичка-невеличка
Безопасное поведение в природе
- «Хитрые ласки» (Г. Шалаева).
- «Что нельзя купить?» (В. Орлова).
- «Наша планета» (Я.Аким).
- «Сережа» (Р. Сеф)
- Сказка «На лесной тропинке» (Т.Шорыгина).
- «Советы лесной мышки»(Т. Шорыгина).
- «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» (Г.Шалаева)
- «Наказание за незнание» (М. Фисенко).
- «Ландыш» (Е.Серова)
- «Осколок стекла» (Т. Шорыгина).
- «Пожар в лесу» (М. Фисенко)
- Волшебные вороны» (Т. Шорыгина).
- «Не ходи по льду водоема» (Г. Шалаева, Н. Иванова).
- «Зима» (М. Фисенко)
- «Гроза» (А. Барто).
- «Гроза» (В. Лифшиц).
- Сказка «Добрая Ивушка»(Т. Шорыгина).
- «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло»( Д. Орлова).
- «Не купайся в запрещенных местах» (Г. Шалаева,Н. Иванова).
- «Не прыгай в воду в незнакомых местах» (Г. Шалаева,Н. Иванова).
- «Как Владик с Катей ходили купаться» (М. Фисенко)
- «Как неразлучные друзья в воде не тонули» (А. Иванов)
ПДД
- Головко «Дорожные знаки»;
- Дмоховский А. «Чудесный островок»;
- Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара»,
«Шлагбаум»;
- Кожевников В. «Светофор»;
- Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»;
- Маршак С. «Светофор»;
- Мигунова Н.А. «Светофор»;
- Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»;
- Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой»,
- Пляцковский И. «Светофор»;
- Прокофьев С. «Мой приятель – светофор»;
- Северный А. «Светофор»;
- Серяков И. «Законы улиц и дорог»;
- Бедарев О. «Если бы …»;
- Берестов В. «Про машины»;
- Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
- Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
- Дорохов А, «Пассажир»;
- Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
- Носов Н. «Автомобиль»;
- Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
- Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», ;
- Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
- Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
- Гангов А. «Кто храбрей?»;
- Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
- Кончаловская Н. «Самокат»;
- Лешкевич И. «Гололёд»;
- Орлова Д. «Как Стобед качался на качелях»;
- Пишумов Я. «Юрка живёт на другой стороне…»;
- Шорыгина Т. «Волшебный мяч»;
- Яковлев С. «Читает книжку глупый слон…».
- В.Ардов «Огнехвостик»
- О.Бедарев «Если бы»
- Я.Пишумов «Посмотрите, постовой»
- Шорыгина «Марта и Чичи идут в парк», «Волшебный мяч».
«здоровье и болезнь»:
А. Акулин «Ледоеды»,
В. Бондаренко «Где, здоровье медвежье», В. Беспалов «Голубая льдинка»,
С. Афонькин «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?»;
«движение и здоровье»:
- стихотворения о зарядке Г. Граубина, Е. Ильина, Л. Мезинова, С. Прокофьевой, Г. Сапгира; рассказы Ч. Янчарского «Приключения Мишки- Ушастика»,
- В. Голявкина «Про Вовкину тренировку»,
- С. Афонькина «Как стать сильным?» и «Зачем делать зарядку?»;
«полезная и вредная пища»:
- стихотворения Ю. Тувима, Э. Мошковской, Г. Сапгира, С. Прокофьевой, Л. Мезинова, Ф. Алхазовой и др.; рассказы Н. Коростелева, С. Козлова;
«закаливание»:
рассказы Н. Коростелева «Ласковое солнце», «Свежий воздух»,
«Босиком! Босиком!»;
А. Иванова «Как Хома зимой купался»;
стихотворения С. Эйдлина, В. Семенова, П. Брешенкова;
«культурно-гигиенические навыки»:
- стихотворения Э. Мошковской, Я. Акима, М. Газиева, Р. Куликовой, Н. Кондратьева, Е. Благининой, Г. Ладонщикова и др.; рассказы Н. Коростелева, Э. Успенского, С. Афонькина;
«режим и здоровье»:
- стихотворения Г. Ладонщикова, Р. Гейдара, Г. Граубина, С. Маршака, О. Дриза, В. Левина;
«спорт и здоровье»:
- стихотворения Е. Ильина, Ю. Разумовского, В. Берестова, А. Говорова, 3. Александровой; рассказы В. Голявкина, М. Кривич и О. Ольгина.
. Развитию умения оценивать другого с точки зрения ведения здорового образа жизни помогут следующие произведения:
А. Барто «Наступили холода», А. Акулин «Ледоеды»,
В. Бондаренко «Где здоровье медвежье», С. Прокофьев «Силач», В. Голявкин «Про Вовкину тренировку», И. Черницкая «Мишка»,
Е. Ильин «Боксер», «Олимпиец».
Содержание произведений В. Зайцева «Я одеться сам могу», Е. Благининой «Научу одеваться и братца», Л. Герасимова «Купаю куклу», А. Кузнецовой «Кто умеет?», Я. Яхнина «Почему надо чистить зубы?», В.
Степанова «Сам» обладает побуждающим к активной деятельности влиянием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/17/picture-305305-1516215724.png)
Организация работы с дошкольниками по основам безопасности жизнедеятельности
Планирование работы с дошкольниками по основам безопасности жизнедеятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/19/picture-965071-1660885021.jpg)
Презентация «Роль РППС в ознакомлении дошкольников с основами безопасности и жизнедеятельности»
Презентация "Родь РППС в ознакомлении дошкольников с основами безопасности и жизнедеятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/19/picture-965071-1660885021.jpg)
Доклад к презентации «Роль РППС в ознакомлении дошкольников с основами безопасности и жизнедеятельности»
Доклад к презентации "Роль РППС в ознакомлении дошкольников с основами безопасности и жизнедеятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/16/picture-1082939-1542395425.jpg)
МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования остро встает вопрос о необходимости поиска оптимальных путей формирования у детей сознательно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/11/picture-216244-1363013859.jpg)
Сценарий Квест-игры для дошкольников по "Основам безопасности жизнедеятельности»
Обобщени знаний и закрепление навыков безопасного поведения детей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/08/picture-426165-1578515740.png)
ПРОГРАММА «Безопасность для дошколят» по основам безопасности жизнедеятельности для детей 3-7 лет
Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитать у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержание данной программы станови...