Конспект занятия в подготовительной группе «Пожарная безопасность»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Балиахметова Юлия Аликовна

Конспект занятия в подготовительной группе «Пожарная безопасность»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Расширять знания детей о работе пожарной службы, а также о профессии пожарных.

Формировать у детей навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, умение оценивать ситуацию и находить решение в соответствии с правилами, звонить «112», называть свою фамилию, имя, домашний адрес, телефон.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Способствовать установлению правил взаимодействия детей посредством создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми. Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарных.

Изготовить с детьми поделку в технике пластилинографии ко дню пожарной охраны России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Колокольчик»

муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Пожарная безопасность"

                                                                                        Выполнила: воспитатель

                                                                                Балиахметова Ю.А.

2023-2024 уч. год

Конспект занятия в подготовительной группе «Пожарная безопасность»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Расширять знания детей о работе пожарной службы, а также о профессии пожарных.

Формировать у детей навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, умение оценивать ситуацию и находить решение в соответствии с правилами, звонить «112», называть свою фамилию, имя, домашний адрес, телефон.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Способствовать установлению правил взаимодействия детей посредством создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми. Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарных.

Изготовить с детьми поделку в технике пластилинографии ко дню пожарной охраны России.

Образовательные задачи:

1. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности.

2. О правилах поведения при возникновении пожара.

3. Формировать практические навыки действий в случае пожара.

4. Совершенствовать умение делать элементарные выводы.

5.Продолжать учить детей формировать жгутик из кусочка пластилина;

Развивающие:

1. Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях

2. Развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

3. Развивать выразительность речи.

4. Развивать логическое мышление, сообразительность, творческие способности. Развивать интерес к творчеству, развивать мелкую моторику рук, усидчивость и фантазию ребёнка.

Воспитательные:

1. Повышать чувство ответственности за совершаемые действия, содействовать в формировании дисциплины, чувства долга.

2. Воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и поступков.

3. Воспитывать желание соблюдать всегда и везде правила пожарной безопасности.

Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Спички детям не игрушка», рассматривание плакатов по пожарной безопасности, просмотра мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь», просмотр презентации «Не играй с огнём!», чтение стихотворения «Дядя Степа» (С. Я. Маршак, «Рассказ о неизвестном герое», рассказ Л. Толстого «Пожарные собаки», чтение художественной литературы С. Маршак «Кошкин дом» беседа с детьми на тему «О пожароопасных приборах и предметах в детском саду». Дидактические игры: «Если случился пожар», «Диалоги по телефону 01», «Горит – не горит».

Раздаточный материал: карточки с сюжетными картинками, атрибуты к игре (телефоны); иллюстрации - правила пожарной безопасности; эмблемы юных пожарных, пластилин, цветной картон, изображение огнетушителя (любая картинка из сети Интернет).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

Дети: Здравствуйте! (звук сирены)

Воспитатель: - Ребята, вы слышите. Что это за звук?

Дети: Сирена пожарной машины. Слайд 3

Воспитатель: - Правильно. Это звучит сирена пожарной машины. (на экране пожарная машина) щёлкнуть мышкой

Воспитатель: - Когда вы услышали сирену, что вы подумали?

Дети:в городе пожар.

Воспитатель: - Ребята, что вы знаете о пожаре?

Дети: Пожар очень опасен, при пожаре могут погибнуть люди, сгореть вещи. 

Огонь – одно из самых больших чудес  природы. Огонь дарит человеку тепло, но если огонь выйдет из – под контроля человека, то превращается в страшное бедствие – пожар, который несет разрушение, горе, боль. Пламя пожара не жалеет никого и ничего.

Воспитатель: Как вы думаете, почему, пожарная машина красная?

Дети: Чтобы издали ее видели другие машины и уступали место на проезжей части.

Воспитатель: Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные). Как в настоящем бою, пожарные несут тяжелые потери в борьбе с огнем, постоянно живут напряженной, полной тревог от опасностей жизнью. Слайд 4:плакат

        Ребята, пожарная охрана России имеет давнюю, богатую историю. В далёкие-далёкие времена на Руси возникало очень много пожаров. Пожары происходили из-за набегов кочевников - захватчиков русских земель, которые сжигали целые города, оставляя после себя пепел. Тяжёлый ущерб наносили огненные смерчи, шаровые молнии, которые попадали в деревянные постройки (на Руси все дома, постройки были из дерева).

В XVI веке были изданы указы, запрещающие летом топить печи и бани, а по вечерам зажигать в домах свечи, во избежание пожара.

В этом же веке, в 1547г, после крупного пожара в Москве, царь Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой. А для приготовления пищи приказано было строить печи и очаги на огородах вдали от жилых построек.

 Позднее, в годы правления Петра I: создаётся одна из первых профессиональных пожарных команд;

Начальника пожарной службы звали брандмейстер,а впереди пож.команды бежал вестовой. Пож.служба  постоянно совершенствовалась. Пожарная охрана, на сегодняшний день, -это высококвалифицированная служба с системой сигнализации, с мощными пожарными машинами, насосными установками, со специальными теплозащитными костюмами. Необходимо уважать пожарных и быть благодарными за труд этих людей, за готовность рисковать своей жизнью, чтобы спасти от беды других.

 -Слайд  3: Видео звонок.

Воспитатель включает слайд с изображением пожарного и его последующей беседы с детьми.

Пожарный: Здравствуйте, ребята! Я пожарный инспектор. Вы хотите стать юными пожарными? (да) Для начала проверим ваши знания, проведем экзамен.

Вопрос первый: Назовите правила поведения при пожаре?

Дети:

1. В первую очередь, несмотря ни на что, следует сохранять спокойствие и внимательно слушать взрослых, находящихся рядом.

2. Если вокруг очень много дыма, необходимо закрыть лицо влажным носовым платком или любой тканью.

3. Следуя указаниям взрослых, нужно организованно покинуть загоревшееся помещение.

4. Оставаться на видном месте, а не прятаться, чтобы пожарные с легкостью могли заметить ребенка.

5. Если есть возможность, незамедлительно покинуть помещение через дверь.

6. В том случае, если путь к двери прегражден, нужно выйти на балкон и громко кричать, плотно закрыв за собой балконную дверь. Прыгать с балкона без команды взрослого ни в коем случае нельзя!

Вопрос второй : Если вы оказались дома одни, ваши действия?

                           Продемонстрируйте

. Слайд 3 звонок

Дети: Надо сообщить в Службу спасения.

(достаёт сотовый телефон и набирает 112)

Дети. Алло!

Диспетчер: Диспетчер Службы спасения слушает.

Дети : меня зовут Иванова Настя, наш адрес Комсомольская 16-2 \21

Диспетчер: Вызов принят.

Воспитатель: Но запомните, ребята, по этому телефону никогда нельзя звонить ради шутки, ведь спасатели могут не успеть к тем, у кого случилась настоящая беда

Если пожар в квартире:

Нельзя пользоваться лифтом

Идти в сторону незадымленной лестницы.

Вызови пожарных по номеру «112»

Если пожар на лестничной площадке:

Вызови пожарных по номеру «112».

Плотно закрой дверь.

Проложи щель мокрым полотенцем.

Позвать на помощь любого взрослого, если это возможно.

Слайд  5  

Физминутка «Пожарные» (Ярик)

Мы пожарные лихие, все ребята удалые, (маршируют на месте)

Вверх по лестнице крутой заберемся мы с тобой, (поднимают ноги высоко, руками «цепляются»)

Эх, поборемся с огнем – рубим стену топором, (руки в замок, наклоны вниз)

Раз – два, раз – два, быстро в шланг течет вода, (круговые движения руками)

Раз, раз, раз и огонь погас! (прыжки с хлопками)

 

Вопрос третий: Каким должен быть пожарный?      

Слайд  5

Дети: Смелым, отважным, храбрым, мужественным, ответственным, дисциплинированным.

Пожарный : По результатам экзамена вы достойны стать юными пожарными.

Вручаются эмблемы пожарных.

 

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о пожаре и о тех опасностях которые могут приключиться с каждым из нас. И поэтому мы должны знать, как правильно вести себя, в той или иной ситуации. Пожар не жалеет никого и ничего. В его пламени горит всё, разрушаются дома, погибает всё живое. При пожаре могут сгореть вещи, квартира, но самое страшное могут погибнуть люди.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста а из-за чего возникают пожары? Что может послужить причиной пожара? (неисправные электроприборы, непотушенная сигарета, забытый вкл утюг, детская шалость со спичками, поджог)

Ответы детей.

Воспитатель: Ребят, а сейчас я предлагаю вам посмотреть картинки и вывести по ним правило, что необходимо сделать, если возник пожар.

Дети описывают выбранные картинки

Воспитатель: Совершенно верно, ребята! Запомните важное правило: "Спички детям не игрушка! " Давайте повторим это правило хором и запомним его навсегда! А сейчас мы с вами немного поиграем. Я вам буду читать предложение, а вы должны его закончить. Слушайте внимательно.

1. Упал на пол уголек-

Деревянный пол зажег

Не смотри, не жди, не стой

А залей его (водой)

2. Победит огонь коварный

Тот, кого зовут (пожарный)

3. Что за тесный, тесный дом?

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестричек может вспыхнуть, как костер.

Не шути с сестричками, тоненькими (спичками)

4. Раскалился если вдруг электрический утюг

Что должны вы сделать детки?

Вынуть вилку из (розетки).

5. Если младшие сестренки зажигают дома спички

Что должны вы предпринять?

Сразу спички (отобрать).

6. Если вдруг пожар возник, ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить, о пожаре (сообщить).

7. Если хочешь ты гулять вскачь не надо убегать

Закрывая в доме дверь все ли выключил (проверь).

8. Дым увидел – не зевай и пожарных … (вызывай).

9. Носит яркий он наряд и съедает всё подряд.

Он пылает, он горит, с сильным треском говорит.

Поднесёшь к нему ладонь - обожжёт тебя (огонь).

Воспитатель: Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен.

Скажите, пожалуйста, огонь всегда приносит нам беды и несчастья или от него и польза есть?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда поиграем и проверим ваши знания, когда же огонь приносит человеку пользу, а когда вред. На добрый огонь мы хлопаем в ладоши, а на злой стучим ногами.

1. Повар печет булочки (хлопают)

2. Туристы развели костры (стучат)

3. Мама готовит обед (хлопают)

4. Малыши играют со спичками (стучат)

5. Папа топит печь (хлопают)

6. Малыши включили телевизор без мамы (стучат)

7. Бабушка гладит белье (хлопают).

8. Дети взяли спички и свечку (стучат)

9. Мальчишки подожгли сухую траву (стучат)

10 Папа включил гирлянду на елке (хлопают).

11. Малыши взяли бенгальские огни без спроса (стучат)

Физминутка:Савелий

Я пожарным стать хочу

На скакалке я скачу,

Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,

Я до шланга дотянусь,

Ручки вверх я подниму.

И огонь весь потушу.

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Пять нам раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно

От души мы потянулись,

И на место вновь вернулись.

 

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем, в игру которая называется «Это я, это я, это все мои друзья». Я читаю предложение, а вы если так не делаете, то молчите, если считаете, что нужно поступать именно так, говорите хором«Это я, это я, это все мои друзья»

Кто из вас завидев дым набирает 01 (это я, это я)

Кто из вас бежит с ведром, заливать Кошкин дом? (это я…)

Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над газом? (молчат)

Признавайтесь ребятишки, кто берет без спросу спички? (молчат)

Кто соседской детворе объясняет во дворе

Что игра с огнем недаром завершается пожаром? (это я)

Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор? (молчат)

Кто украдкой в уголке, жег свечу на чердаке,

Загорелся старый угол, еле сам живой ушел (молчат)

Кто пожарным помогает - правила не нарушает (это я)

 

Воспитатель: Ребята, мир вокруг нас полон неожиданностей и опасностей. Опасная ситуация может случиться даже у нас дома. Подскажите, какие домашние предметы считаются опасными? (спички,зажигалка,утюг,ТВ,аэрозоли(взрывоопасны),тостер)

Ответы детей.

Воспитатель: А вы можете назвать предметы, которыми пользуются пожарные при тушении пожара? Или макет

-Слайд 6

Воспитатель: Послушайте еще одну загадку:

Висит – молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит. (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что 7 февраля – День рождения огнетушителя? Да, оказывается 7 февраля является днем рождения этого полезного изобретения! А вы знаете зачем нужен огнетушитель? (ответы детей)

Огнетушитель – специальное переносное (передвижное) устройство для тушения пожаров. Вода не всегда эффективно помогает бороться с огнем, зато используя в первые секунды и минуты возгорания огнетушитель, можно предотвратить серьезный пожар.

И сегодня я предлагаю вам смастерить огнетушитель из пластилина. Работу свою мы будем выполнять в несколько этапов:

 Сначала я расположила   изображение на цветном картоне. Потом мы стекой нарезали кусочки пластилина самого «пожарного» цвета – красного. Берем красный пластилин и разминаем его.
Сформировали из него длинные тонкие жгутики Жгутики сначала выкладываем по границам изображения. Затем выкладываем внутренние элементы. (можно шприцем)

Пальчиковая гимнастика

На столе свеча большая(локти на столе, ладонь к ладони)

Стоит стройная ,прямая

Загорелся огонёк   (наклоны ладоней вправо-влево)

Заметался ,как зверёк (локти стоят ,пальцы разводим)

Огонёк нас освещает(постукиваем пальцами др. о др.)

А свеча всётает, тает (Локти в стороны, руки на стол)

Догорела, замигала ( Сжимаем кулаки)

Огонь потух, свечи не стало (Ладони тыльной стороной на стол)

 Дети выполняют работу. Организуется выставка огнетушителей. Ребята рассматривают их, выслушивают мнения товарищей, не перебивая их, делятся впечатлениями о проделанной работе.

Слайд 7,8

 Воспитатель: Ребят, а сейчас я предлагаю вам посмотреть картинки и вывести по ним правило, что необходимо сделать, если возник пожар.

1. Сохранять спокойствие.

2. В случае крупного возгорания немедленно покинь квартиру.

3. Если пожар произошел в твоей квартире и есть возможность ее покинуть предупреди о пожаре соседей, они помогут тебе вызвать пожарных, если соседей дома нет, подходи к первому прохожему и сообщи о пожаре.

4. При пожаре нельзя прятаться под кровать, в шкаф, в кладовку так как пожарным будет трудно вас найти.

5. Если комната заполняется едким дымом, закройте нос и рот мокрой тканью, пригнитесь к полу и срочно покиньте помещение.

6. Если покинуть дом обычным путём невозможно, откройте окно или балкон и зовите на помощь.

7. Во время пожара нельзя пользоваться лифтом: он может отключиться и ты погибнешь.

8. Если на вас загорелась одежда, не бегите, падайте на пол и катайтесь из стороны в сторону чтобы сбить пламя.

(по просьбе воспитателя несколько детей по очереди показывают как правильно кататься по полу).

9. Если вы обожглись, например, руку – подставьте ее под струю холодной воды или приложите холод на 10-15 минут и позовите на помощь взрослых.

Воспитатель: А если произойдет пожар в детском саду, как мы об этом можем узнать?(Звуковая система оповещения ,которая подаёт громкий сигнал, если уловит запах дыма)

Ответы детей.

Воспитатель: Что мы будем делать?(схема эвакуации)

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо, ну а если вы в лесу и вдруг увидели огонь, воды рядом нет, огнетушителя тоже, чем мы можем потушить?

Ответы детей.

Воспитатель: Запомните эти правила на всю жизнь. Чтобы несчастный случай обошел нас стороной, нам нужно быть какими?( Аккуратными и осторожными.)

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Кто с огнем неосторожен у того пожар возможен.

ВоспитательА теперь подведем итоги:

О чем мы сегодня говорили?

Ответы детей.

Воспитатель: От чего он возникает?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой номер мы должны набрать, если случился пожар?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, на этом наше занятие заканчивается

 Загадки на тему «Пожарная безопасность»
Смел огонь, они смелее,
Огонь силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать!
(пожарные)

Рыжий зверь в печи сидит, он от злости ест дрова,
Целый час, а, может два,
Ты его рукой не тронь, искусает всю ладонь.
(огонь)

Полено в топке полыхает
И «звезды» эти в нас бросает.
Одна горящая частица
Пожаром может обратиться.
(искра)

Висит – молчит, а перевернешь –
Шипит и пена летит.
(огнетушитель)

В деревянном домике проживают гномики.
Уж такие добряки – раздают всем огоньки.
(спички)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе "Пожарная безопасность"

Выявить уровень усвоения детьми правил пожарной безопасности, умение выбирать правильный вариант выхода из создавшейся ситуации.Закреплять и уточнять знания детей о том, что с огнем играть опасно, о п...

Конспект занятия в подготовительной группе " Пожарная безопасность"

Поговорить о " Пожарной безопасности" какой может быть пожар, кем он может быть другом или врагом!...

Конспект занятия в старшей группе "Пожарная безопасность"

Конспект по теме: «Пожарная безопасность»в старшей группеЦели:1. Обучающая задача:Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопа...

Конспект занятия в подготовительной группе по безопасности

Конспект занятия в подготовительной   группе по безопасности для детей 6-7 лет...

Конспект занятия в подготовительной группе по безопасности дорожного движения.

Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения....

конспект ОД для подготовительной группы "Пожарная безопасность"

Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара, закрепить знания детей о том, что огонь боится песка, воды и земли.Закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пож...

Конспект занятия в подготовительной группе «Пожарные на учении»

Доминирующая ОО - физическое развитие, интегрируемые ОО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие....