квест – игра: «Будущие пожарные»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Надежда Ростиславовна Гончарук

Уточнить умения и знания детей 6-7 лет,  ориентироваться в проблемных ситуациях связанных с огнём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Квест-игра37.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 20»

конспект

квест – игры:

 «Будущие пожарные»

(в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет)

Воспитатель:

Гончарук Н.Р.

Курск – 2024 год

Цель: Уточнить умения и знания детей ориентироваться в проблемных ситуациях связанных с огнём.

Образовательные:

  • закреплять знания о правилах пожарной безопасности;
  • закрепить знания детей о пользе и вреде огня;
  • углублять знания детей с первичными средствами пожаротушения и правилами их использования;
  • прививать навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара;
  • формировать правильные навыки поведения в случае пожара;
  • формировать навыки дошкольников по ориентированию в пространстве, используя карту – схему;
  • продолжать формировать умения детей,  в случае пожара сообщать о пожаре по телефону «01» в пожарную службу.

Развивающие:

  • развивать внимание, логическое мышление, воображение;
  • развивать ловкость, быстроту, выносливость;
  • развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;
  • развивать интерес к новой форме игровой деятельности;
  • содействовать осуществлению преемственности детского сада и семьи в вопросах формирования основ ЗОЖ дошкольников.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей уважение к профессии пожарных;
  • воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и поступков;
  • вызвать положительный эмоциональный отклик на участие в играх соревновательного характера.

Легенда игры: Лисичка из сказочного города приходит в группу за помощью: сгорел центр исследований. Лисичку нужно обучить профессии пожарного.

Правило игры: поиск ведется, продвигаясь по карте, на отмеченных станциях после выполнения заданий, дети получают красные  конверты, в которых находится по одному пазлу. В конце игры дети собирают  из пазл плакат.

Предварительная работа: 

Беседы с детьми о пожарной безопасности, по правилам поведения во время пожара. совместное изготовление атрибутов к игре с родителями. Чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Пожар», «Повесть о неизвестном герое»; Н.Пикулев «Пожарная машина»; К.И. Чуковский «Путаница», Л. Толстой «Пожарные собаки»; Б.Жидков «Пожар». Разучивание пословиц и поговорок по теме «Пожар». Отгадывание загадок и ребусов. Сюжетно – ролевые игры: «Профессия пожарный», «МЧС», «Больница»;  сюжет «Вызов скорой помощи на место пожара», «ПДД». Драматизация сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом». Рассматривание иллюстраций по теме с последующим обсуждением. Показ обучающих фильмов. Составление описательных рассказов «Пожароопасные предметы», «Средства тушения пожара», «Правила поведения в лесу на отдыхе». Рисование: пожарная машина, пожар в лесу, рисование по произведениям С.Я. Маршака. Лепка: «Профессия пожарный». Макет «Пожар в лесу».

Оборудование:  Сундук, карта, 1 конверт  (картинки к игре « Причины пожара»), 4 конверта с пазлами (плакат по правилам пожарной безопасности),  круг красного цвета, макет «Пожарный щит»;  атрибуты к пожарному щиту - игрушки: огнетушитель, ведро,  пожарная машина, телефон,  электро розетка, пожарный шланг, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, касса, масло растительное; свечи, одноразовые ложки,  фартуки, костюмы пожарных (на каждого ребёнка), песок, земля, вода, монета,  вата, бумага, спички;  стеклянная колба.                                                      Активация словаря: пожарный щит, огнетушитель, рукав (шланг) пожарный, лом, багор.

ХОД ИГРЫ:

В группу заходит Лисичка  с сундуком.

Лисичка: – Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, лисичка.

Лисичка: Меня зовут Рыжехвостка. Я  пришла к Вам, из сказочного города «Зверюшкино». У нас в городе случился пожар. Никто не пострадал, но сгорел наш экспериментальный  центр, где мы проводим разные опыты и исследования. Пожарные, которые приехали тушить наш центр, дали нам рекомендации. Одна из этих рекомендаций: обратиться в детский сад № 20, к детям группы «Радуга». Просили передать вам вот этот сундук. Пожарные сказали, что вы  всё  знаете и обязательно меня научите правилам пожарной безопасности.

Воспитатель: Конечно, дети группы «Радуга» постараются тебе  всё рассказать  обучить всему. Тем более мы очень хорошо знакомы с профессией – пожарного. Лисичка даёт воспитателю сундук. Воспитатель открывает его, и достаёт карту учений. Ребята, нам пожарные передали карту, где  изображён маршрут, по которому мы должны пройти. Но прежде всего мы перевоплотимся в пожарных. Дети переодеваются в костюмы пожарных. Давайте рассмотрим карту. Вот наша группа. Мы находимся здесь. Куда будем двигаться дальше? Начало пути красный круг. Дети в группе находят красный круг.  Там конверт. В конверте записка:

1 – е задание:  «Назови причины пожара»

Цель: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры: Из предложенных воспитателем сюжетных картинок, дети должны выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ. Дети получают первый конверт.

Лисичка: Ребята, теперь я поняла. Наш центр загорелся от того что он был сделан из дерева. А летом очень жарко, дерево  загорелось.

Воспитатель: Предлагаю посмотреть на нашу карту. Дети высказывают, куда дальше идти.  Лисичка выходит первая и начинает что-то делать возле пожарного щита.

Воспитатель: Лисичка, а что ты делаешь?

Лисичка: А мне интересно, что там спрятано? Ещё и за красной железной дверцей.

Воспитатель: Дети, давайте расскажем что там, и почему дверцы красного цвета.

Дети: Это средства для тушения пожара. Красный цвет – это цвет опасности, цвет огня. Здесь находится рукав – шланг, по которым пожарные качают воду. Огнетушитель – переносное устройство для тушения пожара. Эти предметы в нашем детском саду находятся на каждом этаже, и в каждом коридоре. Без надобности, это трогать нельзя.

Лисичка: Спасибо. Теперь буду знать, что значит красный цвет. И что это трогать нельзя.   Идут в кабинет «Профессор  Всезнайкина».

Всезнайкина:  Здравствуйте дети. Что у вас случилось? Вы что-то хотите узнать?

Воспитатель: Профессор, мы обучаем Лисичку  профессии пожарного. Пришли к Вам за помощью.

Всезнайкина: Тогда я вам с удовольствием помогу.

Второе задание:

Первый этап "Викторина с вариантами ответов":

  1. Что НЕЛЬЗЯ делать, если в доме возник пожар?
  1. быстрее покидать дом по лестнице;
  2. воспользоваться лифтом, чтобы покинуть дом;
  3. позвонить 112 и сообщить о пожаре.
  1. Как потушить горящий телевизор? 
  1. Набросить одеяло.
  2. Облить водой;
  3. Обмахивать воздухом;
  1. Чем НЕ рекомендуется тушить горящий бензин, керосин, другие горючие жидкости?
  1. водой;
  2. песком;
  3. землей.
  1. Что нужно делать при ожоге?
  1. охладить обожженное место под струей холодной воды;
  2. смазать жиром;
  3. проколоть образовавшийся пузырь.
  1. Как называется гибкий трубопровод для перекачки воды к месту пожара?
  1. Варежка
  2. Рукав;
  3. Гидрант.
  1. Какие животные служат вместе с пожарными? Чем они помогают пожарным?
  1. Кошки;
  2. Голуби;
  3. Собаки; (У собак развито обоняние. Благодаря этому она приведёт хозяина на место завала и поможет отряду спасателей найти людей).
  1. Какого цвета пожарная машина и почему?
  1. Синий;
  2. Белый;
  3. Красный; (Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет – цвет огня)

Второй этап  "Посмотри и расскажи"

1) Почему пожарные складывают свою одежду таким образом? Почему выворачивают штаны и предварительно продевают в сапоги?

Ответ:

Когда поступает сигнал о начале пожара, у бригады есть всего несколько минут, чтобы надеть форму, взять снаряжение и оказаться в машине. Для этого они по-особому хранят свои вещи, чтобы процесс одевания занял минимальное количество времени.

3) Что надевают пожарные, когда поступает вызов?

Ответ:

Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

4)Как  вы думаете, правда ли, что пожарным не разрешено носить усы и бороду? Если да, то почему?

Ответ:

Такой запрет связан с тем, что во время работы им может понадобиться кислородная маска, которая должна плотно прилегать к лицу, а растительность и разные украшения будут этому препятствовать.

        5) Правда ли, что профессия пожарных только для мужчин? Как вы думаете, бывают ли женщины пожарные?

Ответ:                                                                                                                                                        Да, сильные и смелые женщины так же как и мужчины ежедневно борются с огнем. Для этого необходима хорошая физическая подготовка, что обязывает женщин ежедневно тренироваться, вести здоровый образ жизни и проходить сложные учения.
Дети получают второй конверт. Продолжают дальше путь. Идут в кабинет  «Пожарная часть». Детей встречает пожарный.      Пожарный: Здравствуйте дети. Что у вас случилось?

Дети: Мы помогаем лисичке  основам пожарной безопасности. У вас есть предметы, с которыми нужно познакомить Лисичку. Помогите нам.

Пожарный: Конечно, у меня всё есть. Только вы сами всё расскажите и покажите нашей гостье. Вы же сами всё знаете.

Третье задание: Дидактическая игра: «Выбери нужное»

Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры:

Детям,  предлагается набор предметов: огнетушитель, ведро пожарная машина, телефон, ящик с песком, электро розетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз и другие предметы, из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров.

Дети получают третий конверт.   Благодарят пожарного. Идут в  «Лабораторию».

Четвёртое задание.

Профессор: Здравствуйте, дети! Что вас привело ко мне?

Дети: Мы хотели бы  узнать больше об огне. Рада видеть вас в своей лаборатории. Как вы думаете, огонь полезен или вреден? Ответы детей.  Миллионы лет назад люди научились добывать огонь, он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло.

Как вы думаете, что это за зло? (Ответы детей…)  И сегодня происходят пожары, очень часто они возникают там, где не осторожно и небрежно общаются с огнем. При неосторожности люди получают ожоги, отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов. Одевают фартуки.

Эксперимент 1:

«Как быстро загораются предметы из разных материалов».   Поднесите к пламени свечи полоску бумаги - она быстро загорается. Затем поднести к пламени вату - она вспыхивает мгновенно, кусок ткани - она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Поднести к огню монету - она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит).                                                Подвести детей к тому, что бы они самостоятельно сделали выводы: Опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься). Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? Чего же «боится» огонь?

Эксперимент 2:

Зажигаем свечу, накрываем стеклянной колбой.

Что происходит с огнем? (Ответы детей…)

Почему наш огонек через некоторое время погас?

Вывод: Без воздуха огонь существовать не может. Поэтому, когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Лучше всего ввести правило: можно работать с огнем, ставить опыты и зажигать спички и свечки только при одном условии – в присутствии взрослых.

Эксперимент 3: (вместе с детьми)

 На металлическом подносе зажигается свеча.

Давайте рассмотрим огонь. Обратите внимание, что огонь так и привлекает к себе внимание.

Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Ответы детей…)

Объясните, почему? (Ответы детей…)

Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

Если чуть приблизить руку к горящей свечи, мы чувствуем тепло.

(Дети убеждаются, что огонь горячий)

Эксперимент 4: (с водой, песком, землёй, дети делают сами)

Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Ответы детей…)

Чего же  боится огонь? (Ответы детей…)

А, давайте проверим правильность ваших утверждений.

(На примере дети убеждаются, в том, что огонь гаснет от воды, песка, земли) .

Лисичка: Я теперь многое поняла и узнала с помощью Ваших профессор экспериментов.

Дети снимают фартуки,  получают четвёртый конверт. Благодарят профессора за интересные опыты.  Ориентируясь по карте, продолжают путь.  Идут в группу.                                                                                             Воспитатель:   Вот и подходит к концу наша игра. Давайте посмотрим, что в конвертах.  Дети достают пазлы из конвертов и начинают собирать. Получается плакат по пожарной безопасности.  Лисичка, мы дарим тебе этот плакат. Это будет наглядным пособием для вашего сказочного города. А ещё очень важным  элементом  является пожарный щит. Который должен быть обязательно в каждом помещении. Подходят к щиту и ребёнок рассказывает:

Пожарный щит оснащен стандартным набором инструментов и оборудованием. Это:

  • Лом – используют для разборки преград, а также для открытия люка, или откалывания льда, под которым находится гидрант.
  • Багор – применяется для разборки стен, перегородок, горячих и горящих предметов в помещении. Им можно сваливать печи, трубы, растаскивать горящие материалы.
  • Топор – предназначен для срубания и разборки деревянных конструкций горящих зданий.
  • Лопата – с ее помощью удобно быстро разбирать завалы, выносить горячий мусор из помещения, отодвигать горящие элементы.
  • Ведро – используют для переноски воды или песка, используемых для тушения пожара или очага возгорания.
  • Огнетушитель – переносное устройство для тушения пожара.
  • Ящик-песок – хранилище песка, эффективное средство в борьбе с огнем.
  • Рукав – шланг, по которому  пожарные качают воду.

Воспитатель:  И  мы хотим тебе подарить пожарный щит  с набором    инструментов для вашего города.

Лисичка:  Спасибо вам за интересное путешествие. Сколько интересного, для меня нового я узнала. Оказывается, везде нужно знать правила по пожарной безопасности, и осторожно вести себя с электрическими приборами, спичками.  А я, хочу от себя подарить вам эмблемы: «Юный пожарный». Дети благодарят гостью.

Воспитатель:

В завершении хочу всем пожелать:                                                                                             Правила — пожарные без запинки знайте,                                                       Правила — пожарные строго соблюдайте.                                                          Утром, вечером и днём                                                                                     Осторожен, будь с огнём!                                                                                                     И вручить эмблемы «Юный пожарный»

Лисичка благодарит всех и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологической квест-игры «Будущее-это мы!»

В рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе ярче» для воспитанников, был разработан сценарий экологической квест – игры «Будущее – это мы!»...

Квест-игра по пожарной безопасности «Знает каждый гражданин, пожарный номер 01»

Данный Квест направлен на формирование осознанного отношения дошкольников к правилам пожарной безопасности, на закрепление действий при возникновении пожара.Квест способствует развитию памяти, внимани...

Квест- игра "Будущие космонавты"

Квест- игра "Будущие космонавты"...

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные»

Квест-игра  по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста ...

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Мы юные пожарные»

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Мы юные пожарные»Цель квеста: создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасност...

Квест-игра «Будущие космонавты», посвященная Дню космонавтики. Старшая группа.

Уточнить и систематизировать представления и знания детей о космосе через создание эмоциональной заинтересованности и организацию совместной взросло-детской игровой деятельности....