«Русская культура и традиции»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Муратова Елена Геннадьевна
Конспект занятия в старшей группе «Русская культура и традиции»
Цель:
 Учить классифицировать предметы народного быта.
Задачи:
 Закреплять знания детей о народных промыслах. 
  Развивать логическое мышление, внимание, творческое      воображение.
   Расширять словарный запас.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие в наше прошлое. Закройте глаза
Подул сильный ветерок 
Путь наш в прошлое далек
1,2,3,4,5 открывай глаза опять!
На столе разложены расписные ложки, самовар и т.д.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите предметы. Для чего они предназначены? Как назвать их одним словом (посуда)
Воспитатель показывает куклу из пряжи. Рассказ воспитателя о кукле-оберег.
Как вы думаете, что значит «обереги»(от слова оберегать, беречь, охранять). Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают детей, жилье, скотину и т. д. Кукол - оберегов было много на разные случаи. К ним относились очень серьёзно, считалось, чем больше кукол, тем больше счастья.
-Когда девочке исполнялось 5 лет, она сама мастерила куколку оберег. Лицо кукле не рисовали, считалось, что в нее может вселиться злой дух. Считалось, что такая кукла оберегала детей от бед и болезней.
Рассмотрите эту картину. (Девушка прядет)
Что можете сказать о ней? (ответы детей)
Воспитатель: правильно. Раньше девушки собирались в одной избе и пряли пряжу, пели песни. 
Воспитатель включает музыкальный фрагмент.
Воспитатель: Для чего нужна пряжа? Почему пели песни?
А мужчины вырезали из дерева и бересты разную кухонную утварь. 
Дети рассматривают предметы.
Воспитатель: Все эти вещи: доски, ложки, скалки, куклы, матрешки называют народным промыслом.
Люди это делали не только для себя, но и на продажу. Ездили на ярмарку, надевали красивую одежду-русские народные костюмы.
 Показ иллюстраций.
Воспитатель: А на ярмарке устраивались народные гуляния с песнями, хороводами и играми.
Физкультминутка.
Дети играют в русскую народную игру «Ручеек».
Воспитатель: Игры, пени, хороводы-все это народное творчество. Давайте вспомним русскую народную песню «Во поле берёзонька стояла» 
Дети припевают один куплет.
Воспитатель: Но русский народ богат не только играми и песнями, но и своим фольклором. Что такое фольклор? (ответы детей)
Сейчас вспомним пословицы и поговорки русско-народные.
Волков бояться-в лес не ходить.
Без труда-не вытащишь рыбку из пруда.
Делу время-потехе час.
Воспитатель: Что означают эти пословицы? (ответы детей)
Мне понравились ваши ответы, а так же теперь вспомним поговорку
Ехал Грека через реку. 
Видит Грека-в реке рак.
Сунул Грека руку в реу.
-Рак за руку Грека ЦАП!
Раки злые, как собаки.
-Рад при виде Греки рак.
Раки в реках мрут от скуки.
Грека, рак ведь не дурак.
Суй пореже в реку руки.
-Враз прокусит руку рак!
Воспитатель: А теперь пришло время возвращаться
Закрываем глаза 
Подуй сильный ветерок
Путь из прошлого далек
1,2,3,4,5 возвращаемся опять!
Рефлексия: Ребята, что понравилось какие поговорки вам запомнились?
Какие предметы русской культуры у вас есть дома? (ответы детей)
Занятие окончено. 
Включается русско-народная музыка, песенки в современной обработке.
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русская культура14.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Русская культура и традиции»

Цель:

 Учить классифицировать предметы народного быта.

Задачи:

 Закреплять знания детей о народных промыслах.

  Развивать логическое мышление, внимание, творческое      воображение.

   Расширять словарный запас.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие в наше прошлое. Закройте глаза

Подул сильный ветерок

Путь наш в прошлое далек

1,2,3,4,5 открывай глаза опять!

На столе разложены расписные ложки, самовар и т.д.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите предметы. Для чего они предназначены? Как назвать их одним словом (посуда)

Воспитатель показывает куклу из пряжи. Рассказ воспитателя о кукле-оберег.

Как вы думаете, что значит «обереги»(от слова оберегать, беречь, охранять). Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают детей, жилье, скотину и т. д. Кукол - оберегов было много на разные случаи. К ним относились очень серьёзно, считалось, чем больше кукол, тем больше счастья.

-Когда девочке исполнялось 5 лет, она сама мастерила куколку оберег. Лицо кукле не рисовали, считалось, что в нее может вселиться злой дух. Считалось, что такая кукла оберегала детей от бед и болезней.

Рассмотрите эту картину. (Девушка прядет)

Что можете сказать о ней? (ответы детей)

Воспитатель: правильно. Раньше девушки собирались в одной избе и пряли пряжу, пели песни.

Воспитатель включает музыкальный фрагмент.

Воспитатель: Для чего нужна пряжа? Почему пели песни?

А мужчины вырезали из дерева и бересты разную кухонную утварь.

Дети рассматривают предметы.

Воспитатель: Все эти вещи: доски, ложки, скалки, куклы, матрешки называют народным промыслом.

Люди это делали не только для себя, но и на продажу. Ездили на ярмарку, надевали красивую одежду-русские народные костюмы.

 Показ иллюстраций.

Воспитатель: А на ярмарке устраивались народные гуляния с песнями, хороводами и играми.

Физкультминутка.

Дети играют в русскую народную игру «Ручеек».

Воспитатель: Игры, пени, хороводы-все это народное творчество. Давайте вспомним русскую народную песню «Во поле берёзонька стояла»

Дети припевают один куплет.

Воспитатель: Но русский народ богат не только играми и песнями, но и своим фольклором. Что такое фольклор? (ответы детей)

Сейчас вспомним пословицы и поговорки русско-народные.

Волков бояться-в лес не ходить.

Без труда-не вытащишь рыбку из пруда.

Делу время-потехе час.

Воспитатель: Что означают эти пословицы? (ответы детей)

Мне понравились ваши ответы, а так же теперь вспомним поговорку

Ехал Грека через реку.

Видит Грека-в реке рак.

Сунул Грека руку в реу.

-Рак за руку Грека ЦАП!

Раки злые, как собаки.

-Рад при виде Греки рак.

Раки в реках мрут от скуки.

Грека, рак ведь не дурак.

Суй пореже в реку руки.

-Враз прокусит руку рак!

Воспитатель: А теперь пришло время возвращаться

Закрываем глаза

Подуй сильный ветерок

Путь из прошлого далек

1,2,3,4,5 возвращаемся опять!

Рефлексия: Ребята, что понравилось какие поговорки вам запомнились?

Какие предметы русской культуры у вас есть дома? (ответы детей)

Занятие окончено.

Включается русско-народная музыка, песенки в современной обработке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в старину (Русская культура и традиции)"

Изучение наследия русской культуры и исскуства помогает составить представление об окружающем мире и исторических преобразованиях, происходящих в сознании человека, а приобщение к мааетиальной ультуре...

Использование знаний русской культуры и традиций русского народа в ООД и режимных моментах.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. ...

Проект «Знакомство с русской культурой и традициями»

Проект может быть использован при работе дошкольного образовательного учреждения по программе «Детство»   (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева...

Семейное воспитание детей через русскую культуру и традиции

Русской культурной традицией считается закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаи...

Проект "Знакомство с русской культурой и традициями"

Расширить представление детей о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами, с устным народным творчеством. Внедрение методадетских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процес...

статья "Русская культура и традиции"

Тематическая неделя «Русской культуры и традиций»  прошла в старших группах. Ребят познакомили с игрушками, в которые играли в старину, в том числе и с куклами...