Консультация для педагогов: "Работа по ОБЖ и ЗОЖ с детьми в летний период"
консультация по обж (подготовительная группа)

Чистякова Татьяна Николаевна

Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей.

Наша задача - педагогов и родителей - состоит не только в том, чтобы обеспечить и защитить ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_obzh_i_zozh_s_detmi_v_letniy_period.docx70.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад 109 г. Пензы «Планета детства»

Консультация для воспитателей:

 «Работа по ОБЖ и ЗОЖ с детьми

 в летний период»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=98c3d7adcc1231c9e19db5636d30835a49ccaa58-12569757-images-thumbs&n=13

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=19c7d561f3b5d0f1af552074129bc29240e788d7-12413135-images-thumbs&n=13

Подготовила: Чистякова Т.Н., воспитатель

Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей.

Наша задача - педагогов и родителей - состоит не только в том, чтобы обеспечить и защитить ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни. Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательнообразовательной работы в ДОУ и семье, созданий условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия триады ребёнок - педагог - родители, а инициатором и координатором в этом выступает педагогический коллектив ДОУ. Данная работа должна продолжаться и в летний оздоровительный период.

Содержание работы по формированию представлений дошкольников ЗОЖ и ОБЖ строится в ДОУ на следующих позициях:

образовательная работа с детьми (сообщение новых сведений, закрепление представлений, умений, навыков);

развивающая работа с детьми (развитие способности к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и образом жизни;

воспитательная работа с детьми — это формирование мотивации и потребности в ЗОЖ, ОБЖ, профилактика негативного поведения средствами формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников являются дидактические, сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.

Можно использовать по ЗОЖ и ОБЖ такие формы работы как беседа, рассказ, путешествия, экскурсии, решение проблемных ситуаций, например, путешествие по экологической тропе - где изучают по описанию лекарственные растения; экскурсия к перекрёстку дороги; разбирать проблемные ситуации «Место для отдыха», «Что поможет быть здоровым».

В летний период идёт закрепление полученных знаний, умений, навыков по ЗОЖ и ОБЖ. Можно использовать наглядные, словесные и практические методы. Приведём примеры.

Словесные методы:

 Чтение художественной литературы по теме, например С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», когда говорили о правильном питании; О. Тарутин «Для чего нам светофор»;

заучивание поговорок, пословиц, например, «Где вода, там беда», «От воды жди беды» или «Не всякому верь - закрой крепче дверь»; нравится детям заучивать рифмованные правила безопасности, например:

Летом в озере купайся,

 Осторожненько плескайся,

 Чтобы не было беды,

В воду с мамой заходи.

Летом дети проводят большую часть времени на прогулке, поэтому лучше проводить беседы о правилах поведения на улице, рассказывать о правилах дорожного движения, закреплять представления о предназначении светофора и его сигналах в игровой форме, используя картонные кружки, макет светофора, макет улицы с домами, перекрёстками, игрушечными автомобилями (всё это есть в каждой возрастной группе).

Тематика бесед: «Как рождаются опасные ситуации на дороге»; «Мы пассажиры» «О чём говорят дорожные знаки»)

Наглядные методы:

Для ознакомления с ядовитыми растениями можно использовать картинки, иллюстрации, объекты живой природы, например, ландыш, пижма, мухомор. Объяснять, что надо быть осторожными и отучаться от вредной привычки пробовать всё подряд и нюхать. Напоминать им правила поведения на природе, например, нельзя жевать первую попавшуюся травинку; придя с прогулки из леса, парка обязательно вымыть руки.

Практические методы:

С помощью дидактических игр закреплять знания, умения, навыки детей по ЗОЖ и ОБЖ, например, игра «Говорящие знаки», «Занимательная лекарственная азбука», «Съедобное - несъедобное; «Сто бед» (об опасных вещах), «Лабиринты» (надо выполнять действия, способствующие здоровому образу жизни). Летом для детей можно проводить досуги, театрализованные представления (например, «Мой друг светофор», «У Мишки в гостях»). Они способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, ОБЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации. Объяснять детям, что невыполнение привычных требований взрослых, особенно летом (не пить некипячёную воду, мыть овощи и фрукты, руки перед едой, носить облегчённый головной убор) могут привести к болезни. В наши дни — это может уберечь от болезни, а иногда и спасти жизнь. Летом можно ещё раз провести опыты с водой, использовать для этого фильтры, лупы для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, чтобы у детей формировалось чувство брезгливости к «грязной воде». Летом родители с детьми выезжают в деревню и здесь особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые впервые оказываются в сельской местности. Стараться объяснять детям, что любые животные с детёнышами или птицы часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать.  На летний период можно разработать для родителей консультации, памятки поведения в той или иной ситуации (например: «Внимание: ребёнок и дорога», «Опасные ситуации. Это надо знать», «Детский травматизм летом», «Внимание - ядовитые растения», памятка «Азбука вежливости» (о безопасном поведении). Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможны лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: нужно вместе искать выход из трудного положения, вместе обсуждать проблему, вести диалог, вместе с детьми познавать, удивляться, делать новые открытия.

Рифмованные правила безопасности для дошкольников (летний период):

 1. Солнце - друг. Но важно знать

 - Плохо с солнышком играть.

 2. Страшен солнечный удар,

От него начнется жар.

 3. В темном если я заблужусь лесу

 - Останусь на месте и крикну «Ау».

 4. Когда грибы мы собираем,

 Берем лишь только те, что знаем.

Мухоморы и поганки,

Даже если со сметанкой,

Не годятся никуда.

 С ними рядышком беда.

Много яда в них, друзья,

Знайте, кушать их нельзя.

 5. Летом в озере купайся,

Осторожненько плескайся.

Чтобы не было беды,

В воду с мамой заходи.

6. Чтоб живот не заболел,

 Нужно руки мылом мыть.

Еще правильно питаться,

 Никогда не объедаться.

 7. Балкон - не место для игр,

Без взрослого туда не выходи.

Опасно там играть и веселиться,

Ты можешь с высоты большой свалиться.

8. Руками сильно не маши,

 Когда собаку встретишь.

Укусит - маме покажи

И с той собакой не дружи.

9. Телевизор включать не надо,

 Если взрослых нет рядом.

Технику испортишь ты,

Еще - пожар может произойти.

10. У светофора окошечка три,

При переходе на них посмотри,

Если в окошечке красный горит

 - «Стой, не спеши» - он тебе говорит.

 Если вдруг желтое вспыхнет окошко

- Ты подожди, постой тут немножко.

Если в окошке зеленый горит,

Ясно, что путь пешеходу открыт.

11. Никогда не говори с незнакомыми людьми,

 Не пускайте дядю в дом,

Если дядя не знаком!

И не открывайте тете,

Если мама на работе!

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче дверь.

Пословицы, поговорки об источниках опасности:

Берегись бед, пока их нет.

 Где вода, там и беда.

От воды жди беды.

 Гляди под ноги: ничего не найдешь, так хоть нос не расшибешь.

Знай край, да не падай.

 Ешь мед, да берегись жала.

Не буди спящего пса: пес спит, а ты мимо.

Не всякому верь - закрывай крепче дверь.

Не играй с огнем - обожжешься.

Погляди, прежде чем прыгнуть.

Хорошо море с берега.

Смотри в оба - не разбей лба.

Детская художественная литература по теме «Здоровый образ жизни»

О безопасном поведении пешеходов: М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода» С. Михалков «Дядя Степа - милиционер», «Шагая осторожно...» В. Семеркин «Запрещается - разрешается» И. Серяков «Горят огни на перекрестках» О. Тарутин «Для чего нам светофор»

О питании: Александрова «Большая ложка» А. Кардашова «За ужином» С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала» Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду»

 О поведении в различных ситуациях: Г.П. Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей»

О прогулке: А. Барто «Прогулка» Е. Благинина «Прогулка» И. Залетаева «Скакалочка» А. Кузнецова «Качели» С. Михалков «Прогулка»

О санитарно-гигиенических навыках: М. Яснов «Я мою руки» К. Чуковский «Мойдодыр» А. Кузнецова «Кто умеет»

О психологическом климате в группе и дома: И. Демьянов «В детский сад пришла я с мамой» Г. Ладонщиков «Я не плачу» Н. Найденова «Новая девочка»

 Список литературных источников: 

1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2011.

2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.В. Безопасность. СПб.: «ДетствоПресс», 2002.

 3. Белая К.Ю. Зимонина В.Н., Куцакова Л.В. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2000.

 4. Форостенко «Защити себя сам!» Санкт-Петербург, 2009.

5. Шорыгина Т. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в летний период"

Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движени...

Консультация « Организация прогулок с детьми в летний период в ясельной группе».

Консультация « Организация прогулок с детьми в летний период в ясельной группе»....

Консультация « Организация прогулок с детьми в летний период в средней группе».

Консультация « Организация прогулок с детьми в летний период в средней  группе»....

Консультация для педагогов "Работа по ПДД в летний период"

В условиях развития современного общества проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма приобретает доменирующее значение....

Консультация для воспитателей «Работа по ОБЖ и ЗОЖ с детьми в летний период»

Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызываетбеспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем засамых беззащитных граждан - маленьких детей. Наша задача - педагогов иродите...

Консультация для родителей подготовительной группы на тему"Игры с детьми в летний период"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеВидновская средняя общеобразовательная школа № 7Здание по фактическому адресу:142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковски...