СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ И БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО"
консультация по обж

Махова Елена Александровна

Администрация

Сергиево-Посадского городского округа Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Гимназия № 5 имени Героя Советского Союза А.И. Алексеева»

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Хотьковский проезд, 16

Тел.  8(496) 540-43-52, факс 8(496) 540-43-52

e-mail: sepo_mdou_5@mosreg.ru.

 

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ  НАВИГАЦИИ И БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ  (ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ)

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО"

 

Подготовила:

воспитатель высшей  квалификационной категории – Махова Е.А.

 

г. Сергиев Посад.

2024г.

      Компьютер не может сам

 принести пользу или вред человеку.

 Все зависит от самого человека.

 

  Сегодня медиа в значительной степени определяют образ жизни и личность дошкольника. Ребенок с раннего детства включается в медиапространство, знакомится с различными медиа: телевидением, радио, компьютерными технологиями, кинематографом, осваивает электронные устройства и информационные ресурсы, становится зрителем, слушателем, пользователем, читателем. Просмотр мультфильмов, телепередач, электронные игры и Интернет являются важной составляющей культуры повседневности медийного поколения.

  Медиапространство (или информационное) – телевидение, компьютер, сеть Интернет – оказывает значительное влияние на формирующуюся личность уже на этапе дошкольного возраста. Современные дети успешно осваивают медиапространство.

  Дошкольники способны самостоятельно выбирать телевизионные передачи и программы («Спокойной ночи малыши», «Телепузики», «Фиксики», мультипликационные фильмы и др.).

    В настоящее время медиапространство дошкольного учреждения представлено следующими техническими средствами:

•   Интерактивная доска;

  • Мультимедийный проектор;
  • Интерактивные панели;

•   Телевизор;

•   Видеомагнитофон;

•   Магнитофон;

•   Компьютер.

  В настоящее время огромное количество компьютерных технологий:

  • компьютерные обучающие и развивающие игры,
  • мультимедийные учебные пособия,
  • программно-методические комплексы,
  • презентации,
  • обучающие видеофильмы и мультфильмы.

     Компьютерные игры могут послужить при разрешении проблемных ситуации на дороге, учат детей самостоятельно преодолевать трудности. Ребенок вникает в сюжет игр, принимает инструкцию игры и достигает конечных результатов. Таким образом формируется произвольность в поведении дошкольников. Помимо этого, абсолютно во всех играх есть свои герои, которые просят помочь в выполнении заданий. С помощью компьютера не только развиваются интеллекты ребенка, а также развивает, такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, сосредоточенность, усидчивость, целенаправленность, кроме того, приобщает детей к сопереживанию, поддержке героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.   

   Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

  • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
  • Компьютер содержит в себе такую информацию, которая доступна детям, с учетом наглядно-образного мышления дошкольников.
  • Воспитатель в мультимедийных средствах использует такой наглядный материал, который развивает зрительную, слуховую, моторную память.
  • Для привлечения внимания ребенка используются музыка, анимации.
  •  Используя компьютер в работе с детьми воспитатель реализует индивидуальный подход каждому ребенку дошкольного возраста, т. е. ребенок выполняет задания с учетом своих возможностей.

   Информационные  технологии позволяют создать увлекательное познавательное занятие. Однако, как их применять эффективно, включать в образовательный процесс, не совсем хорошо представлено в педагогической литературе и в сети интернет. Все это послужило противоречием между имеющимися компьютерными технологиями и их применением в формировании основ безопасности детей дошкольного возраста.

  Педагоги и родители отмечают, что малыши демонстрируют высокие темпы освоения компьютера, ресурсов Интернет и социальных сетей. Исходя из этого, возрастают требования к медиабезопасности дошкольников в работе с информационными ресурсами.

   Безопасность (информационная)  – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением  информацией вреда здоровью ребенка. Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях

  Одной из сторон сохранения и укрепления здоровья детей является информационная безопасность. К сожалению в нашей программе это  область достаточно слабо освещена и практически не затрагивается. Но в современных условиях жизни нам необходимо поднимать этот вопрос, так как возраст детей, которые активно пользуются интернет-ресурсами неумолимо уменьшается. И дети дошкольного возраста уже начинают пользоваться интернетом.

Основные задачи:

  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям и способах поведения в них.
  • Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнению правил безопасности.
  • Формирование основ информационной безопасности, первичных представлений о безопасном поведении в интернет пространстве
  • Воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.

   Действующие «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» устанавливают порядок организации информационного пространства для детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семейного воспитания.

  При использовании компьютерных технологий, обязательным условием является соблюдение условий для сбережения здоровья ребенка:

  • Максимальная одноразовая  длительность работы не должна превышать: 10 - 15минут в день;              
  • В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с

использованием компьютера.

  • Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 5-7  лет – 2 - 3 раза в неделю.

  В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить гимнастику для глаз, для снятия статистического и нервно – эмоционального напряжения  можно использовать обычные физические упражнения.

   Влияние компьютера на здоровье ребенка -  дошкольника:

  • Переутомление, головные боли;
  • Ухудшение зрения;
  • Нарушение психики;
  • Боли в спине, пояснице, плечах и шее;
  • Замедление темпов общего развития.

 Способы сохранения физического и психического здоровья детей:

  • Ограничение времени использования гаджетов;
  • Физическая активность детей;
  • Общение с родными и друзьями;
  • Контролировать качество и соответствие игр возрасту;
  • Быть рядом с ребенком, когда он за компьютером.

Положительное влияние компьютера:

  • Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики;
  • Познавательная мотивация;
  • Выработка усидчивости;
  • Улучшение памяти, внимания;
  •  Ориентирование в современных технологиях;
  • Быстрое нахождение нужной информации, следовательно, увеличение свободного времени;
  • Возможность общения.

Отрицательное влияние компьютера:

  • Большая нагрузка на глаза;
  • Стеснённая поза;
  • Развитие остеохондроза;
  • Компьютерное излучение;
  • Заболевания суставов кистей рук;
  • Психическая нагрузка;
  • Компьютерная зависимость;
  • Нервно-эмоциональное напряжение;
  • Синдром компьютерного стресса;
  • Ребёнок забывает о реальном мире;
  • Замена общения.

Почему дети уходят в интернет?

  • Лень;
  • Одиночество, отсутствие друзей;
  • Игры заманивают;
  • Кажущаяся легкость в общении;
  • Проблемы в семье;
  • Неумение занять себя;
  • Слишком много свободного времени.

  Важно информировать родителей о данной проблеме. Поскольку многие из нас позволяют ребенку «играть в телефоне», потому что это очень удобно, ребенок не беспокоит, нажимая кнопки. Но что происходит, когда тот же самый ребенок потом уже плачет и кричит, чтобы ему отдали игрушку - телефон?

  Интернет и новые технологии подарили людям возможность легко обмениваться информацией, по - новому организовывать свою деятельность. Однако вместе со всеми преимуществами они наградили своих пользователей, в том числе и детей,  необычными болезнями, одна из которых – зависимость от компьютерных или онлайн  игр.

   Виртуальная реальность может быть намного привлекательнее реальной жизни. Компьютерные игры затягивают, лишают восприятия реальности происходящего, разрушают нервную систему. Самое грустное в том, что при бесконтрольном использовании даже маленькие дети вместо того, чтобы идти гулять с друзьями во дворе, берут в руки планшет или садятся за компьютер, пропадая на многие часы. Такое время провождение мало способствует нормальному развитию ребенка. Таким образом, необходимо создать условия для повышения компетентности педагогов и родителей по обеспечению безопасности дошкольников данной сфере.

 

Литература

1. Интернет: возможности, компетенции, безопасность: Методическое пособие для работников системы общего образования / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева, В. Шляпников. – М., 2013.

2. Полезный и безопасный Интернет. Правила безопасного использования Интернета для детей младшего школьного возраста: Методическое руководство / Под ред. Г.У. Солдатовой. – М., 2012.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация

Сергиево-Посадского городского округа Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Гимназия № 5 имени Героя Советского Союза А.И. Алексеева»

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Хотьковский проезд, 16

Тел.  8(496) 540-43-52, факс 8(496) 540-43-52

e-mail: sepo_mdou_5@mosreg.ru.

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ  НАВИГАЦИИ И БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ  (ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ)

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО»

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20191102_230606.png

Подготовила:

воспитатель высшей  квалификационной категории – Махова Е.А.

г. Сергиев Посад.

      Компьютер не может сам

 принести пользу или вред человеку.

 Все зависит от самого человека.

  Сегодня медиа в значительной степени определяют образ жизни и личность дошкольника. Ребенок с раннего детства включается в медиапространство, знакомится с различными медиа: телевидением, радио, компьютерными технологиями, кинематографом, осваивает электронные устройства и информационные ресурсы, становится зрителем, слушателем, пользователем, читателем. Просмотр мультфильмов, телепередач, электронные игры и Интернет являются важной составляющей культуры повседневности медийного поколения.

  Медиапространство (или информационное) – телевидение, компьютер, сеть Интернет – оказывает значительное влияние на формирующуюся личность уже на этапе дошкольного возраста. Современные дети успешно осваивают медиапространство.

  Дошкольники способны самостоятельно выбирать телевизионные передачи и программы («Спокойной ночи малыши», «Телепузики», «Фиксики», мультипликационные фильмы и др.).

    В настоящее время медиапространство дошкольного учреждения представлено следующими техническими средствами:

•   Интерактивная доска;

  • Мультимедийный проектор;
  • Интерактивные панели;

•   Телевизор;

•   Видеомагнитофон;

•   Магнитофон;

•   Компьютер.

  В настоящее время огромное количество компьютерных технологий:

  • компьютерные обучающие и развивающие игры,
  • мультимедийные учебные пособия,
  • программно-методические комплексы,
  • презентации,
  • обучающие видеофильмы и мультфильмы.

     Компьютерные игры могут послужить при разрешении проблемных ситуации на дороге, учат детей самостоятельно преодолевать трудности. Ребенок вникает в сюжет игр, принимает инструкцию игры и достигает конечных результатов. Таким образом формируется произвольность в поведении дошкольников. Помимо этого, абсолютно во всех играх есть свои герои, которые просят помочь в выполнении заданий. С помощью компьютера не только развиваются интеллекты ребенка, а также развивает, такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, сосредоточенность, усидчивость, целенаправленность, кроме того, приобщает детей к сопереживанию, поддержке героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.  

   Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

  • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
  • Компьютер содержит в себе такую информацию, которая доступна детям, с учетом наглядно-образного мышления дошкольников.
  • Воспитатель в мультимедийных средствах использует такой наглядный материал, который развивает зрительную, слуховую, моторную память.
  • Для привлечения внимания ребенка используются музыка, анимации.
  •  Используя компьютер в работе с детьми воспитатель реализует индивидуальный подход каждому ребенку дошкольного возраста, т. е. ребенок выполняет задания с учетом своих возможностей.

   Информационные  технологии позволяют создать увлекательное познавательное занятие. Однако, как их применять эффективно, включать в образовательный процесс, не совсем хорошо представлено в педагогической литературе и в сети интернет. Все это послужило противоречием между имеющимися компьютерными технологиями и их применением в формировании основ безопасности детей дошкольного возраста.

  Педагоги и родители отмечают, что малыши демонстрируют высокие темпы освоения компьютера, ресурсов Интернет и социальных сетей. Исходя из этого, возрастают требования к медиабезопасности дошкольников в работе с информационными ресурсами.

   Безопасность (информационная)  – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением  информацией вреда здоровью ребенка. Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях

  Одной из сторон сохранения и укрепления здоровья детей является информационная безопасность. К сожалению в нашей программе это  область достаточно слабо освещена и практически не затрагивается. Но в современных условиях жизни нам необходимо поднимать этот вопрос, так как возраст детей, которые активно пользуются интернет-ресурсами неумолимо уменьшается. И дети дошкольного возраста уже начинают пользоваться интернетом.

Основные задачи:

  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям и способах поведения в них.
  • Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнению правил безопасности.
  • Формирование основ информационной безопасности, первичных представлений о безопасном поведении в интернет пространстве
  • Воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.

   Действующие «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» устанавливают порядок организации информационного пространства для детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семейного воспитания.

  При использовании компьютерных технологий, обязательным условием является соблюдение условий для сбережения здоровья ребенка:

  • Максимальная одноразовая  длительность работы не должна превышать: 10 - 15минут в день;              
  • В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с

использованием компьютера.

  • Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 5-7  лет – 2 - 3 раза в неделю.

  В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить гимнастику для глаз, для снятия статистического и нервно – эмоционального напряжения  можно использовать обычные физические упражнения.

   Влияние компьютера на здоровье ребенка -  дошкольника:

  • Переутомление, головные боли;
  • Ухудшение зрения;
  • Нарушение психики;
  • Боли в спине, пояснице, плечах и шее;
  • Замедление темпов общего развития.

 Способы сохранения физического и психического здоровья детей:

  • Ограничение времени использования гаджетов;
  • Физическая активность детей;
  • Общение с родными и друзьями;
  • Контролировать качество и соответствие игр возрасту;
  • Быть рядом с ребенком, когда он за компьютером.

Положительное влияние компьютера:

  • Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики;
  • Познавательная мотивация;
  • Выработка усидчивости;
  • Улучшение памяти, внимания;
  •  Ориентирование в современных технологиях;
  • Быстрое нахождение нужной информации, следовательно, увеличение свободного времени;
  • Возможность общения.

Отрицательное влияние компьютера:

  • Большая нагрузка на глаза;
  • Стеснённая поза;
  • Развитие остеохондроза;
  • Компьютерное излучение;
  • Заболевания суставов кистей рук;
  • Психическая нагрузка;
  • Компьютерная зависимость;
  • Нервно-эмоциональное напряжение;
  • Синдром компьютерного стресса;
  • Ребёнок забывает о реальном мире;
  • Замена общения.

Почему дети уходят в интернет?

  • Лень;
  • Одиночество, отсутствие друзей;
  • Игры заманивают;
  • Кажущаяся легкость в общении;
  • Проблемы в семье;
  • Неумение занять себя;
  • Слишком много свободного времени.

  Важно информировать родителей о данной проблеме. Поскольку многие из нас позволяют ребенку «играть в телефоне», потому что это очень удобно, ребенок не беспокоит, нажимая кнопки. Но что происходит, когда тот же самый ребенок потом уже плачет и кричит, чтобы ему отдали игрушку - телефон?

  Интернет и новые технологии подарили людям возможность легко обмениваться информацией, по - новому организовывать свою деятельность. Однако вместе со всеми преимуществами они наградили своих пользователей, в том числе и детей,  необычными болезнями, одна из которых – зависимость от компьютерных или онлайн  игр.

   Виртуальная реальность может быть намного привлекательнее реальной жизни. Компьютерные игры затягивают, лишают восприятия реальности происходящего, разрушают нервную систему. Самое грустное в том, что при бесконтрольном использовании даже маленькие дети вместо того, чтобы идти гулять с друзьями во дворе, берут в руки планшет или садятся за компьютер, пропадая на многие часы. Такое время провождение мало способствует нормальному развитию ребенка. Таким образом, необходимо создать условия для повышения компетентности педагогов и родителей по обеспечению безопасности дошкольников данной сфере.

Литература

1. Интернет: возможности, компетенции, безопасность: Методическое пособие для работников системы общего образования / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева, В. Шляпников. – М., 2013.

2. Полезный и безопасный Интернет. Правила безопасного использования Интернета для детей младшего школьного возраста: Методическое руководство / Под ред. Г.У. Солдатовой. – М., 2012.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно - тематический план Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы. (Вторая младшая группа, программа "Детство")

Перспективно - тематический планПознание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения. Чтение художественной литературы.(Вторая младшая группа, программа "Детство"...

Семинар-практикум "Организация работы по формированию у детей навыков безопасного поведения"

Данный материал поможет воспитателям разнообразить работу с родителями по теме безопасности детей...

Рабочая программа "Познание предметного и социального мира и безопасного поведения"

Рабочая программа для подготовительной группы по окружающему миру....

ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ «Безопасность поведения детей в окружающей дорожной среде»

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Участники проекта: воспитанники старшей группы 6-7 лет, родители, воспитатель. Цель проекта: Ознакомление и закрепление знаний детей о правилах без...

Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОО в рамках реализации ФГОС ДО

Статистические данные за 2017 год.В 2017 году в Новосибирской области зарегистрировано 3126 пожаров, на которых погибли 192 человека, в том числе 15 детей; 296 человек получили травмы, в том числе 28 ...

Выступление на методическом обьединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО".

Доклад, из опыта работы, воспитателя средней группы детского сада на тему: " Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ в рамках реализации ФГО...