Для педагогов
методическая разработка по обж

Иванова Марина Васильевна

Накопление опыта безопасного поведения на дороге  -  это часть системы,  обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая на прямую  связана со всеми сторонами жизни  человека.  Эту проблему по праву относят к глобальным. Взяв за основу программу « Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н Авдеевой, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина) творчески дополнив ее к условиям сельской местности, села, разновозрастной группы и поставив задачу, не только оберегать и защищать ребенка, а прежде всего,  подготовить малышей к встрече с различными сложностями, а порой и опасными жизненными ситуациями. Ведь дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома. Поэтому я должна  развить у них самостоятельность и ответственность. А для этого, прежде всего, необходимо  уделить большое внимание организации различных видов деятельности, направленные на приобретение детьми определенного навыков и правил   поведения, набраться опыта, чтобы уметь применять в реальной жизни, на практике. Научить,   самим  оценивать свои поступки,  и поступки других людей. Важно чтобы воспитатель направлял мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска ответов.  В результате дети должны самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания  подчас из разных областей, получив реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом,  строится через систему развивающих игровых заданий, в основе которых лежит развитие познавательных навыков, умение ориентироваться в современном  мире, развитие критического  и творческого мышления. В основу метода положена идея прагматической направленности на результат,  который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результаты выполненных игровых заданий  называются « осязаемыми» т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное  ее решение,  если практическая – конкретный результат. Чтобы сформировать у ребенка основы безопасности  необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи. В работе с детьми по вопросам правил дорожного движения я использую не только на занятии, а в первую очередь в играх детей, на прогулке, в режимных моментах.   В дошкольном возрасте игра является главным видом деятельности детей (Л.В. Выготский). Возможность обучать детей посредством   развивающей  познавательной деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Участие детей в развивающей,  дидактической игре зависит  от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребенка дошкольника быть внимательным,   запоминать,   классифицировать,  уточнять  свои  знания.  (А. И. Сорокина).

Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре,  а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяснять свои действия в ходе игры и  анализировать результат.  Использование   художественной  литературы,   по   мнению  ученых Л. П. Князева, А. М. Виноградова и др., – может помочь  осознанию полученных представлений о безопасности поведения на улицах и дорогах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\детсад_109\Desktop\пдд.jpg

C:\Users\детсад_109\Desktop\пдд1.jpg

«Формирование

основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе изучения ПДД»

Цель:создание в группе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи: - формировать представления об опасных для человека ситуациях на улице и в общественных местах и способах поведения в них;

- знакомить с правилами дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

 - развивать способность к осознанному восприятию окружающей обстановки, умение предвидеть возможную опасность;

- повышать уровень педагогической и профессиональной компетентности  взрослых; в вопросах ознакомления дошкольников с ПДД;

- воспитывать культуру общения и нормы поведения детей в обществе;

- усилить взаимодействие с родителями и включать их в образовательный процесс;

- активизировать коммуникативные навыки и способы взаимодействия с окружающей действительностью;

 - активизировать работу по обобщению и распространению актуального педагогического опыта по данной проблеме;

 - укрепить взаимодействие с ГИБДД по данной

проблеме.

C:\Users\детсад_109\Desktop\пдд1.jpg

СТРУКТУРА СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

ИМП 1. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ.

ИМП 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА.

ИМП 3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.

ИМП 4. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА.

ИМП 5. НОВИЗНА ОПЫТА.

ИМП 6. АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА.

ИМП 7. ТРУДОЁМКОСТЬ ОПЫТА.

ИМП 8. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

ИМП 9. РЕЗУЛЬТЕТИВНОСТЬ ОПЫТА.

ИМП 10. ОЦЕНОЧНИЙ ЛИСТ.

C:\Users\детсад_109\Desktop\пдд1.jpg

ИМП 1. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ.

Ф.И.О.- Иванова Марина Васильевна.

Образование: высшее

Название учебного заведения, год его окончания:

ФГБОУ высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбурга,12 июля 2021 года.

Квалификация по диплому: Бакалавр

Место работы: МДОАУ «Детский сад  № 72»  г. Оренбурга

Должность: Воспитатель.

Педагогический стаж: 21 год.

Стаж работы в занимаемой должности: 21 год

Квалификация: высшая квалификационная категория.

ИМП 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА.

Улица полна неожиданностей и опасностей

Выходя на улицу,

Приготовь заранее,

Вежливость и сдержанность,

А главное, внимание!

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

      В настоящее время значительно вырос уровень детского дорожно-транспортного травматизма, это обусловлено недостатком в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Именно поэтому свой педагогический опыт я направила на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

ИМП 3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.

Накопление опыта безопасного поведения на дороге  -  это часть системы,  обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая на прямую  связана со всеми сторонами жизни  человека.  Эту проблему по праву относят к глобальным. Взяв за основу программу « Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н Авдеевой, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина) творчески дополнив ее к условиям сельской местности, села, разновозрастной группы и поставив задачу, не только оберегать и защищать ребенка, а прежде всего,  подготовить малышей к встрече с различными сложностями, а порой и опасными жизненными ситуациями. Ведь дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома. Поэтому я должна  развить у них самостоятельность и ответственность. А для этого, прежде всего, необходимо  уделить большое внимание организации различных видов деятельности, направленные на приобретение детьми определенного навыков и правил   поведения, набраться опыта, чтобы уметь применять в реальной жизни, на практике. Научить,   самим  оценивать свои поступки,  и поступки других людей. Важно чтобы воспитатель направлял мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска ответов.  В результате дети должны самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания  подчас из разных областей, получив реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом,  строится через систему развивающих игровых заданий, в основе которых лежит развитие познавательных навыков, умение ориентироваться в современном  мире, развитие критического  и творческого мышления. В основу метода положена идея прагматической направленности на результат,  который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результаты выполненных игровых заданий  называются « осязаемыми» т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное  ее решение,  если практическая – конкретный результат. Чтобы сформировать у ребенка основы безопасности  необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи. В работе с детьми по вопросам правил дорожного движения я использую не только на занятии, а в первую очередь в играх детей, на прогулке, в режимных моментах.   В дошкольном возрасте игра является главным видом деятельности детей (Л.В. Выготский). Возможность обучать детей посредством   развивающей  познавательной деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Участие детей в развивающей,  дидактической игре зависит  от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребенка дошкольника быть внимательным,   запоминать,   классифицировать,  уточнять  свои  знания.  (А. И. Сорокина).

Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре,  а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяснять свои действия в ходе игры и  анализировать результат.  Использование   художественной  литературы,   по   мнению  ученых Л. П. Князева, А. М. Виноградова и др., – может помочь  осознанию полученных представлений о безопасности поведения на улицах и дорогах.

ИМП 4. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Маленькие дети – особая   категория   пешеходов   и  пассажиров. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий         являются сами дети, которые играют  вблизи дорог,  переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Актуальность проблемы связана еще   и с тем, что у детей отсутствует защитная    психологическая     реакция   на      дорожную обстановку,    которая   свойственна взрослым.

Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.

В решении данной задачи важная роль принадлежит обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.   Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

 Актуальность опыта работы состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

 Данный педагогический опыт разработан в силу особой актуальности проблемы: безопасность дошкольников на дорогах и улицах города.

 Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:

пассивность и безучастность взрослых в вопросах безопасности детей на дорогах;

отсутствие навыков безопасного поведения на дорогах при сформированных знаниях правил дорожного движения;

однотипность и традиционность используемых воспитателями методов и приемов обучения и воспитания детей правилам безопасного поведения на дорогах;

отсутствие регулярного взаимодействия с ГИБДД по пропаганде знаний правил дорожного движения  среди родителей.    

Исходя из этого, можно сделать вывод, что  только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

- Наработать материал по применению инновационных методов и подходов по своему приоритетному направлению

- формировать у детей навыки осознанного поведения на улицах города. Где ключевым - является слово «осознанного»

- Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

- Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма использовать  различные формы взаимодействия с родителями:

-          памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;

-          папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

-          консультационный материал «Дошкольник и дорога».

ИМП 5. НОВИЗНА ОПЫТА

Новизна педагогического опыта работы  заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного повеления на улице и дороге во всех  видах познавательной деятельности (физкультурно-оздоровительной, музыкальной, речевой, математической, продуктивной, игровой) и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.

Новизна моего опыта состоит в разработке системы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

МАТЕРИАЛ ПЕРЕНЕСТИ В ТЕХНОЛОГИЮ

В основу моего опыта работы легли следующие принципы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.

  Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике.

      В своей практике я использую компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

       Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью программы WindowsMedia демонстрирую детям обучающие мультфильмы:

- «Смешарики изучают Правила дорожного движения»;

- «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».

- «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;

    Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.

   Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. В своей работе уже  с детьми среднего дошкольного возраста  использую проигрыватель WindowsMedia для разучивания стихотворений о безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения. Ребята с удовольствием читают стихотворения сверстникам и родителям, напевают песенки в повседневной жизни, и это помогает им постоянно помнить о правилах дорожного движения.

   Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:

-  Папки-передвижки по ПДД;

- Индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»;

- Разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор»;

-Разработка рекомендаций родителям о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.  Я считаю, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

- Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.

- Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.

- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

- Постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

- Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.

  При использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе соблюдаются санитарно-гигиенические требования.

 Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым, преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.

ИМП 6. АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА.

Данный опыт работы может быть интересенвоспитателям ДОУ независимо отреализуемой образовательной программы и типадошкольного учреждения, учрежденийдошкольного образования; предназначен дляиспользования в полном объеме или фрагментарнов любом образовательном учреждении.

ИМП 7. ТРУДОЁМКОСТЬ ОПЫТА.

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Трудоемкость заключается в том, что:

  • нет специальной программы по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах, согласованной с Госавтоинспекцией и адаптированной к современным условиям дорожного движения;
  • проблема обучения детей безопасному поведению на дорогах носит двойной характер. С одной стороны, учебные программы требуют от воспитателя изучения с детьми Правил дорожного движения. С другой стороны, даже знание правил не гарантирует малышу безопасности на дороге;
  • невозможность у  детей закрепить знания, полученные на занятиях  в повседневной жизни из-за отсутствия в нашем городе светофоров, подземных и наземных пешеходных переходов, регулировщика;
  • .Недостаточная профессиональная подготовка педагогов в знание ИКТ
  • Недостаточная материально-техническая база ДОУ
  • Ежегодное увеличение количества детей с низким уровнем здоровья, появление новых видов вирусных заболеваний ОРВИ, ОРЗ

ИМП 8. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Основной целью педагогического проекта  является формирование у детей  у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с правилами дорожного движения.

Для реализации поставленной цели выделяются следующие задачи:

- обучение дошкольников первоначальным знаниям о правилах безопасного поведения на улице и дороге через ознакомление с правилами дорожного движения;

- формирование у детей бдительного восприятия окружающей обстановки;

- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Работа  с детьми строилась на основе комплексной диагностики, включающей определение уровня знаний детей о правилах дорожного движения.

Для выявления знаний о правилах перехода через проезжую часть использовалась беседа по сюжетной картине с проблемной ситуацией на дороге.

Знания детей о дорожных знаках проверялись с помощью методики «Исключи лишнее» (рекомендовано Т. Г. Хромцовой).

Критериями оценки знаний стали следующие показатели:

- объем и полнота знаний о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах;

- точность и аргументированность суждений о способах безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Диагностика уровня  знаний  детей старшего дошкольного возраста в 2012 учебном году выявила, что в группе  лишь у 20% детей высокий уровень знаний, у 25% -  средний уровень знаний. Поэтому мы   пришли к выводу, что с детьми необходимо изучать правила дорожного движения с раннего возраста.

Нами был составлен перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения.

Работа с детьми

Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице  проводились  в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего  образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят. Такая работа требовала от воспитателей четкого отбора необходимого наглядного игрового материала

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим мы  давали представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др.), наблюдения на экскурсиях, беседы («Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается», «О правилах дорожного движения»), разучивание стихотворений («Милиционер» А. Дмоховский, «Светофор» С. Михалков), чтение рассказов («Автомобиль» Н. Носов, «Заборчик вдоль тротуара» Л. Гальперштейн).

На занятиях по  развитию элементарных математических представлений мы   давали  понятие «левая, правая сторона», то есть ориентировали  в окружающем пространстве; привлекали детей к составлению планов, схем участка, дороги (например, «В гости к Смешарику»)

На занятиях по изобразительной деятельности мы  учили рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей (например, «Улица города», «На нашей улице»).

На занятиях по трудовому воспитанию дети вместе с нами  изготавливали атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов и др. атрибутика) (например, «Эти дорожные знаки»).

На занятиях по конструированию   мы формировали  у детей интерес  к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружали различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта), учили планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомили  с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учили  создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу (например, «Светофор», «В два ряда стоят дома»).

На физкультурных занятиях   продолжали развивать координацию движений и ориентировку в пространстве;

На музыкальных занятиях дети принимали активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

Нами  в группе создан уголок  безопасности дорожного движения, так как знания детей будут эффективными, если теория связана с практикой. Дети знакомились  с такими понятиями как «многополосное движение», «островок безопасности» и др. Воспитателями, совместно с детьми, изготовлен макет улицы, где обозначен перекресток, дома, светофор, дорожные знаки. Используя макет, мы знакомили детей с такими темами как: «Дорожные знаки», «Светофор», «Транспорт» и др. Были  подобраны дидактические игры (например, «Улица, на которой расположен детский сад», «Автоинспектор и водители», «Пешеходы и водители»), настольные игры (например, «Крутые гонки», «Законы улиц и дорог», «Правила дорожного движения») по изучению детьми правил дорожного движения. Для детей мы  организовывали сюжетно-ролевые игры, где дошкольники на практике показывали свои знания (например, «Автобус», «Дорога», «Милиционер – регулировщик» и др.).

Дети вместе с педагогами изготавливали  наглядные пособия к сюжетно – ролевым играм.

При обучении детей правилам дорожного движения мы  использовали  игры и упражнения, логически связанные с темой занятий и позволяющие детям чередовать умственную и физическую нагрузку. В качестве гимнастики для глаз воспитатели  использовали на занятиях игру «Где остановка?». Эта игра позволяет снять зрительное напряжение и утомление детей, способствует укреплению глазных мышц. Также тренируется внимание и способность детей длительно удержать в сознании зрительный образ. Для профилактики близорукости  использовалась  физкультминутка «Мы – водители».

Работа с родителями

Нами  было проведено анкетирование родителей по теме «Мы по улице идем». Результаты анкетирования показали, что 80% родителей не выполняют правила дорожного движения, тем самым показывая плохой пример своим детям. Педагоги пришли к выводу о необходимости обучения детей правилам поведения на дороге.

Вся работа с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах происходила в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.

В ходе совместной деятельности мы   знакомили родителей с работой, которую проводили в группе (показ открытых занятий, развлечений, досугов), рассказывали об успехах детей в освоении правил поведения на улице, в транспорте и вблизи дорог, об экскурсиях (например, «Экскурсия к перекрестку», «Экскурсия к остановке пассажирского транспорта»). Через наглядную агитацию, родительские собрания (например, «Безопасность детей на улицах города», «Учим с детьми»), консультации (например,  «Ваш ребенок ходит в детский сад», «Научись сам и научи ребенка»). Спортивные праздники,   совместно с инструктором по физической культуре (например, «Приключения в стране    «Светофория»,   «Путешествие по городу дорожных знаков»),   конкурсы   (например, «Правила дорожного движения»). Необходимо  привлекать родителей к проблеме безопасности дорожного движения, указывать ее значимость, чтобы формировалась активная родительская позиция, чтобы цели детского сада и родителей были общими.

Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи у детей  выработались твердые навыки культурного поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.  Привычка правильно ходить по улице стала у детей нормой поведения.

На последнем этапе работы над педагогическим проектом была проведена итоговая диагностика, показавшая большой скачок по разделу «Обучение детей правилам дорожного движения», высокий уровень знаний составил 60%, средний уровень знаний составил 30%.

Подводя итоги диагностического исследования, следует сказать, что работа, проделанная в старшей группе, дала определенный результат. Большое число  детей старшей группы имеют необходимые знания о правила перехода через улицу и  некоторые сведения о дорожных знаках.

ИМП 9. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Анализ результатов целенаправленных наблюдений показывает, что у  дошкольников сформировано понимание значимости соблюдения правил дорожного движения. В результате осознанного использования знаний, умений, навыков у детей возникает ощущение социальной безопасности и эмоционального комфорта, формируются ценности здорового образа жизни.  

В процессе взаимодействия ребёнка с окружающей средой происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание культурного, дисциплинированного участника дорожного движения. А главное отсутствие дорожно – транспортного травматизма среди детей.

Проведенная  работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.

      Результаты диагностики детей методом наблюдения в процессе игры и опроса  позволяют сделать вывод об итогах работы:

-   Дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.

-  Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.

-   Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.

     А также результаты  анкетирования родителей (приложение 1)  показали необходимость формирования компетентности  в вопросах личной безопасности детей и их родителей, а также актуальность систематической работы по данному разделу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкета для родителей «Я и мой ребенок на дорогах города»

 1. Где Вы узнаете о дорожных происшествиях, связанных с детьми?

А) на родительских собраниях

Б) из разговоров

В) по телевидению, радио, в печати

2. Имеется ли в семье личный транспорт?

А) да

Б) нет

3. Есть ли в семье водители-профессионалы?

А) да       Б) нет

4. Какого возраста в семье дети? ________

5. Ваш ребенок знает:

А) название города, в котором живете, домашний адрес:

Б) название улицы, номер дома и квартиры, номер телефона

В) домашний адрес не полностью

6. Как часто Ваш ребенок гуляет один?

А) никогда

Б) редко

В) всегда

7. Если Вам приходится идти пешком, то вы с ребенком:

А) переходите дорогу по пешеходному переходу, ориентируясь на зеленый сигнал светофора

Б) переходите дорогу по пешеходному переходу в отсутствие транспорта, не обращая внимания на сигнал светофора

В) переходите дорогу там, где вам кажется удобным

8. Различает ли Ваш ребенок сигналы транспортного и пешеходного светофоров?

А) мой ребенок стоит на месте, если горит красный сигнал пешеходного светофора и зеленый сигнал транспортного

Б) мой ребенок путает сигналы транспортного и пешеходного светофора, ошибаясь в выборе момента для перехода дороги

В) мой ребенок не знает, что существует пешеходный и транспортный светофоры, и ориентируется только на мое поведение

9. Знает ли Ваш ребенок дорожные знаки и может рассказать, что они обозначают?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

10. Когда вы в последний раз объясняли ребенку значение дорожных знаков?

А) я делаю это постоянно

Б) я это делаю достаточно редко

В) не помню

11. Как ваш ребенок ведет себя на остановке и в маршрутном транспорте?

А) мой ребенок спокойно стоит на остановке, не шумит, если есть возможность, садится на свободное сиденье, не высовывается из окна, не сорит в транспорте

Б) мой ребенок прыгает и бегает на остановке, пробирается быстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров, громко разговаривает в транспорте

12. Кто учит ребенка правилам дорожного движения?

А) педагоги

Б) брат, сестра

В) родители

Г) бабушка, дедушка

13. Считаете ли Вы, что усилия педагогов по обучению детей ПДД:

А) будут эффективными только при поддержке с Вашей стороны

Б) будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны

В) неэффективны, так как научить безопасному поведению на дороге могут только родители

14. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать Правила?

А) ежедневно

Б) часто

В) иногда

Г) не говорим на эту тему

15. Нарушаете ли Вы Правила, когда идете вместе с ребенком?

А) нет

Б) иногда бывает, если спешим

В) не обращаем внимания на светофор: водители обязаны пропускать нас с ребенком

16. Как реагирует на Ваше нарушение ребенок?

А) не реагирует

Б) требует, чтобы мы соблюдали ПДД

17. Как Вы реагируете на нарушение ПДД родителей с детьми?

А) пытались предупредить нарушение

Б) делали замечание

В) внутренне осуждали поведение взрослых

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

1. Назовите последовательность смены сигналов в трёх секционном светофоре:

а) зелёный, б) красный, в) жёлтый.

2. Какая часть улицы предназначена для пешеходов?

а) мостовая  б) тротуар.

3. При каком сигнале светофора можно переходить улицу?

а) при жёлтом, б) при зелёном, в) при красном.

3. Как вы должны поступать, если во время перехода перекрёстка зелёный сигнал светофора сменился на жёлтый?

а) быстро перебежать улицу,

б) вернуться на тротуар,

в) остановиться на осевой линии.

4. Вы вышли из автобуса на загородной дороге и вам нужно перейти её. Как вы перейдёте дорогу?

а) обойдёте стоящий автобус спереди,

б) обойдёте стоящий автобус сзади,

в) дождётесь, когда автобус отойдёт, и проезжая часть будет хорошо просматриваться в обе стороны.

ИМП 10. ОЦЕНОЧНИЙ ЛИСТ.

1.Автор     Иванова Марина Васильевна____________________________________________

2. Занимаемая должность  воспитатель___________________________________

3. Тема педагогического опыта «Формированиеоснов безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе изучения ПДД»_____

4. Оценка по критериям (в баллах):

*высокая эффективность8 баллов

*устойчивость результатов   9 баллов

*рациональность затрат времени и средств9 баллов

 Система оценки собственного педагогического опыта:

10 баллов -   очень высокий уровень;

9 баллов -  высокий уровень;

8 баллов -  хороший уровень;

7 баллов -  скорее хороший уровень;

6 баллов -  удовлетворительный уровень;

5 баллов -  скорее удовлетворительный уровень;

4 балла   -  скорее не удовлетворительный уровень.

5. Обратная связь:

*будет использована полностью технология опыта «Формированиеоснов безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе изучения ПДД», так как эта технология способствует развитию речевого аппарата, основных психических процессов и качеств (воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления, коммуникабельности, смелости публичного выступления), овладению навыками общения и коллективного творчества.

*будет использован с коррекцией использования инструментария диагностирования творческих способностей детей_______________________________________

*натолкнуло на новую идею  новый подход к творческому развитию дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности.  Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования_________________________

*представляет практический интерессодержание педагогического опыта по данной теме, так  как формы организации совместной деятельности связаны между собой теснейшим образом и дополняют друг друга______________________________

*представляет познавательный интересопыт работы по развитию творческих процессов у дошкольников в процессе музыкально-театрализованной деятельности, так как при создании соответствующих условий, используя в совокупности предложенные методы и приемы, можно добиться стабильных и позитивных результатов работы, а именно того, что дошкольник будет позитивно воспринимать себя, импровизировать в музыкально-театральной деятельности, без труда воплощать музыкальный образ в пластике, выразительно двигаться, используя мимику, жесты, пластику тела._________________________________________________

Примечание: представленный материал интересен своей манерой изложения, а также его основными элементами – целью, содержанием, методами, средствами организации деятельности. Вся образовательная деятельность направлена на развитие у дошкольников творческих способностей и способствует формированию личности ребенка, его саморегуляции, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывая желания заявить о себе в среде сверстников и взрослых.

Библиографический список:

Библиографический список:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б.  Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009.
  2. Вдовиченко А. А. Ребенок на улице. – СПб.: «Детство – Пресс», 2010.
  3. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: «Детство – Пресс», 2010.
  4. Голицына Н. С. «ОБЖ для младших дошкольников». Система работы.- М.: «Скрипторий», 2010.
  5. Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  6. Научно- практический журнал «Здоровье дошкольника» №4, № 2 ,2010.
  7. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  8. Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М. А Васильевой, В. В. Гербовой, С. Г. Комаровой. – М.: Просвещение, 2006.
  9. Романова Е. А. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  10. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
  11. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  12. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №6, 2011.
  13. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество Россия, 2005.

Интернет источники:

  1. http://vk-detsad3.ru/pdd
  2. http://doshvozrast.ru/metodich/metodichkabinet02_4.htm
  3. http://detsad-kitty.ru/oformlenye/11465-pdd.html
  4. http://skyclipart.ru/tags/%EF%E4%E4/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...