Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2023-2024,2024-2025
рабочая программа по обж (старшая, подготовительная группа)

Куцепалова Дарья Геннадьевна

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план

по формированию основ безопасности

в  группе №1 «Солнышко»

на 2023/24 уч.год

Цель:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Задачи:

  • формировать представление  об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • познакомить детей  с правилами  безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формировать  понятие осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Безопасный отдых на природе

Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано. Что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.

Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Безопасность на дорогах

Уточнить знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.

Знакомить детей с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности

Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

Продолжать знакомить с правилами поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.)

Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.)

Закрепить и расширить знания о правилах езды на велосипеде.

Уточнить знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.

Знакомить с работой службы спасения – МЧС.

Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).

Закреплять умение называть свою фамилию и имя, домашний адрес.

К концу года ребенок: 

Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.

Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная команда», «Полиция»), объясняет их назначение.

Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей среде).

Период

Тема

Содержание

сентябрь

1 неделя  

Здравствуй, детский сад! 1сентября – День Знаний.

ПДД

1.Беседа с детьми «История дорожного движения». Цель: познакомить с историей возникновения дороги, автомобиля, правил дорожного движения. Закрепить умение различать дорожные знаки по их назначению.

2.Дидактическая игра «Найди и расскажи». Цель: упражнять в умении находить названный ведущим знак.

2 неделя  

Осень. Улетают, улетели... (перелётные птицы).

Пожарная

безопасность

1. Беседа  «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?».

Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя.

2.Дидактическая игра «Чем пожар я потушу». Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т.д.

 3. Учебная эвакуация  «Правила эвакуации при пожаре». Цель: закрепить правила эвакуации при пожаре из детского сада. Знать, как вести себя при сильной задымленности. Учить сохранять спокойствие, собранность, воспитывать чувство ответственности.

3 неделя  

Дары осени: овощи, фрукты, ягоды, грибы, орехи, жёлуди.

Ребёнок один дома

1.Беседа «Кухня – не место для игр». Цель: уточнить представление детей о опасностях таящихся на кухне.  

 2.Чтение художественной литературы «Пир мышей». Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя.

4 неделя    

Дорожная азбука (ПДД, транспорт)

ПДД

1.Беседа «Знай и выполняй правила уличного движения». Цель: закрепить знания о том, что нельзя играть около проезжей части, что транспорт ездит по правой стороне дороги и др.

2.Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода». Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.

3.Проблемная ситуация «Элементы дороги – зебра, разметка и прочее…». Цель: формировать потребность в заботе о своей безопасности.

5 неделя

Мониторинг

ЗОЖ

1.Чтение и обсуждение стихотворения «Девочка чумазая» А. Барто

2.Обсуждение ситуации на рисунках, которые требуют мытья рук.

3. Беседа «Микробы и вирусы»

октябрь

1 неделя

Золотая осень в стихах и картинах.

Пожарная

безопасность

1.Беседа «Охрана жизни и здоровья при общении с огнем». Цель: развивать и закреплять знания о правилах пожарной безопасности.

2.Чтение рассказа Б.Житкова «Пожар»

3.Опытно – экспериментальная деятельность «Опасная свеча». Цель: закрепить, какую опасность таит в себе пожар, формировать навыки пользования средствами индивидуальной защиты.

2 неделя

Откуда хлеб пришёл. Сельскохозяйственные профессии.

ЗОЖ

1.Беседа «Не всегда вкусное полезное»

2.Беседа «Щи да каша - пища наша»

3.Дидактическая игра «Опасные двойники»

Цель: Рассказать о роли витамина «С» для укрепления защитных сил организма; закреплять представления детей о здоровой пище, о пользе для здоровья человека злаков, зерновых культур, ягод. Обогатить знания детей о ядовитых ягодах и грибах, их вреде для здоровья.

3 неделя

Мой дом. Предметы вокруг нас.

Пожарная

безопасность

1.Беседа с детьми  об истории пожарной охраны.

2.Дидактическая игра «Раньше и теперь».

3. Чтение произведений С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожар»

Цель: Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров; познакомить с правилами поведения при пожаре.

4 неделя

Русская народная игрушка. Народная культура и традиции

ПДД

1.Дидактическая игра «Подбери знак». Цель: учить сравнивать дорожные знаки по значению, развивать наблюдательность.

2.Подвижная игра «Умелый пешеход». Цель: развивать координацию движения, закреплять правила поведения пешеходов.

3. Моделирование проблемной ситуации «Сезонные особенности поведения на дороге»

Цель: учить отвечать на вопросы воспитателя, находить решение проблемной ситуации.

ноябрь

1 неделя

День народного единства. Дети разных стран - друзья.

Ребёнок один дома

1. Беседа «Внешность человека может быть обманчива»

Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

2. Практическое занятие «Не откроем волку дверь»

Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях. 3. Беседа «Осторожно, не знакомый!». Цель: рассмотреть опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, учить правильно вести себя в таких ситуациях.

3. Дидактическая игра: «Знакомый, свой, чужой».

Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал.

2 неделя

Животный мир морей и океанов.

ЗОЖ

1. Беседа о помощниках человека (органы чувств).

2.Опыты. Определить частоту сердечных сокращений до и после бега, определить роль отдельных частей тела (пройти с закрытыми глазами, послушать, зажав уши и т.д.)

3.Рассматривание энциклопедий «Моё тело»

4.Дидактические игры: «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Угадай на запах»

3 неделя

Домашние животные и птицы. Труд фермера.

ПДД

1.Беседа «Поведение в транспорте». Цель: приучать ребенка к культуре поведения в транспорте.

2.Уроки Светофора «Правила безопасности в транспорте». Цель: познакомить с понятием «мертвая зона», меры безопасности при посадке, в салоне транспорта.

4 неделя

Моя семья.

Я - человек.

Пожарная

безопасность

1.Беседа «Пожарный-профессия героическая».

2.Экскурсия в пожарную часть.  

3.Драматизация «Кошкин дом».

Цель: Познакомить с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных.

декабрь

1 неделя

Ах ты, Зимушка – Зима – снежная красавица.

Ребёнок один дома

1.Беседа «Не играй с бродячими животными». Цель: разъяснить, что контакты с животными могут быть опасными, учить заботится о своей безопасности.

2.Практическая работа. Моделирование ситуации «Встреча с незнакомым животным»

Цель: Учить правильному обращению с незнакомым животным, ознакомить с правилами поведения в опасных ситуациях.

2  неделя

Предметы, облегчающие труд в быту. Электробытовые приборы. Огонь – друг или враг?

ЗОЖ

1.«Проделки Королевы простуды».

Цель: формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей. Научить детей правилам безопасного поведения в зимний период, осторожности в период гололёда.

2.Практическая работа с опытами.

«Осторожно, микробы!»

Цель: Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно – гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах.

3 неделя

Новогодние хлопоты.

ПДД

1.Беседа «Еже ли вы вежливы» - закрепить знание о необходимости помогать пожилым, уступать место в транспорте.

2.Сюжетно-ролевая игра «Улица» - дорожное движение с участием машин, пешеходов, регулировщика, который регулирует движение

3.Игровая ситуация «Зайка собрался к тебе в гости, объясни ему дорогу» - учить составлять рассказ, включая в качестве ориентиров движения особенности дороги и дорожные знаки.

4 неделя

Новый год!

Пожарная

безопасность

1. Беседа о безопасном обращении с пиротехническими средствами (хлопушки, фейерверки) и электрическими гирляндами.

2. Чтение глав «Как тушили пожар», «Как пожар кончился» из книги Б.Житкова «Что я видел»

3. Рассматривание иллюстраций с изображением экипировке пожарного.

Познакомить детей с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей, познакомить со средствами пожаротушения, одеждой пожарного, закреплять номер телефона пожарной службы, домашнего адреса, фамилии, имени родителей. Закреплять знания о труде пожарных, воспитывать уважение к их труду.

январь

1 неделя

Каникулы! Зима. Рождество.

Ребёнок один дома

1. Беседа «Если чужой приходит в дом».

Научить детей правильно себя вести в случае, если в дом приходит незнакомец; разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя открывать дверь чужим людям.

2. Игровая ситуация «Белоснежка и семь гномов» (угощения от незнакомых).

Разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя открывать дверь чужим людям.

2 неделя

Зимние забавы. Зимние виды спорта

ЗОЖ

1.Беседа «Полезно – не полезно», «О здоровой пище»

2.Чтение Г.Зайцев «Приятного аппетита».

«Полезные продукты».

3.Встреча с медсестрой. Беседа на тему «Что такое витамины».

Дать представление о питании, как о необходимом условии жизнедеятельности человека.

Закрепить знания о витаминах и полезных продуктах.

3 неделя

Животные и птицы зимой. Профессия лесника.

ПДД

1.Беседа «Полезные знаки» - дать представление о том, что нельзя повреждать дорожные знаки, это может привести к несчастным случаям.

2.Дидактическая игра «Составь рассказ про знак» - учить составлять короткие рассказы о дорожных знаках, описывающие их цвет, форму, назначение.

3.Сюжетно-ролевая игра «Улица» - водители и пешеходы выполняют правила движения, сотрудник ДПС проверяет удостоверения у водителей.

4 неделя

Животный мир полярных районов земли.

Пожарная

безопасность

1.Спортивное развлечение «Пожарная дружина»

2. Рассматривание иллюстраций с изображением пожарной машины, беседа о её назначении и особенностях.

3. Д/игра «Кому что нужно для работы?»

Уточнять и расширять знания детей о пожарном транспорте, его значении и особенностях, продолжать знакомить детей с правилами поведения во время пожара и средствами тушения.

февраль

1 неделя

РОССИЯ – Родина моя (символика, Москва, история Кремля)

Ребёнок один дома

1. Д/и «Опасные предметы»

2. Беседа «Что запрещают родители делать дома и почему?»

3. Рассматривание иллюстраций из серии «Один дома».  

4. Творческое задание — изобразить опасную ситуацию дома. — рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо умело пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах;

-расширять представление детей о местах, которые могут служить источниками опасности в доме (окна, балкон).

2 неделя

Профессии.

ЗОЖ

1.Рассказ по картинкам «Почему заболели ребята»

2.Беседа «Опасные невидимки» (Микробы)

3. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

3 неделя

День защитника Отечества. Наша Армия. Военные профессии.

ПДД

1.Рисование: «Дорожное движение» - закреплять умение изображать разные виды транспорта, передавать особенности дорожной обстановки

2.Дидактическая игра «Дорожная грамота» - закрепить знание дорожных знаков, умения составлять изображение из 8-10 частей

3.Чтение И.Лешкевич. Азбука безопасности. Я Аким. Улица.

4  неделя

Город мой родной. Достопримечательности родного города.

Пожарная

безопасность

1.Конструирование «Пожарный автомобиль» (из бумаги)

2. Сюжетно-ролевая игра «Пожарные»

3. Чтение, беседа и моделирование ситуаций по рассказу «Бумажный самолётик».

Уточнять и расширять представления детей о пожарном транспорте, его назначении и особенностях, продолжать знакомить детей с правилами поведения во время пожара, средствами тушения пожара.

март

1 неделя

Ранняя весна. Первоцветы. Красная книга.  

Ребёнок один дома

1. Беседа «Кого можно считать «своим», а кого «чужим» человеком;

2. Составление плана «Как вести себя с незнакомыми людьми»

3. Обсуждение сказки «Красная шапочка»

4. Творческое задание — нарисовать «своих» (мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.) и «чужих»  (посторонних), Цели: продолжать формировать более точное понятие: кто является «своим», а кто «чужим»

2 неделя

Наши бабушки и мамы. Женский день 8-е МАРТА

ЗОЖ

1.Беседы «Что такое болезнь?», «Что такое здоровье», «Какие ситуации могут быть опасными для здоровья», «Как нам помогают прививки»  Цель: Сформировать представления о необходимости укрепления защитных сил организма, прививок, занятий физкультурой и спортом.

2.Сюжетно-ролевая игра «Фито-аптека»: советы по лечению травами, разъяснение преимуществ фитотерапии перед медикаментозным лечением.

3.Дидактические игры: «Маленькая мама».

Научить предотвращать простудные заболевания, выбирая одежду соответственно погоде.

3 неделя

Растения как живые существа. Комнатные растения.

ПДД

1.Конструктивная деятельность «Светофор» - учить делать игрушку из бросового материала, дополнять работу прорисовыванием деталей

2.Беседа «Знаки в треугольнике» - дать знания о назначении предупреждающих знаков

3.Диафильм «По улице, по мостовой»

4  неделя

Мы идём в театр.

Пожарная

безопасность

1.Беседа с детьми по иллюстрациям, плакатам на тему: «Огнеопасные предметы»

2.Чтение, беседа, моделирование ситуаций по рассказу С.Маршака «Пожар»

4.Д/игра «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару?»

апрель

1 неделя

Книжкина неделя.

Ребёнок один дома

1. Беседа «Незнакомец за дверью»;

2. Рассматривание иллюстраций из серии «Один дома».

3. Обсуждение сказки «Волк и семеро козлят». - Расширять представление детей о правилах поведения, когда ребенок остается один дома.

- Вспомнить с детьми героев сказок, которые попали в неприятную ситуацию, открыв чужому дверь.

-Учить детей делать выводы о причинах неприятных ситуаций.

2 неделя

12 апреля – День Космонавтики. Покорение космоса.

ЗОЖ

1.Беседы   «Как быть здоровым», «Микробам - бой», «Здоровые зубки», «Как можно очистить кожу».

Уточнить представления о способах ухода за органами слуха, зрения, за полостью рта и кожей; закрепить знания о микробах и вирусах, о путях проникновения их в организм; о роли личной гигиены и профилактике.

2.Игровая ситуация «В гости к тетушке Зубной щётке»

3.Чтение: Н.Найдёнова «Наши полотенца», А.Пономаренко «Твои друзья», «Мочалка», «Зубная щётка».

3 неделя

Животные жарких стран.

ПДД

1.Составление рассказов «Мой путь от дома до сада» - учить составлять описательный рассказ по безопасному пути до сада, используя схему маршрута

2.Беседа «Примерный пассажир» - закрепить правила поведения в транспорте

3. Дидактическая игра «Люди на дорожных знаках» - закрепить знания о дорожных знаках с изображением людей

4 неделя

Наш общий дом – ЗЕМЛЯ.

Пожарная

безопасность

1. Экскурсия по детскому саду. Знакомство с уголком противопожарной безопасности.

2. Рассматривание и беседа по плакатам «Пожарная безопасность для дошкольников»

3.Составление рассказов со словами: утюг, ткань, штора, пламя, дым, вода.  Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности в детском саду, пожарным щитом и его назначении, действиями при срабатывании сигнала пожарной сигнализации.

5 неделя

мониторинг

Ребёнок один дома

1. Беседа «"Осторожно – «добрый дядя»! " Цель: учить анализировать ситуации — на участке  «Незнакомый человек»;

«Кто лежит в коробке?»

2. .Викторина «Знаете ли вы правила безопасности? »

6. Просмотр фильма «Подозрительные предметы вокруг нас».

- Формировать знания детей о правилах безопасного поведения детей на прогулочной площадке

- Познакомить детей с правилами общения с незнакомыми людьми

- Формировать чувство самосохранения.

май

1 неделя

Моя страна. День Победы.

ЗОЖ

1.Экскурсия по территории детского сада «Зелёные лекари ».

Познакомить детей с лекарственными растениями.

2.Дидактическая игра «Что лишнее», «Что где растет», «Чьи детки?», «Почемучки», «Времена года», «Подскажи словечко».

2 неделя

Цветущая весна.

ПДД

1.Беседа «Кого мы называем примерным пешеходом» - закрепить правила передвижения пешеходов по улицам

2.Дидактическая игра «Найди отличие» - учить сравнивать знаки «Пешеходный переход»

3.Чтение произведения Н.Кончаловская « Самокат»

3 неделя

Насекомые.

Пожарная

безопасность

1.Чтение стихотворений Н.Беляниной «На досуге ребятишки…», «От горящей спички летом…», беседа по содержанию.

2. Опытническая деятельность «Почему во время пожара часто происходит взрыв?

3.Сюжетно-ролевая игра «Дом».

4 неделя

До свидания детский сад. Здравствуй, ЛЕТО!

Ребёнок один дома

Инструктаж по комплексной безопасности в летний период.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №82 «Рябинка»

Перспективный план

по формированию основ безопасности в подготовительной группе

Подготовила: Куцепалова Д.Г.

Смоленск

Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе

Куцепалова Д.Г. Цель:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Задачи:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к        правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Безопасный отдых на природе

Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взамосвязано. Что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Знакомить        с        явлениями        неживой        природы        (гроза,        гром,        молния,        радуга),        с правилами поведения при грозе.

Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Безопасность на дорогах

Уточнить знания детей об элементах дороги ( проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.

Знакомить детей с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

Продолжать знакомить        детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход»,

«Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания»,

«Место        стоянки»,        «Въезд        запрещен»,        «Дорожные        работы»,        «Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности

Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

Продолжать знакомить с правилами поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.) Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.)

Закрепить и расширить знания о правилах езды на велосипеде.

Уточнить знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.

Знакомить с работой службы спасения – МЧС.

Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону

«01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»). Закреплять умение называть свою фамилию и имя, домашний адрес.

К концу года ребенок:

Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду. Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная команда», «Полиция»), объясняет их назначение.

Понимает        значения        сигналов        светофора.        Узнает        и        называет        дорожные        знаки

«Пешеходный        переход»,        «Дети»,        «Остановка        общественного        транспорта»,

«Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей среде).

Перспективный план работы:

«Формирование основ безопасности у дошкольников».

Подготовительная группа

Месяц/дат а

Тема

Содержание ООД

Сентябрь

Дорожные знаки

6.09

1.Беседа с детьми «История дорожного движения». Цель: познакомить с историей возникновения дороги,

автомобиля, правил дорожного движения. Закрепить умение различать дорожные знаки по их назначению. Д/И «Найди и расскажи».

Цель: упражнять в умении находить названный ведущим знак.

Д/И «Подбери знак».

Цель: учить сравнивать дорожные знаки по значению, развивать наблюдательность.

13.09

1.Беседа «Знай и выполняй правила уличного движения». Цель: закрепить знания о том, что нельзя играть около проезжей части, что транспорт ездит по правой стороне дороги и др. 2.Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода».

Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.

3.Проблемная ситуация «Элементы дороги – зебра, разметка и прочее…».

Цель: формировать потребность в заботе о своей безопасности. /Дидактическое пособие «Безопасность на дороге»/.

20.09

  1. Беседа «Катание на велосипеде».

Цель: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде. ОБЖ, стр. 79

  1. Д/И «Подбери знак».

Цель: учить сравнивать дорожные знаки по значению, развивать наблюдательность.

  1. П/И «Умелый пешеход».

Цель: развивать координацию движения, закреплять правила поведения пешеходов.

  1. Моделирование проблемной ситуации «Сезонные особенности поведения на дороге».

Цель: учить отвечать на вопросы воспитателя, находить решение проблемной ситуации. /Дидактическое пособие

«Безопасность на дороге»/.

27.09

Беседа «Поведение в транспорте».

Цель: приучать ребенка к культуре поведения в транспорте.

6.Уроки Светофорика «Правила безопасности в транспорте».

Цель: познакомить с понятием «мертвая зона», меры безопасности при посадке, в салоне транспорта.

Октябрь

4.10

Игра – КВН «Лучший пешеход».

Цель: воспитывать стремление знать и соблюдать правила дорожного движения.

11.10

Правила пожарной безопасности.

1. Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?».

Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной

безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя.

Тематическое рассказывание «Пожарный».

Цель: познакомить с историей возникновения профессии Пожарного. Уточнить знания номера телефона для вызова пожарных. Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Д/И «Чем пожар я потушу».

Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т.д.

«Правила эвакуации при пожаре».

Цель: закрепить правила эвакуации при пожаре из детского сада. Знать, как вести себя при сильной задымленности. Учить сохранять спокойствие, собранность, воспитывать чувство ответственности.

18.10

Беседа «Охрана жизни и здоровья при общении с огнем». Цель: развивать и закреплять знания о правилах пожарной безопасности.

Чтение Житкова «Пожар»

Опытно – экспериментальная деятельность «Опасная свеча».

Цель: закрепить, какую опасность таит в себе пожар, формировать навыки пользования средствами индивидуальной защиты.

Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре».

Цель: закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания педагога и исполнять их.

25.10

КВН «Чтобы не было огня, не играйте вы в меня»

Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, прививать детям навыки осторожного обращения с огнём.

Воспитывать наблюдательность, внимательность.,

продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях.

Ноябрь

1.11

Осторожно газ.

Беседа «Кухня – не место для игр».

Цель: уточнить представление детей о опасностях таящихся на кухне. / «О правилах пожарной безопасности», Т.А. Шорыгина, стр. 40/

2.Чтение художественной литературы «Пир мышей». Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя.

С/Р игра «Приготовление пищи».

Цель: познакомить с газом и его свойствами.

Чтение Г.Я. Павлова «Разговор на детских посиделках о газе».

Цель: через литературное произведение знакомить детей с пользой газа для человека.

8.11

Беседа «Службы спасения».

Цель: уточнить и пополнить знания детей о существующих службах спасения, их работой по охране жизни и здоровья людей.

2. П/Игра – эстафета: «Что с собою я возьму».

Цель: учить подбирать нужные предметы для оказания первой помощи пострадавшим при пожаре.

15.11

Осторожно гололёд.

Тематическая беседа «Зимние дороги».

Цель: познакомить с явлениями природы «Гололед»,

«Снегопад». Дать знания о том, что зимой дороги скользкие, торможение транспорта происходит не сразу. Закрепить понятие «Безопасное поведение на дорогах». Практическое упражнение «Правила поведения при гололеде и гололедице».

Цель: познакомить с таким природным явлением, которое бывает зимой, как гололед и гололедица. Объяснить разницу, способы избежать травм и переломов.

22.11

Электроприборы.

Беседа «Осторожно – электроприборы».

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о бытовых электроприборах. Учить бережному отношению к своему здоровью.

  1. Д/И: «Четвертый лишний».

Цель: учить находить и называть предметы, которые могут стать причиной пожара.

  1. Моделирование ситуации «Один дома».

Цель: прививать чувство собственной безопасности находясь дома.

Памятка для детей «Правила техники безопасности с электрическими приборами».

Цель: закрепить знания по предупреждению несчастных случаев в быту.

29.11

Беседа «Опасность оборванных проводов». Цель: дать понятие словам: электричество,

электроэнергия. Учить быть особенно внимательными и осмотрительными, если вы оказались возле электрического столба.

Чтение художественной литературы. Сказка «Кот Федот». Цель: закреплять знания о мерах предосторожности в отношении бытовых электроприборов через художественное произведение.

«Цветик – Семицветик».

Цель: формировать навыки поведения детей во время отсутствия взрослых. Учить детей выбирать безопасные игры и развлечения. Повторить правила пользования электрическими приборами. Учить детей оказывать друг другу первую медицинскую помощь.

Декабрь

6.12

Викторина: «В мире электроприборов»

Цель: Обобщить знания детей о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования. Активизировать умение избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать.

Способствовать развитию осторожности и осмотрительности.

13.12

Незнакомец

  1. Беседа «Внешность человека может быть обманчива» Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
  2. Практическое занятие «Не откроем волку дверь» Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
  3. Беседа «Осторожно, не знакомый!».

Цель: рассмотреть опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, учить правильно вести себя в таких ситуациях.

  1. Д/И: «Знакомый, свой, чужой».

Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал.

13.12

На игровой площадке и на улице.

  1. Беседа

«На игровой площадке»

Цель: формировать представление детей об источниках потенциальной опасности на игровой площадке, о правилах безопасного поведения на прогулке.

Совместное рассуждение воспитателя и детей «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки».

Цель: учить соблюдать правила безопасного поведения на участке, напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

Оказание первой помощи. Знакомство с правилами.

Рассматривание иллюстраций, картинок. Практическая деятельность.

20.12

Новый год без забот.

Викторина «Пусть елка Новогодняя нам радость принесет».

Цель: закреплять и пополнять знания о правилах пожарной безопасности во время Новогоднего праздника».

27.12

Рассказывание детям «Зимние каникулы».

Цель: закрепить знания детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части, зимой нельзя ходить под козырьком домов, опасно

выходить на лед и т.д. «Зимние забавы».

Цель: продолжать формировать представление о правилах безопасности во время проведения зимних игр, воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу.

Январь

10.01

Игровой тренинг «Правила поведения на льду».

Цель: познакомить с запрещающими правилами поведения на льду. Развивать чувство самосохранения, умения избежать трагических ситуаций.

С/Р игра «Первая помощь при обморожении».

Цель: познакомить с опасностями грозящими человеку в зимний период, учить оказывать первую помощь при обморожении, учить играть согласно заданной теме.

Мини – викторина «Что всегда должно быть в домашней аптечке?».

Цель: дать знания о препаратах помогающих оказать первую помощь в опасных для здоровья ситуациях.

17.01

Литературная викторина «Что? Где? Когда?».

Цель: познакомить с литературными произведениями в которых описываются ситуации опасные для жизни человека.

24.01

Моделирование ситуации «Я потерялся».

Цель: закрепить знания домашнего адреса, Ф.И. отчества родителей. Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.

Д/И: «Я б в полицию пошел, пусть меня научат». Цель: знакомить с работой полицейского, его обязанностями. Учить пользоваться телефоном, умело объяснять причину вызова полиции.

31.01

Беседа « Что такое терроризм»

Цель. Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстремизму.

Моделирование ситуации: «Как вести себя, если вы обнаружили подозрительный предмет?».

Цель: познакомить детей с предметами, которые могут вызвать подозрительность. Закрепить правила поведения в подобных ситуациях.

Февраль

7.02

  1. «Проделки Королевы простуды».

Цель: формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей. Научить детей правилам безопасного поведения в зимний период, осторожности в период гололёда.

  1. Практическая работа с опытами.

«Осторожно, микробы!»

Цель: Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно – гигиенических мероприятий,

формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах.

14.02

  1. Познавательная беседа

«Право ребёнка на здоровье».

Цель: Познакомить детей с важнейшими правами человека, государственными документами о правах человека. Формировать желание заботиться о собственном здоровье.

Научить обращаться за помощью в случае необходимости. Моделирование и анализ проблемной ситуации «Встреча с другом».

Цель: Познакомить со ст.31 Конвенции прав ребёнка. Ребёнок имеет право на отдых, досуг, участие в культурной и творческой жизни.

Д/И «Что такое хорошо, что такое плохо».

Цель: учить оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему.

21.02

Конфликты между детьми.

Цель: Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться).

28.02

Беседа «Осторожно сосульки!».

Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для здоровья человека, учить беречься от сосулек, уметь предвидеть опасность.

Март

7.03

«Человек и его здоровье»

  1. Рассказ по картинкам «Почему заболели ребята»
  2. Беседа «Опасные невидимки» (Микробы) 3.Экспериментально – исследовательская деятельность

«Что я вижу в микроскоп»

6. «Реши кроссворд»

10.Чтение «Воспаление хитростей» А. Милн.

14.03

Рассматривание плакатов «Съедобные, несъедобные ягоды и грибы»

Цель: Учить детей узнавать ядовитые растения и грибы дать знания о том, что ядами этих растений человек может

отравиться.

21.03

Беседа «Не играй с бродячими животными».

Цель: разъяснить, что контакты с животными могут быть опасными, учить заботится о своей безопасности.

Практическая работа. Моделирование ситуации «Встреча с незнакомым животным»

Цель: Учить правильному обращению с незнакомым животным, ознакомить с правилами поведения в опасных ситуациях.

28.03

Беседа «как вести себя во время бури, урагана или смерча?».

Цель: познакомить с такими явлениями природы, как буря, смерч, ураган, выяснить разницу и степень опасности для жизни человека. Уточнить правила безопасности во время стихийных бедствий.

Апрель

4.04

Пожарная безопасность.

Беседа о правилах безопасности в природе с рассматриванием соответствующих иллюстраций. Чтение стихотворений Н.Беляниной «На досуге ребятишки…»,

«От горящей спички летом…», беседа по содержанию. Д/и

«Средства пожаротушения»

Инсценировка «Лисичка со спичками»

11.04

Работа по ПДД

Ситуация общения «Мы на улице». Игровые ситуации

«Как я знаю правила дорожного движения». Д/и Правила поведения».

18.04

«Правила безопасности на природе»

Беседа «Будем беречь и охранять природу». Воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представления о том какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению.

25.04

Разговор о самых маленьких «Насекомые – польза или вред».

Цель: дать знания о правилах безопасного поведения при встрече с насекомыми. Воспитывать чувство самосохранения.

4. Практические упражнения «Защита от клещей».

Цель: пояснить, что укус клеща приводит к серьезным заболеваниям, и своевременное обращение к врачу спасает людям жизнь. Познакомить с местами обитания клещей, их внешним видом и способами защиты от клещей.

Май

16.05

Беседа «На воде, на солнце… …».

«Безопасность на воде» Знакомство с правилами. Рассматривание иллюстраций.

Чтение стихотворения «Рассказ водолаза».

Задание: какое правило поведения на воде нарушили

герои стихотворения С. Маршака «Три мудреца в одном тазу..»

Объяснить детям, что купаться, плавать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определённые правила безопасности.

23.05

Проблемная ситуация «Как пользоваться лесными дарами?».

Цель: дать понятие того, что не все съедобные грибы, ягоды можно есть. Рассказать о непригодных местах для собирания грибов или ягод. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на природе 4.Экскурсия «На полянку мы пойдём и лечебных трав найдём».

5.Изготовление гербария.

Список использованной литературы

  1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для Педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2014.

  1. «Беседы о правилах пожарной безопасности» Шорыгина Т.А. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, 2005 г.
  2. «Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирования, рекомендации / авт. – сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения ...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШАЯ 2014-2105

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также  предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)....

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.

Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения...

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2018-2019

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2018-2019...

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2021-2022

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2021-2022...

Презентация: Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и осознанных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, пре...

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2023-2024

Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 2023-2024...