Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование Квест – игры в сочетании с игровой технологией В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста как средство обучения правилам дорожного движения»
консультация по обж (старшая, подготовительная группа)
Квест-игра в сочетании с игровой технологией В.В. Воскобовича способствует развитию познавательной активности, любознательности, умению к согласованию собственных действий с действиями сверстников, проявлению исследовательской активности, позволяет объединять детей разного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Использование Квест – игры в сочетании с игровой технологией В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста как средство обучения правилам дорожного движения»
Автор: Колиниченко Е.Н. 18 марта 2025г
Статистические данные показывают, что, к сожалению, достаточно часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети вследствие отсутствия у них защитной психологической реакции на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность, незнание правил дорожного движения ставят детей перед реальными опасностями на дороге.
Перед педагогами стоит задача поиска наиболее эффективных педагогических средств, отвечающих современным требования и потребностям дошкольников, которые способствовали бы целенаправленному обучению правилам дорожного движения с детьми дошкольного возраста.
Одним из эффективных средств, которые можно использовать в образовательном процессе дошкольного учреждения с детьми разного возраста, является игровая технология В.В. Воскобовича, в частности «Фиолетовый лес». Используя «Фиолетовый лес» можно использовать разнообразные сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов.
Адаптируя развивающую сенсорную среду «Фиолетовый лес», в которой ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания, выполняет совокупность заданий, решает проблемные задачи и пр., к вопросу изучения правил дорожного движения с детьми дошкольного возраста, педагог может целенаправленно проводить работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах.
Ведущая педагогическая идея заключается в процессе использования игровой технологии В.В. Воскобовича («Фиолетовый лес») как средства обучения правилам дорожного движения с детьми дошкольного возраста.
Огромный творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с помощью которых ребенок приобретает новые знания, умения и навыки, подчас не догадываясь об этом, заложен в игровой технологии В.В. Воскобовича, которая сегодня доказала свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Развивающие игры В.В. Воскобовича способствуют развитию познавательных процессов, мыслительных операций, способности к моделированию и конструированию, формированию представлений о математических понятиях, успешной подготовке к школьному обучению.
Однако игровую технологию В.В. Воскобовича можно сочетать с другими современными технологиями, что обеспечит еще больший педагогический эффект. К такой относится квест-технология: слово «квест» происходит от англ. «quest» – «поиск, искомый предмет, поиск приключений», т.е. означает целенаправленный поиск [2].
Квест-игра в сочетании с игровой технологией В.В. Воскобовича способствует развитию познавательной активности, любознательности, умению к согласованию собственных действий с действиями сверстников, проявлению исследовательской активности, позволяет объединять детей разного возраста.
В своей практике мы сочетаем квест-игры и игровую технологию В.В. Воскобовича. В качестве примера приведем фрагмент квеста «Починим светофор», организованной вместе с командой ЮПИД «Казачий дорожный патруль»
Цель, которую мы ставили, состояла в том, чтобы у детей развивать интерес к путешествиям, используя современные нетрадиционные методы и приемы, посредством внедрения в образовательный процесс квест-игры и игровой технологии В.В. Воскобовича, способствующие формированию у дошкольников самостоятельного мышления, развитию фантазии и познавательной активности.
Квест-игра включала несколько этапов:
- мотивационно-ориентировочный;
- поисковый;
- практический;
- заключительный;
-рефлексия.
Мотивацией к началу игры стало введение детей в игровую ситуацию помощь главному герою – Светофору Свеофорычу:
1 Поисковый этап - Дети находят следы, а под ними подсказку - эмблему ясельной группы «Птенчики» и отправляются в ясельную группу, где рассказывают о цели своего путешествия. Гостей встречает представитель родительского объединения «Родительский дорожный патруль», который обещает отдать желтый сигнал, похожий на птенчиков – цыплят и просит помочь сложить игрушки – кубики, которые разбросали малыши.
1 Практический этап - ЮПИДовцы решают с помощью пособия «Фонарики» сконструировать грузовики. А малыши собирают игрушки (плоские геометрические фигуры)
1 задание «Построй грузовичок»
Педагоги с помощью пособия «Фонарики» конструируют грузовики.
2 Поисковый этап Воспитатель младшей группы благодарит детей за помощь и вручает желтый сигнал Светофора Светофорыча. По следам Незримки Всюся и с помощью его подсказки дети отправляются в группу «Капельки», где рассказывают воспитателю, Члену команды ЮИД и детям о цели своего визита. Детям предлагается совершить путешествие на автобусе, где и напомнить младшим ребятам правила поведения в автобусе.
2 Практический этап Мальчики составляют по схеме автобус из игрового пособия В.В.Воскобовича «Соты Ларчик» на коврографе «Фиолетовый лес», а дети помогают малышам расположиться в автобусе.
2 задание «Путешествие на автобусе»
Педагоги составляют по схеме автобус из игрового пособия В.В. Воскобовича «Соты Ларчик».
3 Поисковый этап После музыкальной физминутки – игры путешествия на автобусе наши участники получают зеленый сигнал светофора и с помощью подсказки отправляются в группу «Солнечные лучики» где рассказывают воспитателю, Члену команды ЮИД и детям о цели своего визита.
3 практический этап На игровом пособии «Фиолетовый лес» заранее обозначена дорога с перекрестком и пешеходным переходом.
Дети – ЮПИДовцы выкладывают перекресток на коврографе «Фиолетовый лес» и плоские модели построек, выполненные родителями, а дети старшей группы за столами – виды транспорта по желанию с помощью игры «Чудо - крестики».
3 задание «Конструкторы автомобилей»
Педагоги придумывают транспортные средства с помощью игры «Чудо - крестики»
Затем насыщается городская среда дорожными знаками. Дети находят знак в стране Дорожных знаков - знаки прикреплены на игровом поле «Коврограф Ларчик». Команда Юпид по очереди берет карточку с вопросом, произносит ответ, находит соответствующий знак и относит его в Фиолетовый лес, а дети старшей группы за столами показывают соответствующую карточку. Задания зачитывает Член команды ЮИД. Дети получают красный сигнал, как солнышко.
Заключительный этап квеста
И таким образом, взяв сигналы светофора, вручают их Светофору Светофорычу и наводят порядок в зале, расставив по порядку машины и игрушки на перекрестке.
Рефлексия
Светофор Светофорыч предстает перед ребятами с «включенными» сигналами, от имени жителей Страны дорожных знаков благодарит участников игры за помощь и вручает медальки за отличные поиски сигналов светофора.
Адаптируя развивающую сенсорную среду «Фиолетовый лес» и квест – технологию , с помощью которых ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания, выполняет совокупность заданий, решает проблемные задачи и пр., к вопросу изучения правил дорожного движения с детьми дошкольного возраста, педагог может целенаправленно, нестандартно и интересно проводить работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах.
Берегите жизни детей!
Список литературы
- Адрова Т.Н., Радина И.И. Использование игровой технологии В. Воскобовича в детском саду // Педагогическая наука и практика. – 2018. – № 1 (10). – С. 83-85.
- Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.
- Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2010, № 7.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А. Извекова, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 266 с.
- Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками / Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив.Изд-во,2008.–284с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».
Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения инноваци...
Перспективный план совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения
Перспективный план совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения ( по материалам сборника К.В.Петровой «Как научить детей ПДД?») 1-...

Система работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения
Работа с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения...
Новые подходы в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения
Данная статья поможет воспитателям дошкольных учреждений в интересной и увлекательной форме познакомить детей с правилами безопасности на улицах и дорогах города...

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста по теме «Обучение правилам дорожного движения». Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитию"Веселый светофорчик"
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышает травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному пред...

Презентация. Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство двигательной активности детей.
Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство двигательной активности детей....

Консультация для педагогов: Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие у...
