Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование Квест – игры в сочетании с игровой технологией В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста как средство обучения правилам дорожного движения»
консультация по обж (старшая, подготовительная группа)

КОЛИНИЧЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Квест-игра   в сочетании с  игровой технологией В.В. Воскобовича способствует развитию познавательной активности, любознательности, умению к согласованию собственных действий с действиями сверстников, проявлению  исследовательской активности, позволяет объединять детей разного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_pro_kvest_po_pdd_s_voskobovichem_25.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Использование Квест – игры в сочетании с игровой технологией В.В. Воскобовича  в работе с детьми дошкольного возраста как средство обучения правилам дорожного движения»

Автор: Колиниченко Е.Н.                                                               18 марта 2025г

Статистические данные показывают, что, к сожалению, достаточно часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети вследствие отсутствия у них защитной психологической реакции на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.  Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность, незнание правил дорожного движения ставят детей перед реальными опасностями на дороге.

Перед педагогами стоит задача поиска наиболее эффективных педагогических средств, отвечающих современным требования и потребностям дошкольников, которые способствовали бы целенаправленному обучению правилам дорожного движения с детьми дошкольного возраста.

Одним из эффективных средств, которые можно использовать в образовательном процессе дошкольного учреждения с детьми разного возраста, является игровая технология В.В. Воскобовича, в частности «Фиолетовый лес». Используя «Фиолетовый лес» можно использовать разнообразные сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов.

Адаптируя развивающую сенсорную среду «Фиолетовый лес», в которой ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания, выполняет совокупность заданий, решает проблемные задачи и пр., к вопросу изучения правил дорожного движения с детьми дошкольного возраста, педагог может целенаправленно проводить работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах.

Ведущая педагогическая идея заключается в процессе использования игровой технологии В.В. Воскобовича  («Фиолетовый лес») как средства обучения правилам дорожного движения с детьми дошкольного возраста.

Огромный творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с помощью которых ребенок приобретает новые знания, умения и навыки, подчас не догадываясь об этом, заложен в игровой технологии         В.В. Воскобовича, которая сегодня доказала свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Развивающие игры В.В. Воскобовича способствуют развитию познавательных процессов, мыслительных операций,  способности к моделированию и конструированию, формированию представлений о математических понятиях, успешной подготовке к школьному обучению.

Однако игровую технологию В.В. Воскобовича можно сочетать с другими современными технологиями, что обеспечит еще больший педагогический эффект. К такой относится квест-технология:  слово «квест» происходит от англ. «quest» – «поиск, искомый предмет, поиск приключений», т.е. означает целенаправленный поиск [2].

Квест-игра   в сочетании с  игровой технологией В.В. Воскобовича способствует развитию познавательной активности, любознательности, умению к согласованию собственных действий с действиями сверстников, проявлению  исследовательской активности, позволяет объединять детей разного возраста.

В своей практике мы сочетаем квест-игры и игровую технологию              В.В. Воскобовича. В качестве примера приведем фрагмент  квеста «Починим светофор», организованной вместе с  командой ЮПИД «Казачий дорожный патруль»

Цель, которую мы ставили, состояла в том, чтобы у детей развивать интерес к путешествиям, используя современные нетрадиционные методы и приемы, посредством внедрения в образовательный процесс квест-игры и игровой технологии В.В. Воскобовича, способствующие формированию у дошкольников самостоятельного мышления, развитию фантазии и познавательной активности.

Квест-игра включала несколько этапов:

- мотивационно-ориентировочный;

- поисковый;

- практический;

- заключительный;

-рефлексия.

Мотивацией к началу игры стало введение детей в игровую ситуацию помощь главному герою – Светофору Свеофорычу:

1 Поисковый этап - Дети находят следы, а под ними подсказку  -  эмблему ясельной группы «Птенчики» и отправляются в ясельную группу, где рассказывают о цели своего путешествия. Гостей встречает представитель  родительского объединения «Родительский дорожный патруль», который обещает отдать желтый сигнал, похожий на птенчиков – цыплят и просит помочь сложить игрушки – кубики, которые разбросали малыши. 

1 Практический этап - ЮПИДовцы решают с помощью пособия «Фонарики» сконструировать грузовики. А малыши собирают игрушки (плоские геометрические фигуры)

   1 задание «Построй грузовичок»

Педагоги с помощью пособия «Фонарики» конструируют грузовики.

2  Поисковый этап Воспитатель младшей группы благодарит детей за помощь и вручает желтый сигнал Светофора Светофорыча. По следам Незримки Всюся и с помощью его подсказки дети отправляются в группу «Капельки», где рассказывают воспитателю, Члену команды ЮИД  и детям о цели своего визита. Детям предлагается совершить путешествие на автобусе, где и напомнить младшим ребятам правила поведения в автобусе.

2 Практический этап Мальчики  составляют по схеме автобус из игрового пособия В.В.Воскобовича «Соты Ларчик» на коврографе «Фиолетовый лес», а дети помогают малышам расположиться в автобусе.

2 задание «Путешествие на автобусе»

Педагоги составляют по схеме автобус из игрового пособия В.В. Воскобовича «Соты Ларчик».

3  Поисковый этап После музыкальной физминутки – игры путешествия  на автобусе наши участники получают зеленый сигнал светофора и с помощью подсказки отправляются в группу «Солнечные лучики» где рассказывают воспитателю, Члену команды ЮИД  и детям о цели своего визита.

 

3 практический этап На игровом пособии «Фиолетовый лес» заранее обозначена  дорога с перекрестком и пешеходным переходом.

Дети – ЮПИДовцы выкладывают перекресток на коврографе «Фиолетовый лес» и плоские модели построек, выполненные родителями,  а дети старшей группы за столами – виды транспорта по желанию с помощью игры «Чудо - крестики».

3 задание «Конструкторы автомобилей»

Педагоги придумывают транспортные средства с помощью игры «Чудо - крестики»

Затем насыщается городская среда дорожными знаками. Дети находят знак в стране Дорожных знаков - знаки прикреплены на игровом поле «Коврограф Ларчик». Команда Юпид по очереди берет карточку с вопросом, произносит ответ, находит соответствующий знак и относит его в Фиолетовый лес, а дети старшей группы за столами показывают соответствующую карточку. Задания зачитывает Член команды ЮИД. Дети получают красный сигнал, как солнышко.

Заключительный этап квеста 

И таким образом,  взяв сигналы светофора, вручают их Светофору Светофорычу и наводят порядок в зале, расставив по порядку машины и игрушки на перекрестке.  

Рефлексия

Светофор Светофорыч предстает перед ребятами с «включенными» сигналами, от имени жителей Страны дорожных знаков  благодарит участников игры за помощь  и вручает  медальки за отличные поиски сигналов светофора.

Адаптируя развивающую сенсорную среду «Фиолетовый лес» и квест – технологию , с помощью которых ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания, выполняет совокупность заданий, решает проблемные задачи и пр., к вопросу изучения правил дорожного движения с детьми дошкольного возраста, педагог может целенаправленно, нестандартно и интересно проводить работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах.

Берегите жизни детей!

Список литературы

  1. Адрова Т.Н., Радина И.И. Использование игровой технологии В. Воскобовича в детском саду //  Педагогическая наука и практика. – 2018. – № 1 (10). – С. 83-85.
  2. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.
  3. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2010, № 7.
  4. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А. Извекова, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 266 с.
  5.  Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками / Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив.Изд-во,2008.–284с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения  инноваци...

Перспективный план совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения

Перспективный план совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения ( по материалам сборника К.В.Петровой «Как научить детей ПДД?») 1-...

Система работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения

Работа с детьми дошкольного  возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения...

Новые подходы в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения

Данная статья поможет воспитателям дошкольных учреждений в интересной и увлекательной форме познакомить детей с правилами безопасности на улицах и дорогах города...

Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста по теме «Обучение правилам дорожного движения». Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитию"Веселый светофорчик"

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышает травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному пред...

Презентация. Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство двигательной активности детей.

Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство двигательной активности детей....

Консультация для педагогов: Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие у...