Новые подходы в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Данная статья поможет воспитателям дошкольных учреждений в интересной и увлекательной форме познакомить детей с правилами безопасности на улицах и дорогах города

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Новые формы работы по ПДД в ДОУ19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Новые подходы в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения

О.Г.Шарахова

МАДОУ № 172, старший  воспитатель

На этапе дошкольного детства одной из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Во ФГОС ДО говорится, что развитие детей направлено на «формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». [2, с.78]

Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению на дорогах. Как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий не так – то просто, ведь к дошкольникам нужен подход особый. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причем донести так, чтобы он затаив дыхание, поглощал информацию и с восторгом выполнял задание сама тема Правила дорожного  движения» очень сложна для детей, тяжела своими терминами и понятиями. Поэтому при разрабатывании конспектов развлечений, образовательной деятельности, вечеров – досугов вносились элементы новизны, включались игровые моменты, ситуация общения  использовались наглядные пособия. Эффективным средством обучения ПДД является использование технических средств обучения.

Особенно интересно и увлекательно проходит образовательная деятельность с использованием компьютерной игры «В гостях у тётушки Совы». Данная обучающая игра сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие детьми информации. Технические возможности позволяют прерывать рассказ персонажа «Тётушки Совы» и включить детей в беседу по отдельным аспектам правил движения. Сам материал построен таким образом, что дети могут оценить и прокомментировать действия героев, озвучить собственный опыт поведения в ситуации.

В соответствии с возрастом используем компьютерные презентации, мультимедийные игры, пособия обеспечивая наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Цикл презентаций охватывает большой объём программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Например, такие как: «Дорога и его главные части», «Причины дорожно – транспортных происшествий», «Осторожно! Дорожные ловушки».

А мультфильмы? Дети очень любят их смотреть. Вместе с героями мультфильмов дети учатся правильно переходить проезжую часть дороги, закрепляют основные дорожные знаки, вспоминают правила поведения в общественном транспорте, находят дорожные ловушки. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний. Также используются диски «Уроки осторожности», «Азбука безопасности н дороге».

В нашем ДОУ практикуется как прямая, так и обратная связь. Очень популярны стали детские познавательные досуги, куда приглашаются родители, представители ГИБДД, общественных организаций. Дети и родители пишут «письма» водителям –нарушителям, которые представляются органам ГИБДД. В свою очередь сотрудниками ГИБДД издаются памятки для родителей и детей по правилам поведения на улицах и дорогах города.

 Сотрудники ГИБДД беседуют с детьми, проводят игры и конкурсы, моделируют дорожные ситуации. Такая активная форма взаимодействия позволяет сплотиться вокруг данной проблемы – предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Ещё одной из эффективных форм обучения правилам дорожного движения является «метод проектов». Суть  «метода проектов» в образовании состоит в такой организации  образовательного процесса, при которой воспитанники приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально – ценностного отношения в процессе выполнения практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

   В рамках программы по обучению детей ПДД родителям группы было предложено

участие в совместном проекте. Продуктом совместной деятельности родителей и детей

стали книжки – малышки: - «Дорожные знаки – лучшие друзья пешеходов»,

                                               - « Осторожно! Дорожная ловушка»,

                                                  -« Новые приключения Колобка»; а также изготовлении                  учебной книжки « Безопасность на дороге».

Родители с огромным желанием откликнулись на участие в конкурсе «Самый заметный» (изготовление светоотражающих знаков, элементов одежды). Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. В ходе проектной деятельности родители становятся источниками информации, реальной помощи поддержки ребенку и педагогу  в процессе работы над проектом. Кроме того, они становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка согласно ФГОС [ 2, с.82]

Наряду с традиционными формами обучения детей ПДД используются и нетрадиционные, такие как театрализованная деятельность на тему ПДД, организация праздников для малышей силами старших детей. Одним из любимых занятий многих детей является разыгрывание сюжетов любимых сказок и сочинение старых сказок на новый лад с использованием дорожных знаков и правил дорожного движения.

Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е все качества, которые так необходимы для предупреждения опасности.

Обязательным условием для решения этих задач является создание правильной предметно- развивающей среды: в группе организован «Центр «Внимание! Дорога»». В котором должны быть дидактические игры, дорожные знаки, атрибуты, элементы одежды, костюмы, карты – схемы, настольно – печатные игры, коврики с разметкой, рули, книги, альбомы и т.д.

Здесь дети могут обыгрывать разные дорожные ситуации, учатся видеть скрытую опасность в дорожной среде, определяют безопасный маршрут, называют дорожные знаки.

Главное для воспитателей  родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимость знаний, навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Результат работы по безопасности дорожного движения – воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Список литературы

Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 48с.

 

Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. – М.: Просвещение, 2014. – 112с.

Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии/авт.-сост. Г.Д. Беляевская [и др]. – Волгоград: Учитель,2013. – 170с.

Профилактика Детского Дорожно – Транспортного Травматизма: Методическое пособие/Под общ. Ред. В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. - 56с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения

Перспективный план совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения ( по материалам сборника К.В.Петровой «Как научить детей ПДД?») 1-...

Система работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения

Работа с детьми дошкольного  возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения...

Презентация опыта работы на тему «Безопасность детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения»

Презентация на тему:  «Безопасность  детей дошкольного возраста через ознакомлениес правилами дорожного движения»...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми и родителями по ознакомлению с правилами дорожного движения

Представляю статью об использовании ИКТ в работе с детьми и родителями по ознакомлению с правилами дорожного движения...

«СИСТЕМА И МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Реферат по ознакомлению работы с детьми старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «Как кот Васька познакомился

      Задачи:Познакомить детей с элементарными   правилами дорожного движенияДовести до сознания детей, к чему может привести нарушение ПДДРазвивать ловкость, внимание,...

План работы с детьми старшей группы по ознакомлению с правилами дорожного движения

План  работы  с  детьми  старшей  группы  по  ознакомлению  с  правилами  дорожного  движения...