Методическая разработка по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста по теме «Обучение правилам дорожного движения». Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитию"Веселый светофорчик"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Чепухина Анастасия Юрьевна

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышает травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Мы убеждены в том, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. И изучение Правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день в работе дошкольных образовательных учреждений. Эта работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должна проводиться систематически и целенаправленно с детьми дошкольного возраста и взрослыми, сопровождающими детей в дошкольное учреждение.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 30 комбинированного вида Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка

 по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста

по теме «Обучение правилам дорожного движения»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по музыкальному развитию

для детей подготовительного дошкольного возраста

 по теме «Волшебный Светофорчик»

с использованием игровой, здоровьесберегающей, ИКТ технологий, логоритмики.

                                                                        

Музыкальные руководитель 

Чепухина Анастасия Юрьевна

Санкт-Петербург

2021

Введение

Актуальность

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышает травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Мы убеждены в том, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. И изучение Правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день в работе дошкольных образовательных учреждений. Эта работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должна проводиться систематически и целенаправленно с детьми дошкольного возраста и взрослыми, сопровождающими детей в дошкольное учреждение.

Объект

Представления (знания) детей подготовительного дошкольного возраста (дети группы компенсирующей направленности с ОВЗ) о правилах поведения на дороге, о работе светофора.

Предмет

Правила Дорожного Движения и их соблюдение.

Научно-практическая значимость

Для ознакомления детей с правилами дорожного движения используется:

  • Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 30 Петродворцового района СПБ;
  • программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Авдеевой, О. Князевой, Р. Стеркиной,  раздел «Ребенок на улицах города»;  
  • методическая литература  в соответствии с возрастными и  индивидуальными особенностями детей  (дети с ОВЗ) по данной теме;
  • Правила Дорожного Движения РФ в картинках и с подробными объяснениями, которые соответствуют Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах.

Опыт работы по данной теме может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми подготовительного дошкольного возраста, реализующими как образовательные программы дошкольного образования (ОП ДО)  для общеразвивающих групп,  так и адаптированные образовательные программы дошкольного образования (АОП ДО) для групп компенсирующей направленности, исходя из комплексно-тематического планирования, которое предполагает расширение представлений детей о правилах дорожного движения.

Проблематичность рассматриваемого опыта

  • Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым непредсказуемым участником дорожного движения является ребёнок.У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Дети  дошкольного возраста мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, и ее скорость и переоценивают собственные способности, и считают себя быстрыми и ловкими.
  • Наш детский сад расположен в районе города с интенсивным движением (Ропшинское шоссе) и до всех общеобразовательных школ, в которых будут обучаться  наши выпускники, можно добраться только на транспорте (или общественный или легковой). Поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.

Цель: Обобщить представления  детей подготовительного к школе возраста ( с ОВЗ)  о правилах  дорожного движения, о правилах поведения на улице, через эмоциональное восприятие в условиях музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Накапливать и обогащать музыкальный опыт детей.
  • Закреплять представления  о правилах перехода пешеходами через дорогу, знания сигналов светофора, дорожных знаков, пешеходного перехода, тротуара.
  • Совершенствовать певческие навыки и умения в разучивании песни.
  • Совершенствовать навыки ритмичного движения.

Развивающие:

  • Развивать дикцию, артикуляцию, дыхание посредством игровых артикуляционных, дыхательных упражнений, распевок.
  • Формировать правильную осанку через игровые упражнения, развивать умение переключаться с одного вида движения на другой.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе сверстников.
  • Воспитывать навыки осознанного ПДД.
  • Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательное отношение детей в группе.

Основная часть (описание работы)

Технологии:

  • Здоровьесберегающая;
  • Игровая;
  • Логоритмика;
  • ИКТ.

Методы:

  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Практический.

Материал и оборудование:

  • Мультимедийное;
  • Музыкальный центр;
  • Мультфильм «Светофор», «Мигающие человечки», «Пешеходная зебра»;
  • Атрибуты для игр (три дорожных знака на стойке, игрушечные рули, конусы, карточки сигнала светофора, регулировщик, раскраски, удостоверение пешехода)

Предварительная работа:

Беседа о сигналах светофора, рассматривание знаков, прослушивание и разучивание песен по теме, разучивание музыкально – ритмических композиций.

Ход мероприятия

Дети под песню веселые путешественники, паровозиком, заходят в зал, проходят круг и останавливаются в центре зала.

Приветствие.

Ведущий обращает внимание детей на большой конверт на экране: Ребята, посмотрите, нам прислали письмо, а оно не простое, говорящее! Послушаем, что оно хочет нам рассказать? (Ответ детей)

(Звучит голос) «Здравствуйте, ребята! Я — Разноцветный Светофорчик. Мне очень хочется познакомить вас с правилами дорожного движения. А для этого я приглашаю вас к себе в гости».                        Трек 1

Ведущий: Ну что, ребята, примем приглашение Светофорчика? (Ответ детей)
Ведущий: Тогда с помощью загадки узнайте, на чём мы поедем.
«Что за чудо этот дом, 
Глаза желтые на нём, 
Носит обувь из резины 
И питается бензином» (Машина)

Ведущий: Давайте встанем в круг, и сыграем в нашу игру «Машина».

Би-би-би - Гудит машина            Ритмично стучат кулаком о ладонь

Тук-тук-тук – Мотор стучит         Ритмично хлопают

Едем, едем, едем, едем –             Ритмично топают   

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу –             Ритмично трут ладонями

Шу-шу-шу они шуршат.

Быстро крутятся колеса           Ритмично «вертушка»

Та-та-та – вперед спешат.

(Е. Алябьева)

Ребенок: Бибика хоть и не камаз, о машина супер-класс!

Танец «Бибика поехали кататься» (после танца садятся на места)

Ведущий: Стоп! Вот мы и приехали к нужному нам месту. А где же Светофорчик?! (Обращает внимание на экран)

(На экране появляется Светофор, звучит записанный голос)

(Здравствуйте!
Я трёхглазый молодец, 
До чего же я хитрец! 
Кто откуда ни поедет,                                                 2 трек
Подмигну и тем, и этим. 

Знаю, как уладить спор. 
Я разноцветный… (Светофор)

Правильно, я — разноцветный Светофорчик! Хорошо ли вы доехали? (Ответ детей) Я пригласил вас в гости для того, чтобы повторить правила дорожного движения. А для чего нужно знать такие правила? (Чтобы не попасть в беду)                3 трек

Я покажу вам сейчас мультфильм, в котором напомню вам о сигналах светофора. 4т

Просмотр мультфильма "Азбука безопасности" «Светофор» (см. Приложение 1)

Ведущий: Я буду поочередно поднимать красные, желтые, зеленые кружочки. Когда я подниму красный кружок — вы стоите, жёлтый — прыгаете, если подниму зеленый — шагаете на месте. Но будьте внимательны, игра будет музыкальная.

Музыкальная игра «Красный, желтый, зеленый» 

(«Турецкий марш» музыка В.А. Моцарта) (после игры садятся на места)

Ведущий: Ребята, а все ли светофоры имеют 3цвета? (Ответ детей) Бывают светофоры только с красным и зеленым сигналом. Вот посмотрите мой мультфильм «Мигающие человечки».

Просмотр мультфильма "Азбука безопасности" «Мигающие человечки»

Ведущий: О чем нас предупредил Светофорик в мультфильме? (ответы детей)
Ведущий: Предлагаю вам, сыграть еще в одну игру, а называется она: «Красный, зеленый».

Дидактическая игра «Красный - зеленый» (см. Приложение 2)

Ведущий: У вас в руках два кружка зеленого и красного цветов.

Я буду задавать вопросы. Если вы согласны – поднимайте зеленый кружок.

Если нет, то красный кружок.    

- Автобус везет пассажиров?        

- Машины едут по тротуару?

- Пешеходы переходят дорогу только по пешеходным переходам?

- Пассажиры, водители, пешеходы – участники дорожного движения?     

- Переходить   улицу можно только на зеленый свет светофора?

- Можно выбегать и играть на проезжей части?

(Светофорчик: Какие вы молодцы! И еще, ребята, от меня вам одно правило, которое нужно запомнить и обязательно выполнять! Чтобы не сбили нас машины, нужно проходить только после того, как все машины остановятся и смотреть по сторонам.)                                        5 трек

Ведущий: А у нас в садике – культурные автомобилисты, которые знают и выполняют правила дорожного движения.

Эстафета «Автомобили» (две команды по 5 человек)

(Дети с рулем в руках, объезжают змейкой препятствия и возвращаются в свою команду, передают руль следующему).

Ведущий: Ребята, а скажите мне, пожалуйста, если на дороге нет светофора – где нужно переходить дорогу? (по «зебре», пешеходному переходу). Правильно! Посмотрите еще один мультфильм «Пешеходная зебра»
Просмотр мультфильма "Азбука безопасности" «Пешеходная зебра»

Ведущий: Много различных дорожных знаков мы встречаем на улице, один такой мы с вами сейчас вспомнили, это? (Ответ детей) «Пешеходный переход»

Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется: «К своим знакам».

(На ковре стоят дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Въезд запрещен», «Движение на велосипедах запрещено». Дети делятся на 3 группа по 3 человека, 1 человек регулировщик. В середину каждого кругу ставят дорожный знак, объясняют его значение. Во время, пока звучит музыка, дети по кругу передвигаются, ведущий меняет местами знаки, как только музыка закончится, задача детей быстро собрать кружок возле своего знака. Играть 2 раза.)

Ведущий: Все ребята молодцы! Здорово мы с вами отгадали все загадки! Как хорошо, что Светофорчик, пригласил нас в гости, ребята многое сегодня повторили и узнали нового. Но нам пора возвращаться в детский садик и мы хотим на прощание спеть веселую песню.

ПЕСНЯ на мотив «Пусть бегут неуклюже»

1 куплет

  Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам,

 Но нельзя по дороге бежать.

 Тротуар - пешеходам, а машине - дорога.

 Это правило все должны знать.

 Припев:

 Если красный - путь опасный,

 Если жёлтый - подожди.

 А зелёный, значит можно

 Нам дорогу перейти.

2 куплет

 Знак дорожный подскажет, запретит и укажет

 Пост ГАИ, переход и объезд.

 Тем, кто это не знает, мы подскажем, ребята:

 Вы учите, вот вам наш совет!

 Припев:

Знаки разные, все прекрасные,

 Как друзей их надо знать.

 Знаки разные, все   прекрасные,

 Мы их будем соблюдать!

(Светофорчик: Молодцы, ребята!
На прощанье дети даю вам наставление:
Соблюдайте точно правила движения,
Чтоб не волновались каждый день родители,                        6 трек
Чтоб спокойны были за рулем водители.
На улице будьте внимательны, дети!
И твердо запомните правила эти!)
ВЫДЕРЖАТЬ ПАУЗУ
(Светофорчик: Я очень рад нашей встрече, спасибо, что приехали ко мне в гости! А на прощание хочу подарить вам настоящее удостоверение пешехода и вот такие раскраски по правилам дорожного движения, и будьте внимательны на дороге! До свидания!)         

Ведущий: Ребята, давайте снова построимся в наш паровоз. (Под песню веселые путешественники, машут рукой, выходят из зала)

Заключение

В результате проводимой работы можно отметить, что совместная работа детского сада, семьи, школы, социума даёт возможность познакомить дошкольников с основными правилами дорожного движения, воспитывать культуру поведения на улице, учить адекватно вести себя в опасных ситуациях, быть самостоятельными, ответственными за своё поведение. Мы уверены, что знания «дорожной грамоты», приобретённые в детском саду, помогут будущим первоклассникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.

Единственное, что может спасти ребенка на дороге, — это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, — взрослый человек. И единственным способом — своим примером (или  родитель или педагог).

 Лозунг «Берегите ребенка», под которым Екатерина II  в 1764 г. издала Указ о применении смертельной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребенка, должен и сегодня стать руководством к действию многих организаций и стран, особенно для воспитателей дошкольных учреждений.

Одна спасённая детская жизнь – несколько поколений в будущем. Значит, есть ради чего жить, учить, воспитывать.

Список используемых источников

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПБ. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.-144с.
  2. Азбука пешехода: для дошкольников.- М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.
  3. Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А.; Сост. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы /– М.: Просвещение, 1989. – 62с.
  4. Кузнецова Н.М. Учебно-методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних», М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010, 150с.
  5. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.
  6. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.
  7. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР.  - СПБ. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.-200с.
  8. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 1. Правила и безопасность дорожного движения.- СПБ. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.-156 с.

Приложение 1

F:\IMG_1640-14-11-19-12-54.jpeg

Приложение 2F:\IMG_1649-14-11-19-12-54.jpeg