ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ФЛЭШ-КАРТОЧЕК
статья по обж (старшая группа)
Обращение к данному игровому методу, использование флеш-карточек, как одной из форм работы по формированию знаний о безопасном поведении на дороге в детском саду, способствует развитию у детей заинтересованности к изучению правил дорожного движения, позволяет актуализировать процесс формирования и развития умений и навыков безопасного поведения и воспитывать устойчивую привычку соблюдать изученные правила безопасности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ
О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПОСРЕДСТВОМ ФЛЭШ-КАРТОЧЕК
Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети – это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Первоочередной задачей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования во ФГОС ДО определены основные задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста.
Одной из задач коллектива детского сада является обучение дошкольников правилам дорожного движения. Ведь любая общепринятая норма поведения должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Из этого вытекает следующее противоречие: между пониманием необходимости формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге и недостаточно используемых современных игровых подходов к повышению уровня сформированности основ безопасного поведения на дороге у дошкольников. Необходимо найти современный эффективный метод, направленный на формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Одним из таких методов является обучение с помощью флэш-карточек. При грамотном руководстве со стороны взрослого, данный метод даёт хороший обучающий и воспитывающий эффект для формирования основ безопасного поведения на дороге. Осознание и соблюдение правил дорожного движения играют ключевую роль в формировании безопасного поведения детей на дорогах. Главной причиной дорожно-транспортных происшествий является недостаток знаний у детей о основных принципах правил дорожного движения. Предотвратить подобные инциденты возможно исключительно посредством надлежащего воспитания и обучения с раннего возраста. Вовлечение детей в практику безопасного поведения на дороге должно быть систематическим и последовательным.
Ведущая педагогическая идея метода заключается в создании условий для решения задач по формированию у дошкольников знаний о правилах дорожной безопасности посредством метода флэш-карточек. Использование игровой деятельности, может помочь осознанию полученных представлений о безопасном поведении на улицах и дорогах.
Флэш-карточки – это обычная картонка или картинка в электронном или печатном виде, на которой с одной стороны размещен вопрос (дата, термин, деятель), а с другой – ответ. Использование флэш-карточек упрощает процесс обучения и позволяет выделять только самое главное, упрощая процесс повторения. Систему для эффективного запоминания и повторения изучаемого материала с использованием флэш-карточек разработал немецкий ученый и журналист Себастьян Лейтнер в 70-х годах XX века. Изначально он разработал методику только для быстрого и лёгкого изучения иностранного языка, но с тех пор флэш-карточки используются для запоминания любого материала. Основой системы работы с флэш – карточками является принцип интервальных повторений (spaced repetition). Рациональное управление временными интервалами делает флэш карточки мощным инструментом для запоминания информации. Флэш- карточки представляют собой тематические карточки с изображением предметов или ситуаций. Это простой, универсальный, но часто недостаточно изученный ресурс. Метод хорош тем, что помогает установить непосредственные связи между конкретным словом и его образом, и кроме того – привносит хорошее настроение, помогает сделать занятие более эмоциональным, занимательным. А хороший эмоциональный настрой способствует непроизвольному и более быстрому запоминанию материала.
Стоит обратить внимание, что одним из главных преимуществ флэш-карточек по мнению Матухина Д.Л. является применение игрового метода. Игровой метод – это весьма эффективный способ обучения. В игровой форме можно быстро и легко объяснить новый материал, отработать сложные и непонятные моменты, внести новизну и, самое главное, заинтересовать детей к изучению ПДД, как отмечает Сычева Л.Н. Многие методисты отмечали и отмечают эффективность использования игрового метода при изучении правил дорожного движения. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности. Обращение к данному игровому методу, как одной из форм работы по формированию знаний о безопасном поведении на дороге в детском саду, способствует развитию у детей заинтересованности к изучению правил дорожного движения, позволяет актуализировать процесс формирования и развития умений и навыков безопасного поведения и воспитывать устойчивую привычку соблюдать изученные правила безопасности.
Основные принципы, которые легли в основу использования этого метода: – последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенная в предыдущем; – наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию; – деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции; – возрастной адресности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей. Формирование у дошкольников знаний о правилах дорожной безопасности посредством флэш-карточек решает задачи по расширению представления о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста; закреплению полученных знаний в процессе интерактивных игр; воспитанию у детей самостоятельности, инициативности, ответственности, доброжелательности; вовлекают родителей (законных представителей) в просветительскую деятельность по соблюдению ПДД.
Список литературы
- Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / ред. Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев; МЧС России. – М.: Деловой экспресс, 2006. – EDN UAKGBR
- Дети. Улица. Культура. Безопасность / И.А. Волкова, С.С. Миронова, И.Н. Добрынина, В.В. Шеметова. – Магнитогорск, 2016. – 80 с.
- Веснушка учит правила дорожного движения / Г. Глушкова, Л. Коваль, Т. Сафонова, С. Ухабова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №2. – С. 9–13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда в ДОУ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Статья содержит информацию о том какая предметно-развивающая среда по ознакомлению дошкольников создана в нашей группе ДОУ, может быть кому-нибудь она поможет в организации такой же среды в своём ДОУ....

«Дорожная азбука» (Система работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения)
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ....

КОНСПЕКТ ОБУЧАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения у старших дошкольников (со здоровьесберегающим сопровождением) Тема: «Кто поможет на дороге?»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улицах города....

ПРОГРАММА ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»
Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов....

Интеллектуальная игра для дошкольников по правилам дорожного движения «Азбука дорожного движения»
пдд...

Дополнительная образовательная программа кружка по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения «Дорожная азбука»
Программа разработана для детей 4-7 лет. Срок реализации программы 3 года. Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы – обеспечения безопасности дошко...
«Дорожная азбука» (Система работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения)
Цель нашей работы: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.Задачи:• Учить детей ориентироваться в различных дорожных ситуация...
