Перспективный план «Социально-коммуникативное развитие» 5-6 лет
учебно-методический материал по обж (старшая группа)

Спицина Татьяна Владимировна

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 5-6 лет

Тема занятия

Программные задачи

Используемая литература

Сентябрь

1.

 

«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора»

формировать представление о ранней осени на основе знакомства с существенными признаками сентября; учить устанавливать разнообразные связи в природе; расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 5)

2.

 

«Лес, словно терем расписной»

формировать у детей представления об осеннем лесе, состоянии растений осенью.; учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды; развивать образное представление, мыслительную операцию «сравнение» и доказательную речь; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе, лесу; расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 18)

3.

 

«Дары осеннего леса (грибы)»

формировать представления детей о грибах; познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов; закрепить и обобщать знания детей о грибах, учить различать съедобные и несъедобные грибы.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 18)

4.

 

«Ягоды»

формировать представления детей о ягодах; познакомить с особенностями внешнего вида и роста ягод; учить классифицировать садовые и лесные.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 18)

Октябрь

5.

«Осень  в огороде»

обобщить систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе; учить наблюдать за явлениями в природе и устанавливать простейшие связи между ними; расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 28)

6.

 

«Во саду ли, в огороде»

расширить обобщенные представления детей об овощах и фруктах; учить устанавливать разнообразные связи в природе; расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх; воспитывать внимательное и бережное отношение к труду взрослых.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 9)

7.

 

«Откуда хлеб на стол пришел?»

 

формировать представление о процессе выращивания хлеба, познакомить со строением колоска, с профессиями людей, выращивающих хлеб; воспитывать внимательное и бережное отношение к хлебу и труду взрослых.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 13)

8.

 

«Крылья птицы расправляют – улетают, улетают»

продолжать развивать и систематизировать представления детей о птицах, уточнить понятия «перелетные»; учить устанавливать разнообразные связи в природе; расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 24)

9

«Как рубашка в поле выросла»

формировать у детей представления о процессе изготовления одежды на Руси, об основной одежде крестьян, расширять представления детей о жизни наших предков; воспитывать внимательное и бережное отношение к труду взрослых.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 115)

Ноябрь

10.

 

«Разговор о правильном питании»

формировать представления о полезных веществах, находящихся в определенных продуктах; познакомить детей с тем, как приготавливаются разные продукты; воспитывать интерес к правильному питанию.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 111)

11.

«Осенней позднею порою…»

формировать представление и систематизировать знания детей о диких животных, их жизни на основе происходящих изменений в природе осенью; расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 33)

12

 

«При солнышке тепло, при матери добро»

способствовать осознанию детьми значимости мам в жизни каждого человека; расширить представление о профессиях, о любимой работе мамы; воспитывать чувство признательности и любви к своей маме.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 98)

13.

«Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает…»

формировать представление    о зимнем лесе, состоянии растений зимой, умение устанавливать взаимосвязь между изменением во внешнем виде животных, их поведении и сезонными изменениями в природе; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе; развивать эмоциональную сферу.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 59)

Декабрь

14.

 

«Белый снег пушистый  в воздухе кружится»

формировать представление    о начале зимы на основе знакомства с существенными признаками декабря; учить устанавливать разнообразные связи в природе; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе: развивать эмоциональную сферу.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 55)

15.

 

«В мире предметов»

углубить представления детей о таких материалах как металл, дерево, стекло, учить объяснить их свойства на основе сравнения; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами, его качество и свойствами.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 107)

16.

 

«Я с посудой осторожна, ведь разбить посуду можно»

формировать представление детей о видах посуды и ее назначении, существенных признаках; учить определять и называть материал из которого она изготовлена; подвести детей к пониманию того, некоторые предметы по сходным функциям имеют похожую форму.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 107)

17.

 

«Что такое Новый год?»

 

способствовать формированию осознанного отношения к празднику Новый год; дать представление об истории возникновения праздника, традиции празднования Нового года на Руси, символах праздника.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 69)

Январь

18.

«Воробьи  под кровлю, а пташки на ловлю»

формировать представления детей о зимующих птицах, почему они так называются, чем питаются, где живут, как приспосабливаются к окружающей   среде обитания; воспитывать внимательное и бережное отношение к птицах, желание помочь им преодолеть холодную зиму.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 83)

19.

 

«Блеснул мороз, и рады мы проказам матушки - зимы...»

познакомить детей с природой города; формировать представления о зимних природных явлениях; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе в городе.

 

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 64)

20.

«Дом построить – не шапку на голову надеть»

продолжать формировать представления детей о зданиях, строительных профессиях; формировать представления детей о более отдаленном от них времени на примере того, как изменялись дома, в которых жили люди на Руси.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 75)

Февраль

21.

 

«Наши помощники в быту»

расширить представление детей о электробытовых приборах, их разнообразии и назначении, показать значимость бытовой техники в жизни человека; расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 87)

22.

 

«У родителей и деток вся одежда из монеток»

формировать и расширять представления детей о рыбах и среде их обитания; познакомить со строением тела рыб, способом передвижения, дыхания, размножения; учить устанавливать разнообразные связи между средой обитания и характерными признаками рыб; формировать элементарные  представления о водных ресурсах страны.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 139)

23.

 

«Если армия сильна, непобедима и страна»

формировать у детей первоначальное представления о России-государстве, имеющем свою историю, свои границы, которые необходимо защищать; воспитывать нравственно-патриотические качества:  гуманизм, любовь к Родине.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр.91)

24.

 

«Это  что за зверь такой пробежал  по мостовой?»

формировать представление детей о разнообразии видов транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения; расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Воспитывать внимательное и бережное отношение к труду взрослых.

 

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 79)

Март

25.

 

«День Оленевода»

способствовать воспитанию взаимоуважения национальных культур; воспитывать любовь и уважение к традициям, истории народов Севера; познакомить и закрепить знания о жителях, быте народов Крайнего Севера.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 102)

26.

 

«Идет весна по городу»

познакомить детей с природой города весной, формировать представление о весенних природных явлениях (капели, проталинах), о закономерностях, происходящих в неживой и живой природе; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе в городе.

 

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 102)

27.

 

«Все профессии нужны, все профессии важны»

расширять представления о хозяйственной деятельности человека, о труде людей в городе и на селе; содействовать том, чтобы каждый ребенок мог рассказать о профессиях его семьи, воспитывать внимательное и бережное отношение к труду взрослых.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 94)

28.

 

«В гостях хорошо, а дома лучше»

расширить представление детей о социальных функциях членов семьи, их родственных связях, о правилах поведения людей в семье; воспитывать интерес к истории своей семьи и развивать чувство принадлежности к ней.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 39)

Апрель

29.

 

«Вот насекомые – все нам знакомые»

формировать и расширять представления детей о насекомых и среде их обитания; познакомить со строением тела, способом передвижения, питания, размножения.

Воспитывать внимательное и бережное отношение к насекомым

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 143)

30.

«Космос далекий  и близкий»

формировать элементарные представления о космосе, планетах солнечной системы, об уникальности планеты Земля.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 119)

31.

«Привет, Россия –родина моя! Как под твоей  мне радостно листвою!»

формировать у детей первоначальное представления о России-государстве, имеющим свою историю; объяснить значение понятия «Родина»; познакомить детей с символикой РФ; воспитывать гуманизм, любовь к Родине.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 49)

32.

«Март с водой, апрель с травой, а май с цветами»

 

формировать представление детей об изменениях, происходящих в природе весной, о характерных признаках каждого весеннего месяца; формировать умение устанавливать взаимосвязь между изменением внешнего вида животных, их поведением и сезонными изменениями окружающей среды.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 124)

Май

33..

«Великий праздник День Победы»

способствовать осознанию у детей нравственной ценности поступков людей; общественной значимости исторических событий; формировать осознанное отношение к праздничному календарю нашей страны; воспитывать  нравственно-патриотические качества:  гуманизм, любовь к Родине.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 134)

34.

«Потрудишься весной-сытым будешь зимой»

систематизировать представления детей об особенностях природы в мае; расширить знания детей о процессе выращивания хлеба, познакомить с зернами пшеницы и ржи, с историей развития человеческой цивилизации на примере развития хлебопашества.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 129)

35.

«Детский сад, детский сад…Почему так говорят?»

расширять и уточнять представление детей о детском саде, профессиях людей, работающих в детском саду. Учить устанавливать связи между профессией и орудиями труда; воспитывать внимательное и бережное отношение к труду взрослых; развивать эмоциональную сферу.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 45)

36.

«Май цветами провожая, распускается сирень»

формировать у детей   представления о наступающем лете на основе знакомства с существенными признаками июня; учить устанавливать разнообразные связи в природе; расширить знания детей об изменении состояния растений и животных летом в зависимости от изменений в неживой природе.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 148)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skr.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 5-6 лет

Тема занятия

Программные задачи

Используемая литература

Сентябрь

1.

«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора»

формировать представление о ранней осени на основе знакомства с существенными признаками сентября; учить устанавливать разнообразные связи в природе; расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 5)

2.

«Лес, словно терем расписной»

формировать у детей представления об осеннем лесе, состоянии растений осенью.; учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды; развивать образное представление, мыслительную операцию «сравнение» и доказательную речь; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе, лесу; расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 18)

3.

«Дары осеннего леса (грибы)»

формировать представления детей о грибах; познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов; закрепить и обобщать знания детей о грибах, учить различать съедобные и несъедобные грибы.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 18)

4.

«Ягоды»

формировать представления детей о ягодах; познакомить с особенностями внешнего вида и роста ягод; учить классифицировать садовые и лесные.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 18)

Октябрь

5.

«Осень  в огороде»

обобщить систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе; учить наблюдать за явлениями в природе и устанавливать простейшие связи между ними; расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 28)

6.

«Во саду ли, в огороде»

расширить обобщенные представления детей об овощах и фруктах; учить устанавливать разнообразные связи в природе; расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх; воспитывать внимательное и бережное отношение к труду взрослых.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 9)

7.

«Откуда хлеб на стол пришел?»

формировать представление о процессе выращивания хлеба, познакомить со строением колоска, с профессиями людей, выращивающих хлеб; воспитывать внимательное и бережное отношение к хлебу и труду взрослых.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 13)

8.

«Крылья птицы расправляют – улетают, улетают»

продолжать развивать и систематизировать представления детей о птицах, уточнить понятия «перелетные»; учить устанавливать разнообразные связи в природе; расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 24)

9

«Как рубашка в поле выросла»

формировать у детей представления о процессе изготовления одежды на Руси, об основной одежде крестьян, расширять представления детей о жизни наших предков; воспитывать внимательное и бережное отношение к труду взрослых.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 115)

Ноябрь

10.

«Разговор о правильном питании»

формировать представления о полезных веществах, находящихся в определенных продуктах; познакомить детей с тем, как приготавливаются разные продукты; воспитывать интерес к правильному питанию.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 111)

11.

«Осенней позднею порою…»

формировать представление и систематизировать знания детей о диких животных, их жизни на основе происходящих изменений в природе осенью; расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 33)

12

«При солнышке тепло, при матери добро»

способствовать осознанию детьми значимости мам в жизни каждого человека; расширить представление о профессиях, о любимой работе мамы; воспитывать чувство признательности и любви к своей маме.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 98)

13.

«Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает…»

формировать представление    о зимнем лесе, состоянии растений зимой, умение устанавливать взаимосвязь между изменением во внешнем виде животных, их поведении и сезонными изменениями в природе; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе; развивать эмоциональную сферу.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 59)

Декабрь

14.

«Белый снег пушистый  в воздухе кружится»

формировать представление    о начале зимы на основе знакомства с существенными признаками декабря; учить устанавливать разнообразные связи в природе; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе: развивать эмоциональную сферу.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 55)

15.

«В мире предметов»

углубить представления детей о таких материалах как металл, дерево, стекло, учить объяснить их свойства на основе сравнения; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами, его качество и свойствами.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 107)

16.

«Я с посудой осторожна, ведь разбить посуду можно»

формировать представление детей о видах посуды и ее назначении, существенных признаках; учить определять и называть материал из которого она изготовлена; подвести детей к пониманию того, некоторые предметы по сходным функциям имеют похожую форму.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 107)

17.

«Что такое Новый год?»

способствовать формированию осознанного отношения к празднику Новый год; дать представление об истории возникновения праздника, традиции празднования Нового года на Руси, символах праздника.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 69)

Январь

18.

«Воробьи  под кровлю, а пташки на ловлю»

формировать представления детей о зимующих птицах, почему они так называются, чем питаются, где живут, как приспосабливаются к окружающей   среде обитания; воспитывать внимательное и бережное отношение к птицах, желание помочь им преодолеть холодную зиму.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 83)

19.

«Блеснул мороз, и рады мы проказам матушки - зимы...»

познакомить детей с природой города; формировать представления о зимних природных явлениях; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе в городе.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 64)

20.

«Дом построить – не шапку на голову надеть»

продолжать формировать представления детей о зданиях, строительных профессиях; формировать представления детей о более отдаленном от них времени на примере того, как изменялись дома, в которых жили люди на Руси.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 75)

Февраль

21.

«Наши помощники в быту»

расширить представление детей о электробытовых приборах, их разнообразии и назначении, показать значимость бытовой техники в жизни человека; расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 87)

22.

«У родителей и деток вся одежда из монеток»

формировать и расширять представления детей о рыбах и среде их обитания; познакомить со строением тела рыб, способом передвижения, дыхания, размножения; учить устанавливать разнообразные связи между средой обитания и характерными признаками рыб; формировать элементарные  представления о водных ресурсах страны.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 139)

23.

«Если армия сильна, непобедима и страна»

формировать у детей первоначальное представления о России-государстве, имеющем свою историю, свои границы, которые необходимо защищать; воспитывать нравственно-патриотические качества:  гуманизм, любовь к Родине.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр.91)

24.

«Это  что за зверь такой пробежал  по мостовой?»

формировать представление детей о разнообразии видов транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения; расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Воспитывать внимательное и бережное отношение к труду взрослых.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 79)

Март

25.

«День Оленевода»

способствовать воспитанию взаимоуважения национальных культур; воспитывать любовь и уважение к традициям, истории народов Севера; познакомить и закрепить знания о жителях, быте народов Крайнего Севера.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 102)

26.

«Идет весна по городу»

познакомить детей с природой города весной, формировать представление о весенних природных явлениях (капели, проталинах), о закономерностях, происходящих в неживой и живой природе; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе в городе.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 102)

27.

«Все профессии нужны, все профессии важны»

расширять представления о хозяйственной деятельности человека, о труде людей в городе и на селе; содействовать том, чтобы каждый ребенок мог рассказать о профессиях его семьи, воспитывать внимательное и бережное отношение к труду взрослых.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 94)

28.

«В гостях хорошо, а дома лучше»

расширить представление детей о социальных функциях членов семьи, их родственных связях, о правилах поведения людей в семье; воспитывать интерес к истории своей семьи и развивать чувство принадлежности к ней.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 39)

Апрель

29.

«Вот насекомые – все нам знакомые»

формировать и расширять представления детей о насекомых и среде их обитания; познакомить со строением тела, способом передвижения, питания, размножения.

Воспитывать внимательное и бережное отношение к насекомым

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 143)

30.

«Космос далекий  и близкий»

формировать элементарные представления о космосе, планетах солнечной системы, об уникальности планеты Земля.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 119)

31.

«Привет, Россия –родина моя! Как под твоей  мне радостно листвою!»

формировать у детей первоначальное представления о России-государстве, имеющим свою историю; объяснить значение понятия «Родина»; познакомить детей с символикой РФ; воспитывать гуманизм, любовь к Родине.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 49)

32.

«Март с водой, апрель с травой, а май с цветами»

формировать представление детей об изменениях, происходящих в природе весной, о характерных признаках каждого весеннего месяца; формировать умение устанавливать взаимосвязь между изменением внешнего вида животных, их поведением и сезонными изменениями окружающей среды.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 124)

Май

33..

«Великий праздник День Победы»

способствовать осознанию у детей нравственной ценности поступков людей; общественной значимости исторических событий; формировать осознанное отношение к праздничному календарю нашей страны; воспитывать  нравственно-патриотические качества:  гуманизм, любовь к Родине.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 134)

34.

«Потрудишься весной-сытым будешь зимой»

систематизировать представления детей об особенностях природы в мае; расширить знания детей о процессе выращивания хлеба, познакомить с зернами пшеницы и ржи, с историей развития человеческой цивилизации на примере развития хлебопашества.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 129)

35.

«Детский сад, детский сад…Почему так говорят?»

расширять и уточнять представление детей о детском саде, профессиях людей, работающих в детском саду. Учить устанавливать связи между профессией и орудиями труда; воспитывать внимательное и бережное отношение к труду взрослых; развивать эмоциональную сферу.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 45)

36.

«Май цветами провожая, распускается сирень»

формировать у детей   представления о наступающем лете на основе знакомства с существенными признаками июня; учить устанавливать разнообразные связи в природе; расширить знания детей об изменении состояния растений и животных летом в зависимости от изменений в неживой природе.

(Ельцова О.М, Есикова Л. А.

стр. 148)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективное планирование занятий по развитию действий с предметами и сенсорному развитию

В данном перспективном планировании занятия разбиты по уровню нервно-психического развития детей раннего возраста (по эпикризным срокам)....

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план «Социально – коммуникативное развитие»

СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕТрудовая деятельностьПланирование содержания трудовой деятельности может осуществляться по формам ее организации: поручения, дежурство, коллективный труд.СОЦИ...

перспективное планирование по речевому развитию(развитие речи) за первый квартал ст.гр.

перспективное планирование по речевому развитию(развитие речи) за первый квартал ст.гр....