Рабочая программа по социально-коммуникативному направлению ОБЖ "Безопасное детство"
рабочая программа по обж
В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан - дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 103.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Снежинка»
Рабочая программа
по социально – коммуникативному направлению
ОБЖ «Безопасное детство»
Составила: Пушкарева О. Н.
воспитатель МБДОУ
«Д/с № 10 «Снежинка»
г. Урай 2023 г.
Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………..3-5
1.2. Принципы реализации программы………………………………………...5-6
1.3. Характеристика особенностей развития детей……………………………6
1.4. Планируемые результаты освоения программы…………………………..6
1.5. Способы проверки ожидаемых результатов………………………………7-9
II. Содержательный раздел
2.1. Система и последовательность работы с детьми……………………….. 10-11
2.2. Перспективный план программы младшая группа (3 – 4 года) ………..12-15
2.3. Перспективный план программы средняя группа (4 – 5 лет) …………..16-20
2.4. Перспективный план программы старшая группа (5 – 6 лет) …………..21-23
2.5. Перспективный план программы подготовительная группа (6 – 7 лет)..24-27
2.6. Взаимодействия с родителями…………………………………………….28-33
III. Организационный раздел
2.1. Предметно – пространственная среда……………………………………..34
2.2. Материально – техническое обеспечение…………………………………34
Заключение……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы………………………………………….36-37
Приложение…………………………………………………………………….
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Безопасность – это «... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I «О безопасности»).
В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на Земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на улицах городов, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, а также - в связи с последними событиями, происходящими в мире – еще и антитеррористическая безопасность.
Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:
1. Идентификация опасности, т. е., распознавание опасности и ее источников.
2. Разработка предупредительных мер.
3. Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности для детей гласит:
Надо видеть, предвидеть, учесть
По возможности - избежать,
Если нужно - на помощь позвать!
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний,
а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Поведение людей в опасных ситуациях различно. В литературе выделяют факторы, обеспечивающие безопасное поведение человека:
1. Биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции поведения (безусловные и условные рефлексы);
2. Индивидуальные особенности психических функций человека (тип нервной системы, внимание, мышление, восприятие, координация движений, эмоциональная устойчивость);
3. Текущее физическое и психическое состояние;
4. Обученность и опыт.
От них в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде. Необходимо выделять такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим необходимо больше внимания уделять организации различных видов деятельности по приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
С целью формирования у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, мною разработана Программа по ОБЖ «Безопасное детство» для детей от 3 до 7 лет.
Проанализировав литературу, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методические пособия К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О.А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т.Г. Хромцевой «Воспитание безопасного поведения в быту», пришла к выводу, что необходимо помочь ребенку сформировать модель безопасного поведения в быту, на улице, на дорогах, в природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации. Программа «Безопасное детство» является рабочей программой социально – коммуникативной направленности. Содержание данной программы направлено на освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности. Программа рассчитана на 4 года обучения, начиная со второй младшей группы (3-4 года) до выпуска детей в школу (7-8 лет).
В программе используются различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, при этом основным ориентиром служит учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, их предпочтения. Вся работа проходит через совместные различные виды деятельности педагога с детьми.
Цель данной программы – формирование основ безопасного поведения дошкольников в быту, природе, социуме.
В соответствии с целью сформированы задачи:
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;
- познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми);
- сформировать умение самостоятельно применять их в жизни;
- активизировать внимание родителей к решению задач по ОБЖ;
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- воспитывать стремление уважать свои права и права других, желать добра другому, готовность действовать сообща.
Теоретическая и практическая значимость данной разработки заключается в том, что определено содержание работы по основам безопасности жизнедеятельности, которое включает в себя разные формы работы с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно.
1.2. Принципы реализации программы
Реализация данной цели и задач осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении должна опираться на уже усвоенное);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную);
- индивидуальный и дифференцированный подход (учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);
- принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания;
- доступность (материал, представленный детям, должен соответствовать их возрастным особенностям);
- преемственность (взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстрированный материал).
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Формы организации по формированию основ безопасного поведения
- Познавательные занятия
- Беседы
- Рассказ (рассказ – объяснение)
- Работа с наглядным материалом
- Дискуссии
- Игры (дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, подвижные, игры - драматизации)
- Игровые ситуации – загадки
- Моделирование ситуаций
- Тренинги
- Просмотр тематических фильмов
- Просмотр мультфильмов
- Чтение художественной литературы
- Конкурсы
- Викторины
- Кроссворды
- Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование)
- Развлечения
- Праздники
- Целевые прогулки, экскурсии и т.д.
1.3. Характеристика особенностей развития детей
Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода. Первый – это дети 3-5 лет (младшая и средняя группа), второй – дети 5-7 лет (старшая и подготовительная группа).
Первый период – это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возраста должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в опасных ситуациях.
Ребенок 4-5 лет должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь разговаривать по телефону, коротко и точно сообщить необходимую информацию.
Говоря о втором периоде, то есть о детях 5-7 лет, следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети могут осознанно отвечать за свои поступки, контролировать свое поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а также применением этих знаний в повседневной жизни.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- знание правил безопасного поведения на улицах города, в социуме, в быту;
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
1.5. Способы проверки ожидаемых результатов
Исходя из специфики задач формирования основ безопасности и проявлений ее сформированности, основным методом осуществления диагностики является педагогическое наблюдение. Чтобы изучить побуждения, мотивы, уровень понимания явлений, свойств объектов, проблем, наблюдение дополняется беседой, анализом продуктов детской деятельности, игровыми заданиями, проективными методами. Диагностическое обследование детей проводится два раза в год: в начале и конце учебного года. Диагностика проводится по следующим показателям:
- Знание о безопасной деятельности в природе.
- Знание правил безопасного поведения.
- Умение принимать решение.
- Коммуникативность.
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий – высокий, средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания:
- Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.
- Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
- Низкий уровень – предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого.
Обследование детей проводится на основе Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.
Показатели | Критерии | |||
2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Знание о безопасной деятельности в природе | Ребенок имеет элементарные представления о правилах поведения на природе, при встрече с животными и насекомыми. | Ребенок имеет представления о природных явлениях и правилах поведения в лесу, на водоеме, знает съедобные и ядовитые растения, грибы и ягоды. | Ребенок имеет представления о природных явлениях, правилах поведения во время различных природных явлений в лесу, на водоеме, при встрече с животными и насекомыми; умеет классифицировать растения, грибы и ягоды на съедобные и ядовитые. | Ребенок имеет представления о правилах поведения на воде, в летние жаркие дни, во время грозы, метели, при встрече с животными и насекомыми; различает и называет съедобные и ядовитые грибы, ягоды и растения |
Знание правил безопасного поведения | Ребенок знает, что пешеходы должны ходить по тротуару, машины - ездить по дороге; действует в игре в соответствии с сигналами светофора. | Ребенок знает все сигналы светофора, знает их значение, действует в соответствии с ними. | Ребенок знает значение сигналов светофора, действует в соответствии с ними. Ребенок знает назначение дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Остановка автобуса», умеет ориентироваться в дорожных знаках. | Ребенок знает назначение дорожных знаков: «Место стоянки», «Автозаправка», «Въезд запрещен», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Круговое движение», умеет ориентироваться в дорожных знаках. |
Умение принимать решение | Ребенок имеет элементарные представления о безопасном поведении | У ребенка сформированы представления о том, как нужно вести себя в экстремальных ситуациях. | У ребенка сформированы представления о том, как нужно вести себя в экстремальных ситуациях. Ребенок выбирает правильное решение. | Ребенок осознанно может предвидеть опасные события, умеет по возможности избегать их, а при необходимости действовать. |
Коммуникативность | Ребенок проявляет интерес к деятельности взрослого, подражает ему, ориентируется на требования взрослого. | Ребенок имеет представления о том, как надо (не надо) себя вести, вступает во взаимодействие с взрослыми. | Ребенок умеет выбирать правильную линию поведения, регулирует свое поведение на основе усвоенных норм. Вступает во взаимодействие с взрослыми. | У ребенка присутствует саморегуляция поведения, отстаивание усвоенных норм и правил взаимодействия с взрослыми, помощь взрослым. |
II. Содержательный раздел
Данная программа создана, опираясь на нормативные документы:
- Конвенция о правах ребенка.
- Федеральный Закон от 29 октября 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Устав «МБДОУ Детский сад№10 «Снежинка».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013г. №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный №30384).
- Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
2.1. Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:
- Ребенок на улице
- Ребенок на природе
- Ребенок дома
- Береги здоровье
Блок «Ребенок на улице»
- Устройство проезжей части.
- «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
- Милиционер-регулировщик.
- Правила поведения в транспорте.
- Если ребенок потерялся на улице.
Блок «Ребенок и природа»
- В природе все взаимосвязано.
- Бережное отношение к живой природе.
- Ядовитые растения.
- Контакты с животными.
Блок «Ребенок дома»
- Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
- Открытое окно, балкон как источники опасности.
- Экстремальные ситуации в быту.
- Если «чужой» приходит в дом.
- О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Блок «Береги здоровье»
- Здоровье – главная ценность человеческой жизни.
- Изучаем свой организм.
- О профилактике заболеваний.
- О навыках личной гигиены.
- Врачи – наши друзья.
- О роли лекарств и витаминов.
- Правила оказания первой помощи.
- Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
- Ребенок и другие дети, в том числе подростки.
Перспективный план работы младшая группа (3 – 4 года)
Месяц | Совместная деятельность |
Сентябрь | Мониторинг. «Стоп, машина! Стоп, мотор! Тормози скорей шофёр» - дать общее представление о способах передвижения людей и транспорта. Н/п игры: «Сложи картинку» - упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; систематизировать знания о профессии людей, работающих на транспорте, о различных видах транспорта. П/и: «Цветные автомобили», «Воробышки и автомобиль» - развивать навык бега, умение слушать сигнал. Этюды: «Берегись автомобиля» - обратить внимание на то, что машина не может остановиться сразу, а человек может. Чтение художественной литературы: «Айболит» (про зайчика) К. Чуковского, «Машины» Я. Пишумов - закрепление правила «пропусти машину, а потом иди». Рассматривание иллюстраций различного транспорта. Наблюдение: «Машины на нашей улице» - знакомить с видами транспорта. Беседа: «Не попади в беду на дороге» - закреплять правило «не гуляй на дороге» и «будь внимателен при переходе улицы». |
Октябрь | Д/и: «Подбери игрушку Танюшке» - знакомить предметами быта, с которыми можно / нельзя играть. «Убери на место» - знакомить с правилами безопасности в быту. «Чего не стало» - развивать внимание, учить правильно произносить название предмета, знакомить с тем, как он используется. «Каждой вещи - своё место» (с макетом) — знакомить с правилами хранения предметов. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Мяч». Чтение стихов к демонстрационным картинкам «Как избежать неприятностей дома». Моделирование ситуации: «Незнакомый человек угощает конфетой» - учить отказываться от угощения. Просмотр мультфильма: «Волк и семеро козлят» - закреплять правила поведения с незнакомыми людьми; воспитывать чувство сопереживания сказочным героям. Целевая прогулка: «Знакомство с улицей» - уточнять представления об улице, дороге, тротуаре. Знакомить с элементарными правилами поведения на улице. Рассматривание картинок: «Как избежать неприятностей дома?» - знакомить с правилами безопасного поведения дома. Беседы: «Наши детки кружочком сидят, а в кармашках платочки лежат» - учить соблюдать правила личной гигиены. |
Месяц | Совместная деятельность |
Ноябрь | «Спички не тронь - в спичках огонь» - дать детям понятие о пользе и вреде огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнем. Игры: п/и: «Найди свой цвет». Д/и: «Правильно - неправильно» - обучать правильному поведению на улице. Игра – драматизация: «Волк и семеро козлят», «Теремок». Моделирование ситуации: «Тебя взяли на руки и несут в машину» - обучать правилам самообороны, согласно обстановке (вырваться, закричать, убежать). Показ настольного театра: «Красная Шапочка» Ш. Перро. Просмотр мультфильма: «Варежка» - обсуждение поведения героев. Рассматривание иллюстраций из серии «Уроки безопасности»: как избежать неприятностей. Беседы: «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми» (с использованием иллюстративного материала). Игры: д/и «Подбери игрушку Танюшке» - продолжать знакомить предметами быта, с которыми можно / нельзя играть. «Убери на место» - знакомить с правилами безопасности в быту. «Чего не стало» - развивать внимание, учить правильно произносить название предмета, знакомит с тем, как он используется. «Каждой вещи - своё место» (с макетом) — знакомить с правилами хранения предметов. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Мяч». Чтение стихов к демонстрационным картинкам «Как избежать неприятностей дома». Моделирование ситуации: «Незнакомый человек угощает конфетой» - учить отказываться от угощения. Игра – инсценировка: потешка «Тили-тили-тили-бом, загорелся Кошкин дом» - развивать навыки драматизации, формировать интонационную выразительность речи; закреплять элементарные навыки поведения при пожаре. |
Декабрь | Д/и «Что горит, что не горит» - знакомить с горючими и негорючими материалами. «Опасно – не опасно», «Найди опасный предмет» - тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья; учить самостоятельно, делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами. Экспериментирование: Опыт со свечой - показать, что свеча даёт тепло, но может и обжечь, от неё могут загореться предметы. Чтение: сказка К. Чуковского «Путаница», чтение потешки «Тили-тили-тили-бом, загорелся Кошкин дом» - уточнить, как героям удалось потушить пожар. «Ты мороз, мороз» - учить выполнять простые движения, соответствующие словам стихотворения. Ситуации: «Как лисички нашли спички», «Спички невелички, но вред от них большой» - дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички. Прогулка-обследование «Внимание – опасность!» по территории детского сада – учить находить во время прогулки по территории детского сада опасные места и предметы; разъяснять, какую они представляют опасность и как ее избежать. Беседа: «В мире опасных предметов» - продолжать учить правилам безопасности в быту. |
Месяц | Совместная деятельность |
Январь | Игры: Д/и «Парные картинки» - развивать способность сравнивать предметы. Д/и «Правильно - неправильно» - обучать правильному поведению в быту. П/и «Бегают ножки по разным дорожкам» - профилактика плоскостопия. Ситуация-загадка: «Как Мишутка играл» - развивать умение оценивать ситуацию правильного/неправильного поведения на улице. Чтение художественной литературы: стихотворение А. Барто «Девочка чумазая» – развивать понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Чтение стихов к иллюстрациям «Как избежать неприятностей», П. Золотов «Ворона снега съела». Рассматривание иллюстраций на тему «Как избежать неприятностей» - учить правильному поведению зимой на улице. Экскурсия - наблюдение за пешеходами, оценивание поведения пешеходов на улице. Беседа о личной гигиене - развивать понимание необходимости гигиенических процедур. |
Февраль | Игры: п/и «Трамвай» - развитие ориентировки в пространстве. Д/и «Что хорошо, что плохо?» - закреплять культурно-гигиенические навыки, навыки культуры поведения за столом. Проигрывание ситуации: «Если звонит незнакомец…» - учить правильному поведению, если кто-то просится войти в дом. Игра-тренинг: «На день рождения к кукле Кате» - формировать навыки безопасного поведения за столом. Рассказывание сказок с последующим обсуждением опасной ситуации: «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка». Рассматривание картинок на тему: «Что нельзя делать в морозную погоду». Беседа: «В мире опасных предметов» - закрепление правил пользования столовыми приборами. |
Март | «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке» - познакомить детей с понятием витамины. Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. Воспитывать культуру еды, чувство меры, развивать логическое мышление, внимание. Игры: д/и «Парные картинки» - развивать способности сравнивать предметы. Д/и «Что, где растёт?» - детей развивать внимание, мышление. Проигрывание ситуации: «Собака - друг?» — учить детей понимать состояние и поведение животных; сформировать представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Чтение стихов о пользе витаминов и полезных продуктов. Рассматривание иллюстраций на тему «Пожар» - закрепить знания о причинах возникновения пожара и его последствиях. Целевая прогулка: «Опасности во дворе и на улице». Беседы: «О роли лекарств и витаминов» — обогащение знаний детей о роли лекарств и витаминов в жизни человека. «Не дразните собак…» - учим правила обращения животными. |
Месяц | Совместная деятельность |
Апрель | Досуг: «Встреча с Мойдодыром» - закреплять знания о пользе воды, прививать первоначальные навыки личной гигиены, развивать двигательную активность; доставить радость от встречи с любимыми героями сказок К. Чуковского. Игры: д/и «Правильно - неправильно» - обучать правильному поведению на улице. Игра-тренинг: «Я потерялся…» - учить правильно себя вести, если потерялся на улице, называть свой домашний адрес. «Вызываем доктора» - обучение детей вести диалог. Чтение стихотворений и потешек о личной гигиене. Беседы: «Предметы вокруг нас» - учить осторожному обращению с предметами быта, правилами пользования ими, убирать все предметы в строго отведенные места. |
Май | Игры: д/и «Парные картинки» - развивать умение подбирать к изображению неправильного поступка, поступок правильный. Ситуации: «Зайка боится дождя и грома» - вызвать сочувствие к попавшему в беду, помочь ему поступить правильно. Минутка безопасности: «Не купайся ты на речке вместе с уткой и овечкой» — рассказать о последствиях от купания в грязной воде. «Как Стобед качался на качелях» Д.Орлов - закрепление правил безопасности во время игр на участке. Чтение: Отрывок из сказки «Маленький Мук» В. Гауф (как он поел незнакомых ягод) – обсуждение. Рассматривание картин из серии «Уроки безопасности» - формировать умение быстро реагировать на различные чрезвычайные ситуации. Экскурсия в парк: «Погуляем, поиграем» - учить детей, на практике применять правила поведения на природе, полученные ранее. Беседа: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» - знакомство с правилами поведения, безопасности у водоёмов, в парке. Мониторинг |
Перспективный план работы средняя группа (4 – 5 лет)
Месяц | Совместная деятельность |
Сентябрь | Мониторинг «Зеленый огонек» - расширять представления детей о правилах поведения на проезжей части улицы; закрепить умение применять полученные знания в играх и инсценировках; воспитывать стереотипы правильного поведения на улице, дороге. Игры: Д/и «Островок безопасности» - развивать внимание, закреплять правила безопасности. Д/и «Так - не так», «Собери знак», «Исправь ошибку» - развивать внимание. Ситуации-загадки на развитие умения оценивать ситуацию правильного поведения на улице. Проигрывание ситуаций: «Улица – не место для игр», «Это – опасно!» - знакомить с тем, чем опасны игры на проезжей части дороги. Чтение: С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер» - закреплять навыки правильного поведения на улице. Экскурсия: «Перекресток» - знакомить с правилами перехода улицы. Прогулка по групповой комнате - знакомство с правилами поведения в групповых помещениях. Беседы: «Как ты шёл в детский сад» - беседа во время экскурсии к перекрестку. «Посмотри налево - посмотри направо» - знакомство с правилами дорожного движения. |
Октябрь | «Путешествие по групповой комнате» - закрепить знания детей о своей группе, развивать умение детей ориентироваться в групповом пространстве. Воспитывать у детей аккуратность, умелое, бережное отношение к предметам. Игры д/и «Подбери игрушку Танюшке» - закреплять представления о предметах быта, с которыми можно / нельзя играть. Д/и «Чего не стало» - развивать внимание, учить правильно называть предмет, а также для чего он нужен. П/и «Цветные автомобили» - развивать навык бега, умение слушать сигнал. Моделирование ситуации: - найди дорогу в группу; - если ты потерялся (учить называть свою фамилию, имя, домашний адрес). Ситуации-загадки (картины) - учить оценивать ситуации правильного и неправильного поведения. Чтение художественной литературы, беседа по содержанию: «Путаница» К. Чуковского, загадывание загадок с показом картинки. Рассматривание картинок: из серии «Как избежать неприятностей дома?» - с чтением стихов. Беседы: «Каждый маленький ребенок должен знать это с пелёнок» - обогащать знания детей о безопасном поведении в доме. «Это не игрушки, это опасно» - закреплять правило: не балуйся дома со спичками и зажигалками. «О личной гигиене дома и в детском саду». «Если дома я один» - учить как вести себя, если дома остался. «Люди вокруг нас» - уточнять знания об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними. |
Месяц | Совместная деятельность |
Ноябрь | Игра: «Учим Незнайку правильно вести себя в группе» - закрепление правил поведения в групповых помещениях Д/и «Сложи машину» (2-3 части) - развивать интерес к технике, зрительное внимание. Ситуация: «Незнакомый человек приглашает покататься (угощает конфетой, яблоком и т.д.)» - обучение приёмам самообороны: закричать, убежать и т.д. Чтение художественной литературы: рассказывание сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» - учим правило «не говори с незнакомыми». В. Клименко «Зайка - велосипедист» - закреплять навыки правильного поведения на улице. Рассматривание: иллюстраций «Как избежать неприятностей» - формировать навыки безопасных игр с мячом, езде на велосипеде. Беседы: «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми», «Как мы играем с друзьями в игрушки», «В мире опасных предметов». |
Декабрь | «Спички - не игрушка» - формировать представление о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено - спички, газовые плиты, печка, учить поведению в экстремальных ситуациях: привлечь внимание взрослых, позвать на помощь. Игры: С/р игра «Семья» - упражнять в проигрывании сюжета «Пожар в доме» - продолжать учить ролевому диалогу. П/и «Вода и пламя» - развивать навыки бега, приседания, прыжка, реакцию на сигнал. Ситуации: «Как бы ты поступил?» - знакомство с правилами обращения со спичками, электроприборами. Чтение художественной литературы: Е. Хоринская «Спичка - невеличка» - сформировать понимание, какую опасность представляют спички (неосторожное обращение может привести к пожару). Сказки: Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб» - показать, как неосторожное обращение с огнём может привести к беде. Сказка «Не затушенный костер» из книги Т.А. Шорыгиной «Беседы о пожарной безопасности». Просмотр и анализ мультфильмов: «Детские шалости с огнем», «Спасик и его друзья». Разучивание поговорки «От шалости до беды — один шаг». Рассматривание сюжетной картины: «Пожарная машина спешит на помощь» - закреплять знания о назначении пожарной машины; рассматривание игрушки «Пожарная машина» - развивать зрительное внимание. Беседы: «Безопасность в нашей группе» - закрепление знаний о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности. «Спички в нашем доме» - закрепить знания о том, какую опасность представляет неосторожное обращение со спичками. «Что может испортить новогодний праздник?». Работа с родителями. Зимние каникулы - учить детей правильному поведению на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, зимой нельзя ходить под козырьком домов, на льду нельзя толкаться, воспитывать у детей внимание к находящимся рядом с ними людям. Психологические тренинги по предупреждению страха. |
Месяц | Совместная деятельность |
Январь | Игры: д/и «Игра - дело серьезное» - упражнять в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими можно играть. Д/и «Чего не стало» - развивать внимание, учить правильно называть предмет, называть для чего он нужен. Ситуации-загадки: на развитие умения оценивать ситуацию правильного и неправильного поведения на улице. Проигрывание ситуаций: «Правила поведения для воспитанных детей» - знакомить детей с правилами безопасного поведения с различными предметами, электроприборами. Чтение стихов к картинкам «Как избежать неприятностей». Рассматривание демонстрационных картин «Как избежать неприятностей» - учить правилам поведения во время стихийного бедствия. Беседа: «Полезные продукты» - рассказать о пользе полезных продуктах и их значении для здоровья человека. «В мире опасных предметов» (инструменты) |
Февраль | «Кошки и собаки - наши друзья» - учить понимать состояние и поведение животных, формировать представление о том, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными; воспитывать добрые чувства к ним. Игры: д/и «Сложи картинку» - уточнять и расширять представления детей о домашних животных. С/р игра «Ветеринарная лечебница» - закреплять знания о профессиональных действиях ветеринара, учить объясняться в игре, распределять роли. Проигрывание ситуации: «Правила поведения с домашними животными для воспитанных детей» - учить правильно, обращаться с животными. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Путаница» - закреплять знания об осторожном обращении со спичками. Мордовская сказка «Как собака друга искала» - формировать у детей нравственные качества доброты, заботы. Побуждать проводить оценку поступков героев, их поведения в различных ситуациях. Рассматривание: альбомов (открыток) «Собаки», «Кошки» - знакомить с различными породами кошек и собак. Рассматривание картин: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами». Беседы: «Мой четвероногий друг», «Опасные ситуации контактов с животными» - дать знания о правилах поведения при встрече с различными домашними животными, как с ними общаться, чтобы избежать опасных ситуаций. Развлечение: «Айболит в гостях у детей» - продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, закрепить знания о витаминах, уточнить представления об овощах и фруктах. |
Месяц | Совместная деятельность |
Март | Игры: Д/и «Назови правильно» - уточнить знания об овощах, фруктах, их качествах (цвет, вкус, форма, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание. Ситуации: «Источники опасности» - закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, учить выбирать картинки предметов по описанной ситуации. «Если кто-то заболел» - закрепить знания о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03», поупражняться в вызове врача. Чтение художественной литературы: Г. Зайцев «Крепкие зубы», Л. Зильберг «Полезные продукты» - учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя Рассматривание и обсуждение иллюстраций к сказкам К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит». Кукольный спектакль: «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке». Рассматривание картин из серии «Уроки безопасности» - учить правильно поступать при возникновении ЧС. Беседы: «Всем ребятам нужно знать, как по улице шагать» - закреплять знание ПДД. «Фрукты полезны взрослым и детям» - формировать представления детей о пользе овощей и фруктов для человека – это источник витаминов и жизненной силы для человека. |
Апрель | «Каждому предмету – свое место» - знакомить детей с правилами пользования колющими и режущими предметами; развивать осторожность в обращении с данными предметами. Ролевая игра: «Автобус» - знакомить с элементарными правилами поведения пассажиров. Воспитывать навыки совместной игры, способствовать формированию культуры речевого общения. Игра: «Можно - нельзя» - расширять знания о правилах безопасного поведения на улице, в транспорте, во дворе. Обыгрывание ситуации: «Путешествие по улице» Чтение художественной литературы: С. Еремеев «Правила движения», К. Кузнецова «Замарашка» - учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя. Рассматривание картинок на тему «Можно — нельзя» - добиваться осознанности понимания опасности в определённых ситуациях (игры во дворе, у дороги и т. д.) Беседы: «Чистота и здоровье» - развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. «В мире опасных предметов» - закреплять правила безопасного поведения в быту, развивать умение правильно обращаться с предметами домашнего обихода (бытовые приборы). |
Май | «Насекомые вокруг нас» - расширять знания детей о насекомых, учить выделять их главные признаки. Учить правилам поведения при встрече с насекомыми, воспитывать любознательность. Игры: П/и «Цветные автомобили» - развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки; закреплять ПДД и знания о транспорте. Д/и «Зоологическое лото» - развивать внимание, помочь детям запомнить название животного и место его обитания. Моделирование ситуаций: «Зная азбуку «Ау» - я в лесу не пропаду» «Если ты вдруг потерялся» - закрепление знаний о том, к кому можно обратиться за помощью, знания своего домашнего адреса. Чтение художественной литературы: Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» - закреплять навыки правильного поведения на улице. Т. Волгина «Два друга», В. Рождественский «Подорожник», чтение стихов, загадок о растениях, насекомых. Экскурсия в парк - учить находить и узнавать лекарственные растения, формировать бережное отношение к природе. Рассматривание иллюстраций из пособия «Зная азбуку «Ау» - я в лесу не пропаду» Беседы: «Не всякий грибок клади в кузовок», «Такие разные Букашки» - формировать навыки осторожности при встрече с насекомыми, незнакомыми растениям. Мониторинг |
Перспективный план работы старшая группа (5 – 6 лет)
Месяц | Совместная деятельность |
Сентябрь | Мониторинг «Огонь – друг или враг?» - закрепить знания о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности. Воспитывать уважение к профессии пожарного. Экскурсия: «В гости к пожарным!» - расширять знания о работе пожарных, воспитывать уважение к людям этой профессии. Игры: Д/и «Съедобное - несъедобное» - формировать представления о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, развивать мышление, внимание, речь. Д/и «Огонь – друг и враг» - формировать навыки безопасного поведения с огнем; подводить к пониманию последствий своих поступков, их влияния на безопасность других людей; уточнять представления о пользе и вреде огня. П/ и «Пешеходы и транспорт» - знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Беседа: «Пора, не пора – не ходи со двора» - уточнить знания детей о правилах поведения на улице. Игра – беседа: «Спорт – это здоровье» - развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой. |
Октябрь | Игры: Д/и «Сбор грибов и ягод» - закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах. П/и «Птенчики в беде» - развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве. Формировать чувство долга, сострадания к животным, желание оказать помощь ближнему. Чтение художественной литературы: Сказка В. Даля «Война грибов с ягодами» - побуждать детей понимать и объяснять поступки, поведение, выделять положительных и отрицательных героев сказки. Игра-ситуация: «Если ты заблудился» - помогать обрести уверенность в себе, победить страх, уметь найти выход из опасной ситуации. Беседа: «Мостовая – для машин, тротуары – для пешехода» - уточнить представления детей о правилах уличного движения. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения по обочине, убедить в необходимости соблюдать их. |
Ноябрь | Беседа: «Правила поведения в природе» - закреплять представление о том, что мы можем сделать для того, чтобы сберечь природу, воспитывать бережное отношение к животным. «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход» - расширять у детей знания правил дорожного движения, напомнить о значении дорожного знака «Пешеходный переход». Дать представление о дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено». Беседа: «Правила поведения в чрезвычайной ситуации» (терроризм) Игра: П/и «Юные пожарные» - развивать двигательную активность. Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Игра – соревнования: «Сбей мяч» - закреплять знания о средствах пожаротушения. Развивать глазомер, ловкость. Чтение художественной литературы: Г. Блинова «Лекарство – не игрушка» - дать детям представление о том, что лекарства принимают только в присутствии взрослого, нельзя брать лекарства самостоятельно. Сформировать представление о главной ценности жизни – здоровье. |
Декабрь | Беседы: «Правила пользования бытовыми приборам (газовая плита, утюг, чайник и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. Развивать мышление, речь. «Умеешь ли ты обращаться с животными?» - дать знания о правилах поведения при встрече с различными домашними животными и при общении с ними. Учить детей, понимать состояние и поведение животных. «Осторожно, грипп!» - учить заботиться о своем здоровье. Познакомить с характерными признаками болезни и профилактикой. Игры: П/и «Красный, желтый, зеленый» - уточнить знание значений сигналов светофора. Развивать внимание. Д/и «Выбери предмет» - развивать умение определять предметы, которые могут привести к порезам, ожогам, электротравмам; воспитывать внимательность. Чтение художественной литературы: В. Гальченко «Первая тревога. Приключение пожарного»; А. Яшин «Покормите птиц зимой». Сюжетно-ролевая игра: «Мы – спасатели» - закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Знакомить с работой службы спасения - МЧС. Наблюдение: «Осторожно, гололед!» - познакомить с сезонным явлением, о правилах поведения во время гололеда. |
Январь | Беседы: «Что такое перекресток?» - расширять знания детей об особенностях движения транспорта на перекрестке. Знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью трехцветного светофора. «О правилах безопасного поведения при катании на санках, лыжах…» - продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Игра: П/ и «Два Мороза» - развивать двигательную активность, закреплять представления о морозной погоде, развивать память, внимание. Просмотр мультфильма: «Смешарики»: «Как не замерзнуть в холода» - учить соблюдать правила безопасности на морозе. |
Февраль | Беседа: ««Опасные предметы дома» - формировать правила обращения с «опасными» предметами, развивать мышление, речь. Рисование: «Кошкин дом» - уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Целевая прогулка к светофору – закреплять знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов. Игры: Д/и «Светофор» - закреплять знания сигналов светофора, а также знания правил перехода улицы. Д/и «С чем нельзя играть» - пожарная безопасность. Чтение художественной литературы: А. Кушнер «Кто сказал, что мы подрались?» С. Михалков «Песенка друзей. Три ветра» (обсуждение). Развлечение: «Будь здоров, расти большой» - воспитывать привычку к здоровому образу жизни. |
Март | Беседы: «Природные явления» - знакомить с явлениями неживой природы. «Витамины укрепляют организм» - знакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины; воспитывать культуру питания. «Службы «01», «02», «03» всегда на страже» - познакомить со службами спасения. Учить детей, рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта. Воспитывать желание помогать людям в беде, чувство сострадания и ответственности. Игра: М/п «Найди и расскажи» - упражнять в умении находить названный дорожный знак, рассказывать о его назначении. Игра – беседа: «Познакомимся с нашими соседями» - формировать представления о разных насекомых, о правилах поведения с ними. Чтение художественной литературы: Д. Хармс «Бульдог и таксик. Очень страшная история» (беседа по содержанию). Просмотр мультфильма: «Веселая карусель. Разгром» (обсуждение). Беседа: «Катание на велосипеде, самокате, роликах в черте города» - рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании на велосипеде, самокате, научить детей правилам поведения в таких ситуациях. |
Апрель | Беседы: «Если ты гуляешь один» - развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых. Формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми. Закреплять правило «Не трогать на улице незнакомые предметы». «Лесные опасности» - закрепить знания о правилах поведения в опасных ситуациях, развивать мышление, внимание. Игра: Д/и «Сто бед» - расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. Чтение художественной литературы: Е.Стеквашова «Друзья. Кто виноват?», С. Маршак «Чего боялся Петя?» (беседа по содержанию) Психологические тренинги по предупреждению страха. |
Май | Беседы: «Осторожна, гроза!» - знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы. «Опасные предметы» - закреплять представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Беседа: «Возле речки, на реке» - формировать представления о правилах безопасного поведения возле воды и на воде, о причинах несчастных случаев на воде; формировать знания о действиях в случае опасности на воде. Игры: П/и «При пожаре не зевай, огонь водою заливай» - познакомить детей с огнетушителем, закрепить знания о том, что огонь боится песка и воды. Рисование: «Мир вокруг нас» - закреплять понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Развивать творческие способности. Мониторинг |
Перспективный план работы подготовительная группа (6 – 7 лет)
Месяц | Совместная деятельность |
Сентябрь | Мониторинг Беседы: «Безопасное поведение на улице» - закрепить знания уличного движения. «Понятия «площадь», «бульвар», «проспект» - систематизировать знания детей об устройстве улиц города, понятиях, необходимых для ориентировки в городе. Учить детей, составлять рассказ с использованием терминов «площадь», «бульвар», «проспект». Воспитывать патриотические чувства. Беседа: «Профессия пожарного» - формировать представление о том, кто такие пожарные, что они должны уметь делать, какими качествами обладать; прививать интерес к работе пожарных. Аппликация: «Наша улица» - Формировать представления об одностороннем, двустороннем движении. Закреплять знания о правилах движения для пешеходов. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться в пространстве. Развивать творческие способности. Рассматривание иллюстрации: «Знакомство с Красной книгой и отдельными ее представителями» (животный мир). «Один дома» - научить детей правильно вести себя в ситуации, когда он остался один дома, знать своих соседей, номера тревожных телефонов, родителей. Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Снежная королева», Г. Шалаева «Не открывай чужим людям» (беседа по содержанию). |
Октябрь | «Человек и его здоровье» - воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Учить заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих людей. Познакомить с характерными признаками болезни и профилактикой, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека. Учить детей, не бояться врача, самому уметь оказывать помощь. Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», М. Миронов «Если ты идёшь из школы» (беседа по содержанию). Беседа: «История дорожного движения» - познакомить с историей возникновения дороги, автомобиля, правил дорожного движения. Закрепить умение различать дорожные знаки по их назначению. Виртуальная экскурсия в пожарную часть - продолжать знакомить детей с работой пожарных, воспитывать уважение к их нелегкому труду. Игры: П/ и «Садовник» - развивать двигательную активность, речь детей. Д/и «Съедобное – несъедобное» - закрепляем в речи детей названия съедобных ягод и грибов, ядовитых грибов и ягод. Д/у «Что делать, если… (порезал палец, обжегся и т.д.) |
Ноябрь | Беседы: «Опасные невидимки» (Микробы) – дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах). «Правила поведения человека в лесу», «Почему нельзя трогать птичьи гнёзда», «Почему нельзя разводить костёр в лесу?» - учить правильной модели поведения на природе; развивать мышление, речь, прививать любовь к природе родного края. Проигрывание ситуации: «Я знаю, как набрать номер маминого телефона». Цель: дать детям стимул выучить номер телефона мамы, папы. Или номер телефона должен быть записан родителями на видном месте для ребёнка. Игры: Д/и «Угадай по голосу», «Составь слово» (незнакомец) Моделирование ситуации: «Что будет, если не выключить кран с водой». Цель: развивать мышление, речь детей, проговорить разные ситуации, умение показать свои действия. Экспериментально – исследовательская деятельность: «Что я вижу в микроскоп». Чтение художественной литературы: «Аленький цветочек» С.Т. Аксаков, С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» (беседа по содержанию). Досуг: «Дорожные знаки – наши друзья» - закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Учить детей классифицировать дорожные знаки по группам: «предупреждающие», «запрещающие», «информационно-указательные». Развивать умение правильно подбирать дорожный знак к ситуации. Воспитывать наблюдательность. | |||
Декабрь | Беседы: «Зимние забавы» - сформировать представление о правилах безопасности во время проведения зимних игр; научить детей, пользоваться лыжами, коньками, санками; воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу. «Для чего нужна зарядка?» - уточнить знания детей о здоровом образе жизни. «Новогодняя елка» - познакомить детей с правилами безопасности во время новогодних праздников, закрепить знания о том, как правильно украшать новогоднюю елку, чтобы не случился в доме пожар, воспитывать желание соблюдать технику безопасности. Драматизация: «Спичка – невеличка» - углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня. Игровая ситуация: «Переходим дорогу в положенном месте» - закреплять знания детей о правилах перехода улицы. Проблемные ситуации: «Если незнакомец предлагает тебе покататься на машине или угостить тебя сладостями» - проговаривать возможные ситуации, чтобы выработать стереотип поведения у детей при опасных ситуациях. «Мой дом – моя крепость» - обучать детей поведению в различных ситуациях. Воспитывать чувство самосохранения, чувство опасности. Игра: «Наряжаем елку» - продолжать закреплять знания детей о соблюдении техники безопасности при установке новогодней елки дома и в детском саду. | |||
Январь | Беседа: о службе сотрудников «ГИБДД» - расширять знания детей о правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Знакомить со значением жестов регулировщика. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение понимать сигналы регулировщика. Рассматривание иллюстраций: «Красная книга и отдельные ее представители» (растительный мир). Беседа: «Осторожно, сосульки и сход снега с крыши». «Если ты обжегся» - закреплять правила первой помощи при ожогах. Чтение художественной литературы: А. Милн «Воспаление хитростей». Знакомство с пословицами и поговорками о здоровье. Э. Сагалакова «Про самовольные отлучки из дома». Просмотр мультфильма: «Тимка и Димка», «Спасик и его друзья» (беседа после просмотра). | |||
Февраль | Беседы: «Обходи скользкие места» - формировать представления о гололеде. Воспитывать умение вести себя при гололеде, стремление помочь людям, попавшим в беду. Учить соблюдать правила безопасности на льду. «Как был наказан любопытный язычок» - дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай. Игры: Д/и «Разложи по порядку» - обучать безопасному поведению в случае возникновения пожара. С/р «Семья» (сюжет «Один дома»). Д/и «Каких людей в форме ты знаешь: военный, полицейский, охранник, продавец» - рассмотреть людей в спецодежде, научиться определять к какой профессии они относятся, как они смогут помочь, если ты потерялся. Чтение художественной литературы: А. Дорохов «Подземный переход», В.Семерин «Запрещается - разрешается», С. Михалков «Велосипедист» (беседа по содержанию). Развлечение: «Азбука безопасности» - закрепить знания детей о правилах дорожного движения, систематизировать знания детей о различных видах транспорта, о правилах поведения на улице, дороге, транспорте. | |||
Март | Экскурсия: «Остановка пассажирского транспорта» - расширять представление о пассажирском транспорте, правилах поведения на остановке, в общественном транспорте. Беседы: «Сохрани свое здоровье сам». «Осторожно, сосульки и сход снега с крыши» - формировать основы безопасного поведения на прогулке в холодное время года. Развивать умение оценивать опасную ситуацию. Рассматривание схемы: местности и нахождение дороги (безопасного маршрута) к детскому саду на схеме - развивать, закреплять умение ориентироваться в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу (безопасный маршрут) из дома в детский сад на схеме местности. Развивать диалогическую речь. Воспитывать интерес к окружающему. Игры: Д/и «Лото осторожностей» - закреплять правила противопожарной безопасности. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Урок вежливости», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (беседа по содержанию). Тренинг «Чужой человек». Моделирование опасных ситуаций, связанных с насильственными действиями. Психологические тренинги по предупреждению страха. | |||
Апрель | Беседы: «Будь осторожен с животными и насекомыми» - формировать представления о способах взаимодействия с животными и растениями. Объяснить детям, что контакты иногда могут быть, опасны. «Терроризм – угроза обществу» - в доступной форме объяснить детям, кто такие террористы. Дать понятие кто нас защищает от террористов, как нас защищают. Игра – беседа: «Смотри во все глаза!» - дать представление о том, что глаза являются одним из самых основных органов чувств человека; воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать помощь; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь. Игры: П/и «На пожаре» - совершенствовать волевые качества. П/и «Удивительный мир насекомых» - конкретизировать представления детей о насекомых; учить различать и называть опасных м безопасных для человека насекомых; формировать умение понимать необходимость соблюдения правильного поведения в природе. Чтение художественной литературы: С. Михалков «Скверная история», С. Маршак «Милиционер» (беседа по содержанию). Игра-КВН: «Не зная броду, не суйся в воду» - обобщить знания правил поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации. | |||
Май | Игра: с/р «Улица. Водители и пешеходы» - обобщить полученные знания о правилах дорожного движения. Формировать навыки осознанного безопасного правильного поведения на улицах города. Развивать наблюдательность. Воспитывать умение играть дружно, распределять роли. Игра – беседа: «Правила безопасного поведения во время игр в летнее время года» (купание в водоемах) – объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности. КВН: «Как стать настоящим пожарным» - продолжать знакомить детей с профессией пожарного. Закреплять знания правил пожарной безопасности. Развивать память, сообразительность, находчивость. Тренинг: «Я ничего не боюсь!» Развлечение: «Путешествие в Страну здоровья» - воспитывать интерес к здоровому образу жизни, создать радостное настроение. Мониторинг | |||
Взаимодействие с родителями
Эффективность данной программы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Главное в формировании навыков безопасного поведения детей – это личный пример педагогов и родителей.
Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого – либо правила поведения, если они сами ему не всегда следуют. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые к детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Основные формы взаимодействия с семьей
(тематика зависит от возрастной группы)
Направление | Цели | Форма общения |
Информационно-аналитическое | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение опросов, анкетирование, тестирование |
Познавательное | Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | Родительские собрания, семинары-практикумы, мастер-классы Тренинги Детско-родительские проекты |
Наглядно-информационное | Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Организация дней открытых дверей, открытый просмотр образовательных событий и других видов деятельности, тематические недели, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток, буклетов, выпуск мини-газет |
Досуговое | Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми | Совместное проведение досугов, праздников, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из природного и бросового материала |
Перспективный план работы по взаимодействию с родителями (законными представителями)
во второй младшей и в средней группе
Вторая младшая группа | Средняя группа |
Наименование мероприятия и сроки исполнения | Наименование мероприятия и сроки исполнения |
Сентябрь Консультации «Возрастные психологические особенности дошкольника», «Профилактика ДТП», «Ребенок на дороге». Индивидуальные беседы: «Ответственность родителей за поведение детей на дороге», «Безопасность в вашем доме». Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле». Работа с родителями выступление на родительском собрании на тему: «Повышение ответственности у родителей по формированию у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге». Октябрь Консультация «О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения». Индивидуальные беседы «О нормативных основных правилах детей и обязанностях родителей». Оформление наглядной информации «Права и обязанности родителей», «Мои права и обязанности». Ноябрь Семейный клуб «Чем занять ребенка дома?» Памятка для родителей «Безопасность вашего ребёнка в быту», «Антитеррор. Информация для родителей». | Сентябрь Работа с родителями выступление на родительском собрании «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Папка – передвижка «Если ребенок дома один». Оформление наглядной информации: «Правила дорожного движения». Консультирование родителей «Что должны знать дети средней группы о правилах безопасного движения». Рекомендации для родителей «Покажите детям место стоянки автомашин, обозначение его дорожным знаком, объясните возможную опасность перехода проезжей части улицы вблизи стоянки». Октябрь Беседа «Как хранить режущие - колющие предметы» Оформление наглядной информации «Безопасность ребенка дома». Тематическая выставка рисунков, выполненных совместно с родителями «Правила дорожного движения». Рекомендации для родителей «Учите детей находить место сигналов поворота у автомашин, определять, в какую сторону машина выполняет поворот и возможную опасность для жизни пешеходов. Учите детей определять, где поворачивает транспорт». Ноябрь Информационные листы «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» Памятка для родителей «Антитеррор. Информация для родителей». |
Декабрь Оформление наглядной информации «Зимние игры и развлечения», «Скоро праздник!». Памятка для родителей «Осторожно, бенгальские огни!», «Чтоб праздник не омрачить бедой». Рекомендации для родителей «Учите ребенка определять безопасное место для катания с горки, на лыжах, на санках. Проследите, чтобы спуск с корки не выходил на проезжую часть улицы». Январь Проведение конкурса семейного рисунка по безопасности дорожного движения. Памятка для родителей «Знакомим детей с правилами дорожного движения». Рекомендации для родителей «Показывайте детям пример поведения на улице». Февраль Памятка для родителей «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта». Совместное изготовление альбомов по правилам дорожного движения. Рекомендации для родителей «При переходе проезжей части учите детей прислушиваться к шуму приближающегося транспорта, который может быть опасен (машины, мотоциклы). Март Выпуск газеты «Не страшна тому дорога, кто внимателен с порога». Рекомендации родителям младших дошкольников о ПДД: «Закрепите с детьми знание знака «Движение пешеходов запрещено». | Декабрь Тематическая выставка рисунков, выполненных совместно с родителями на тему «Пожарная безопасность». Участие в интернет-конкурсе поделок, выполненных родителями совместно с детьми в рамках организации работы по профилактике ДДТТ. Консультация «Правила поведения на утренниках и в массовых скоплениях людей». Рекомендации для родителей «Учите детей определять безопасное место для катания на санках, лыжах». Рекомендации для родителей: «Правила поведения при пожаре». Январь Памятка для родителей «Осторожно гололед». Папка – раскладушка «Безопасность детей на зимней прогулке». Рекомендации для родителей «Учите детей определять предметы, ограничивающие обзор проезжей части двора (деревья, кусты, стоящие машины), и скрытую за ними опасность. Февраль Буклет для родителей «Внимание, родители! Правила дорожные детям знать положено!» Выступление на родительском собрании на тему «Ребенок и дорога». Рекомендации для родителей «Упражняйте детей в определении скорости движения автотранспорта (быстро – медленно). Март Информационные листы «Предотвращение опасных ситуаций с детьми на улице». Ширма «Что читать детям о безопасности». Рекомендации для родителей: «Формируйте представление о том, что проход в опасных местах грозит бедой». |
Апрель Памятка для родителей «Уроки поведения на улице». Круглый стол «Значение обучения детей младшего возраста правилам дорожного движения». Рекомендации для родителей: «Уточните правила перехода через дорогу». Май Консультации «Как сделать путешествие на автомобиле интересным? Поиграйте с малышом!», «Безопасность детей на воде», «Отпуск на море и закаливание», «Травма…, что дальше?» Родительские встречи «В отпуск с ребенком». Памятка для родителей «Игры с песком и водой». Индивидуальные беседы: «Профилактика детского травматизма. Как уберечь ребенка от травм», «Оздоровление ребенка летом». | Апрель Памятка для родителей «Антитеррор». Консультация «Действия при землетрясении, наводнении, урагане». Рекомендации для родителей: «Понаблюдайте с детьми на дороге правостороннее движение транспорта». Май Консультация «Умеем ли мы общаться с животными». Рекомендации для родителей «Безопасность на воде». Тематическая выставка поделок из бросового материала, выполненных совместно с родителями. |
Перспективный план работы по взаимодействию с родителями (законными представителями)
в старшей и подготовительной группе
Старшая группа | Подготовительная работа |
Наименование мероприятия и сроки исполнения | Наименование мероприятия и сроки исполнения |
Сентябрь Родительское собрание «Где прячется опасность». Информационный стенд «Осторожно, огонь!». Экскурсия в пожарную часть. Рекомендации для родителей: «Приучайте детей говорить о месте своей прогулки: где и с кем будут играть». Октябрь Памятка для родителей «Правила дорожные детям знать положено». Консультация медсестры по оказанию первой медицинской помощи. Ноябрь Папка – раскладушка «Правила для осторожных детей». Наглядная информация «Осторожно, грипп!». Круглый стол «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания на улице». Рекомендации для родителей «При ходьбе по тротуару учите ребенка ходить спокойно, рядом с взрослым, с противоположной от проезжей части дороги стороны. Декабрь Консультация «Правила поведения на детских утренниках». Папка – передвижка «Службы «01», «02», «03». Рекомендации для родителей «Учите детей уступать места пожилым, женщинам и девочкам в общественном транспорте». | Сентябрь Работа с родителями: выступление на родительском собрании на тему «Фликеры и безопасность детей на дорогах». Наглядная информация «Правила дорожного движения в стихах». Участие в городском конкурсе поделок, выполненных родителями совместно с детьми в рамках организации работы по профилактике ДДТТ. Октябрь Игра – КВН «Чтобы не было беды». Тематическая выставка рисунков, выполненных совместно с родителями «Правила дорожного движения». Рекомендации для родителей «При переходе проезжей части обращайте внимание детей на стоящий транспорт и скрытую опасность». Ноябрь Информационные листы для родителей «Причины детского дорожно – транспортного травматизма». Беседа: «Компьютер в жизни ребенка». Родительское собрание «Что нужно знать и рассказывать своим детям о ПДД». Декабрь «Встречи с интересными людьми» - сотрудники ГИБДД, пожарные. Рекомендации для родителей «Чтобы не было пожара». Тематическая выставка рисунков, выполненных совместно с родителями на тему «Пожарная безопасность». Рекомендации для родителей: «Приучайте вести себя в транспорте спокойно, не ходить по салону без надобности, соблюдать чистоту». |
Январь Наглядная информация «Первая помощь при обморожении». Консультация «Безопасность ребенка в зимний период». Февраль Беседа с родителями «Если хочешь быть здоров». Семейный клуб «Работа с картой микрорайона». Спортивное развлечение «Смелые, ловкие, быстрые». Рекомендации для родителей: «Проверьте, знает ли ваш ребенок свой адрес и фамилию, имя, отчество родителей на случай, если потерялся». Март Консультация «Чтобы ребенок не пострадал от электричества». Папка – раскладушка «Инфекционные заболевания». Памятка «Действия при землетрясении, наводнении, урагане». Апрель Консультация «Безопасность ребенка дома». Памятка «Дорожные знаки». Май Консультация «Поход в лес. Что ты знаешь о растениях?». Родительское собрание «Причины детского дорожно – транспортного травматизма». Изготовление книжки – малышки «Сказки о правилах дорожного движения». Рекомендации для родителей: «Уточните с детьми правила поведения в транспорте. Если вы купили ребенку самокат или велосипед, покажите ребенку, где можно кататься. Учите ребенка при падении обращаться за помощью к взрослому. | Январь Памятка для родителей «Осторожно, гололед». Папка – раскладушка «Безопасность детей на зимней прогулке». Рекомендации для родителей: «При выезде с детьми за пределы города обратите внимание на знаки дорожного движения (форму, цвет, назначение). Февраль Консультация «Безопасность в общественном транспорте». Досуг «Если хочешь быть здоров». Наглядная информация «Развитие навыков безопасного общения с незнакомцами». Рекомендации для родителей «Вместе с детьми определите безопасное место во дворе для катания на лыжах, санках». Март Информационные листы «Предотвращение опасных ситуаций с детьми на улице». Опрос «Общение с природой опасно или прекрасно?» Буклеты «Правила поведения при пожаре». Рекомендации для родителей «Учите переходить проезжую часть улицы по дорожному знаку «Пешеходный переход», по «зебре», по алгоритму. Апрель Консультация «Детские автокресла – залог безопасности». Памятка «Безопасность ребенка на улице» Рекомендации для родителей: «Убедите ребенка, что звонить по телефонам «01», «02», «03» или «112» нужно, если только случилась беда, а баловаться категорически запрещено. Май Консультация «Меры по предупреждению детского травматизма в летний период». Клуб выходного дня: игра с родителями и детьми «Лучший пешеход». |
III. Организационный раздел
3.1. Предметно – пространственная среда
Развивающая предметно – пространственная среда соответствует требованиям стандарта и санитарно – эпидемиологическим требованиям. Предметно – пространственная среда содержательно – насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей.
3.2. Материально – техническое обеспечение
- Иллюстрированный материал;
- Плакаты;
- Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- Разрезные картинки;
- Мозаики;
- Настольно – печатные игры;
- Дидактические игры;
- Атрибуты для сюжетно – ролевых игр;
- Компьютерные презентации;
- Карточки для индивидуальной работы;
- Видеоуроки и аудиозапись по ОБЖ;
- Игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т.д.);
- Транспортные средства (самокаты, велосипеды, машинки на аккумуляторах);
- Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
- Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
- Альбомы по ОБЖ;
- Дорожные знаки;
- Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
- Аптечка;
- Карточки с телефонами служб спасения;
- Телефон;
- Картотека подвижных игр по ОБЖ;
- Подборка художественной литературы по теме;
- Познавательная литература;
- Конспекты НОД, бесед, досугов, развлечений;
- Папки передвижки;
- Подборка тематических консультаций, памяток для родителей.
Заключение
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы фундамента жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя.
Методическое обеспечение программы
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность» - СПб.: «Детство-Пресс», 2007.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н., «Твоя безопасность» - М.: Просвещение, 2001.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н., «Как обеспечить безопасность дошкольников» - М.: Просвещение, 2001.
- Бабаева Т.И., Березина Т.А., Гусарова Т.Г., Дергунская В.А., Римашевская Л.С., Крулехт А.А., Новицкая В.А. «Социально – коммуникативное развитие» - СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.
- Извекова Н.А., Медведева А.Ф., «Занятия по правилам дорожного движения» - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009.
- Козловская Е.А. «Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма» - М.: «Издательский Дом Третий Рим».
- Нестеренко А.А. «Страна загадок» - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1991.
- Рублях В.Э. «Правила дорожного движения» - М.: Просвещение, 1984, издание 9.
- Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора» - М.: Просвещение,1989.
- Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» - СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.
- Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук» - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2.
- Ананьева В.А., Безменова Г.Ф., Бобкова В.С., Зубровская С.М., Каменева Г.А., Клименко В.В. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2000.
- Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников» - СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2010.
- Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки» - М.: «Книголюб», 2002.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Разговор о правильном питании» - М.: Олма-Пресс, 2006.
- Ганул Е.А. «Правила поведения на природе» - С. П., ИД «Литера», 2010.
- Добина Н.И. «Развитие личности ребенка в детском саду» - Ярославль, Академия развития, 2008.
- Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. «Чтобы не было беды» - М.: Стройиздат, 1992.
- Радзиевская Л.И. «Ты и дорога» серия «Азбука безопасности», 2009.
- Радзиевская Л.И. «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2008.
- Радзиевская Л.И. «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009.
- Радзиевская Л.И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009.
- Соколова О.В. «Правила поведения в опасных ситуациях» - С.П., ИД «Литера», 2010.
- Фисенко М.А. «ОБЖ разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть» серия «Детский сад» - Волгоград, ИТД Корифей, 2010.
- Чермашенцева О.В. «Основы безопасного поведения дошкольников» - Волгоград, Издательство «Учитель», 2008.
- Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» - М.: ТЦ «Сфера», 2008.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах пожарной безопасности» - М.: ТЦ «Сфера», 2009.
- Шукшина С.Е. «Я и мое тело» - М.: Школьная Пресса, 2009.
- «Звонят, откройте дверь» - М.: ИД «Карапуз», 2005.
- Хромцева Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту», 2005.
- Скоролупова О.А. «Правила и безопасность дорожного движения», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ
Рабочая программа ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ...

Рабочая программа по социально - коммуникативному направлению: ОБЖ в условиях ФГОС ДО "Азбука безопасности"
В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовит...

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию. Младшая группа
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию. Младшая группа...

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию. Формирование основ безопасности. Средняя группа.
Рабочая программа...

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для старшей группы по программе "От рождения до школы".
Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для старшей группы по программе "От рождения до школы"....

Рабочая программа по социально - коммуникативному направлению: ОБЖ в условиях ФГОС ДО "Азбука безопасности"
Актуальность темы — «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного повед...

