Сообщение на Педагогическом совете «Разнообразие приёмов и методов при знакомстве воспитанников с правилами безопасности в быту».
материал по обж
Ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травма опасных ситуаций, в основном в быту.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад№ 20 комбинированного вида
Сообщение на Педагогическом совете
«Разнообразие приёмов и методов при знакомстве воспитанников с правилами безопасности в быту».
( из опыта работы)
Составила и провела
Курносова А.Н. воспитатель
первой квалификационной категории
г. Голицыно
2020 год
«Разнообразие приёмов и методов при знакомстве детей с правилами безопасности в быту».
Ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травма опасных ситуаций, в основном в быту.
Причинить вред жизни могут различные домашние предметы: горячая вода, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, продукты питания, бытовая химия и многое другое. Зачастую дома режущие, колющие предметы, спички, лекарственные препараты хранятся в доступных для детей местах, нередко дети имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам.
В экстремальных ситуациях, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развито торможение в центральной нервной системе. Ребенок медленно и чаще неправильно принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Осведомленность родителей по вопросам воспитания безопасного поведения детей дома крайне низкая. Это значит, что организатором процесса передачи опыта должно стать дошкольное учреждение.
Для знакомства детей с правилами безопасности в быту ставятся следующие задачи:
- закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту,
- учить находить выход из сложившейся опасной ситуации,
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
В работе должны использоваться различные методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасного поведения:
1. Словесные (ситуации-загадки, беседы, «живой разговор», стихи, рассказы, сказки);
2. Наглядные (наблюдения, иллюстративный материал, образец положительного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, видео презентации, мультфильмы, экскурсии);
3. Практические (дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги).
:
1. Словесные приёмы и методы:
Чтение художественной литературы заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
Примером для детей служат литературные произведения: сказки
С. Маршака «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке.
Русские народные сказки «Зимовье зверей», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»,
«Правила безопасности для воспитанных детей», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Волк и козлята и др.
К этому блоку также можно отнести отгадывание загадок об опасных явлениях и предметах, чтение пословиц и поговорок.
Беседа с детьми.
С дошкольниками можно организовать беседы на следующие темы: «Если я дома один», «Спички детям не игрушки», «Беседа о правилах пожарной безопасности» и др.
2. Наглядные приёмы и методы:
Наблюдение.
Можно организовать наблюдения за трудом обслуживающего персонала дошкольного учреждения.
Использование мультимедийных презентаций.
Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни: «Кто работает с огнем», «Тело», «Убережём детей от беды».
Мультфильмы можно использовать как одно из средств формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения дома, а также положительного отношения к чистоте, негативного отношения к неряшливости.
Примеры мультфильмов: «Уроки тетушки Совы» (серии «Уроки осторожности: лекарства», «Уроки осторожности: бытовые приборы», «Уроки осторожности: электричество», «Уроки осторожности: незнакомцы», «Уроки осторожности: огонь», «Уроки осторожности: острые предметы») ТО «Маски», 2003г., режиссер: Анатолий Валевский; «Вера и Анфиса», Свердловская киностудия, 1988г., режиссёр: Валерий Фомин, «Кошкин дом», «Снегурочка».
Рассматривание наглядно-дидактических пособий и картинок на тему: «Правила безопасности и поведения». «Профессии (полицейский, пожарный, врач), «Уроки безопасности» и др.
Актуален и очень эффективен метод проектов: Технология метода проектов, где отношения «ребенок-взрослый» строится на соучастии в деятельности, - это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими; Тематика проектов может быть разнообразной, например «Берегись бед, пока их нет», «Путешествие в большой мир» и др. Применение компьютерной техники (ИКТ) позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни: «Кто работает с огнем», «Убережем детей от беды».
3. Практические приёмы и методы:
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери» (знакомство и использование бытовых приборов пылесос, электрочайник, утюг); «Больница» (учить детей уходу за больными и пользованию безопасными медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость) , "Аптека" (пополнять представление о аптеки, знакомить с правилами культурного поведения, знакомить о том, что только взрослым продают лекарства)
Игра-драматизация: - "Кошкин дом"
Кукольный театр: - "В гостях у Маши на день рождении"
Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения является ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.
Создание проблемных ситуаций.
Обыгрывание ситуаций: «Где прячутся опасности в квартире?». Обыгрывание ситуаций с детьми позволяет, чтобы они применяли на практике правила безопасного поведения в быту.
Дидактические игры – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Дидактические игры: «Поварёнок», «Предметы – источники опасности», «Опасно – не опасно», «Хорошо – плохо».
«Сто бед», «Убери на место».
Работу по формированию основ безопасности у детей проводят, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике, за пределами дошкольного учреждения.
В заключение хотелось бы сказать, что в основе всех используемых нами приёмах и методах лежит деятельностный подход. Ведь именно в деятельности ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребёнку возможность быть самостоятельным в познании мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к Педагогическому совету Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с О...

Сообщение на педагогическом совете "Знакомство старших дошкольников с ценностной категорией "Семья"
В работе с детьми основное внимание следует уделять расширению их представлений о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными...
Конспект выступления на педагогическом совете (разнообразие приёмов и методов при знакомстве детей с правилами безопасности в быту)
МБДОУ д/с №17 "Ягодка" Конспект выступления на педагогическом совете на тему:"Разнообразие приёмов и методов при знакомстве детей с правилами безопасности в быту"....
Сообщение на педагогическом совете «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Сообщение на педагогическом совете «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»...

Выступление на Педсовете (из опыта работы) "Разнообразие приемов и методов при знакомстве воспитанников с правилами безопасности в быту"
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной ...

Выступление на педагогическом совете: «Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете: «Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста»...

Выступления на педагогическом совете на тему: Разнообразие приёмов и методов при знакомстве детей с правилами безопасности в быту.
Разнообразие приёмов и методов при знакомстве детей с правилами безопасности в быту....
