"Азбука безопасного поведения" - дидактические игры для старших дошкольников
методическая разработка по обж (старшая группа)
Дидактические игры для формирования безопасного поведения у старших дошкольников нужны для того, чтобы:
- Познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать эти представления, научить различать потенциально опасные предметы.
- Сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения.
- Познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Кроме того, дидактические игры развивают внимание, тренируют выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью.
Во время игры можно разыграть множество ситуаций, которые могут произойти в реальном мире, и дети практически учатся выходить из трудных положений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.98 МБ | |
| 155.85 КБ | |
| 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Шахты Ростовской области «Детский сад №80»
346528, Россия, г. Шахты Ростовской обл., ул. Лозовая 31-б, тел. (8636) 28-01-37
КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО БЕЗОПАСНОСТИ
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
г. Шахты
2025
Дидактическая игра «Опасные предметы»
Цель: - уточнить знания о предметах, опасных для жизни и здоровья ребенка; -закрепить знание правил безопасности при работе с опасными предметами. Оборудование: сюжетные картинки: пожар, игры детей; предметные картинки с изображением игрушек и опасных предметов.
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель раздает детям предметные картинки и предлагает приложить их к одной из сюжетных картинок.
Вариант 2. Воспитатель показывает одну из сюжетных картинок, дети поднимают соответствующие предметные картинки. Вариант 3. Воспитатель загадывает загадку, дети поднимают соответствующую картинку и объясняют, чем опасен или не опасен этот предмет.
Загадки:
1.Пыль увижу — заворчу,
Заворчу и проглочу. (Пылесос)
2.Стоит ящик на ногах, весь запутан в проводах.
Этот ящик не простой, он волшебный, голубой.
Вилку в дырочку воткнешь,
В мир чудесный ты войдешь. (Телевизор)
3.Всех на свете обшивает,
Что сошьет — не надевает. (Игла)
4.Я иголке родня,
Но нет ушка у меня. (Булавка)
5.То назад, то вперед ходит-ходит пароход.
Остановишь — горе, продырявишь — море. (Утюг)
6.Очень любят разрезать,
Обрезать и надрезать. (Ножницы)
7.Только я, только я, Я на кухне главная.
Без меня, как ни трудитесь,
Без обеда насидитесь. (Плита)
8.Посмотри на меня — в брюхе жарко у меня, а в носу моем дыра.
Когда все во мне кипит, из нее пар валит. (Чайник)
9.Как начнем говорить, разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать
Да пальцы беречь — не обваривать. (Кипяток)
10.Вся дырявая я,
Но зато ловко
Тру тебе морковку я (Терка)
11.Принялась она за дело, завизжала и запела.
Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила)
12.Лишний раз его не трожь,
Не игрушка острый ... (нож)
13.Без головы, а в шляпе,
Одна нога и та без сапога. (Гвоздь)
14.В деревянном домике проживают гномики.
Уж такие добряки — зажигают огоньки. (Спички)
Дидактическая игра «Угадай электрический прибор»
Цель: закрепить знания об электрических приборах и их назначении.
Ход игры:
Воспитатель загадывает загадки об электроприборах, а дети должны найти картинку-отгадку и рассказать о его применении.
1.Это что за пароход ходит взад и вперед?
Он на каплю налетит,
Жаром дышит и шипит,
На простынке и рубашке
Расправляет он все складки, вот такой у нас дружок —
Трудолюбивый... (утюжок).
2.Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
И гудит, как лайнер ТУ. Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)
3.Я, не хвастая, скажу:
Всех друзей омоложу! Идут ко мне унылые –
С морщинами, со складками. Уходят очень милые —
Веселые и гладкие! Значит, я надежный друг —
Электрический... (утюг).
4.Летом папа нам привез в белом ящике мороз.
И теперь мороз седой дома летом и зимой,
Бережет продукты: Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)
5.Четыре синих солнца у бабушки на кухне,
Четыре синих солнца горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины, до завтра солнца не нужны. (Газовая плита)
6.Через поле и лесок подается голосок, он бежит по проводам:
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)
Дидактическая игра «Подбери предметы с одним назначением»
Задачи:
-Закреплять умение сравнивать и подбирать предметы по функциональному признаку.
-Подводить к пониманию многообразия предметов с одинаковым назначением и функцией.
-Закреплять знания об истории бытовых предметов.
Оборудование: наборы парных картинок с изображением предметов, подобранных по признаку одинаковой функции (чистить — пылесос, веник; считать — калькулятор, счеты; освещать — настольная лампа, свеча; измельчать - мясорубка, миксер); большие карточки с расположенными в два ряда ячейками для вкладывания маленьких картинок по принципу функционального соответствия.
Ход игры:
Дети берут по одному набору парных картинок и одну большую карточку. Каждый участник игры выкладывает все маленькие картинки перед собой, просматривает их и определяет те, которые подходят друг к другу. Затем выкладывает пары: одну — в верхнюю ячейку, а другую — в нижнюю по принципу функционального соответствия. Выигрывает тот, кто быстро и правильно подобрал пары картинок. Игра заканчивается, когда один из участников закончил подбор. После выполнения задания дети объясняют друг другу, почему они объединили именно эти два предмета.
Возможен вариант взаимного контроля, когда участники игры проверяют карточки друг друга и при желании могут спросить: «Почему ты думаешь, что эти картинки — пара?».
Дидактическая игра «Отдых»
Цель: -Закреплять знания правил пожарной безопасности; развивать внимание.
Ход игры:
Воспитатель задает вопросы, а дети хором отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!». В ответе на «неправильные» вопросы дети молчат.
-кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
-кто из вас жалит с огнем утром, вечером и днем?
-кто, унюхав газ в квартире, позвонит по 04?
-кто костров не разжигает и другим не разрешает?
-кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
Дидактическая игра «Проверь, все ли утюги могут работать»
Цель: развивать зрительное сосредоточение, внимание, усидчивость. Оборудование: картинка, на которой нарисованы электрические утюги с перепутанными шнурами; один из них не включен в розетку.
Ход игры:
Воспитатель предлагает проверить шнуры утюгов и найти тот который не включен в розетку.
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»
Цель: закреплять знания об орудиях труда пожарных.
Оборудование: картинки с изображением орудий труда людей разных профессий.
Ход игры:
воспитатель предлагает показать картинки, необходимые для труда людей разных профессий, в том числе пожарных.
Усложнение: воспитатель увеличивает количество профессий и предметов для их труда и предлагает рассказать о действиях, производимых этими орудиями.
Дидактическая игра «Найди, что лишнее»
Задачи:
-Закреплять умение классифицировать предметы по принципу функциональности.
-Закреплять знания об электрических приборах и предметах, связанных с огнем.
Оборудование: предметные картинки: электрический фонарик, костер, электрическая лампочка, спичка, спичечный коробок, топор, стол, свечи, холодильник, дом.
Ход игры:
Детям раздаются предметные картинки и предлагают отложить те, которые не относятся к электрическим приборам и предметам, связанным с огнем.
Дидактическая игра «Дорисуй, чего не хватает»
Задачи:
-Уточнить знания об электрических приборах и их частях.
-Закрепить знания правил пожарной безопасности.
Ход игры:
Детям предлагается дорисовать недостающие детали электрических приборов (электрический шнур, вилка; ручка, крышка или носик чайника, шланг пылесоса и т.д.), рассказать, для чего они предназначены и как с ними нужно обращаться.
Дидактическая игра «Подбери материал»
Цель: закрепить знания об электроприборах и способах их использования. Оборудование: утюг, образцы тканей: шелк, ситец, драп.
Ход игры:
Воспитатель ставит ручку регулятора мощности утюга в разные положения, а дети подбирают образцы тканей и объясняют, как их нужно гладить (* —
тонкие, нежные, легкие ткани: нейлон, шелк, атлас; ** — хлопчатобумажные: ситец, сатин, трикотаж, бязь; *** — шерсть, драп, лен). Воспитатель также обращает внимание на то, что на одежде всегда есть ярлыки, на которых указывается состав материала и можно ли гладить эту вещь утюгом.
Дидактическая игра «Расскажи правильно»
Задачи:
-Закрепить знания о бытовых предметах, облегчающих домашний труд, учить видеть в них общее и различие.
-Упражнять в составлении описательных рассказов.
Оборудование: схема-алгоритм составления рассказа, картинки с изображением домашних помощников (пылесос, электрический чайник, утюг и др.).
Ход игры:
Воспитатель предлагает назвать предметы, нарисованные на карточках, отметить, что у них есть общего (кнопки, ручки, шнур, мотор), уточняет принцип их работы (от электричества) и предлагает составить рассказ, используя схему-алгоритм: из чего сделан, для чего нужен, цвет, строение, каким был раньше.
Например,
Он сделан из железа и пластмассы. Он тяжелый. У него есть корпус, шнур, ручка, вилка и регулятор. Этот предмет может быть разного цвета. Он нужен для того, чтобы гладить белье. Раньше он был чугунным, в него насыпали горячие угли, чтобы нагреть, а затем гладили.
Дети по очереди рассказывают об электроприборах, а остальные отгадывают, о каком предмете говорится в описательном рассказе ребенка. Усложнение
Воспитатель напоминает об алгоритме составления описательного рассказа, показывает схему, а затем убирает ее. Количество предметов для описания может быть увеличено (посудомоечная машина, СВЧ-печь, кухонный комбайн, миксер и т.д.).
Дидактическая игра «Чудесные превращения»
Задачи:
-Побуждать детей к нахождению предметов разной формы с одним способом действия и умению объяснить необходимость создания человеком многообразия форм предметов.
-Убедить в рациональности использования современных бытовых приборов. Оборудование: предметные картинки: веник, полотер, бигуди, электрощипцы, печка, газовая плита, овощерезка, нож, швейная машина, игла.
Ход игры:
В группу приходят домовенок Кузя и робот Электроник. Воспитатель объясняет, что Кузя решил навести в доме порядок, выстирать белье и приготовить обед, используя веник, половую тряпку, печку и т.д. Детям предлагается вместе с Электроникой подобрать более удобные предметы (помощники) для работы, доказать Кузе рациональность их использования, а также преимущество использования современных бытовых приборов (например, овощерезка вместо ножа, швейная машина вместо иголки).
Дидактическая игра «Костер»
Задачи:
-Побуждать «смоделировать» игру огня в костре, упражнять в передаче его образа мимикой и жестами.
-Развивать внимание, координацию движений, воображение.
Оборудование: оранжевые и красные ленты на палочках.
Ход игры:
Ребята сидят на корточках по кругу, в руках у них ленты оранжевого и красного цветов на палочках. Слушая музыку, которая подсказывает, каким должен быть огонь, дети взмахивают лентами.
Сначала костер едва тлеет (музыка тихая). Огонь начинает разгораться
(меняются темп и характер музыки) и превращается в бушующее пламя (музыка громкая, в быстром темпе). Постепенно пламя гаснет (движения передают угасание).
Воспитатель в ходе игры комментирует моделирование движений пламени костра.
Дидактическая игра «Можно – нельзя»
Цель: закреплять представления о бытовых предметах, которыми нельзя играть.
Оборудование: предметные картинки с изображением опасных и безопасных предметов для игры, кукла, сундучок.
Ход игры:
Воспитатель предлагает вспомнить, что может произойти, если без разрешения брать опасные предметы: нож, ножницы, иголки и т.д. Дети поочередно берут по картинке и кладут около куклы, если с этим предметом играть можно, или в сундучок, если этот предмет для игры опасен. Педагог побуждает детей объяснять свой выбор.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование опыта безопасного поведения в природе у старших дошкольников
Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьк...

Система обучения правилам безопасного поведения на дорогах для старших дошкольников
Данная система разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города Смоленска....

Формирование опыта безопасного поведения в быту у старших дошкольников (из опыта работы).
Дети познают окружающий мир наивно и простодушно, не зная и не думая о возможных опасностях....

«Формирование навыков безопасного поведения на дороге у старших дошкольников через активное взаимодействие с родителями» (из опыта работы)
XXI в. – век бурного развития техники. В этих условиях особенно важно сформировать правила поведения ребенка дошкольного возраста на улице, разработать технологии, способствующие эффективному развитию...

Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников как педагогическая задача
Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников как педагогическая задача...

Викторина на тему "Безопасное поведения в быту" для старших дошкольников
Актуальность. «Безопасного поведение в быту у старших дошкольников». В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологически...

Образовательный долгосрочный проект "Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников"
Образовательный: информационно-практико-ориентированный,групповой долгосрочный проект, включающий интеграцию областей: социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие. ...



