Комплексное занятие "Осторожно, электричество!"
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Сапунова Наталья Анатольевна

Формировать навык безопасного обращения с электроприборами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostorozhno_elektrichestvo.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                  «Детский сад № 76 «Непоседы»

                                       Комплексное занятие

                      для детей старшего дошкольного возраста

                               «Осторожно, электричество!»

                                           Воспитатель высшей квалификационной категории

                                           Сапунова Наталья Анатольевна

                                            МАДОУ «Детский сад №76» г. Златоуст

                                                        2024                                                  

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Педагог: - Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие. Я шла к вам в детский сад и по дороге встретила вот этого мальчугана. (Педагог показывает изображение Незнайки). Это весёлый, озорной мальчишка по имени Незнайка, живёт он в Цветочном городе и уже ходит в школу. Но сегодня Незнайка опечален. А все потому, что с завтрашнего дня у него в школе начинаются каникулы и все ребята будут целую неделю отдыхать дома. А Незнайка боится дома оставаться один. У него дома, как и у всех нас, есть большое количество бытовых электрических приборов, но как ими пользоваться, Незнайка не знает, думает, что что-нибудь взорвётся или загорится.

Основная часть занятия

Дети, давайте поможем Незнайке. Объясним, что в доме оставаться одному совсем не страшно. А чтобы ничего не случилось, надо знать и соблюдать правила безопасного поведения в доме. Тема нашего сегодняшнего занятия «В мире электроприборов». Сейчас мы попробуем определить, какие бытовые электрические приборы могут быть у нас дома и расскажем, как ими правильно пользоваться. А помогут нам в этом загадки и картинки, на которых изображены электроприборы.

Слушайте загадки, отгадывайте, берите картинку, на которой этот прибор изображен, и рассказывайте для чего он предназначен.

Загадки

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор.

(Пылесос)

Гладит платья и рубашки,  

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг -

Имя у него (утюг).

Только я, только я

Я на кухне главная.

Без меня, как не трудитесь,

Без обеда насидитесь.

(Электроплита)

Посмотри-ка, что за дом –

Даже летом стужа в нём.

(Холодильник)

Чудеса по вечерам

Я показываю вам

На моём, друзья, экране

То моря шумят в тумане,

То плоды качает сад.

Есть программы для ребят.

(Телевизор)

Стоит красивый сундучок.

Его не тронешь – он молчок.

Но стоит кнопочку нажать,

Он будет петь, а ты – плясать

(Музыкальный центр)

Можно в ней зажарить птицу,

Разогреть суп или пиццу.

С виду малая духовка,

Что это?

(Микроволновка)

Во дворе играли долго

И испачкались немного

Мама нас не поругает

Ведь она ей помогает

Её призванье стирка –

Что это за машинка?

(Стиральная машинка)

Только кнопку нажимаем

Быстро воду нагревает.

Кипятку он есть начальник.

Что это?

(Электрочайник)

Быстро волосы сушить,

И красиво уложить

Поможет маме и нам всем

Такой электроприбор как

(Фен).

Отгадывая загадки, дети берут картинки с изображением отгаданного электроприбора и рассказывают для чего он нужен и как им пользоваться.

Педагог: - Молодцы, ребята! Я думаю, что Незнайка всё понял. Но у меня оставалось ещё две картинки, а Незнайка-озорник тренировался резать бумагу ножницами и картинки порезал на мелкие кусочки. Давайте соберём последние картинки и расскажем и об этих бытовых приборах. Собирать нужно внимательно, чтобы приборы потом работали правильно.

Дети выполняют задание.(Вентилятор, компьютер)

Педагог:  - Ребята, а вот Незнайка спрашивает вас, почему же эти приборы называют бытовыми электроприборами. (Ответы детей).

Педагог:  - Правильно. Потому что работают от электричества. Без электричества не сможет работать ни одни электроприбор. Вот мы вставляем вилку в розетку и происходит чудо: электроприбор оживает. Что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться вы узнаете, отгадав загадку.

По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам? 
(Электрический ток).

Педагог:  - так что же это такое?

Дети: - Электрический ток.

Педагог:  - А что такое электрический ток? И откуда он берётся?(Ответы детей)

Педагог:  - Я сейчас вам объясню. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Но подробнее вы узнаете об электричестве на уроках физики, когда пойдёте в школу.

Электричество есть сейчас в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все наши приборы. Но нужно умело с ним обращаться, так как электрический ток очень опасен. Его нельзя увидеть, понюхать, но прикоснувшись к неисправному электроприбору или оголённому проводу можно получить смертельный удар тока или очень сильный ожег.

Физкультминутка «Ток бежит по проводам…»

Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке повторяют такие слова:

Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.

Педагог:  - Ребята, Незнайка вас спрашивает, а бывает ли неопасное электричество? (Ответы детей).

А чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте перенесёмся в волшебную страну и сами станем волшебниками. Закройте глаза руками и повторяйте за мной: ( В этот момент педагог, потерев воздушным шариком о волосы подвешивает его к стене или доске)

– Один, два, три, четыре, пять, хочу волшебником я стать! (Дети открывают глаза).

Опыт 1:

Педагог:  - Ребята, мы с вами попали в волшебную страну электричества. Видите этот шарик? Как вы думаете, почему он висит на стене? (Ответы детей) Попробуйте сами повесить шарик на стену. А весь секрет в том, что шарику висеть на стене помогает волшебное неопасное электричество, которое живёт у нас в волосах. Попробуйте потереть шариком по голове, а потом этой стороной шарика прикоснитесь к стене – шарик висит. Мы поймали шариком электричество, живущее в наших волосах. А когда вы ещё замечали, что в волосах живёт электричество? (Ответы детей) Верно, если расчесывать волосы пластмассовой расческой. Они электризуются, становятся непослушныви, воздушными, торчат в разные стороны.

Опыт 2:

Педагог: - А сейчас, ребята, мы свами попробуем и другие предметы сделать волшебными. Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к бабочкам, которые лежат на столе. Давайте заставим их летать. А почему же не получается? Сейчас мы сделаем наши палочки волшебными, электрическими, и они смогут притягивать к себе наших бабочек. Возьмите кусочек шерстяной ткани, потрите по ней палочкой и прикоснитесь к бабочке. Что происходит? Оказывается в нашей одежде тоже живет неопасное электричество. Потерев палочкой о ткань, мы сделали палочку наэлектризованной и к ней стала прилипать бумажная бабочка.

Опыт 3:

Педагог:  - А теперь, ещё один фокус. У меня в руках игрушка-робот. Давайте посмотрим как он умеет ходить. Я нажимаю на кнопку. Почему же ничего не происходит? (Ответы детей) Верно, в игрушке нет батареек и поэтому она не работает. Сейчас я поставлю в игрушку батарейки – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему? Что за сила такая скрывается в батарейках, которая заставляет игрушку работать?(Ответы детей) Когда мы поставили в игрушку батарейки, по ней пошел электрический ток и она заработала. В батарейке живет неопасное электричество. В игрушках на батарейках нет проводов и поэтому с ними легко, интересно, а главное безопасно можно играть. А в каких еще приборах есть батарейки, кроме игрушек? (Ответы детей)

Педагог:  - Молодцы, ребята! Сегодня вы научились делать предметы волшебными и помогли разобраться Незнайке в том, что есть опасное и неопасное электричество. Но нам пришла пора прощаться с волшебной страной электричества и возвращаться в детский сад. Закройте глаза и произнесите слова: - Один, два, три, четыре, пять – вот мы и в садике опять!

Закрепление изученного материала

Посмотрите, у Незнайки хорошее настроение, он всё понял, разобрался как правильно пользоваться электроприборами и говорит вам спасибо. А для того, чтобы вы сами не забыли правила безопасности при работе с бытовыми электрическими приборами, я предлагаю вам раскрасить вот такие информационные плакаты и повесить их у нас в раздевалке на стену.

Главное правило дошкольника:нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Правила безопасности для детей «ОСТОРОЖНО – ЭЛЕКТРИЧЕСТВО!»

Плакат 1

Не засовывайте в розетку разные предметы.

Выключая прибор из розетки, держитесь за вилку. Нельзя тянуть за шнур!

Если вилка нагрелась, немедленно выключите электроприбор.

Плакат 2

Если шнур или розетка начали дымиться или гореть, немедленно выйдите из помещения где начался пожар. Плотно закройте дверь.

Позвоните в пожарную охрану по телефону «01» или «112» и сообщите дежурному о том, что случилось. Назовите свой адрес и фамилию.

Плакат 3

Выйдите из квартиры, закройте дверь, но не запирайте.

Позвоните в соседние квартиры и предупредите соседей.

Спускайтесь по лестнице. Пользоваться лифтом нельзя!

Плакат 4

Ждите пожарных на улице.

Плакат 5

Знак «электрический ток» может часто встречаться нам на электроприборах, на улице, в учреждениях. Необходимо его запомнить!

Плакат 6

Знак «выход» сейчас есть во всех учреждениях. Он указывает направление главного и аварийных выходов, которыми можно воспользоваться в экстренных случаях. Необходимо его запомнить!

Рефлексия

Педагог:  - Как вы думаете, ребята, мы сегодня узнали всё об электричестве? Вовсе нет! Это очень большая тема. Я желаю вам всегда быть внимательными и никогда не испытать на себе действия электрического тока. Но если все-таки произойдет беда, каждый из вас должен знать правила оказания первой помощи пострадавшему от удара электрического тока. Об этом мы с вами поговорим на следующем занятии, а сейчас давайте раскрасим наши плакаты.

Дети работают за столами карандашами парами.

Вот и подошло к концу наше занятие. Было ли оно для вас полезным? Чем?

Библиографический список:

Прилепко Е.Ф. Пожарная безопасность – М., Издательство «Скрипторий 2003», 2009.

«Как обеспечить безопасность дошкольников» под редакцией К.Ю. Белой, В.Н. Зимониной, Л.К. Кондрыкинской – М., Просвещение,2004.

Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. – М., 1985

http://www.plakatstudio.ru (Плакаты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по ОБЖ "Волшебное электричество".

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и экспериментированию для детей 6-7лет....

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и экспериментированию. "Волшебное электричество".

Обобщение знаний детей об электричестве, расширение представлений о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку. Знакомство детей с причиной проявления статического электричества, закре...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и экспериментированию для детей 6-7 лет. "Волшебное электричество"

Расширение представления детей о том , где "живет" электричество и как оно помогает человеку....

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Волшебное электричество»

Образовательные задачи:      - обобщать знания детей об электричестве,- расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Волшебное электричество».

Материал обобщает знания детей об электричестве, расширяет представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку.Позволяет знакомить детей с причиной проявления статич...