Проект по пожарной безопасности "Осторожно - огонь!"
проект по обж (средняя группа)
Проект разработан для воспитанников средней группы и их родителей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.65 КБ | |
| 43.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Ромашка»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
По противопожарной безопасности
«Осторожно - огонь!»
Подготовила:
Воспитатель средней группы
Ладыгина Татьяна Александровна
2025 год
Содержание:
- Актуальность …………………………………………….3
- Проблема………………………………………………….3
- Цель……………………………………………………….4
- Задачи……………………………………………………..4
- Практическая значимость………………………………..5
- Предполагаемый результат……………………………....5
- Этапы реализации проекта……………………………….5
- Схема реализации проекта……………………………….6
- Ожидаемые результаты…………………………………..8
- Заключение………………………………………………..8
- Список литературы……………………………………….9
- Приложение ……………………………………………..10
Актуальность
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем селе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно.
Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Проблема:
В современном мире, несмотря на развитие технологий, и средств защиты от пожаров, по-прежнему остается высокой статистика возникновения пожаров по причине детской шалости и неосторожного обращения с огнем. Дети дошкольного возраста (4-5 лет) из-за недостаточного уровня развития когнитивных функций и отсутствия жизненного опыта не способны в полной мере оценивать потенциальную опасность своих действий, что может привести к трагическим последствиям.
Существующие подходы к обучению детей правилам пожарной безопасности часто носят формальный характер и не формируют у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения. При этом детский возраст является наиболее благоприятным для формирования правильных поведенческих моделей и закрепления жизненно важных правил.
Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, существует объективная необходимость в формировании у детей осознанного отношения к пожарной безопасности, а с другой – отсутствует системный подход к решению данной задачи как в образовательных учреждениях, так и в семьях.
Данная проблема требует комплексного решения через создание эффективной системы обучения детей правилам пожарной безопасности, включающей активную работу с родителями и формирование у дошкольников практических навыков безопасного поведения в различных ситуациях.
Цель проекта:
Формирование у воспитанников осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, вооружая знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи:
1. Образовательные
• Познакомить воспитанников с историей возникновения огня.
• Дать понятие, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
• Учить воспитанников видеть, когда огонь друг, а когда враг.
2. Развивающие
• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
• Помочь воспитанникам запомнить правила пожарной безопасности.
• Развивать творческие способности дошкольников
3. Воспитательные
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
• Воспитывать в обучающихся уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
• Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практическая значимость проект
• Прививать практические навыки поведения воспитанников при возникновении пожара.
• Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
• Активное участие родителей в образовательном процессе
Предполагаемый результат:
1. Имеют сформированное чувство ответственности за свои поступки
2. Профилактика панического страха перед огнём.
3. Умеют набирать номер пожарной службы
4. Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
5. Изменение отношения родителей к данной проблеме.
6. Дети знают правила пожарной безопасности
6. Выставка детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны»
Этапы проекта:
1 этап подготовительный:
-изучение методической литературы по теме проекта;
- составление плана реализации основного этапа проекта;
- подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта;
- информирование родителей о проекте;
-подготовка памятки для родителей по теме;
-подборка детской художественной литературы для чтения, заучивания стихотворений; загадки, пословицы, поговорки.
2 этап выполнение проекта:
-Познавательное занятие «Огонь – наш друг, огонь - враг»;
-беседы с детьми: "Эта спичка-невеличка"
-чтение художественной литературы (К.И.Чуковского «Путаница», «Огневик и облачные слоны»С. Маршак “Кошкин дом”); чтение сказок «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял» Пермяк Е.А.;
- анкета для родителей;
-дидактическая игра «Огнеопасные предметы»;
-заучивание стихотворений, пословиц и поговорок;
-проведение сюжетно-ролевой игры «Я пожарный»;
-рисование рисунков вместе с родителями, рисование рисунков самостоятельно;
-беседа «Я вырасту стану пожарным отважным!» Елфимов Ростислав (старшая группа)
-экскурсия по детскому саду;
- Игра «Причины пожаров»;
- просмотр учебных мультфильмов: «Фиксики»: «Огнетушитель», «Гирлянда», «Электрочайник». «Аркадий Паровозов»: «Газ.Спички», «Осторожно, пожар!», «Осторожно! Электричество!». «Азбука безопасности»: «Пожар в квартире», «Пожарная безопасность на кухне».
3 этап проекта заключительный:
- выставка рисунков, нарисованных вместе с родителями и самостоятельно;
- досуг с детьми «Огонь - друг, огонь - враг».
Схема реализации проекта:
День недели | Реализация |
Понедельник |
|
Вторник |
|
Среда |
|
Четверг |
|
Пятница |
|
Понедельник |
|
Ожидаемые результаты
1. Воспитанники имеют сформированное чувство ответственности за свои поступки
2. Меньше испытывают панический страх перед огнём.
3. Умеют набирать номер пожарной службы 101 и 112
4. Осознанно выполняют правила противопожарной безопасности.
5. Изменение отношения родителей к данной проблеме.
6. Дети знают правила пожарной безопасности
7. Выставка семейных рисунков «Огонь – друг! Огонь – враг!»
8. Выставка детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны»
Заключение:
Данный проект способствует формированию у детей осознанного отношения к пожарной безопасности через различные виды деятельности, что помогает сделать процесс обучения интересным и эффективным.
Литература:
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».
- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».
- В.А. Степанов «Азбука в загадках».
- С.Я. Маршак «Кошкин дом».
- К. Чуковский «Путаница».
- Мария Шкурина«Как человек подружился с огнём»,
- Пермяк Е.А. «Как огонь воду замуж взял»
- Инфоурок.ру https://infourok.ru/konspekt-syuzhetno-rolevoj-igry-v-starshej-gruppe-ya-pozharnyj-7787000.html
Предварительный просмотр:
Познавательное занятие «Огонь – наш друг, огонь - враг».
Цель: рассказать об открытии человеком огня; как огонь дошёл до наших дней, как он помогает человеку; дать элементарные сведения об электричестве и электроприборах, о правилах обращения с огнём.
Воспитывать осторожное отношение к огню.
Дети, в каждом доме есть огнь. Где его можно взять? (спички, зажигалки, электрические лампочки и т. д.) Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.
Д/и: «Какой бывает огонь?».
Ребята, а как вы думаете, огонь всегда был? (Ответ детей).
Нет, человек научился добывать огонь.
Давным-давно люди пользовались только тем, что давала природа. Люди жили в пещерах, где было холодно, сыро и темно.
Однажды от молнии загорелось дерево. Смелый человек догадался взять ветку и отнести её в пещеру. В пещере стало тепло, светло и уютно. Люди научились готовить пищу, греть воду. Но не всегда горел этот огонь. Он погас.
Что нужно класть в костёр, чтобы он горел? (палки, ветки, дрова, листья и т. д.)
Дидактическая игра «Что горит, что не горит».
Человеку понравилось жить с огнём, и он задумался, как же получается огонь. И как–то человек заметил, что при соприкосновении одного камня с другим получаются искры. Знания древних людей используются и сейчас. Посмотрите на зажигалку, из искры появляется огонь. А камень в зажигалке называется кремень.
Огонь стал для человека хорошим другом, верным помощником. Для освещения улиц, дорог люди использовали факелы и лучины.
Огонь служил телеграфом. Люди зажигали на холмах костры, чтобы пламя было видно издалека. Так передавали друг другу важные новости, предупреждали об опасности. В кузнице при помощи огня раскаляли железо, оно становилось мягким, и из него делали топоры, мечи для воинов, подковы для лошадей.
Шли годы и люди искали всё новые способы использования огня. В моторе автомобиля работает огонь – сгорает бензин и приводит в движение машину. Космическая ракета взлетает при помощи сгорания ракетного топлива. Огонь варит стекло, из которого мастер – стеклодув выдувает красивые стеклянные изделия. Люди склоняют головы перед Вечным огнём у памятников героям. А Олимпийский огонь зажигают от лучей солнца. Всё это добрый огонь.
Прошло много лет. Люди придумали электричество. Сейчас у нас много электрических приборов. Какие электрические приборы есть у вас дома? (ответы детей)
Да, теперь в наших домах много электрических приборов. Это - холодильники и светильники, утюги и обогреватели, пылесосы и электрические чайники, телевизоры, магнитофоны, компьютеры и др.
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за что ему почёт,
Что ребятам греет ужин
Режет сталь и хлеб печёт. (Е.Ильин)
Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Значительную часть человек проводит свою жизнь в домашних условиях - дома, в квартире. Загляни в любую квартиру: мы найдём десятки приборов, представляющих при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические приборы (плиты, чайники, утюги, телевизоры). А сколько различной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. А печи, газовые плиты. Поэтому не оставляйте без присмотра утюг, плитку, другие приборы. И напоминайте об этом своим родителям.
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг.
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит три минутки.
Ленты нет, кругом угар –
Чуть не сделался пожар!
(Б.Миротворцев).
А сейчас дети, отгадайте загадки:
- Красный петушок
По жердочке бежит (огонь).
- На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош
Да с собой не понесёшь (огонь).
- То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход
Остановишь – горе!
Продырявит – море (утюг).
- Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк
Днём он спит, а как проснётся
Ярким пламенем зажжётся (электрическая лампочка).
- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник).
- Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор (пылесос).
Ребята, давайте нарисуем добрый огонь.
Помните: неосторожное обращение с огнём приводит к пожарам, огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей.
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловать,
То беды не миновать,
От огня несдобровать.
Знайте, в гневе он сердит,
Ничего не пощадит.
Уничтожить может школу,
Поле хлебное, твой дом
И у дома всё кругом
И, взметнувшись до небес,
Перекинуться на лес.
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда,
Это помните всегда!
БЕСЕДА "ЭТА СПИЧКА - НЕВЕЛИЧКА".
Цель: Рассказать детям, для чего люди используют спички, разъяснить их опасность. Помочь понять, что спички для детей не игрушка. Через чтение произведений и рассматривание иллюстраций показать, какой вред приносит неосторожное обращение с огнём.
Пособия: коробок со спичками, картинка с изображением пожара.
Ход НОД:
Воспитатель. Дети, вы видели когда – нибудь пожар?
В последнее время в нашем селе участились пожары, и мы с вами видели, какую опасность для людей они представляют. Мы знаем, что огонь приносит бедствия, он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные поля.
-От чего происходят пожары?
- От искры, от молнии, от не затушенной сигареты, от брошенной горящей спички.
-Давайте рассмотрим эту картинку. Что вы на ней видите?
- Здесь изображён пожар. Пылает лес.
- А по каким причинам мог загореться лес?
- А могли ли дети играть спичками?
Помните, мы с вами рассматривали дерево, которое пострадало от огня. Дети играли около дерева и решили зажечь тополиный пух. Пух очень красиво и заманчиво горел, детям это нравилось и они не заметили, как загорелась трава и от неё дерево. Потом они испугались и убежали. Когда взрослые заметили огонь, дерево уже пострадало.
-Почему убежали дети? Как в этом случае им нужно было поступить?
-Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану. А номер вы знаете?
- И пожар был бы затушен, не причинив, дереву большого вреда.
Приходит время и каждому из нас приходится учиться пользоваться спичками.
-А вы умеете зажигать спички? Кого папа или мама учили пользоваться спичками?
Смотрите, как нужно зажигать спичку. Не нужно торопиться, подальше от серной головки держите пальчики, чтобы вспыхнув, она не обожгла ваши пальчики. Не бросайте спичку пока она не догорит. Даже догоревшую спичку нельзя бросать на пол. Брошенная спичка может стать причиной пожара.
Дидактическая игра « Огнеопасные предметы».
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются
причиной пожара. Развивать логическое мышление.
Игровая задача: Объяснить, почему выбрали именно эти предметы.
Игровые действия: закрыть пожароопасные карточки фишками/зачеркнуть маркером
Вариант игры.
Детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила и подобные. Нужно закрыть карточку с изображением предмета, который представляет угрозу для возникновения пожара.
Выставка детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны».
Цель: Развивать фантазию, помочь детям предотвратить последствия игры со спичками.
1.Чтение рассказа.
Никита с мамой летом жили на даче. Как-то раз мама собралась к соседке за молоком.
— Только смотри, — говорит она Никите, — не озоруй, не играй со спичками... Остался мальчик один. Телевизора в деревенской избе нет. Игрушки, что из города привёз, надоели, даже любимого Слоника — садовую лейку — бросил Никита во дворе.
«Почему же, — думает мальчик, — мама запретила со спичками играть?» Взял он со стола коробок. Потряс, поднёс к уху.... И вдруг вместо шороха спичек услышал, как тонкий голос проскрипел:
— А ну-ка, выпусти меня сейчас же!
— Кто это говорит? — удивился Никита.
— Открой, увидишь, — ответили из коробка. Мальчик чуть-чуть сдвинул крышку, и тут же на стол выпрыгнул крошечный рыжеволосый человечек в красной куртке.
— А теперь накорми меня! — потребовал рыжий.
Никита выставил картошку, огурцы, сметану. Странный гость скрипуче расхохотался:
— Нетушки, это я не ем. Подавай мне бумагу!
Мальчик принёс старую газету. Человечек схватил её и — хап, хап! — съел до последнего клочка.
— Эх, силушки во мне прибавилось! — воскликнул рыжий. И правда, он вырос, а его рыжие волосы зашевелились... Вдруг он подпрыгнул, скомкал скатерть, сдёрнул с окна занавески — и всё это отправил себе в рот. Злорадно ухмыльнулся и принялся грызть угол стола.
Изба наполнилась жаром, едким дымом. Никита стал задыхаться и пополз на четвереньках к двери. А рыжий знай себе отплясывал на столе, разбрасывая во все стороны жгучие искры.
Быть беде, если бы не садовая лейка. Слоник заметил дым и сразу смекнул, что в избе хозяйничает рыжий Огневик. И хоть был он раньше простой садовой лейкой, поднялся Слоник на четыре ноги, зачерпнул воды из бочки и потопал огонь тушить. Да разве такому малышу одному с пожаром справиться? Огневик только посмеялся над ним.
Тогда Слоник встал посреди двора, поднял хобот-носик к небу и стал звать братьев — облачных слонов. Прилетели большие облака-слоны, собрались в огромную тучу и залили горящую избу дождём. От злого Огневика один пшик остался.
Оглянулся Никита — черным-черно в избе. Вот сейчас придёт мама и увидит...
— Никита! Никита! Ты чего это плачешь во сне? Просыпайся, попробуй молочка парного... А что это у тебя в руках? Я же говорила — не играй со спичками!
2. Воспитатель. - Дети, мы прочитали с вами новую сказку. Она вам понравилась?
Попытайтесь нарисовать свой сон, героями которого являются спички и огонь.
Игра «Причины пожаров».
Цель: Закрепить знание основных причин пожара. Развивать мышление.
Раз, два, три, четыре.
У кого пожар в (квартире)
- Дыма столб поднялся вдруг,
Кто не выключил (утюг)
- Красный отблеск побежал
Кто со спичками (играл)
- Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил бельё над (газом)
- Столб огня чердак объял
Кто там спичками (играл)
- Побежал огонь во двор
Это кто там жёг (костёр)
- Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жёг (листву)
- Кто бросал в траву при этом
Незнакомые (предметы).
- Дым увидел – не зевай
И пожарных (вызывай)
- Помни каждый гражданин,
Этот номер (0 1).
Экскурсия по детскому саду.
Цель: Познакомить с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями.
Задачи: Показать детям, что взрослые о них заботятся, предусмотрели необходимые действия на тот случай, если случится пожар и хотят их научить правильному поведению во время пожара.
Рассказ воспитателя.
Дети, давайте пройдём по детскому саду. А экскурсию начнём от входа. Посмотрите на столике стоят огнетушители. Кто скажет, для чего они нужны? Правильно, огнетушителями пользуются для того, чтобы погасить огонь. Они постоянно стоят на своём месте, и все должны знать их местонахождение, чтобы не искать по детскому саду, если вдруг понадобятся. А где ещё у нас стоят огнетушители?
Здесь у нас находится «Уголок по противопожарной безопасности» для взрослых. Здесь описаны все действия сотрудников детского сада по спасению детей и организации тушения пожара.
В этом уголке помещены правила поведения для вас. Давайте ещё раз прочитаем их и повторим.
А это запасной выход. Эта дверь всегда открыта, чтобы мы в любую минуту могли воспользоваться ею. Если вдруг входная дверь объята дымом или огнём, то нужно выходить через запасной выход. Посмотрите, над дверью высвечивается надпись «Выход», чтобы мы в любых условиях могли найти выход.
Ещё в нашем детском саду есть звуковая система оповещения, которая подаёт громкий сигнал, если уловит запах дыма.
На крыше сделана противопожарная пропитка. Видите, у нас есть целая система защиты от пожара. Нам нужно только соблюдать правила противопожарной безопасности.
Стихи по правилам противопожарной безопасности:
- Не играем мы со спичкой
Знаем мы она хитра
Ведь от спички- невелички
Загораются леса.
- Разжигать костры не будем,
Обойдёмся мы без них
Пусть в лесу живут спокойно
Белки, зайцы и ежи.
- Не шути, дружок, с огнём
Не прощает шуток он
Кто с огнём неосторожен,
Тот с бедой столкнуться может.
- Чтоб пожара избежать,
Будем правила соблюдать,
Будем с ними в дружбе жить,
Будем радость всем дарить.
СПИЧКА-НЕВЕЛИЧКА
Кто, ребята, знает Вову?
Драчуна, лгунишку, реву?
Он при маме из дверей
-Спички в руки, руки в брюки
И на улицу скорей.
Вот он влез на сеновал,
Заглянул потом в подвал.
С крыши прямо на чердак –
Запустенье здесь и мрак...
И чего тут только нет:
Чей-то старый табурет,
Доски, ящики, кадушки,
Веники, щепа и стружки...
Он позвал своих друзей:
«Шурка! Витька! Поскорей!
Вот играть-то где, ребята!
Чур, девчонок звать не надо.
Может, нам костер разжечь...
Стружки нечего беречь.
Поиграем, а потом
Все затушим и пойдем».
Дал приказ он Шуре с Витей:
«К середине все гребите.
Соберите в кучу сор,
Мы зажжем сейчас костер».
Красной струйкой завелось,
Поскакало, понеслось.
Больше пламя, выше пламя!
«Ой, боюсь, сгорим мы сами!».
И ребята со всех ног
Наутек...
Ростом спичка невеличка,
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя [Е. Харинская ]
СЕРЕЖА
И папа, и мама Сережу бранят,
Со спичками сыну шалить не велят.
Однажды он спичку стащил со стола,
Она загорелась, его обожгла.
Заплакал Сережа, а папа сказал:
- Вот видишь, огонь и тебя наказал,
Кусаются спички, их трогать не смей!
А тронешь еще раз - укусят больней!
Сережа тихонько на палец подул,
Сережа пытливо на папу взглянул:
- Я больше не буду, но ты объясни,
А вас почему не кусают они?
А папа сказал:
- Нас спички боятся,
Мы знаем, как надо с огнем обращаться.
И спички не трогает больше Сережа. [Е. Харинская ]
Сказка о том, как Человек подружился с Огнём
Были когда-то такие времена на земле, когда Человек не дружил с Огнём: боялся его и обходил стороной. А Огню было ужасно обидно. Однажды он обратился к Человеку:
— Скажи, почему ты никогда не приближаешься ко мне?
— Я тебя боюсь, — честно ответил ему Человек. — Я видел, как ты сжигаешь деревья, оставляя от огромных исполинов лишь горсточку пепла. Ты можешь причинить вред мне и моей семье.
— Послушай меня, — произнёс Огонь, — на самом деле, я могу приносить не только вред, но и огромную пользу. Надо просто знать, как со мной обращаться.
— И какую же пользу ты можешь принести мне? – спросил его Человек.
— Я могу согревать твой дом во время зимних холодов, давать тебе свет, даже когда на улице темно. А ещё ты можешь жарить на огне мясо. От этого оно становится вкуснее и мягче.
Человек задумался. Он уже очень устал от того, что в его дом в зимнее время было ужасно холодно, и его семье приходилось прижиматься друг к другу, чтобы не замёрзнуть. Дети часто болели. Да и сырое мясо животных, на которых охотился Человек, было очень трудно жевать. Человек подумал, что, может, Огонь говорит правду, и стоит попробовать взять его в свой дом.
— И что же мне надо сделать, чтобы принести тебя в свой дом так, чтобы ты не сжёг его? – спросил Человек.
— Тебе надо будет соорудить очаг из камней и поместить меня внутри него. Жене твоей придётся следить за тем, чтобы я не погас, подбрасывая сухие ветки. Тогда в твоём доме всегда будет тепло, светло, даже тогда, когда садится солнце, а еда твоя будет вкусней.
Человек послушался Огня и сделал то, что тот велел. Он соорудил очаг из камней, поджёг толстую ветку и принёс Огонь в дом. С тех пор дети Человека стали собирать сухие ветки, а жена следила, чтобы Огонь в очаге не погас. Жизнь Человека и его семьи сильно изменилась после того, как у них появился Огонь. Огонь поселился в доме Человека и принёс ему много пользы, а Человек всегда относился к Огню с почтением и уважением.
Мария Шкурина
Как Огонь Воду замуж взял
Рыжий разбойник Огонь пламенно полюбил холодную красавицу Воду. Полюбил и задумал на ней жениться. Только как Огню Воду замуж взять, чтобы себя не погасить и ее не высушить?
Спрашивать стал. И у всех один ответ:
— Да что ты задумал, рыжий? Какая она тебе пара? Ты что? Зачем тебе холодная Вода, бездетная семья?
Затосковал Огонь, загоревал. По лесам, по деревням пожарами загулял. Так и носится, только рыжая грива по ветру развевается.
Гулял Огонь, горевал Огонь да встретился с толковым мастеровым человеком. Иваном его звали.
Огонь в ноги ему пал. Низким дымом стелется. Из последних сил синими языками тлеет.
— Ты мастеровой человек, ты все можешь. Хочу я разбой бросить, хочу я своим домом жить. Воду замуж взять хочу. Да так, чтобы она меня не погасила и я ее не высушил.
— Не горюй, Огонь. Сосватаю. Поженю.
Сказал так мастеровой человек и терем строить стал. Построил терем и велел свадьбу играть, гостей звать.
Пришла с жениховой стороны огневая родня: тетка Молния да двоюродный брат Вулкан. Не было больше у него родных на белом свете.
С невестиной стороны пришел старший братец Густой Туман, средний брат Косой Дождь и младшая сестричка Воды — Ясноглазая Роса.
Пришли они и заспорили.
— Неслыханное дело ты, Иван, задумал, — говорит Вулкан и пламенем попыхивает. — Не бывало еще такого, чтобы наш огневой род из водяной породы невесту выбирал.
А мастеровой человек отвечает на это:
— Как же не бывало! Косой Дождь с огневой Молнией в одной туче живут и друг на дружку не жалуются.
— Это все так, — молвил Густой Туман, — только я по себе знаю: где Огонь, где тепло, там я редеть начинаю.
— И я, и я от тепла высыхаю, — пожаловалась Роса. — Боюсь, как бы Огонь мою сестру Воду не высушил.
Тут Иван твердо сказал:
— Я такой терем построил, что они будут в нем жить да радоваться. На то я и мастеровой человек.
Поверили. Свадьбу стали играть.
Пошла плясать Молния с Косым Дождем. Закурился Вулкан, засверкал ярким пламенем, в ясных глазах Росы огневыми бликами заиграл. Густой Туман набражничался, на покой в овраг уполз.
Отгуляли гости на свадьбе и восвояси подались. А мастеровой человек жениха с невестой в терем ввел. Показал каждому свои хоромы, поздравил молодых и пожелал им нескончаемой жизни да сына-богатыря.
Много ли, мало ли прошло времени, только родила мать Вода от отца Огня сына-богатыря.
Хорошим сын богатырем вырос. Горяч, как родимый батюшка Огонь. А облик дядин — густ и белес, как Туман. Важен и влажен, как родимая матушка Вода. Силен, как Вулкан, как тетушка Молния.
Вся родня в нем своего кровного узнает. Даже Дождь с Росой в нем себя видят, когда тот стынет и капельками на землю оседает.
Хорошее имя дали сыну-богатырю: Пар.
На телегу сядет Пар-богатырь — телега его силой покатится да еще сто других телег поездом повезет.
На корабль ступит Пар-чудодей — убирай паруса. Без ветра корабль катится, волну рассекает, паровой голос подает, корабельщиков своим теплом греет.
На завод пожалует — колеса завертит. Где сто человек работали — одного хватает. Муку мелет, хлеб молотит, ситец ткет, людей и кладь возит — народу помогает, мать, отца радует.
И по наши дни живут Огонь с Водой в одном железном котле-тереме. Ни она его не гасит, ни он ее высушить не может. Счастливо живут. Нескончаемо. Широко.
Год от году растет сила их сына-богатыря, и слава о русском мастеровом человеке не меркнет. Весь свет теперь знает, что он холодную Воду за жаркий Огонь выйти замуж заставил, а их сына-богатыря нам, внукам-правнукам, на службу поставил.
Пермяк Е.А.
Сюжетно-ролевя игра «Я пожарный»
Задачи:
- продолжать формировать знания детей о пожарной безопасности;
- закреплять представления детей о труде пожарных, на основе которых дети смогут развить сюжетную, творческую игру;
- формировать умения использовать полученные знания на практике, действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет, взаимодействовать в процессе игры;
- закрепить умение набирать номер 101;
- закреплять представления о причинах возникновения пожара;
- развивать память, умение вести диалог, быстроту реакции на ответное действие;
- развить навыки общения в игре.
- расширять представления детей о гуманной направленности работы пожарных, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях;
- воспитывать у детей уважение к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим;
- воспитывать у детей чувство ответственности за свои действия, смелость, товарищество;
- формировать положительные взаимоотношения между детьми;
- воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность, находчивость.
Интеграция сюжетно – ролевой игры: коммуникация, социализация.
Ход игры:
Воспитатель: -Ребята, а вы когда вырастите, кем бы вы хотели стать?
Дети перечисляют профессии.
- Как вы думаете, какая профессия самая главная?
Дети предлагают профессии.
- Давайте еще вспомним некоторые профессии
Если кто-то заболел, мы отправляемся к… (врачу)
Если кушать захотел. Кто накормит нас? (повар)
Кто нас возит в автобусе или троллейбусе? (водитель)
Кто наводит порядок в саду, в детсаду? (дворник, садовник, уборщица)
- А о какой профессии эта загадка?
Победит огонь коварный, тот, кого зовут… .(пожарный)
А когда нужны пожарные?
А почему возникает пожар?
А что нужно делать, если возник пожар?
А чем можно тушить огонь? (водой, землей, и т. д.)
Огонь приносит много бед, и тогда на помощь приходят люди разных
профессий, и просто незнакомые люди.
Представьте себе, что в доме на соседней улице случился пожар. Люди выбежали на улицу, но кое- кто еще остался в доме. Прохожие звонят диспетчеру на номер 01, сообщают о пожаре. Диспетчер принимает вызов, уточняет адрес, сообщает пожарным, делает запись в журнале.
Водитель пожарной машины – в бежит гараж, складывает необходимые инструменты. Пожарная машина заполнена водой или пеной.
Отважные пожарные мчатся на помощь!
Днем ли, ночью, утром рано, если что-то загорится
То пожарная команда на подмогу быстро мчится,
В пять минут автомобили до пожара докатились,
Стали строем у ворот, подключили шланг упругий,
И, раздувшись от натуги, он забил, как пулемет.
Широко бушует пламя, разметавшись языками, лижет ближние дома.
Черным облаком густым под ногами вьется дым.
Командир пожарной охраны:
«Не зальешь огня слезами, мы водой потушим пламя.»
Поработали недаром — славно справился с пожаром!
Воспитатель: - Ребята, запомните сами и расскажите своим знакомым и друзьям, что правила пожарной безопасности нужно знать и обязательно их
Выполнять!
Вопросы для детей:
1. От чего возникают пожары?
2. Что вы сделаете, если первыми увидите пожар?
3. Можно ли прятаться под кровать и в другие места при пожаре? Почему? Что нужно делать?
4. Чем можно тушить начинающийся пожар?
5. Что надо сообщить, вызывая пожарных?
Досуг с детьми «Огонь - друг, огонь - враг».
Цель: отрабатывать до автоматизма навыки безопасного поведения во время пожара.
Воспитатель: отгадав мою загадку, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
Рыжий зверь в печи сидит
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова,
Может, час, а может, два
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь!
(огонь)
Огонь бывает разный
Бледно - жёлтый,
Ярко – красный,
Синий или золотой
Очень добрый,
Очень злой.
[Е.Ильин]
Воспитатель: огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах. Люди склоняют головы перед вечным огнём у памятников героям.
Ребёнок: Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня,
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за что ему почёт.
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.
[Е.Ильин]
Воспитатель : но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит всё: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдая осторожность возле электроприборов и печей.
Ребёнок 1: Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловать,
То беды не миновать!
От огня несдобровать.
Ребёнок 2: Знайте, в гневе он сердит,
Ничего не пощадит.
Уничтожить может школу,
Поле хлебное, твой дом
И у дома всё кругом,
И, взметнувшись до небес,
Перекинуться на лес.
Воспитатель: Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда
Это помните всегда!
Воспитатель: сегодня мы выясним, кто больше знает о свойствах огня и мерах предосторожности при пользовании им. Итак, первое задание - викторина:
Задание 1.
1.Кто такие пожарные?
2.Какой номер телефона нужно набирать в случае пожара?
3.Какие огнеопасные предметы вы знаете?
4.В квартире много дыма, как необходимо себя вести?
5.Какого цвета пожарная машина?
6.Какой пожарный инвентарь есть в детском саду?
7.Для чего при пожаре нужен песок?
Задание 2.
На столах перед командами лежат карточки с цифрами; из них нужно правильно и быстро составить номер телефона пожарной охраны.
Задание 3.
Каждый должен вспомнить как можно больше пословиц и поговорок об огне.
- Спички – не игрушки, а огонь – не забава.
- Спичка – невеличка, а от неё великан.
- Солома с огнём не дружит.
- Не шути с огнём – обожжёшься.
- Малая искра сжигает города.
- Пожар слезой не зальёшь.
- От копеечной свечи Москва сгорела.
Воспитатель: Молодцы! А теперь попробуйте отгадать загадки.
Задание 4.
- Стоит дом, пятьдесят сестричек в нём, посоветую я детям – не играйте с домом этим (спички).
- Красная корова всю солому поела (огонь).
- Наш дед Ермолай съест всё, что ни дай (огонь).
- Шипит и злится, воды боится; с языком, а не лает; без зубов, а кусает (огонь).
- Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажёг, не смотри, не жди, не стой, а залей его (водой).
Воспитатель: Загадки вы отгадали! А теперь проверим, какие
Задание 5.
«Пожарный номер 01»
Члены команд поочерёдно должны добежать до телефона, набрать номер пожарной охраны и сообщить о пожаре, правильно и чётко назвать свой адрес, фамилию.
Воспитатель: Ну и напоследок я предлагаю всем вместе поиграть вот в такую игру.
Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить: «Это я, это я, это все мои друзья!» или промолчать, будьте внимательны.
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»
- Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
- Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?
Молодцы! А сейчас я буду произносить фразу и, если вы со мною согласны, хлопайте в ладоши, если не согласны – сидите тихо.
- Уходя из дома, необходимо гасить свет.
- Если взрослых нет дома, можно взять спички и немного поиграть.
- Незнайка утром смотрел телевизор и решил его не выключать, когда уходил «Всё равно вечером приду и буду смотреть».
- Загорелся Кошкин дом, она спряталась под кровать.
- Если случится пожар, я позвоню по телефону «25»
Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по пожарной безопасности. "Огонь - наш друг, огонь - наш враг".
Обобщение, закрепление и активизация знаний детей по пажарной безопасности через совместные мероприятия с участием детей, родителей, воспитателя, музыкального руководителя....
Проект по пожарной безопасности: "Огонь- полезный и опасный"
Проект по пожарной безопасности: Огонь- полезный и опасный...

Проект по пожарной безопасности Огонь – друг, огонь - враг!
Каждый из нас не раз слышал русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обра...

Проект по пожарной безопасности «Огонь наш друг - огонь наш враг»
Проект по пожарной безопасности «Огонь наш друг - огонь наш враг»...

Проект по пожарной безопасности "Огонь - друг, огонь - враг"
По статистики пожары возникают в основном по вине детской шалости. Поэтому детям в самой доступной форме должны даваться первоначальные знания по пожарной безопасности....

Проект по пожарной безопасности Огонь – друг, огонь - враг!
В современной квартире имеется много потенциальных источников пожара: неисправные электроприборы, перегрузка электросети (как правило, она является следствием одновременного включения в одну розетку б...

Проект по пожарной безопасности Огонь-друг, огонь-враг
Закрепление знаний детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар.Систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара....
