Опыт работы «Познавательно-исследовательская деятельность как эффективный вектор в формировании у дошкольников компетентности в области безопасного поведения на дороге»
методическая разработка по обж (средняя, старшая, подготовительная группа)

Воропаева Виктория Владимировна

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных. На государственном уровне её решению уделяется пристальное внимание. Так, в ряде нормативных правовых актов Российской Федерации определяются и регламентируются вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности личности на дорогах (Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., Постановление Правительства РФ от 20.02.2006г. № 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах»). В статье 29 закона РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» говорится, что «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных,  общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке». Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx885.47 КБ

Предварительный просмотр:

Воропаева Виктория Владимировна

Содержание

Разделы

Стр.

Раздел 1

1

Условия возникновения и становления  опыта

2

2

Актуальность опыта

3

3

Ведущая педагогическая идея

4

4

Длительность работы над опытом

4

5

Диапазон опыта

5

6

Новизна опыта

5

7

Теоретическое обоснование опыта  

6

Раздел 2

8

Технология описания опыта

7

9

Результативность опыта

14

10

Библиографический список:

15

Приложения:

11

Приложение № 1а, 1б.                                                                                    Диагностика «Уровень знаний дошкольников по ПДД» (первичная)                                                                                    Диагностика «Уровень знаний дошкольников по ПДД» (итоговая)

16

12

Приложение №2                                                                                         Календарно-тематическое планирование

17

13

Приложение № 3                                                                                        Конспект ООД в подготовительной группе

22

14

Приложение №4                                                                                          Конспект досуга «Дорожная Азбука» (совместное мероприятие с ОГИБДД)

27

15

Приложение №5                                                                                          Конспект агитбригады по ПДД «Случай в лесу»

31

16

Приложение №6                                                                                         Конспект семейной викторины «Вейделевцы с рождения ЗА безопасность дорожного движения!»

35

17

Приложение №7 Авторские разработки дидактических игр

40

18

Приложение №8

Познавательно-исследовательский проект по ПДД «Поможем Светику и Непогодке»

Раздел 1

            Информация об опыте

       1. Тема опыта

«Познавательно-исследовательская деятельность как эффективный вектор в формировании у дошкольников компетентности в области безопасного поведения на дороге»

2. Условия возникновения и становления опыта

      Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский                    сад №1 комбинированного вида п. Вейделевка расположен по адресу: 309720, Белгородская область п. Вейделевка ул. Гайдара, 9. Учреждение функционирует с 1965 года. В детском саду укомплектовано 6 групп. Педагогический коллектив, обеспечивающий образовательный процесс, состоит из 22 человек, из них, 68,2% педагогов имеют квалификационные категории.

      Информационная учебно-методическая и техническая база детского сада соответствует современным требованиям и обеспечивает реализацию основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МДОУ детский сад №1 п. Вейделевка, разработанной с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

     В соответствии с ФГОС ДО нашей главной задачей является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому  мы стремимся обеспечить своим воспитанникам не только качественное, универсальное образование, но и высокий уровень здоровьесберегающей культуры, важной составляющей частью которой является формирование культуры безопасного поведения на дороге. Соблюдение правил дорожного движения должно стать осознанной необходимостью. Учитывая основные принципы дошкольного образования: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности и сотрудничество Организации с семьёй,  мы стараемся уйти от эпизодических мероприятий в системе работы, проводимой с детьми и их родителями, а также выйти за рамки традиционных форм и методов работы.

     Детский сад расположен в центре поселка, который характеризуется интенсивностью и концентрацией транспортных потоков, а путь к нему для многих семей требует соблюдения особой безопасности на дороге.

     Проведенное в 2017 году исследование среди родителей показало, что 89% родителей нуждаются в помощи по обучению ребенка правилам дорожного движения; у 69% не хватает имеющихся знаний; 100% считают необходимым обучать своего ребенка в дошкольном возрасте.

     В рамках реализации ФГОС при организации образовательной работы с детьми необходимо внедрение инновационных технологий. Одной из наиболее эффективной и целесообразной формой является организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Познавательно-исследовательская деятельность отвечает принципам современного развивающего образования и повышает его качество, так как:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;

- способствует интеграции образовательных областей, видов детской деятельности и деятельности специалистов дошкольного учреждения с родителями, социальными партнерами;

- предусматривает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

     В процессе познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?).   Познавательно-исследовательская деятельность очень интересна и полезна, так как позволяет научить детей получать новые знания не в готовом виде, а через собственный творческий поиск.

     Познавательно-исследовательскую деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

     Таким образом, была определена необходимость активизации деятельности  по формированию у дошкольников компетентности в области безопасного поведения на дороге, как эффективного вектора образовательного  процесса, посредством познавательно – исследовательской деятельности. Только комплексный познавательно-исследовательский подход к воспитанию участников дорожного движения, даст положительный результат.

3. Актуальность опыта

    Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных. На государственном уровне её решению уделяется пристальное внимание. Так, в ряде нормативных правовых актов Российской Федерации определяются и регламентируются вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности личности на дорогах (Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., Постановление Правительства РФ от 20.02.2006г. № 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах»). В статье 29 закона РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» говорится, что «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных,  общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке». Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения.

      Проблема обучения детей безопасному поведению отличается сложностью и многоплановостью,  приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения. Статистические данные об участии детей в дорожно-транспортных происшествиях  направили нас на поиск новых, более совершенных подходов к решению данного вопроса.

      Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются дети. Приводит к этому незнание ими правил дорожного движения, отсутствие навыков безопасного поведения на дороге, а также, зачастую, пренебрежительное отношение к своему поведению со стороны взрослых.

Исходя из вышесказанного, проанализировав научно-методическую литературу, и, учитывая результаты практических наблюдений за формированием навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста, были выявлены следующие противоречия:

- между потребностью формирования компетентности в области безопасного поведения на дороге у дошкольников и построением в детском саду эффективной системы работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения;

- необходимостью обеспечения достижения конкретных результатов за короткий срок и используемыми традиционными формами работы;

- между потребностью в целенаправленном педагогическом влиянии на развитие ребенка и сформированной системой ценностей в семьях дошкольников.

     Эти противоречия определили актуальную проблему:

- у дошкольников сформированы выборочные знания о правилах дорожного движения и отсутствует устойчивый навык безопасного поведения на дороге, не сформировано умение пользоваться приобретенными знаниями в конкретных жизненных ситуациях;

- в образовательном процессе не созданы оптимальные условия и не используются эффективные формы активного взаимодействия всех субъектов образовательных отношений: педагогов, детей, родителей и социальных партнеров по обучению детей важнейшим правилам дорожного движения, усовершенствованию умений и навыков безопасного поведения, расширению их социального опыта, подготовке к самостоятельной жизни, сохранению своего здоровья и жизни.

      Таким образом, назрела необходимость создания организационно-педагогических условий для познавательно-исследовательской деятельности, как эффективного вектора образовательного процесса, направленного на формирование у дошкольников компетентности в области безопасного поведения на дороге.

     Имеющиеся противоречия позволили определить ведущую педагогическую  идею опыта.

4. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в  формировании компетентности у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах посредством познавательно – исследовательской деятельности,  как эффективного вектора образовательного  процесса.

5. Длительность работы над опытом

Работа над опытом включала в себя следующие этапы:

1-й этап - начальный (констатирующий) сентябрь-октябрь 2017 года;

2-й этап - основной (формирующий) ноябрь 2017 – февраль 2020 года;

3-й этап - заключительный (контрольный) март-апрель 2020 года.

На начальном этапе:

- Разработан диагностический инструментарий, проведена первичная диагностика выявления исходного уровня знаний основных понятий и правил системы дорожного движения (приложение №1а);

- Проведено анкетирование родителей по теме: «Наша семья соблюдает ПДД»;

- С учетом результатов диагностики сформулированы задачи, разработана комплексная модель познавательно - исследовательской деятельности взаимодействия с детьми, родителями и социальными партнерами, составлен перспективный план работы.

Основной этап предполагал организацию познавательно- исследовательской деятельности с детьми, родителями и социальными партнерами,  по достижению поставленной цели.

Основной этап предусматривал:

- Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе;

- Подбор и систематизацию дидактических материалов для познавательно-исследовательской деятельности;

- Внедрение дидактических и развивающих игр в непосредственно образовательную, режимные моменты, совместную  деятельность с детьми;

- Организацию и проведение индивидуальной познавательно-исследовательской  работы с воспитанниками;

- Формирование предпосылок к самостоятельной деятельности;

- Взаимодействие со специалистами;

- Педагогическое просвещение родителей по теме;

- Организацию деятельности родительского клуба «Зеленый светофор»;

- Проведение совместных познавательно - тематических мероприятий с воспитанниками, родителями и работниками ОГИБДД по Вейделевскому району.

На заключительном этапе

- проведена итоговая диагностика по выявлению уровня знаний основных понятий и правил системы дорожного движения, уровня сформированности навыков безопасного поведения на дорогах(приложение  № 1б);

- подведены итоги и результаты работы.

- практические материалы педагогического опыта размещены на сайте ДОО.

6. Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой развивающих мероприятий, познавательно-исследовательской направленности, по формированию у детей дошкольного возраста компетентности в области безопасного поведения на дороге, как эффективного вектора образовательного  процесса. Материалы опыта могут быть применены педагогами дошкольных учреждений в практической деятельности:

•        проведении непосредственно - образовательной деятельности;

•        организации экскурсий, целевых прогулок;  

•        организации подвижных и сюжетно-ролевых игр;

•        организации самостоятельной деятельности детей;

•        создании центров  в группах и зоны ПДД на территории сада;

•        проведении досугов, праздников и развлечений;

•        реализации познавательно-исследовательских проектов с детьми и родителями;

•        внедрении инноваций по безопасности на дорогах и улице;

•        взаимодействии с родителями и педагогическим коллективом.

      Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по данной теме.

        

        7. Новизна опыта

    Новизна опыта состоит в создании системы работы по формированию у дошкольников компетентности в области  безопасного поведения на дороге, посредством познавательно-исследовательской деятельности, как эффективного вектора образовательного процесса.

8. Теоретическая база опыта

     В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению  дошкольников безопасному поведению на дорогах              Н. Н.Авдеевой,   Р. Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А.Шорыгиной и др.

    Методологической основой исследований являлась возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях по обучению детей правилам дорожного движения посредством использования игр, как одного из средств, а также при использовании всех средств педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования и развития, предполагающими изучение каждого ребенка.

     Все программы дошкольных учреждений включают в себя определенное содержание работы по изучению правил дорожной безопасности, но в очень сжатом виде. В программе «От рождения до школы» (Авторы: Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева), реализуемой в дошкольном учреждении,  недостаточно полно освещен раздел «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», поэтому в своей работе мы используем парциальную программу Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста». В ней есть раздел – «Ребенок на улицах города». Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе, на улицах и дорогах.

    Авторы программы предлагают использовать различные методы, включая:

  • игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
  • обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
  • использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
  • применение видеоматериалов;
  • экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.

   Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Авторы программы делят их на опасности дома, опасности в природе, опасности на улице и дороге, опасности контактов с незнакомыми людьми.Таким образом, где бы не находился человек, всегда рядом с ним существуют опасности.

    При рассмотрении основных подходов к проблеме формирования навыков безопасного поведения в литературе выделяется ряд требований к методике их преподнесения:

- достижение понимания детьми значимости соблюдения правил дорожного движения для себя и окружающих посредством художественной литературы, бесед;

- формирование представлений о последствиях нарушения правил;

- включение в активную познавательную деятельность.

      Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат. Усвоение знаний проще всего происходит в процессе игры, поэтому рекомендуется использовать различные дидактические игры, игры-минутки, игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, настольные, подвижные игры, а также беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, наблюдения, просмотр мультфильмов, презентаций, отгадывание загадок, развлечения, досуги по данной тематике. Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных нетрадиционных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Раздел II.

9. Технология опыта

     Основная цель актуального педагогического опыта заключается в  формировании у дошкольников компетентности в области безопасного поведения на дорогах посредством познавательно – исследовательской деятельности,  как эффективного вектора образовательного  процесса.

     Опыт работы по данному направлению опирается на требования программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой Т.М. и на реализацию парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»                        Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.

     В ходе работы были поставлены следующие педагогические задачи:

 - определить у дошкольников уровень сформированности навыков культурного поведения в дорожно-транспортной среде;

- активизировать внимание родителей и общественности к решению задач по обучению детей дорожной азбуке;

- доказать эффективность использования познавательно – исследовательской деятельности в обучении дошкольников безопасному движению на дороге;

- повысить уровень знаний у детей по дорожной тематике, формировать навыки и привычки безопасного поведения на дорогах.

- развивать материально-техническую базу для работы по данному направлению.

Для решения поставленных задач был разработан комплекс мер по формированию компетентности у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах через познавательно – исследовательскую деятельность.

          На начальном этапе проведена диагностика, определившая исходный уровеньзнаний основных понятий и правил системы дорожного движения (приложение №1). Диагностика проводилась в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»                       Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой. Результаты диагностики выявили низкий и средний уровни знаний у дошкольников. Из 20 детей 4-5 лет средний уровень показали 8 детей (40%). Низкий уровень  знаний основных понятий и правил системы дорожного движения выявлен у 12 детей (60%).

F:\протоколы\средняя собр.№1\DSC_0140.JPG

      Проведённое анкетирование родителей на тему «Наша семья соблюдает ПДД» показало, что 89% родителей нуждаются в помощи по обучению ребенка правилам дорожного движения; у 91% не хватает имеющихся знаний; 84% родителей не знакомили своих детей с безопасным маршрутом из дома в детский сад, а 68% родителей сами регулярно нарушают эти правила и не считают себя образцом для подражания. Большинство родителей  возлагают большие  надежды на детский сад, уверены, что в дошкольном  учреждении  детей  обязательно всему научат. Хотя далеко не все родители  представляли,  чему учить ребенка в определенном возрасте. Родители  не скрывали,  что дома этой теме уделяют непростительно  мало времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или недостаточно  настольно – печатных игр, детской художественной литературы по дорожной тематике.  

На основном этапе организация образовательного процесса осуществлялась в следующей последовательности:

- организация развивающей предметно-пространственной среды в группе;

- определение содержание познавательно-исследовательской деятельности, направленной на формирование у дошкольников компетентности в области безопасного поведения на дороге;

- разработка перспективного плана по основным блокам, определяющим содержание работы с детьми по данному вопросу;

- разработка интегрированных занятий, исследовательских проектов, авторских дидактических игр, проблемных ситуаций, цикла бесед, сюжетно-ролевых игр, экскурсий  для детей  дошкольного возраста;

- обеспечение методического сопровождения по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах.

Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание предметно-развивающей среды в группе, которая включает:

  • уголок безопасности;
  • познавательно-агитационные материалы.

дорожной грамоты дошкольниками В процессе работы над тематическим планом  разработан и подготовлен наглядно-дидактический материал:

  • настольно-печатные игры;
  • дидактические игры;
  • атрибуты для кукольного театра;
  • атрибуты для развлечений;
  • атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт»;
  • плакаты и иллюстрации, отражающие дорожные ситуации;
  • игровое обучающее пособие «Занимательный куб».

Перспективный план по обучению детей правилам дорожного движения был разработан с использованием принципа интеграции. В содержание плана вошли четыре блока «Транспорт», «Улицы города», «Светофор», «Дорожные знаки» (в соответствии с возрастом детей). План реализовывался в рамках изучения программы «От рождения до школы» по ознакомлению дошкольников с образовательной областью «Безопасность» и программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (под редакцией Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной).

Изучение той или иной темы осуществлялось в соответствии с разработанным алгоритмом - выделялась ведущая тема недели и ребёнок «проживал» тему в разных видах познавательно – исследовательской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, проектной, продуктивной.

          Были разработаны конспекты интегрированных занятий «Юные пешеходы», «Дорожные знаки – наши друзья», «Знакомство с улицей», «Наш помощник – светофор», «Прогноз безопасности», исследовательских проектов «Безопасная дорога в детский сад», «Как стать грамотным пешеходом?», «Почему важно использовать детское автокресло?», «Дорожные правила и Я – лучшие друзья!», «Советы Светика и Непогодки» по образовательным направлениям «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Социализация».

Блоки, вокруг которых объединялись занятия по дорожной безопасности, познавательной, игровой и продуктивной деятельностей, имели свои цели и задачи на каждом возрастном этапе. Содержание каждого блока включало: в средней группе умение различать виды транспорта, знакомство с понятиями улица, дорога, тротуар, светофор. В старшей группе – знакомство с правилами перехода через улицу (пешеходный переход), правилами поведения в автобусе, закрепление знаний о видах транспорта. В подготовительной группе – расширение знаний о безопасности поведения в транспорте, при езде на велосипеде,  и закрепление знаний детей о дорожных знаках, видах перекрёстков, участниках дорожного движения, безопасном движении по улицам.

Все занятия сохраняли форму занимательной, увлекательной  и познавательной игры. При отборе содержания этих занятий  ориентировались на то, что использование познавательно – исследовательской деятельности делает обучение дошкольников более интересным, развивает потенциал самих дошкольников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

        В познавательно - дидактических, подвижных  и  сюжетно - ролевых играх: «ГИБДД», «Ты сегодня пешеход», «Машины   нашей улицы», «Нам на улице не страшно», «Исправь ошибку», «Узнай и назови знак», «Стоп, машина!»,  «Шоферы», «О чем говорит светофор?»   дети путём исследовательской деятельности учились правильному поведению на дорогах и улице.

      В театрализованных играх, кукольных спектаклях, в играх - драматизациях, инсценировках «Айболит рассказывает о ПДД », «Дорога  в детский сад», «Говорящие знаки», «Бездельник Светофор», «Друг – светофор»   и т. д. моделировалась определенная жизненная ситуация, предполагающая правильное решение со стороны дошкольников. Обыгрывались  различные ситуации: «Поможем Буратино», «Я потерялся».

Применение ИКТ по познавательному развитию при ознакомлении детей с ПДД позволило сделать НОД нетрадиционным, ярким, насыщенным, привело к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала и предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении. Для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей  использовались:

 -  компьютерные  мультимедийные презентации: «ПДД», «Ребенок и улица», «Дорожные знаки»,  «О чём расскажет светофор!»;

 -  обучающие мультфильмы: «Смешарики изучают Правила дорожного движения»,  «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)». Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, что способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.  

Теоретические знания подкреплялись продуктивной деятельностью  (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием).

На участке детского сада использовали игровое пространство, включающее дорожную разметку проезжей части, перекрёстков, пешеходных переходов, где временно устанавливаются светофоры и дорожные знаки. Здесь с помощью игровых транспортных средств (самокаты, рули, машины-каталки) в игровых ситуациях дети знакомились со значениями некоторых дорожных знаков и правилами движения.

        Для закрепления знаний правил дорожного движения использовались наблюдения, моделирование ситуаций, целевые прогулки, беседы, работа с интеллект - картами. Цикл  бесед: «Мы идём в детский сад», «Знакомство с улицей», «Улица полна неожиданностей», «Безопасность на дороге», «Три цвета светофора», «Осторожно: зимняя дорога!», «Берегись автомобиля», «Маршрут от дома до детского сада», и т. д. расширяли представления  детей о дороге, тротуаре, формировали устойчивые знания и прочные навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Знания детей о правилах дорожного движения  также закреплялись в ходе чтения и анализа произведений художественной литературы, таких как «Светофор», «Зайка – велосипедист», «Улица шумит», «Дядя Стёпа» С. Михалкова, «Доктор Айболит» К. Чуковского, «Заборчик вдоль тротуара» А. Дорохова, «Кирюша попадает в переплёт» Н. Носова, «Самокат» Н. Кончаловской, «Как веселые человечки учили дорожную азбуку» (книга о веселых человечках), разучивания стихотворений  С. Михалкова «Велосипедист»,  «Моя улица» и т.д., разгадыванием загадок о машинах, дорожных знаках.

 Итогом усвоения знаний являлось проведение различных мероприятий, познавательной направленности: развлечения «Путешествия в страну дорожных знаков», викторины «Школа дорожных наук», «Весёлые старты», познавательно-игровые конкурсы «Правила дорожного движения». Данные мероприятия осуществлялись в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса (воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, педагог – психолог). DSC_4543

10.Взаимодействие с родителями

     Формирование у детей дошкольного возраста компетентности  осознанного безопасного поведения на улице с  применением познавательно-исследовательской деятельности, может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведётся совместно с родителями, ведь именно родители являются авторитетом и предметом для подражания. Взаимодействие с ними дает дополнительный импульс для интеллектуального развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями. На родительских собраниях регулярно рассматриваются вопросы обеспечения безопасности детей, проводятся инструктажи. Особое внимание уделяется к организации перевозок детей в автомобилях, о необходимостиношения всеми участниками дорожного движения светоотражающих элементов на одежде, повышению уровня общей культуры дорожного движения на прилегающей к детскому саду территории. Проводятся консультации и оформляются папки – передвижки, памятки для родителей «Детское кресло – залог безопасности ваших детей», «Соблюдение правил дорожного движения», «Если ребёнок окажется на дороге», «Внимание! Дорожный знак», размещаются обзорные материалы о дорожной ситуации и состоянии детского дорожно - транспортного травматизма на территории Белгородской области. 

      В детском саду функционирует родительский клуб «Зеленый светофор», члены которого оказывают помощь и поддержку воспитателям в организации и проведении  тематических акций, направленных на повышение безопасности участников дорожного движения, конкурсов и викторин, проводят разъяснительные рейды (о необходимости ношения световозращающих элементов на одежде). Вместе с родителями были организованы и проведены социально значимые акции «#БезКреслаНеПоеду», «Пристегни самое дорогое», «Берегите тех, кто дорог», «Фестиваль света», «Мы заметны на дороге».

    С энтузиазмом наши родители приняли участие в создании сборника стихотворений и сказок «Пристегнулся сам – пристегни ребенка» о роли, правилах и пользе применения детских удерживающих устройств (автомобильных кресел), предназначенных для перевозки юных пассажиров. D:\Конкурсы для ДОУ\2016-2017\Зеленый огонек\Сборник стихов\5.jpg

      Одной из эффективных форм взаимодействия группы, семьи и отдела ГИБДД являются совместные мероприятия – викторины, конкурсы, досуги. Наши родители активно участвовали в семейной развлекательной викторине «Праздник светофора», «День ГИБДД». В соответствии с планом совместных мероприятий госавтоинспекторы регулярно проводили и проводят занятия с воспитанниками на территории детского сада, а также являются активными участниками проектной деятельности, праздничных мероприятий «День Дорожной Азбуки», «Праздник Светофора», «День работников ГИБДД», тематических акций «Чем ярче, тем безопаснее», «Автокресло  - детям», «Фестиваль света», творческих конкурсов. D:\фотодокумент\2016-2017\Светоотражающие\Засвети ребёнка\Деречины.jpgD:\фотодокумент\2015-16\Викторина по пдд\5.jpg

    Совместно с родителями были реализованы проекты «Безопасный маршрут», «Советы Светика и Непогодки», «Соблюдая ПДД, не окажешься в беде!».

  В «Творческой мастерской» вместе с детьми родители рисовали рисунки для участи в конкурсе «Светофор собирает друзей», создавали книжки-малышки с советами, рекомендациями «Фликер – надежный защитник пешехода», «Наша семья соблюдает ПДД», «Пристегните самое дорогое!». D:\фотодокумент\2016-2017\Рисунки детей\DSC_1374.JPG

    Материалы работы с детьми, консультации для родителей по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма, памятки для родителей размещаются на сайте детского сада в рубриках «Методическая копилка», «Детская безопасность».

11. Результативность опыта

       Взаимодействие детей, педагогов и родителей в образовательном процессе позволило достичь хороших результатов и сделало процесс формирования компетентности в области безопасного поведения на дороге более эффективным. В ходе проведенной итоговой диагностики выявилась позитивная динамика уровня сформированности у воспитанников  навыков безопасного поведения на дороге, о чём свидетельствуют полученные результаты: DSC_2802

    75% воспитанников подготовительной группы имеют высокий уровень знаний по основам дорожной безопасности, 25% – средний, низкий уровень отсутствует. 86% детей старшего дошкольного возраста хорошо ориентируются на улицах поселка, прилегающих к детскому саду; 80% знают основные дорожные знаки, умеют вести себя на улице.

      Нам удалось также повысить активность и ответственность родителей в вопросах воспитания у детей культуры безопасного поведения на дорогах, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. 93%  родителей отмечают, что их дети при переходе через проезжую часть внимательны и осторожны, а знания дорожной грамоты, приобретенные детьми в детском саду, дисциплинируют не только самих детей, но и их родителей. 98% опрошенных родителей используют автомобильные детские кресла и удерживающие ремни, 100% родителей ежедневно контролируют наличие у детей световозвращающих повязок.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о результативности и перспективности организации познавательно-исследовательской деятельности как эффективного вектора формирования  у детей дошкольного возраста компетентности  в области безопасного поведения на дороге.

12. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.        Авдеева        Н.Н.        Безопасность:        Учебное        пособие        по        основам безопасности     жизнедеятельности        детей     старшего     дошкольного возраста/ Н. Н. Авдеева, О. А. Князева, Р. В. Стеркина. - СПб.: Детство - Пресс, 2002. -144с.

2.        Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников/ К.Ю.Белая. -М.: Просвещение, 2001. – 98с.

3.        Бордачева И.Ю., Дорожные знаки: Для работы с детьми 4 - 7 лет - М.: Мозайка – Синтез, 2014.

4.        Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников/ Т.П. Гарнышева. - СПб.: Детство - Пресс, 2010. - 128с.

5.         Гуревич        А.        В.        Безопасность        ребенка        в        большом        городе: педагогические и социальные технологии/ А. В. Гуревич, Е. В. Хижнякова, Э. С. Акопова. - М., 2002

6.        От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозайка - Синтез, 2014. - с.

7.        Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие/ Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. - СПб.: Лань, 2000. - 448с.

8. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора/ Т.Ф.Саулина. - М.: Мозайка-Синтез, 2014. - 112с.

9. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно - транспортного травматизма/ О.Ю. Старцева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64с.

10. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособ. для воспит. детск. сада/ Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко. -М.: Просвещение, 2000.

11. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 -8 лет/ Т. А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников знаний о правилах безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность (из опыта работы)

Анализ статистических данных, проведенных совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выделить основные причины дорожных нарушений...

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения» Обеспечение безопасности детей на дороге ос...

АПО Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения на дороге посредством использования игровых технологий

Формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения на дороге....

Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Опыт работы  по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»....

Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»

Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»...

Опыт работы «Игровая технология «Умный дом» - эффективная практика формирования у дошкольников компетентности в области безопасного поведения на дороге»

  Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных. Так, в ряде нормативных правовых актов Российской Федерации определяются и ...