Педагогический опыт «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге»
методическая разработка по обж
Каждый год на дорогах Российской Федерации совершается огромное количество дорожно-транспортных происшествий, жертвами которых зачастую становятся дети и подростки. Детский травматизм становится результатом несоблюдения правил дорожного движения и является одной из самых болезненных проблем в наши дни.
Сформировать дорожную грамотность поможет знание и соблюдение правил дорожного движения. Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным. Соблюдение этого условия – важнейшая задача находящихся рядом с ним взрослого. От того, насколько эффективными будут инструменты педагогического воздействия, зависит эффективность самого процесса формирования осознанного отношения к соблюдению дорожных правил.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 91.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Озерского городского округа
Детский Сад компенсирующего вида №53 «Сказка»
Педагогический опыт
«Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге»
подготовила:
воспитатель 1 квалификационной категории
Слободчикова Марина Валерьевна
г.Озерск
2025 год
Содержание
1 | Паспорт опыта | |
2 | Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования | |
3 | Актуальность личного вклада педагога в развитие образование | |
4 | Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования | |
5 | Цель и задачи педагогической деятельности | |
6 | Ожидаемый результат | |
7 | Принципы составления опыта | |
8 | Ведущая педагогическая идея | |
9 | Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования и степень ее новизны | |
10 | Технология описания опыта | |
11 | Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты | |
12 | Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника | |
13 | Список информационных ресурсов | |
14 | Заключительные положения |
Паспорт опыта
Наименование | «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге». |
Разработчик | Воспитатель: Слободчикова Марина Валерьевна |
Срок реализации | 2023 – 2026 учебный год |
Участники | Дети дошкольного возраста, воспитатель, родители. |
Количественный состав группы | 10 детей.
|
Цель | создание благоприятных условий для формирования у дошкольников осознанно правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения. |
Ожидаемые результаты | для педагога:
для детей:
|
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Научно – исследовательские:
- изучение трудов специалистов в области формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дороге (Н. Н. Авдеевой, Р., Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гостюшиным, Н. И. Клочановым, М.М Котик, О. А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгиной и др).
- анализ передового опыта коллег.
Методические:
- изучение теоретических основ формирования основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста на дороге;
- участие в вебинарах: «Учим детей навыкам безопасного участия в дорожном движении», «Интерактивные формы обучения дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге»;
- прохождение КПК.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образование
Каждый год на дорогах Российской Федерации совершается огромное количество дорожно-транспортных происшествий, жертвами которых зачастую становятся дети и подростки. Детский травматизм становится результатом несоблюдения правил дорожного движения и является одной из самых болезненных проблем в наши дни.
Сформировать дорожную грамотность поможет знание и соблюдение правил дорожного движения. Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным. Соблюдение этого условия – важнейшая задача находящихся рядом с ним взрослого. От того, насколько эффективными будут инструменты педагогического воздействия, зависит эффективность самого процесса формирования осознанного отношения к соблюдению дорожных правил.
В условиях накопления данного опыта мы старались создать объемную методическую копилку, предполагающую использование разнообразных форм работы с детьми по формированию основ безопасного поведения на дороге.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Жажда знаний, желание постоянно открывать что – то новое ставит дошкольников перед лицом реальной опасности, в частности, в момент пребывания на улице. Этим обосновано внимательное отношение педагогов к проблеме ознакомления детей с правилами дорожного движения уже в детском саду. Учить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях – вот основные задачи, решаемые педагогами всех возрастных категорий.
Интерес к изучению проблемы формирования у детей основ дорожной грамотности нашел свое отражение в объемной углубленной работе, в результате чего сформировался представленный опыт. В основу опыта легли научно – исследовательские труды отечественных и зарубежных авторов. Так, путем углубленного изучения методической и психолого – педагогической литературы удалось выяснить, что наиболее эффективным методом упрочнения знаний детей о правилах дорожного движения является систематическое повторение в различных формах деятельности. Преимущество при этом отдается игровым ситуациям, в ходе которых дети обыгрывают реальные дорожные обстоятельства. Данные выводы подкреплены работами ведущих специалистов в данной области (Н. Н. Авдеевой, Р., Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гостюшиным, Н. И. Клочановым, М.М Котик, О. А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгиной и др).
В условиях внедрения Федеральной образовательной программы ДО педагогам необходимо использовать также все многообразие форм и методов работы по формированию у дошкольников устойчивых знаний о правилах безопасного поведения на дороге, в том числе привлекая родителей и социальных партнеров. Также необходимо поддерживать интерес детей, их инициативу и самостоятельность.
В основу настоящего опыта легли традиционные и инновационные методики, позволившие создать объемную методическую копилку.
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: создание благоприятных условий для формирования у дошкольников осознанно правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Для достижения данной цели мы поставили перед собой ряд частных задач:
для педагога:
- повысить личный уровень теоретических знаний по изучаемой теме;
- расширить содержание основной образовательной программы ДОО посредством включения дополнительных форм работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма;
- создать объемную методическую базу для дальнейшего применения на практике и передачи опыта коллегам;
- выстроить систему тесного взаимодействия с родительской общественностью, заручиться их поддержкой, а также повысить уровень дорожной грамотности;
- создать объемную методическую базу для дальнейшего применения на практике и передачи опыта коллегам.
для детей:
- познакомить дошкольников с правилами дорожного движения;
- конкретизировать знания дошкольников о видах и значении знаков дорожного движения;
- обогатить опыт безопасного поведения дошкольников в распространенных жизненных ситуациях;
- сформировать у дошкольников сознательное отношение дошкольников к собственной жизни;
- расширить знания дошкольников о работе сотрудников ГИБДД;
- развивать коммуникативные навыки дошкольников;
- развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- развивать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- содействовать воспитанию дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения;
- воспитывать культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
Ожидаемый результат:
для педагога:
- удастся повысить личный уровень теоретических знаний по изучаемой теме;
- удастся расширить содержание основной образовательной программы ДОО посредством включения дополнительных форм работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма;
- удастся выстроить систему тесного взаимодействия с родительской общественностью, заручиться их поддержкой, а также повысить уровень дорожной грамотности;
- удастся создать объемную методическую базу для дальнейшего применения на практике и передачи опыта коллегам.
для детей:
- у дошкольников расширятся представления об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
- дошкольники овладеют навыками спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
- дошкольники овладеют умением детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
Принципы составления опыта
- Принципы безопасности жизнедеятельности.
Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения.
- Принципы индивидуального и дифференцированного подходов.
Обеспечение индивидуального подхода к дошкольникам с учетом их возможностей, интересов, индивидуального темпа развития. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т.п.
- Принцип интеграции.
Комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.
- Принцип учета возрастных особенностей.
Содержание и методы воспитательной работы должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.
- Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого.
Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.
- Принципы инклюзивного образования.
Организация образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно- этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей представленного опыта мы считаем формирование знаний о безопасности на дороге как важнейшего базиса становления личности ребенка – дошкольника.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования и степень ее новизны
Новизна представленного опыта заключается в создании комплексной системы по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством интеграции разнообразных форм работы, а также их модификаций с учетом инновационных методик и технологий.
Работа над темой происходила в несколько этапов:
- Подготовительный:
- Мониторинг индивидуального уровня знаний дошкольников.
- Постановка проблемы, поиск путей ее решения.
- Работа с информационными ресурсами, изучение теоретического материала и опыта коллег, работающих в схожем направлении.
- Повышение уровня собственных теоретических знаний и практических умений, участие в вебинарах, ознакомление с передовым опытом.
- Составление плана работы с воспитанниками.
- Планирование работы с родителями.
- Основной:
Создание условий для формирования опыта:
- обогащение РППС (маркеры игрового пространства, дидактические игры и пособия, атрибуты для организации сюжетно – ролевых игр, атрибуты и костюмы для инсценировок, наглядно – демонстрационный материал, коллекция мультфильмов и др);
- оформление картотеки игр и игровых ситуаций для удобства использования в подходящей ситуации;
- проведение занятий и бесед, создание условий для развития самостоятельной игровой деятельности, решение проблемных ситуаций.
Перспективный план работы с детьми средней группы
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | «Виды транспорта». | Познакомить детей с основными видами транспорта, формировать умение называть и отличать транспортные средства. Развивать зрительное восприятие, память и речь. Формировать уважительное отношение к предметам быта и окружающему миру. |
«Красный, желтый, зеленый». | Формировать у детей представление о светофоре и значении цветов светофора. Объяснить, что обозначает каждый цвет светофора. Развивать внимание и координацию. Формировать культуру поведения при переходе дороги. | |
«Транспорт специального назначения». | Познакомить с машинами, которые помогают людям (скорая помощь, пожарная, полиция, служба газа). Дать представление о внешнем виде и назначении каждого вида специального транспорта. Воспитывать уважение к профессиям людей, занятых в спецслужбах. | |
Досуг «Не играй на дороге!». | Создать у детей радостное настроение. Уточнить знание детей о различных видах транспорта, о сигналах светофора. Расширять словарный запас детей. Развивать быстроту, внимание, ловкость в игре, совершенствовать координацию движений. Воспитывать доброжелательность. | |
Октябрь | Занятие на улице «Пешеход и тротуар. Безопасное поведение рядом с дорогой» | Повторить основные правила поведения пешехода; где идти, как переходить дорогу. На наглядном примере показать тротуар, пешеходный переход, рассказать о правилах поведения рядом с проезжей частью. Формировать навыки ориентировки в окружающей среде. Учить нести ответственность за свою безопасность. |
«Остерегайтесь: дорога!» | Формировать осознание опасности игры на проезжей части и закрепить безопасное поведение. При помощи сюжетных картин показать почему дорога опасна для игр. Развивать социальные навыки, умение слушать и выполнять инструкции. Воспитывать осторожность и ответственность. | |
«Мы едем в автобусе» | Закрепить правила поведения в общественном транспорте, на остановке и при выходе/входе в автобус. Воспитывать культуру поведения. Рассмотреть ситуации, где нужно уступить место (пожилому, маме с ребёнком) в виде фотокейсов. | |
Ноябрь | «Говорящие дорожные знаки» | Познакомить детей с основными дорожными знаками для пешехода и транспорта, развивать умение их распознавать и действовать по ним. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать ответственность за соблюдение ПДД. |
«Пешеходы и транспорт» | Продолжать формировать практические навыки безопасного перехода дороги, умение ориентироваться в движении транспорта. Закрепить правила поведения на тротуаре и дороге. Пробуждать желание быть примерным пешеходом. | |
«Хочу все знать!» | Закрепить конкретные знания о правилах поведения на улице города. Уточнить знания, кто регулирует движение транспорта на улицах. Закрепить знания дорожных знаков. | |
«Школа Светофора» | Закрепить правила дорожного движения, умение правильно переходить дорогу, знать сигналы светофора, дорожные знаки. Развивать наблюдательность. | |
Декабрь | «Внимание! Наступила зима…» | Познакомить детей с особенностями поведения на дороге в зимнее время. Обратить внимание на опасности (скользкие поверхности, снежные заносы, уменьшенная видимость). Уточнить правила поведения в гололедицу. |
«В стране дорожных знаков» | Обобщить у детей представления о знаках дорожного движения. Развить внимание, умение ориентироваться в простых дорожных ситуациях, навыки безопасного поведения на улице. Воспитывать осторожность. | |
Развлечение «Зайчик на дороге» | Удовлетворить потребность детей в физической активности, а также поддерживать и укреплять их физическое и психическое здоровье. Углубить знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, ознакомить с правилами дорожного движения и дорожными знаками. | |
Сюжетно – ролевая игра «Автомобилисты и пешеходы» | Отработать алгоритм перехода дороги и поведение на остановке транспорта. Научить действовать спокойно и обдуманно в простых дорожных ситуациях. Воспитывать уважительное отношение ко всем участниками дорожного движения. | |
Январь | «Запомни, юный пешеход!» | Закрепить знания детей об ориентировании на дороге, применяя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях. |
Квест «Азбука безопасности» | Уточнить знания детей о правилах перехода через дорогу, где нет светофора. Закрепить правила поведения пешехода на улице. Продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает: лес, постройки. | |
«Куда спешат машины?» | Познакомить детей с 2-х сторонним и односторонним движением. Закрепить у детей названия городского транспорта (автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль), назначение каждого из них. | |
«Бульвар дорожных знаков» | Продолжить знакомить детей с дорожными знаками, с их назначением. Учить запоминать знаки через стихи. Обратить особое внимание детей на пешеходную разметку «зебра». | |
Февраль | «Двухколесный транспорт» | Познакомить детей с двухколесным транспортом и правилами безопасного передвижения. Способствовать развитию логического мышления. Учить быть осторожными, соблюдать скоростной режим. |
«Нужно слушаться без спора указаний светофора» | Обобщить имеющиеся знания о назначении светофора в дорожном движении, чередовании и расположении цветов. Закрепить знания перехода улицы по сигналам светофора. | |
«Моя дорожная грамота» | Продолжать ознакомление детей с дорожными знаками: познакомить их с информационно-указательными и запрещающими знаками. Обучить различению информационно-указательных, запрещающих и предупреждающих знаков. | |
«На железной дороге» | Углубить знания детей о видах транспорта, объяснив назначение железнодорожного транспорта и его особенности. Формировать осознание правил поведения на железной дороге. | |
Март | «Правила безопасного поведения вблизи проезжей части». | Углубить знания детей о правилах поведения на дороге. Закрепить знания о сигналах светофора, представления о функциональном назначении светофора. |
Сюжетно-ролевая игра «Мы - туристы». | Создать условия для развития самостоятельности дошкольников, совершенствования речевых навыков детей. Уточнить знания воспитанников о туризме. Отработать навык пересечения улицы в реальных условиях. | |
«Будь внимателен!» | Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. | |
Апрель | Решение проблемных ситуаций из цикла «Я – пешеход» | Активизировать мышление детей посредством развития способности к определению задач на основе поставленной проблемы. Закрепить знакомые правила дорожного движения. Развивать быстроту реакции. |
Аппликация «Наша улица» | Развивать творческие способности, умение передавать в рисунке несложную композицию городской улицы; | |
Спортивный досуг «Барбоскины учат ПДД» | Развивать координацию, внимание, наблюдательность, качества, необходимые для безопасного поведения на дороге. Развивать память, внимание, наблюдательность. | |
Май | «Безопасность превыше всего!» | Воспитывать уважительное отношение к правилам дорожного движения и желание следовать им. Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. |
Квест «В гости к Светофору!» | Совершенствовать и расширять игровые умения детей. Воспитывать желание знать и соблюдать правила дорожного движения. | |
«Как Маша в городе заблудилась» | Развивать логическое мышление, учить «просчитывать» различные ситуации, возникающие в дорожном движении. Воспитывать ответственность за свою безопасность. | |
«Друзья пешехода» | Развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания. Воспитывать уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им. Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. |
Перспективный план работы с детьми старшей группы
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | «Знакомство с улицей» | Расширять представления детей о проезжей части улицы, дать знания об одностороннем и двустороннем движении, разделительной полосе. Познакомить с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «переход», «пешеход». |
«Безопасность на дороге» | Закрепить знания детей об опасностях на дороге, повторить правила поведения на улице, в транспорте, правила дорожного движения. Формировать умение понимать дорожную символику на примере дорожных знаков. Развивать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку. | |
«В городском транспорте» | Расширять у детей основы культуры о правилах поведения в общественном транспорте; формировать осознанное отношение к правилам поведения в общественном транспорте; воспитывать уважительное отношение к незнакомым взрослым и сверстникам. | |
«Постовой на мостовой» | Познакомить детей с работой регулировщика движения; научить показывать сигналы «Путь свободен», «Внимание», «Остановись» и действовать в соответствии с ними. | |
Октябрь | «Безопасность на дороге» | Формировать осознанно-правильное отношение к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода. Активизировать речь детей через развитие умения организовывать свои действия и действия других. |
«Велосипед - мой друг» | Расширять представление о велосипеде. Учить различать дорожные знаки и правильно называть их назначение по заданной теме. Учить определять места игр и катание на велосипеде. | |
«Правила дорожные знать нам всем положено!». | Формировать знания, умения и практические навыки безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о правилах дорожного движения. Формировать первоначальные представления о культуре безопасного поведения на дороге и в общественном транспорте. Закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков. | |
«Наземный транспорт» | Закрепить знания детей о наземном транспорте и его видах. Учить систематизировать наземный транспорт по видам. | |
Ноябрь | «Знакомство с регулировщиком» | Формировать у детей основы безопасного поведения на дороге; уточнить представление о работе регулировщика, формировать представление о значении его жестов; развивать интеллектуально - творческие способности через умение решать проблемные ситуации. |
Сюжетно-ролевая игра «На улицах нашего города» | Продолжать учить выполнять установленные нормы поведения на дороге. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах, формировать самооценку своих поступков и поступков других людей на дороге, закрепить понятие «тротуар», «проезжая часть», «пешеходный переход», их назначения, уточнить и закрепить представление о сигналах светофора. | |
«Дорожные знаки» | Развивать творческое воображение; продолжать учить складывать полоски бумаги в трубочку, обводить детали по шаблону, правильно пользоваться ножницами, красиво и аккуратно вырезать детали, самим рисовать дорожные знаки, демонстрационный материал «На улице города». | |
«Школа юных пешеходов» | Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности. | |
Декабрь | «Опасности на дороге» | Закрепить знания детей о работе светофора, о дорожных знаках и их назначении. Закрепить и уточнить знания о правилах поведения на дороге. Учить применять полученные знания в играх. |
Конструирование «Путешествие в Знакоград» | Совершенствовать мелкую моторику, двигательные умения и навыки. Формировать навыки безопасного поведения на дорогах. Обучать анализу способов расположения частей, ориентируясь на образец, правильно располагать в пространстве геометрические фигуры. Закреплять пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу, в центре, впереди). | |
«Уроки Светофора» | Закрепить имеющиеся у детей знания о правилах дорожного движения, познакомить со знаками «Внимание – дети!», «Велосипедное движение запрещено!». Развивать интерес к знаниям правил дорожного движения. Воспитывать внимание, умение применять правила, полученные на занятиях, в повседневной жизни. | |
«Знающие пешеходы» | Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации. Развивать логическое мышление, память, ориентировку в окружающей детей обстановке. Учить различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Закрепить знания детей о видах транспорта, углубить знания детей о переходе дороги. | |
Январь | «Это всё мои друзья!» | Закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию узнавать его виды; закрепить представление о знаках дорожного движения, правила поведения на тротуарах и дорогах, обобщить понятия «улица», «дорога», «тротуар», «проезжая часть». Воспитывать сообразительность и находчивость, а также желание детей соблюдать правила ПДД в повседневной жизни. |
«Безопасное поведение детей на дорогах» | Закрепить знания детей о транспорте, о видах транспорта. Закрепить правила пользования общественным транспортом. Закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улице. Закрепить знания детей о сигналах светофора. Закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков. Совершенствовать навыки поведения на дороге через изучение знаков. | |
«Светофор» (нетрадиционное рисование) | Продолжать знакомить с разной техникой рисования (рисование пальчиком). Воспитывать интерес к рисованию, желание порисовать ещё. Напомнить и закрепить правила дорожного движения, уже знакомые детям. | |
Февраль | «Светлячки на дороге» | Расширять знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах городах, знакомить детей со светоотражающими элементами; развивать познавательную активность детей как участников дорожного движения; способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах, продолжить формировать умение принимать правильное решение в различных ситуациях. |
«Вперёд - к Олимпиаде по безопасной дороге!» | Закрепить устойчивые навыки безопасного поведения на улице. | |
Конструирование «Светофор» | Расширять представления о светофоре и его значении. Знакомить детей с приёмами конструирования из лего. Создать условия для формирования исследовательских умений у детей. Учить создавать модель светофора по схеме. Закрепить знания о правилах дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на дороге, желание выполнять правила дорожного движения. | |
Экскурсия «Перекресток» | Учить детей различать и называть дорожные знаки. Продолжать знакомить детей с правилами перехода через дорогу, используя дорожную ситуацию. Воспитывать культуру поведения на дороге, дисциплинированность, уважительное отношение к правилам дорожного движения. | |
Март | Ручной труд «Дорожные знаки» | Продолжать учить детей различать дорожные знаки, закреплять знание правил дорожного движения. Учить продумывать этапы работы, способы изготовления. Обучать приему изготовления трубочек из бумаги. Развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. |
«Шагающий автобус» | Закрепить знания детей о необходимости соблюдения правил дорожного движения; уточнить знания детей о работе светофора, правилах поведения пешеходов; учить анализировать и правильно оценивать свои поступки и поступки людей. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни. | |
Игра-квест «Безопасный самокат» | Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Развивать внимание, наблюдательность при выполнении задания. Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. | |
Лепка «Красный, жёлтый, зелёный» | Закреплять знания детей о светофоре, о его сигналах; | |
Апрель | ||
«Фликеры-наши друзья!» | расширять и систематизировать знания детей о безопасном поведении на дороге в темное время суток; • закреплять понятие «фликер», «светоотражатель»; • развивать умение находить светоотражающие элементы на одежде; • показать значимость фликера в обеспечении безопасности пешеходов в темное время суток; | |
Май | Сюжетно – ролевая игра «В городе». | Воспитывать уважительное отношение к другим пешеходам, пассажирам, уточнить культуру поведения на улице, в общественном транспорте, сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения. |
Квест – игра «В поисках сокровищ пирата». | Закреплять знания о назначении светофора и пешеходного перехода, навык применения правил дорожного движения в повседневной жизни. Продолжать формировать образные представления о поведении на дорогах и соблюдении правил дорожного движения в процессе различных видов деятельности. | |
«Детям о СИМ». | Познакомить детей с видами транспорта, относящегося к СИМ и велосипедам, с местами, где должно осуществляться движение с использованием СИМ и на велосипедах, согласно возрасту. | |
Познавательно-игровая программа "В лето на велосипеде" | Уточнить представления детей о правилах езды на велосипеде, формировать умение детей выявлять неправильное поведение людей на проезжей части. Прививать интерес к изучаемому предмету и безопасному образу жизни, воспитывать чувство ответственности за свое поведение в условиях дороги. |
Перспективное планирование для детей 6-7 лет (подготовительная группа)
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | «По дороге в детский сад» | Формировать у детей знания элементарных основ безопасного поведения на дороге; учить различать дорожные знаки, знать их назначение, применять знания, полученные ранее в практической деятельности; совершенствовать умение ориентироваться на местности. Воспитывать навыки осознанного использования ПДД и безопасного поведения на улице. |
«Знай и выполняй правила уличного движения» | Закрепить знания детей об улице и ее особенностях; | |
Аппликация «Машины на нашей улице» | Развивать познавательные интересы и процессы, умение наблюдать. Развивать творческие эмоционально-эстетические способности. Совершенствовать умение детей пользоваться ножницами. Воспитывать аккуратность в работе. Доставить радость от совместной деятельности. | |
«Незнайка на дороге» | Выявить умения и навыки безопасности поведения детей на улице; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и сигналов светофора. | |
Октябрь | Аппликация «Вот дорожный переход, осторожно пешеход» | Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее, в практической деятельности. Развивать способность к созданию задуманного продукта, совершенствовать накопленные практические навыки (создание макета улицы, дополнение его деталями). Развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками. |
«Ребенок на улице города» | Научить видеть и запоминать ориентиры и близлежащие строения. Развивать наблюдательность, внимание. Формировать представление о названии улицы и адреса детского сада. Активизировать словарь, познавательный интерес. | |
Рисование «Дорожная азбука» | Актуализировать представления детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках и их назначении. Способствовать применению полученных детьми знаний о дорожных знаках в повседневной жизни через разные виды деятельности. Воспитывать культуру поведения и осознанное отношение к своей безопасности на дороге. | |
Ноябрь | Досуг «Друзья Цветика-Семицветика» | Закрепить знания о правилах поведения на проезжей части. Совершенствовать представление о дорожных знаках; развивать умение ориентироваться в дорожных ситуациях; способствовать созданию положительного эмоционального настроения. |
Пластилинография «Мой друг светофор» | Воспитывать желание соблюдать ПДД. Закрепить представления о светофоре и знании сигналов светофора (красный, желтый, зеленый). Закреплять технические приемы лепки: отщипывание, примазывание равномерно по всей поверхности, расплющивание. | |
«Грамотный пешеход» | Закреплять знания детей о светофоре и его сигналах; систематизировать и закрепить знания детей о дорожных знаках и их назначение; развивать способность к составлению развернутых ответов на поставленный вопрос; формировать понятие «можно – нельзя» к ситуациям дорожного движения; воспитывать желание играть в речевые игры. | |
«Тучка злючка в гостях у ребят» | Учить детей выбирать правильное поведение при плохих погодных условиях. Воспитывать у детей внимательное отношение к изменяющимся погодным условиям. Формировать знания о правилах дорожного движения пешеходов и водителей в любую погоду. | |
Декабрь | Квест - игра по ПДД «Засветись в темноте» | Закреплять знания детей о видах транспорта Повторить знаки дорожного движения вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения Воспитывать культуру поведения Развивать, наблюдательность, память логическое мышление Активизировать диалогическую, монологическую речь. |
«Правила дорожного движения» | Расширить представления детей о правилах дорожного движения. Закрепить знание правил перехода через проезжую часть улицы; воспитывать ответственность за свою безопасность. Формировать умение детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья. Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу (правило светофора). | |
«Дорожные знаки» | Учить детей различать и понимать, что обозначают дорожные знаки сервиса. Прививать умение применять свои знания на практике. Развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей обстановке. Воспитывать культуру поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении и знаний обозначения знаков дорожного движения. | |
Январь | «Светлячки на дороге» | Расширять знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах городах, знакомить детей со светоотражающими элементами; развивать познавательную активность детей как участников дорожного движения; способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах, продолжить формировать умение принимать правильное решение в различных ситуациях. |
«Веселые старты!» (совместно с родителями) | Формировать устойчивые навыки безопасного поведения на улице. Способствовать у детей осознанному пониманию важности изучения правил дорожного движения для обеспечения собственной безопасности. Углубить знания о сигналах транспортных и пешеходных светофоров, их значении, а также о дорожных знаках, предназначенных для пешеходов. Вовлечь родителей в образовательный процесс. | |
Конструирование «Светофор» | Расширять представления о светофоре и его значении. Знакомить детей с приёмами конструирования из лего. Создать условия для формирования исследовательских умений у детей. Учить создавать модель светофора по схеме. Закрепить знания о правилах дорожного движения. | |
Экскурсия «Перекресток» | Учить детей различать и называть дорожные знаки. Продолжать знакомить детей с правилами перехода через дорогу, используя дорожную ситуацию. Развивать мышление, внимание и память, пополнять активный словарь. Воспитывать культуру поведения на дороге, дисциплинированность, уважительное отношение к правилам дорожного движения. | |
Февраль | «Безопасная дорога» | Учить изображать различные виды транспорта, их форму, строения, пропорции (соотношение частей по величине), закреплять умение изображать легко контур простым карандашом и закрашивать гуашью, развивать умения дополнять рисунок характерными деталями, доводить замысел до конца, оценивать свою работу, работать аккуратно. |
«Смешарики и правила дорожного движения» | Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, видах транспортных средств, дорожных знаках, видах переходов, сигналах светофора; развивать память, внимание, наблюдательность. Воспитывать чувство ответственности и осторожное поведение на улицах. | |
Досуг «Путешествие в страну «Светофорию» | Создать положительный эмоциональный настрой; закреплять представления детей о назначении светофора и его сигналов; закреплять полученные знания о правилах дорожного движения; развивать внимательность, логическое мышление, память, ориентацию в окружающей обстановке; воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте. | |
Ручной труд «Пешеходный переход» | Продолжать обучать детей различению дорожных знаков и закреплению знаний правил дорожного движения. Формировать у них навыки планирования этапов работы и методов изготовления. Воспитывать стремление делиться своими знаниями с друзьями и младшими детьми. | |
Март | «Опасные участки на пешеходной части улицы» | Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы. Развивать практические навыки ориентирования на пешеходной части улицы. Воспитывать культуру поведения у детей во время движения по пешеходной части улицы. |
«Уходите с мостовой, не рискуйте головой!» | Напомнить детям правила поведения на улице, в транспорте. Развивать чувство самосохранения. Воспитывать чувство коллективизма. | |
«Азбука пешехода» | Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения; Закрепить полученные знания о дорожных знаках через дидактическую игру «Собери знак»; Способствовать умению детей работать с макетами; Создать условия для развития внимания, наблюдательности при выполнении заданий; Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно применять свои знания на практике. | |
Досуг «Как Машеньку учили правилам дорожного движения» | Воспитывать у дошкольников правила безопасного поведения на дорогах. | |
Апрель | Развлечение «В гостях у Фликера» | Расширять представления детей о правилах дорожного движения. Закреплять значение дорожных знаков и умение отгадывать их по словесному описанию. Упражнять в умении отличать правильные поступки на дороге от неправильных. Продолжать развивать двигательную активность в подвижных играх. Воспитывать дружеские взаимоотношения при выполнении разных заданий. |
Познакомить детей с фликером и светоотражающими элементами, рассказать о необходимости использования светоотражающих элементов на верхней одежде воспитанников. Развивать познавательную активность детей как участников дорожного движения. Закрепить знание детей о правилах дорожного движения в форме игровой деятельности. Воспитывать в детях грамотных пешеходов. | ||
«Фликер – это знак такой: важный, нужный нам с тобой!» | ||
Май | «Строим улицу» | Углубить и расширить знания детей о профессии строителя. Закрепить понимание Правил дорожного движения. Воспитывать интерес и любознательность к окружающему миру. |
«Правила прохождения проезжей части и движение по улице» | Закрепить навыки безопасного перехода проезжей части на пешеходном переходе: осмотреться налево и направо, а в случае необходимости – остановиться на разделительной линии. Объяснить, что по улице следует двигаться по правой стороне, а вне населённых пунктов – только с взрослыми, по краю обочины и навстречу движению транспорта. Воспитать культуру безопасного перехода проезжей части. | |
«Чем накормить автомобиль» | Закрепить знания детей о том, что способствует работе двигателя автомобиля. Развивать память и логическое мышление. | |
Досуг «Путешествие в страну дорожного движения» | Закреплять знания детей о правилах перехода дороги пешеходами, знания сигналов светофора, дорожных знаков, пешеходного перехода. Развивать интерес к изучению ПДД; развивать ловкость, чувство равновесия, координацию движений, слуховое внимание. Расширить словарный запас детей словами и выражениями, относящимися к тематике дорожной безопасности. |
Организация взаимодействия с родительской общественностью
Психологи утверждают, что современным родителям очень важна поддержка воспитателя, проявление понимания с его стороны. Постоянный контакт с семьёй позволяет пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников средней группы
Содержание деятельности | Сроки |
Онлайн - опрос «Как вы обучаете детей ПДД?». | сентябрь |
Индивидуальные беседы по итогам анкетирования. Практически рекомендации. | октябрь |
Памятка по обучению детей ПДД. Буклет «О световозвращателях». | ноябрь |
Буклет «Советы родителям по ПДД». | декабрь |
Размещение в приемной игр на закрепление ПДД. Маршрут выходного дня «Прогулка к перекрестку, или как вести себя на зимней дороге». | январь |
Консультация «Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма». | февраль |
Папка – передвижка «Советы родителям по ПДД». Буклет «Безопасность на прогулке». | март |
Конкурс творческих поделок «Необычный Светофор». | апрель |
Родительское собрание. «Ребенок и правила дорожного движения». | май |
Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников старшей группы
Содержание деятельности | Сроки |
Анкетирование «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения» | сентябрь |
Консультация «Правила дорожного движения» | октябрь |
Консультация «Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма» | ноябрь |
Памятка «Советы родителям по ПДД» | декабрь |
Памятка родителям по воспитанию грамотного пешехода» | январь |
Папка – передвижка «Советы родителям по ПДД» | февраль |
Буклет «Засветись на дороге – сбереги свою жизнь!» | март |
Анкетирование «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения» | апрель |
Родительское собрание: «Знает правила семья - значит знаю их и я» | май |
Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников подготовительной группы
Содержание деятельности | Сроки |
Информационный лист «Автокресло для дошкольника». | сентябрь |
Буклет «Что должен знать дошкольник о безопасности на дороге?». | октябрь |
Папка – передвижка «Расскажите детям о правилах дорожного движения в сказочных историях». | ноябрь |
Фотоакция «Я пристегнут!». | декабрь |
Памятка «Какие дорожные знаки должен знать дошкольник?». Маршрут выходного дня «К перекрестку». | январь |
Интерактивный плакат «Читаем детям о ПДД». | февраль |
Консультация «Внимание! Гололед!». | март |
Консультация «Отдых и ПДД». | май |
- Заключительный этап:
- Контрольный мониторинг уровня знаний детей.
- Подведение итогов.
- Анализ результатов.
- Прогнозирование планов на будущее.
Технология описания опыта
Работая над темой, мы активно пытались выстроить отлаженную систему по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, старались продумать такие формы взаимодействия, которые затрагивали бы все виды детской деятельности. Наиболее эффективным оказался метода проектов. Подчеркнем, что особая педагогическая значимость проектного метода в работе ДОО заключается в формировании собственного жизненного опыта дошкольника, активного сотрудничества педагогического коллектива с родителями воспитанником и социальными партнерами, что благоприятно сказывается на качестве воспитательно - образовательного процесса.
Накопленный опыт работы позволил отметить высокую результативность данной технологии. Реализуя проекты, дети берут на себя роль активных участников воспитательно - образовательного процесса, что подталкивает их к саморазвитию. Приобретение еще в период дошкольного детства опыта самостоятельной деятельности способствует развитию у ребенка уверенности в себе, инициативности, формирования умения находить выход из трудной ситуации.
В рамках реализуемых проектов мы ежемесячно проводим мероприятия с детьми и родителями, направленные на профилактику детского дорожно – транспортного травматизма. В систему мероприятий с детьми мы включаем разные формы работы: организацию занятий, разных видов игр (сюжетно – ролевые, театрализованные, режиссерские, дидактические, подвижные), чтение художественных произведений, работа с иллюстративным материалом, наблюдения на прогулке, продуктивные виды деятельности (рисование, включая нетрадиционное, лепка, аппликация, конструирование), проблемные ситуации и др.
Работа с родителями также разнообразна и включает в себя традиционные (оформление информационных стендов, распространение памяток и буклетов, консультирование) формы взаимодействия.
Кроме того, проводились встречи с работниками ГИБДД.
Анализируя свою деятельность, можем с уверенностью сказать, что тесное сотрудничество с родителями приносит свои результаты. Многие семьи поделились, что стали гораздо ответственнее подходить к соблюдению правил дорожного движения, чаще проводить профилактические беседы с детьми, смотреть полезные мультфильмы по нашим рекомендациям.
В ходе углубленной работы по накоплению опыта особое внимание мы уделяли организации развивающей среды.
- Макет перекрёстка, имеющий съёмные детали.
- Макет светофора с переключающимися сигналами.
- Маркеры игрового пространства (настольные маркеты для организации индивидуальных игр).
- Комплект дорожных знаков.
- Карточки-схемы, изображающие жесты регулировщика.
- Основные элементы одежды инспектора ДПС и атрибуты (его фуражка, жилет, жезл).
- Дидактические игры «Раздробленные картинки», «Лото», «Мемори».
- Художественная литература.
- Коллекция мультфильмов «(«Смешарики», «Аркадий Паровозов»).
- Картинки с изображением опасных ситуаций, которые могут произойти на проезжей части.
Следует отметить, что организация среды выполнена строго в соответствии с принципами ФГОС, а также с опорой на требования СанПин.
Таким образом:
- материалы подобраны в соответствии с возрастными особенностями воспитанников;
- материалы увлекательны и удовлетворяют интересам воспитанников
- материалы эстетически оформлены;
- материалы удобны в использовании и доступны каждому воспитаннику.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Диагностика, проведенная в начале и в конце работы над темой, позволила выявить ее высокую эффективность. Убедиться в этом позволят диаграммы.
Начало работы
Окончание работы
По итогам работы мы можем судить о достижении следующих результатов:
- у дошкольников расширились познания об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
- дошкольники овладели навыками спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
- дошкольники овладели умением детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
Что касается личных результатов, то:
- удалось повысить личный уровень теоретических знаний по изучаемой теме;
- удалось расширить содержание основной образовательной программы ДОО посредством включения дополнительных форм работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма;
- удалось выстроить систему тесного взаимодействия с родительской общественностью, заручиться их поддержкой, а также повысить уровень дорожной грамотности;
- удалось создать объемную методическую базу для дальнейшего применения на практике и передачи опыта коллегам.
Таким образом, полученные результаты позволяют отметить высокую эффективность проделанной работы.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
Как известно, любой заинтересованный педагог желает посмотреть, как работает педагог-мастер, узнать, какие методы и приемы он использует, чтобы добиться высоких педагогических результатов в воспитании и развитии детей. Особенно это актуально для начинающих педагогов, которые испытывают затруднения и ищут ответ у коллег.
Мы искренне надеемся, что наши достижения и наработки позволят коллегам добиться успехов в своей педагогической деятельности, поэтому широко транслируем личный опыт работы в СМИ. Среди наших публикаций:
- статьи «Азбука дорожной безопасности для родителей с детьми»; «И в темноте будь заметен»; «Используй автокресло»
- рекомендации педагогам по обучению дошкольников правилам дорожного движения;
- информационные посты для родителей в личной группе в социальной сети ВКонтакте.
Заключительные положения
Как только ребенок встал на ноги и научился ходить, – он стал пешеходом. Подрос, сел на велосипед, – и он уже водитель, поехал с родителями на дачу, – стал пассажиром. И каждая из этих ролей таит в себе потенциальную опасность.
Реалии современного мира таковы, что дети, сами того не ведая, представляют собой самую незащищенную категорию участников дорожного движения. Как показывают исследования, поведение детей на дороге обусловлено особенностями их восприятия дорожных ситуаций. Из-за сравнительно небольшого опыты передвижения по улице, у них не успело сформироваться чувство опасности, отсутствует страх, они плохо ориентируется в пространстве.
Именно поэтому ответственность за жизнь и здоровье детей несем мы, взрослые. Это мы должны обеспечить им максимальную безопасность - научить правилам дорожного движения, помочь усвоить основные понятия системы дорожного движения, научить важнейшим правилам поведения на дороге.
Представленный опыт апробирован на практике и может быть рекомендован коллегам в качестве надежной методической базы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дороге.
Список информационных ресурсов
Методическая литература:
- Авдеева Н. Ю., Стеркина Р., Князева О. Безопасность / Н. Ю. Авдеева, Р. Стеркина, О. Князева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
- Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников / К. Ю. Белая. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2022.
- Бочко А. Правила дорожного движения: для детей / А. Бочко. - М.: Питер, 2019.
- Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие / В.Н. Кирьянов. - М.: «Тритий Рим», 2018.
- Кочетова Н. А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей / Н. А. Кочетова. - М.: Учитель, 2020.
- Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения / Т. Ф. Саулина. – М.: Мозаика-синтез, 2019.
Электронные ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения» Обеспечение безопасности детей на дороге ос...

Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения»
Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения»...
Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».
Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»....

Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Обобщение опыта работы воспитателя старшей группы по формированию основ безопасного поведения....

Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Обобщение опыта работы...

Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Обобщение опыта работы воспитателя...

Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»
Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»...


