ПРОЕКТ на тему: «Каждый кузнец своего здоровья» Знакомство с основами здорового образа жизни средствами устного народного творчества и литературы.
методическая разработка по обж (старшая группа)
В последнее время наблюдается тенденция роста количества детей с нарушениями речи. Чаще всего дети еще и соматически ослабленные. Поэтому возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний,
успешной адаптации, укреплению здоровья.
Свой проект я решила реализовывать через речевой материал, а наиболее благоприятной почвой является народный фольклор. О здоровье людей, их здоровом образе жизни, народом высказано много мудрых мыслей, придумано много поговорок и пословиц. Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками: на прогулке, во время приема пищи, на занятиях физкультуры, в театрализованной деятельности, развлечениях, помогая находить новые формы развития двигательных способностей,
прививая интерес к устному творчеству народа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.97 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130
ПРОЕКТ на тему:
«Каждый кузнец своего здоровья»
Знакомство с основами здорового образа жизни средствами
устного народного творчества и литературы.
Подготовила и реализовала: воспитатель Кармилицина А.Н . |
г. Калининград, 2024-2025
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта | ПРОЕКТ : «Каждый кузнец своего здоровья» Знакомство с основами здорового образа жизни средствами художественной литературы и устного народного творчества |
Вид проекта | Познавательно-игровой, исследовательский, долгосрочный |
Разработчик проекта | Воспитатель: Кармилицина.А.Н. |
Основные исполнители проекта (участники проекта) | Воспитатель группы, воспитанники старшей группы №12, родители воспитанников |
Место реализации проекта | г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 130 |
Цель проекта | Знакомство с основами здорового образа жизни средствами |
Основные задачи Проекта | формировать представления о составляющих здорового образа жизни и понятиях, противоречащих здоровому образу жизни; |
Гипотеза проекта | В последнее время наблюдается тенденция роста количества детей с нарушениями речи. Чаще всего дети еще и соматически ослабленные. Поэтому возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, Свой проект я решила реализовывать через речевой материал, а наиболее благоприятной почвой является народный фольклор. О здоровье людей, их здоровом образе жизни, народом высказано много мудрых мыслей, придумано много поговорок и пословиц. Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками: на прогулке, во время приема пищи, на занятиях физкультуры, в театрализованной деятельности, развлечениях, помогая находить новые формы развития двигательных способностей, |
Ожидаемые результаты реализации Проекта (польза проекта) | Через устное народное творчество и литературу участники проекта научатся бережнее относиться к своему здоровью, применять полученные знания в жизни. |
Критерии эффективности проекта |
|
Основные принципы Проекта |
|
Нормативно-правовая база проекта | Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Федеральный закон от 24.09.2022 №371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации. |
Обеспечение проекта: материально-техническое | -ИКТ; - магнитная доска - передвижной мольберт - энциклопедическая, специальная, художественная и детская литература -дидактические игры и игрушки -печатные пособия: демонстрационный материал, дидактический раздаточный материал, - настольные игры -простой карандаш; набор цветных карандашей, краски. -костюмы -шапочки |
Воспитатель подготовительной группы №12 Кармилицина А.Н.
Разработку проекта «Каждый кузнец своего здоровья». Знакомство с основами здорового образа жизни средствами устного народного творчества
с 01.10.2023 – 31.03.2024 г. подтверждаю:
Заместитель заведующего по ВМР Н.Н.Лосицкая
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130 В.Г.Александрова
Актуальность темы проекта:
В последнее время наблюдается тенденция роста количества детей с
нарушениями речи. Чаще всего дети еще и соматически ослабленные.
Поэтому возникает необходимость поиска различных путей и методов,
способствующих более качественному усвоению необходимых знаний,
успешной адаптации, укреплению здоровья. Свой проект я решила
реализовывать через речевой материал, а наиболее благоприятной почвой
является народный фольклор и чтение художественной литературы. О здоровье людей, их здоровом образе жизни народом высказано много мудрых мыслей, придумано много поговорок и пословиц. Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками: на прогулке, во время приема пищи, на занятиях физкультуры, в театрализованной деятельности, развлечениях, помогая находить новые формы развития двигательных способностей, прививая интерес к устному творчеству народа и художественной литературе.
«Учить детей следует на лучших образцах родного языка.
С раннего возраста развивать интерес и любовь к народному эпосу,
народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам
детской литературы. Всё это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре» К. Д. Ушинский.
Через литературные произведения и устное народное творчество участники проекта научатся бережнее относиться к своему здоровью, применять полученные знания в жизни. Пополнят активный словарный запас пословицами и поговорками
Проблема: Поиск различных путей и методов, способствующих более
качественному усвоению необходимых знаний, успешной адаптации,
укреплению здоровья через речевой материал, а наиболее благоприятной
почвой является народный фольклор.
Цель: Знакомство с основами здорового образа жизни средствами художественной литературы и устного народного творчества
Задачи:
∙ - формировать представления о составляющих здорового образа жизни
и понятиях, противоречащих здоровому образу жизни;
∙ - владение речью как средством общения и культуры, выяснить чем
пословица отличается от поговорки;
∙ - развитие речевого творчества, познавательного интереса к
фольклорным и авторским высказываниям;
∙ - коммуникативное, этическое, эстетическое воспитание через освоение
фольклорных форм о здоровом образе жизни.
∙ - привлекать родителей к участию в жизнедеятельности ДОУ оказывать
помощь в воспитании и развитии детей, вовлекать в образовательный
процесс
Прогнозируемый результат:
∙ Дети научатся речевому общению с окружающими , овладеют
литературным языком своего народа
∙ Систематизировать у детей представления о ЗОЖ, дети узнают, чем
пословицы отличаются от поговорок, узнают много новых пословиц и
поговорок, научатся понимать их смысл и смогут проверить их
значение на собственном опыте.
∙ Привлечь родителей использовать пословицы и поговорки о ЗОЖ в
повседневной жизни.
∙ Самообразование родителей
Продукт проекта:
Групповая книга «Здоровый образ жизни в пословицах и поговорках».
Оформление картотек:
«Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни»
«Подвижные русские народные игры»
Работа с родителями
1. Ознакомить родителей с задачами проекта.
2. Выпуск буклета «Здоровье и здоровый образ жизни»
3. Выставка детских работ на тему: «Пословица в рисунке» (Рисуем всей
семьей).
4. Совместный выпуск :
- групповой книги ««Здоровый образ жизни в пословицах и поговорках».
- оформление картотек:
«Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни»
«Подвижные русские народные игры»
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный (01.10 – 31.10)
- Определение темы проекта.
- Постановка цели и задач проекта.
- Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
- Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
- Составление плана основного этапа проекта. Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
- Привлечение родителей к совместной работе над проектом:
- Помощь родителей в выпуске групповой книги и каталогов
2 этап. Основной
Ноябрь:
№ | Мероприятие, вид деятельности, форма работы |
1. | Я. О. Каменский: «Пословица есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается» Знакомство с пословицами и поговорками о здоровье. -«Береги платье снову, а здоровье смолоду». Необходимо заботиться о своём здоровье с раннего возраста. -«Здоровье собирается золотниками, а тратится — пудами». Здоровье накапливается маленькими шагами, и важно заботиться о нём постоянно. -«Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится». При болезни или плохом самочувствии часто теряется аппетит, и пища перестаёт быть привлекательной. |
2. | Беседа: «Здоровому все здорово» при использовании пословиц, загадок,стихов |
3. | Пересказ русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» |
4. | Беседа: «Берегись – не подавись» на основе сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» |
5. | Консультация для родителей в образовательный чат: «Берегись не подавись» |
Декабрь
№ | Мероприятие, вид деятельности, форма работы |
1. | Чтение сказки В. Сутеева «Палочка выручалочка» |
2. | Беседа: «Сохранение жизни и здоровья в экстремальных ситуациях» |
3. | Экспериментальная деятельность «Как правильно поднять тяжести» «Я помогу тебя вытащить» |
4. | Объяснение пословицы и познавательная игра: «Сноровка и умение — в беде спасение. Жизнь и окружающий мир полны различных опасностей, которые влияют на здоровье. В сложные ситуации может попасть каждый, и не всегда удаётся решить их взрослым, а тем более детям. Поэтому важно знать правила безопасности и уметь ими пользоваться в экстремальных ситуациях. |
Январь
№ | Мероприятие, вид деятельности, форма работы |
1. | Знакомство с пословицами и поговорками о глазах и зрении: «Глаза — не очки, выбьешь — не купишь» «Глаза ушей вернее! — Глаза верят самим себе, уши – другим людям! Это означает, что верить надо не слухам, а своим глазам. |
2. | Чтение «Друзья не растут в огороде» /история слепого мальчика/ |
3. | «Сказка про слепого медвежонка» |
4. | Экспериментальная деятельность:
|
Февраль
№ | Мероприятие, вид деятельности, форма работы |
1. | Знакомство с пословицами и поговорками: Чистота – лучшая красота. |
2. | Чтение болгарской народной сказки: «Сливы за мусор» |
Просмотр мультфильма «Федорино горе» | |
3. | Игра: «Определи последнее слово и закончи пословицу или поговорку» |
4. | Экспериментальная деятельность:
|
3 этап - Заключительный:
- Оформление групповой книг0и: «Здоровый образ жизни в пословицах и поговорках».
- Оформление картотек:
- «Пословицы и поговороки о здоровом образе жизни»
«Подвижные русские народные игры»
Литература:
1. Даль, В.И. Пословицы русского народа. / В.И Даль. – М,
«Художественная литература», 1989
2. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/
Ю.Г.Круглов. – М: «Просвещение», 1990.
3. Маханева М. Д. «Здоровый ребенок»
4. Мосалова Л. Л. «Я и мир»
5. Сысоев, В.Д. Пословицы и поговорки. / В.Д. Сысоев. – М: АСТ.
Астрель, 2007.
6. Тарасова Т.А., Власова Л.С. «Я и моё здоровье».
7. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровье сберегающая система».
8. Ушакова, О. Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. / О.
Д.Ушакова. - Санкт-Петербург: Литература,
Интернет ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/03/30/poslovitsy-i-pogovorki-o-zdorove
https://moiseeva-ds46-schel.edumsko.ru/articles/post/3311021
Список художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни.
- О физическом воспитании - Е. Кан «Наша зарядка»; В. Суслов «Про Юру и физкультуру».
- О закаливании - М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»; О. Высотская «Волны»; С. Михалков «Про мимозу»; В. Лебедев-Кумач «Закаляйся!»; А.Иванов «Как Хома зимой купался»
- О сне - П. Воронько «Спать пора»; Н. Лоткин «Тихий час»; С. Михалков «Не спать»; С. Маршак «Дремота и зевота».
- О питании - 3.Александрова «Большая ложка»; А. Кардашова «За ужином»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду».
- О санитарно-гигиенических навыках - А. Кузнецова «Кто умеет?»; Н. Найденова «Наши полотенца»; М.Яснов «Я мою руки»; К. Чуковский «Мойдодыр». В. Приходько «Вот когда я взрослым стану…»; Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу».
- О прогулке - А. Барто «Прогулка»; И. Беляков «На санках»; Е. Благинина «Проулка»; И. Залетаева «Скакалочка»; В. Донникова «На катке»; Г. Глушнев «Горка»; А. Кузнецова «Качели»; «Зимой»; Г. Ладонщиков «Золотистая гора»; «В день морозный»; «Помощники весны»; С. Михалков «Прогулка».
- О психологическом климате в группе и дома - 3. Александрова «Шарик»; И. Демьянов «В детский сад пришла я с мамой»; А. Кузнецова «Подружки»; Н. Найденова «Новая девочка»; Г. Ладонщиков «Я не плачу».
- О болезнях, их лечении и профилактике - Р. Кудашева «Петушок»; С. Михалков «Прививка». М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода»; С. Михалков «Дядя Степа—милиционер», «Шагая осторожно...»; В. Семернин «Запрещается — разрешается!»; И. Серяков «Горят огни на перекрестках»; О. Тарутин «Для чего нам светофор». С.Афонькин «Как победить простуду», «Как стать сильным?», «Зачем делать зарядку?», «Откуда берётся болезнь»; В.Голявкин «Про Вовкину тренировку»;
- О поведении в различных ситуациях - Шалаева Г.П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Методическая разработка ориентирована на выявление возможностей развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. В связи с поставленной целью рассмотрено сост...

ПРОЕКТ : « Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».
«Надо предпочесть того педагога, Который идёт новыми путями. Каждое его слово, каждый поступок несёт на себе печать незабыва...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помога...

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн...
презентация на тему "Повышение речевой активности у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества".
Данный материал будет полезен педагогам для самообразования....
Проект на тему: "Развитие речи детей средствами устного народного творчества".
Актуальность проекта: Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальн...
Консультация на тему «Знакомство детей с традиционной культурой Нижегородской области. Устное народное творчество»
Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один ест...
