«Электричество – друг или враг?»
проект по обж (подготовительная группа)

Шемякова Лилия Николаевна

Детский исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_elektrichestvo-drug_ili_vrag.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Вишенка»

города Губкина Белгородской области

 

Детский исследовательский проект

«Электричество – друг или враг?»

Подготовили: Пахомов Даниил,

Седых Артём, воспитанники МБДОУ «Детский сад № 12 «Вишенка»

Руководитель: Шемякова Л.Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Вишенка»

Губкин

ВВЕДЕНИЕ

Проблема:

Часто взрослые не разрешают детям трогать розетки и включать электроприборы, они говорят, что электричество опасно. А когда в доме  отключается электричество: гаснет свет, идёт дым, неприятный запах, не включается чайник, телевизор и все электроприборы, говорят, что произошло короткое замыкание и  надо вызвать электрика, который поможет вернуть электричество в дом. И у нас возникли вопросы: как и, откуда приходит электричество в наш дом?  Всё ли электричество опасное или есть безопасное электричество?

Актуальность  Электричество сопровождает нас весь день.  Оно сокращает количество проделанного нами труда вручную. На заводах или фабриках в электроэнергии нуждаются постоянно. Оно приводит в действие станки, электромашины, компьютеры и т. д. Тесное повседневное общение с электроприборами, машинами и аппаратами влечет за собой увеличение риска поражения человека электрическим током, в том числе и в быту при возникновении различных аварийных ситуаций.  И мы задумались, электричество - враг или друг человека? 

     Мы выдвинули гипотезу: если электричество опасно, значит, оно для человека – враг, но оно облегчает нам труд, тогда получается, что друг и помощник.

         Мы решили во всем разобраться и узнать.

Цель работы: выявить положительные и отрицательные стороны электричества

Задачи:

1. Найти материалы об истории открытия электричества.

2. Узнать, что такое электричество, как рождается и попадает в наш дом.

3. Ознакомиться,  почему его надо бояться? Как вести себя с ним, чтобы  быть в безопасности?       
     4. Освоить технику безопасности при обращении с электроприборами

5.Исследовать электричество с помощью опытов

Методы исследования:

  1. Изучение литературы об электричестве
  2. Интернет-ресурсов
  3. Беседа с воспитателем, с родителями
  4. Проведение опытов
  5. Опрос, анкетирование.
  6. Сравнение, анализ и обобщение

Продолжительность работы над темой: краткосрочный: сентябрь-ноябрь

Основная часть

Теоретическая часть

1. История открытия электричества.

      Первооткрывателем электричества был древнегреческий  философ Фалес Милетский. Он заметил, что натертый мехом или шерстью янтарь притягивает к себе легкие пылинки. По-древнегречески янтарь называется электроном. Алессандро Вольта изобрел батарею. 1872 году русский ученый А.Н. Лодыгин изобрел первую в мире электрическую лампочку накаливания. Ньютон открыл закон всемирного тяготения  и доказал существование статического электричества. 

           2. Что такое электричество?

 На этот вопрос мы с мамой нашли ответ в энциклопедии, что все предметы и даже человек состоят из маленьких атомов. В центре атома находиться ядро, а вокруг него вращаются заряженные частицы, которые называются электронами. Когда  электрон перепрыгивает  с одного атома на другой, возникает электричество. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать.

    3.Как рождается электричество?

Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях с помощью особых машин, которые называются генераторами. Электростанции бывают нескольких видов: гидроэлектростанция (ГЭС), тепловая (ТЭЦ),  атомная (АЭС). Солнечные электростанции работают на солнечных батареях или фотоэлементах. Ветряные электростанции при помощи ветра производят электричество. Геотермальные электростанции из тепловой энергии горячих подземных источников вырабатывают электроэнергию.

Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.  

Папа сказал, что есть еще электричество дикое, неприрученное, оно  

живет само по себе и  вспыхивает ослепительным зигзагом в грозовых тучах.

Посмотрев передачу «Галилео», я узнал, что есть еще и  статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, – это «отдыхающее» электричество.  Его легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов): при этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный.

4.         Почему же электричество опасно?

Вот что мы узнали с Лилией Николаевной: ток - это движение заряженных частиц в одном направлении. Частицы «бегут» не ровно,

а колеблются.  «Колеблются» слабо – напряжение маленькое (например, в батарейке). «Удар» слабый.

Сильные колебания – напряжение большое. «Удар» сильный. При прикосновении к проводнику палец чувствует удар и боль.

Очень помогает нам электричество, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались осторожно и по правилам безопасности. 

Мы посмотрели  видеоролик, как обращаться осторожно с электричеством и какие правила безопасности существуют. И изготовили с Лилией Николаевной памятки-напоминалки при эксплуатации электроприборов.

   

   5.          Анкетирование

Со Светланой Алексеевной провели  анкетирование среди ребят нашей группы, что они знают про электричество, о том, как оно возникает, какие опасности таит. Ребятам предложено было ответить на 4 вопроса. Всего в опросе приняли участие 20 человек. Результаты представлены в таблице ниже.

Вопросы

Ответы

1. Знаешь ли ты, что такое электричество?

Да

20 чел. (100%)

Нет

0 чел.

Не знаю

0 чел.

2. Электрический ток опасен для жизни человека?

Да

18 чел. (90%)

Нет

2 чел. (10%)

Не знаю

0 чел.

3. Чем опасны оголенные провода?

Можно получить удар током

19 чел. (95 %)

Ничем

0 чел.

Не знаю

1 чел (5%)

4. Что необходимо сделать, если электроприбор не исправный?

Попробовать отремонтировать

5 чел. (25%)

Обратиться к мастеру

15 чел. (75%)

Продолжать пользоваться прибором

0 чел.

6. Акция  «Осторожно, опасно»

Проанализировав анкету, мы провели акцию «Осторожно, опасно», рассказали ребятам об опасностях. При обращении с электроприборами нужно строго выполнять правила   безопасности. Нарушение этих правил может стать причиной несчастных случаев.

                                             Памятка

Техника безопасности при обращении с электроприборами

1. Соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть - шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети.  Отключение прибора произведите в обратном порядке.

2. Не вставляйте вилку в розетку мокрыми руками.

3. Опасно использовать электроприбор, если шнур поврежден.
4. Не тяните за электрический провод руками.
5. Нельзя защемлять электрические провода дверями, оконными рамами. 6.Приборы, в которых кипятят воду (электрочайники), нельзя включать в сеть пустыми, нужно наполнить водой.

Электричество таит в себе опасности, но и облегчает быт человека.

Есть ли польза в безопасном электричестве? С помощью опытов  с  воспитателем Лилией Николаевной решили выяснить, какую роль для человека играет безопасное электричество. Она подобрала опыты и необходимый материал. И, мы, приступили к интересным исследованиям.

Практическая часть

Опыты с безопасным электричеством.

Цель: путём трения получить статическое  электричество и изучить его проявления.

Опыт №1 «Ожившие волосы»

Материал: расческа, волосы.

Эксперимент: Возьмем расческу и причешем волосы, они поднимаются вверх, отталкиваясь друг от друга. Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения волос с расческой.

Вывод: Разноименные  статические заряды  притягиваются друг к  другу, а одноименные отталкиваются. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество,  и мы его поймали, когда стали расческу тереть о волосы. Она наэлектризовалась, поэтому волосы притянулись к расческе.

В ходе опыта я выяснил, что в волосах тоже живет электричество.

Опыт №2 «Волшебные шарики»

Материал: воздушный шарик, шерстяной шарф.

Эксперимент: Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное – ко мне. Почему?

Вывод: В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом происходит разделение электрических разрядов. Часть электронов с шерсти перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета.

Опыт №3 «Волшебные Бабочки»

Материал: пластмассовая палочка, шерстяной шарф.

Эксперимент: Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бумажным бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки поднимаются. Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Их натерли кусочком шарфика.

Вывод: Палочки стали электрическими, потому что их натерли кусочком шарфика. Палочки получили отрицательный заряд, а бумажные крылья положительный заряд и поэтому они притянулись друг к другу.

В ходе эксперимента мы выяснили, что электричество живёт не только в волосах, но и в одежде.

Опыт №4 «Соберём бумагу  ручкой»

Материал: ручка, кусочки бумаги.

Эксперимент: Порвите листок бумаги, потом возьмите ручку и потрите её о волосы и попробуйте собрать этой ручкой кусочки бумаги. Они все притянулись и прилипли к ручке.

Вывод: В моем опыте электроны с ручки «перескочили» на шерсть, и ручка притянула к себе бумагу, пытаясь «захватить» с нее электроны.
Ручка наэлектризовалась, в результате чего возникло статическое электричество.

В ходе эксперимента я пришёл к выводу, что это явление можно использовать в быту. Так, например, для удаления пыли с одежды и с мебели.

Вывод: Опытным путем я доказала, что статическое электричество может быть полезным для человека.

Опыты получения электроэнергии через батарейки

Цель: понять принцип действия батарейки

Опыт №1 «Звонкий руль»

Материал: батарейка и руль.

У меня в руках руль. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что

случилось? Ну конечно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку –

плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала.

Вывод: Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

Опыт №2 «Создание электрической цепи»

Материал: батарейки, провода с переключателями от лампы

Провод с выключателем от лампы состоит из двух проводов – красный и синий. Красный провод соединил с «+» батарейки. А синий провод соединил с «-»  батарейки. Этим самым я замкнул электрическую цепь

Вывод: Таким образом, можно получить электроэнергию для работы лампочки с помощью работы батарейки, не используя розетки.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что поставленные задачи выполнены: изучив специальную литературу и проведя опыты, мы выяснили, что такое электричество, его происхождение и значение в жизни человека. Выявили положительные и отрицательные стороны электричества

        Подтверждена гипотеза, что электричество  - друг и помощник, потому что облегчает нам труд, но таит в себе опасность. 

         В результате опытов мы познакомились с тихим, незаметным электричество, которое «живет» повсюду, само по себе, получили электроэнергию с помощью батарейки. С таким электричеством можно даже играть и экспериментировать. С игрушками на батарейках очень весело и интересно взаимодействовать.

Работа была проделана в полном объеме. Поставленные цель и задачи были решены полностью.

                       Литература

1. Телепередача , «Галилео», «Статическое электричество».

2. Поваляева О. А., Надольская Я. В. «Юный физик» 120 занимательных опытов в домашней лаборатории — М. : Де Либри, 2021.

3. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Москва. Творческий центр Сфера. 2007.

4. «Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., - М. : Мозаика – синтез, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – НАШ ДРУГ ИЛИ ВРАГ?»

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению детей с электричеством, его опасностью и пользой для людей....

Электричество - наш друг

В данном конспекте образовательной деятельности детям дается понятие об электричестве, о том, что оно может быть как полезно, так и опасно, если не знать, как с ним обращаться....

Конспект ООД «Познавательное развитие» на тему: «Волшебное электричество – друг или враг?»

Конспект ООД «Познавательное развитие» на тему: «Волшебное электричество – друг или враг?»...

Проект по энергосбережению «Электричество друг или враг?» для средней группы

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «электричество». Что же такое электричество, всегда ли люди знали о нём?...

Конспект непрерывной непосредственно образования по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Электричество-друг, электричество- враг».

Конспект непрерывной непосредственно образования по познавательному развитию в подготовительной к школе  группе «Электричество-друг, электричество- враг»....

Проект "Электричество друг или враг?"

Тема безопасности детей в быту сегодня особенно актуальна. Ведь безопасность – это не просто усвоенные детьми знания, а правильное поведение в различных жизненных ситуациях, в том числе и неожид...