Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
рабочая программа по обж
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 460.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 10 к образовательной программе МБДОУ д/с №28, утвержденной приказом от 30.08.2021г. № 67 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование учреждения | Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №28 «Жарки» (МБДОУ д/с №28) |
Название программы | Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. |
Цель программы | создание условий, способствующих снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма, вовлечение наибольшего числа воспитанников ДОУ в изучение ПДД |
Задачи программы | 1. Создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения; 2. Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения воспитанников; 3. Повысить компетентность родителей воспитанников ДОУ по формированию у детей культуры безопасного поведения на дороге; 4. Совершенствовать взаимодействие ДОУ с ОГИБДД по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. |
Ожидаемые результаты | 1. У детей старшего дошкольного возраста сформированы навыки безопасного поведения в непредвиденных опасных ситуациях, умение обходить их. 2. Отсутствие дорожно - транспортных происшествий с воспитанниками МБДОУ д/с №28. 3. Родители воспитанников ДОУ овладели компетентностью по формированию у детей культуры безопасного поведения на дороге и личным примером показывают своим детям как надо себя вести. 4. Выстроена система взаимодействия МБДОУ д/с №28 и ОГИБДД по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. |
Адрес организации | 663690, г. Зеленогорск Красноярского края Ул. Набережная, 56. |
Телефон | 8(39169)2-48-71, 8(39169)2-11-88, эл. адрес: dou28.zgr@yandex.ru |
Разработчики программы | Козорезова О.В.- заведующий МБДОУ д/с№28, Григоренко А.Н.. – заместитель заведующего по ВМР, Жирнова Л.Н – старший воспитатель. |
Законодательно нормативное | -Конвенция ООН о правах ребенка- Конституция Российской Федерации- Правила дорожного движения |
Разделы программы: | - Ресурсное обеспечение программы - Работа с детьми. - Работа с родителями. - Работа с педагогами. - Организация развивающей предметно-пространственной среды - Взаимодействие с ОГИБДД - Деятельность отряда ЮИД - Деятельность родительского патруля |
Участники программы | - 146детей МБДОУ д/с №28; - Педагогический коллектив МБДОУ д/с №28; - Родители (законные представители) воспитанников; |
Срок реализации программы | 4 года |
Этапы | - 1 этап – Организационный - 2 этап – Основной - 3 этап – Аналитический |
Основные направления программы: | 1.Организация образовательного процесса с воспитанниками по правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. По статистике ежегодно на улицах и дорогах России гибнут и получают серьезные травмы тысячи детей.
Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является элементарное незнание ими основ Правил дорожного движения, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Избежать этого можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста, так как знания, полученные в это время, наиболее прочны; усвоенные с детства правила впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение - потребностью человека.
Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Главная задача педагогов и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только в тесном содружестве детского сада и семьи можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, нами разработана программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательной программой ДОУ, с учетом программы Т.И. Даниловой «Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД» Санк-Петербург, издательство Детство-Пресс, 2009; парциальной программы Л.Л. Тимофеевой «Формирование культуры безопасности»Санк-Петербург, издательство Детство-Пресс, 2015.
В Программе представлена система образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 2 до7 лет по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Для успешного решения задач программы в работе с детьми следует придерживаться следующих принципов.
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на профилактику ДТТ, научнообоснованными и практически опробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в целенаправленной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение задач профилактики ДТТ в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности детей.
4. Принцип возрастной адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет индивидуальных способностей и разноуровневого развития.
5. Принцип результативности – реализация прав ребенка на получение необходимых знаний, умений, навыков, формирование устойчивых привычек правильного поведения и дисциплины.
7. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях МДОУ и семьи – привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
8.Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать,
что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и
правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует
ОГИБДД
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование у воспитанников навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
- Создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
- Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения воспитанников;
- Повысить компетентность родителей воспитанников ДОУ по формированию у детей культуры безопасного поведения на дороге;
- Совершенствовать взаимодействие ДОУ с ОГИБДД по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Ожидаемые результаты:
- У детей старшего дошкольного возраста сформированы навыки безопасного поведения в непредвиденных опасных ситуациях, умение обходить их.
- Отсутствие дорожно - транспортных происшествий с воспитанниками МБДОУ д/с №28.
- Родители воспитанников ДОУ владеют знаниями по формированию у детей культуры безопасного поведения на дороге и личным примером показывают своим детям правила безопасного поведения на улице и дороге.
- Выстроена система взаимодействия МБДОУ д/с №28 и ОГИБДД по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Материально - техническая база.
Помещения для проведения мероприятий: специально оборудованнаякомната безопасности, физкультурный зал, музыкальный зал, групповые уголки, театральная студия.
Методические помещения: методический кабинет; кабинет психолога.
Участки: участки для каждой возрастной группы; спортивная площадка, асфальтированная велосипедная дорожка на территории учреждения.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
- светоотражающие жилеты для детей для выхода за пределы территории ДОУ;
- уголки по ПДД, информационно-просветительские стенды в групповых помещениях, в коридоре; комната безопасности;
- музыкальный центр, магнитофон, компьютер, ноутбук, проектор, экран;
- модели транспортных средств разных размеров;
- переносной уголок по ПДД с необходимым материалом: знаки, светофоры, жилетки для детей, жезл, автомобильные рули,дорожные знаки, стойки для знаков;
- самокаты -4 шт.;
-набор дидактического демонстрационного материала «Как избежать неприятностей»;
-набор плакатов «Безопасность на дороге»;
-подборка книг для чтения детям из серии «Азбука безопасности»;
-набор дидактического демонстрационного материала «Дорожная безопасность»;
-медиатека мультфильмов и развивающих презентаций по ПДД;
-переносной электрический макет светофора;
-магнитная доска с дорожной разметкой, набором дорожных знаков, оборудованием для игр.
2.Кадровые ресурсы
Заведующий МБДОУ д/с№28, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, психолог, младшие воспитатели.
Направления работы сотрудников ДОУ по реализации программы:
1. Заведующий МБДОУ: распределение функциональных обязанностей
между членами коллектива; проведение инструктажей, решение финансовых
вопросов (приобретение оборудования, литературы и т.п.).
2. Заместитель заведующего по ВМР: определение места системы обучения
дошкольников правилам дорожного движения в общем образовательном
пространстве детского сада, его связи с другими направлениями, разработка
проектов и перспективных планов по обучению детей ПДД и организации
развивающей предметно-пространственной среды (уголки безопасности в
группах; информационные стенды для родителей; площадка для
практических занятий с детьми на территории детского сада).
3. Старший воспитатель: пополнение методического материала по профилактике ПДД, оформление рекомендаций для педагогов и родителей, сопровождение реализации проектов, планов мероприятий в рамках «Декады дорожной безопасности», размещение актуальной информации на сайте ДОУ.
4. Воспитатели: создание условий для обучения детей ПДД в группах,
организация образовательной деятельности с детьми, оформление уголков
безопасности, подбор литературы, фотографий по ПДД, изготовление
атрибутов к играм, взаимодействие с родителями и др.
5. Музыкальные руководители: разработка сценариев праздников и
развлечений по ПДД, подбор музыкальных произведений.
6. Инструкторы по физической культуре, психолог: помощь в организации
развивающей предметно- пространственнойсреды, участие в праздниках,
развлечениях по ПДД, проведение подвижных игр с детьми по ПДД.
7. Младшие воспитатели: помощь в организации развивающей предметно-пространственной среды, участие в праздниках, развлечениях по ПДД.
3.Информационное обеспечение:
Создание информационного банка данных:
- нормативные акты;
- информация о результатах диагностики детей по знанию ПДД;
- аналитический материал по проверке документации педагогов;
- итоги конкурсов, презентаций, уголков, макетов и схем;
- консультации, памятки, рекомендации;
- альбомы и папки с тематическими фотографиями мероприятий;
- папки с рисунками участников педагогического процесса разных годов;
- тематический видеоматериал (фильмы, история, детские предупреждающие фильмы);
- анкеты, тесты, опросы
- паспорт дорожной безопасности образовательного учреждения;
- подборка конспектов занятий, целевых прогулок, экскурсий, игровых программ, развлечений, праздников, театрализованных постановок, тематическихпрезентаций, семинаров, консультаций для родителей;
2. Учебно-методическое обеспечение.
2.1. Обучение Правилам дорожного движения ведется:
а) в рамках ФГОС;
б) по региональному стандарту;
в) в рамках дополнительного компонента учебного плана образовательного учреждения;
2.2. Наглядный и дидактический материал, имеющийся в образовательном учреждении:
а) схема безопасного маршрута движения дошкольников;
б) плакаты по ПДД;
в) дидактические игры;
г) видеофильмы, мультфильмы;
д) карточки-задания по ПДД;
е) набор дидактического демонстрационного материала «Как избежать неприятностей»;
ж) наборы дорожных знаков, игрушек, макеты перекрестков, улиц города;
з) набор плакатов «Безопасность на дороге»;
и) оформленные уголки по ПДД в группах старшего дошкольного возраста;
к) набор книг для чтения из серии «Азбука безопасности»;
л) набор дидактического демонстрационного материала «Дорожная безопасность»;
атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр по правилам дорожного движения.
2.3. Диагностический материал:
а) карточки-задания по ПДД;
б) беседы с детьми, наблюдение
2.4. Методические материалы для педагогов:
а) опыт работы по профилактике ДДТТ;
б) подборка конспектов занятий и развлечений;
в) методические рекомендации по организации работы по профилактике ДДТТ с воспитанниками;
г) методические материалы по организации работы по профилактике ДДТТ с родителями;
д) подборка методической литературы:
- Т.И. Данилова Программа «Светофор» (обучение детей дошкольного возраста ПДД),
С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
- Е.А. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду», С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013;
Правила дорожного движения для детей 3-7 лет (конспекты занятий, прогулок), Волгоград «Учитель», 2013;
- Как научить детей ПДД. С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011;
- К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2013.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап – подготовительный
1.Изучение нормативно-правовых документов, методической литературы, требования к созданию программы.
2. Разработка программы, ознакомление с основными идеями педагогов, воспитателей, воспитанников, их родителей и предполагаемых социальных партнеров (сотрудники ОГИБДД г, учреждения города).
II этап – основной
1. Реализация программы совместных действий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на профилактику ДДТТ.
3. Освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих формированию комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
4. Апробация мероприятий по ПДД.
5. Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов и их социальных партнеров.
6. Обновление нормативно-правовой базы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
7. Создание отряда ЮИД
III этап – заключительный
1.Осуществление коллективного самоанализа и результатов деятельности по профилактике ДДТТ, воспитанниками, педагогами и родителями законными представителями.
2.Обобщение и презентация опыта работы по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.
3.Определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Воспитание общей культуры поведения в детском саду начинается с раннего возраста. В группах раннего возраста в игровой форме детям даются элементарные знания о безопасном поведении на улице.С этого времени начинается и его подготовка к «роли» участника движения, пешехода. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит вдетском саду, прочно останется у него навсегда.
Эффективность профилактических мероприятий тесно связана с возрастными особенностями детей. В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей.
Поскольку Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения, воспитатели адаптируют для дошкольников знания по ПДД через игровые и практические формы работы, такие как:
∙ЮИД
- Социальная акция
- Игра-квест
- Проектная деятельность
- Проблемно-игровая ситуация
∙ Индивидуальная игра
∙ Совместная игра с воспитателем
∙ Совместная игра со сверстниками
(парная, в малой группе)
∙ Чтение, заучивание стихов
∙ Беседа
∙ Наблюдение
∙ Рассматривание
∙ Чтение
∙ Педагогическая ситуация
∙ Праздники, конкурсы, соревнования.
∙ Экскурсия
∙ Проектная деятельность
∙ Просмотр и анализ мультфильмов,
видеофильмов, телепередач.
- НОД
- Самостоятельная деятельность
- Игры (подвижные, настольные,дидактические, сюжетно-ролевые);
- Продуктивные формы.
- Создание коллекций
- ИЗО,конструирование
- Моделирование.
Методика работы в рамках обучения ПДД построена с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети дошкольного ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, моделируют, слушают музыку и т. д. У них очень хорошо развивается творческое воображение, которое оставляет яркие моменты в сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре, но занимаясь художественным творчеством –рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД.
Содержание, которым должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
1 год обучения (дети 2-4 года)
Умение различать грузовой и легковой транспорт.
Знание частей автомобиля.
Знание о водителе автомобиля.
Первоначальные представления о сигналах светофора.
Элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре.
Знания о том, кого перевозит автобус, где он останавливается.
2 год обучения (дети 4-5 лет)
Знание видов транспорта.
Знание о светофорах (транспортном и пешеходном).
Знание о работе водителя.
Умение объяснять, как правильно вести себя на улице, дороге, тротуаре.
Знание о пассажирском транспорте.
3 год обучения (дети 5- 6 лет)
Сформированы представления о том, что разные машины имеют разное предназначение.
Знание машин специального назначения.
Знание правил поведения в общественном транспорте.
Знание правил поведения пешеходов.
Умение объяснить, что такое улица, переход, проезжая часть, одностороннее, двустороннее движение.
Знание дорожных знаков «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!»
4 год обучения (дети 6-7 лет)
Знания о правилах ПДД для пешеходов и пассажиров.
Знания о движении транспорта, работе водителя, сигналах светофора.
Знания о перекрёстке, «зебре», видах переходов (наземный, подземный, надземный).
Знание назначений дорожных знаков «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!», «Велосипедное движение».
Знание правил езды на велосипеде.
МЛАДШИЙДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (2-4 года) | |||
Тема | Цель | Содержание | Время проведения |
Труд водителя | Закрепить знания детей о машинах. Познакомить с трудом водителя. Закрепить навыки культурного поведения на дороге. | Игрушечные машины, подвижная игра «Мы водители», дидактическая игра «Заправь машину», загадки о транспорте, иллюстрации разных видов транспорта, дидактическая игра «Придумай свою машину». | Сентябрь |
Безопасность на дороге | Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения. Закрепить знания о значении светофора на дороге, правила регулирования движения транспорта и пешеходов. Развивать у детей интерес к машинам, работе водителя, правилам дорожного движения. | Сюжетные картинки по правилам дорожного движения, П/и «Водитель на дороге», загадка о светофоре, сюжетно-ролевая игра «Светофор», д/и «Хорошо - плохо». | Ноябрь |
Экскурсия по городу «Пешеход» (по картинкам) | Уточнить знания детьми правил поведения пешехода. | Беседа с детьми, картинки, вопросы к детям, чтение стихотворения, д/и «Наш город», сценки-загадки. | Январь |
Экскурсия к ближайшей дороге. | Закрепить знания детей о светофоре. Убедить их в необходимости следовать сигналу светофора и выполнять правила пешехода. | Вопросы к детям по ходу экскурсии, объяснения. Знакомство с улицей, наблюдение за светофором. | Март |
Праздник «Незнайка на дороге» | Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. | Загадка, большая игрушечная машинка, игрушка Незнайка, проблемная ситуация «Незнайка попал в вбеду»,игрушка Айболит, вопросы к детям, регулировщик, стихи, ситуации на дороге (сценки с участием дети), словесная игра «Разрешается-запрещается», загадки (светофор, автомобиль, автобус, дорога.), п/и «Колесо». | Май–июнь |
План по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
с учетом дошкольного возраста
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (4-5 ЛЕТ) | ||||
Тема | Цель | Содержание | Время проведения | |
Наша улица | Познакомить с правилами дорожного движения. Учить быть осторожными на улицах; Помочь запомнить правила дорожного движения и научить практически их выполнять, формировать умение реально оценивать возможную опасность. | Макет «Наша улица», игрушечные машины, игрушечные звери, К.И. Чуковский «Айболит» (отрывок про зайчика), игра «Помоги перейти улицу», п/и «Воробушки и автомобиль», игра «Это я , это я». | Сентябрь | |
Красный, желтый, зеленый. | Закрепить знания правил уличного движения, знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу при разрешающем сигнале светофора, знать назначение и сигналы светофора, уметь определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей. | Иллюстрации улиц города, загадки, стихи, иллюстрации с изображением проблемных ситуаций, д/и «Красный, желтый», рисование «Светофор». Просмотр тематических видеофильмов, мультфильмов, презентаций Разыгрывание опасных ситуаций:
«Я пешеход». | Ноябрь | |
Если ты пассажир | Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположение. Ознакомить с правилами безопасного поведения в автобусе. | Загадки о транспорте, картинки о пассажирском транспорте, д/ и «Угадай вид транспорта по описанию» вопросы, творческая игра «Автобус»,стихи. | Январь | |
Экскурсия к ближайшей остановке | Закрепить знания о назначении автобусной остановки, правилах безопасного поведения в автобусе, на дороге. | Д/и «Светофор», д/и «Расскажи правила поведения пешехода Незнайке», вопросы. | Март | |
Праздник «Красный, желтый, зеленый» | Закрепить знания о правилах поведения пешехода в условиях улицы ,о назначении светофора, различать дорожные знаки. | Стихи С.Маршака, атрибуты; дорога, знаки, светофор. Ситуация, песня «Трамвай», загадки. | Май-июнь | |
Праздник «Красный, желтый, зеленый» | Закрепить знания о правилах поведения пешехода в условиях улицы ,о назначении светофора, различать дорожные знаки. |
викторины | Май | |
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-7 ЛЕТ) | ||||
Тема | Цель | Содержание | Время проведения | |
Мы знакомимся с улицей. | Познакомить детей с улицей, ее особенностями. Закрепить правила поведения на улице. | Загадка (об улице), картина (улица города), беседа, рисование « Нарисуй «зебру» и островок безопасности», д/и «Хорошо- плохо».Сценка «Поведение детей на тротуаре». Стихи. | Сентябрь | |
Правила поведение детей на дороге и в общественном транспорте. | Закрепить знания детей о поведении на дороге и в общественном транспорте. Воспитывать чувства ответственности и отзывчивости к людям более старшего возраста и нуждающимся в помощи. | Отрывок из стихотворения «Дядя Степа», беседа о правилах поведения в общественном транспорте. Составление памятки пассажира. Д/игра «Можно - нельзя».Д/и «Дорожный знак». П/и «Мы едем, едем, едем...» | Ноябрь | |
Экскурсия «Безопасность на дороге» | Закрепить: правила дорожного движения, знания об опасностях, которые ждут их на улице, правила поведения на улице ,знание сигналов светофора, их значения , обозначение дорожных знаков. | Загадки. Вопросы по ходу экскурсии. | Январь | |
Встреча с интересными людьми. Инспектор ГИББД | Рассказать детям о работе инспектора ГИББД. Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. | Сотрудник ГИББД. Наглядность: плакаты, жезл, одежда инспектора ГИББД. Ситуации. Д/и «Теремок» (дорожные знаки). Вопросы. | Март | |
Праздник на территории д/сада «Зеленый огонек». | Закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках, правилах поведения на улице. | Стихи, дорожные знаки, ситуации, д/и «Стой! - Беги!», д/и «Это я, это я, это все мои друзья!», д/и «Красный, желтый, зеленый». Загадки. | Май- июль | |
Групповые проекты «Азбука безопасности» | Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. | Выставка и конкурс детских рисунков: «Правила дорожного движения». Просмотр тематических видеофильмов, мультфильмов, презентаций. Разработка безопасного Акция «Не спеши водитель, ты ведь тоже родитель!» | В течение года | |
Деятельность в рамках отряда ЮИД | Создать условия для формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей старшего дошкольного возраста. Пропагандировать правила безопасного поведения на дорогах среди населения города. | Оборудование комнаты безопасности. Деятельность в комнате безопасности: НОД, развлечения, показ спектаклей, организация игр с младшими дошкольниками, просмотры мультфильмов по ПДД, игровая деятельность в рамках Клубного часа. Выставки рисунков, плакатов. Участие в городских конкурсах «Светофор и Я», «Знатоки дорожных правил» Акции: «Пристегни самое дорогое», «Безопасный Новый год». Совместные рейды с родительским патрулем (наличие светоотражающих элементов на одежде детей) Праздники, развлечения по ПДД. Участие в слетах отрядов ЮИД | В течение года | |
Организация работы с родителями.
Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей. Пример отца и матери – основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению на улице. Поэтому для повышения освоения детьми правил ПДД необходимо проводить определенную работу с родителями.
Формы работы с родителями:
∙ индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации);
∙ просмотр открытых занятий, инсценировок по теме;
∙ изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, выставок,моделей светофора,дорожных знаков;
∙ участие родителей в тематических праздниках, развлечениях,соревнованиях, конкурсах, викторинах;
- участие родителей в рейдах Родительского патруля;
- участие родителей в акциях по ПДД;
∙ общие и групповые собрания с участием сотрудников ОГИБДД;
∙ анкетирование;
- размещение информации по основам безопасного поведения на дорогахна
сайте ДОУ.
- размещение информации по основам безопасного поведения на дорогах в
родительских уголках в группах, в коридорах и холлах ДОУ.
Работа с родителями строится по следующим направлениям:
- создание единого образовательного пространства (совместно с представителями ОГИБДД);
- повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил
поведения на улицах и дорогах, в транспорте.
План работы с родителями
№ | Формы работы | Сроки | Ответственный |
1. | Общее родительское собрание «Роль семьи в профилактике ДДТТ» и «Обучение детей безопасному поведению на дороге – задача родителей!» | 1 раз в год | Зам. зав. по ВМР Воспитатели групп Инспектор ОГИБДД, Капитан полиции Демина Л.П. |
2. | Папки-передвижки «Советы | В теч года. | Воспитатели групп |
3. | Помощь в изготовлении новых и | В теч года. | Родители групп |
4. | Памятки для родителей «Обеспечение безопасности ребенка на дороге» и др. | В теч года. | Воспитателигрупп |
5. | Консультация для родителей | В теч года. | Воспитателигрупп, Зам. зав. по ВМР |
6. | Привлечение родителей к | В теч года. | Воспитателигрупп, родители, Зам. зав. по ВМР |
7. | Разработка индивидуальных карт – | По мере | Воспитатели Зам. зав. по ВМР |
8. | Анкетирование «Что я знаю о | В теч года. | Воспитателигрупп, Зам. зав. по ВМР |
9 | Конкурс лучшего семейного плаката «Мы за 6езопасность на дорогах» | В теч года. | Воспитателигрупп, родители, Зам. зав. по ВМР |
10. | Участие родителей в групповых проектах «Азбука безопасности» | В теч года. | Воспитателигрупп, родители |
11. | Тематические развлечения в рамках «Недели безопасности» | В теч года. | Воспитателигрупп, родители, Зам. зав. по ВМР |
12 | Участие родителей в акциях в рамках деятельности отряда ЮИД | В теч года. | Воспитателигрупп, родители, Зам. зав. по ВМР |
13 | Оформление тематических выставок плакатов в коридоре, холлах ДОУ | В теч года. | Воспитатели групп, Зам. зав. по ВМР |
14 | Оформление совместных детско-взрослых работ в помещениях ДОУ | В теч года | Воспитатели групп, родители Зам. зав. по ВМР |
Организация работы с педагогами
Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо
научить его безопасному поведению. Первым учителем, который может
помочь решить эту задачу, должен стать воспитатель детского сада. Однако,
чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые
знания, требуется специальная подготовка воспитателя.
С целью повышения педагогической грамотности педагогов ДОУ
- Оформлен Паспорт дорожной безопасности.
- Совместно с ОГИБДД разработан комплексный план деятельности МБДОУ д/с №28 по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
- Оформлена подборка методических материалов для педагогов (консультации, рекомендации, конспекты занятий, сценарии развлечений).
- Приобретается методическая литература по формированию культуры безопасного поведения.
- Ежегодно совместно с сотрудниками Госавтоинспекции проводятся педагогические планерки; семинары - практикумы по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
- Создаются условия для участия педагогов в конкурсах различного уровня.
Организация развивающей предметно-пространственнойсреды
В целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики ДДТТ в ДОУ большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде. В соответствии с требованиями ФГОС ДО созданная среда легко трансформируется, она полифункциональна, доступна, вариативна, безопасна.
В коридоре 1 этажа около главного входа расположена схема безопасного маршрута движения дошкольников и сопровождающих их взрослых.
Оборудованакомната безопасности, в которой расположено необходимое игровое оборудование для детей по ПДД, детская литература, подборка иллюстраций, плакатов, сделана дорожная разметка, приобретены магнитная доска с набором дорожных знаков, светофор, дидактические игры, сделаны макеты зданий и т.д. Там же находится подборка консультаций и рекомендаций для родителей, а также необходимый иллюстративный материал.
В группах оформлены уголки безопасности. Их оснащение осуществлено с учетом возрастных особенностей детей и требованиями программы. В уголках БДД размещены:
- Наборы игровых транспортных средств;
- Иллюстрации с изображениями транспортных средств;
- Атрибуты к сюжетно-ролевым играм (атрибуты регулировщика, коврики с дорожной разметкой, макеты домов, улиц, машины и др.);
- Дорожные знаки;
- Дидактические игры по ПДД;
- Иллюстративный, наглядный материал;
- Макеты, строительный материал
Для развития навыков безопасного поведения у воспитанников на улице имеетсянеобходимое переносное оборудование, с помощью которого отрабатываются практические навыки (разметка, дорожные знаки, светофор, нагрудные знаки и т.д.).
Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума в организации
профилактики дорожно-транспортного травматизма.
Наша совместная работа предусматривает:
ОГИБДД
- совместное планирование летней оздоровительной кампании;
- разработка и утверждениеПаспорта дорожной безопасности;
- составление и утверждение комплексного плана деятельности МБДОУ д/с №28 по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- проведение межведомственных профилактических мероприятий в рамках «Декады дорожной безопасности»;
- проведение педагогических планерок, семинаров по профилактике ПДД;
- совместное планирование и проведение занятий, праздников;
- оказание помощи в организации и проведении
смотров- конкурсов по предупреждению ДДТТ на уровне города; - совместная разработка мероприятий для родителей, оказание помощи в пополнении методических рекомендаций
СМИ
- освещение мероприятийДОУ в средствах массовой информации
Используемая литература:
- «Азбука общения», «Детство-пресс», С-Пб., 2000.
- Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, игры. - СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Данилова Т.И. «Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД.
- Петрова К.В. «Как научить детей ПДД». Планирование занятий, конспекты. С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 г.
- Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей 3-8 лет. С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015г.
- Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности (планирование образовательной деятельности с детьми)С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015г.
- Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности (Взаимодействие семьи и ДОО)С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015г.
- Хабибулллина Е.Я. «Дорожная азбука в детском саду» - СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Хромцова Т. А. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. - М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Шипунова В. Детская безопасность. Цветной мир. – 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не...

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»
В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста "Планета дорожной безопасности"
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста....

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма « ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Един...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма « ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Един...

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»
Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города....

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»
Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.Статистические данные об участии детей ...

