Методические рекомендации для педагогов по теме: «Художественная литература как средство ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге»
консультация по обж
Необходимость раскрытия психологических особенностей реагирования детей на ситуацию, происходящую на дороге
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 »
Методические рекомендации для педагогов по теме:
«Художественная литература как средство ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге»
Разработала: воспитатель Маркушина Н.Ю.
Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками на дорогах. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Детям всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта — это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.
Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
- процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
- потребность в движении преобладает над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- переоценка своих возможностей.
Французский психолог Дюваль утверждает: «Дети — это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей. Ребенок до
8 лет еще плохо распознает источники звуков, и слышит он только звуки, которые ему интересны. В то время как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат, откуда доносится шум приближающейся машины, детям значительно труднее определить его направление».
Поэтому становится необходимым раскрытие психологических особенностей реагирования детей на ситуацию, происходящую на дороге, среди них следующие.
Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Психологи считают, что сектор обзора ребенка на 15—20% меньше, чем взрослого. Поэтому машины слева и справа остаются им незамеченными. Он видит только то, что находится напротив.
Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8—1 секунда. Ребенку требуется для этого 3—4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
Кроме этого, надо иметь в виду маленький рост ребенка, «скрывающий» его от водителей. Шаг ребенка не такой длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, — во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.
Малыши не в состоянии, на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипеде и т.д. Если научить этому детей, то за них уже можно беспокоиться меньше. Поэтому, чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. В исследованиях отмечается, что в данном направлении требуется кропотливая воспитательная работа с детьми. На современном этапе предлагаются различные подходы к воспитанию у детей безопасного поведения на улице.
Работу по формированию у детей безопасного поведения на улице необходимо строить на основе включения в воспитательно-образовательный процесс следующих этапов:
Первый этап работы — это диагностика — уточнение представлений детей о правилах безопасности, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает выявить знания детей, уровень их возможностей.
Второй этап — расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы с детьми, заучивание рифмованных правил.
Третий этап — закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игры-драматизации, наблюдения, экскурсии.
Четвертый этап — формирование у детей чувства ответственности. Дети принимают и усваивают предъявляемые к ним требования. Именно понимают и усваивают. А вот готовность отвечать за свои поступки приходит позже. Следовательно, задача педагога: формировать в подрастающем человеке эту готовность, почву к ней.
Пятый этап работы — развивать у детей чувство контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают личности вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации. Английский писатель Редьярд Киплинг однажды сказал: «Умный человек учиться на опыте других». Хорошие слова, хотя бы потому, что учиться только на своем опыте, прежде всего, ОПАСНО. Следовательно, необходимо учить детей тщательно, непрерывно наблюдать! И не «посмотрите налево, потом направо» - один раз, но непрерывно повторять, дублировать наблюдение и влево, и вправо.
Работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, так как пример отца и матери - основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению. Совместная работа педагогического коллектива детского сада и родителей, несомненно, даст свои положительные результаты и поможет уберечь малышей от возможных опасностей, поможет им научиться правильно и безопасно вести себя на улице!
На основе анализа программ для дошкольных образовательных учреждений примерное содержание знаний и умений, которыми должен овладеть ребенок к концу дошкольного возраста включает:
1. Содержание представлений
- Знать своё имя, фамилию, домашний адрес, телефон.
- Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках).
- Иметь представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы.
2. Знать следующие правила дорожного движения:
- переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
- не играть на дороге или около проезжей части;
- переходить улицу только по пешеходному переходу;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины - направо;
- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
3. Знать правила поведения в транспорте:
- нельзя детям ездить в транспорте без родителей, без сопровождающих взрослых;
- не стоять у дверей;
- разговаривать тихо, чтобы не мешать другим;
- нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна;
- уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.
4. Познавательные и игровые умения
- Уметь с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице.
- Уметь различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека.
- Уметь называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак.
- Отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
5. Практические умения
- Совместно со взрослыми переходить проезжую часть дороги, соблюдая правила дорожного движения.
- При играх во дворе дома соблюдать необходимые меры предосторожности.
- Кататься на велосипеде (самокате, роликовых коньках) только по тротуару, правильно вести себя по отношению к прохожим.
- В транспорте применять правила этичного и безопасного поведения.
- Соблюдать меры предосторожности при опасных ситуациях на пешеходной части тротуара, улицы или двора, например: там, где ведутся ремонтные работы; с крыш домов сбрасывают сосульки; могут упасть сосульки.
Формами, методами и средствами ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице с учетом их жизненного опыта могут стать:
1. Беседа — позволит избежать передачи уже известных дошкольникам знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. Беседа поможет выявить уже имеющиеся у детей знания и представления, выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику. Тематика бесед может быть разнообразной:
- «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»
- «Почему нельзя играть на тротуаре? »
- «Какие правила следует соблюдать при переходе дороги?»
- «Что обозначают сигналы светофора? Где обычно установлены светофоры?»
- «Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?»
- «Где маленькие дети могут кататься на велосипеде?»
- «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»
- «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т.д.
Такая форма работы с детьми проводится как индивидуально, так и с группой детей. Каждый ребенок принимает активное участие в обсуждении, высказывает свою точку зрения, определяя тем самым свою роль в различных ситуациях. Беседа носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.
2. Занятия. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения занятий по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений и т.д. Так на занятиях по развитию элементарных математических представлений, важно создать условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт, входить и выходить из него и т.д.), обучения детей умению пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, рисунку, схеме и т.д.). Все это активизирует интерес детей к задачам (логическим, задачам-шуткам и т.д.), в условии которых отражаются реальные-игровые и бытовые — ситуации, создает условия для их решения (используя разнообразный дидактический материал).
На занятиях по развитию речи можно использовать различные методы и приемы по знакомству детей с правилами безопасного поведения:
■ рассматривание картин и иллюстраций,
■ составление описательных рассказов по картине,
■ составление рассказов из личного опыта,
■ разучивание стихотворений,
■ чтение художественной литературы,
■ разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т.д.
Кроме того, необходимо познакомить детей в доступной форме с основными видами и характеристиками движения (направление, траектория, путь, скорость), причинами и способами их измерения. Для этого целесообразно совместно с детьми организовать элементарное экспериментировании: проанализировать движение игрушек на колесах и без колес, движение предметов по разным поверхностям (шершавая, рыхлая, вязкая, мокрая и т.д.), по воде, по воздуху. На этой основе ввести правила безопасного поведения на дорогах, познакомить детей с правилами дорожного движения.
На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию целесообразно проводить индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Пассажирский транспорт», и т.д. В уголке изобразительной деятельности дошкольникам предоставить детям возможность отразить свои впечатления, взятые из жизни, зафиксировать их в альбомах или на отдельных листах. В помощь дошкольнику пополнить уголок развивающим материалом: образцы различного вида транспорта, дорожных знаков, иллюстрации с различными ситуациями на дорогах. Книжки-раскраски «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй, светофор», «Здравствуй, друг, дорожный знак» и др. Работа с книжками-раскрасками, позволит ребенку закрепить знания о профессии сотрудника ГИБДД. Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования с различными материалами, с этой целью в развивающий цент по изобразительной деятельности необходимо поместить: материал для аппликации (картон, бумага цветная, ножницы, клей и т.д.), бросовый материал (пустые коробки, катушки и т.д.), различные трафареты, шаблоны, печатки и др..
3. Экскурсии. В ДОУ необходимо проводить с детьми экскурсии за пределами детской площадки. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, парком, водоемом и т.д., так и наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта, за работой регулировщика и т.д. Во время проведения экскурсии рассказать детям (на наглядном примере), как следует переходить дорогу, закрепить представления детей о предназначении светофора и его сигналах, объяснить, что означает тот или иной дорожный знак, проанализировать и обсудить поведение людей на улице. Экскурсия должна проводиться с соблюдением всех требований и инструкций по охране жизни и здоровья детей, а также с разрешения родителей. Например, можно провести экскурсию вокруг детского сада с последующим коллективным составлением плана дороги. На плане отметить «опасные» места (яма, люк, лужа и т.д.). Можно предложить родителями вместе с ребенком составить подобный индивидуальный план дороги от дома (остановки) к детскому саду.
4. Использование возможностей развивающей среды
При создании развивающей среды в группе по ознакомлению детей с правилами безопасности следует учитывать, что у старших дошкольников игры направлены на моделирование мира через последовательность сюжетных событий. Большое место в жизни старших дошкольников занимает игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события, отождествляет себя с ними или дистанцируется от них. Игровые предметы могут в разной степени задавать тематику сюжета. Важно уже в дошкольном возрасте помочь взрослым самим вспомнить правила безопасного поведения на улице, а также осуществлять работу с детьми планомерно и организованно, с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольников, в интересной форме. Поэтому становится необходимым организовать развивающее пространство для проведения соответствующей деятельности с детьми. В группе должны быть оборудованы центры по ознакомлению детей с ПДД, включающие: настольные игры, дорожные знаки, действующий макет части города.
■ Макет, отображающий определенную территорию, направляет ребенка на развертывание сюжетных событий вокруг оформляющих эту среду объектов. На макете в миниатюре должны быть представлены улицы, площади, перекрестки, дома, светофоры, мосты, машины. Используя макет, воспитатель может познакомить детей с темами: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт, светофор» и т.д.
На макете «Наша улица» цветом выделяются проезжая часть, тротуар, площадки для зданий. Территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гараж, мост, светофоры, дорожные знаки, маленькие фигурки людей и транспорта, желательно, чтобы эти фигурки функционировали — двигались). Наполнение — дополнение макета осуществляют сами дети, используя мелкий предметный материал, входящий в содержание уголка. Для обыгрывания макета детям необходимо предоставить возможность использовать всевозможные мелкие предметы, которые в зависимости от детских замыслов могут стать заместителями недостающих игрушек (кубики, кирпичики из мелкого строителя), а также сделанные в процессе совместной продуктивной деятельности детей с педагогом поделки (из бумаги, картона, пластилина и т.д.). В зависимости от уровня игры детей можно подбирать к макету тематический материал, периодически заменяя его на новый (по мере исчерпания интереса детей к нему или в зависимости от пройденного материала). Подобранный материал, должен соответствовать возрастным особенностям дошкольников, а также интересам мальчиков и девочек.
■ В качестве наглядного материала может выступать фланелеграф, магнитная доска, панно с липучками. Приложение к данному материалу может быть разнообразным (геометрические фигуры разного цвета и размера, дорожные знаки, плоскостные фигуры людей, домов, транспорта и т.д.) и использоваться ребенком в качестве самостоятельного моделирования при создании и обыгрывании различных ситуаций, возникающих на дорогах.
5. Ролевые игры. Тематику ролевых игр следует подбирать в соответствии с программными требованиями для конкретного возраста. Атрибуты для игр должны удовлетворять интересам мальчиков и девочек. Для закрепления правил дорожного движения у детей дошкольного возраста ролевая игра вызовет большой интерес, если мальчики смогут использовать атрибуты регулировщика, макет светофора, дорожные знаки, расположенные на стойках, нагрудные знаки с изображением различных видов транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус и т.д.). Использование таких знаков поможет ребенку взять на себя роль водителя какого-нибудь транспортного средства. Для девочек — коляски, куклы, сумочки и т.д.
6. Конструктивная деятельность. Необходимо предлагать детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги, переезд, перекрёсток, различные здания и т.д., из крупных модулей построить различный транспорт (автобус, теплоход и т.д.). Это позволит им создавать разные постройки и обыгрывать их, используя знания о правилах дорожного движения. Для большей эффективности работы с детьми по данной теме, следует использовать разнообразный аудио- и видеоматериал (кассеты с мультфильмами, аудиозаписи — сказки, стихи, рассказы, песенки для детей дошкольного возраста).
7. Художественная литература. Большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности. Кроме того, в последнее время появляются современные рассказы и сказки, которые в доступной и увлекательной форме знакомят детей с правилами безопасности жизнедеятельности.
Исходя из общих требований к отбору литературы (Л.М. Гуро-вич, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова), можно выделить ряд произведений, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице. К ним относятся: «Волшебный мяч» (Т.А. Шорыгина), «Как неразлучные друзья дорогу переходили» (А. Иванов), «Марта и Чичи идут в парк» (Т.А. Шорыгина), «Как Стобед качался на качелях» (Д. Орлова), «Огнехвостик» (В. Ардов), «Законы улиц и дорог» (И. Серяков). Поэтические произведения: «Дядя Степа — милиционер» (С. Михалков), «Если бы...» (О. Бедарев), «Посмотрите, постовой» (Я. Пишумов), «Самый лучший переход» (Я. Пишумов) (некоторые из них представлены в приложениях).
Методика работы с каждым художественным произведением предполагает:
1. Чтение произведения (выразительно, художественно, эмоционально).
2. Повторное чтение произведения и вовлечение детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать.
3. Беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации, имеющиеся в книге и подобранные специально. В содержании беседы вопросы лучше выстраивать следующим образом: Что произошло? Почему такое случилось? Как нужно было поступить? Что теперь делать? К кому можно обратиться за помощью?
4. Разучивание рифмованных правил или поэтических произведений.
5. В свободной деятельности закрепление знаний детей о безопасном поведении на улице, например: Сюжетное рисование (лепка, аппликация) по содержанию произведения; режиссерские игры; демонстрация содержания произведения с использованием наглядного материала (настольный, кукольный театр); инсценирование детьми произведения или отдельных его эпизодов.
8. Обучающие фильмы. В фильмотеках города можно найти обучающие фильмы, помогающие детям дошкольного возраста освоить правила безопасности. Так фильм «Улица полна неожиданностей» включает в себя 5 серий продолжительностью от 8 до 12 минут. В каждой серии используются документальные кадры, инсценировки и мультипликация. Показ сопровождается легким музыкальным звучанием, что создает позитивный фон фильма, и выделением определенных объектов при помощи компьютерной графики (пульсация, увеличение, изменение цвета и др.), благодаря чему дается возможность акцентировать и удерживать внимание на нужных объектах. Фильм отличается научностью, динамичностью, актуальностью, высоким качеством операторской работы, художественностью и грамотностью изложения. Полностью соответствует возрастным особенностям дошкольника.
9. Для успешного усвоения информации о правилах дорожного движения детьми дошкольного возраста может являться территория детского сада, оборудованная «автогородком» для самостоятельной игровой деятельности, особенно с использованием колесного транспорта.
Таким образом, многообразие форм, методов и средств воспитания, используемые педагогами ДОУ и родителями позволят сформировать у ребенка опыт безопасного поведения дошкольников на улице.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - 2002.
2. Андросова В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице //Дошкольное воспитание. - №3. - 1981.
3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Кулакова Л.В., Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: Просвещение, 2001.
4. Васильева Ц. Учим правила безопасности // Дошкольное воспитание. 1980. № 2. - С. 65-66.
5. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. — М.: Лист, 1997.
6. Григорович Л. Опасные ситуации в жизни детей // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 6; 1986. - № 7.; 1987. - № 7, 9.
7. Дети и дорога: Методические рекомендации для воспитателей детского сада. - Ч. 1. - М., 1994.
8. Добрушин АД. Учебное пособие по изучению основ Правил дорожного движения. - СПб., 1999.
9. Зернов Н.Г., Ковригин А.Е. Как предупредить детский травматизм // Особенности развития и гигиена дошкольника. - М.: Знание, 1987.
10. Клименко В. П. Обучайте дошкольников правилам движения. - М.: Просвещение, 1973.
11. Кобренкова С. Отвести беду //Дошкольное воспитание. – 1990. -№6.
12. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку: перспективное планирование, занятия, досуг. — М: Скрипторий, 2005.
13. Немсадзе В., Амбернади Г. Детский травматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечения, профилактики. — М.: Советский спорт, 1999.
14. Пономарев В. Т. Энциклопедия безопасности. — Л.: Сталкер, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство ознакомления детей дошкольного возраста с цветом
Выпускная квалификационная работа. Защита в июне 20012 на отлично....

Сценарий мастер-класса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге
Ознакомление старших дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге посредством игр-драматизаций "Сказки на новый лад"....

Конспект совместного развлечения с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по правилам безопасного поведения на дороге « В стране дорожных правил»
Материал будет интересен всем , кто хочет провести интересное развлечение детей с родителями. На праздник приходит Анимашка-Познавашка и Помеха-Неумеха. Праздник спортивной направленности....

Перспективное планирование по теме: "Детская литература как средство ознакомления детей старшего возраста с основами безопасности жизнедеятельности"
Ознааомление детей с основами безопасности жизнедеятельности посредством детской литературы...

Презентация: Использование дидактической игры как средства ознакомления детей раннего возраста с правилами безопасного поведения
Проблена сохранения здоровья детей и охрана их жизни на сегодня одна из актульных. Дидактические игры помогут детям узнать и запомнить правила безопасного поведения в экстримальнвх ситуациях....

Анкета для родителей «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения в быту»
1. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту?-да-нет2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностями?- родители- воспитатели- медицин...

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге
В Федеральном государственном образовательном стандарте содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей формирования у детей осн...