Игровая копилка для педагогов Учим безопасности играя!
картотека по обж (подготовительная группа)
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у дошкольников - дать каждому основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считается игровая деятельность. Именно в игровой деятельности дети соотносят своё поведение с образцом поведения, анализируют свои поступки и поступки окружающих, осознают свои действия и вырабатывают отношение к окружающей действительности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВАЯ КОПИЛКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«УЧИМ БЕЗОПАСНОСТИ ИГРАЯ!»
Игра – главное и важнейшее средство формирования основ безопасного поведения детей. Поэтому основная задача воспитателя дошкольного учреждения – развить у детей умение находить выход в различных непредвиденных жизненных ситуациях и учиться бережно относиться к своей жизни. При этом важно не просто оградить ребенка от различных опасностей, но подготовить его к встрече с возможными трудностями, сформировать у ребенка представление о наиболее опасных ситуациях, привить ему навыки безопасности.
Как известно, ведущей деятельностью дошкольников является игра. Именно здесь дети соотносят свое поведение с социально принятой моделью поведения, анализируют свои действия и действия других, осознают свои действия и формируют отношение к окружающей действительности. Вот почему игры и игровая деятельность являются мощным педагогическим средством развития чувственного опыта детей дошкольного возраста, способным помочь им в различных жизненных ситуациях, иногда даже очень опасных!
Игры дают возможность познакомить детей с источниками опасности в повседневной жизни, а также сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения. Посредством игровой деятельности вы сможете познакомить ребенка с необходимыми действиями в случае непредвиденных ситуаций. Преимущество игровых методов и приемов обучения в том, что они вызывают у детей повышенный интерес и положительные эмоции. Использование игровых атрибутов вызывает у ребенка желание играть и активизирует его мыслительные процессы.
Одним из средств развития безопасного поведения детей является дидактическая игра.
Д/И «Опасно – неопасно»
(старший дошкольный возраст)
Цели: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных; уметь предвидеть и предупреждать результат возможного развития ситуации; соблюдать (закреплять) правила безопасного поведения в различных ситуациях; воспитывать чувство взаимопомощи; развивать охранительное самосознание.
Игровая задача: определить степень угрозы предлагаемой (наглядно или словесно) ситуации для жизни и здоровья.
Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.
Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности.
Правильно разложить дидактические картинки.
Ход игры:
Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую – если ее нет.
Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; желтую карточку – когда опасность может возникнуть при определенном поведении; синюю – если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками: под красную карточку (кружок) надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую – с изображением неопасных ситуаций. Ребята объясняют выбор.
Предварительно детей можно разделить на группы.
Правила игры: дети не должны мешать друг другу слушать и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но не подглядывать, не подсказывать и не пользоваться подсказкой.
Демонстрационный материал: набор дидактических картинок с изображением опасных для жизни ситуаций, карточек разных цветов ( красного, белого, желтого, синего) в зависимости от варианта игры.
Д/И «Если я сделаю так»
( старший дошкольный возраст)
Цели: обратить внимание детей на то, что из каждой ситуации могут быть два выхода: один – грозящий здоровью, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к своему организму и организму другого человека, защищать его, не причинять боли; учить детей различать грозящую опасность и находить выход из различных ситуаций; развивать сообразительность, саногенное мышление.
Игровая задача:
Подумать и сказать, что будет, если я сделаю так…
Найти два выхода из предложенной ситуации ( угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) или предложить два варианта развития данной ситуации.
Ход игры:
Воспитатель задает вопрос, дети внимательно слушают и четко, ясно отвечают на него.
Прослушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «опасность возникнет, если я сделаю так…»и/или «опасности не будет, если я сделаю так…».
Правила игры: дети должны выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга; желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряются фишкой, звездочкой и т.п..
Демонстрационный материал: коробка с поощрительными предметами – фишками, звездочками.
Д/И «Что такое хорошо, что такое плохо»
(старший дошкольный возраст)
Цели: учить детей отличать хорошее поведение (хорошие дела, поступки) от плохого; обратить внимание на то (показать на примере), что хорошее (правильное) поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и , наоборот, плохое ( неправильное ) поведение может привести к несчастью, болезни.
Игровая задача: ребенку предлагается определить «что хорошо, а что плохо», объяснить свое решение.
Ход игры: дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению ( плохое поведение – делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее – улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.
Правила игры: выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса воспитателя: «Ребята, это хорошо или плохо?».
Демонстрационный материал: отрывки из художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей группы.
Д/И «Что ты знаешь о …»
(старший дошкольный возраст)
Цели: закреплять знания детей о строении, работе, особенностях своего организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различных ситуациях; развивать внимание, память.
Игровая задача: ребенок должен отвечать на вопрос воспитателя.
Ход игры: дети сидят на стульчиках перед воспитателем. Воспитатель-водящий кидает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь о … (например, о сердце)?». Ребенок, поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ.
Правила игры: ребенок, уронивший ( не поймавший) мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга; дополняют товарища только после того, как он закончил отвечать. В конце игры самый активный и знающий получает поощрительный приз.
Демонстрационный материал: мяч, поощрительный приз.
«Письмо от Почемучки»
(старший дошкольный возраст)
Цели: закрепить представления детей о строении и деятельности организма, отдельных органов. Вызвать у детей интерес и желание отвечать на вопросы Почемучки.
Игровая задача: дети должны помочь Почемчке найти правильный ответ.
Ход игры: дети выслушивают вопрос Почемучки и кратко, ясно, четко на него отвечают.
Правила игры: в процессе игры дети помогают друг другу ( продолжают ответ, уточняют мысль), но не перебивают, не мешают.
Демонстрационный материал: большой цветной конверт с маркой ( в конверте адрес д/сада или группы); цветные карточки с вопросами к детям.
Примерные вопросы:
Почему я хочу есть?
Почему я все время дышу?
Почему я могу ходить, бегать, прыгать?
(Шукшина С.Е «Я и мое тело», 2004.)
Д/И «К нам пришел Незнайка»
(старший дошкольный возраст)
Цели: закрепить представления детей о строении и деятельности организма, внутренних органов; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность, понимать зависимость физических возможностей человека от строения его организма.
Игровая задача: дети должны найти в рассказе Незнайки небылицу, неправду и доказать ему, что он не прав.
Ход игры: дети внимательно слушают рассказ Незнайки. По ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них. Затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки.
Правила игры: дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам. Невыдержанность ребенка во время игры наказывается штрафным очком. Только один воспитанник должен объяснить Незнайке, что он не прав, и лишь в случае затруднения при ответе или при неудовлетворительном ответе Незнайка просит помощи у других детей. ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.
Демонстрационный материал: кукла Незнайка (или помощник воспитателя, наряженный Незнайкой), фишки, портфель с поощрительными призами.
Д/И «Что было бы, если бы…»
(старший дошкольный возраст)
Цели: показать ребенку, как разумно устроен наш организм; научить относиться к себе (своему организму) внимательно, бережно, с пониманием; устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения в состоянии наших внутренних органов.
Игровая задача: дети должны ответить на вопросы воспитателя, что было бы, если бы с ними такое случилось.
Ход игры: воспитатель обыгрывает различные ситуации и задает детям вопросы, что было бы, если бы это случилось с ними. Ребята слушают вопросы и, используя полученные знания, отвечают на них.
Правила игры: дети не должны мешать друг другу при ответах, в случае необходимости могут дополнять рассказ своих товарищей.
Примерные вопросы: Что было бы, если бы
Твой скелет от тебя убежал?
У тебя не было бы зубов?
Твое сердце перестало работать?
Ты перестал бы дышать?
Д/И «Пишем заболевшему товарищу»
(старший дошкольный возраст)
Цели:воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять радость своим товарищам; учить детей проявлять сочувствие к больному, интересоваться его самочувствием, выражать озабоченность состоянием его здоровья, находить слова поддержки.
Игровая задача: детям предлагается написать письмо заболевшему товарищу.
Ход игры: каждый ребенок должен вначале подумать, что он хотел бы написать, какие слова поддержки сказать своему больному товарищу. Затем все вместе дети составляют письмо ( соблюдая правила написания писем). В большой красивый конверт они кладут письмо и заранее приготовленные рисунки, поделки, аппликации. Письмо запечатывается и отправляется больному товарищу.
Демонстрационный материал: большой конверт, лист бумаги для письма, поделки, рисунки, аппликации детей.
Д/И «Подбери пару»
(старший дошкольный возраст)
Цели: учить детей соотносить предметы, изображенные на картинках, с выполняемыми функциями, закрепить полученные представления об органах и системах человеческого организма, развивать логическое мышление.
Игровая задача: дети должны правильно подобрать пару картинок и объяснить свой выбор.
Ход игры: ребята рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары.
Демонстрационный материал: серия предметных картинок двух видов:
изображение внутренних органов человека,
изображение предметов, сходных с ними по выполняемым функциям (сердце – мотор, легкие – два воздушных шарика, почки – два фильтра(воронки), желудок – кастрюля, в которой варится еда, мозг – компьютер, скелет – вешалка и др.).
Д/И «Полезная и вредная игра»
(старший дошкольный возраст)
Цели: закрепить представления детей о том, какая еда полезная, а какая – вредная для организма, подвести к пониманию противоречия: мне нравится эта еда …, а моему организму она полезна?...
Игровая задача: детям предлагается правильно разложить предметные картинки с изображением продуктов питания в зависимости от их полезности – вредности.
Ход игры: ребятам раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зеленую карточку надо положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной.
Правила игры: дети должны быть внимательными, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.
Демонстрационный материал: карточки зеленого и красного цветов, предметные картинки с изображением продуктов питания ( торт, лимонад, колбаса, конфеты, каша, хлеб, варенье и пр.), поощрительные значки ( вырезанные из картона яблоко, морковка, груша и пр.).
П/И «Съедобное – несъедобное»
(средний – старший дошкольный возраст)
Цели: закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах.
Ход игры: дети становятся в круг, а водящий по очереди бросает мяч и называет съедобные и несъедобные грибы. Если произнесено название съедобного гриба – нужно поймать мяч, если несъедобного – отбить. Тот, кто ошибся, становится водящим.
П/И «Знакомый, свой, чужой»
(средний – старший дошкольный возраст)
Цели: формировать у детей понимание того, кто является «своим» и «чужим» для них.
Ход игры: дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Водящий находится в центре и поочередно бросает мячик каждому ребенку, приговаривая: «Знакомый, свой, чужой», - выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймав мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему.
П/И «Цветные автомобили»
(средний и старший дошкольный возраст)
Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они – автомобили. Каждому дается флажок круг, кольцо какого-либо цвета (по желанию). Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты с тремя цветными флажками в руках.
Воспитатель поднимает флажок какого-либо цвета. Дети, имеющие флажок такого же цвета, бегут по заранее намеченной дороге, соблюдая правила дорожного движения. на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.
Воспитатель может поднимать один, два и все три флажка одновременно, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не заметят, что флажок опущен, зрительный сигнал можно дополнить словесным: «Автомобили (называет цвет) остановились». Воспитатель может обойтись одним словесным сигналом (выезжают синие автомобили).
П/И « Светофор»
(младший –старший дошкольный возраст)
Игра проводится на участке д/сада, на котором обозначают перекресток, переходы. В центре встает мальчик (светофор) с красными кругами на спине и груди и зеленым на плечах, два желтых круга держит в руках. Дети начинают переходить улицу по пешеходным переходам, а «светофор» поворачивается к ним то боком, то спиной, соответственно разрешая или запрещая переход. Пешеходы должны знать, что означает желтый свет: если «светофор» поднял руки с желтыми кругами, значит, переходить еще нельзя, нужно лишь приготовиться, а тот, кто не успел перейти улицу, должен остановиться на середине улицы и ждать зеленого сигнала.
Эту же игру можно провести, заменив «светофор» регулировщиком. Нарушители правил подвергаются штрафу: объясняют свои ошибки.
П/И «Лабиринт»
(старший дошкольный возраст)
Игра проводится тогда, когда дети уже знакомы со значением отдельных знаков и указателей («Въезд запрещен», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение запрещено» и др.)
Зимой с помощью снежных валов высотой 0,5-0,7 м на расстоянии 1м друг от друга возводится лабиринт. Летом его можно сделать из песка, кирпичей, уменьшив высоту стен. В лабиринте устанавливают знаки. Зимой на санках, летом на велосипедах или самокатах дети проезжают по лабиринту, точно соблюдая указания знаков. Тот, кто не нарушит ни одного правила, свободно проезжает по всему лабиринту.
П/И «К своим знакам»
(старший дошкольный возраст)
На площадке в произвольном порядке стоят 6 человек (помощники), у каждого в руках по дорожному знаку: «Осторожно, дети!», «Дорожные работы», «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дикие животные», «Подземный переход».
Дети делятся на 6 групп и берутся за руки, образуя 6 кругов. В середину каждого круга входят помощники, показывают детям дорожные знаки, объясняя их значение.
Далее ведущий (воспитатель) по очереди подходит к каждому кругу и предлагает детям следовать за ним. Стараясь отвлечь внимание детей от помощников, показывает им различные движения: ходьба на пятках, прыжки, повороты вокруг себя, ходьба на корточках и др.. Дети идут за ведущим и повторяют все движения, которые он показывает. Пока дети идут за ведущим, помощники опускают знаки и перемещаются по площадке, то есть меняются местами.
По сигналу ведущего (свисток( играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг, взявшись за руки (помощники стоят в середине круга держат знаки над головой).
Побеждает тот, кто первым найдет свой знак. Игра проводится 2-3- раза.
П/И «Самый быстрый»
(средний и старший дошкольный возраст)
Каждый участник игры очерчивает себе кружок (зелеными, желтыми, красными мелками) и встает в него. Ведущий – в середине площадки. По его команде «Раз, два, три – беги!» дети разбегаются. По команде «Раз, два, три – в светофор беги!» дети должны встать в свой круг, ведущий старается их опередить. Игрок, не успевший занять кружок, становится ведущим.
П/И «К своим флажкам!»
(младший – старший дошкольный возраст)
Играющие делятся на 3 группы. Каждая группа встает в круг, в центре которого находится игрок с флажком в руках: красным, желтым и зеленым. По первому сигналу воспитателя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками меняются местами. По команде воспитателя: «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми построиться в круг. Выигрывает тот, кто первым сделает это.
П/И «Нарисуем дорогу»
(младший – старший дошкольный возраст)
На земле веревкой обозначена дорога. Дети перепрыгивают через нее. Ширину дороги постепенно увеличивают. Побеждает тот, кто перепрыгнет через дорогу в самом широком месте.
П/И «Умелый пешеход»
(старший дошкольный возраст)
Первый вариант.
На расстоянии 60 см параллельно друг другу кладут два шнура длиной 5 м. надо с завязанными глазами пройти между ними.
Второй вариант.
Из двух шнуров делают два круга (внешний и внутренний). расстояние между ними - 1м. нужно с завязанными глазами пройти между ними.
П/И «Мяч в корзину»
(младший - старший дошкольный возраст)
В 2-3- шагах от игроков ставят три корзины: красного, желтого и зеленого цветов. По сигналу воспитателя надо красный мяч бросить в красную корзину, желтый – в желтую, зеленый – в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или, например, после красного назвать зеленый и т.д..
Д/И «Угадайка»
(старший дошкольный возраст)
Цель: закрепить знания о дорожных знаках.
Ход: Играющие строятся в ряд. Перед каждым – несколько табличек с дорожными знаками (перевернуты рисунками вниз). Такой же комплект знаков находится у ведущего. Он открывает любой знак из своего набора. Выигрывает тот, кто у себя отыщет такой же знак, а потом правильно назовет его значение.
Д/И «Логические дорожки»
(старший дошкольный возраст)
Цель. Развивать детям наглядно-образное мышление на условно-схематических изображениях, используемых для ориентировки в пространстве. Закреплять знание правил дорожного движения.
Материал. Игровое поле, на котором изображены разветвленные дорожки и домики на концах; письма на карточках, в которых кратко описан путь к одному из домиков.
Ход игры. Перед ребенком – дорожка, по которой нужно пройти к домику и отметить его. Чтобы правильно выполнить это задание, необходимо смотреть на карточку. Примерное содержание письма: «Иди по травке к светофору, мимо елочки к вишенке, далее мимо знака «Пешеходный переход» к домику».
Взрослый смотрит, как дети выполняют задание; если необходимо, объясняет и исправляет ошибки. Во время игры ребенок называет дорожные знаки, встречающиеся ему на пути, тем самым закрепляя их названия.
Д/И «Светофор»
(младший – старший дошкольный возраст)
Цель игры: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах; закрепить представления детей о цвете (красный, желтый, зеленый);
Материал: цветные картонные кружки ( желтые, зеленые, красные); макет светофора.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям кружки желтого, красного, зеленого цвета. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.
Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.
(Саулина Т.Ф.)
Д/И «Наша улица»
(старший дошкольный возраст)
Цель игры: расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закрепить представления детей о назначении светофора; учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные); предназначенные для водителей и пешеходов.
Материал: макет улицы с домами, перекрестком; автомобили игрушки); куклы-пешеходы; куклы-водители светофор (игрушка); дорожные знаки на макете, деревья (макеты).
Ход игры.
Вариант второй (для водителей).
Воспитатель показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход» - предупреждающие; «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена» - запрещающие; «Движение прямо», «Движение направо» - предписывающие; «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» - информационно-указательные. Дети объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации.
За правильный ответ ребенок получает значок. По количеству значков засчитываются набранные очки. Победителей награждают призами – автомашиной, куклой-пешеходом, куклой-водителем.
(Саулина Т.Ф.)
Д/И «Пожароопасные предметы»
(средний и старший дошкольный возраст)
Цели: закрепить знания детей о пожароопасных предметах, которые имеются дома и которым детям пользоваться запрещается.
Материал: карточки с изображением различных предметов быта, в том числе пожароопасных (спички, свеча, газовая плита, пылесос, телевизор, лампа настольная, электрообогреватель, гирлянда для елки, утюг, электрические розетки и пр.).
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы на картинках, назвать их, определить, почему часть из них является пожароопасными. Далее отобрать предметы пожароопасные и не пожароопасные.
Д/И «Правила поведения при пожаре»
(средний и старший дошкольный возраст)
Цели: закрепить знания детей о правилах поведения при пожаре: о последовательности действий при пожаре и о том, чего нельзя делать при пожаре.
Материал:карточки с изображением правильных и неправильных действий.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением действий при пожаре, отобрать правильные и неправильные действия, объяснить, почему нельзя так делать. Далее воспитатель предлагает разложить карточки о правилах поведения при пожаре в правильной последовательности.
Д/И «Что необходимо пожарному?»
(старший дошкольный возраст)
Цели: закреплять знания о труде пожарных.
Материал: карточки с картинками (брезентовый костюм, шлем-каска, противогаз, сапоги, перчатки, пожарная машина с лестницей и другими предметами, не подходящими для работы пожарных).
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки на карточках и выбрать те предметы, которые относятся к работе пожарных.
Д/И «Пожарная безопасность»
(старший дошкольный возраст)
Цели игры: закрепить знания детей о пожарной безопасности: о пожароопасных предметах, о правилах поведения при пожаре.
Материал: карточки с сюжетными картинками, на которых изображены правильные и не правильные действия при пожаре, обращение с пожароопасными предметами.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и отобрать по принципу: правильно – неправильно, объяснить почему.
Игры для эстафеты «Пожарные»
«На пожар».
По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульчиков, на которых разложена пожарная амуниция: каска, перчатки, ремень и т.д. Нужно подготовиться к выезду – надеть снаряжение. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.
«Разведчик».
По команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добраться до стульчика с куклой и «вынести» ее из огня. Побеждает тот, кто придет к финишу первым.
Игру можно усложнить, предложив «разведчикам» двигаться с завязанными глазами (сильное задымление). В этом случае полоса препятствий должна быть короткой и не очень сложной.
«Тушение пожара».
По условному сигналу игроки черпают воду из большого таза маленьким ведерком и передают его друг другу, выстроившись в цепочку. Последний выливает воду в пустую емкость. Побеждает команда, которая быстрее ее заполнит.
«После пожара».
Игроки садятся на стульчики, берут в руки катушки, к каждой из которых одним концом прикреплен шнур (пожарный рукав). Побеждает тот, кто быстрее намотает шнур на катушку.
(см. Д/В Боровлева А.)
"Источники опасности"
Дидактическая задача:
Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности.
Игровые правила:
Выбрать предметы, которые могут быть источником опасности.
Игровое действие:
Поиск и название предметов.
Ход игры.
Детям раздаются игровые карточки с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы:
-Что может быть источником пожара?
-Что может быть источником травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления)?
-Что может быть источником гибели человека? Отмечается тот, кто назовёт правильно все изображения.
"Знаешь ли ты?"
Дидактическая задача:
Закрепить знания о телефонах служб спасения.
Игровые правила:
Выполнять действия, соответствующие изображению.
Игровые действия:
Передвижение фишек по игровому полю в соответствии с количеством выпавших ходов.
Ход игры.
В игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов. Ребёнок бросает кубик, передвигает фишки. Условные обозначения:
-Красный крест - назвать телефон скорой помощи;
-Дом - назвать домашний адрес;
-Милиционер - назвать телефон милиции;
-Огонь — выбрать из трёх номеров нужный при пожаре;
-Человек в маске — назвать нужный при такой опасности номер;
-Книга - если даётся неправильный ответ, игрок отправляется на эту точку;
-Рука - если даётся правильный ответ, игрок переходит на эту точку;
-Телефон - набрать телефон службы безопасности и перейти на финиш.
Побеждает тот, кто быстрее и правильно ответил на все вопросы и пришёл к финишу первым.
"О чём говорит светофор"
Дидактическая задача:
Закреплять знание сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов.
Материал:
Карточки с изображением сигналов светофора (горит красный, жёлтый, зелёный), действий пешеходов.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает: "иди", "стой", "внимание". Затем показать карточки с изображением действий пешеходов на разные сигналы светофора.
"Четвёртый лишний "
Дидактическая задача:
Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.
Игровые правила:
Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.
Игровое действие:
Поиск опасного предмета.
Ход игры.
Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка), объясняет, что лишнее и почему.
Карточки:
1. Съедобные грибы и мухомор.
2. Игрушки и гвозди.
3. Игрушки и лекарство.
4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.
5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.
6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.
По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.
"На прогулке"
Дидактическая задача:
Закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными.
Материал:
Карточки с изображением правильных и неправильных действий при встрече с собакой, пчелой, козой, ежом, муравьями в муравейнике.
Игровые правила:
На вопрос воспитателя показать картинку с правильным ответом, а затем с неправильными действиями.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям ответить, как бы они поступили в разных ситуациях, возникших во время прогулки в выходной день (на даче, в лесу). Нужно показать сначала картинку с правильным действием, а затем показать неправильные.
-На дороге я повстречал собаку. Можно, нельзя (дети показывают карточку)
-На полянке ко мне подлетела оса (пчела). Можно, нельзя.
-На опушке щиплет травку коза. Можно, нельзя.
-В траве я заметил ежа. Можно, нельзя.
"Телефон"
Дидактическая задача:
Закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.
Ход игры.
Перед ребенком разложены карточки с изображением машин скорой помощи, МЧС, милиции, пожарной, спортивной машины и карточки с номерами 01, 02, 03. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой номер и найти машину, которая придёт по этому номеру.
"Пожар"
Дидактическая задача:
Закрепить знания детей о пожарной безопасности.
Игровые правила:
На вопрос воспитателя показать картинку-ответ.
Материал:
Картинки с изображением коробки со спичками, телефоном 01; молнии, попадающей в дерево; утюга; 02; 03; горящего стола; ведра воды.
Игровое действие:
Выбор из предложенных - правильной картинки.
Ход игры.
Детям раздаются карточки. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, показав нужную карточку.
-Отчего происходит пожар?
-Что нужно делать, если случился пожар?
-По какому телефону вызывают помощь?
За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
"Игра — дело серьезное"
Дидактическая задача:
Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.
Материал:
Карточки с изображением мяча, ножниц, пирамидки, газовой плиты, спичек, ножа, неваляшки, таблеток, утюга, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянной вазы и др.
Ход игры.
Перед детьми разложены карточки обратной стороной кверху. Ребёнок достаёт любую, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя почему). За правильный ответ получает фишку.
"Тротуар и дети"
Дидактическая задача:
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить детей правильно выбирать место для игр. Воспитывать быструю реакцию на происходящее.
Ход игры.
Предложите детям построить из кубиков дом с аркой. Арка должна быть таких размеров, чтобы через неё могли проехать игрушечные машинки. Попросите детей разместить их перед аркой. Куклы будут изображать мальчиков-футболистов или девочек, играющих в "классики". В качестве футбольного мяча можно использовать шарик для пинг-понга, а "классики" изобразить с помощью полосок бумаги или верёвочек. В игре одновременно может участвовать несколько детей, которые меняются ролями. В процессе игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а девочки — игру в "классики". При этом один ребёнок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит. Дети быстро убирают кукол с дороги и переносят подальше от арки. Сюжет можно варьировать. Например, из окна игрушечного дома высовывается зайчик и предупреждает об опасности. Аналогичный сюжет можно разыграть с помощью настольного театра.
"Кто больше назовёт действий"
Дидактическая задача:
Учить детей соотносить действия с профессией людей, действующих в чрезвычайных ситуациях.
Игровые правила:
Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспомнить, он ударяет мячом об пол, ловит его и бросает ведущему.
Игровые действия:
Бросание и ловля мяча.
Ход игры.
Воспитатель предлагает назвать действие, которое выполняет человек названной профессии, но называть можно только одно действие (врач, милиционер, пожарный). Выигрывает тот, кто больше назовёт действий.
"Игра-соревнование "По грибы"
Дидактическая задача:
Закрепить знание съедобных, и несъедобных грибов.
Материал:
Игровое поле, кубик, фишки, корзинки для грибов, съедобные грибы (подосиновики, белые, подберёзовики).
Ход игры.
Дети поочерёдно бросают кубик, отсчитывают количество ходов, ставят фишки. Если попадает на мухомор, то фишку возвращают по красной стрелке, если на бледную поганку –ребёнок пропускает 2 хода, если на кружок с грибами (съедобными), то в зависимости от цифры на кружке, столько же грибов кладёт себе в корзинку. В конце игры подсчитывают количество собранных грибов. У кого больше — тот и выиграл
"Каждой вещи свое место"
Дидактическая задача:
Закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома ив детском саду.
Материал:
игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.
Ход игры.
В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.
Варианты:
• На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место;
• На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».
• То же в игровом уголке.
"Что, где, когда?"
Дидактическая задача:
Закрепить умение правильно вести себя в экстремальной ситуации.
Игровые правила:
Ответить на вопрос игровых персонажей.
Ход игры.
Воспитатель предлагает поиграть в игру. На столе лежат письма от сказочных персонажей, в центре волчок.
Воспитатель раскручивает волчок, берёт письмо по стрелке, зачитывает детям вопрос. Дети советуются и отвечают. За правильный ответ получают фишку.
Если будет неправильный ответ, то обязательно воспитатель говорит правильный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия с родителями, педагогами - Игровой тренинг "Эффективные игровые технологии по обучению детей безопасному поведению на дорогах"
Игровой тренинг для взрослых , участники знакомятся с эффективными играми - викторинами, тренингами, дидактическими играми по обучению детей ПДД. При этом сами играющие соревнуются, проявляя смекалку,...

«Использование метода игрового моделирования в работе с педагогами. Игровое моделирование «Учим детей,играя»
Игры с педагогами на педагогическом совете...

«Использование метода игрового моделирования в работе с педагогами. Игровое моделирование «Учим детей,играя»
Игры с педагогами на педагогическом совете...

Мастер- класс для педагогов « Учимся вместе- учимся, играя!»
Цель: Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемыми на музыкальных занятиях при обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах.Задачи: 1.Овладение способами зв...
Мастер класс для педагогов. "Учим детей играя".
Представить педагогам опыт работы по воспитанию нравственно-эстетических норм через игровую деятельность...

Игровой тренинг для педагогов «Учимся видеть мир в красках. Психология цвета»
C самого нашего рождения и до самого последнего дня нашей жизни, нас сопровождают различные цвета. Мы видим их каждый день и не стараемся акцентировать наше внимание на этом постоянно. Мы выбираем цве...

