Система финансового обучения в семье
консультация по основам финансовой грамотности

Сивизьянова Нина Ивановна

Чтобы определить, насколько  родители, заинтересованы в обучении  детей основам финансовой грамоты и формировании у них навыков рационального экономического поведения,педагог предлагает  ответить на вопросы анкеты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_fin_gr.docx764.61 КБ
Файл anketa_dlya_roditeley_0.docx18.07 КБ
Файл roditelskoe_sobranie.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Система финансового обучения ребенка в семье.

  Главный тезис: Карманные деньги — это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению.

   Всегда надо помнить, что это не способ поощрения, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент - такой же, как нож или вилка (для еды), молоток (для забивания гвоздей), лейка (для поливки цветов).

Надо напоминать ребенку почаще, что деньги — это средство для получения чего-то, а не цель сама по себе. (Многие дети мечтают стать богатыми, лучше, если они будут мечтать иметь деньги, чтобы построить корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.) Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на полном отчете о личных тратах -надо уважать тайны ребенка, его возможные промахи. Если он потратил свои деньги «не так» - надо объяснить, как надо (или как сделали бы вы) и почему именно так. Не надо жалеть ребенка, если он ошибся (не так потратил, обсчитался и т.д.). Лучше обсудить, почему так получилось, что он не учел, посочувствовать, никогда не предлагать финансовую компенсацию, ограничиться психологической. Если потерял - никогда не ругать, иначе он будет бояться «связываться с деньгами». Сказать просто, что с вами такое тоже бывало, и не раз.

Система штрафов - что-то вроде деловой игры, когда убытки хоть и не смертельные, но весьма неприятные. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребенка. Это покажет, насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других. Как считает

Орлова И.Ю., дети знакомятся с понятием «штраф» в общественном транспорте, когда некоторые люди не платят за билет. Обычно первое упоминание о штрафах возникает в случае, когда вы даете ребенку деньги в долг. Если вы дали ребенку денег в долг -обязательно требуйте возврата всей суммы в срок. Сразу надо оговорить штрафные проценты (пени) и не стесняться настаивать на их выплате. Пусть ребенок поймет, что за невыполненные обязательства надо платить. Лучше закрепить свое соглашение письменно (распиской). (Это повышает ответственность ребенка за данное слово и позволит ему в будущем внимательнее относиться к чужим обещаниям, настаивать на соблюдении юридических норм).

Итак, что же дает детям система самостоятельного распоряжения деньгами?  По материалам Золотаревой А.В. это:

  • умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.);
  • знание о соотношении стоимости вещей (услуг);
  • умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать;
  • умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного — и соответственно определять приоритеты);
  • повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык (знание, умение) -новый опыт прибавляет уверенности («Я сам что-то решаю»). Мера психологической зрелости - то мера ответственности. Чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях. Механизм здесь таков: поступок -последствия -осознание -понимание -развитие -психологическая зрелость, уже более зрелый поступок;
  • познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали — все это ведет к рефлексии;
  • познание других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем. Уважение интересов других -тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться части своей собственности, не будет претендовать на собственность другого (в том числе и на вашу);
  • радость благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно даже предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется (хороший тест для родителей - кого же мы вырастили? Что нас ждет в старости?);
  • возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь -база для становления субъектности ребенка;
  • знакомство с основными финансовыми понятиями - «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д. Современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере. Рынок есть рынок... К тому же не исключен вариант, что обучение отношениям с деньгами станет для ребенка первой ступенькой в выборе сферы профессиональной деятельности;
  • умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «МОЙ РЕБЕНОК И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТА»

Чтобы определить, насколько Вы, уважаемые родители, заинтересованы в обучении ваших детей основам финансовой грамоты и формировании у них навыков рационального экономического поведения, предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты.

  1. Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?

а) положительно, считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребёнка;

б) отрицательно;

в) не готов оценить значимость курса.

  1. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?

а) в старшем дошкольном возрасте; б) в начальной школе;

в) не вижу необходимости в таком обучении.

  1. Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту?

а) да, он проявляет живой интерес; б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

  1. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

  1. Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты?

а) ничего не изменилось в поведении детей;

б) ребенок стал задавать вопросы и употреблять в речи слова, связанные с экономикой и финансами;

в) ребенок бережнее относится к вещам и предметам; участвует в планировании покупок и семейного бюджета.

  1. Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающей        программе по изучению финансовой грамоты?

а) да;

б) нет;

г) возможно.

Анализ анкет родителей

№ вопроса

Формулировка вопроса

Положительно,

%

Отрицательно,

%

Не готов оценить

значимость курса, %

1.

Как Вы относитесь к введению в группе нового дополнительного образовательного курса по финансовой грамотности?

№ вопроса

Формулировка вопроса

В старшем дошкольном возрасте, %

В начальной школе, %

Не вижу необходимости в таком

обучении, %

2.

Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?

№ вопроса

Формулировка вопроса

Да, он проявляет живой интерес,

%

Нет, %

Затрудняюсь ответить, %

3.

Нравится ли Вашему ребенку        изучать финансовую грамоту?

вопроса

Формулировка вопроса

Да, %

Нет, %

Иногда, %

4.

Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по        финансовой грамотности?

№ вопроса

Формулировка вопроса

Ничего не изменилось, %

Ребенок стал задавать вопросы, употреблять

слова,

Ребенок бережнее относится к вещам,

участвует в

связанные с финансами и экономикой,

%

планировании покупок и распределении семейного бюджета, %

5.

Как        изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты?

вопроса

Формулировка вопроса

Да, %

Нет, %

Возможно, %

6.

Готовы ли вы вместе с детьми        участвовать        в обучающей дополнительной программе по изучению финансовой грамоты?



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Дети и деньги, или как воспитать предприимчивого ребёнка»

 Цель: Повышение педагогической культуры  родителей по экономическому воспитанию детей.

Задачи:

  • Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье  и в детском саду;
  • Убедить родителей в важности экономического воспитания;
  • Способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями.

Участники:

Родители воспитанников;

Воспитатель

Подготовка к проведению беседы с родителями:

Изучение литературы по данной теме:

- «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста», Мазеева Т. С., журнал «Воспитатель ДОУ» №11, 2008 г.;

- «Зачатие денежной гармонии», Бородянский М. С., журнал «Управление ДОУ» № 3, 2006;

- «Что такое экономика», опыт работы педагогов города Йошкар-Ола, журнал «Дошкольное образование» № 21, 2005 г.;

- «Экономика и человек», методист Н. Клюшкина, ДОУ № 4 «Берёзка», г. Уральск, Казахстан, журнал «Обруч» № 1, 1999 г.;

- «Как знакомить детей с денежными единицами», заведующая ДОУ № 4 «Берёзка», г. Уральск, Казахстан, журнал «Обруч» № 1, 1999 г.;

- стихи на тему «Экономическая безопасность», журнал «Основы Безопасности Жизнедеятельности», № 6, 2008 г.

Оформление приглашений на беседу для родителей;

Разработка буклетов с рекомендациями для родителей «Дети и деньги»;

Создание мультимедийной тематической презентации;

Выставка тематических развивающих игр для детей старшего дошкольного возраста.

Ход встречи:

Слайд № 1 «Тема беседы»

1. Вступительная беседа.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Я очень рада видеть Вас! Спасибо, что Вы нашли время и пришли к нам для беседы.

Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, дающим ребёнку первые знания и умения, я призываю Вас к сотрудничеству и взаимодействию. Только вместе с Вами мы можем решить любые задачи в воспитании и развитии наших детей! Сегодня я хочу с Вами побеседовать на интересную и актуальную в наше время тему. Как Вы думаете, в каком возрасте у человека закладываются основы экономического воспитания? Предполагаемые ответы родителей: 6-7 лет; с того момента, как ребёнок увидел деньги, узнал, что за покупки в магазине надо платить и др.

Воспитатель: Совершенно верно, я согласна с Вами, каждый из Вас прав. Действительно, интерес к деньгам и экономическим отношениям возникает у детей с момента знакомства с деньгами.

А сейчас давайте вспомним, когда в вашей семье родился ребёнок, как Вы радовались первым проявлением его активности! Как через несколько месяцев после его рождения он начал произносить первые слова, среди которых было слово… (родители продолжают фразу: «Дай…»). Слово «Дай» – психологически самое важное, отвечающее за денежную гармонию.

Слайд № 2 «Фазы развития денежной гармонии»

Воспитатель: По мнению психолога Валерии Сергеевны Мухиной, у ребёнка до трёх лет главная потребность – это брать и получать от жизни всё, что он пожелает – родительскую любовь, внимание, игрушки. Мы, как «правильные родители», не желая воспитывать эгоиста, недолго получаем удовольствие, глядя на его (ребёнка) единоличные наслаждения жизнью. Мы с Вами стремимся привить ребёнку некоторые правила культуры, выражающиеся фразой… (родители добавляют: «…надо делиться»).

Оказывается, по мнению современных учёных, данную фразу использовать нельзя. Если бы Вы только знали, сколько удачливых людей могло вырасти на планете, если бы не эта фраза, прозвучавшая слишком рано! Психологом, Дмитрием Борисовичем Элькониным, выявлено, что у ребёнка до трех лет нет психологической потребности делиться. Этот возраст просто не предполагает такой потребности.

Уважаемые родители, ни в коем случае не пытайтесь привить ребёнку навык отдавания, пока ему не исполнится три года. Этим Вы не только нарушите порядок его психологического развития, но и заложите основы денежного неуспеха в дальнейшей жизни. Потребность искренне поделиться формируется у детей в возрасте с 3-х до 7 лет. Здесь есть некоторые проблемы. Ребёнок может отдать «по доброте душевной» очень дорогую игрушку, поэтому уважаемые родители, постарайтесь решать такие проблемы очень тонко, не обижая его, потому что умение – отдавать – не менее важно для гармонии с жизнью и с деньгами, чем умение брать.

С 7-летнего возраста у ребёнка наступает третья фаза формирования денежной гармонии – «фаза договорных отношений». В это время дети в детском саду начинают обмениваться игрушками, в школе получают вознаграждение от мамы и папы за хорошую учёбу. Обмениваются услугами «ты мне – куклу, я с тобой играть», – одним словом, учатся первым «товарно-денежным отношениям» и общению на языке денег. Такие отношения мы должны поддерживать. Они ведут детей к умению строить гармоничные отношения с деньгами.

Уважаемые родители, мы выяснили, что основы будущей денежной гармонии начинаются закладываться в раннем возрасте. Нашим детям предстоит жить в современных условиях, овладевать новыми профессиями, требующими новых знаний и особой экономической культуры. И мы им в этом помогаем!

Для воспитания современных и предприимчивых, в недалёком будущем детей, в нашей группе мы строим работу в трёх направлениях.

Слайд № 3 «Экономическое воспитание»

Воспитатель предлагает посмотреть родителям, как их дети размышляют на тему «Что такое деньги?.»

Слайд № 4. Демонстрация видеоролика с участием воспитанников группы

«Размышления детей на тему «Что такое деньги?.».

2. Дискуссия «Предлагаем обсудить»

Вопрос родителям: - Какие качества, на Ваш взгляд, присущи предпринимателю?

Предполагаемые ответы родителей: общительность, мобильность, честность и порядочность, предприимчивость и др.

Воспитатель: Совершенно с Вами согласна. Ваши мнения подтверждаются и экономистом Алексеем Агеевым, которые Вашему вниманию предлагаются на слайде.

Слайд № 5 «Качества предпринимателя»

3. Практическая игра «Найди предпринимателя»

Слайд № 6 «Сказочные герои»

Задание родителям: - Уважаемые родители, на следующем слайде Вы видите героев сказок и мультфильмов, подумайте и назовите, кого из них можно считать предприимчивым и почему? (Белоснежка, Кот в сапогах, колобок, Кот Базилио, Лиса Алиса, Мальчик-с-пальчик, Емеля, Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», поросёнок Нуф-Нуф).

4. «Есть идея!»

Родителям предлагается побывать в роли предпринимателей.

Задание: Придумать несколько различных вариантов использования шариковой ручки в повседневной жизни.

Родители предлагают свои варианты. Словесно поощрить участников за проявленную смекалку, сообразительность и изобретательность.

5. Итог:

Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы с Вами выяснили, что сегодня как никогда нужно быть предприимчивым человеком. Выдающийся учёный Лев Семёнович Выготский говорил, что будущее вундеркинда в его прошлом. Поэтому очень важно предоставить детям возможность самим выбирать свою судьбу. Под Вашим чутким руководством дети смогут самостоятельно оценить происходящее, будут инициативны, независимы, предприимчивы, разумеется, в рамках своего возраста. А в этом помогут Вам наши практические советы в буклете «Дети и деньги»(вручение буклетов участникам встречи).

6. Рефлексия:

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме.

Ответы на вопросы:

- Какая часть нашей беседы вызвала у Вас особый интерес?

- Ваши предложения и пожелания на будущее.

Воспитатель: Благодарю Вас за состоявшуюся беседу и активную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»

В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...

ВОСПИТАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем.Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и в дошкольной педагогике. Ныне...

Консультация." Система финансового обучения ребенка в семье."

Консультация для родителей .Система финансового обучения ребенка в семье....

Сценарий сценки по финансовой грамотности для родителей старшей группы «Финансовая история моей семьи»

Сценарий создан с целью поддержки и популяризации финансовой грамотности детей, формирования финансовой грамотности семьи, развития профессионального мастерства педагогов....

Система финансового обучения ребенка в семье.

На основании вышеизложенных принципов разработана система финансового обучения ребенка....

О роли коррекционного обучения в системе дошкольного обучения

В статье говорится о важности своевременной диагоностики и ранней коррекционной помощи...

Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности «Бюджет семьи» для детей 6-7 лет

Познакомить детей с понятием «Семейный бюджет» и его  составляющими: пенсия, стипендия, заработная плата. Дать представления о доходе и расходе семейного бюджета. Развивать мышление. ...