Знакомство с основами финансовой грамотности.
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Харчевникова Ольга Георгиевна

Конспект занития

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_osnovami_finansovoy_gramotnosti.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности
«Знакомство с основами финансовой грамотности»

Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.
Образовательные задачи: дать представление о составляющих семейного бюджета и его расходной части, познакомить детей с понятием «потребности человека»; подвести дошкольников к пониманию разумности; закрепить понятия «семейный бюджет», «доходы», «расходы».
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, диалогическую речь, любознательность, внимание.
Воспитательные задачи: воспитывать нравственные качества.

 

Ход занятия:

Дети заходят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Прежде чем мы начнем заниматься, давайте построим гору дружбы, соединив наши руки.

Воспитатель протягивает руку, на нее кладет руку ребенок и т.д.

Воспитатель: Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу. А это нам сегодня пригодится.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что же такое экономика? Ответы детей. Давайте поиграем в игру.

Игра – упражнение: «Всё это экономика» - с мячом.

Правила игры: Воспитатель предлагает детям устно определить, являются ли названные понятия предметом изучения экономики. Отвечает ребенок, получивший мячик от воспитателя.

Профессии – да.

Мяч – нет.

Арбуз – нет.

Цена – да.

Производство – да.

Завод – да.

Стул – нет.

Доход – да.

Фабрика – да.

Кошка – нет … 

Расход –да.

Бюджет –да.

Воспитатель: У каждого из вас есть семья. Давайте вспомним, из кого она состоит? (ответы детей). Семья состоит из мамы, папы, бабушки, дедушки и старшего брата.

Воспитатель: Каждый из вас живет в доме или квартире, пользуется вещами, готовит пищу. Но для того чтобы иметь все, что нас окружает, как вы думаете, что необходимо иметь? Но прежде, чем ответить отгадайте пожалуйста загадку

В кошелёк мы их кладём,
С ними в магазин пойдём. (Деньги.)

Дети: деньги.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках деньги. Как называются деньги на синей тарелке? (Монеты.) А в правой руке? (Банкноты.) Рассмотрим их. (Детям раздаются монеты и банкноты. Далее проводится игра «Скажи наоборот».)
Воспитатель: Я называю признак монеты, а вы называете признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота ... (Прямоугольная.)
Банкнота бумажная, а монета ... (Металлическая.)
Монета звенит, а банкнота ... (Шуршит.)
Монета металлическая, а банкнота ... (Бумажная.)
Банкноту можно помять, а монетку ... (Нельзя.)
Монету нельзя порвать, а банкноту ... (Можно.)
Банкнота в воде мокнет и не тонет, а монетка ... (Тонет.)
(Дети проверяют ответы экспериментально.)

Воспитатель: Ребята, подскажите мне пожалуйста, что же такое деньги?

Дети: ответы детей (Это то, на что мы покупаем товары в магазине).

Воспитатель: Правильно, деньги, это такая вещь, которой измеряют стоимость всех товаров. На деньги мы можем что-либо купить, приобрести

Воспитатель: Хорошо. Молодцы. Подскажите пожалуйста, а без денег мы можем прожить? ответы детей

Воспитатель: Для чего нужны вашей семье деньги? ответы детей

Воспитатель: Правильно, деньги нужны семье, чтобы покупать одежду, продукты, игрушки, сладости, лекарство, платить за детский сад. А как вы думаете, деньги на деревьях растут? ответы детей

Воспитатель: Может они падают с неба, как дождь или снег? (Ответы детей.)

Воспитатель: Откуда тогда взрослые берут деньги? (Ответы детей.) Правильно, ваши родители ходят на работу, трудятся и получают за это заработную плату, то есть заработанные деньги, которые коротко называют «зарплата». Все деньги, которые получают члены семьи, как называются. Ответ детей: доходом.

Воспитатель: правильно доходом семьи или семейным бюджетом. Скажите пожалуйста, а что является составляющим семейного дохода? Ответ детей.

Воспитатель: Ни один человек не может обойтись без того, чтобы не расходовать деньги. То есть всё, что мы тратим, как называется. Ответ детей: расходом.

Воспитатель: Правильно расходом. Скажите, пожалуйста, на что можно потратить деньги?  Ответы детей.

Воспитатель: Я вас приглашаю на весёлую физкультминутку. (Проводится физкультурная пауза «Будем денежки считать».)
Раз, два, три, четыре, пять, (Идут пальцы по столу.)
Будем деньги мы считать. (Сжимаем и разжимаем пальцы.)
На первую и вторую монетку заплатим за дом, (Загибаем мизинец и безымянный палец.)
За дом, где с семьёй мы живём.
На третью монетку надо обувь купить, (Загибаем средний пальчик.)
На четвёртую монетку купим есть и пить, (Загибаем указательный пальчик.)
Ну а пятую пока спрячем на дно кошелька! (Спрятать большой палец в кулак.)
 

Воспитатель: Вот сколько расходов у наших родителей. Поэтому, прежде чем просить у них игрушки, подумайте, есть ли деньги, а может важнее купить хлеб или лекарство.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое расход и доход». (На мольберте выставляются картинки с изображением двух кошельков.) В один кошелёк деньги залетают (доход), из другого – вылетают (расход). (Дети соотносят картинки в соответствии с заданием. Остальные дети пользуются кошельками.)

Мама получила зарплату – … (Доход.)
Бабушка купила лекарство – … (Расход.)
Дедушка выиграл приз – … (Доход.)
Сестра потеряла кошелёк – … (Расход.)
Заплатили за квартиру – … (Расход.)
Мама нашла монетку – … (Доход.)
Бабушка получила пенсию – … (Доход.)
Купили игрушку – … (Расход.)

Продала бабушка картошку - ….(Доход)

Воспитатель: Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? Посмотрите у вас в кошельках есть деньги?

Итог: значить мы с вами умеем планировать доходы и расходы.

Рефлексия

Воспитатель: А теперь, ребята, наше занятие заканчивается. Сегодня вы узнали, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать.

Понравилось вам занятие?

А что больше всего понравилось?

Какое задание было выполнить легко?

Важно ли тол, что вы сегодня узнали?

Для чего это пригодится в жизни?

Вы сегодня поднялись еще на одну ступеньку по лесенке знаний. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «С чего начать знакомство детей с финансовой грамотностью или Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

      Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать ден...

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»

Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...

«Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности через технологию «Путешествие по «реке времени»

Здравствуйте, меня зовут Левченко Татьяна Николаевна, я воспитатель детского сада № 17. Тема моего доклада «Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности через технологию «Путе...