Педагогический проект в подготовительной группе
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Ключникова Мария Андреевна

 «По тропинке финансовой грамотности (прошлое и настоящее)».

Мини-музей денег, как эффективная форма формирования основ финансовой грамотности у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1_wecompress.com_.docx893.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 "СКАЗКА"

БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Педагогический проект

в подготовительной группе:

«По тропинке финансовой грамотности (прошлое и настоящее)».

Мини-музей денег, как эффективная форма формирования основ финансовой грамотности у дошкольников

Авторы проекта:

Ключникова М.А., воспитатель

 Рябова В.С., воспитатель

г. Барабинск, 2023

Вид проекта: исследовательский.

Продолжительность проекта: среднесрочный ( 1 месяц ).

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Актуальность проекта:

У Сергея Михалкова есть такие строки: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я, поведу тебя в музей, - сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Часто ли  дети бывают в них?

Идeя сoздания мини-музеев в детском саду возникла после того, как  ребёнок принес в группу книгу Д. Кондратьева « Твоя коллекция монет» и  дети с интересом рассматривали иллюстрации, а затем стали воплощать в сюжетно-ролевых играх свои впечатления и полученные знания, активно проявляли интерес к музейной деятельности, собиранию коллекций.

 Опрос детей показал, 42% - имеют представления о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов; 39% - считают, что музей нужен, чтобы туда приходить и смотреть на экспонаты, 19% - узнавать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях. Но есть дети, которые ни разу не были в музее. Причины  того самые  разные: например, многим родителям попросту не приходит идея такой экскурсии.

Проведённая диагностика выявила, что осведомленность детей о истории денег, способов зарабатывания денег не всегда правильные. Все это указывало на то, что у детей недостаточно развиты ценностные ориентации, которые, в конечном итоге, формируют их экономический образ мышления. Данная проблема указала на необходимость сформировать представления детей о том, что деньги нужно зарабатывать и грамотно тратить. В ходе бесед с детьми было также выяснено, что они интересуются историческими знаниями о прошлом, но в силу возрастных особенностей и незаинтересованности родителей не могут этих знаний получить. Поэтому, мы решили в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на темы: «Истории возникновения денег», «Старинные деньги». «Купюры разных стран», «Музеи истории денег» и т.д.

А так же создать собственный мини-музеи в групповом помещении.

Цель проекта : создание условий для  формирования у детей дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений, финансовой грамотности.

Задачи проекта:

Образовательные:

•формировать представления  о музее;

• познакомить с историей происхождения денег;

• познакомить детей с монетами, научить распределять их по возрастанию номинала;

• мотивировать детей к исследовательской деятельности;

• дать представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением;

• дать возможность детям в процессе опытно-исследовательской деятельности сделать собственные выводы о качестве материала, из которого изготовлены деньги.

• познакомить с некоторыми внешними особенностями процесса торговли (где и как совершают покупки, когда и зачем пользуются деньгами).

• формировать умение детей взаимодействовать с деньгами.

Развивающие:

• развивать детскую познавательную инициативу;

• развивать интерес детей к экономике;

• развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения, делать выводы;

• развивать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, связную речь, память;

развивать (формировать) функциональную грамотность воспитанников.

Воспитательные:

• воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами (объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой);

• воспитывать эмоционально позитивное сотрудничество и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе совместной проектной деятельности;

• воспитывать доброжелательные взаимоотношения в группе, умение договариваться, учитывать интересы других;

• воспитывать правильное отношение к деньгам в быту.

В основу решения задач положены следующие принципы:

  • Учёт возрастных особенностей дошкольников.
  • Наглядность и последовательность.
  • Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.
  • Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Оформление мини-музея:  музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где  находятся доступные для детей экспонаты. Также  представлены: литература о финансовой грамотности, подборка дидактических и словесных игр.

Формы деятельности:

  • познавательно-исследовательская
  • экспозиционная;
  • финансовая;
  • игровая;
  • творческая.
  • Методы и приёмы проекта:  словесные (утренний круг, беседа, объяснение, рассказывание историй и сказок), метод проблемного изложения (проблемная ситуация и ее решение); практические (обследование денежных знаков, рисование денег будущего);  наглядные (показ иллюстраций, экспонатов музея, просмотр презентации, просмотр м/ф); игровые (сюжетно-ролевая игра, дидактические игры)
  • Ожидаемые результаты проекта
  • 1. Реализация совместного проекта позволит:
  • - приблизить знания детей к реальной действительности, формировать начала экономического мышления;
  • -повысить интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни;
  • - обогатить словесный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей совместных с экономикой профессий.
  • 2. Формирование здорового интереса к деньгам, осознание правил их честного приобретения, понимание купли-продажи.
  • 3. Дети научатся различать монеты разного достоинства.
  • 4. Участники совместного проекта приобретут навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия.

Продукт проекта: создание мини - музея «История денег»,  экспонатов и коллекций, выставка творческих работ «Деньги будущего»

Риски реализации проекта: негативность к реализации проекта, недопонимание частью родителей важности взаимодействия с ДОУ; занятость родителей, пассивность.

Содержание проекта:

1.Подготовительный этап:

Цель: создание условий для реализации проекта.

Работа педагога.

Изучение педагогической литературы. Изучение интернет-ресурсов. Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта. Планирование мероприятий по реализации проекта. Проведение педагогического обследования (игровая деятельность дошкольников). Подборка информационного материала для родителей.

Работа с родителями: ознакомление родителей с темой, целью и задачами проекта. Подборка материала, иллюстраций.

Работа с детьми: опрос         детей.

Цель: выявление знаний детей о деньгах, введение в проблему.

Разработка совместного плана работы над проектом.

Для составления плана была использована модель трёх вопросов Лидии  Михайловой-Свирской.

Что мы знаем о деньгах?

• На деньги можно что-нибудь купить

• Деньги-это очень важная вещь.

• Деньги надо хранить в сейфе.

• Деньги надо собирать в копилку.

• Крупную сумму денег нужно хранить в банке.

Что мы хотим узнать?

• Где делают деньги.

• Как наносят краску на них.

• Где куют железные монеты?

• Как деньги класть на карточку?

• Как можно иметь много денег?

• Какие деньги в других странах?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

• Подумать.

• Узнать из интернета.

• Посмотреть программу/ видео о деньгах.

•Можно прочитать в книге. Например, в детской энциклопедии.

На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом для каждого центра. Свои предложения вносили дети, педагоги и родители.

2 этап. Практический

Цель: эффективная организация совместной деятельности воспитателя, детей, родителей по реализации проекта.

Работа педагогов: создание перспективного плана мероприятий с детьми по

ознакомлению  с денежными знаками;

Подготовка видеоролика «Экскурсия на монетный двор», презентация «Деньги других стран», «Коллекционные монеты».

Работа с родителями: помощь в пополнении мини-музея.

Памятка для родителей «Нужны ли детям карманные деньги?»; информация для родителей «Первые уроки по финансовой грамотности детей».

Взаимодействие с семьей

«На что тратятся деньги?».

Из бесед с родителями дети поняли, на что в семье тратятся деньги, какие первоочередные траты, какие второстепенные и что только в последнюю очередь на удовлетворение желаний: покупка игрушек, посещение театров, кинотеатров и т. д.

 В магазине вместе с детьми родители совершили покупки с объяснением, что и для чего покупается.

Работа с детьми: проведение совместной деятельности; чтение рассказов, о деньгах и истории денег; рассматривание мини - коллекции монет из разных стран; организация сюжетно - ролевой игры «Магазин», «Кафе», «Банк».

 Просмотр презентации «Какие бывают монеты», «Коллекционные монеты», видеоролик «Экскурсия на монетный двор».

Детей заинтересовал тот факт, что монеты могут выглядеть по-разному: иметь различную геометрическую форму, могут быть объемными, рельефными, могут иметь цветные изображения, на каждой монете обязательно присутствуют цифры и герб государства.

Ежедневно при проведении утреннего круга воспитатель рассказывал детям о том, какие материалы и пособия приготовлены в каждом центре по теме проекта (в соответствии с разработанным совместным планом).

Материально-техническая база мини-музея пополнялась педагогами, родителями и воспитанниками старинными монетами, пособиями, книгами, играми и т.д. В процессе работы обязательно обсуждаются и закрепляются правила безопасности  при обращении с монетами.

Для реализации проекта в группе было создано 3  экспозиции и 5 центров.

1 экспозиция - «Путешествие в прошлое денег».

  В данной экспозиции детям представлены изменения денег во времени:

  • Первобытные люди.
  • Начало цивилизации - обмен товаром.
  • Оплата раковинами.                          
  • Оплата мехами.
  • Каменные деньги.
  • Оплата золотом серебром.
  • Современные деньги.
  • 3 экспозиция - «Деньги разных стран мира»:
  • Цель: расширение знаний детей о деньгах
  • (валютах) разных стран мира.
  • Задачи:

- расширять знания детей о значении денег в жизни человека, их разнообразии;

- продолжать давать знания о деньгах, используемых в некоторых странах мира,

символике, используемых для обозначения номинала купюр и монет.

Подобрана валюта разных государств.

  4 экспозиция - «Хранение денег»:

В данной экспозиции представлены средства хранения денег.

  •  Сберегательные книжки.
  •  Ваучер.
  •  Кошельки.
  •  Копилка.
  • Аблигации.

Центр игры

  Цель: формировать умение детей считать деньги, закреплять основные экономические понятия.

  В данном Центре дети играют в такие игры, как дидактическая игра «Размен»,  дидактическая игра «Путешествие по магазинам», «Денежка без сдачи», «Экономические круги Луллия», настольная экономическая игра «Монополия. Беби Босс», «Что нельзя купить за деньги», «Определи какой товар, где продаётся» и др.

Центр книги и общения

Деятельность в данном центре:

Найти пословицы и поговорки о деньгах, загадки о монетах.

Побеседовать о том, что можно купить за деньги, как родители зарабатывают деньги.

Побеседовать о профессиях родителей.

Узнать о чем говорится в пословице: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Чтение художественной литературы: народные сказки : «Колосок», «Как братья отцовский клад искали»,  «Трудовые деньги»; К. Чуковский «Муха-Цокотуха», С. Михалков «Как старик корову продавал», Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены», С. Маршак «Откуда стол пришел?», индийская сказка «Золотая антилопа» и т.д.

Совместно с воспитателем обсудили какой смысл содержат пословицы:

• Копейка к копейке – проживёт семейка.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Копейка рубль бережёт.

• Дружба дороже денег.

• За деньги славы не дают.

• Здоровья на деньги не купишь.

• Кто за копейкой не нагнется – ломаного гроша не стоит.

• Кто рано встает, у того копейка растет.

• На деньги ума не купишь.

• Почет дороже денег.

Народная мудрость помогла детям понять, что за деньги не все можно купить, чтобы заработать деньги необходимо трудиться, что тратить легче чем зарабатывать, что нет цены дружбе, здоровью, честности.

Дети безошибочно определяли, что не все можно купить за деньги: радугу, воздух, снег, ручей, месяц, грозу нельзя купить ни за какие деньги.

Центр искусства

Нарисовать деньги будущего, свою банковскую карточку. Оформить выставку.

Центр экспериментирования

Определить свойства металла, из которого сделаны монеты.

Занимательно было установить какими свойствами обладают монеты достоинством один рубль, пять рублей, пятьдесят копеек, десять рублей. Для монет используются металлические сплавы серебристого и золотистого цветов.

При проведении экспериментов дети сделали вывод, что монеты тонут, потому что изготовлены из металла и притягиваются магнитом даже через стакан с водой. Последний факт удивил детей  больше всего.

Центр математики:

«Найди деток для мамы-монетки»: упражнения на различение достоинства разных монет, а также цифр, выделение части из целого в счете.

Узнать, как можно разменять деньги.

«Исправь ошибку в размене» - развивать умения быть внимательными, обнаруживать и исправлять ошибки.

«Такие разные монеты» - изготовление счетного материала.

Знакомство детей с достоинством разных монет в процессе изготовления моделей монет для игр в «магазин», «автобус» и т. д. Изготовление путем перерисовки монеты, подложенной под лист бумаги.

Соотнести числа и монеты.

IV этап – заключительный

Цель: оценка результатов деятельности, подведение итогов.

Проведение квест-игры по финансовой грамотности «Расскажем Бабе-Яге, как обращаться с деньгами» для  детей подготовительных групп.

Оформления мини-музея денег.

Полученные результаты проекта

1. Участники проекта научились различать монеты различного достоинства, определили свойства монет экспериментальным путем.

 2. Дети поняли, что не все можно купить за деньги. Существуют нравственные качества, природные явления, не подлежащие купле-продаже.

3. Участники проекта в ходе совместной деятельности проявили навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия.

4. Дети проявили желание познакомиться с деятельность людей различных профессий.

5. Родители изъявили желание продолжить работу по формированию экономической культуры детей.

Перспектива развития мини – музея:  проведение экскурсии для других групп детского сада; пополнение мини-музея экспонатами.

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить различные мероприятия по разным видам деятельности.

Список используемой литературы:

1.Антонова, Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности / Ю. Антонова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.

2. Крючкова, Н.А. Первые шаги по ступеням финансовой грамотности. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности / Н.А. Крючкова. – Калининград, 2019.

3. Меньшикова, О.И. Экономика детям, большим и маленьким / О.И. Меньшикова, Т.Л. Попова. – М.: Сфера, 2015.

4.Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие / А.А. Смоленцева. – М.:АРКТИ, 2019.

5.Ульева, Е. Откуда берутся деньги?: энциклопедия для малышей в сказках / Е. Ульева. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.

6. А. А. Смоленцева Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. СПб. :"ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002.

7. Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М. : Просвещение, 2015.

8. Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26

9. Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16

Приложение

IMG-20230515-WA0042.jpg

IMG-20230516-WA0006.jpgIMG_20230525_080711.jpg

IMG_20230525_080549.jpgIMG-20230515-WA0024.jpg

IMG-20230515-WA0036.jpgIMG-20230515-WA0038.jpg

IMG_20220919_160323.jpgIMG_20230525_075208.jpg

IMG_20230523_154747.jpgIMG_20230523_154703_edit_50630979185502.jpg

IMG_20230525_073657.jpgIMG_20230330_171412_edit_72403331863951.jpg

IMG-20230525-WA0000.jpgIMG_20230525_085209_1.jpg

IMG_20230525_085219.jpgIMG_20230516_091214.jpg

IMG_20230516_105450.jpg

IMG_20230424_155107.jpgIMG_20230424_155502.jpg

IMG_20230523_162749.jpgIMG_20230523_162723.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ) подготовительная группа

Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности(содержание психолого-педагогической работы).Подготовительная группа....

«Возможность использования художественного слова в педагогическом процессе подготовительной группы.

Произведения литературы обогащают словарный запас ребенка, его речь развивается на лучших образцах родного языка....

Педагогическая диагностика. Подготовительная группа.

Реализация программы «Детство» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Цель педаго...

Конспект игры-занятия в педагогической песочнице подготовительная группа.

Автором представлен конспект игры-занятия в педагогической песочнице подготовительная группа....

Педагогическая диагностика. Подготовительная группа.

Реализация программы «Детство» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Цель педаго...

Педагогические находки подготовительная группа «Ромашка»

В презентации представлены педагогические находки педагога в работе с воспитанниками, которые могут заинтересовать коллег....

Паспорт педагогического проекта подготовительная группа "Вот такие разные жуки и пауки"

Паспорт пороекта на тему "Насекомые " ,в паспорте представлена работа с детьми подготовительного возраста....