Рабочая программа профориентация " Мир профессий"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (младшая, средняя группа)

Филатова Наталья Александровна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kruzhka_mir_professiy.docx42.91 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

 

Рабочая программа (дополнительная общеразвивающая)

по ранней профориентации дошкольников

«Мир профессий»

Возраст учащихся: 4-5лет

Срок реализации: 1 год ()

 

Составитель:

Филатова Наталья Александровна,

педагог дополнительного образования

г. Советский

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа ранней профориентации дошкольников разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

-        Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

-        Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р;

-        Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41).

Профориентация дошкольников – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.

Дошкольное образовательное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Профориентация дошкольников –это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.  

При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не только основы для профессионального самоопределения в будущем, а финансовая культура ребёнка, т.е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

 Направленность программы: Программа направлена на профессиональное воспитание, профессиональное информирование. Формирование первичных представлений о роли труда в жизни человека и общества, о трудовой и профессиональной  деятельности взрослых людей, миром профессий, включению в доступную трудовую деятельность в детском саду и семье,  приобретению до профессиональных способностей (планировать деятельность, выполнять простейшие трудовые операции по плану, по алгоритму, прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с партнерами, оказывать помощь, ценить результаты своего и чужого труда).

«Мир профессий» знакомит детей дошкольного возраста с профессиями и дает возможность, используя интеграцию образовательных областей, стимулировать интересы и способности ребенка в конструировании, сфере работы с инструментами, различными материалами, механизмами и т.д. Чем шире опыт ребенка в различных видах труда, чем больше разных умений и навыков приобретет он в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Программа, согласно ФГОС ДОУ, направлена:

– в области «Социально-коммуникативное развитие»: «на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества»;– в области «Познавательное развитие»: «на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира»;

– в области «Речевое развитие»: «на владение речью как средством общения и культуры»;

– в области «Художественно-эстетическое развитие»: «на реализацию самостоятельной творческой деятельности»;

– в области «Физическое развитие»: «на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».

Профессиональное воспитание – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста, именно в этот период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора и экономическое воспитание.

Поэтому неоспорима актуальность профессионального выбора и элементарного экономического образования детей дошкольного возраста. 

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Актуальность: Актуальность заключается в формировании первичных представлений о мире профессий и труду людей, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой.

 В реализации программы используются формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с миром профессии проходит в игровой форме.

Новизна программы: заключается в заложении основ первоначальных представлений у дошкольников о мире профессий и труду людей. Использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий.    

Без сформированных первичных представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Дети учатся рассказывать, объяснять, выделять главное, формулировать свое мнение и помогают в этом –беседы.

Педагогическая целесообразность программы:

Цель и задачи Программы;

Цель: формирование первичных преставлений о профессии людей и азов финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Расширять кругозор дошкольника, дать представление о таких качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, уважение.

Задачи: создать условия для формирования элементарных знаний у детей.

Образовательные:

-Формировать представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;

-Формировать обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

-Формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;

- Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд», «профессия», «специальность».

- Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Развивающие:

-Развивать познавательную активность, интереса к профессиям взрослых;

-Развивать память, внимание, воображение;

-Расширять кругозор воспитанников;

 Воспитывающие:

-Сформировать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;

-Сформировать любознательность и сообразительность;

-Сформировать чувство ответственности и самостоятельности;

-Сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

Планируемые результаты: 

-Обогащение словарного запаса детей;

-Наличие знаний о новых профессиях, умение рассказать о них;

-Формирование умения анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

-Формирование умения сотрудничать со сверстниками, проявлять терпение и доброжелательность.  

-Видят красоту человеческого творения;

-Веду себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

Программа предполагает обучение детей в возрастной категории от 4 до 5лет.

Сделать профессиональное воспитание понятным помогут в среднем возрасте -ролевые игры, сюжетно-отобрази тельные, сюжетно –ролевые игры. В играх дети узнают, что такое семья, знакомятся с профессиями людей, способами зарабатывания денег.

Знакомятся с понятием «труд», «профессия», «специальность».

Организация образовательного процесса рассчитана с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14, занятия проходят 4 раза в месяц по 20 минут.

Программа рассчитана на 9 месяцев. Общее количество учебных часов на весь период обучения –  минут.

Формы проведения занятий: формы организации деятельности, обучающихся на занятии групповые; 

-Словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

-Наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

-Практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

-Игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).  

Учебно-тематический план первого года обучения детей 4-5 лет.

№ п\п

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Программное содержание

Всех профессий на свете не счесть

Создать условия для положительной мотивации к изучению финансовой грамотности, обобщению знаний о труде взрослых. 

Научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий. 

Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности. 

Расширять знания детей о профессиях, продолжать учить правильно называть трудовые действия и орудия труда. Воспитывать уважение к трудовому человеку. 

Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности. 

Профессии разные нужны 

Систематизировать знания детей о мире профессий, научить устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. уточнить знания детей о профессиях, воспитывать любознательность и уважение к труду.   

Познакомить детей с понятиями «рабочее место», «рабочее время», «орудия труда», «инструменты», «предмет и продукт труда», «продукция». 

Подвести к выводу о важности всех профессий и уважительном отношении к людям любых профессий. 

Наша мастерская

Учить изображать предметы и инструменты разных профессий: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. 

Всякая вещь трудом создана. 

 

Подвести детей к выводу о том, что все вещи рукотворны, в них вложен огромный труд, поэтому их надо беречь.  

Расширять знания детей о труде взрослых.  

Закрепить представления детей о сложном процессе производства продуктов труда, воспитывать бережное отношение к окружающим вещам как результату труда людей  

Прививать интерес к миру профессий через игры соревновательного характера 

Предприятия города 

Систематизировать знания детей о многообразии трудовой деятельности родного города.

Обогатить новыми впечатлениями о родном городе.

Акцентировать внимание детей на ассортименте продукции, выпускаемой предприятиями города, и на профессиях горожан.

Продавец

 Познакомить детей с профессией продавца.

Обогащать представления детей о профессиях, познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии, учить рассказывать о профессиях.

Повар

Знакомить детей с профессией повара и его профессиональными действиями, с предметами-помощниками, предметами бытовой техники, облегчающими труд повара;

Воспитывать уважение к труду повара.

Водитель

Знакомить детей с профессией водителя и его профессиональными действиями. Воспитывать уважение к труду.

Врач

Знакомить детей с профессией врача и его профессиональными действиями. Воспитывать уважение к труду врача.

Парикмахер

Знакомить детей с профессией парикмахер и его профессиональными действиями, с предметами-помощниками.

Воспитывать уважение к труду повара.

Пожарный

Знакомить детей с профессией пожарный и его профессиональными действиями, с предметами-помощниками, предметами. Воспитывать уважение к труду.

Строитель

Знакомить детей с профессией строитель и его профессиональными действиями, с предметами-помощниками.

Воспитывать уважение к труду повара.

Квест игра

Закрепление пройдённого материала

Методические материалы

Дидактические игры, картотеки, чтение книг, просмотр мультфильмов.

4. Мониторинг достижения результатов.

Диагностика 

5. Приложения к Программе –планы (сценарии) занятий, примеры заданий для учащихся и другие материалы, предусмотренные локальным актом образовательной организации или разработанные по усмотрению автора Программы.

 

Руководители кружков  ведут следующую документацию:

  • программы, перспективные планы работы;
  • календарные планы работы, содержащие формы, методы и приемы работы;
  • списки воспитанников;
  • журнал учета посещаемости;
  • методические материалы (консультации, варианты анкет, пакет диагностических методик, конспекты занятий, досугов, презентаций и др.);
  • перспективный план досугов, развлечений, организации выставок, смотров, конкурсов, соревнований;
  • отчеты о работе кружков, секций, творческих достижений воспитанников.

  Представляют:

  • полный анализ деятельности на методических мероприятиях дошкольного образовательного учреждения (один раз в год);
  • организуют выставки работ, праздники, представления, соревнования, презентации;
  • организуют творческие отчеты перед родителями (законными представителями) воспитанников;
  • используют результаты диагностики воспитанников в индивидуальных маршрутах сопровождения развития ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "В мире профессий"

Рабочая программа кружка"В мире профессий",для детей подготовительной группы....

Введение системы ранней профориентации в рабочую программу воспитания.

Введение системы ранней профориентации в рабочую программу воспитания дошкольного образовательного учреждения....

Программа по ранней профориентации «Мир профессий»

Программа предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к последующему профессиональному самоопределению....

Календарный план воспитательной работы к модулю рабочей программы Воспитания «Ранняя профориентация» на 2021-2022 учебный год

Цель: создание условий для ранней профессиональной ориентации удетей дошкольного возраста.Задачи:Формировать максимально разнообразные представления детей опрофессиях.Формировать умение воссоздавать п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «Мир профессий» социально-гуманитарной направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Актуальность данной программы обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних с...