Рабочая программа профориентация " Мир профессий"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (младшая, средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
|
Рабочая программа (дополнительная общеразвивающая)
по ранней профориентации дошкольников
«Мир профессий»
Возраст учащихся: 4-5лет
Срок реализации: 1 год ()
Составитель:
Филатова Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Советский
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа ранней профориентации дошкольников разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41).
Профориентация дошкольников – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.
Дошкольное образовательное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Профориентация дошкольников –это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не только основы для профессионального самоопределения в будущем, а финансовая культура ребёнка, т.е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Направленность программы: Программа направлена на профессиональное воспитание, профессиональное информирование. Формирование первичных представлений о роли труда в жизни человека и общества, о трудовой и профессиональной деятельности взрослых людей, миром профессий, включению в доступную трудовую деятельность в детском саду и семье, приобретению до профессиональных способностей (планировать деятельность, выполнять простейшие трудовые операции по плану, по алгоритму, прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с партнерами, оказывать помощь, ценить результаты своего и чужого труда).
«Мир профессий» знакомит детей дошкольного возраста с профессиями и дает возможность, используя интеграцию образовательных областей, стимулировать интересы и способности ребенка в конструировании, сфере работы с инструментами, различными материалами, механизмами и т.д. Чем шире опыт ребенка в различных видах труда, чем больше разных умений и навыков приобретет он в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Программа, согласно ФГОС ДОУ, направлена:
– в области «Социально-коммуникативное развитие»: «на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества»;– в области «Познавательное развитие»: «на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира»;
– в области «Речевое развитие»: «на владение речью как средством общения и культуры»;
– в области «Художественно-эстетическое развитие»: «на реализацию самостоятельной творческой деятельности»;
– в области «Физическое развитие»: «на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».
Профессиональное воспитание – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста, именно в этот период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора и экономическое воспитание.
Поэтому неоспорима актуальность профессионального выбора и элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Актуальность: Актуальность заключается в формировании первичных представлений о мире профессий и труду людей, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой.
В реализации программы используются формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с миром профессии проходит в игровой форме.
Новизна программы: заключается в заложении основ первоначальных представлений у дошкольников о мире профессий и труду людей. Использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий.
Без сформированных первичных представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Дети учатся рассказывать, объяснять, выделять главное, формулировать свое мнение и помогают в этом –беседы.
Педагогическая целесообразность программы:
Цель и задачи Программы;
Цель: формирование первичных преставлений о профессии людей и азов финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Расширять кругозор дошкольника, дать представление о таких качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, уважение.
Задачи: создать условия для формирования элементарных знаний у детей.
Образовательные:
-Формировать представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
-Формировать обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
-Формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;
- Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд», «профессия», «специальность».
- Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Развивающие:
-Развивать познавательную активность, интереса к профессиям взрослых;
-Развивать память, внимание, воображение;
-Расширять кругозор воспитанников;
Воспитывающие:
-Сформировать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;
-Сформировать любознательность и сообразительность;
-Сформировать чувство ответственности и самостоятельности;
-Сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
Планируемые результаты:
-Обогащение словарного запаса детей;
-Наличие знаний о новых профессиях, умение рассказать о них;
-Формирование умения анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
-Формирование умения сотрудничать со сверстниками, проявлять терпение и доброжелательность.
-Видят красоту человеческого творения;
-Веду себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
Программа предполагает обучение детей в возрастной категории от 4 до 5лет.
Сделать профессиональное воспитание понятным помогут в среднем возрасте -ролевые игры, сюжетно-отобрази тельные, сюжетно –ролевые игры. В играх дети узнают, что такое семья, знакомятся с профессиями людей, способами зарабатывания денег.
Знакомятся с понятием «труд», «профессия», «специальность».
Организация образовательного процесса рассчитана с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14, занятия проходят 4 раза в месяц по 20 минут.
Программа рассчитана на 9 месяцев. Общее количество учебных часов на весь период обучения – минут.
Формы проведения занятий: формы организации деятельности, обучающихся на занятии групповые;
-Словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
-Наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
-Практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
-Игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Учебно-тематический план первого года обучения детей 4-5 лет.
№ п\п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия | Программное содержание |
Всех профессий на свете не счесть | Создать условия для положительной мотивации к изучению финансовой грамотности, обобщению знаний о труде взрослых. Научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий. Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности. Расширять знания детей о профессиях, продолжать учить правильно называть трудовые действия и орудия труда. Воспитывать уважение к трудовому человеку. Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности. | |||
Профессии разные нужны | Систематизировать знания детей о мире профессий, научить устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. уточнить знания детей о профессиях, воспитывать любознательность и уважение к труду. Познакомить детей с понятиями «рабочее место», «рабочее время», «орудия труда», «инструменты», «предмет и продукт труда», «продукция». Подвести к выводу о важности всех профессий и уважительном отношении к людям любых профессий. | |||
Наша мастерская | Учить изображать предметы и инструменты разных профессий: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | |||
Всякая вещь трудом создана.
| Подвести детей к выводу о том, что все вещи рукотворны, в них вложен огромный труд, поэтому их надо беречь. Расширять знания детей о труде взрослых. Закрепить представления детей о сложном процессе производства продуктов труда, воспитывать бережное отношение к окружающим вещам как результату труда людей Прививать интерес к миру профессий через игры соревновательного характера | |||
Предприятия города | Систематизировать знания детей о многообразии трудовой деятельности родного города. Обогатить новыми впечатлениями о родном городе. Акцентировать внимание детей на ассортименте продукции, выпускаемой предприятиями города, и на профессиях горожан. | |||
Продавец | Познакомить детей с профессией продавца. Обогащать представления детей о профессиях, познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии, учить рассказывать о профессиях. | |||
Повар | Знакомить детей с профессией повара и его профессиональными действиями, с предметами-помощниками, предметами бытовой техники, облегчающими труд повара; Воспитывать уважение к труду повара. | |||
Водитель | Знакомить детей с профессией водителя и его профессиональными действиями. Воспитывать уважение к труду. | |||
Врач | Знакомить детей с профессией врача и его профессиональными действиями. Воспитывать уважение к труду врача. | |||
Парикмахер | Знакомить детей с профессией парикмахер и его профессиональными действиями, с предметами-помощниками. Воспитывать уважение к труду повара. | |||
Пожарный | Знакомить детей с профессией пожарный и его профессиональными действиями, с предметами-помощниками, предметами. Воспитывать уважение к труду. | |||
Строитель | Знакомить детей с профессией строитель и его профессиональными действиями, с предметами-помощниками. Воспитывать уважение к труду повара. | |||
Квест игра | Закрепление пройдённого материала | |||
Методические материалы
Дидактические игры, картотеки, чтение книг, просмотр мультфильмов.
4. Мониторинг достижения результатов.
Диагностика
5. Приложения к Программе –планы (сценарии) занятий, примеры заданий для учащихся и другие материалы, предусмотренные локальным актом образовательной организации или разработанные по усмотрению автора Программы.
Руководители кружков ведут следующую документацию:
- программы, перспективные планы работы;
- календарные планы работы, содержащие формы, методы и приемы работы;
- списки воспитанников;
- журнал учета посещаемости;
- методические материалы (консультации, варианты анкет, пакет диагностических методик, конспекты занятий, досугов, презентаций и др.);
- перспективный план досугов, развлечений, организации выставок, смотров, конкурсов, соревнований;
- отчеты о работе кружков, секций, творческих достижений воспитанников.
Представляют:
- полный анализ деятельности на методических мероприятиях дошкольного образовательного учреждения (один раз в год);
- организуют выставки работ, праздники, представления, соревнования, презентации;
- организуют творческие отчеты перед родителями (законными представителями) воспитанников;
- используют результаты диагностики воспитанников в индивидуальных маршрутах сопровождения развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к проекту по ранней профориентации "Все профессии важны,все профессии нужны"
Презентация на тему "Профессии нашей семьи"...
Рабочая программа "В мире профессий"
Рабочая программа кружка"В мире профессий",для детей подготовительной группы....
Введение системы ранней профориентации в рабочую программу воспитания.
Введение системы ранней профориентации в рабочую программу воспитания дошкольного образовательного учреждения....
Программа по ранней профориентации «Мир профессий»
Программа предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к последующему профессиональному самоопределению....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС ДО с учетом регионального компонента»
Рабочая программа...
Календарный план воспитательной работы к модулю рабочей программы Воспитания «Ранняя профориентация» на 2021-2022 учебный год
Цель: создание условий для ранней профессиональной ориентации удетей дошкольного возраста.Задачи:Формировать максимально разнообразные представления детей опрофессиях.Формировать умение воссоздавать п...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «Мир профессий» социально-гуманитарной направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Актуальность данной программы обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних с...