«Экономическое воспитание старших дошкольников».
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Мацукова Наталья Николаевна

Экономическое воспитание – сравнительно новое  направление  в  дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.

Сегодня ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его  этому не учат. Он знает, что такое «деньги», «дорого», «дешево»,  «мое», «твое»,  «обмен», «цена»,  «продать», «заработать».  Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности. Семья создает благоприятные условия для развития  экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих  экономическую основу. На то имеются реальные жизненные ситуации. Ребенок - дошкольник может присмотреть за младшим братом, вымыть посуду, пойти с мамой в магазин, принять участие в наведении порядка в доме.

В дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления. Ведь  именно им предстоит  осваивать новую картину мира,  складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни,  творчески действовать самостоятельно,  и  строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Поэтому именно с дошкольного возраста необходимо начинать экономическое образование детей. Экономическое воспитание дошкольников это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера. 

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • Познакомить с элементарными экономическими понятиями;
  • Учить решать простейшие экономические задачи;
  • Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5-7 лет;
  • Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;
  • Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей);
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;
  • Пробуждать здоровый интерес к деньгам.

В наше  время возникли новые ценности, а прежние утратились, по другому  воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит в сегодняшнюю жизнь  равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ребёнку  проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее – он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя, но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать. Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький  гражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) дошкольник  приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Использование разнообразных форм дает педагогу возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

 

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом». Дети  с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе.

В дидактических играх «Кем быть?», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Математическое развитие  вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, выработки стратегии в индивидуальном порядке. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, решается задача всестороннего развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_st.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

 «Экономическое воспитание старших дошкольников».

Экономическое воспитание – сравнительно новое  направление  в  дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.

Сегодня ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его  этому не учат. Он знает, что такое «деньги», «дорого», «дешево»,  «мое», «твое»,  «обмен», «цена»,  «продать», «заработать».  Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности. Семья создает благоприятные условия для развития  экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих  экономическую основу. На то имеются реальные жизненные ситуации. Ребенок - дошкольник может присмотреть за младшим братом, вымыть посуду, пойти с мамой в магазин, принять участие в наведении порядка в доме.

В дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления. Ведь  именно им предстоит  осваивать новую картину мира,  складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни,  творчески действовать самостоятельно,  и  строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Поэтому именно с дошкольного возраста необходимо начинать экономическое образование детей. Экономическое воспитание дошкольников это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.  

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • Познакомить с элементарными экономическими понятиями;
  • Учить решать простейшие экономические задачи;
  • Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5-7 лет;
  • Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;
  • Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей);
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;
  • Пробуждать здоровый интерес к деньгам.

В наше  время возникли новые ценности, а прежние утратились, по другому  воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит в сегодняшнюю жизнь  равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ребёнку  проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее – он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя, но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать. Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький  гражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) дошкольник  приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Использование разнообразных форм дает педагогу возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом». Дети  с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе.

В дидактических играх «Кем быть?», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Математическое развитие  вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, выработки стратегии в индивидуальном порядке. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, решается задача всестороннего развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экономическому воспитанию старших дошкольников "Гном Эконом"

Цель: формировать понимание детьми необходимости разумного распоряжения деньгами семьи....

Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников «Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин»

Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...

«Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников».

В  данной  статье  рассматривается актуальность экономического воспитания  детей  старшего дошкольного  возраста  средствами игры- сюжетно- ролевой  и дидактиче...

«Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников»

В программе обосновывается актуальность экономического  воспитания  детей  старшего дошкольного  возраста, разработан перспективный  план и картотеки по экономическому в...

Доклад"Экономическое воспитание старших дошкольников"

Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориент...

Экономическое воспитание старших дошкольников. План работы на год.

Экономика прочно вошла в нашу жизнь, и дошкольники сами требуют экономических знаний. Детей интересуют серьёзные проблемы, связанные с экономическим содержанием. Они часто задают вопросы, связанные с ...