Экономическое воспитание дошкольников в сказках
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Шутова Марина Борисовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_v_skazkah.docx179.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №13 «Вишенка»

«Экономическое воспитание дошкольников в сказках»

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcREHJG0WhBjhBNv_qF2VfIYpsWVRoHBa3KIOEomn_zDmQhJKKaS

http://www.yuga.ru/media/9a/d7/russkie-narodniye-skazki__ymuzo4j.jpg

 

 http://intellect-video.com/img_lib2/2014/07/1405758261_4112.jpg

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSFF5D_3NRbPGJHKp_LJAnB68JXnSVYeUE-Gpn0hRGM9NW1HjlSjw

Подготовила воспитатель

1.кв. категории

Шутова М.Б.

Городской округ город Выкса 2023 год

Экономическое воспитание дошкольников в сказках.

Зачем дошкольнику экономическое воспитание?

Слова «экономика» и «дошкольник» кажутся очень далекими друг от друга, но это лишь на первый взгляд. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI в. – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно.

Если понимать «экономику» как «область разумного ведения домашнего хозяйства», то она неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – это реальная экономика и в ней дети не учатся жить, а живут. Повседневный труд взрослых, заботы о «хлебе насущном», достаток, или, наоборот, - бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в реальные жизненные ситуации постоянно. И эта глобальная социальная проблема может быть решена только сообща родителями и педагогическим коллективом. Но нельзя забывать, что обсуждая эту проблему, мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания. Необходимо также учитывать и возрастные возможности дошкольника.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Джанни Родари).

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Любая сказка (народная, авторская)«обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.


Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

  • Сказки, отражающие труд людей: «Крошечка-Хаврошечка» , Морозко
  • Сказки о потребностях и возможностях: «Иван – царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Сказки о деньгах: «Муха-Цокотуха», «Огниво»
  • Сказки о рекламе: «Как старик корову продавал», «Кот в сапогах»
  • Сказки о купле – продаже: «Аленький цветочек», «Мальчик - с - пальчик»
  • Сказки о бартере: «Мена», « Лисичка со скалочкой».

В каждой сказке выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества. Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях, в совместной деятельности взрослых и детей, в свободной деятельности детей.

Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Этой присказкой обычно заканчивались наши сказки. Интересовались ли вы, а в чем, собственно, состоит урок?

Рассмотрим пример.

В сказке «Лисичка со скалочкой» раскрывается вся лисья сущность, а также способы и методы наживы. В эпоху Лисы люди честные и открытые становятся наивными жертвами обмана. А на первый план выходит получение наживы и обман любой ценой. Не это ли мы сейчас наблюдаем? "Умение жить" превозноситься, а честность, ответственность, семейные ценности и совесть не в почете.

Но все же за своих детей, за свое будущее надо постоять. Лиса же в конце сказки несет наказание, подставляя сама себя. Избавляясь от того, что ей мешает, она забывает о том, что «хвост» является ее частью.

Использование поведенческого репертуара сказочных героев позволяет детям познать экономическую картину мира в ситуации адекватного возрасту общения, а педагогу - творчески строить процесс экономического воспитания, опираясь на имеющийся опыт детей.

Ситуация 1

Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Три брата поросёнка были очень трудолюбивые, они работали на стройке. И за свой труд получали зарплату. Накопили денег и решили построить дом.

И вот заспорили поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует строить дом из кирпича.

Вопросы к детям:

Подумайте и скажите зарплата для поросят это что? (Доход)

 Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?

 Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили в Сибири?

Ситуация 2.  Долго спорили три поросенка и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили все необходимые для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди, и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, и были очень довольны.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

 Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?

 Израсходованные деньги – это Доход? Расход? Прибыль?

 Что такое расход?

 Какое слово запишем в экономический словарь? Деньги, Расход.

Ситуация 3 Живут поросята в новом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, покупают дрова.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите это, что? Как можно сказать одним словом? (Потребности) А вы , знаете , что есть потребности без которых нельзя прожить , их называют потребностями « Надо» т.е то что нужно каждому человеку.

Как вы думаетекакие это потребности – назовите? ( Ответы детей) (Продукты питания, одежда, обувь, оплата за электричество, покупка дров, оплата за воду.)

 Есть потребности, без которых можно обойтись их называют потребностями

« Хочу» - Путешествия, покупка телефона, домашнего кинотетра, бытовой техники для кухни. Без чего может прожить человек.

Учет доходов и расходов каждой семьи в течение недели, месяца или даже года – это Семейный бюджет.

Ситуация 4 Пришел однажды Волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в нее. А в шкатулке большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?» - удивленно спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведем учет семейных расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью сообщили поросята.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

 Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?

(сбережение)

 Что такое денежное накопление (сбережение)? Когда оно появляется?

(Когда – экономишь.)

«Мужик и медведь»

(русская народная сказка)

Цели: сформировать представление о характере труда сельского жителя; развивать умение предвидеть результат труда, смекалку.

Краткое содержание. Посеял мужик репу. Пришел к нему медведь и говорит, что «заломает» его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмет, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том же месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмет корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.

Материал: теневой театр «Мужик и медведь».

Экономические категории: труд, выгода, товар, договор (уговор), прибыль.

Вопросы:

Чем занимался мужик в поле?

Каким образом он поделил урожай?

Зачем мужик повез репу в город?

? Почему мужик посеял на следующий год рожь?


Социально-нравственные качества: трудолюбие, расчетливость, смекалка, чувство справедливости.

Вопросы:

? Как мужик сохранил урожай?

? Какое качество помогло мужику обмануть медведя?

Справедливо ли поступил мужик с медведем?

Вывод: благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками.

Заключительная игра:

Дидактическая игра: « Доход - расход»

- Я начну читать сейчас.

Я начну, а вы кончайте

Хором дружно отвечайте: доход или расход

Мама получила зарплату- доход

Бабушка заболела- расход

Выиграла приз -доход

Потеряла кошелёк -расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников. «Королева Экономика»

Цель:  развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению....

Сказка как средство экономического воспитания дошкольников

В материале представлены задачи экономических сказок, их функции. Предложены примеры сказок для экономического воспитания дошкольников...

Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников».

Необходимость привлечения дошкольников в экономику обусловлена тем, что жизнь в XXI веке обусловлена социально-экономическими отношениями. Дети вырастут и столкнутся в жизни с разными ситуациями, треб...

Роль сказки в экономическом воспитании дошкольников

Проблема экономического воспитания детей актуальна, современна и достаточно сложна. Но чтобы детям были понятны и доступны в понимании многие экономические явления, лучше эту проблему раскры...