Игра-занятие «Путешествие в мир экономики»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Саитова Алия Фаритовна

Цель: вызвать у детей интерес к миру экономики, познакомить их с потребностями людей; обогатить словарь детей экономическими категориями: экономика, потребности людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра-занятие

«Путешествие в мир экономики»

Цель: вызвать у детей интерес к миру экономики, познакомить их с потребностями людей; обогатить словарь детей экономическими категориями: экономика, потребности людей.

Используемый материал: кукла домовенок Кузя, воздушный шар с корзиной, предметы (продукты, фляжка, одеяло, сотовый телефон, фонарик, свечка), предметные картинки с изображением вещей, необходимых для путешествия в жаркие и холодные страны.

Ход игры:

- Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Посетим удивительный мир – мир экономики. Как вы думаете, что обозначает это слово «экономика»? (Экономить, копить). Говоря об экономике, люди чаще всего связывают это понятие с торговлей. На самом деле, мир экономики гораздо шире и разнообразнее. Отправляемся в страну экономики? С помощью какого транспорта можно путешествовать? (Автобус, машина, самолет, поезд, пароход). Ребята, я совсем забыла, у нас есть воздушный шар и мы... (За ширмой раздается голос).

- Подождите! Меня забыли! (Появляется домовенок Кузя):

Кузя: Все, не могу больше один вести хозяйство, как попрошу помощников мне помочь, так говорят, что они еще маленькие, а как путешествовать, так они большие и самостоятельные.

- Подожди, ты кто такой?

Кузя: Здравствуйте всем, живем в одной группе, а вы меня не знаете? Кто помогает порядок в группе наводить, когда вы уходите домой? Кто стережет, бережет здесь все, когда вы спите? Это я – домовенок Кузя. Познакомимся?

Дружно с места не вставайте

И все хором отвечайте,

Как кого сейчас зовут...

(Дети хором называют свои имена).

Кузя: Всех запомнил, я парень смышленый. Возьмите меня с собой в путешествие, я вам пригожусь. У меня даже есть свой девиз: «Ничто не дается даром». Как вы его понимаете? Да, ребята, вы правы, действительно, для того чтобы что-то получилось, нужно много трудиться. Все-то вы знаете. Ну что, возьмете меня с собой?

- Полезай, Кузя, к нам в корзину воздушного шара.

Кузя: Я не вижу, что вы собрались в дальнюю дорогу (заглядывает в корзину и удивляется). Что необходимо взять с собой в воздушное путешествие? (Карту, пищу, воду). Ну, что начинаем готовиться. Может ли человек долго обходиться без пищи? Взяли ли вы с собой еду? Эх вы, путешественники, что бы вы без меня делали? У меня вот припасы есть – не пропадем (достает продукты, кладет в корзину). Может ли человек обойтись без воды? Родниковую водицу-то вы с собой взяли? (Нет). Говорил же я вам, что пригожусь, есть у меня и водица (достает фляжку с водой). А воздух человеку нужен? Не забыли вы его с собой взять?

- Кузя, что за шутки? Воздух вокруг нас.

Кузя: Пошутил я. Откуда человек берет тепло? (от солнца, от батареи, одеяла, грелки, огня, плиты, горячей воды). Значит, человеку нужно и тепло (кладет одеяло в корзину). Ребята, вы знаете, что кроты живут без света, он им не нужен. Они очень хорошо видят в темноте. Нужен ли свет человеку? (В темноте плохо видно, ничего нельзя найти).

Проводится игра «Не оступись». Дети с завязанными глазами должны пройти по узкой дорожке, не оступившись. В конце игры они кладут фонарик  и свечку в корзину воздушного шара.

Кузя: Путешествие – путешествием, но вдруг нам понадобится помощь, пока мы будем лететь. Как сообщить нам об этом на землю?

- Конечно, надо подумать об этом заранее. Мы возьмем сотовый телефон. Спасибо, что ты помог нам собраться в дорогу. А как дети усвоили сегодня, что необходимо человеку, мы проверим. Что необходимо человеку, в чем он постоянно нуждается? Правильно, одним словом это называется «потребности человека».

Дети делятся на 2 подгруппы, каждая из которых готовится в путешествие: в жаркие страны (Африка) и в холодные (Антарктида). Детям разрешается взять с собой только те вещи, которые обладают признаками, необходимыми для их использования в условиях, в которые они попадут. «Вещи», изображенные на картинках, лежат на одном столе, так, чтобы их можно было рассмотреть одновременно. Позднее подгруппы проверяют друг друга, объясняя обнаруженные ошибки.

Игра-занятие

«Откуда появились деньги»

Цель: обогатить знания детей о натуральном обмене, дать информацию о появлении денег, об истории появления денег на Руси.

Материал: иллюстрации с изображением древних денег в энциклопедиях, бумажные купюры разных эпох России, ракушки, кусочки меха.

Ход игры:

Мы отправляемся в путешествие и, чтобы сесть в машину времени, нужно назвать пароль. А пароль будет таким – назовите людей различных профессий.

В этом городе очень-очень давно жили люди. Каждый занимался своим делом: сапожник шил сапоги, повар пек пироги, столяр делал столы, а аптекарь готовил лекарства. Вот захотелось сапожнику пообедать, а кроме гвоздей и кожи у него ничего нет. Как быть? (Купить). Купить он не может – нет денег. Их вообще не было. Тогда сапожник пошел к повару и поменял сапоги на пироги. Да, оказывается, не всегда удобно меняться. Сапожник хочет обменять свои сапоги на стол, но столяру не нужны сапоги, ему нужны пироги. А сапожник печь пироги не умеет. Выходит, что и ему без стола жить? Вот тогда люди и придумали товар, на который можно было обменять другой. Этот товар – деньги. Но так они выглядели не всегда. В древней Руси деньгами были шкуры различных животных – беличьи, собольи, куньи. Одно плохо – мех со временем портиться. Были и такие деньги, как ракушки, их называли каури. Они не портились, долго хранились. Потом ракушки были заменены на слитки серебра или золота. Если я хочу купить маленький пирожок, а брусок золота большой, как мне быть? (Дети предполагают). Если кусок был большой, то его рубили. От слова «рубить» произошло «рубль». Во время торговли продавцу приходилось взвешивать и свой товар и плату за него. Чтобы не испытывать таких неудобств, решили изготовить деньги одного веса. Удобно это? Если нужно сразу много вещей купить? Наверное. Целый рюкзак денег надо брать. Как быть? Тогда люди и придумали бумажные деньги.

Сюжетно-дидактическая игра «Аукцион»

Цель: раскрыть особенности продажи на аукционе, развивать желание играть в игры с экономическим содержанием.

Материал: ширма, декорации для нее: лес, пень, игрушки для кукольного театра (медведь, заяц, еж, лиса); молоточек, номера для детей, деньги, поделки из природного материала.

Ход игры:

На ширме лес. На переднем плане пень. Появляются заяц и еж. Они идут навстречу друг другу.

Заяц:  Здравствуй, еж.

Еж:  Здравствуй, заяц.

Заяц:  Куда ты так спешишь?

Еж: Сейчас на этой полянке будет проходить аукцион.

Заяц:  Аукцион?

Еж:  Да. Всех жителей леса приглашают на аукцион. Слышишь, сорока трещит об этом по всему лесу?

Заяц:  Слышу. А что такое аукцион?

Еж:  Да я сам толком не знаю. Мне кажется, что-то продавать будут. Спросим у детей?

Заяц:  Дети, вы знаете, что такое аукцион?

Появляются медведь и лиса.

Медведь:  Я пригласил вас на аукцион. Аукцион – это продажа ценных и редких предметов по правилам конкурса. Это значит покупает тот, кто заплатил самую высокую цену.

Еж:  Значит, на аукционе товар не имеет определенной цены? Верно?

Медведь:  Верно. Назначается первоначальная цена. А потом каждый, кто хочет купить эту вещь, называет свою цену, более высокую. Следующий участник аукциона называет свою цену. Приобретает товар тот, кто заплатил самую высокую цену.

Лиса:  Значит, в аукционе может принять участие только тот, у кого есть деньги? Правильно?

Медведь:  Правильно. Итак, начинаем аукцион. Сегодня на нем продаются очень ценные, редкие игрушки, изображающие сказочных животных. Предметы, которые выставляются на продажу, называют лотами. Лот №1 – кукла «Лесовичок». Первоначальная цена – пять монет.

Лиса:  Я предлагаю 6 монет.

Заяц: А я больше – 7 монет.

Медведь:  Семь монет – раз! (Ударяет молоточком). Семь монет – два! Семь монет – три! Продано! Лот №1 продан за семь монет.

Медведь:  Дети, а чем продажа на аукционе отличается от продажи в магазине?

Еж: А теперь, ребята, сами попробуйте поиграть в аукцион, а нам пора домой.

Дети продолжают игру.

Дидактические игры экономического содержания

1. Настольно-печатная игра «Кому что нужно для работы». Цель: закрепить знания детей о профессиях и предметах, необходимых для работы людей разных профессий.

Ход: Дети берут большие карточки с человеком определенной профессии, подбирают маленькие карточки с предметами, необходимыми человеку данной профессии. Выигрывает тот, кто быстрее заполнил большую карточку и не ошибся.

2. Дидактическая игра «Найди лишний предмет».

Цель: развивать внимание, логическое мышление; закрепить представление о том, что такое «товар».

Материал: наборы карточек с четырьмя картинками.

Ход: дать детям карточки, предложить внимательно рассмотреть, найти лишний предмет и доказать свой ответ.

3. Игра на развитие внимания и закрепления экономических категорий «товар» и «услуга» «Товар или услуга?».

Содержание: воспитатель называет разные виды товаров и услуг (например, «товары» - лекарство, хлеб, мед, автомобиль..., «услуги» - сделать прическу, доставка почты, помощь в доставке вещей, метеосводка...); если воспитатель называет товар, дети должны поднять левую руку; если же услугу, то правую.

4. Дидактическая игра «Подбери витрины магазинов».

Цель: назвать значение магазина по товарам, продающемся в нем, формировать экономическое мышление.

Материал: карточки с изображением мебели, овощей, фруктов, посуды, продуктов питания и т. п.

Ход: предложить детям разложить «товар» по магазинам (например, магазин игрушек, продуктовый магазин...).

5. Развивающая игра «Рекламный агент».

Цель: упражнять детей в умении составлять короткий рассказ об игрушке.

Ход: детям по очереди предлагается расписать достоинство выбранной игрушки в виде короткого рекламного рассказа.

6. Игра с мячом «Я знаю».

Цель: закрепить принадлежность предметов к экономическим категориям: потребности, товар, услуга, профессия; упражнять в назывании этих предметов.

Ход: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет экономическую категорию. Ребенок, поймавший мяч, говорит, например: «Я знаю 5 названий товаров» и перечисляет, возвращает мяч воспитателю. Воспитатель бросает мяч следующему участнику игры, называя другую экономическую категорию.

Загадки экономического содержания

Больше денежек давай,

И товар – твой, покупай!

                            (аукцион)

Раздаются звуки гонга –

Здесь идет аукцион.

Человек ведет продажу.

Назови-ка, кто же он?

                            (аукционист)

Я есть особый институт,

Где деньги строгий счет ведут,

Кредиты фирмам представляют,

Финансами там управляют.

Вклады ваши разместят,

Их очень строго разместят.

                               (банк)

Это то, что изготовляет человек для продажи.

                                                          (товар)

Это умение вести домашнее хозяйство.

                                                 (экономика)

Это человек, который руководит другими работниками, определяет, как лучше и правильнее организовать дело.

                                                                                              ( менеджер)

Пословицы экономического содержания

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Денежка без ног, а весь свет обойдет.

Гроша нет за душой.

Деньги – гости: то нет, то горсти.

Бережливость – не скупость.

Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.

Запас человека не портит.

Пушинка к пушинке – и выйдет перинка.

Мука не мука, а бережливость – наука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в страну-Экономика!"

   Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со  сказкой и её героями. Программные задачи: 1.      Образов...

Примерный конспект интегрированного занятия: "Путешествие в страну Экономика" Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Задачи: Учить детей  действовать согласно предложенной ситуации общения, делать обобщения  и выводы, решая экономические задачи; понимать значение  экономических пословиц, поговорок; да...

Путешествие в страну экономика

Программное содержание Дать детям элементарные экономические представления о современной жизни.Раскрыть сущность понятия доход и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (о...

ОД «Речевое развитие» Игра-занятие «Необыкновенное путешествие»

Программные задачи:Учить детей применять на практике правила безопасности при нахождении вблизи водоемов и на льду.Закрепить правила самосохранения на льду. Упражнять детей в умении делать простейшие ...

Конспект игры-занятия "Веселое путешествие"

Конспект открытого режимного процесса (игра-занятие) «Веселое путешествие". Для детей раннего возраста.Целью мероприятия является развитие познавательно-исследовательской деятельн...

Игра-занятие «Путешествие в мир экономики»

Игра-занятие «Путешествие в мир экономики»...