Сценарий детско - родительского терренкура по формированию основ финансовой грамотности «Путешествие по стране Экономика» (старшая группа)
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Дельцова Елена Алексеевна

Образовательные терренкуры позволяют вовлекать родителей в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников; расширять представление родителей об их роли в развитии финансовой грамотности дошкольников.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terrenkur_puteshestvie_po_strane_ekonomika.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Светлячок»

Сценарий

Детско – родительского терренкура

по формированию основ финансовой грамотности

«Путешествие по стране Экономика»

(старшая группа)

Составлено на основе методического пособия: Л.В. Стахович, Е.В.Семенкова,      Л.Ю. Рыжановская: «Занимательные финансы»

Составила: воспитатель Дельцова Е.А.

Цель: вовлечение родителей в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников; расширить представление родителей об их роли в развитии финансовой грамотности дошкольников.

  Задачи:

- обучение родителей знаниям и умениям, способствующим гармонизации детско-родительских отношений;

- побуждение детей к познавательно  деятельности путем решения проблемных ситуаций;

- развитие практических умений быстрого и правильного нахождения и принятия решений в ходе игры.

- формирование предпосылок коммуникативных компетенций воспитанников и их родителей в условиях  командной работы;

- развитие двигательной  активности у всех участников терренкура.

- приобщают всех участников терренкура к здоровому образу жизни.

Действующие лица: -

Участники образовательного терренкура: дети, взрослые (родители) педагог: Персонажи: Директор финансовой школы, Копеечка, Лиса – Алиса, Кошелек, Знайка.

Методы и приемы организации образовательного терренкура:

- Игровой (сюрпризный момент)

- Словесно – логический (диалогическое взаимодействие: вопросы к детям, художественное слово, указания, напоминания, подсказка, обобщение воспитателя, педагогическая оценка).

Оборудование и материал: Маршрутный лист от станции к станции изготовленная воспитателем, монеты, иллюстрации к  играм: «Доходы семьи», «Четвертый лишний»,   Д\и «Хочу, надо», Д\и «Можно, нельзя» монеты номиналом от 1до 10. руб.   пазл «10 рублей».

Этапы организации образовательного терренкура:

- Организационный этап: знакомство, приветствие, актуализация знаний детей.

- Основной этап: сюрпризный момент, выполнение заданий.

- Подведение итогов, обобщение игры, оценка деятельности детей и родителей.

Место проведение: территория детского сада.

Цель движения – собрать все части  банкноты, за правильно выполненные задания.

 На каждой из станций присутствует тьютор - персонаж,  который приветствует участников и знакомит с заданием данной станции, если участники справились с заданием на станции, они получают часть банкноты.

Команды награждаются медалями за пройденные испытания.

Ход игры:

(Сбор родителей и детей у центрального входа детского сада)

Приветствие

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители и дети! Дорогие наши родители как ваше настроение? Ребята, какое  у вас настроение? Предлагаю вам всем построить «Мост дружбы». Давайте возьмемся за руки, поднимем их вверх. Улыбнемся друг другу и пожелаем друг другу  хорошего настроения. А оно нам сегодня пригодится.

Воспитатель: Скажите уважаемые родители и ребята, вы любите путешествовать? Давайте все вместе отправимся  в увлекательный терренкур «Путешествие в страну Экономика»  

Участники: Да.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю путешествие в страну «Экономика»

Но как мы попадем в  эту страну. У меня есть идея. Давайте пригласим Директора Финансовой школы, может он нам поможет.

(входит под музыку Директор финансовой школы)

Директор школы финансов: Здравствуйте, здравствуйте!  Разрешите представиться. Я директор финансовой  школы. Я слышал, что вы отправляетесь в путешествие  в страну  «Экономики»

Участники: Да

Директор финансовой школы: Но вот попасть туда смогут только самые  сообразительные и дружные ребята, и их родители. А вот что бы вернуться обратно из путешествия,  вам нужно собрать банкноту нашей страны из нескольких частей. На каждой станции за каждое  выполненное задание, получите часть банкноты. А что бы добраться до станции, нужно пройти и преодолеть препятствия, которое вас зарядит бодрым настроением, и поднимет мышечный тонус.

Воспитатель: Уважаемый директор финансовой школы, а родители и их дети там не заблудятся.

Директор фин. школы: А что бы,  не потеряться в стране, вам поможет моя карта маршрута  по станциям. Но что бы его получить, нужно отгадать мои финансовые загадки:

1. «Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Что это?» « деньги» (Ответы детей).

Директор школы Ф. Совершенно верно - Деньги».

2. В наши дни не встретишь эту.

Очень малую монету.

В сказках ты её найдёшь,

Денежка зовётся… «грош» (ответы родителей и детей)

Директор школы Ф.. Совершенно правильно.  «Грош».

3. Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна (ответы детей и родителей)

Директор финансовой школы: Все верно «Монета»

Молодцы, вижу вы дружная команда.  Поэтому вы заслужили карту –маршрута. Но прежде чем вам отправиться  в увлекательное путешествие,  вы должны хорошо подготовиться. Повторяйте за мной.

                                                        ФИЗМИНУТКА

«Считаем денежки»

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем денежку мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Подтянитесь на носочках столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.

Директор фин. школы: Но в необычное  путешествие,  мы  на поезде, на автобусе, даже на самолете не доберемся. Что же делать? (Ответы детей).

Директор фин. ш. Я, кажется, придумал, надо воспользоваться волшебными словами!

(Дети и родители закрывают глаза, тихонько поворачиваются вокруг себя, говорят)

«Вправо-влево повернись, в стране Экономика  окажись!»

Директор фин. школы: Вот мы с вами в стране «Экономика». Посмотрите в маршрут – карту, где у нас находиться первая станция? Посмотрели куда нужно идти? Да!(ответы родителей и детей).Ну а мне пора идти, у меня неотложные дела, Удачи вам в путешествии по стране  «Экономика». До скорой встречи.

(директор фин. грамотности уходит)

Родители и дети: Посмотрите в маршруте указано, что мы до первой станции должны пройти, через мостик приставным шагом.

(от начала маршрута до первой станции проложен маршрут в виде положенного на дорогу толстого каната, по которому должны все пройти приставным шагом)

Ведущий:  А вот  и первая остановка

Остановка: «Высшая школа экономики»

Знайка: Здравствуйте, здравствуйте!  Разрешите представиться. Я Знайка  из высшей школы экономики. Рад приветствовать вас в стране Экономика! Предлагаю вам приступить к испытаниям.

1. Испытание

Отгадайте загадку:

«Это — средство обращения,

 Это — средство накопления.

 Средство стоимости также,

 Также средство платежа. (деньги)                                                                                                             Что это?» (Ответы детей и родителей).

Знайка. Совершенно верно - «деньги».

2. Испытание:

А как называются Российские деньги?(Ответы детей).

А как называются Английские деньги? (Ответы детей).

 Как одним словом можно назвать деньги других стран?(Ответы детей).

(На мольберте демонстрируется валюта разных стран).

Знайка: Уважаемые путешественники, раз мы заговорили про деньги, скажите, всё ли можно купить за деньги? (Ответы детей)

3. Испытание

Дидактическая игра "Можно и нельзя"

Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет, то не хлопайте.

Телевизор, солнце, здоровье.

Конфеты, молоко, совесть.

Квартира, игрушки, доброта.

Мебель, планшет, любовь.

Одежда, радуга, дружба.

4. Испытание

 Дидактическая игра «Сложи картинки с денежными единицами»

Знайка: А сейчас  (замолкает)… Что же это такое? (Разрезные картинки с изображением денег разных стран) Кто это сделал? Все купюры разрезали.  Хотела вам показать разные купюры денег! И не знаю, что теперь делать!

(Участники предлагают собрать купюры и посмотреть на них.)

Воспитатель: Проверьте друг у друга, правильно ли собрали купюры.

Знайка: Молодцы!  Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).

Знайка: Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается.

За правильные ответы на вопросы, даю вам часть купюры.

(Дети получают за правильный ответ часть купюры)

Знайка: Ну, а вам нужно продолжать путь  дальше по стране «Экономика».

(Родители и дети смотрят на карту маршрута).

Воспитатель: Путь к следующей станции у нас  лежит,  через узкий тоннель. Готовы идти дальше!?

Родители и дети: Да!

(Дети пролезают, через тоннели, а родители держат тоннели с обеих сторон)

Остановка:  «Банк  загадок»

(Встречает лиса Алиса)

Лиса Алиса:  «Здравствуйте дети и их родители! Крепче удочку держите, быстро рыбку изловите и отгадку назовите. Отправляемся на озеро загадок

(в сухом бассейне лежат рыбки с загадками, дети по очереди ловят рыбу, родители загадывают загадки детям)

1.Испытание:

1. В этой фирме все бывают,

 Бланк сначала заполняют,

вносят в кассу платежи.

Что за фирма, подскажи? (Банк.)

2. Из какого аппарата выдаётся всем зарплата? (Банкомат.)

3. На товаре быть должна обязательно … (Цена)

4. Герб и цифры там в рядах стоят на разных сторонах (монета)

5. И врачу, и акробату Выдают за труд. (зарплату)

6. Люди ходят на базар: Там дешевле весь...( товар)

7. Мебель, хлеб и огурцы, продают нам...(продавцы)

8. Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы

Хрюшка  требуется мне,

Та, что с дыркой на спине. (Копилка)

Лиса. Молодцы ребята.  Вы не как Буратино, все знаете и умеете. Вон сколько рыбы наловили мне на ужин. Славный будет мне ужин. А Вам за ваши старания, смекалку  и рыбку, получайте вознаграждение – часть банкноты. И вам пора в путь!

(Дети получают часть банкноты)

Воспитатель: Путь к следующей станции лежит через узкий мостик, который лежит через бурную реку.

(все дети и родители проходят по узкой скамье высотой 30 см.)

Остановка «Денежная»

(Гостиная)

(Копеечка встречает  всех участников приглашает присесть на стулья, которые расставлены полукругом)

Копеечка: Рада вас приветствовать дорогие ребята, мамы и папы. Для вас у меня приготовлено несколько испытаний, с которыми очень трудно справиться в одиночку.  Ребята, а когда ваши родители идут в магазин, что они с собой берут? 

Дети: Кошелёк

Копеечка: А что у них в кошельке?

Дети: Деньги  (купюры и монеты)

Ответы детей

Копеечка. Правильно, они лежат  в кошельке в наличии, и поэтому называются …. (наличными). А еще какими бывают деньги?

Дети и родители: Бывают деньги безналичные, т. е. электронные. Их у нас в наличии нет, а они  есть в пластиковых карточках.

Копеечка: А где еще люди хранят деньги? (Ответы детей)  В банке.

Копеечка: Замечательно.

  1. Испытание: Словесная игра « Скажи наоборот»

Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Молодцы! Всё правильно называете.

Дети, ваши родители ходят на работу, чтобы заработать деньги. Как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?  На что ваша семья расходует деньги? (Ответы детей)

2.Испытание: Дидактическая игра «Четвертый лишний»

 Рассмотрите картинку и назовите лишний предмет. Объясните свой выбор.

Картинка (автомобиль, солнце, кофта, игрушка)

Картинка (рынок, супермаркет, киоск, многоэтажный дом)

Картинка (парикмахер, продавец, учитель, строитель, дети)

Картинка (купюры России: 200 руб., 50 руб., 10 руб. купюра - доллар)

Копеечка: И с эти заданием вы справились. Молодцы! За ваше знание.  Получайте ещё часть банкноты.

Воспитатель: Путешественники, отправляемся на следующую остановку.

Посмотрите. Куда нам нужно идти? Что нас ждет на пути?

Дети и родители: (Смотрят на карту). Наш путь лежит, через лесную  тропу.

Воспитатель: Все верно. Мы свами пойдем по лесной тропе до следующей станции.

(на асфальте мелом нарисована извилистая тропа, которая ведет до следующей станции)

Остановка «Бюджет семьи»

Кошелек: Добро пожаловать на станцию «Бюджет семьи». Рада вас всех видеть у меня в гостях.  Прописные истины ведения бизнеса отображены не только на страницах книг и журналов. Полезные уроки можно также найти в мультфильмах и сказках. Яркие тому примеры - мультики, сказки в которых каждый герой учит нас инвестиционному подходу и планированию в семейном бюджете, расчету и бережливости. Деловому отношению к деньгам и умению вкладывать  свои кровно заработанные, преувеличивая семейный бюджет. Готовы к испытаниям? ( Ответы детей)

1. Испытание: Словесная игра:  «Кому из мультипликационных героев принадлежат следующие слова»

1. "Средства у нас есть. У нас ума не хватает" (Кот Матроскин из "Простоквашино")

2. "В наше время даже сейфу нельзя доверять. Как это сложно иметь миллион"(Беладонна, "Приключение поросенка Фунтика")

3. "Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет" (Дядя Федор из "Простоквашино")

4. «Завтра дальняя дорога

Выпадает королю.

У него деньжонок много,

А я денежки люблю!» («Бременские музыканты»)

5. «Если я действительно стою сто тысяч миллионов, то нельзя ли мне получить хоть немного наличными…,чтобы я мог купить  маленького щеночка?»(«Малыш и Карлсон»)

6. "Несите ваши денежки, иначе быть беде" (Кот Базилио, "Приключения Буратино")

Кошелек: Молодцы справились с заданием. Следующее испытание:

Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы и желания каждого члена семьи. У каждого члена большой и дружной семьи есть свой источник доходов. Вот я предлагаю вспомнить у кого, свой источник его доходов.

2.Испытание: «Из чего складывается бюджет»

(  показывает картинки членов семьи)

 Картинка №1: Бабушка и дедушка  (пенсия)

 Картинка №2 Папа,  мама, взрослые дети (Заработная плата)

Картинка №3 Старший брат, или сестра,  которые учатся в учебном заведение. (Стипендия).

Кошелек: Молодцы!

Все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом. Сейчас мы составим бюджет семьи.

3. Испытание: «Подсчитай бюджет семьи»

Практическое задание (на столах монеты- до 10)

Подсчитайте семейный бюджет.

Папа зарабатывает 5 монет.

Мама зарабатывает 3 монеты.

Бабушка с дедушкой — пенсию 2 монеты.

Выложите нужное число (10)

Кошелек:  В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.

   Мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет.

3. Испытание: Дидактическая игра «Хочу и надо»

Кошелек:  Перед вами карточки разных  потребностей и карточки желтого и красного цвета с пустыми квадратиками. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выложить  важные потребности на красные карточки, а маловажные на желтые карточки.  

(Дети выполняют задание и объясняют свой выбор)

Кошелек: Когда оплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку. Вы справились со всеми испытаниями. Молодцы! Получите часть банкноты.

Воспитатель: Идем к следующей остановке.

Остановка:«Товарный склад»

Директор финансовой школы: Молодцы!  Вы все испытания прошли.  Но у вас не хватает одной части купюры. А что бы ее получить,  вам нужно развести товар в разные магазины с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам.

(Материал: карточки с изображением товаров, машины – фургоны, картинки с изображением разных магазинов «Одежда»», «Продукты питания», «Посуда», «Мебель»)

 (предлагает детям и их родителям выступить в роли водителей­экспедиторов и  развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам:  «Одежда», «Продукты питания», «Посуда», «Мебель»).

Директор фин. школы: Молодцы! Вы  успешно прошли  испытания. Спасибо! За это вам я даю последнюю  часть банкноты.

Воспитатель: Теперь у нас все части банкноты. И нам пора возвращаться в детский сад.

Директор фин. школы: Что бы вам попасть домой вам нужно сложить волшебную банкноту из частей.

(дети собирают банкноту из частей в единое целое и звучит волшебная музыка).

Воспитатель: Вот мы и в детском саду.

 И я, как директор   финансовой  школы, вручаю вам медали «Гражданин страны «Экономика» и  активное участие в разных испытаниях, с помощью,  которых каждый из вас стал финансово грамотным гражданином. А препятствия были для вас не помеха, только сильные и ловкие могли их преодолеть. Молодцы ребята!

 Ну а мне пора прощаться, до свидания ребята!

Воспитатель: До свидания!

Рефлексия:

1.С кем вы встретились в стране «Экономика»?

2. Какие новые слова узнали и что они обозначают?

3. Что вас удивило?

4. Что было трудно?

5.Всё ли у вас получилось?

6. Что вам понравилось в стране "Экономика"?

 Воспитатель: Спасибо всем за участие в путешествие по стране  «Экономика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по финансовой грамотности Путешествие в страну Экономика

конспект непосредственно образоватлеьной деятельности...

Технологическая карта к совместной деятельности с детьми 6-7 лет, с ОВЗ по формированию основ финансовой грамотности. «Путешествие в страну Экономика»

Цель: формирование основ финансовой грамотности, раскрыть сущность понятий: деньги, банковская карта, банк, наличные и безналичные денежные средства.Задачи:Образовательные: Формировать умение распреде...

Проект по финансовой грамотности «Путешествие в страну Экономику»

Проект по финансовой грамотности «Путешествие в страну Экономику» разработан как дополнение к авторскому игровому пособию «Путешествие в страну Экономику вместе с Лосяшем» для ...

Консультация для педагогов: "Кейсы для родительского собрания по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников"

     Материал подготовлен с целью повышения оптимизации процесса общения педагогов с родителями воспитанников по вопросам формирования финансовой грамотности у детей. Предлагаетс...

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности «Путешествие по стране Экономика»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. ...