ОД по финансовой деятельности "Денежная азбука " для детей 6-7 лет
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Радуга»
Методическая разработка ОД
«Азбука денег»
Подготовил (разработал):
Козлова О.Г. – воспитатель
высшей категории
Балабанова, Боровский район, 2023 г.
Конспект по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе
«Денежная азбука»
Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Дать представление о деньгах; раскрыть взаимосвязь понятий труд и деньги; закреплять представления детей о деньгах, доходах и расходах;
обогащать словарный запас детей; Учить детей принимать свои первые финансовые решения; активизировать коммуникативную деятельность детей.
Ход ОД.
Воспитатель: Каждый человек о чем- то мечтает. И мечты у всех разные. Кто- то мечтает о новой кукле, кто- то о самокате, машинке. Кто- то мечтает о домашнем питомце. Об этом мечтаете, вы – дети. Взрослые люди мечтают много путешествовать, о новом большом доме и о многом другом.
У каждого из нас свои мечты. Как вы думаете, что нам необходимо иметь, чтобы наши мечты сбывались?
Дети: Нужны деньги.
Воспитатель: Правильно, деньги.
А известно ли вам, откуда берутся деньги?
Дети: Деньги платят людям, которые работают.
Воспитатель: Да, чтобы получить деньги, мы, взрослые работаем.
За хорошо выполненную работу получают деньги.
Вот так появляются деньги у ваших родителей. И эти деньги называются семейный бюджет.
Скажите мне, ребята, а кто еще кроме родителей является членом семьи?
Дети: Если бабушка с дедушкой живут с нами, то и они тоже члены семьи.
Воспитатель: Правильно,это бабушка и дедушка. Как вы думаете, если они уже не работают, то получают ли они деньги?
Дети: Они получают пенсию.
Воспитатель: Да, конечно же получают и их денежные средства называются ПЕНСИЯ. Государство платит пенсию всем пожилым людям, которые трудились много лет.
Воспитатель: По вашему мнению, могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
Воспитатель обобщает ответы детей: Конечно же могут, взрослые дети, которые уже закончили школу и учатся в колледжах, институтах тоже за хорошую учёбу получают стипендию.
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу небольшую сказку.
Подружились кот Матроски, собака Шарики почтальон Печкин И стали они вместе жить. Кот Матроскин работал в магазине и там получала зарплату. Шарик учился в колледже, и за учебу он получал стипендию. Почтальон Печкин был пожилым человеком и государство ему платило пенсию.
Подумайте и скажите мне из каких денежных средств состоял семейный бюджет семьи почтальона Печкина?
Дети: Зарплата, пенсия, стипендия.
Воспитатель: Совершенно верно - зарплата, пенсия, стипендия, все это и составляет семейный бюджет. У людей, живущие одной семьей должен быть общий семейный бюджет.
А сейчас предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка:
«Покупка»
Наши ножки бежали по дорожке (бежим на месте)
И у нас, порвались босоножки! ( хлопнули в ладоши)
Как нам быть и что ж нам делать? ( поочередно руки в стороны разводим)
Обувь где ж нам новую купить? (качаем головой)
Придется туфли покупать! (топаем ногами)
Надо деньги сосчитать! (трем ладошки)
Рубль, два, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вот и туфельки купили! ( выставляем ножку, показываем новые туфельки).
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру, которая называется
«Что продается за деньги?»
Воспитатель: Если этот предмет продается, то вы хлопаете в ладоши, если это купить не возможно - то потопайте.
(Воспитатель демонстрирует картинки: солнце, окно, телевизор, яблоко, масло и т. д.).
Воспитатель: Мы с вами выяснили, что деньги получают за работу.
И эти деньги называются доходом. А деньги, которые мы потратили, купили на них продукты, одежду и другие предметы, необходимые нам называются расходом. В каждой семье есть и доходы, и расходы. Деньги получаем для того, чтобы их тратить.
Воспитатель: А чтобы вам было понятнее, предлагаю поиграть в игру, которая называется «Доход - расход»:
Я говорю вам фразу, а вы мне говорите доход это или расход семьи.
Мама получила зарплату - доход
Заболела кошка - расход
Подарили денежный подарок- доход
Потеряла перчатки - расход
Продала куртку - доход
Заплатили за квартиру - расход
Нашли монетку - доход
Купили куклу – расход.
Воспитатель: Молодцы. Вы поняли, что означают эти слова.
А сейчас давайте с вами посчитаем семейный бюджет.
Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра - стипендию 1 рубль.
Дети: 10 рублей.
Воспитатель. Правильно. Бюджет этой семьи 10 рублей. На продукты и другие нужды они потратят 5 рублей. Посчитайте сколько останется денег в семье.
Дети: Останется 5 рублей.
Воспитатель: Да, останется 5 рублей. На оставшиеся деньги сестра хочет себе купить ноутбук, который стоит 6 рублей. Подумайте и скажите, сможет ли она купить ноутбук, который стоит 6 рублей. А денег у них осталось 5 рублей
Дети: Не сможет,не хватит денег.
Воспитатель. Правильно ребятки, Ноутбук купить не получится, потому что денег не хватит. Расходовать нельзя больше, чем получаешь денег. Поэтому, не всегда мама с папой вам могут купить игрушку, которую вы хотите. У них на это не хватает денег.
Воспитатель: Вы все видели и знаете как выглядят деньги, которые используются в нашей стране. У нас, в России используют бумажные купюры (рубли), называют их люди и металлические монеты (копейки). Все эти деньги называют денежными знаками. В каждой стране свои деньги, и если кто то из вас поедет в другую страну, то за российские рубли купить ничего не сможете.
Скажите, мы можем платить и рублями и копейками?
Дети: да, можем.
Воспитатель: По вашему мнению, какие деньги удобнее монеты, так называют копейки или бумажные рубли?
У детей мнения расходятся.
Воспитатель: Раз у вас мнения расходятся, то давайте с вами проведем опыты и выясним какие же деньги удобнее.
Дети садятся за столы, перед каждым ребенком лежат бумажные купюры и монеты.
Воспитатель: возьмите в одну руку монету, а в другую бумажную купюру. Сожмите кулак. Откройте кулак и скажите, что произошло.
Дети: Бумажная купюра помялась, монета нет
Воспитатель: попробуйте порвать.
Бумажная легко порвалась.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Монета не мнется и ее нельзя порвать.
Воспитатель: Да, монета не помялась и не порвалась. Возле монет положите красную фишку.
Воспитатель: следующий опыт. В стакан с водой опустите бумажные деньги и копейку. Что произошло?
Дети: Бумажная намокла и можно легко порвать, монету протереть и с ней ничего не случится.
Воспитатель: Куда вы положите фишку, к монете или к бумажным рублям? Дети выбирают монету
Воспитатель: Теперь положите на ладошку монету, а на другую бумажные. Взвесьте, что легче.
Дети: Легче бумажные рубли.
Воспитатель: Фишку куда положим?
Дети выбирают бумажные, потому что они легче.
Воспитатель: А сейчас возьмите в одну руку 10 рублей бумажных и 10 монеток отсчитываем по одной и кладем на ладошку. Какие же деньги мы с вами быстрее взяли?
Дети: Конечно же – бумажные.
Фишку кладем к бумажным рублям.
А сейчас посчитайте по сколько фишек лежит?
Дети: Одинаково, две у бумажных рублей и две фишки у копеек.
Воспитатель: Какой же мы сделаем вывод?
Дети делают вывод, что и копейки и рубли удобны. Главное, чтобы они были.
Воспитатель: Молодцы. Вы поняли, неважно, какие деньги у вас есть, главное, чтобы они были.
Вам всем известно, что такое магазин?
Дети: Да. Это там, где можно что -то купить
Воспитатель: Правильно, это место, где мы с вами покупаем товар, который нам необходим.
Подумайте и ответьте мне, когда вы покупаете товар, что вы должны знать об этом товаре?
Дети высказывают свои предположения и с помощью воспитателя приходят к мнению, что знать надо цену товара.
Воспитатель: А что же такое цена?
Дети: Цена – это сколько стоит товар.
Воспитатель: А всегда ли цена бывает одинаковая за товар?
Дети: Нет
Воспитатель: Правильно. Товары бывают дешевые и дорогие.
А какой товар выгоднее купить, дешевый или дорогой? И почему?
Дети: Дешевый, останутся еще деньги.
Воспитатель: Совершенно верно. Если мы купим дешевле товар, то сможем еще купить что -то на оставшиеся деньги. Значит, чем дешевле товар, тем больше мы с вами сможем купить. Молодцы! Я думаю, вам было сегодня интересно на нашем занятии.
Рефлексия: О чем мы сегодня говорили?
Что нового вы узнали?
Давайте встанем в круг и передавая мяч друг другу, вы будете говорить, что вам больше всего понравилось на нашем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/14/picture-1046302-1536948045.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/18/picture-203768-1382082699.jpg)
Денежная азбука
Данный материал представляет из себя подборку страничек из газеты "Комсомольская правда" по теме "Денежная азбука". Материал предназначен для дошкольников старшего возраста и может...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-381077-1414210046.jpg)
Денежная азбука в картинках
Данный материал представляет из себя подборку страничек из газеты "Комсомольская правда" по теме "Денежная азбука"....
Конспект ООД по формированию финансовой грамотности «Денежный мир» в старшем дошкольном возрасте
Конспект ООД по формированию финансовой грамотности «Денежный мир» в старшем дошкольном возрасте Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических предс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/05/picture-788496-1462479869.jpg)
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по финансовой грамотности «Денежные кейсы»
Семинар-практикум для педагогов «Денежные кейсы» был разработан с целью закрепления знаний педагогов ДОУ по формированию финансовой грамотности у дошкольников. В процессе организации семин...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/02/picture-1391519-1646214074.jpg)
Презентация программы по формированию финансово-экономической грамотности старших дошкольников «Денежная азбука»
Рассмотрено в контексте формирования предпосылок функциональной математической грамотности и познавательного развития...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/19/picture-1250264-1589840436.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Денежная азбука»
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни чело...