Проект "Экономика в жизни детей"
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Ирина Александровна Баширова

Экономическое воспитание дошкольников- относительно новое направление дошкольной педагогики. В последние десятилетия встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими понятиями как деньги, вещи, труд, стоимость. Он узнает, что такое «мое», « твое», « наше», « цена» и пр.

Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_ekonomika_proekty.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тип проекта: информационно-познавательный, игровой.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Предмет исследования: энергия: свет, вода, электричество.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Актуальность и социальная значимость

Экономическое воспитание дошкольников- относительно новое направление дошкольной педагогики. В последние десятилетия встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими понятиями как деньги, вещи, труд, стоимость. Он узнает, что такое «мое», « твое», « наше», « цена» и пр.

Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками — это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

                          Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле формирования здорового интереса к деньгам, совершенствования навыков сотрудничества взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, в знакомстве с  нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

У  детей старшего дошкольного возраста проявляются попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, происходит существенный перелом в понимании причинности, происходит формирование нового типа психической организации, обеспечивающей, более эффективную адаптацию к социальной реальности, речь начинает выполнять основную функцию в регулировании поведения и деятельности детей, появляется способность решать задачи в умственном плане,  с пяти лет общение детей становится внеситуативно — личностным, возникают сопереживания и взаимопонимание.   Именно  в этот период дети начинают осознавать и оценивать многие экономические понятия. Проблема экономического воспитания находится в тесной взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, привычек в поведении.  Так как игра – ведущий  вид деятельности, в  качестве средства формирования основ экономической культуры, используются обучающие игры. Не заметно для себя, дети в игре осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Таким образом, актуальность проекта  в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме. Вот тут и встал вопрос о методах и приемах, с помощью которых легче всего было бы подать сложный экономический материал.

Мы ставили перед собой задачи:

— Формировать основы экономической культуры у детей.

— Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.

— Совершенствовать коммуникативные качества детей.

— Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

— Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.

—Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

Формы работы:

беседа, обсуждение, дискуссия,

просмотр слайд-презентации, мультфильма,

коллекционирование,

чтение художественной литературы,

игровые ситуации,

решение проблемных ситуаций,

рассматривание картин,

сюжетно-ролевая игра,

продуктивная деятельность.

Ресурсное обеспечение:

1. Компьютерное оборудование

2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.

3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К.И. Чуковский «Муха цокотуха»

4. Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».

5. Карта «Путешествие денежки»

6. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»

7. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин», « Кафе»

8. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.

1 этап – подготовительный

На данном этапе были поставлены цель и задачи проекта, определена последовательность работы, проведены наблюдения, изучен и обобщен педагогический опыт экономического образования дошкольников.

Проведена  следующая работа:

- составление  и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;

- создание банка идей и предложений;

- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

- проведен теоретический анализ экономической и психологопедагогической литературы.

- разработаны критерии, показатели и уровни оценки личностной и интеллектуальной готовности дошкольников к простейшей экономической деятельности.

2 этап – основной.

Цель: реализация проекта. Создание  игровой среды. Реализация  основных видов деятельности по направлениям проекта. Обобщение и корректировка направления работы для продолжения реализации проекта.

На данном этапе были проведены занятия для изучения появления денежных единиц,  ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда;

- организованы и проведены сюжетно ролевые игры «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.;

- сюжетно-дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции ;

- использование сказок экономического содержания;

- совместная деятельность по изготовлению товара и проведение ярмарки .

Работа по реализации проводилась в подгрупповой и групповой форме.

Взаимодействие с родителями:

Семья – реальная экономическая среда, в которой живет ребенок, где он

постоянно включается в реальные жизненные ситуации: сталкивается с

настоящими деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в

процессах купли-продажи и т.п.

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без

участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду,

двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший

результат в области их экономического воспитания и развития

Задачи, решаемые в процессе взаимодействия с семьями воспитанников:

― Приобщение родителей к вопросам экономического воспитания

дошкольников;

― Изучение и обобщение лучшего опыта семейного экономического

воспитания;

― Повышение уровня педагогической компетентности родителей в

вопросах экономического воспитания

― Открытые занятия

― Совместная проектная деятельность

― Консультации, памятки, буклеты для родителей по экономическому

воспитанию дошкольников

― Анкетирование

― Мастер-классы, семинары-практикумы

Мероприятие

Сроки реализации

1

Анкетирование родителей по теме
«Финансовая грамотность дошкольников»

сентябрь

2

Консультация «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

октябрь

3

Конкурс совместного  творчества «Денежное дерево моей нашей семьи»

ноябрь

4

Встреча с интересным человеком «У нас в гостях семья экономистов»

декабрь

5

Проект «Роль денег в нашей семье»

январь

6

Создание книжек - малышек «Профессии нашей семьи»

февраль

7

Круглый стол «Нужны ли ребёнку карманные деньги?»

март

8

Буклет "Как научить детей контролировать свои финансы"

апрель

9

Опыт семейного воспитания по формированию у детей основ финансовой грамотности

май

3 этап – заключительный

Цель: анализ результативности.

Дети овладели элементарными представлениями и понятиями об экономических отношениях, а также элементами  терминологии.

Дошкольники  привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений.

Важно отметить, что у детей имеются способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Примечательно, что дети  в свободной  деятельности самостоятельно включают полученные знания в свои игры, делятся друг с другом новыми знаниями.

Родители активно принимают участие в совместных мероприятиях по реализации проекта, делятся полученными знаниями и предлагают свои варианты работы.

Таким образом, в условиях целенаправленной педагогической деятельности по   экономическому воспитанию дошкольников, данная работа приближает детей к реальной жизни, формирует деловые качества, что обеспечивает преемственность в обучении детей между дошкольным учреждением и школой.

Итак, анализируя проведенную работу можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности возраста и организации жизни детей пятого года жизни.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. В течение года масса тела увеличивается на 1,5-2 кг, рост — на 6-7 см. К 5 годам масса тела ребенка составляет 19,0 к...

Консультация для родителей на тему: «Игры в жизни детей третьего года жизни»

Игра- ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при обращении с разными людьми....

Режим и организация жизни детей 2 и 3 года жизни

Консультация для воспитателей...

Консультация для родителей на тему: «Игры в жизни детей третьего года жизни»

Консультация для родителей на тему:«Игры в жизни детей третьего года жизни»...

Особенности возраста и организации жизни детей пятого года жизни.

Особенности возраста и организации жизни детей пятого года жизни....