Особенности возраста и организации жизни детей пятого года жизни.
материал (средняя группа)

Лебедева Ангелина Викторовна

Особенности возраста и организации жизни детей пятого года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vozrasta_5_let.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пятый год жизни. Средняя группа.

Особенности возраста и организации жизни детей .

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. В течение года масса тела увеличивается на 1,5-2 кг, рост — на 6-7 см. К 5 годам масса тела ребенка составляет 19,0 кг, рост - 110 см, окружность грудной клетки — 54 см. Интенсивно развивается головной мозг, совершенствуются функции коры больших полушарий, однако влияние подкорковых центров на поведение ребенка остается значительным. В развитии основных движений детей происходят заметные качественные изменения, возрастает естественность и легкость их выполнения.

У детей пятого года жизни возросли физические возможности, движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. В этот период дети испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения физической активности, дети быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Важно организовать разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Дети охотно сотрудничают с взрослыми в совместных играх, выполняют трудовые поручения, всё более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. У детей этого возраста присутствует повышенная чувствительность к словам и оценкам взрослых, обращённых к ним. Дети радуются похвале, а на неодобрительные замечания часто реагируют эмоционально остро: слезами, вспышками гнева, агрессии. Ранимость ребёнка – это особенность возраста.

Наше дошкольное учреждение реализует  основную образовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе примерной  образовательной программы «Детство». Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного учреждения. С1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования». Основными принципами дошкольного образования выделены, прежде всего, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей, сотрудничество Организации с семьёй, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка.

Направлениями развития и образования детей (образовательные области) выделены:

  1. Социально – коммуникативное развитие.
  2. Познавательное развитие.
  3. Речевое развитие.
  4. Художественно – эстетическое развитие.
  5. Физическое развитие.

Социально – коммуникативное развитие направлено на:

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
  • Развитие самостоятельности и способности регулировать свои действия.
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать.
  • Формирование уважительного отношения к окружающим.
  • Формирование основ безопасного поведения в окружающем мире.

Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Она становится в этом возрасте ведущим видом деятельности и обусловливает значительные изменения во всей психике ребенка. В такой игре дети 4-5 лет могут заранее придумать и согласовать между собой несложный сюжет, распределить роли, игровой материал.

Познавательное развитие предполагает:

  • Развитие любознательности,  интересов ребёнка.
  • Формирование познавательных действий.
  • Развитие воображения и творческой активности.
  • Формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов окружающего мира.
  • Развитие математических представлений (умение различать предметы по форме, размеру, количеству, пространственному расположению; умение выявлять).

Речевое развитие направлено на:

  • Обогащение активного словаря.
  • Развитие связной монологической речи (умение составлять описательный рассказ по картинкам и об окружающих предметах) и диалогической речи  (умение формулировать вопросы, отвечать на поставленные вопросы).
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Словарь ребёнка увеличивается до 2000 слов. Дети начинают употреблять в речи сложные фразы и предложения.

В игровой деятельности ребёнок развивает умение использовать в речи вежливые формы обращения, учится выражать своё эмоциональное отношение к собеседнику.

Художественно – эстетическое развитие предполагает приобщение к изобразительному искусству, развитие детского художественного творчества, а также приобщение к музыкальному искусству и развитие детской музыкально-художественной деятельности. Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

Физическое развитие включает:

  • Развитие двигательной деятельности детей, направленной на развитие координации и гибкости.
  • Правильное формирование опорно-двигательной системы организма.
  • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
  • Становление ценностей здорового образа жизни.

Очень важно в этом возрасте, взаимодействуя с детьми, взрослым использовать позиции партнёрства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе», «Мне тоже интересно узнать об этом», «Давай найдем общее решение»), позицию передачи опыта («Люди обычно это делают так»), а также обращаться за помощью к детям («У меня это почему-то не получается», «Кто может мне помочь в этом»). Именно такое взаимодействие помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности и задачи физического развития детей пятого года жизни"

Консультацию можно использовать на родительском собрании в средней группе. Родители знакомятся с особенностями физического развития детей 4-5 лет. Их вниманию предлагаются задачи физического развития ...

Особенности возраста и организации жизни детей пятого года жизни.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. В течение года масса тела увеличивается на 1,5-2 кг, рост — на 6-7 см. К 5 годам масса тела ребенка составляет 19,0 к...

Консультация для родителей "Особенности и задачи физического развития детей пятого года жизни"

Консультация для родителей"Особенности и задачи физического развития детей пятого года жизни"...

"Особенности сюжетно - ролевой игры для детей пятого года жизни"

Игра - ведущая деятельность дошкольников, в которой они используют роли взрослых, воспроизводя в воображаемыхситуациях их жизни, труде и отношения....

"Особенности возраста и организации жизни детей старшего дошкольного возраста"

В данной работе обозначены важные моменты возрастных особенностей детей 5 - 7 лет, а также  задачи  формирования основных компонентов готовности к школьному обучению....