Долгосрочный проект в старшей группе "Мы финансисты!"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Долгосрочный проект в старшей группе "Мы финансисты!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_fg.docx58.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Долгосрочный проект в старшей группе

«Наши финансы!»

Разработал воспитатель:

Гасанова Ц.О.

Санкт-Петербург

2023г.

Пояснительная записка

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Проблема. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Актуальность

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.

Вид проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.

Сроки реализации проекта: ноябрь – май.

Образовательные области, в содержание которых включен проект: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители. 

Цель -расширить экономический кругозор дошкольника; дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.

Задачи:

  • Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
  • Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
  • Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
  • Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
  • Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
  • Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях
  • Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на несколько этапов:

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».
  • подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме проекта.

II этап – основной, практический:

         реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

III этап – завершающий:

    Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки»; Лэпбук «Финансовая грамотность»; Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»; План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; Альбом «Деньги разных стран»; Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;

Предполагаемые результаты для участников проекта:

- приобретение новые знаний социально-экономического характера,
- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:
Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Реализация проекта

Работа с детьми:

Ноябрь

1.Беседа: «Что такое деньги?»

2. Занятие: «Где что купить?»

3.Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

4.Занятие: «История копилки»

Декабрь

1.Занятие: «Профессии моих родителей»

2.Беседа: «Какие профессии есть в детском саду»

3.Занятие: «Где живут деньги?»

4.Игра-спектакль «Денежкин домик»

Январь

1.Занятие: «Труд- основа жизни»

2.Беседа: «Кому что нужно для труда»»

Февраль

1.Занятие: «Уважение к людям труда»

2.Беседа: «Как потопаешь так и полопаешь»

3.Занятие: «Дом, в котором «живут» деньги»

Март

Занятие: «Экономика в сказках»

Беседа: «Экономика в сказках»

Апрель

1.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;

Занятие «Путешествие денежки»

2.Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»

3.Д/И «Кто трудится, кто играет»

Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)

Май

1.Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама».

2.«Магазин» – учить устанавливать собственную цену стараясь продать «товар» по собственной цене.

3.Занятие: «Путешествие в страну Экономика»

Взаимодействие с родителями

  • Консультация для родителей «Финансовая грамотность дошкольников. Что это? Для чего?»
  • Папка-передвижка «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»
  • Консультация для родителей: «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?»
  • Рекомендации «Как обучить ребенка финансовой грамотности»

Ожидаемые результаты

В итоге реализации проекта дети старшей группы смогут:

 - разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

 - понимать, что бережливость и экономия — это разумное отношение к расходам

- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

– Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.

– Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Заключение

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине).

Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

Финансы – это интересно и увлекательно.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

    Ожидаем, что  дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и  родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Список литературы

1.        Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

2.        Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

3.        Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

4.        Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

5.        Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.

6.        Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. – М.: «ТЦ СФЕРА», 2008. № 11. С.75.

7.        Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, – СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176 с.

8.        Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

9.        Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. С.63.

10.        Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С.128.

Приложение № 1

Консультация для родителей

«Финансовая грамотность дошкольников»

Существует несколько специальных рекомендаций, которых нужно обязательно придерживаться, чтобы ребенок научился планировать финансы и правильно экономить.

1. Не нужно навязывать своим детям, что взятие кредитов - это очень плохо. Безусловно, набирание огромного количества долгов ни к чему хорошему не приводит, но если брать кредит с умом и четким планом его выплаты, то исход будет благоприятным. Нужно рассказать ребенку, что брать много кредитов - опасно, но стоит и упомянуть ему о положительных аспектах взятия денежных средств в долг. Бизнес и инвестирование зачастую не просто начать без начальных вложений.

2. Надо внести в голову детей информацию, что оплата долгов раз в месяц по кредитной карте это действие, которое очень важно выполнять. Родители должны научить, что необходимо обязательно хранить некоторое количество денежных средств на непредвиденные обстоятельства. Ребенок обязан понимать, что в жизни неожиданно может произойти какое-либо событие, которое потребует использование определенного количества денежных средств. Детям нужно рассказать о том, что покупка дорогостоящих товаров – это не всегда правильное решение.

3. Для более качественного освоения урока важно давать ребенку карманные деньги. Если у детей будет свой бюджет, то они научатся его правильно планировать и экономить. Ошибка, которую допускают многие родители – это выдают денежные средства за хорошее поведение и забирают за плохое. В голове ребенка должна выстроиться чёткая схема, что деньги выдаются только за качественный труд. Ребенок должен с самого раннего детства понимать цену деньгам.

Как научить детей контролировать финансы.

Важно с детства научить ребенка контролировать свои расходы. Каждый взрослый понимает, что чем меньше денег, тем бережнее к ним отношение – эта установка обязательно должна находиться в голове ребенка.

С того момента, как дети получают в распоряжение карманные деньги, важно начать все показывать на своем примере, ведь, если ребенок неуправляемо и необдуманно тратит много денег – то это, в первую очередь, ошибка родителей.

Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы:

1. Детей необходимо брать с собой в магазины. Перед отправлением, важно рассказать ребенку о том, какое количество денег берется с собой и о покупках, которые нужно совершить. В магазине, детей важно ознакомить с ценами на товары и показать сравнение со стоимостью в других аналогичных заведениях. Можно попросить дитя, чтобы он проанализировал и сам решил в каком магазине наиболее низкие цены на подобные товары.

2. Нужно рассказать ребенку о положительных аспектах накопления денежных средств. Важно объяснить ему о стабильности и регулярности вкладов.

3. Лучше всего составлять планирование бюджета вместе со своим ребенком. Всё необходимо показывать на примерах, допустим продемонстрировать, что простое выключение за собой света ведет к некоторой экономии бюджета. Деньгами, которые он сэкономит, можно наградить ребенка.

4. Для того чтобы дети более качественно и правильно контролировали свои расходы можно предложить вести им собственный журнал расходов, в котором они будут отмечать все покупки. Ребенка можно мотивировать тем, чтобы предложить ему вести такой журнал вместе.

5. Важно сообщить детям о том, что информация о личных расходах – это вещь строго конфиденциальная, поэтому её не стоит сообщать своим друзьям, знакомым и одноклассникам.

Но недостаточно просто знать, теперь надо применять полученную информацию на практике. Знания - это всего лишь знания, они дают силу, но не дают результаты. Результаты вы получите тогда, когда воплотите эти знания в жизни.

Приложение № 2

Игры с экономическим содержанием

Игра «Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудовые действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги и др.)

Ход игры: ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант: дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на картинках.

 

Игра «Назови профессии»

Цель: научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессий человека; воспитать интерес к людям разных профессий.

Материал: цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Ход игры: ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной профессии.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Ход игры:

Выдать детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставить несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра «Сдача»

Цель: формирование умения делать первичные экономические расчеты; учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму покупки; формировать умение давать сдачу.

Ход игры:

У каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель проверяет ее. Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает чек.

 

Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Материалы: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства.

Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

 

Игра «Потребность – возможность»

Цель: Дать представление детям о понятии «ресурсы» и «возможности», дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.

Ход игры:

Перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках.

Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки».

Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.

Игра «Оцени поступок»

Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.

Ход игры

Ведущий предлагает детям послушать рассказ, который предусматривает ошибку объективно неоправданную для любого героя.

Задачи: найти ошибку в действиях; обосновать свой ответ; дать оценку действиям.

Рано утром заглянуло солнышко в окошко Вовиной комнаты. Проснулся мальчик, сладко зевнул, потянулся, включил свет и начал делать гимнастику.

Решила Маша постирать платье своей куклы. Выбрала она самую большую чашку, налила в нее воды доверху, взяла мыло и начала стирать. Очень старалась Машенька, и платьице стало чистым и красивым.

    

Приложение № 3

Беседа

Что такое деньги?

Цель: уточнить представление детей о том, как взрослые зарабатывают деньги и для чего они нужны человеку. Развивать логическое мышление; воспитывать уважительное отношение к труду, бережливость.

Материалы: бумажные и металлические деньги.

Ход беседы: Ребятки, а вы ходите в магазин? А с кем вы ходите в магазин? (ответы детей). А в какие магазины вы ходите? А для чего ходят взрослые в магазин? (чтобы купить товары, которые необходимы.) А какие товары покупают в магазинах ваши бабушки и дедушки, папы и мамы? (еду, одежду, игрушки, книги и т. д.). А как вы думаете для чего нужны эти вещи, которые взрослые покупают в магазине? (ответы детей) Ребята, вещи, которые продаются в магазине называют товарами. Ребята, как вы думаете без чего не дадут товар в магазине? (ответы детей) Правильно! Товары в магазине не дадут без денег.

Появились на свет давно,

Назначение у них одно;

В магазине вы берите

Все, что только захотите,

Только к кассе подойдите

И, конечно, заплатите.

Ребята, деньги бывают разные. На Земле очень много стран и в каждой стране свои деньгиДеньги, которыми пользуются в нашей стране называются рублями. Бывают деньги бумажные, а бывают металлические. Металлические деньги еще по-другому называются монетами.

Ребята, а как вы думаете, какими деньгами удобнее пользоваться? Металлическими или бумажными? (ответы детей) Ребята, бумажными деньгами, пользоваться удобнее, так как они занимают мало места в кошельке, и они легче металлических. (дать потрогать бумажные и металлические деньги) Какие деньги легче, какие тяжелее? (ответы детей)

Ребята, взрослые, которые приходят в магазин для того, чтобы купить товары, называются покупателями. Покупатели приходят в магазин с деньгами, берут товар и отдают за него деньги продавцу. Продавец берет деньги и только после этого отдаёт товар покупателю. Покупатель покупает товар у продавца. Между покупателем и продавцом происходит обмен. Что отдаёт покупатель продавцу? (деньги) А что отдаёт продавец покупателю? (товар) Отдаст ли продавец товар покупателю без денег? (ответы детей)

Ребята, а как вы думаете откуда взрослые, ваши мамы и папы, берут деньги? (ответы детей) Ребята, взрослые деньги зарабатывают. Что делают ваши мамы и папы, чтобы заработать деньги? (работают). Ребята, а вы знаете кем работают ваши мамы и папы? (ответы детей). Для того, чтобы заработать деньги нужно трудиться. Например, повар готовит еду. Приготовление еды - это труд. А за труд человек получает деньги, заработную плату. То есть повар получает деньги за то, что готовит еду-варит суп и компот, печет пироги, жарит котлеты. Ребята, а как вы думаете, если человек не будет работать, сможет ли он получить деньги, заработную плату? (ответы детей)

Ребята, как вы думаете нужно ли покупать в магазине товары, которые не нужны? (ответы детей) Почему не нужно покупать в магазине ненужные товары? (ответы детей) Правильно, ребята не следует покупать в магазине ненужные товары, ведь они не принесут пользы, а деньги на них потратятся. А если у вас не останется денег, то вы уже ничего больше не сможете купить в магазине. Деньги нужно тоже беречь, как и товары, которые вы купите в магазине, ведь товары стоят денег. А деньги, как мы уже выяснили, без труда человеку не даются, человек зарабатывает деньги своим трудом для того, чтобы заработать деньги, взрослые каждый день ходят на работу.

О чем мы сегодня с вами говорили? (о деньгах). Для чего нужны деньги? (для того, чтобы в магазине покупать товары). Может ли продавец отдать покупателю товары без денег? (ответы детей). Какие бывают деньги (металлические и бумажные). Молодцы, ребята, вы верно ответили на вопросы!

(Можно предложить детям нарисовать денежные купюры и поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин».)

Занятие 2

 Занятие по мотивам сказки «Приключение монетки»

Цель: сформировать у дошкольников представление о денежных знаках нашей страны.

Задачи:

 • познакомить детей с деньгами Российской Федерации;

 • научить различать монеты разного достоинства;

• показать, что достижение результата возможно сообща и согласованно.

Оборудование:

 • магнитная доска;

 • изображения российских монет, распечатанные на плотной бумаге диаметром от 11 до 18 см, номиналами: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей и 10 рублей;

• настоящие деньги (монеты) в достаточном количестве, чтобы каждый ребенок мог взять в руки и рассмотреть.

Ход занятия

     Воспитатель читает детям сказку, договариваясь с ребятами быть внимательными, по возможности участвовать в сказке, отвечать на вопросы рассказчика. На протяжении всей сказки вслух проговариваются названия монет (копейки, рубли), при желании дети могут повторять хором.

     По окончании прослушивания сказки детям предлагается расставить монеты по порядку: ряд копеек, ряд рублей, все монеты. Если дети стесняются выходить по одному, можно делать это парами с другом. Детям дается до 5 минут на знакомство с настоящими монетами.

Приключение монетки

       Жили у Алеши в кошельке восемь монет: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей и 10 рублей. Сначала монетам было очень весело и интересно, они рассказывали друг другу, где побывали и на какие товары их меняли, но со временем, когда все истории были пересказаны уже по нескольку раз, монетки загрустили.

      Однажды солнечным утром монета 2 рубля предложила:

 — А давайте укатимся из кошелька и опять будем путешествовать?

— Нет, — возразила ей монета 10 рублей, она была самая старшая и мудрая, — это будет нехорошо, ведь Алеше нас подарили. Если мы все укатимся, то он подумает, что потерял нас, и расстроится. Давайте сделаем вот что: мы будем исчезать по одной, по очереди, а вместо себя оставлять для Алеши подарки.

— Здорово ты придумала! — восхитилась монетка 5 копеек.

— Я даже знаю, что Алеше можно подарить. Он как-то рассказывал, что ему очень нравится ручка с синими кристалликами из магазина напротив.

     Все монетки с радостью поддержали эту идею, только они никак не могли решить, кто же первым покатится в магазин. Сколько стоит ручка с кристалликами, они не знали, поэтому каждая думала, что именно ее можно обменять на эту ручку.

 — Я буду первая! Нет — я! — кричали и спорили они.

     Мудрая монета 10 рублей опять пришла на выручку. Она предложила:

— Пусть первой катится в магазин и попробует обменяться на ручку с кристалликами самая младшая монетка.

 — А кто у нас самый младший? — заволновались монетки.

 — Ну вот! Спорили, кричали, а самого главного-то и не знаете, — усмехнулась монета 10 рублей

. — Самая младшая — это монетка 1 копейка, дальше идет 5 копеек, потом 10 копеек и, наконец, 50 копеек. Монетка 50 копеек— самая главная. Но только среди монетоккопеек! А дальше идут монеты-рубли: 1 рубль, 5 рублей и, конечно, я — монетка 10 рублей. Я самая старшая и главная из всех монет.

— Значит, я самая старшая среди монеток-копеек?! — загордилась монетка 50 копеек.

 — Среди копеек-то ты старшая, но я главнее тебя, потому что я монета-рубль, — сказал 1 рубль

. — А ну-ка, монеты, стройтесь по порядку! — скомандовала монета 10 рублей.

     Монетки покатились и встали в шеренгу: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей.

 — Молодцы! — похвалила монета 10 рублей и встала последней как самая старшая.

 — Теперь вы поняли, кто из нас самая младшая и покатится в магазин первой? — спросила монетка 10 рублей.

 — Еще бы! Конечно, понятно! Первой покатится монетка 1 копейка! — почти хором прокричали монеты.

     Счастливая монетка 1 копейка укатилась, а остальные монеты, позвякивая, стали ждать.

 Монетка 1 копейка вернулась довольно быстро.

— Ну что? — обступили ее монеты.

 — Я не смогла обменяться на ручку. Я одна ни на что не смогла бы обменяться в этом магазине, — расстроилась монета 1 копейка.

— Ничего страшного, — успокоила ее монета 10 рублей. — Вспомни, ведь ты и раньше не обменивалась на товары одна, а всегда в компании.

— Точно! — обрадовалась монета 1 копейка. — Я так долго пролежала в кошельке, что уже и забыла.

     Теперь в магазин покатились вместе монета 1 копейка и следующая за ней монета 5 копеек. Однако и они вскоре вернулись.

 — Опять не хватает, — разочарованно протянули они.

 Они взяли с собой следующую по очереди монету 10 копеек и покатились вместе.

— Нас слишком мало, — сказали они, вернувшись.

     Тогда с ними покатилась и самая главная из монет-копеек — монетка 50 копеек. Уж она-то не сомневалась, что вместе с ней они обязательно обменяются на ручку с кристалликами!

      Когда и они вернулись, монета 10 рублей решила уточнить, сколько же стоит эта ручка из магазина напротив. Оказалось, что монеты-копейки не очень хорошо умеют считать, поэтому не поняли, что написано на ценнике.

— Да... — неодобрительно покачала головой монета 10 рублей. — Что же, 1 рубль, отправляйся и ты с ними!

     С монетами-копейками покатились монеты 1 рубль, потом 2 рубля и 5 рублей, но и они не смогли обменяться на желаемую ручку.

— Ладно, давайте и я с вами покачусь — разберемся, что к чему, — решила монета 10 рублей, и они, блестя на солнце боками, покатились в магазин.

— Вот! Вот эта ручка с синими кристалликами! — закричали монеты, остановившись у витрины.

 — О-о-о, опять вы... — лениво протянула ручка. — Моя цена — 18 рублей 66 копеек. Сначала посчитайтесь как следует, потом приходите. Не дергайте меня зря.

- Монетки, становись по порядку и давайте считаться! — скомандовала монета 10 рублей.

     Монетки построились, посчитались и выяснили, что их сумма — ровно 18 рублей 66 копеек.

     Все обрадовались! Ручка была рада, что ей больше не придется лежать без дела и у нее появится хозяин — мальчик Алеша, а монетки — что они опять начнут путешествовать.

     Монетки объяснили ручке, где живет Алеша, а сами, довольные, покатились в кассу магазина, договорившись как-нибудь встретиться и рассказать друг другу о своих новых приключениях.

... Когда Алеша вернулся из школы, он нашел пустой кошелек, а рядом — красивую ручку с синими кристалликами. Он понял, что это монетки сделали ему подарок, и был очень доволен.

Приложение 4

Занятие

История одной копилки

Цель: приобщение к экономике

Задачи: вызвать интерес к теме экономики и финансов, рассказать о истории накопления денег.

Материалы: копилки разных видов и форм, картинки с изображением сейфов и старинных хранилищ монет.

Ход занятия

Дети сидят на ковре на стульчиках

Воспитатель: У меня есть вот такая коробочка. Загадка вам поможет понять что здесь находится:

Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине. (копилка)

Ответы детей: Копилка!

Воспитатель: правильно, это Свинка-копилка (воспитатель достает из коробки и показывает детям Свинку-копилку). Такая красивая необычная и большая. Скажите, так для чего она нужна? Как люди ее используют?
Дети: В ней  хранятся  деньги, в нее их бросают, чтобы потом на них  что-нибудь копить.

Воспитатель: правильно, копилку используют для того, чтобы в ней копились деньги. Копилки могут быть предназначены для одноразового и многоразового использования. Первые не имеют отверстия для выемки денег, и после наполнения их разбивают. Поэтому они чаще всего изготавливаются из керамикигипса или фарфора (показать детям картинки  разных копилок). Многоразовые копилки могут быть сделаны из различных материалов — стекла, дерева, металла, пластика — и иметь разнообразную форму, начиная от прозрачной коробочки и заканчивая макетом сейфа. У нее на спинке есть специальное узкое окошечко или прорезь, в которое бросают монетки.

     На Руси накопление денег было тесно связано с необходимостью защиты сбережений от кражи. Поэтому первые ящики для хранения и перевозки денег — прообразы современных сейфов — изготавливались из досок и были окованы стальными полосками для придания дополнительной прочности. Также люди часто пользовались небольшими деревянными ящиками с крышкой, расположенной под углом к основанию. На ночь такие копилки занимали место в изголовье владельца, что служило дополнительной гарантией безопасности.

   Также монеты хранили в чулках и глиняных сосудах с широкими боками и узким горлышком — «кубышках». Их нередко герметично запечатывали и закапывали в виде кладов. Позже на смену деревянным ящикам пришли металлические шкатулки со встроенными или навесными замками. Отдельные экземпляры копилок делали на заказ и оснащали их секретными механизмами: потайными кнопками, двойным дном и т. д.

  Свинья-копилка и ее история

     Какие у вас возникают ассоциации, если произнести «копилка для денег»? Наверняка, первое, что приходит на ум - толстенькая хрюшка. Почему именно свинья? Почему не корова, например. Ведь корова также считалась «кормилицей» семьи, хотя иметь в домашнем хозяйстве свинью, также означало обеспечить себя едой как минимум на год. Так почему же все-таки свинья?

     Ответ как всегда следует искать где-то в глубине веков. Заглянем в Англию XV века. В то время вся кухонная утварь делалась из дешевой оранжевой глины, которую называли pygg. Банков как таковых еще не было, и народ держал свои сбережения в глиняных горшках.
   Спустя три столетия этот, казалось бы всем привычный глиняный горшок для денег получил название piggy  bank, что созвучно английскому слову «свинья». Может быть, именно поэтому копилки стали изготавливать исключительно в виде свиней, поскольку свинья считалась символом бережливости, удачи и благополучия.

Физминутка:

Зайцы утром рано встали,(потягиваются)
Весело в лесу играли.(хлопают в ладошки)
По дорожкам прыг-прыг-прыг!(прыгают на месте)
Кто к зарядке не привык? (пальчиком грозят)
Вот лиса идет по лесу.(ходьба на месте)
Кто там скачет, интересно?
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.(прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (поднимаем плечи)
Тренировки помогают!(хлопать в ладоши)
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)

 А еще есть сказка про свинью копилку, написанная давным-давно Г.Х. Андерсеном .
                        Сказка Г.Х. Андерсена  « Свинья Копилка»  

Сколько игрушек было в детской! А высоко на шкафу стояла глиняная копилка в виде свиньи. В спине у нее, конечно, была щель, только ее еще расширили ножом, чтобы проходили монеты и покрупнее, и две такие монеты в копилке уже лежали, не считая множества мелких. Копилка была набита битком, так что уж и не брякала даже, а о большем ни одной свинье с деньгами не о чем и мечтать. Стояла она на шкафу и смотрела на все в комнате сверху вниз — она ведь могла купить все это, а такая мысль хоть кому придаст уверенности в себе.

Все окружающие помнили об этом, хотя и не высказывались вслух — у них и без того было о чем поговорить. Ящик комода был полуоткрыт, и оттуда высовывалась большая кукла, уже не первой молодости и с подклеенной шеей. Поглядев по сторонам, она сказала:

— Давайте играть в людей — это всегда интересно!

Поднялась возня, зашевелились даже картины на стенах, показывая, что и у них есть оборотная сторона, и против этого нечего возразить.

Была полночь. В окна светил месяц, предлагая всем даровое освещение. Участвовать в игре были приглашены все, даже детская коляска, хотя она и принадлежала к громоздкому, низшему разряду игрушек.

— Всяк хорош по-своему! — говорила она. — Не всем же быть благородными, надо кому-нибудь и дело делать, как говорится!

Письменное приглашение получила только одна свинья-копилка — она стояла так высоко, что устное могла и не услышать, рассудили игрушки. Ну, а она даже не ответила, придет или нет, — и не пришла. Уж если желают ее общества, то пусть сделают так, чтобы она видела все со своего места. Так и сделали.

Кукольный театр поставили прямо перед ней, вся сцена была как на ладони. Начать хотели комедией, а потом предполагалось общее чаепитие и обмен мнениями. Начали с конца. Лошадь-качалка заговорила о тренировках и чистоте породы, детская коляска — о железных дорогах и силе пара. Все это было по их части, так кому же и говорить об этом, как не им? Комнатные часы толковали о политике: "Тики-тики!" Про них говорили, что они знают, когда надо "ловить момент", да вот только всегда запаздывают. Бамбуковая тросточка гордилась своим железным башмачком и серебряным колпачком — она была обита и сверху и снизу. На диване лежали две вышитые подушки, очень миленькие и очень глупенькие. И вот началось представление.

Все сидели и смотрели. Зрителей просили щелкать, хлопать и греметь в знак одобрения. Но кнут заявил, что не щелкает старухам, а только непросватанным  барышням.

— А я так хлопаю всем! — сказал пистон.

— Где-нибудь да надо стоять! — сказала плевательница.

У каждого были свои мысли, которые он и высказывал во время представления. Комедия не стоила ломаного гроша, но сыграна была превосходно. Исполнители показывались публике только раскрашенной стороной; смотреть с оборотной на них не полагалось. Все играли замечательно и даже вываливались за рампу — нитки были слишком длинны, — зато так каждый был виднее. Склеенная кукла до того расчувствовалась, что расклеилась совсем, а свинья-копилка ощутила в брюхе такое благодушие, что решила сделать что-нибудь для одного из актеров — например, упомянуть его в своем завещании кик достойного быть погребенным вместе с нею, когда придет время.

Все пришли в такой восторг, что даже отказались от чая и перешли прямо к обмену мнениями — это и называлось играть в людей, причем тут не было никакого злого умысла, а всего лишь игра... Каждый думал лишь о себе да о том, что думает свинья с деньгами. А свинья с деньгами думала больше всех, думала о своем завещании и похоронах. "Когда придет час..." — а он всегда приходит скорее, чем ожидают. Бац! Свинья свалилась со шкафа на пол и разлетелась вдребезги. А монеты так и запрыгали, так и заплясали. Маленькие вертелись волчком, крупные катились солидно.

Особенно долго катилась одна — ей очень хотелось погулять по белу свету. Так оно и сталось — и она отправилась гулять по свету, и остальные тоже. А черепки от свиньи отправились в мусорный ящик. Только на шкафу уже на другой день красовалась новая свинья-копилка. В желудке у нее было еще пусто, и она не брякала — в этом она была схожа со старой. Для начала довольно и этого, а мы на этом кончим.

 Приложение 5

Рекомендации для родителей

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

3. Поговорите с детьми о вложении денег.

Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».

Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.

4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

5. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

7. Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.

Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.

Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.

8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.

Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.

10. Будьте для ребенка примером.

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

Приложение 6

Пословицы и поговорки о деньгах

Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах

 Ребята, прослушайте пословицы и поговорки и давайте подумаем, о чем в них говорится.

1. Кто долго спит, тот денег не скопит.

2. Копейка к копейке — проживет семейка.

3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

4. Денежки труд любят.

5. Деньги счет любят.

6. Считай деньги в своем кармане.

7. Бережливость — не скупость.

8. По работе деньги

Приложение 7

Занятие

Где живут деньги?

Цель: познакомить детей со словом «банк» — крупное кредитное учреждение и его функционирование. Деньги в банке всегда в обороте. Их можно вложить и снять, получить за них процент, пользуясь сберкнижкой. Сберкнижка — документ, подтверждающий наличие денег, счета в банке. При наличии денег можно открыть счет в банке.

Материал: копилка, сберкнижка, подносы с набором форм индивидуально на каждого ребенка, макет банка на каждого ребенка, игрушечные деньги.

Ход занятия

Входит кролик Степан Кошелечкин и радостно объявляет детям:

- Ребята, я нашел клад — вот эту копилку с деньгами — и пришел к вам, чтобы посоветоваться, что мне делать с ними, очень уж я боюсь, чтобы мыши их не погрызли. Подскажите, дети, как поступить с деньгами?

 В. - Ребята, про копилку мы с вами уже разговаривали на первом занятии, вы помните? Что можно Степану сделать с деньгами из копилки? (Ответы детей — купить сладости, подарки, игрушки и т. д.)

— Да, ребята, можно положить деньги в кошелек и пойти в магазин. Вы знаете, что такое кошелек и для чего он нужен? (ответы детей)

Степан: - Но я не хочу тратить деньги попусту, а хочу купить автомобиль, а денег мне еще не хватает. Может, кто из ребят знает, как сохранить деньги (Ответы детей.)

— Правильно, ребята. Деньги нужно поместить в банк. Может, кто знает, что такое банк?

В. Банк — это специальный дом для денег, который держится деньгами, они здесь хозяева.

     Ребята, а что значит дом для вас? (Место, куда ты приходишь, где у тебя есть своя жизнь, где с тобой всегда что-то происходит.) То же самое и банк для денег. Он создан для того, чтобы собирать деньги от людей и фирм, которым они временно не нужны, и давать их тем, кто временно в них нуждается. Дети, вы заметили, что дома бывают разные, у каждого свой характер. Есть такие серьезные, значительные, а есть, к примеру, маленькие, чуть пугливые, пятиэтажки.

     Приблизительно та же история и с банком. Самые главные называются государственными, они создаются и принадлежат государству. Существуют также коммерческие банки. Государственный Центральный банк — самый главный банк в нашей стране. Он над банками начальник, над всеми командир. Обычно банки занимаются хранением денег и выдачей денег в долг (кредит). Банк выдает кредиты фирмам и разным организациям.

(появляется Винни-Пух с банкой варенья)

— Я тут мимо проходил и услышал, что тут вы все «банки», «банки»… У меня вот тоже банка с вареньем, оно такое сладкое, вкусное. Хотите попробовать? Нет, самому мало, вот уже скоро кончится.

Может, вы мне найдете банку варенья, вишневого — моего любимого?

В. Винни, мы говорим не про банку с вареньем, а про банк, где хранятся деньги и куда можно деньги поместить под процент на хранение.

Степан Кошелечкин: Я хочу поместить свои деньги из копилки в банк, но не знаю как это сделать. Может, вы, дети, расскажете мне, что для этого нужно.

 Если дети не знают, объясняет воспитатель, что - надо деньги сдать в банк, там заведут личный счет, выпишут сберегательную книжку (показывает свою сберкнижку). С этого момента твои деньги будут надежно храниться в банке, а так как твоими деньгами будут пользоваться в банке, за это ты получишь проценты. Когда тебе будет нужно забрать деньги из банка, ты получишь большую сумму, чем вложил. Давайте покажем нашему гостю как это делается на примере сюжетно-ролевой игры «Положи деньги в банк».

Степан Кошелечкин: ой спасибо, подсказали, где мне лучше хранить деньги. Вы уже так много знаете о банке, что вполне можете стать управляющими своих банков. Вы меня убедили, положу деньги в банк, заработаю еще и куплю автомобиль, а Винни Пух отведет меня в ближайший банк.  Прощается с детьми.

Цель:

Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;

Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей,1,5,10 копеек;

Ввести понятия: деньги, монета, купюра, рубль, копейка;

Учить устанавливать соотношение между монетами и числами;

Закрепить знание о составе числа из двух меньших чисел и из единиц;

Учить составлять различные комбинации из имеющегося набора монет;

Обогащать активный словарь;

Ход мероприятия:

Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Посмотрите кто к нам пришел в гости?

Дети: Кот.

В:Правильно, это кот Ученый, он все знает.

К:Здравствуйте, ребята.

Д: Здравствуй

В: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать кот?

Варианты ответов.

К: Да, я очень люблю считать. Я считаю все, дома, деревья, детей. Посмотрите, что у меня? (Деньги) А кто знает, зачем они нам?

Д: Варианты ответов.

К: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?

Д: Варианты ответов.

К: В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

В: Правильно, ребята. Вот бы нам попасть в магазин, но попасть можно с помощью одного волшебного предмета. Как вы думаете какой? (Цветик – семицветик). Ребята, но нам оторвать и сказать волшебные слова. Отрывают и говорят слова. «ОКАЗАЛИСЬ» в древнем мире.

К: Как вы думаете, где мы оказались? Попали

В: Ребята, какие были деньги в мультфильме?

Д/и: «Что когда было?»

Правила: Выбрать из нескольких картинок, что могло быть денежками.

Физминутка: «Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка. кожура.

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда.

В: Ребята, а давайте вспомним, из какой сказки цветик – семицветик?

Какие желания были у девочки?

К: А можно было обойтись без Цветочка? Как можно было исполнить желания девочки?

В: Мы пошли купить продукты:

Молоко, сметану, фрукты.

На кассу все несем в корзине.

Мы в продуктовом. Магазине

В: Что загадывала девочка из сказки?

Д: Куклы, баранки, велосипеды.

К: Ребята, давайте с вами нарисуем, то что можно девочка загадала.

Рисование цветными карандашами предметы, которые девочка загадала с помощью цветка.

Кот ученый рассматривает рисунки детей.

Беседа

Игра-спектакль «Денежкин домик»

Цель: формируем представление о том, где могут храниться деньги.

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и речевое развитие.

Материалы: таблички с изображением кошелька, копилки, сейфа, шкатулки, банка, банковских карт, монет, купюр.

Ход Игры:  накануне игры выбираются участники на роли кошелька, копилки, сейфа, банка, двух банковских карт, шкатулки. Они разучивают свои роли. Остальные дети играют роли монет и купюр (берут соответствующие таблички). Исполнители сольных ролей тоже берут таблички с названием своего героя.

Ведущий

Ой, беда, беда, беда!

Денежки остались без жилья.

Что нам делать и как быть?

Как нам деньги сохранить?

Куда деньги поселить?

Кошелек

Я солидный кошелек,

Я монетам бы помог!

Приходите ко мне жить,

будем вместе мы дружить!

(несколько монет идут к кошельку)

Сейф

Приходите ко мне жить,

Могу я деньги защитить!

Заходи скорей, не дрейфь!

Я самый прочный в мире сейф!

(часть монет и купюр отправляются к сейфу)

Копилка

Я копилка, хрюшка Милка,

Приходите сюда жить,

Помогу вам накопить!

(часть монет и купюр отправляются в копилку)

Банк

Я банк, я денежки люблю!

Приютить я всех смогу.

(часть монет отправляются в банк)

Банковские карты (хором)

Мы карточки-подружки,

Симпатичные девчушки.

Приходите, деньги, к нам,

Здесь удобно будет вам!

(часть монет и купюр отправляются к карточкам)

Шкатулка

Хоть я шкатулочка простая,

А все ж девчонка удалая!

Приходите ко мне жить,

Не придется вам тужить!

(оставшаяся часть монет и купюр отправляется в шкатулку)

Банк

Согласились вы напрасно-

В шкатулке жить весьма опасно!

Ведущий

Хорошо мы потрудились,

Наши деньги расселились!

Славно все мы поиграли,

Много нового узнали!

Занятие

Труд - основа жизни

Цель: раскрыть понятие «труд» через описание труда по изготовлению книги; рассказать о значении труда в жизни человека.

Программное содержание:

  • Продолжать формировать у детей представления о трудовой деятельности человека. Расширить знания об орудиях труда. Закрепить знания о профессиях.
  • Развивать логическое мышление, словарный запас, воображение.
  • Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь.

Ход работы:

В. Ребята, сейчас я вам расскажу одно замечательное стихотворение, он очень интересный и поучающий, слушая его вы должны догадаться о чем мы сегодня с вами будем беседовать.  

«Приглашение к труду»
Дети! Надобно трудиться:
Не бегите от труда;
Ах! От праздности родится
Много горя и стыда.

Тот кто хочет доброй славы,
Должен хлеб свой в поте есть,
Не за игры и забавы
Достается людям честь.

Дети! Дети! Не ленитесь!
Труд всегда приносит плод:
Будешь смолоду трудиться —
Встретишь старость без забот.
Автор: Яков Грот

  Правильно ребята вы угадали сегодня мы с вами поговорим про труд- труд людей, про то, что труд является основой жизни человека.

    На ваш взгляд что такое труд?

Труд - это деятельность человека, направленная на достижения определенной цели. Для чего люди трудиться? (Чтобы заработать деньги, что бы прокормить семью)

-  Труд сопровождает всю жизнь человека от и до. Труд человеку необходим, почётен. Русский народ посвятил труду много поэтических произведений, пословиц, поговорок, песен, загадок.

Посмотрите на эту книжку. Знаете ли вы, кто и как трудился перед тем, как она попала к нам в руки?

Я вам расскажу.

- текст книжки был придуман и напечатан авторами;

- художники нарисовали рисунки;

- специалисты подготовили все материалы для типографии;

- книжку напечатали на бумаге;

- водитель отвез ее в магазин;

- сотрудники магазина поставили книжку на полку;

- мы пришли в магазин и купили книжку.

     Обратите внимание, книга сделана из бумаги. Бумага была изобретена очень давно в Китае. До изобретения бумаги что только люди не использовали для письма: глину, камень, дерево, шелк, кожу, листву, кору деревьев. С появлением бумаги в жизнь людей активно вошли книги.

    Все, что нас окружает, появилось благодаря труду.

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.

3 часть

-Мы узнали сегодня для чего человек трудиться.

Вопросы детям: о чем мы сегодня говорили?

Что вы узнали нового?

Что вы увидели?

Вам понравилось путешествие?

Так для чего же человек трудится?

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Цель: закрепить знания детей по теме: «Супермаркет»;

закреплять знания о деньгах;

продолжать формировать интерес детей к игре;

закреплять умения считать в пределах 10;

воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал: продукты, корзинки, чеки, кошельки, одежда для продавцов, стеллажи с продуктами, банковские карточки.

Ход игры:

(Распределение ролей, выбор продавца, директора, кассира. Директор магазина приглашает на работу: Продавца, водителя, кассира)

В: Ребята давайте вспомним как себя вести в магазине?

Можно отходить далеко от родителей в магазине?

Ребята предлагаю вам побывать на открытии нового супермаркета.

Директор магазина перерезает ленточку при открытии супермаркета.

Воспитатель обращается к детям: «Ребята, давайте выясним, как правильно купить товар?» (выбрать нужный товар, заплатить за него, взять чек).

Покупатель: Здравствуйте, мне нужен товар

Продавец: ДА у нас есть такой товар. Вам с доставкой на дом или сами сейчас заберете?

Покупатель: Спасибо сейчас сам.

(параллельно диктор или продавец читает объявление «Приглашаем на работу», «Привоз нового товара)

Покупатель расплачивается, забирает товар и уходит.

Продавец: Вот вам карта скидок.

Все продукты на витрине:

чай, конфеты, колбаса –

Разбегаются глаза.

Подходите, покупайте.

Деньги в кассу отдавайте.

Покупатели расходятся по отделам.

В нашем городе наступил вечер.

Рабочий день закончился.

Закрываются магазины.

В конце игры диктор читает, что магазин закрывается на перерыв (или конец рабочего дня). Покупатели совершают свои последние покупки, охрана провожает их, двери закрываются.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект в старшей группе на тему: "Огород на окне" - "Зерновые"

Проект: долгосрочный.Вид проекта: познавательный, творческий.Продолжительность: 1 год.Участники проекта:  дети старшей группы, родители, воспитатели.Цель: формирование у детей интереса к опытниче...

Долгосрочный проект в старшей группе "Маленькие садоводы".

Долгосрочный проект в старшей группе "Маленькие садоводы"....

Долгосрочный проект в старшей группе «Этот удивительный космос»

Долгосрочный проект   « Этот удивительный космос»Направление работы:Деятельность по познавательному развитию детей. Участники:Дети старшей группы, воспитатель, приглаш...

Долгосрочный проект в старшей группе на тему: «Хлеб-всему голова»

Тема: «Хлеб-всему голова».Вид проекта: познавательно-исследовательский.Состав участников: групповой и родители, воспитатели.Срок реализации: долгосрочный (с 2 февраля по 2 марта ).Актуальн...

Паспорт долгосрочного проекта для старших дошкольников «Средства массовой комуникации»

Содержание1.Технологическая карта педагогического проекта2.Этапы реализации проекта3.Схема осуществления проекта...

Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп» проект по окружающему миру (старшая группа)

Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации....