Финансовая грамотность с пелёнок
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Белякова Татьяна Викторовна
«Финансовая грамотность с пелёнок»: 10 советов в помощь ответственным родителям. Все родители хотят дать своему ребёнку максимум полезных знаний, чтобы подготовить его ко взрослой жизни. Мамы и папы не могут прийти к единому мнению во многих вопросах, например, с какого возраста нужно заниматься с малышом иностранными языками, учить его читать и писать. Взрослые редко задумываются о том, что стандартный набор знаний - это далеко не все, что необходимо для гармоничного развития личности. Родителям кажется, что дети смогут грамотно распоряжаться финансами без особого их участия, что рано или поздно сама жизнь станет учителем в этом вопросе. Однако такой подход в корне неверный. Воспитывать финансовую грамотность нужно буквально с пелёнок – с того момента, когда ребёнок в магазине впервые начнет вас о чем-то просить. Он должен понимать, что деньги возникают не по мгновению «волшебной палочки», чтобы их заработать нужно приложить немало усилий. Важно помочь ребёнку выработать правильное отношение к деньгам, вдохновить на серьёзные достижения, уделить внимание творческому подходу к заработку, а не просто воспитать трудолюбивого работника, который выполняет дела на автомате.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Финансовая грамотность с пелёнок»:

 10 советов в помощь ответственным родителям.

Все родители хотят дать своему ребёнку максимум полезных знаний, чтобы подготовить его ко взрослой жизни. Мамы и папы не могут прийти к единому мнению во многих вопросах, например, с какого возраста нужно заниматься с малышом иностранными языками, учить его читать и писать. Взрослые редко задумываются о том, что стандартный набор знаний - это далеко не все, что необходимо для гармоничного развития личности. Родителям кажется, что дети смогут грамотно распоряжаться финансами без особого их участия, что рано или поздно сама жизнь станет учителем в этом вопросе.

Однако такой подход в корне неверный. Воспитывать финансовую грамотность нужно буквально с пелёнок – с того момента, когда ребёнок в магазине впервые начнет вас о чем-то просить. Он должен понимать, что деньги возникают не по мгновению «волшебной палочки», чтобы их заработать нужно приложить немало усилий. Важно помочь ребёнку выработать правильное отношение к деньгам, вдохновить на серьёзные достижения, уделить внимание творческому подходу к заработку, а не просто воспитать трудолюбивого работника, который выполняет дела на автомате.

Как достичь успеха в этом непростом деле? 

Ответственным родителям поможет подборка полезных советов:

1. Старайтесь чаще брать ребёнка с собой в магазин. Объясняйте ему свой выбор: почему в тележке лежит именно этот товар, а не какой-то другой. Можно зарабатывать миллионы и при этом быть постоянно без денег. По-настоящему богат только тот, кто умеет разумно распоряжаться финансами и не спускать все деньги на ненужные вещи.

2. Перед тем, как купить сыну или дочери желаемое, напомните, что похожие игрушки у него уже есть дома. Предложите такой вариант: если вы купите сейчас то, что он хочет, то от новой покупки придётся в другой раз отказаться. Ребёнок может попробовать манипулировать вами, говоря, что родители знакомых покупают им всё, что душе заблагорассудится. Не идите на поводу и не переживайте. Объясните, что сравнивать нет смысла. Вы, например, никогда не сравниваете его с другими детьми. Хочется рассчитывать на взаимность, чтобы вас с другими взрослыми в один ряд не ставили. Общество потребления диктует свои правила. Мы живем в мире, где продаются не товары и услуги, а ощущение принадлежности к тем избранным, кому доступна покупка желаемых вещей. Постарайтесь рассказать это ребёнку простым и понятным его возрасту языком.

3. Один из символов самостоятельности - это «копилка». Предложите своему отпрыску хранить деньги в трех разных местах. Из одной копилки пусть он берёт деньги на приятные повседневные мелочи, например, мороженое или билеты в кино. Во вторую откладывает средства на дорогостоящие покупки. Третья - для инвестиций, этими деньгами он сможет воспользоваться только во взрослой жизни. Важно не только предложить такой способ ребёнку, но и постоянно ненавязчиво подсказывать, как лучше распределить финансы. Для начала вы можете предложить следующую схему: 40% - текущие расходы, 50% - сбережения и 10% - инвестиции. Постепенно ребёнок сможет вывести для себя удобное соотношение и научится принимать взвешенные решения самостоятельно.

4. Важно научиться нести ответственность за собственные траты. Если выделенные деньги исчезли быстрее запланированного или были потеряны, то не стоит давать сразу же новую сумму. Объясните, что важно бережно относиться к финансам, расходовать деньги экономно и совершать обдуманные покупки, а не импульсивные.

5. Многие родители допускают серьезную ошибку, когда начинают платить детям за выполненные домашние дела. Так поступать нельзя. Важно воспитать именно любовь к труду, чтобы ребёнок получал удовольствие от процесса, а не только рассчитывал на материальное вознаграждение.

6. Перебирайте старые игрушки вместе. Если у ребёнка есть вещи, которыми он больше не пользуется, то предложите ему такие варианты: ненужное можно продать или поменяться с друзьями.

7. Научите ребёнка отдавать просто так, не ожидая ничего в ответ. Занимайтесь вместе благотворительностью.

8. Финансовой грамотности можно и нужно обучать в развлекательной форме. «Монополия», «Денежный поток» и другие настольные игры отлично справятся с этой задачей. С их помощью можно моделировать ситуации, с которыми ваши дети встретятся во взрослой жизни. Помогите сформировать правильное отношение к ошибкам. Любые неудачи – это опыт, который пригодится в дальнейшем.

9. Без силы воли и терпения правильное отношение к финансам не сформировать. Интересен так называемый «маршмэллоу-тест». Психолог Уолтер Мишел в 1960 году оставил группу детей в комнате. Каждому из них он дал по маршмэллоу и рассказал правило: если не съесть лакомство сразу, а подождать 15 минут, то можно получить второе такое же. Дети, которым удалось справится с соблазном, во взрослой жизни стали успешными. Те, кто не удержался, серьёзных результатов не достигли. Важно управлять своими желаниями и уметь ждать.

10. Самое главное, что можно сделать для ребёнка, чтобы научить его грамотно пользоваться финансами, - во всем подавать личный пример. Глупо объяснять, как правильно распоряжаться финансами, а затем спускать деньги на ветер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Консультация «Финансовая грамотность с пелёнок»: 10 советов в помощь ответственным родителям.

В данной публикации представлены 10 советов в помощь ответственным родителям по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....