Проект по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Семейный бюджет" подготовительная к школе группа
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
"Бережливость лучшее - богатство"
"У кого работа, у того и хлеб"
Народная мудрость
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №17 «САЛГАЛ» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
667010 г. Кызыл, ул. Пригородная, д. 6 эл.почта:mbdou17@rtyva.ru
Сайт: https://detsad17-kyzyl.rtyva.ru/
Мой первый проект
«Семейный бюджет»
по формированию предпосылок финансовой грамотности
у воспитанников подготовительных к школе группы
Автор: Ооржак Алефтина Айдысовна 7 лет
Руководитель: Сат Чейнеш Сергеевна - воспитатель I категории МБДОУ Детского сада № 17 г. Кызыла
Кызыл- 2023
Содержание
- Актуальность...........................................................................................................
- Цель и задачи...........................................................................................................
- Тип проекта..............................................................................................................
- Вид проекта..............................................................................................................
- Участники проекта..................................................................................................
- Сроки реализации проекта.....................................................................................
- Интеграция образовательных областей................................................................
- Гипотеза...................................................................................................................
- Этапы реализации проекта.....................................................................................
- Предполагаемый результат проекта.....................................................................
- Продукты проекта..................................................................................................
- План реализации проекта......................................................................................
- Исследовательский проект воспитанника во время недельного проекта в группе....................................................................................................................
«Бережливость - лучше богатства»
«У кого работа, у того и хлеб»
Народная мудрость.
1. Актуальность:
Многие семьи сталкиваются с проблемой нехватки денег и неправильного расходования семейного бюджета. В семейной экономике нет экспертов.
Каждый самостоятельно рассчитывает свои денежные средства и нередко в этом случае расходы превышают доходы.
Семейный бюджет – одно из слагаемых благополучия семейной жизни.
Каждому знакома ситуации, когда ребенок просит купить ту или иную вещь, и как они огорчаются, когда родители отказывают в просьбе ребенка, потому что в данный момент эта покупка оказывается не запланированной или нет денег.
Проблема расходования семейного бюджета является неотъемлемой частью государственного бюджета. Он является основой благосостояния всего государства и отражает на уровень развития экономики.
В семейной экономике необходимо грамотно соотносить доходы и расходы. А чтобы грамотно использовать свои доходы семья должна правильно составить свой бюджет, продумать все затраты и покупки. Когда мы будем с умом распределять бюджет, тогда в семье наступает благополучие.
Дети с дошкольного возраста должны знать, что жить надо по средствам, тратить нужно меньше, чем зарабатывается. Чем раньше ребенок узнает о роли денег в семейной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
2.Цель проекта: Сформировать у детей понятие семейный бюджет.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить детей с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета;
- Познакомить детей с понятием «доходы»;
- Познакомить детей с понятием «расходы»;
- Дать представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением;
Развивающие:
- Способствовать развитию детской познавательной инициативы;
- Развивать интерес детей к экономике;
- Развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения, делать выводы;
- Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, связную речь, память.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
- Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость”;
- Воспитывать сознательного пользователя в решении экономических задач;
- Воспитывать эмоционально позитивное сотрудничество и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе совместной проектной деятельности;
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в группе, умение договариваться, учитывать интересы других.
- Воспитывать правильное отношение к деньгам в быту.
3.Тип проекта: Информационно- практико- ориентированное.
Вид проекта: Познавательный, групповой.
4.Участники проекта: Воспитанники подготовительной к школе группы №8 «Аваангырбайлар» МБДОУ Детский сад №17 г. Кызыла; воспитатели; родители.
5.Сроки реализации проекта: Проект краткосрочный с продолжительностью 1 неделя с 13- по 17 марта 2023 года.
6.Интеграция образовательных областей:
Данный проект обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие.
- Гипотеза: Умение составлять семейный бюджет, может повысить уровень благосостояния семьи.
- Этапы реализации проекта:
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагога | Действия родителей |
Подготовительный | Выдвижение целей | 1. Разработка плана работы по проекту. 2. Разработка и накопление методических материалов. 3. Подбор художественной литературы и иллюстраций. 4. Разработка конспектов. 7. Подбор тем бесед с воспитанниками. 8. Подбор материала для проведения консультаций для родителей. 9. Создание развивающей среды по теме. | Ознакомление с темой |
Практичес кий | Осуществление проекта | Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов), презентаций, беседы, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, игровые ситуации, продуктивная деятельность. | Участие в проекте |
Завершаю щий | Подведение итогов реализации проекта Изготовление бизиборда . | Создание презентации из опыта работы над проектом. Продукт проекта бизиборд «Занимательная коробка». | Оформление презентации «Семейный бюджет» |
9.Предполагаемый результат проекта:
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий.
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а детские пособия – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
6.Осознавать, что семейное благополучие – основа государственного благосостояния, напрямую влияет на экономику страны
10.Продукты проекта: Бизиборд «Занимательная коробка»; сборник сказок «Финансы в сказках»; картотека игр «В мире финансов».
План реализации проекта.
Формы | Тема | Цель | Пособия | Ответственный | ||
Понедельник «Что такое деньги?» | ||||||
Рассказ воспитателя | «Азбука денег» | Познакомить с историей появления денег. | Иллюстрации, денежные купюры, монеты, карточки. | Воспитатель | ||
Просмотр мультфильма. | «Смешарики» серии «Финансовая грамотность» | Мультмедия | Воспитатель, дети | |||
Смчвоыормвороопоуорол | ||||||
Вторник «Сказки про финансы» | ||||||
Чтение произведений | А.Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха» | Создание условий для формирования основных мыслительных операций. | Сборник сказок. | Воспитатель | ||
Дидактическая игра | «Угадай, где продаются» | Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов. | ||||
Среда «Семейный бюджет» | ||||||
Беседа | «Семейный бюджет» | Познакомить детей с понятием «Семейный бюджет» | Презентация | Воспитатель | ||
ООД | «Семейный бюджет, как деньги доходят а потом расходятся» | Раскрыть сущность понятия семейный бюджет и его основные источники. | Иллюстрации к занятию | Воспитатель | ||
Четверг «Атрибуты своими руками» | ||||||
Продуктивная деятельность | Изготовление игрушек для финансовой сказки. | Материал | Воспитатель, дети, родители | |||
Продуктивная деятельность | Бизиборд «Занимательная коробка» | Изготовить с детьми игровую бизиборд с подручными материалами. | Воспитатель, дети | |||
Пятница «Итоги недели» | ||||||
Викторина | Викторина «Брейн- Ринг» | Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете. | Игра | Воспитатель | ||
Рисование: «Дерево семья» «Доходы и расходы в моей семье» | нарисовать доходы и расходы своей семьи. | Выставка работ. | Воспитатель, дети, родители. | |||
Консультации и рекомендации для родителей | Зачем нужна ребенку финансовая грамотность? | Показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности | Воспитатель |
- Исследовательский проект воспитанника во время недельного проекта в группе:
Меня зовут Ооржак Алефтина, мне 7 лет. Я хожу в детский сад №17 «Салгал» города Кызыла, подготовительная группа №8 «Аваангырбайлар». Осенью пойду в 1 класс.
После занятия в группе «Семейный бюджет, доходы и расходы», мне стало интересно, а какой бюджет у моей семьи?
Моя семья состоит из - мамы, папа, 4 старших сестер и я самая младшая. Моя мама, Ооржак Азиана Николаевна работает учителем русского языка и литературы в школе №18 города Кызыла. Мой папа работает вахтой на рыбной станции. Все старшие сёстры школьницы, а я хожу в садик.
Я захотела провести свое исследование и начала с опроса родителей.
Цель исследования: Узнать наш семейный бюджет.
Задачи:
- Понять откуда берутся деньги в семье;
- Что такое доход;
- Что такое расход;
- Куда эти деньги тратятся;
- Какие бывают виды расходов;
- Почему расход превысил доход;
- Как можно экономить семейный бюджет.
Гипотеза: Умение составлять семейный бюджет – может повысить благополучие семьи.
- Спросила у мамы, какой у нас семейный бюджет?
Она сказала, что мама и папа получают зарплату, еще есть детские пособия. И это все составляет наш семейный бюджет.
А что же такое зарплата и детские пособия?
Я узнала, что за работу каждый месяц мама и папа получают деньги на своих работах, это у них зарплата. А детские пособия - это тоже деньги, которые государство в виде помощи выплачивает семьям, имеющим детей.
Вот такой получился у нас состав семейного бюджета.
- Что такое доход семьи?
Мама объяснила, что все деньги, попадающие в семейный бюджет, это и есть доход.
- Теперь хочу узнать, куда тратятся деньги в семье?
Те деньги, которые мы тратим, называются расходами.
В начале месяца наша семья планирует, на что нужно потратить деньги в первую очередь.
Мы перечислили наши обязательные расходы:
- Продукты;
- Оплата за свет;
- Одежда;
- Оплата за детский сад;
- Бензин для машины;
- Проезд в автобусе;
- Корм для кур, собаки и кошки;
- Еще и стройка нового большого дома.
Но, еще могут быть непредвиденные расходы
- Ремонт машины;
- Ремонт одежды или обуви;
- Дети покупают много сладостей, чипсов и т.д.
4.Покупка лекарств, при заболеваниях: грипп, кашель, ссадины и т.д.
Еще есть расходы на культурные развлечения:
- В садик могут приехать фотографы или цирк, туда надо купить билет, за фотографии платить;
- Родителей вдруг пригласили на день рождения, надо покупать подарки;
- Сестра с классом пойдет смотреть кино в кинотеатр, купить билет.
- Таким образом, отсюда понятно, что у расходов есть несколько видов:
- обязательные расходы;
- непредвиденные расходы;
- расходы на культурные развлечения.
- Получается, расходов много и деньги, которые составляли доход нашей семьи, быстро заканчивались.
А что нужно делать, чтобы не тратить все деньги, а экономить?
Найти ответ на этот вопрос мне помогли мои воспитатели в детском саду.
В группе мы придумали игру «Доходы и расходы» и сделали коробочку бизиборд «Занимательная коробка», с карманами на 3х сторонах, на 4 стенке счеты из бус.
Представим, что коробка, это наш дом, внутрь положим деньги, а в карманах картинки обязательных расходов и непредвиденных расходов.
(Аля кладет купюры и монеты внутрь коробки, а из карманов вытаскивает картинки и раскладывает на столе. Берет деньги и начинает тратить, т.е. берет по одной картинке и взамен оставляет деньги)
Сначала тратим деньги на обязательные расходы:
- Оплачиваем за свет, потому что могут отключить свет в доме.
- Покупаем продукты, ведь нам нужно каждый день кушать
- Покупаем одежду, по сезону.
- Оплачиваем за детский сад. И так дальше берем все картинки
Также есть непредвиденные расходы. Тоже берем картинки, в обмен оставляем деньги. И у нас на руках ничего не остается, деньги закончились!
А если:
- Мы будем бережно относиться к одежде, то на ремонт одежды не потратим деньги (обратно вытаскиваем из кармана картинку с ремонтом одежды, кладем на стол, забираем назад деньги);
- Не будем покупать много сладкого, чипсов, газировки, а то будут болеть зубы и живот (делаем то же самое);
- Если одеваться по погоде, не пить холодной воды, то дети не будут болеть, и лекарства не надо будет покупать (делаем то же самое).
Вот у нас остались деньги от доходов, мы уменьшили расходы.
И на вопрос: А что нужно делать, чтобы экономить семейный бюджет?
Я уже знаю ответ – надо сократить расходы!
Вывод:
Наше исследование показало, что нужно учиться, правильно составлять семейный бюджет, тратить деньги с умом, чтобы РАСХОДЫ не превышали ДОХОДЫ!
Благодаря участию в этом проекте, я узнала, что такое семейный бюджет, доходы и расходы семейного бюджета.
Спасибо всем за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/15/picture-1116447-1550214477.jpg)
Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны посту...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/16/picture-898657-1492358358.jpg)
Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Паспорт проекта Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды по формированию экономиче...
Проект по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста
Данный проект предназначен для детей второй младшей группы. Цель: Формирование финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности и художественной литер...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/20/picture-1073614-1642679496.jpg)
Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/14/picture-1214725-1581658686.jpg)
Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Я Финансист»
Проект по формированию финансовой грамотности у детейстаршего дошкольного возраста «Я Финансист&ra...
Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Я Финансист»
Вид проекта: информационный, познавательно-творческий, интегрированного типа.Место реализации; детский сад, семья. Участники: воспитатели, дети, родители, логопед. Актуальность темы:Сегодня каждый пон...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/21/picture-820295-1661067600.jpg)
Проект «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 5-7 лет «Квест Финанс»
Формировать основы финансовой грамотности у детейстаршего дошкольного возраста...
- Мне нравится (1)