Проект по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Семейный бюджет" подготовительная к школе группа
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

 Сат Чейнеш Сергеевна

"Бережливость лучшее - богатство"

"У кого работа, у того и хлеб" 

Народная мудрость

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №17 «САЛГАЛ» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

667010 г. Кызыл, ул. Пригородная, д. 6 эл.почта:mbdou17@rtyva.ru

Сайт: https://detsad17-kyzyl.rtyva.ru/

https://pic.rutubelist.ru/video/7e/50/7e50eca2a70bb6b2cbac6608aa5b09c6.jpg                                                                                                           

Мой первый проект

«Семейный бюджет»

по формированию предпосылок финансовой грамотности

у воспитанников подготовительных к школе группы

Автор: Ооржак Алефтина Айдысовна 7 лет

Руководитель: Сат Чейнеш Сергеевна - воспитатель I категории                                                                           МБДОУ Детского сада № 17 г. Кызыла

 Кызыл- 2023

Содержание

  1. Актуальность...........................................................................................................
  2. Цель и задачи...........................................................................................................
  3. Тип проекта..............................................................................................................
  4. Вид проекта..............................................................................................................
  5. Участники проекта..................................................................................................
  6. Сроки реализации проекта.....................................................................................
  7. Интеграция образовательных областей................................................................
  8. Гипотеза...................................................................................................................
  9. Этапы реализации проекта.....................................................................................
  10.  Предполагаемый результат проекта.....................................................................
  11.  Продукты проекта..................................................................................................
  12.  План реализации проекта......................................................................................
  13.  Исследовательский  проект воспитанника во время недельного проекта в группе....................................................................................................................

«Бережливость - лучше богатства»

«У кого работа, у того и хлеб»

Народная мудрость.

1. Актуальность:

Многие семьи сталкиваются с проблемой нехватки денег и неправильного расходования семейного бюджета. В семейной экономике нет экспертов.

Каждый самостоятельно рассчитывает свои денежные средства и нередко в этом случае расходы превышают доходы.

Семейный бюджет – одно из слагаемых благополучия семейной жизни.

Каждому знакома ситуации, когда ребенок просит купить ту или иную вещь, и как они огорчаются, когда родители отказывают в просьбе ребенка, потому что в данный момент эта покупка оказывается не запланированной или нет денег.

Проблема расходования семейного бюджета является неотъемлемой частью государственного бюджета. Он является основой благосостояния всего государства и отражает на уровень развития экономики.

В семейной экономике необходимо грамотно соотносить доходы и расходы. А чтобы грамотно использовать свои доходы семья должна правильно  составить свой бюджет, продумать все затраты и покупки. Когда мы будем с умом распределять бюджет, тогда в семье наступает благополучие.

Дети с дошкольного возраста должны знать, что жить надо по средствам, тратить нужно меньше, чем зарабатывается. Чем раньше ребенок узнает о роли денег в семейной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

2.Цель проекта: Сформировать у детей понятие семейный бюджет.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета;
  2. Познакомить детей с понятием «доходы»;
  3. Познакомить детей с понятием «расходы»;
  4. Дать представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением;

Развивающие:

  1. Способствовать развитию детской познавательной инициативы;
  2. Развивать интерес детей к экономике;
  3. Развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения, делать выводы;
  4. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, связную речь, память.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
  2. Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость”;
  3.  Воспитывать сознательного пользователя в решении экономических задач;
  4. Воспитывать эмоционально позитивное сотрудничество и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе совместной проектной деятельности;
  5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в группе, умение договариваться, учитывать интересы других.
  6. Воспитывать правильное отношение к деньгам в быту.

3.Тип проекта: Информационно- практико- ориентированное.

Вид проекта: Познавательный, групповой.

4.Участники проекта: Воспитанники подготовительной к школе группы №8 «Аваангырбайлар» МБДОУ Детский сад №17 г. Кызыла; воспитатели; родители.

5.Сроки реализации проекта: Проект краткосрочный с продолжительностью 1 неделя с 13- по 17 марта 2023 года.

6.Интеграция образовательных областей:

Данный проект обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие.

  1. Гипотеза: Умение составлять семейный бюджет, может повысить уровень благосостояния семьи.
  2. Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагога

Действия родителей

Подготовительный

Выдвижение целей

1. Разработка плана работы по проекту.

2. Разработка и накопление методических материалов.

3. Подбор художественной литературы и иллюстраций.

4. Разработка конспектов.

7. Подбор тем бесед с воспитанниками.

8. Подбор материала для проведения консультаций для родителей.

9. Создание развивающей среды по теме.

Ознакомление с темой

Практичес

кий

Осуществление проекта

Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов), презентаций, беседы, дидактические игры, решение проблемных ситуаций,  игровые ситуации, продуктивная деятельность.

Участие в проекте

Завершаю

щий

Подведение итогов реализации проекта Изготовление бизиборда .

Создание презентации из опыта работы над проектом.

Продукт проекта бизиборд «Занимательная коробка».

 Оформление  презентации  «Семейный бюджет»

9.Предполагаемый результат проекта:

По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий.

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а детские пособия – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

6.Осознавать, что семейное благополучие – основа государственного благосостояния, напрямую влияет на экономику страны

10.Продукты проекта: Бизиборд «Занимательная коробка»; сборник сказок «Финансы в сказках»; картотека игр «В мире финансов».

План реализации проекта.

Формы

Тема

Цель

Пособия

Ответственный

Понедельник  «Что такое деньги?»

Рассказ воспитателя

«Азбука денег»

Познакомить с историей появления денег.

Иллюстрации, денежные купюры, монеты, карточки.

Воспитатель

Просмотр мультфильма.

«Смешарики»

серии «Финансовая грамотность»

Мультмедия

Воспитатель, дети

Смчвоыормвороопоуорол

Вторник «Сказки про финансы»

Чтение произведений

А.Романова «Чудеса в кошельке»,

К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Создание условий для формирования основных мыслительных операций.

Сборник сказок.

Воспитатель

Дидактическая игра

«Угадай, где продаются»

Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Среда «Семейный бюджет»

Беседа

 «Семейный бюджет»

Познакомить детей с понятием «Семейный бюджет»

Презентация

Воспитатель

ООД

«Семейный бюджет, как деньги доходят а потом расходятся»

Раскрыть сущность понятия семейный бюджет и его основные источники.

Иллюстрации к занятию

Воспитатель

Четверг «Атрибуты своими руками»

Продуктивная деятельность

Изготовление игрушек для финансовой сказки.

Материал

Воспитатель, дети, родители

Продуктивная деятельность

 Бизиборд «Занимательная коробка»

Изготовить с детьми игровую бизиборд с подручными материалами.

Воспитатель, дети

Пятница «Итоги недели»

Викторина

Викторина «Брейн- Ринг»

Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете.

Игра

Воспитатель

Рисование:

«Дерево семья»

«Доходы и расходы в моей семье»

нарисовать доходы и расходы своей семьи.

Выставка работ.

Воспитатель, дети, родители.

Консультации и рекомендации для родителей

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

Показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности

Воспитатель

  1. Исследовательский проект воспитанника во время недельного проекта в группе:

Меня зовут Ооржак Алефтина, мне 7 лет. Я хожу в детский сад №17 «Салгал» города Кызыла, подготовительная группа №8 «Аваангырбайлар».  Осенью  пойду в 1 класс.

После занятия в группе «Семейный бюджет, доходы и расходы»,  мне стало интересно, а какой бюджет у моей семьи?

 Моя семья состоит из -  мамы, папа, 4 старших сестер и я самая младшая. Моя мама, Ооржак Азиана Николаевна работает учителем русского языка и литературы в школе №18 города Кызыла. Мой папа работает вахтой на рыбной станции.  Все старшие сёстры школьницы, а я хожу в садик.

Я захотела провести свое исследование и начала с опроса родителей.

Цель исследования: Узнать наш семейный бюджет.

Задачи:

  • Понять откуда берутся деньги в семье;
  • Что такое доход;
  • Что такое расход;
  • Куда эти деньги тратятся;
  • Какие бывают виды расходов;
  • Почему расход превысил доход;
  • Как можно экономить семейный бюджет.

Гипотеза: Умение составлять семейный бюджет – может повысить благополучие семьи.

  • Спросила у мамы, какой у нас семейный бюджет?

Она сказала, что мама и папа получают зарплату, еще есть детские пособия. И это все составляет наш семейный бюджет.

А что же такое зарплата и детские пособия?

Я узнала, что за работу каждый месяц мама и папа  получают деньги на своих работах, это у них зарплата. А детские пособия - это тоже деньги, которые государство в виде помощи выплачивает семьям, имеющим детей.

Вот такой получился у нас состав семейного бюджета.

  • Что такое доход семьи?

        Мама объяснила, что все деньги, попадающие в семейный бюджет, это и есть доход.

  • Теперь хочу узнать, куда тратятся деньги в семье?

Те деньги, которые мы тратим, называются расходами.

 В начале месяца наша семья планирует, на что нужно потратить деньги в первую очередь.

Мы перечислили наши обязательные расходы:

  1. Продукты;
  2. Оплата за свет;
  3. Одежда;
  4. Оплата за детский сад;
  5. Бензин для машины;
  6. Проезд в автобусе;
  7. Корм для кур, собаки и кошки;
  8. Еще и стройка нового большого дома.

Но, еще могут быть  непредвиденные расходы

  1. Ремонт машины;
  2. Ремонт одежды или обуви;
  3. Дети покупают  много сладостей, чипсов и т.д.

4.Покупка лекарств, при заболеваниях: грипп, кашель, ссадины и т.д.

Еще есть расходы на культурные развлечения:

  1. В садик могут приехать фотографы или цирк, туда надо купить билет, за фотографии платить;
  2. Родителей вдруг пригласили на день рождения, надо покупать подарки;
  3. Сестра с классом пойдет смотреть кино в кинотеатр, купить билет.
  • Таким образом, отсюда понятно, что у расходов  есть несколько видов:

- обязательные расходы;

- непредвиденные расходы;

- расходы на культурные развлечения.

  • Получается, расходов много и деньги, которые составляли доход нашей семьи, быстро заканчивались.

А что нужно делать, чтобы не тратить все деньги, а экономить?

Найти ответ на этот вопрос мне помогли мои воспитатели в детском саду.

В группе мы придумали игру «Доходы и расходы» и сделали коробочку бизиборд «Занимательная коробка», с карманами на 3х сторонах, на 4 стенке счеты из бус.

Представим, что коробка, это наш дом, внутрь положим деньги, а в карманах картинки обязательных расходов и непредвиденных расходов.

(Аля кладет купюры и монеты внутрь коробки, а из карманов вытаскивает картинки и раскладывает на столе. Берет деньги и начинает тратить, т.е. берет по одной картинке и взамен оставляет деньги)

Сначала тратим деньги на обязательные расходы:

  1. Оплачиваем за свет, потому что могут отключить свет в доме.
  2. Покупаем продукты, ведь нам нужно каждый день кушать
  3. Покупаем одежду, по сезону.
  4. Оплачиваем за детский сад. И так дальше берем все картинки

Также есть непредвиденные расходы. Тоже берем картинки, в обмен оставляем деньги. И у нас на руках ничего не остается, деньги закончились!

А если:

  1.  Мы будем бережно относиться к одежде, то на ремонт одежды не потратим деньги (обратно вытаскиваем из кармана картинку с ремонтом одежды, кладем на стол, забираем назад деньги);
  2. Не будем покупать много сладкого, чипсов, газировки, а то будут болеть зубы и живот (делаем то же самое);
  3. Если одеваться по погоде, не пить холодной воды, то дети не будут болеть, и лекарства не надо будет покупать (делаем то же самое).

Вот у нас остались деньги от доходов, мы уменьшили расходы.

И на вопрос: А что нужно делать, чтобы экономить семейный бюджет?

Я уже знаю ответ – надо сократить расходы!

Вывод: 

Наше исследование показало,  что нужно учиться,  правильно составлять семейный бюджет, тратить деньги с умом, чтобы РАСХОДЫ не превышали ДОХОДЫ!

Благодаря участию в этом проекте, я узнала, что такое семейный бюджет, доходы и расходы семейного бюджета.

Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны посту...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Паспорт проекта          Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды  по формированию  экономиче...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста

Данный проект предназначен для детей второй младшей группы. Цель: Формирование финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности и художественной литер...

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Я Финансист»

Проект по формированию финансовой грамотности у детейстаршего дошкольного возраста                           «Я Финансист&ra...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Я Финансист»

Вид проекта: информационный, познавательно-творческий, интегрированного типа.Место реализации; детский сад, семья. Участники: воспитатели, дети, родители, логопед. Актуальность темы:Сегодня каждый пон...

Проект «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 5-7 лет «Квест Финанс»

Формировать основы финансовой грамотности у детейстаршего дошкольного возраста...