Игра как средство формирования основ экономической и финансовой грамотности детей дошкольного возраста
статья по основам финансовой грамотности

Гурбанова Юлия Борисовна

Статья на тему "Игра как средство формирования основ экономической и финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад в структуре МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»

Россия, Белгородская область, Ракитянский район, село Дмитриевка

Гурбанова Юлия Борисовна, воспитатель детского сада

Игра как средство формирования основ экономической и финансовой грамотности детей дошкольного возраста

В настоящее время дети с малых лет включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Задача педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей помочь дошкольнику адаптироваться в современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.

Рассуждая об особенностях формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, ряд исследователей, в числе которых И. Б. Бичева, Л. Ю. Николаева, А. В. Степаненкова отмечают, что для формирования основ экономической и финансовой грамотности детей в рамках ДОУ необходимо создать специальные педагогические условия, направленные на целенаправленный, поэтапный процесс овладения финансово-экономическими категориями, необходимыми для формирования положительного опыта финансового поведения, осознанного отношения к явлениям социо-экономической реальности [1. С. 24.]. В свою очередь, Л. Н. Галкина в своем пособии обосновывает, что дошкольник, имеющий высокий уровень экономической грамотности, отличается трудолюбием, ответственностью, бережливостью, деловитостью, предприимчивостью, организованностью, инициативностью, практичностью, самостоятельностью и другими качествами [2. С. 64.]

Взяв во внимание исследование Е. Л. Рутковской, нами были разработаны задания, направленные на понимание экономических категорий и процессов, составляющих основу финансовой грамотности дошкольников [3. С. 11.]. Развитие ребенка дошкольного возраста эффективнее проводить от простого к сложному через игру, ненавязчиво, поскольку именно в играх приходит опыт понимания общественной жизни, формируются необходимые навыки появляются стимулы к обучению. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою самостоятельность и инициативу, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели. Первоочередное внимание было сосредоточено на создании финансовых задач, с которыми сталкивается дошкольник и его родители [4. С. 98.]

Приведем пример игр, направленных на формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста:

1. Магазин. Для проведения игры понадобятся игрушечные монеты и купюры, кассовый аппарат, корзинка для покупок, а в качестве товаров могут быть игрушки. Каждый ребенок из группы может попробовать себя в роли продавца, пока остальные дети исполняют роль покупателей. В процессе игры воспитателю необходимо задать детям следующие вопросы: — Что такое товар? — Что такое деньги? — Как формируется цена? — Почему нельзя получить что-то бесплатно? — Как происходит процесс покупки? — Каким образом взрослые зарабатывают деньги? Воспитателю при проведении такой игры в группе дошкольников необходимо подчеркнуть ценность труда.

2. Мастерим копилку. Игра с копилкой стимулирует мелкую моторику, помогает научиться считать и знакомит с понятием денег. На занятии творчества можно предложить малышам сделать копилку своими руками. Для этого необходимо попросить детей принести из дома по одноразовому стаканчику из картона с крышечкой. В крышке необходимо сделать отверстие по размеру монетки. Украсить стаканчики можно с помощью ярких верёвочек, лент, наклеек, пуговиц или красок. После того, как копилка будет готова, можно начинать играть: педагог показывает, как бросать монетки в отверстие и как они достаются. Счет повторяется, сравниваются разные монетки по размеру.

3. Желаемое — необходимое. Воспитатель дает каждому ребенку в группе по две карточки — синюю и красную. Синяя карточка будет отвечать за «желаемое», а красная — за «необходимое». Воспитатель узнает у детей, понимают ли они разницу между этими понятиями? Какие товары, по их мнению, является необходимыми в повседневной жизни, а какие нам хотелось бы получить? Затем необходимо попросить малышей внимательно слушать вопрос и поднимать карточку синего или красного цвета в зависимости от категории товара. Воспитатель называет товар: — «мыло» — дети должны поднять красную карточку; — «хлеб» — красная карточка; — «обувь» — красная карточка; — «игрушечная машинка» — синяя карточка; — «воздушный шарик» — синяя карточка и так далее.

4. Платное — бесплатное. Эта позитивная игра поднимет настроение всем участникам и подойдет дошкольникам младших групп. Можно ли весело провести время, не тратя деньги? Воспитатель просит детей стать в круг и бросать мяч друг другу по принципу игры в «Съедобное — несъедобное». — Ловим мяч, если игрок называет бесплатное развлечение — например, «гулять в парке», «устроить бой снежкам», «слепить снеговика», «поплавать в речке летом» и так далее. — Не ловим мяч, когда называется платное развлечение — например, «пойти в кино», «пойти в кафе» и так далее.

Детей старшего дошкольного возраста уже можно глубже знакомить с понятием стоимости и обучать финансовой грамотности. Перед тем, как «отправиться» за покупками, можно предложить детям составить список того, что они собираются приобрести, и запланировать сумму, которую они потратят. Для этой игры можно использовать игрушечные купюры разной величины, ввести понятие сдачи, банковской карты, скидок, рекламы. Воспитатель делит детей на группы: кто-то из детей будет кассиром, кто-то распределяет продукты на витринах, а кто-то назначает цену. Всем вместе можно придумать и нарисовать рекламный плакат. Чтобы дети лучше понимали, как формируется цена товара и почему вещи стоят по-разному, воспитатель предлагает им самим создать какой-то продукт и назначить цену. Ребята могут что-то слепить, нарисовать, построить, сочинить песню или придумать услугу. Они должны представить свой продукт, рассказать, что потребовалось для его создания, оценить затраченные усилия и материалы, затем назначить стоимость своему продукту. Воспитатель обсуждает с детьми, согласны ли они с этой стоимостью и почему. Кроме того, захватывающие экономические настольные игры могут увлечь дошкольников старшей и подготовительной группы и помочь им отработать базовые финансовые навыки. Дети учатся пользоваться банкнотами, планировать бюджет и совершать покупки, лучше считать и принимать взвешенные решения.

Повышение финансовой грамотности в ДОУ может быть реализовано в форме викторины. Воспитатель заранее готовит вопросы и жетоны или небольшие призы, которые команды будут получать за каждый правильный ответ. Детей подготовительной группы делят на несколько команд. Далее детям задаются вопросы в чёткой и доступной форме. Например: — Для чего нужны деньги? — Что такое зарплата? — Что означает понятие «бюджет»? Чтобы викторина проходила живее, вопросы можно задавать в увлекательной форме. — Воспитатель предлагает детям карточки с изображением предметов и названиями профессий (градусник — доктор, фартук — повар, фотоаппарат — фотограф и так далее) — кто быстрее соединит карточки по парам? — Какая команда сможет назвать больше пословиц на тему труда? — Смогут ли участники, с помощью наводящих вопросов воспитателя, угадать, что лежит в коробке? — Кто быстрее разложит монеты по возрастанию/убыванию стоимости? Чтобы поддержать интерес детей к получению экономических знаний, можно организовать в детском саду финансовый уголок с тематическими игрушками, такими как касса, банкноты и монеты, набор товаров (например, овощи, фрукты или другие продукты), тележка или корзинка.

Огромный интерес у детей вызывают ролевые игры, поэтому можно дополнить уголок комплектами одежды и аксессуаров для различных профессий. Также можно подкрепить игровые занятия дидактическим материалом — книгами, пособиями, подходящими сказками, энциклопедиями.

Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Таким образом, представленные методические материалы по работе с детьми позволят провести системную, планомерную работу по формированию азов финансовой грамотности всех участников образовательного процесса ДОУ.

Однако, необходимо помнить, что только личным примером родителей, системной работой педагогов возможно сформировать финансовую культуру дошкольника, правильное понимание категорий понятия «труд — товар — деньги» как важную часть современного общества с присущими ценностными ориентирами (необходимо честно зарабатывать деньги, ценить труд учителей, врачей и других профессий).

Литература:

1.Бичева И. Б., Николаева Л. Ю., Степаненкова А. В. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64–4. С.24–27.

2.Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 89 с.

3.Красноперова И. В. Проектирование системы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста // Образовательный вестник «Сознание». 2020. № 1. С.11–16.

4.Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 4 (61). С.98–111.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср...

Консультация на тему :«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста».

«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста»....

Методическая разработка на тему: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни»(старший возраст)...

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.

Перспективное планирование, конспекты занятий, проект, игры по финансовой грвмотности....

Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевые игры"

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Поэтому обучение основам эко...

Консультация для родителей на тему: «Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста».

laquo; Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огон...