Конспект НОД "Источники дохода"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Шевчук Наталья Николаевна

Конспект пл финансовой грамотности разработан для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_finansovaya_gramotnost.doc67.5 КБ
Microsoft Office document icon nod_finansovaya_gramotnost.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Источники дохода»

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Обучающие:

формировать первичные социальные компетенции дошкольников в сфере личных и семейных финансов.

Развивающие: 

развивать представление о деньгах с точки зрения их внешнего вида, свойств и качеств;

закрепить понятие монета, банкнота, пластиковая карта.

Воспитательные: 

воспитывать бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги;

умение работать в коллективе сверстников.

Форма организации детей: фронтальная, подгрупповая.

Оборудование: копилки, телевизор, изготовленные «монеты» с орлом и решкой, «дошколики», карточки «Сравни доход-расход». Листы бумаги, фломастеры, кошелёк, монеты. Банкноты. Пластиковая карта, какалог, товар: хлеб, вода, кукла, машинка, лекарства и т.д.

Активизация словаря: купюра, монета, пластиковая карта, бюджет.

Методы и приёмы: словесные (загадка, беседа); наглядные (копилки, карточки, банковские знаки, видеоизображения, схемы); практические (психологический настрой, физминутка); игровые технологии.

Образовательные ситуации в зоне ближайшего развития:

Этапы деятельности, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности

Результат

Психологический

 настрой,

1минута

Создание атмосферы психологической безопасности. Эмоциональная поддержка детей

Предлагает детям посетить музей.

Загадывает загадку

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Игровой приём

Дети, я хочу вас пригласить в музей.

А вот какой музей вы догадаетесь если отгадаете мою загадку.

Я люблю её кормить,

Разных денежек дарить.

Сколько хочешь, предложи

В дырку в спинке положи. (ответы детей)

Правильно мы пойдём в музей копилок

Психологическая готовность.

Вводно-организационный,

3 минуты.

Организация направленного внимания.

Организация образовательного пространства.

Воспитатель создаёт игровую мотивацию.

Удобно размещаются в предполагаемом пространстве, включаются в образовательную деятельность.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Выполняют задание в коллективе сверстников.

Создание игровой мотивации. 

Скажите, а для чего люди придумали копилки (ответы детей)

А где же люди берут деньги? (ответы детей)

Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается.

Давай поиграем с копилкой. Будем передавать копилку по кругу, и называть, для чего необходимы накопленные деньги?

Что нам помогает выбрать нужный товар? (ответы детей)

Что нам необходимо, чтобы товар приобрести? (ответы детей)

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Мотивационно-побудительный,

3 минуты.

Формирование представлений о предстоящей деятельности, вовлечение в решение поставленных задач.

Знакомство детей с предстоящей деятельностью.

Педагог.

ставит перед детьми проблемную ситуацию.

Дети принимают решение, выполняют задание.

Актуализация знаний.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Я – активен и позитивен».

У меня имеются «дошколики» - условная денежная единица.

Каталог товаров, который вы сможете приобрести, на заработанные «дошколики».

Товар в каталоге только для команд.

Вы желаете посоревноваться, и узнать кто в нашей группе самые активные и позитивные?

Сейчас каждый из вас вынет монетку из копилки. У кого будет изображена решка, это игроки одной команды. У кого – орёл, игроки другой команды.

(дети делятся на команды путём жеребьёвки)

Предлагаю ваши команды назвать «Орёл» и «Решка», есть другие варианты? (ответы детей)

Сейчас командам будут предложены задания на каждое задание даётся определённое количество времени. За правильный ответ команда получает «дошколик». Каждая команда приобретёт товар на то количество «дошколиков», которое заработало.

«Дошколики» команды будут складывать каждая в свою копилку.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта.

Актуализация, 5 мин.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.

Воспитатель предлагает рассмотреть изображение, объясняет игровые приёмы.

Дети действуют по предложенным правилам.

Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, задают и отвечают на вопросы.

Воспитатель:

1 Задание.

Внимание на экран (на экране женщина получает зарплату)

Да, она получает зарплату – деньги.

Это будет её доходом. Доход – это денежные средства, полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

Когда человек приобретает что-то на свои деньги, его затраты – это расход?

 (каждой команде предлагается задание. На карточке изображена женщина с кошельком и её желаемые покупки с указанием цены каждой. Участникам предлагается сравнить доход и расход. Дети определяют хватит ли женщине средств для желаемых приобретений. За каждый правильный ответ получают «дошколики»

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Сформирован интерес к заданиям.

Пополняется словарный запас новыми словами.

Динамическая пауза,

2 минуты

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Проведение физкультминутки.

Участие в выполнении физических упражнений в соответствии со словами текста.

Игровой приём:

«Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Реализована двигательная активность детей

Практическая работа

9 минут

Расширение имеющихся представлений.

Овладение способами действия, применение знаний.

Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций.

Выполнению практического задания.

Выполняют практические задания по определённому алгоритму.

2 Задание. «Как деньги попадают в дом?»

Воспитатель:

Что вы видите на экране (на экране изображена семья, которая распределяет, на что потратит деньги)

Каждая команда должна составить схему, как деньги попадают в семью (дети зарисовывают в прямоугольниках свои версии – зарплата, пенсия бабушки, лотерейный билет, подарок, клад, пособия на маленьких детей, проценты от вклада в банке)

Воспитатель: о семейном бюджете вы рассказали, но семье надо приобрести необходимый товар. А вы умеете делать покупки?

В чём мы обычно носим деньги? (в кошельке)

Вот у меня кошелёк. А вам интересно узнать какие деньги там есть? (педагог достаёт монеты)

Это что такое? (ответы детей) Правильно монеты.

Посмотрите, что ещё есть в кошельке. Давайте достанем. (воспитатель достаёт банкноты) Как можно назвать эти деньги? Правильно – банкноты.

Я предлагаю вам сравнить монеты и банкноты, чья команда назовёт больше сходств и различий заработает «дошколик» (монета круглая, банкнота прямоугольная, банкнота бумажная, монета металлическая, монета звенит, банкнота – шуршит; на монеты и на банкноты можно приобрести товар)

Посмотрите в кошельке ещё что-то осталось (педагог показывает пластиковую карту)

Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них? (ответы детей)

Воспитатель: Монеты и банкноты, которые есть у нас в наличии, называют «наличные деньги». А ещё бывают безналичные деньги, они хранятся на пластиковой карте.

Давайте поиграем в игру «Надо и хочу». Сейчас каждая команда отправится в наш магазин и приобретёте необходимый товар. Чья команда выберет товар первой необходимости получит «дошколик»

Возьмите копилки и посчитайте свой выигрыш. Сколько «дошколиков» заработала команда «Решка», а сколько – команда «Орёл».

Вы имеете право выбрать любой товар, или вы примите какое-либо другое решение. (дети выполняют задание)

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Реализована самостоятельная деятельность детей, творческая и речевая активность.

Открытый выход из деятельности.

Рефлексия.

2 минут.

Подведение итогов, обобщение полученного опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки.

Подведение итогов НОД с различных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы.

Высказываются по поводу качества выполненной работы.

Рефлексия

Чем мы сегодня занимались? (играли в игру «Я активен и позитивен»)

Что вы получали за выполненные задания? (дошколики)

Какие задания вам показались более трудными?

Какое правило усвоили? (надо бережно относится к деньгам)

 

Сформированность элементарных навыков самооценки



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Источники дохода»

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Обучающие:

формировать первичные социальные компетенции дошкольников в сфере личных и семейных финансов.

Развивающие: 

развивать представление о деньгах с точки зрения их внешнего вида, свойств и качеств;

закрепить понятие монета, банкнота, пластиковая карта.

Воспитательные: 

воспитывать бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги;

умение работать в коллективе сверстников.

Форма организации детей: фронтальная, подгрупповая.

Оборудование: копилки, телевизор, изготовленные «монеты» с орлом и решкой, «дошколики», карточки «Сравни доход-расход». Листы бумаги, фломастеры, кошелёк, монеты. Банкноты. Пластиковая карта, какалог, товар: хлеб, вода, кукла, машинка, лекарства и т.д.

Активизация словаря: купюра, монета, пластиковая карта, бюджет.

Методы и приёмы: словесные (загадка, беседа); наглядные (копилки, карточки, банковские знаки, видеоизображения, схемы); практические (психологический настрой, физминутка); игровые технологии.

Образовательные ситуации в зоне ближайшего развития:

Этапы деятельности, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности

Результат

Психологический

 настрой,

1минута

Создание атмосферы психологической безопасности. Эмоциональная поддержка детей

Предлагает детям посетить музей.

Загадывает загадку

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Игровой приём

Дети, я хочу вас пригласить в музей.

А вот какой музей вы догадаетесь если отгадаете мою загадку.

Я люблю её кормить,

Разных денежек дарить.

Сколько хочешь, предложи

В дырку в спинке положи. (ответы детей)

Правильно мы пойдём в музей копилок

Психологическая готовность.

Вводно-организационный,

3 минуты.

Организация направленного внимания.

Организация образовательного пространства.

Воспитатель создаёт игровую мотивацию.

Удобно размещаются в предполагаемом пространстве, включаются в образовательную деятельность.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Выполняют задание в коллективе сверстников.

Создание игровой мотивации. 

Скажите, а для чего люди придумали копилки (ответы детей)

А где же люди берут деньги? (ответы детей)

Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается.

Давай поиграем с копилкой. Будем передавать копилку по кругу, и называть, для чего необходимы накопленные деньги?

Что нам помогает выбрать нужный товар? (ответы детей)

Что нам необходимо, чтобы товар приобрести? (ответы детей)

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Мотивационно-побудительный,

3 минуты.

Формирование представлений о предстоящей деятельности, вовлечение в решение поставленных задач.

Знакомство детей с предстоящей деятельностью.

Педагог.

ставит перед детьми проблемную ситуацию.

Дети принимают решение, выполняют задание.

Актуализация знаний.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Я – активен и позитивен».

У меня имеются «дошколики» - условная денежная единица.

Каталог товаров, который вы сможете приобрести, на заработанные «дошколики».

Товар в каталоге только для команд.

Вы желаете посоревноваться, и узнать кто в нашей группе самые активные и позитивные?

Сейчас каждый из вас вынет монетку из копилки. У кого будет изображена решка, это игроки одной команды. У кого – орёл, игроки другой команды.

(дети делятся на команды путём жеребьёвки)

Предлагаю ваши команды назвать «Орёл» и «Решка», есть другие варианты? (ответы детей)

Сейчас командам будут предложены задания на каждое задание даётся определённое количество времени. За правильный ответ команда получает «дошколик». Каждая команда приобретёт товар на то количество «дошколиков», которое заработало.

«Дошколики» команды будут складывать каждая в свою копилку.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Ситуация общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта.

Актуализация, 5 мин.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.

Воспитатель предлагает рассмотреть изображение, объясняет игровые приёмы.

Дети действуют по предложенным правилам.

Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, задают и отвечают на вопросы.

Воспитатель:

1 Задание.

Внимание на экран (на экране женщина получает зарплату)

Да, она получает зарплату – деньги.

Это будет её доходом. Доход – это денежные средства, полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

Когда человек приобретает что-то на свои деньги, его затраты – это расход?

 (каждой команде предлагается задание. На карточке изображена женщина с кошельком и её желаемые покупки с указанием цены каждой. Участникам предлагается сравнить доход и расход. Дети определяют хватит ли женщине средств для желаемых приобретений. За каждый правильный ответ получают «дошколики»

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Сформирован интерес к заданиям.

Пополняется словарный запас новыми словами.

Динамическая пауза,

2 минуты

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Проведение физкультминутки.

Участие в выполнении физических упражнений в соответствии со словами текста.

Игровой приём:

«Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Реализована двигательная активность детей

Практическая работа

9 минут

Расширение имеющихся представлений.

Овладение способами действия, применение знаний.

Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций.

Выполнению практического задания.

Выполняют практические задания по определённому алгоритму.

2 Задание. «Как деньги попадают в дом?»

Воспитатель:

Что вы видите на экране (на экране изображена семья, которая распределяет, на что потратит деньги)

Каждая команда должна составить схему, как деньги попадают в семью (дети зарисовывают в прямоугольниках свои версии – зарплата, пенсия бабушки, лотерейный билет, подарок, клад, пособия на маленьких детей, проценты от вклада в банке)

Воспитатель: о семейном бюджете вы рассказали, но семье надо приобрести необходимый товар. А вы умеете делать покупки?

В чём мы обычно носим деньги? (в кошельке)

Вот у меня кошелёк. А вам интересно узнать какие деньги там есть? (педагог достаёт монеты)

Это что такое? (ответы детей) Правильно монеты.

Посмотрите, что ещё есть в кошельке. Давайте достанем. (воспитатель достаёт банкноты) Как можно назвать эти деньги? Правильно – банкноты.

Я предлагаю вам сравнить монеты и банкноты, чья команда назовёт больше сходств и различий заработает «дошколик» (монета круглая, банкнота прямоугольная, банкнота бумажная, монета металлическая, монета звенит, банкнота – шуршит; на монеты и на банкноты можно приобрести товар)

Посмотрите в кошельке ещё что-то осталось (педагог показывает пластиковую карту)

Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них? (ответы детей)

Воспитатель: Монеты и банкноты, которые есть у нас в наличии, называют «наличные деньги». А ещё бывают безналичные деньги, они хранятся на пластиковой карте.

Давайте поиграем в игру «Надо и хочу». Сейчас каждая команда отправится в наш магазин и приобретёте необходимый товар. Чья команда выберет товар первой необходимости получит «дошколик»

Возьмите копилки и посчитайте свой выигрыш. Сколько «дошколиков» заработала команда «Решка», а сколько – команда «Орёл».

Вы имеете право выбрать любой товар, или вы примите какое-либо другое решение. (дети выполняют задание)

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Реализована самостоятельная деятельность детей, творческая и речевая активность.

Открытый выход из деятельности.

Рефлексия.

2 минут.

Подведение итогов, обобщение полученного опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки.

Подведение итогов НОД с различных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы.

Высказываются по поводу качества выполненной работы.

Рефлексия

Чем мы сегодня занимались? (играли в игру «Я активен и позитивен»)

Что вы получали за выполненные задания? (дошколики)

Какие задания вам показались более трудными?

Какое правило усвоили? (надо бережно относится к деньгам)

 

Сформированность элементарных навыков самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту ООД по финансовой грамотности "Доход семьи"

Презентация подходит лишь для одной игры к конпекту ООД...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Доходы и расходы»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19719174","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"1971...

Конспект занятия в старшей группе «Финансовая грамотность». Тема Что такое деньги, доход и расход.

Цель: формирование основ финансовой грамотности.Задачи:- Познакомить детей с понятием деньги, доход, расход.- Познакомить детей с видами денег.- Закрепить представления детей с назначением и использов...

конспект занятия по экологии "Вторая жизнь упаковки или отходы в доходы"

Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце. Это природа. Наша жизнь неотделима от нее.Природа кормит. поит, одевает нас. Она щедра и бескор...

Конспект занятия в подготовительной группе по экономике на тему " Семейный бюджет. Доходы. Расходы".

Воспитывать уважение и бережное отношение к деньгам, как результату оплаты труда членов семьи....

Конспект НОД в старшей группе «Отходы в доходы»

Осознание целесообразности сортировки, переработки и утилизации мусора и изготовления из него различных нужных вещей....