«Современные игровые образовательные технологии в формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников в условиях реализации ФОП ДО».
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Ключникова Мария Андреевна

Тема заседания «Формирование предпосылок финансовой грамотности в контексте содержания ФОП ДО».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mmo_2.docx26.2 КБ
Файл mmo_klyuchnikova_m._a.pptx1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Тема заседания «Формирование предпосылок финансовой грамотности в контексте содержания ФОП ДО».

Тема моего выступления «Современные игровые образовательные технологии в формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников в условиях реализации ФОП ДО».

Использую много современных технологий по формированию финансовой грамотности, но сегодня вашему вниманию представлю только три:

  1. Умные панели
  2. Игровое поле с мини-роботом BEE-BOT «умная пчела»
  3. Круги Луллия

Сейчас о каждой технологии расскажу вам, некоторые из технологий представлю лично.

Начну с первой технологии – это «Умные панели». В нашем учреждении приобретены 4 панели, которые установлены в центре конструирования и я решила применить эти панели в своей работе по формированию финансовой грамотности у дошкольников.  

Первая игровая панель называется «Пишу и считаю». На одной стороне панели в прорезях расположены фишки с буквами русского алфавита (гласные красные, согласные черные), которые необходимо передвигать для составления слова. На другой в прорезях находятся фишки с цифрами и арифметическими знаками, для составления и решения примеров. Тут использую технологию составь финансовое слово, такое как: БАНК, КУПЮРА, ДЕНЬГИ, МОНЕТА и тд.

С другой стороны представлены цифры и арифметические знаки, здесь с детьми решаем задачи на формирования финансовой грамотности. Где дети составляют примеры и решают их.

Задача 1.

Витя хочет купить шоколадку за 9 рублей, и падает кассиру 10 рублей. Сколько он получит сдачи? (10-9=1руб.)

Задача 2.

Костя помогал дедушке на рынке продавать выращенные на даче огурцы. В субботу они продали 5 кг., а в воскресенье еще 4 кг. Сколько килограмм огурцов продали дедушка с внуком за два дня? (5+4=9кг.)

Задача 3.

Родители купили Мише робота, который стоил 10 рублей. Друг Миши Егор захотел обменять свою гоночную машину, которая стоила 7 руб., на робота Миши. Выгодный ли будет обмен для Миши? Почему?

Вторая игровая панель – это шнуровка «вышивание».  Двусторонняя панель с «экраном», пронизанного множеством круглых сквозных отверстий – дырочек. Прилагается деревянная толстая «игла» и «нитки» - два тонких  шнура  красного и синего цвета. Задача: продевая «иглу» через отверстия, «вышить» по образцу узор или геометрическую фигуру, орнамент, букву или цифру.

Игровая панель предназначена для развития координации действий руки и глаза, для развития моторики, развития умения работать по инструкции /графическому заданию.

Предусмотрена возможность осуществлять «вышивание» двум партнерам: один  находится с противоположной стороны панели и, принимая «иглу» и вытягивая «нитку» - шнур, под  диктовку партнера продевает в соответствующее рисунку отверстие.

Пособие направлено на:

  • развитие координации движений, мелкой моторики;
  • развитие умения ориентироваться на плоскости и в пространстве (верхний правый угол, нижний левый угол, середина, справа- слева).
  • развитие умения определять направление (направо/налево, вверх/вниз);
  • формирование математических понятий (порядковый счёт, состав числа, счёт двойками, тройками, решение простейших арифметических задач);
  • обогащение словарного запаса и развитие связанной речи;
  • закрепление знаний о цветах и фигурах.

На этой панели с детьми вышиваем такие финансовые схемы как: купюра, магазин (супермаркет), монета, банкомат и тд.

Третья игровая панель называется «Мышь в сыре». На панели вырезаны кружочки различных диаметров: 10 больших кругов, 15 средних и 40 маленьких кружочков. Так представлен качественный сыр с обязательными, но своеобразными «дырками в сыре». Панель дополнена любительницей сыра «мышью» - деревянной формой – корзиночкой с шариком или колечком внутри. Корзиночка укреплена на двух шнурах и находится внизу «экрана». Игровая задача - «Мышка» - корзиночка, подвешенная на двух шнурах, должна пройти снизу вверх по всей площади «сыра с дырочками». Управляя качающейся при движении корзиночкой, игрок должен попытаться не уронить лежащий внутри шарик или деревянное колечко. (Возраст – с 5-ти лет).

Панель развивает крупную и мелкую моторику, самоконтроль, мышечную память, умение управлять одновременными и попеременными движениями правой и левой руки. Учит игроков быть внимательными и собранными, развивает наблюдательность и концентрированность внимания, стремление к достижению цели.

Варианты тренировочных заданий: медленный подъем «мышки», управляя 2 шнурами правой и левой рукой; подъем «мышки» на время; управление «мышкой» вдвоем, при этом каждому игроку предстоит управлять только одним шнуром, совместно поднимая вверх корзиночку. Игры: «Не урони», «Доведи до верха», «Не попади в дырку», «Вдвоем ведем, дырку обойдем», «Ловкая мышка», «Кто ловчее», «Кто быстрее».

Здесь используем такие игры, как:

  1. Проведи Буратино до клада так, чтобы он не упал в яму.
  2. Буратино собрался идти в магазин, но перед ним есть некоторые препятствия. Помоги Буратине пройти до магазина без препятствий.
  3.  Помоги Буратине добраться до денег через кочки. И тд.

И четвертая игровая панель «Лабиринт». Двусторонняя неокрашенная панель стандартного размера с «экраном».

«Экран» с фигурными сквозными прорезями в виде волн, зигзагов, лабиринтов и т.д.

Внутри прорезей помещаются 20 двойных подвижных цветных штырьков: 5- красного, 5- синего, 5 – зеленого, 5- желтого цвета.

Игровая задача – собрать штырьки какого – либо одного цвета в определенное место – «депо», проведя их через все встречающиеся на пути препятствия. На панели находится кармашек для карточек с заданиями.

Пособие направлено на:

  • развитие координации движений;
  • развитие пространственной ориентации;
  • усвоение зрительного и кинестетического образа букв и цифр;
  • формирование опыта применения знаний о цвете;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие внимания и зрительной памяти;
  • формирование навыка следования инструкции.

Здесь с детьми мы распределяем финансовые термины на две группы:

  1. Доход/расход семьи  
  2. Что можно купить за деньги, что нельзя
  3. Распредели купюры и монеты России
  4. Хочу/надо

Вторая технология: «Применение игрового поля по изучению финансовой грамотности для мини-робота BEE-BOT «умная пчела», «Будем денежки считать».

 «Применение игрового поля по изучению финансовой грамотности для мини-робота BEE-BOT «умная пчела»,  «Будем денежки считать».

На сегодняшний  актуален вопрос о современных гаджетах и их влиянии на детей. Без них сложно представить современный мир: компьютеры, мобильные телефоны, планшеты, интерактивные игрушки и прочие «продвинутые» штучки. Компьютер и дети – это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее, а детки все раньше осваивают современную технику. 

В формировании  основ начального программирования у воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста предназначен мини-робот Bee-bot (или Умная Пчела). Также с недавнего времени в современном образовании большое внимание уделяется финансовой грамотности детей. В своей работе я решила их объединить и использовать специальное игровое поле  по изучению финансовой грамотности для мини-робота Bее-bot «Будем денежки считать». Игровое поле состоит из квадратов 15-15см,  где один квадрат равен шагу мини-робота. 

 Данное игровое поле «Будем денежки считать» включает в себя несколько дидактических игр:

  • Дидактическая игра «Положи в банк нужную монету или банкноту».

Цель: закрепление знаний детей о деньгах, умение различать и находить денежные средства разного достоинства.

Возрастная категория: 5-7лет

Дидактический материал: игровое поле «Будем денежки считать», мини-робот «Bee-bot», карточки с изображением денег, мешочек.

Ход игры: игра для детей от 5-ти лет. Игра для 3-5 человек. Игроки по очереди вытаскивают карточки с изображением денег и с помощью мини-робота доставляют деньги в банк. 

  • Дидактическая игра: «Чей это кошелёк?».

Цель: развивать умение у детей ориентироваться на плоскости, закреплять знания о деньгах.

 Возрастная категория: 5-7лет.

Дидактический материал: игровое поле «Будем денежки считать», мини-робот «Bee-bot», карточки с заданиями.

Ход игры: на одной стороне карточки изображена схема, по которой нужно запрограммировать мини-робота, а на обратной стороне правильный ответ. Воспитатель предлагает детям выбрать карточку, выполнить задание и проверить результат. Движение всегда начинается с квадрата, на котором изображено здание банка.

  • Дидактическая игра «Кто больше всех заработал денег?».

Цель: развивать у детей умение ориентироваться на плоскости и ассоциативного мышления; закрепить навыки счета денег.

Дидактический материал: игровое поле «Будем денежки считать», мини-робот «Bee-bot», монеты и банкноты разного достоинства.

Ход игры: на игровом поле рядом с лесными животными лежат монеты и банкноты. Задача детей с помощью мини робота построить маршрут от животного до банка и собрать по дороге все деньги. Свой путь мини-робот может начать с любой точки. Игрок, положивший в банк больше всего денег, становится победителем в игре.

Опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения достаточно мощно направляет работу педагога в сторону усвоения детьми необходимых навыков.

Следующая технология, которую я использую в своей работе – «Круги Луллия» как средство ознакомления детей с азами финансовой грамотностм.

«Круги Лиллия» – это дидактическое пособие многофункционального характера. Они создают условия для интеллектуального развития детей, для формирования познавательной активности дошкольников, развивают их творческое мышление и воображение. Дошкольникам очень нравится это пособие: оно яркое, креативное, они с удовольствием самостоятельно изменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

«Круги Луллия » являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Они вносят элемент игры в занятия с ребенком, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Цель: Создание условий для освоения детьми мыслительных операций. Задачи: Формировать интерес к процессу и содержанию игровой деятельности по финансовой грамотности. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение, зрительно-моторную деятельность. Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

«Круги Лулли» помогают реализовать целевые ориентиры:

-ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, занятии, общении и др.

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребенку предоставляют возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ;

-формирует у детей познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности.

Методическое пособие «Круги Луллия» дает возможность через игру постигать азы финансовой грамотности во всех образовательных областях

-Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, ФЭМП)

-Социально – коммуникативное развитие (беседы с детьми)

-Речевое развитие (словесные игры)

-Художественно – эстетическое развитие ( худож. деятельность)

-Физическое развитие (пальчиковая гимнастика, упражнения).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные игровые образовательные технологии в формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников в условиях реализации ФОП ДО». Воспитатель МБДОУ №6 «Сказка» Ключникова Мария Андреевна

Слайд 2

1. Умные панели 2. Игровое поле с мини-роботом BEE - BOT «умная пчела» 3. Круги Луллия

Слайд 3

Игровая панель «Пишу и считаю»

Слайд 4

Игровая панель «Пишу и считаю»

Слайд 5

Игровая панель «Мышь в сыре»

Слайд 6

Игровая панель «Мышь в сыре»

Слайд 7

Игровая панель «Лабиринт»

Слайд 8

Игровая панель «Лабиринт»

Слайд 9

«Применение игрового поля по изучению финансовой грамотности для мини-робота BEE-BOT «умная пчела», «Будем денежки считать»

Слайд 10

«Будем денежки считать»

Слайд 11

«Будем денежки считать»

Слайд 12

« Круги Луллия » как средство ознакомления детей с а зами финансовой грамотности.

Слайд 13

Социально-коммуникативное развитие . Художественно-эстетическое развитие «Профессии» « Музыкальный магазин». Речевое развитие Познавательное развитие: « Сказки о деньгах» «Что сколько стоит»

Слайд 14

« Круги Луллия » - Доход/расход семьи .

Слайд 15

Игра «Кому что нужно для работы» Цель: Учить детей выстраивать алгоритм трудовой деятельности человека (профессия – оборудование - действия) Игра: «Магазин» Цель игры: Расширять представления детей о разнообразии молочных продуктов в торговой сети .

Слайд 16

Картинку детей! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»

Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, ...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...

Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....

Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Игровые обучающие ситуации по разделам: "Труд", "Деньги", "Покупаем-продаем", "Реклама" помогут прояснить связи между работой, заработком, затратами и сбережени...

Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников посредством технологии «mind-maps» (ментальные карты)

В статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослы...