Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников посредством технологии «mind-maps» (ментальные карты)
статья (старшая, подготовительная группа)

Насурлаева Наталья Александровна

В статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.  Описаны этапы педагогической работы в данном направлении, а также методы и приемы обучения дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников посредством технологии «mind-maps» (ментальные карты)

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.  Описаны этапы педагогической работы в данном направлении, а также методы и приемы обучения дошкольников.

Ключевые слова: финансовая грамотность, дошкольное образование, экономические представления, старшие дошкольники, ментальные карты.

   Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений. Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности.

   Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое в общем смысле выражается в умении самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться.  А предпосылки финансовой грамотности закладываются уже в дошкольном возрасте. Однако знания у дошкольников неглубокие, хаотичные, зачастую зависящие от собственных желаний (ребёнок в магазине требует купить понравившуюся игрушку, не задумываясь о цене и о том, что родители не рассчитывали потратить на игрушку большую сумму денег). Ребенок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дешево, дорого, экономить и другие. Но при этом не имеет достаточно знаний и представлений, которые стоят за этими понятиями. Если спросить у детей, где их родители берут деньги, как они их зарабатывают, многие не смогут ответить. Некоторые скажут, что деньги родители снимают в банкомате, а на работу ходят просто работать. У детей существует ошибочное мнение, что деньги родителям даются легко, стоит только вставить карту в банкомат и нужная сумма будет в кошельке.

   Учитывая эти обстоятельства, задача воспитателя, прежде всего, заключается в том, чтобы систематизировать имеющиеся представления детей об экономических понятиях, наполнить их соответствующим содержанием, выстроить между ними логические взаимосвязи и создать необходимые образовательные развивающие условия для формирования у детей экономической культуры (финансовой грамотности). Для решения этой комплексной задачи необходимо подобрать адекватную образовательную технологию. На мой взгляд, такой технологией является технология mind-maps (ментальные карты или интеллект-карты).

   Метод ментальных карт был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски звучит следующим образом- «mind-maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» – «карты». В итоге получаются карты ума. Но чаще мы употребляем выражение ментальные карты или интеллект-карты. Ментальная карта – информация, которая представлена в графическом виде с помощью рисунков, разных цветов и пространственных связей. В центре карты – общая тема (например, «Бюджет семьи»). От нее в разные стороны расходятся более мелкие темы или данные по мере уменьшения их общности. Ассоциации с общей темой ментальной карты позволяют проследить ее взаимосвязи с более мелкими темами. Благодаря этому изложенную в карте информацию легче воспринимать, анализировать, систематизировать, запоминать.

   Какие ещё преимущества имеет метод ментальных карт?

  • Наглядность. Тема, которую вы транслируете детям с помощью ментальной карты, отображается компактно и наглядно. Это важно, потому что в дошкольном возрасте основным является наглядно-образное мышление. То есть метод учитывает возрастные особенности детей.
  • Привлекательность. У каждой ментальной карты своя эстетика. Детям не только интересно, но приятно ее рассматривать.
  • Запоминаемость. Ментальная карта заставляет работать оба полушария мозга. Благодаря тому, что она содержит разные образы, цвета, дети лучше запоминают информацию, которая изложена в карте.
  • Информативность. Ментальная карта помогает выявить недостаток информации. Если не получается связать мелкие темы с общей темой, значит, между ними не хватает еще одного смыслового звена.
  • Креативность. Ментальная карта развивает креативное мышление. С ее помощью дети находят нестандартные пути решения разных задач.
  • Инновационность. Ментальная карта побуждает к новым идеям, способам действия.

   Ознакомившись с опытом работы некоторых педагогов, я решила совместить технологию ментальных карт и практическую работу по формированию финансовой грамотности дошкольников. Поэтому, я познакомила детей с ментальными картами, с тем, как их правильно составить. В центре листа – центральный образ (тема), который символизирует основную идею или тему. От центрального образа нужно нарисовать ветки (либо стрелки) к картинкам или символам, которые ассоциируются с ключевыми понятиями и раскрывают центральную тему.

   Наиболее эффективное обучение финансовой грамотности возможно только при правильной организации познавательной деятельности детей. В работе по формированию предпосылок финансовой грамотности дошкольников я использую самые разнообразные формы: занятия, беседы, игры (сюжетно-ролевые, настольные, дидактические и подвижные), экскурсии виртуальные и самые настоящие, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и презентаций, создание коллекций, продуктивные виды деятельности, конкурсы. В процессе ознакомления детей с темой использую сразу несколько форм работы, но всегда изучение темы сопровождается составлением ментальных карт, которые способствуют систематизации пройденного материала.

   Разберём одну из тем - «Труд-основа жизни». Мы беседовали с детьми о профессиях, о том, кем работают их родители, какую профессию хочет выбрать ребёнок, легко ли родителям зарабатывать деньги. Собрали с детьми коллекцию картинок и иллюстраций о профессиях, орудиях труда. Я познакомила детей с пословицами о труде, загадывала загадки о профессиях, читала новые и хорошо знакомые произведения художественной литературы, демонстрировала презентации «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Ручной труд», «Маленькие помощники». Активно обсуждали тему заработной платы, устанавливали взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью. Дети пришли к пониманию, что труд является не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека, но и источником дохода.

   Ребята с интересом рассматривали альбомы и книги. Дети подобрали картинки по профессиям. Ментальная карта позволила сгруппировать профессии на несколько групп:

  • работа с людьми;
  • работа с техникой;
  • работа, связанная с творчеством;
  • работа, связанная с охраной природы.

Были составлены интеллект-карты «В мире профессий», «Для чего надо трудиться», «Откуда хлеб пришёл», «Береги природные ресурсы» и итоговая интеллект-карта «Труд-основа жизни». И так по каждой из тем.

   В группе мы с ребятами обсудили и составили бюджет семьи, выяснили, кто может приносить доход в семью (папа, мама, дедушка, бабушка, старшие брат и сестра – студенты, социальные выплаты семье на детей). Затем рассмотрели потребности семьи.  Закрепляя материал, составили ментальную карту «Доходы и расходы семьи». 

   Выполняя задание, дети учатся выделять главную мысль, систематизируют информацию изученного материала. У детей активно развивается доказательная речь, формируются умения отстаивать свою точку зрения и уважать мнение другого человека.

   При прохождении темы «Учимся планировать» был проведён творческий конкурс поделок «Семейная копилка». Мы с детьми обсуждали тему копилок, зачем они нужны, на что можно копить деньги, стоит ли вообще копить деньги в копилке, могут ли дети копить деньги, на что бы дети потратили накопленные деньги. Была составлена интеллект-карта «Семейная копилка», где дети картинками рассказывали о том, на что копила их семья деньги и на что они были потрачены. Дети приносили копилки разных форм из картона,  пластика и дерева. Фантазии детей и родителей не было конца. Трудно было выбрать победителей.

   В результате систематического использования технологии создания ментальных карт, была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении любознательности и познавательного поиска. Дети приобрели определенные умения по созданию и наполнению ментальной карты, зачатки планирования, которые они проявляют в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни. Ментальные карты стимулируют детей к общению. Совершенствуются социально-коммуникативные и речевые навыки. Дети стали четче формулировать мысли, не отвлекаются от обсуждаемой темы, легче воспринимают и усваивают инструкцию взрослого, пытаются сами инициировать взаимодействие по делу и следовать по намеченному плану. У детей формируются аналитические предпосылки, они не только воспринимают и систематизируют информацию, но и устанавливают причинно-следственные связи.

   Абсолютно утверждать, что только ментальные карты способствовали успешному формированию предпосылок финансовой грамотности у ребят нельзя. В образовательной деятельности использовались элементы и других технологий.  Ценен тот факт, что детям было интересно составлять финансовые ментальные карты. Это подтверждается тем, что ребята, овладев навыками составления ментальных карт, применяли их в других видах деятельности.

   В процессе работы по развитию предпосылок финансовой грамотности постепенно и незаметно оптимизировалась общая психологическая атмосфера в группе, хотя и не ставилось такой задачи. Дети стали дружнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций, они научились договариваться. Сложились долговременные игровые объединения детей и общая стойкая положительная динамика сотрудничества.

Литература

1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12.

2. Афонина Ю.В., Ханова Т.Г. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников // Перспективы образования и науки. 2017. № 6(30). С. 66-69.

3. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. Минск,2008.

4. Дыбина О.В., Сидякина Е.А. Мир экономики глазами ребенка: Методический материал. Тольятти, 2000. 70с.

5. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016. - №10.

6. Курак Е.А., Михерева Л.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ СФЕРА, 2002. 80 с.

7. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

8. Обсуждая проблему «Экономика и … дети» // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С. 148.

9. Прокофьева Н.М., Ханова Т.Г. Необходимость экономического воспитания детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2018. № 2(92).

10. Сасова И.А. Как начинать изучать экономику? // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С.12.

11. Шатова А.Д.  Программа «Дошкольник и... экономика» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Сборник мультфильмов для формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.

В современном обществе ребенок очень рано попадает в активную разнообразную медиа-среду. С раннего детства его увлекает компьютер, телевизор, телефоны, планшеты как средство игры и удовлетворения позн...

Доклад на тему:"«Сюжетно-ролевая игра как эффективная форма работы при формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»

Актуальность сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ДО позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, формирует умение детей погружаться в роль специалиста той ил...

Формирование предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников

Автором разработана презентация на тему "Формирование предпосылок финансовой грамотности " в помощь педагогам....

Опыт работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Актуальность опытаФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социаль...

«Современные игровые образовательные технологии в формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников в условиях реализации ФОП ДО».

Тема заседания «Формирование предпосылок финансовой грамотности в контексте содержания ФОП ДО»....