Статья "Современные формы взаимодействия со старшими дошкольниками по ранней профориентации в детском саду".
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Анахина Татьяна Александровна

В статье описаны различные формы взаимодействия по профориентации в старшем возрасте в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anahina_t.a._statya.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы взаимодействия со старшими дошкольниками по ранней профориентации в детском саду

Анахина Татьяна Александровна

 

«Знакомство с профессией» - одно из самых важных в жизни ребёнка. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочарования в будущем. Так как именно профессия во многом определит окружение, ценности, нормы, правила и образ жизни.

О важности и актуальности данного направления свидетельствуют и нормативно-правовые документы для дошкольных образовательных учреждений. Так, одним из приоритетных направлений воспитания, обозначенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, является именно трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. [5]

В информационно-методическом письме к образовательным организациям в Белгородской области необходимость ранней профориентации обозначена как один из важных элементов социально-коммуникативного развития ребенка, который предполагает постепенное погружение детей в мир экономических отношений, формирование разумных потребностей на основе соотношения желаний и возможностей семьи, развитие ценностного отношения к труду.  

Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей. Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих трудящихся. [4] На первый взгляд, кажется странным такое раннее решение проблемы, но возможность работы в этом направлении обусловлена следующими факторами: 

  • Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.
  • Родители воспитанников работают на предприятиях разной направленности, а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. [2]

Дошкольники знают традиционные профессии, но на сегодняшний день существует много современных профессий, о которых дети не имеют представлений. Поэтому углубленное изучение профессий через профессии своих родителей поможет развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. А правильный выбор профессии в будущем определяет жизненный успех.

Новизна деятельности по данному направлению в детском саду заключается в использовании комплекса мероприятий психолого-педагогического характера, помогающего ребенку определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями, то есть ранняя профориентация.

Цель работы по ранней профориентации: Формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру.

Задачи:

создать условия для повышения интереса воспитанников к профессиям родителей;

• помочь определить и понять значимость профессиональной деятельности взрослых, материальных и нематериальных результатов труда, его личностной и общественной значимости;

• обогащать словарь воспитанников путём введения новых слов («профессия», «профессионал», «трудолюбие», «лодырь» и т.п.) и выражений (поговорки, пословицы);

• учить воспитанников поддерживать беседу (вести диалог), отвечать на заданные вопросы, делать выводы;

способствовать сплочению семьи ребёнка общими интересами к одному делу;

развивать творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества;

• воспитывать гордость и уважение к труду родителей, к труду других взрослых, ценностное отношение к профессиям и результатам их труда;

• развивать стремление отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в повседневной игровой деятельности.

Для достижения поставленных задач в детском саду широко применяются традиционные формы взаимодействия с детьми: игры дидактические, музыкальные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера: «В гостях у Айболита», «Дорожный патруль», «Кому, что нужно для работы?», «Назови, что лишнее», «Определи профессию по орудию труда».

Помимо традиционных методов обучения и воспитания, широко применяются такие современные формы профориентационной деятельности с дошкольниками, как творческое проектирование, интерактивные игры, мастер-классы, профориентационные квесты.

Творческое проектирование - комплекс действий, организованных взрослыми по решению значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом. Результатом работы может быть: решение проблемы, составление альбома, оформление стенгазеты, подготовка презентации, совместное проведение праздника. Содержание этих работ легко наполнить профориентационной составляющей. [3]

Например, стенгазета «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Дети с большим интересом относятся к поручению – принести фотографию с маминой работы, каждый ребенок с огромной гордостью показывает и рассказывает, где и кем работает мама. Очевидно, что знания о профессии своей мамы существенно пополняются у ребят в ходе выполнения данного задания.

Другим результатом творческого проектирования может стать фотоальбом «Профессии наших родителей», куда можно помещать не только фотографии с места работы родителей, но и пословицы о профессиях, записывать названия должностей родителей и их полные имена, тем самым повторять и закреплять эти сведения о папах и мамах, а также запоминать незнакомые и сложные названия современных профессий. Это дается ребятам легко, потому что они видят конкретную фотографию и знают о чьей маме или папе идет речь. (Например, аудитор – это проверяющий документы на предприятии, электромонтер налаживает работу приборов и электрического оборудования, кладовщик – это работник склада, хранит и выдает необходимые товары, спецодежду).

Следующая интересная форма профориентационной деятельности -  интерактивная игра. Интерактивная форма игр позволяет ребенку с увлечением выполнять разнообразные задания, испытывать радость познания, открывать новое. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками - создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Интерактивные игры: «Угадай профессию», «Кто работает в цирке», «Мастера и инструменты» привлекательны своей красочностью, динамичностью, включают в себя музыкальное сопровождение, звуковые и анимационные эффекты. [6]

Организация и проведение мастер-классов профориентационного характера - это погружение ребенка в выбранную профессию: от экипировки и антуража до простейших действий. Мастер-классы проводятся на базе дошкольной образовательной организации с привлечением родителей или специалистов, работающих на предприятиях города (села).

Например, медицинский мастер-класс «Как обработать ссадину или рану» предполагает непосредственное участие дошкольников в овладении практическим опытом деятельности под руководством взрослого. Так, дети в медицинской форме одежды пользуются необходимыми приборами и материалами для обработки ран (антисептик, йод, вата, бинт, лейкопластырь, раствор перекиси водорода). Важное условие - продумать безопасность, доступность и соответствие возрасту необходимых медикаментов, материалов и приборов.

Профориентационный квест предполагает наличие вопроса, на который должны найти ответ команды детей, выполняя различные задания. В процессе квеста возможно поочередное посещение детьми (группой из 5–7 человек) в сопровождении педагога нескольких профильных мастерских, на которых им необходимо действовать в условиях неопределенности, проявлять навыки командной работы, креативность мышления. [1]

Так, квест «Кто работает в детском саду?» предполагает поочередное посещение командой ребят так называемых профильных мастерских детского сада: прачечной, кухни, кабинета заведующего, кабинета психолога, кабинета логопеда, завхоза, музыкального зала. В каждой мастерской ребята получают занимательные задания, связанные с данной профессией, за выполнение которых им вручаются символы-подсказки. Например, на кухне – это дидактическая игра «Что из чего?» на классификацию овощей и фруктов. В музыкальном зале – развлечение «Угадай мелодию», в кабинете заведующего задание на развитие логики мышления «Что нужно для работы», в прачечной – викторина загадок «Наши помощники», у логопеда -  речевая игра «Звуки заблудились». В заключение из собранных   подсказок складывается слово, картинка, фотография как определенный итог выполнения всех заданий. Возможно так же, что каждая подсказка указывает дальнейший путь следования для очередного этапа выполнения заданий, а в итоге дети находят определенный приз.  

Таким образом, профориентационный квест как нельзя лучше воплощает важное направление профориентационной работы – приближение детей к труду взрослых. А мы, как воспитатели, успешно решаем задачи не только профессионального информирования детей, но и профессионального воспитания – формирования интереса к труду взрослых и трудолюбия.

Подводя итог, можно сделать вывод, что все вышеперечисленные формы и методы работы с детьми универсальны и могут быть использованы педагогами дошкольного учреждения при условии творческого подхода к организации профориентационных направлений деятельности.  Проведенная работа позволяет подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антонова, М. В., Гришняева, И. В. Ранняя профориентация как

элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей

дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. –

С. 93-96.

  1. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г., Михайлова, 3. А. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 - 528 с.
  2. Гаврилова, Н. Б., Кулебина, Н. А., Рыбенко, Н. А., Макаренко, Л. В.,

Мосина, М. В. Современные образовательные технологии в ранней

профориентации дошкольников // Традиции и новации в дошкольном

образовании. – 2018. – № 1 (1). – С. 13-15.

  1. Куцакова, Л. В., Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с   детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 128 с.
  2. Мазниченко, М. А., Шуванова, В. П., Зиновьева, А. А. Ранняя

комплексная профориентация дошкольников: ознакомление с профессиями,

профдиагностика, профессиональные пробы // Дошкольник. Методика и

практика воспитания и обучения. – 2020. – №4. – С. 3-13.

  1. Рылова, Н. Т. Профориентационная работа с воспитанниками

дошкольных образовательных организаций: метод. рекомендации. – Кемерово: ГБУ ДПО КРИРПО, 2019. – 94 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Один день из жизни ребенка раннего возраста в детском саду.

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: рассмотреть возраст...

Статья о ранней профориентации в детском саду

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов ,новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим м...

Работа по ранней профориентации в детском саду на логопедических занятиях

Практика в области оказания педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в работе по ранней профориентации....

Раняя профориентация в детских садах столицы Республики Чувашии

В рамках преемственности по ранней профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования, и первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях, име...

Ранняя профориентация в детском саду

В материале рассказывается зачем нужна  ранняя профориентация....

Ранняя профориентация в детском саду

Представлены результаты работы по ранней профориентации с детьми младшего дошкольного возраста,...

Ранняя профориентация в детском саду

Знакомим детей с миром профессий...