Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Экономическое воспитание дошкольников»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Радянская Светлана Вячеславовна

Дополнительная общеразвивающая программа «Экономическое воспитание дошкольников» (далее – Программа) разработана на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», составленной Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Банком России.Дополнительная общеразвивающая программа «Экономическое воспитание дошкольников» (далее – Программа) разработана на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», составленной Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Банком России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Алёнка» города Кирсанова Тамбовской области

Рекомендовано к утверждению

педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад «Алёнка»

от _______20___г. № ____

Утверждаю

Заведующий МБДОУ «Детский сад «Алёнка»___________Т. В. Дякина

Приказ от______20___г. № _

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Экономическое воспитание дошкольников»

(ознакомительный уровень)

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

 Радянская С.В.

старший    воспитатель

Кирсанов

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

  1. 1.Учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка»

  1. 2.Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Экономическое воспитание дошкольников»

  1. 3.Ф.И.О. должность составителя

Радянская Светлана Вячеславовна, старший воспитатель, педагог дополнительного образования

4.Сведения о программе:

4.1.Нормативная база

Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

 Федеральная образовательная программа дошкольного образования от 25.11.2022 № 1028;

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих (письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11 2015 №09 -32-42);

постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);

устав МБДОУ «Детский сад «Алёнка»

4.2. Область применения

дополнительное образование детей

4.3. Направленность

социально-гуманитарная

4.4. Тип программы

модифицированная

4.5. Вид программы

образовательная

4.6. Уровень

ознакомительный

4.7. Возраст обучающихся

5–7 лет

4.8. Продолжительность

 обучения

1 год

5. Заключение педагогического совета

Протокол №  __ от ___.___.20___  г.

Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Экономическое воспитание дошкольников» (далее – Программа) разработана на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», составленной Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Банком России.

Направленность дополнительной образовательной программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономическое воспитание дошкольников» имеет социально-гуманитарную направленность. Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет, содержание ориентировано на создание необходимых условий для формирования предпосылок финансовой грамотности.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к конкретным жизненным ситуациям, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях.  Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной действительности; дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. Экономическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: социальная действительность требует от нас нового уровня экономических знаний. Ребенок с раннего возраста соприкасается с такими понятиями, как деньги, товар, труд, стоимость, именно поэтому вопросы экономического воспитания стали актуальными уже применительно к дошкольному возрасту.   В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического, финансового и предпринимательского воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле формирования здорового интереса к деньгам, совершенствования навыков сотрудничества взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результату человеческого труда и человеку.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представления о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстниками, ребенка с взрослым, приобретаются такие качества, как умения продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.

Отличительная особенность данной программы является игровая составляющая. Игры познавательного характера экономической направленности проводятся с применением компьютерных технологий, используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной, экспериментальной и проектной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, в работе с родителями.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа является комплексной и состоит из четырех блоков, связанных между собой задачами и содержанием:  

Блок 1: Труд и продукт (товар);  

Блок 2: Деньги и цена (стоимость);

Блок 3: Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности;  

Блок 4: Полезные экономические навыки и привычки в быту.

Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

Труд — продукт - товар

В разделе закрепляются представления о сложном мире предметов и вещей, как результата труда людей, человеческих взаимоотношениях. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Кем быть?», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Реклама: желания и возможности.

В разделе закрепляются представления о понятие «реклама», поясняется ее значение как положительное, так и отрицательное, с тем, что реклама — это механизм воздействия на экономические процессы, но никак не экономическая категория и вовсе не экономический показатель, и говорить о ней, видимо результативнее, в ракурсе ее влияния на экономический результат.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство» и др. играх развиваются коммуникативные и творческие способности дошкольников, умения составлять рекламу, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей, формировать речевое общение дошкольников и учить культуре поведения. Речевая игра используется и для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.).  При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое   мышление, зрительная   память.

Полезные навыки и привычки в быту.

Основная задача данного раздела – объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важно обсуждение возможных вариантов, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими. Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и т.д.) и получить иной взгляд со стороны.

В играх закрепляются знания детей о соотношении стоимости вещей (услуг), умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.), умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и соответственно определять приоритеты). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать.

Деньги (цена, стоимость).

Основной задачей данного раздела является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей. 

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Адресат программы: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с учетом возрастных особенностей детей.

Особенности возрастной группы

Старший дошкольный возраст имеет свои особенности. В этот период дети любознательны, проявляют высокую познавательную активность, максимально открыты эмоциональному переживанию и сопереживанию. Развиваются предпосылки понятийного мышления: появляются элементы абстрактных рассуждений, проявляется интерес не только к тем явлениям, которые он видел непосредственно перед собой, но и к обобщённым свойствам предметов окружающей действительности.

Ребёнок способен определить причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Продолжается формирование базовых компонентов ценностных ориентаций. Закладываются основы морального поведения, формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям, выстраивается моральный облик ребёнка, черты которого проявляются в течение всей последующей жизни.

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе стимулирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоуважении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Формирование финансовой культуры в части развития экономического мышления, деловых качеств, общественной активности и предприимчивости ограничено возрастными особенностями и психическим развитием дошкольников. В этот период дети ещё не готовы к правильному восприятию целого ряда финансово-экономических терминов, проведению сложных математических расчётов, планированию, анализу, синтезу и пр. Несоответствие между познавательными потребностями ребёнка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять.

Учитывая это, целесообразно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр.

Объем программы

2 года (дети 5-7 лет) - 70 часа. Общее количество часов в год – 35 часов

Практическая часть предусматривает распределение детей по подгруппам. Все темы распределены по блокам. Всего блоков 4.

I год обучения - дети старшей группы (5-6 лет):

 - Труд – продукт - товар.

 - Реклама: желания и возможности

II год обучения - дети подготовительной к школе группы (6-7 лет):

 - Полезные навыки и привычки в быту

 - Деньги (цена, стоимость)

Формы и режим занятий:

- форма занятий – групповая;

- наполняемость групп – 18 - 21 человек;

-периодичность проведения занятий - 1 раз в неделю;

- продолжительность занятия – 1 раз в неделю продолжительностью:

 25 минут – дети 5-6 лет, 30 минут – дети 6-7 лет.

Количество обучающихся: определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендации СанПиН – 18 -21 человек.

1.2.  Цель программы: формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями);

Развивающие: развивать экономическое сознание и экономическую грамотность; развивать интеллектуальные и творческие способности детей через овладение действием наглядного моделирования;

Воспитывающие: воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.

1.3 Содержание программы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

I год обучения – дети старшей группы (5-6 лет)

№ п\п

Название, раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации

всего

теория

практика

1

Введение в образовательную программу

2

0,5

1,5

Групповая

Инструктаж по технике безопасности. Беседа

2

Труд-продукт- товар

18

4,5

13,5

Групповая

Практическая работа, раскрашивание, выставка

3

Реклама: желание и возможности

14

3,5

10,5

Групповая

Практическая работа, раскрашивание, выставка

Диагностика по итогам изучения образовательного курса

1

0,25

0,75

Групповая

Диагностика

Всего

35

8,75

26,25

II год обучения – дети подготовительной к школе группы (6-7 лет)

№ п\п

Название, раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации

всего

теория

практика

1

Введение в образовательную программу

2

0,5

1,5

Групповая

Беседа

2

Полезные экономические навыки и привычки в быту

4

1

3

Групповая

Практическая работа, раскрашивание, выставка

3

Деньги (цена и стоимость)

28

7

21

Групповая

Практическая работа, раскрашивание, выставка

Диагностика по итогам изучения образовательного курса

1

0,25

0,75

Групповая

Итоговая Диагностика

Всего

35

8,75

26,25

Содержание блока

1-й год обучения

Тема занятий

Задачи

Содержание занятий

Кол-во

занятий

Сентябрь

Введение в образовательную программу

дать понятие, что такое экономика. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать речь, умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения. Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.

Формировать знания и представления учащихся о правилах занятий, подвижных игр, о правилах безопасного поведения.

познакомить детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности.

2

Блок: труд-продукт-товар

У каждого

человека должно

быть интересное

дело

 воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности

 воспитание уважения к профессиям близких им людей

 формировать представление о

необходимости и важности труда, о том, что любая профессия украшает человека

  знакомство с экономическими

категориями: «труд», «убыток», «своевременность (сроки) работы»

 формирование социально-нравственных качеств:

трудолюбие – лень, умение планировать дела

  рассказ педагога о разнообразии профессий, знакомство с понятием профессия

  беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек

  знакомство детей с понятием «династия»

1

 чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»

 чтение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали»

  обсуждение прочитанного

  игра по картинкам «Назови профессию»

1

Октябрь

Почему все

взрослые

работают

∙ закрепление понятия «профессия»

∙ воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности

∙ воспитание уважения к профессиям близких им людей

∙ расширить знания о разнообразии профессий, качестве продукции

∙ развивать воображение,

смекалку, сообразительность

∙ знакомство с экономическими

категориями: «труд», «качество», «умелость»

∙ формирование социально-

нравственных качеств:

сообразительность, умение осознать свою вину, способность исправить ошибку

∙ беседа о необходимости трудиться

∙ знакомство с понятием «брак товара»

∙ знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, милиционер)

∙ игра «кто больше назовет профессий»

1

∙ формировать представление о значении труда как средстве зарабатывания денег, положительного отношения к тем, кто трудится

∙ знакомство с экономическими

категориями: «труд», «деньги»

∙ воспитание социально-нравственных качеств:

трудолюбие, забота о ближнем, старательность, стремление к справедливости

∙ чтение грузинской сказки «Заработанный рубль»

∙ беседа по сказке

1

Игровое занятие

«Профессии»

∙ закрепить знания детей о различных профессиях

∙ расширить знания детей о новых профессиях

∙ детям предлагается серия игр: «Угадай, о ком я говорю!» (педагог описывает профессию, не называя ее, а дети отгадывают название); «Подбери то, что тебе нужно для работы» (команда получает набор карточек с изображение предметов,

необходимых человеку определенной профессии. Задача детей - угадать

профессию).

1

Ноябрь

Когда продукт

труда

превращается в товар

∙ знакомство детей с понятием «товар», с операциями

купли-продажи

∙ знакомство с экономическими

категориями: купля-продажа, обмен, торговля, прибыль

∙ воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав

∙ формирование понимания того, что доброе отношение к

окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность

∙ экскурсия по группе, называем находящиеся в ней вещи – товары если бы это был магазин

∙обсудить процесс изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.)

∙ вспоминаем пословицы и поговорки о труде и результатах труда

1

Когда продукт

труда

превращается в товар

(продолжение)

∙ знакомство детей с понятием «товар», с операциями

купли-продажи

∙ воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав

∙ формирование понимания того, что доброе отношение к

окружающим людям

вызывает ответную доброту и благодарность

∙ работа с наглядным пособием «как пришли к нам игрушки»

∙ чтение сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», обсуждение прочитанного

1

Ценность и

украшение товара– его качество

 формирование понимания, что каждый товар имеет свою цену

 формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой

 знакомство с экономическими

категориями: качество, цена, продажа, ярмарка

 воспитание уважительного

отношения к результатам

добросовестного труда, отрицательного отношения к лени

 рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества)

  беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях

 чтение стихотворения К.И. Чуковского «Федорино горе» (Почему же вся посуда сбежала от Федоры?)

1

∙ чтение РНС «Вкусный хлеб»

∙ чтение РНС «По копейке блестка»

∙ обсуждение прочитанного, закрепление экономических понятий, обсуждение социально-нравственных качеств

1

Декабрь

В гостях у сказки

∙ формирование понимания

зависимости между качеством товара и его ценой

∙ знакомство с экономическими

категориями: качество, цена, продажа, ярмарка

∙ воспитание уважительного

отношения к результатам

добросовестного труда, отрицательного отношения к лени

∙ чтение истории «Как Миша задумал ярмарку устроить» из книги Т. Поповой и др.

«Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом»

∙ после чтения - выполнение детьми игровых заданий по теме: ярмарка

1

Менеджер –

интересная

профессия

∙ знакомство с профессией менеджера, с содержанием

работы менеджера

∙ воспитание интереса к данной профессии, желание узнать о ней как можно больше, уважение к людям труда

∙ рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей

1

Менеджер –

интересная

профессия (продолжение)

∙ закрепить знания о профессии «менеджер»

∙ воспитание интереса к данной профессии, уважение к людям данной профессии

∙ беседа с детьми, уточнение полученной ранее информации

∙ сюжетно-дидактическая игра «Хлебозавод»

∙ вспоминаем пословицы и поговорки о труде

1

Игровое занятие

∙ уточнить использование

данных продуктов

∙ подчеркнуть, что для

выполнения различных работ необходимы определенные

знания и умения

∙ закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий

∙ игра «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся), «Кто что производит» (соединить стрелочкой, кто что производит), «кому что

нужно» (разложить карточки в соответствии с профессией человека)

1

Январь

Сколько заработал

– столько купил

∙ учить детей делать покупку с учетом заработанных денег,

умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации

∙ развитие творчества

∙ активизация усидчивости,

старательности, аккуратности, желания достигать качественного

результата

∙художественная деятельность: рисование, аппликация на тему «Гжель», «Жостово», «Дымковская игрушка»

1

∙ купля-продажа своего товара с участием гостей (работники детского сада)

1

∙ путешествие в импровизированный магазин детских товаров за покупками

∙ обсуждение покупок

1

Игровое занятие

∙ познакомить детей с

многообразием потребностей

и ограниченными возможностями

∙ научить определять разницу между «хочу» и «надо»

∙ игра «Хочу и надо» - определить к какому понятию «хочу» или «надо», - относится изображенный на картонке предмет и приклеить картинку на соответствующее панно

1

Промежуточная диагностика

Закрепление экономических понятий.

Беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, проблемные ситуации, творческие задания

1

Февраль

Блок: реклама

Что такое реклама

(блок из 4 занятий)

∙ дать знания о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи

∙ воспитывать интерес к рекламе, рекламной деятельности

∙ расширить представления о

рекламе как информации,

содержащей привлекательное

сообщение для покупателей

∙ экономические категории: реклама, привлекательность

∙ рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций

∙ чтение детям рекламных текстов, рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где его можно купить)

∙ чтение отрывка из книги Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе

1

∙ рассматривание нового вида рекламы – рекламных буклетов, красочных рекламных листков, заранее заготовленных воспитателем

∙ рассказ детей о запомнившейся рекламе, где узнали о ней

∙ вспоминаем, с каким видом рекламы познакомились на предыдущем занятии

1

∙ чтение РНС «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя, выделение социально-нравственных качеств – хитрость,

∙чтение РНС «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя, выделение социально-нравственных качеств – хитрость, доверчивость

1

∙ закрепление понятия «реклама»

∙ рассказ детей о видах рекламы

∙ подбор материала к теме из книги Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены»

1

Март

Реклама в сказках

∙ уточнить представление о

назначении рекламы

∙ развивать понимание зависимости между спросом на товар и его

ценой

∙ развивать способность критически оценивать рекламу

∙ экономические категории: реклама, выгода

∙ формировать отрицательное

отношение к глупости, обману, излишней доверчивости

∙ чтение истории «Как Сорока Мишин товар хвалила» из книги Т. Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом»

∙ после чтения - выполнение детьми игровых заданий по теме: реклама

1

∙ чтение сказок братьев Гримм «Три счастливца» и Г.-Андерсен «Новое платье короля»

∙ обсуждение прочитанного, ответы детей на вопросы воспитателя

1

Кто делает рекламу?

∙ закрепление понятия «реклама»

∙ знакомство с понятием

«рекламо-изготовители», с профессиями людей,

изготавливающих рекламу; «рекламное агентство»

∙ воспитание осознанного отношения к явлению рекламы, интереса к профессиям рекламной деятельности

∙ экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар

∙ рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы

∙ чтение стихотворения С. Михалкова «Как старик корову продавал», ответы детей на

вопросы о прочитанном

∙ рассматривание детьми рекламных листков и буклетов

1

Распространители рекламы

∙ воспитание эстетического

отношения к месту своего проживания: подъезду, дому, двору,

улице, городу

∙ осознание смысла соблюдения чистоты и порядка

∙ беседа с детьми о том, как выглядит их подъезд, наклеена ли реклама на стенах и дверях подъезда. дать правильную оценку недопустимой деятельности рекламораспространителей

∙ задание детям: принести в детский сад рекламные листки из почтового ящика. Беседа с детьми по содержанию принесенных ими рекламных листков.

1

Апрель

Сказочный

рекламный агент

∙ сформировать представление о

профессии рекламного агента

∙ экономические категории: реклама, рекламный агент, расчет

∙ формировать положительное

отношение к смекалке,

расчетливости

∙ чтение и беседа с детьми по сказке

Ш. Перро «Кот в сапогах»

1

Работа с рекламными

буклетами (детского

содержания)

∙ знакомство с понятием «Реклама товаров для детей»

∙ формируем представление о

целесообразности покупки

∙ экономические категории:

рекламодатель, реклама, выгода

∙ беседа с детьми, рассматривание

содержания рекламных листков и буклетов

∙ чтение неоконченного рассказа «Пришла Маша в магазин игрушек…», придумывание конца рассказа

1

Если бы у меня было собственное дело

∙ уточнение смысла предназначения

рекламы

∙ развитие творческого воображения

у детей

∙ беседа с детьми: что такое «собственное дело» (хозяин, руководитель фирмы,

директор предприятия)

∙ пробуем придумать рекламу своего предприятия

∙ задание на дом придумать рекламу вместе с родителями

1

Играем в рекламу

∙ продолжаем знакомить детей с

новым социальным явлением –реклама

∙ закрепляем знания о том, что реклама бывает разной: печатная, телевизионная, уличная и т.д.

∙ учить детей составлять рекламу самостоятельно, в виде рисунков, стихов и т.д.

∙ чтение стихотворения Э. Успенского «Реклама»

∙ рассматривание реклам, выполненных детьми с родителями. Показ и «зачитывание» своей рекламы детьми

1

Май

Играем в рекламу

(продолжение

предыдущего

занятия)

∙ развитие воображения, творчества детей

∙ чтение стихотворения А. Беспаловой «Реклама»

∙ дети придумывают рекламу, используя разные ее средства изображения (устная, в стихах, в прозе, рисуют и т.д.)

1

Игровое занятие

«Прогулка по

сказочному городу»

∙ формировать у детей

положительное отношение к доступной, красивой и понятной

рекламе

∙ выявить, как обогатились знания детей, выявить результат проведенной работы

∙ путешествие ребят по «сказочному городу», разгадывание символики –

рекламы сказочных домиков, ответы детей на вопросы педагога

1

Итоговая интегрированная образовательная деятельность «Ярмарка»

Обобщать знания детей, полученных в течение года и закрепление экономических понятий.

 Учить классифицировать товары. Формировать нравственное поведение в торговых заведениях, выполняя, роль продавца. Закрепление понятия «цена»; учить сравнивать цены: дешево — дорого.

1

Итого за первый год обучения

35

2-й год обучения

Тема занятий

Задачи

Содержание занятий

Кол-во

занятий

Сентябрь

Блок: полезные экономические навыки и привычки в быту

Введение в образовательную программу

Вспомнить, что такое экономика. Уметь выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.

Инструктаж по технике безопасности. Что такое экономика.

2

Про колосок и хлеба кусок

∙ воспитывать в детях бережное отношение к хлебу, осознание того, что в него вложен огромный человеческий труд

∙ беседа о хлебе, чтение РНС «Колосок»

∙ диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы

1

Свет и вода – вам забота нужна

∙ воспитывать у детей экономное отношение к электричеству, воде

∙ формировать нетерпимость к небрежности, расточительству

∙ рассказ воспитателя «Как вода к нам в кран попадает», «Что такое электричество»

∙ лепбук «Волшебная капелька»

∙ беседа по домашнему заданию о том, как экономят воду и электричество дома

1

Как можно продлить жизнь вещам

∙ воспитывать у детей бережливое отношение к своим вещам

∙ стимулировать проявления творчества, поощрять желание быть занятым полезной деятельностью

∙ побудить к поиску ответов на вопрос6 как поступить, если у предмета утеряна или сломана часть?

∙ книжная больница «Учимся ремонтировать книги»

∙ беседа о том, как можно восстановить игрушки, вещи или использовать их в измененном виде

1

Порядок время бережет. Цена минуты. Машины в нашем доме.

∙ воспитывать у детей привычку своевременно выполнять порученное дело

∙ воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к личным вещам

∙ рассказ-беседа о значении бытовой техники, напомнить правила обращения с пылесосом, утюгом и т.д.

∙ ввести правила: «Каждой вещи – свое место»

∙ игра «Скоро гости"

1

Знакомство детей с понятием «деньги»

∙ знакомство с экономическими

категориями: обмен, убытки, выгода, деньги, бартер

∙ рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег

∙ чтение сказки «Бобовое зернышко», понятие «обмен товарами»

1

В гостях у сказки

∙ помочь понять суть натурального обмена (бартера)

∙ уточнить знания об операции взаимообмена товарами

∙ развивать умение рассуждать о

выгодных и невыгодных сделках

∙ формировать отрицательное

отношение к обману, излишней

доверчивости

∙ чтение РНС «Лисичка со скалочкой», «Мена»

∙ диалог с детьми о прочитанном

1

Какие бывают деньги

∙ дать понятие о деньгах как о

средстве купли-продажи

∙ знакомство с экономическими

категориями: деньги, монеты, купюры, достоинство денег

∙ воспитываем интерес к деньгам как к культурно-историческому

явлению

∙ рассказ педагога о деньгах, как о

культурно-историческом явлении и средстве купли-продажи, демонстрация внешнего вида денег, понятия «купюры», «монеты», покупательная способность денег в зависимости от их достоинства

∙ рассматривание с детьми изображения современных денег

∙ рассказ педагога о том, где изготавливаются деньги

1

Понятие «деньги»

∙ рассказ педагога

∙ диалог с детьми с использованием игр «Дороже-дешевле», «Оцените товар», «Сколько стоит?»

1

Игровое занятие

«денежные знаки»

∙ знакомство с денежными знаками в процессе игры

∙продемонстрировать ребенку, что деньги служат средством обмена предметами (товарами) между людьми

∙ занятие проходит в виде игр по подгруппам. Игры: «Знакомство с денежными знаками», «Обмен»

1

Деньги счет любят

∙ расширить представление о

деньгах, их ценности

∙ развивать способность разумно расходовать деньги

∙ экономические категории: затраты, прибыль

∙ чтение истории 8 «Как Миша понял, что деньги счет любят» из книги

«Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»

∙ беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога

1

В гостях у сказки

∙ расширить представление о

деньгах, их ценности

∙ развивать способность разумно

расходовать деньги

∙ экономические категории: деньги, расход

∙ чтение сказки Г.Х. Андерсена «Огниво»

∙ беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога

1

О том, как правильно

деньгами распоряжаться

∙ развивать способность разумно расходовать деньги

∙ расширить представление о

деньгах, их ценности

∙ экономические категории: прибыль, потребление,

накопление

∙ воспитание экономности,

бережливости

∙ чтение истории «Как Миша учился деньги делить» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал

бизнесменом»

∙ беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога

1

Откуда у людей берутся

деньги

∙ формирование представления о

значении труда как средстве зарабатывания денег

∙ воспитание положительного

отношения к тем, кто

добросовестно трудится

∙ воспитание трудолюбия,

старательности, стремления к

справедливости

∙ экономические категории: зарплата, профессия, труд

∙ рассказ педагога о том, что все взрослые работают и получают зарплату, о необходимости иметь профессию

∙ чтение грузинской сказки «Заработанный рубль», ответы детей на вопросы по сказке

1

Чем лучше качество, тем

дороже вещь

∙ закрепление понятий «дорогой», «дешевый»

∙ помочь понять связь цены и качества товара

∙ экономические категории: цена, качество товара, сорт товара, брак

∙ воспитание уважения к труду людей

∙ демонстрация детям товаров одного вида, но разного качества, сравнение товаров, диалог с детьми

∙ игра «Экскурсия по группе», разговор о необходимости вещей разного сорта и разной стоимости

1

В гостях у сказки

∙ формировать понимание

зависимости между качеством товара и его ценой

∙ развивать у детей смекалку,

сообразительность

∙ знакомство с экономическими

категориями: качество, цена, продажа, деньги

∙ чтение РНС «Вкусный хлеб», «По копейке блестка»

∙ диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы

1

Практическое занятие

∙ закрепление понятия

необходимости труда как средстве зарабатывания денег

∙ воспитание положительного

отношения к тем, кто

добросовестно трудится

∙ воспитание трудолюбия,

старательности, стремления к

справедливости

∙ диалог с детьми о разнообразии профессий, о том, как люди зарабатывают деньги в городе, в деревне

1

Бюджет семьи

∙ знакомство дошкольников с

понятием «бюджет семьи»

∙ знакомство с экономическими

категории: бюджет, зарплата, пенсия, стипендия, детское

пособие

∙ рассказ педагога с использованием

пособий

∙ игра «Если бы я был(а) папой, мамой»

1

В гостях у сказки

∙ формировать представление о

том, что деньги, потраченные разумно, могут стать источником

дохода, прибылью

∙ воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям

∙ чтение китайской сказки «Новогодний подарок»

∙ диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы

1

Практическое занятие по

теме «Бюджет»

∙ закрепляем понятие «бюджет семьи» через практическую

деятельность

∙ понимание связи между величиной бюджета и богатством

семьи

∙ рассуждения детей, ответы на вопросы

1

Игра-занятие: Бюджет семьи, доход, расход

∙ закрепить составляющие

семейного бюджета: пенсия, зарплата, стипендия

∙ углубить представления детей о доходе, его динамике

∙ дать представление о сущности расходов, показать их

многообразие

∙ воспитывать уважительное

отношение к людям,

зарабатывающим деньги

∙ уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи

∙ игра «Семейный бюджет»

1

В гостях у сказки

∙ формировать представление о рациональной трате денег при

совершении покупок

∙ развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду

∙ воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствия

∙ чтение сказки К.И.Чуковского «Муха- Цокотуха»

∙ диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы

1

Меценаты.

Благотворительная

деятельность

∙ знакомим детей с формами

благотворительности

∙ воспитываем уважительное

отношение к меценатам,

спонсорам

∙ формируем понятие истинного

богатства человека

∙ знакомство с экономическими

категориями: богатство,

благотворительность, щедрость,

меценатство

∙ рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о спонсорах,

которые в наше время помогают бедным и нуждающимся: сиротам,

талантливым, но бедным детям, детским садам и школам.

∙ диалог с детьми по рассказанному,

ответы на вопросы

1

Благотворительность.

Практическое занятие

∙ воспитываем уважительное

отношение к меценатам, спонсорам

∙ формируем понятие истинного богатства человека

∙Беседа по теме «Богатые и бедные. Благотворительность»

1

В гостях у сказки

∙ формируем представление о

разнообразии денежных знаков в

определенной стране, понимание ценности денежных знаков в

определенной стране

∙ знакомим с экономическими

категориями: монета настоящая (фальшивая), деньги, валюта, достоинство монеты

∙ формирование социально-

нравственного качества –

стремление к справедливости

∙ чтение сказки Г. Х. Андерсена

«Серебряная монетка»

∙ диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы

1

Игровое занятие

∙ научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме

составляющих цену подарка

∙ дать понятие о накоплении

денежных средств

∙ воспитывать бережное отношение к деньгам

∙игра «Купи другу подарок» (выбрать

подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты.

Покупает тот, кто заплатит за товар

соответствующую цену); игра «Копилка» (выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме

составляли: для первой копилки – 5 рублей, для второй - 10).

1

Музей денег

∙ закрепить знания о

возникновении металлических денег, о валютах разных стран

∙ воспитывать интерес к истории других стран через культурное понятие «деньги»

∙ стимулировать активность детей

∙ обсуждение – что такое музей, для чего он нужен, что в нем хранится

∙ рассматривание детьми выставки вместе с педагогом

∙ беседа, активный диалог о деньгах,

используемых в нашей стране и в других странах

∙ игра «Назови какую-нибудь валюту»

1

Игровое занятие

«Покупаем подарок

бабушке - сказочнице»

∙ закрепить знание детей о товаре и стоимости

∙ закрепить навыки счета и знаний цифр

∙ воспитывать уважение к чужому труду

∙ дети «едут» в гости к бабушке –сказочнице, предварительно идут в

«магазин» и выбирают подарок, покупают его.

1

Игровое занятие «Где? Что? Почем?»

∙ в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания: деньги, товар, покупатель, продавать,

стоимость, знание о магазинах и их назначении

∙ воспитывать у детей интерес к экономике, такие качества как

экономность, рациональность

∙ играют две команды, отвечают на вопросы и зарабатывают деньги, затем обе команды идут в «магазин игрушек», где на заработанные деньги дети «покупают» понравившиеся игрушки

1

Комплексное занятие

«По одежке –

протягивай ножки»

∙ закрепление полученных знаний в различных видах деятельности

∙ научить соотносить стоимость покупки с заработанными

деньгами (желаемое и возможное)

∙ воспитывать у детей желание качественно выполнять работу

∙ закрепить понятия: покупка, распродажа, дорого, дешево

∙ рассказ педагога о том, кто такие купцы, почему их так называют

∙ творческая деятельность детей

(рисование изделий наподобие изделий гжельских мастеров, чтобы продать их купцам)

1

∙ продажа купцам своих изделий (купцы– воспитатели, сотрудники детского сада). Детям дается установка на то, что с купцами можно торговаться, если им кажется, что цена изделия занижена. Дети получают «деньги», складывают их в свой кошелек

1

∙ в импровизированном магазине игрушек дети покупают понравившуюся игрушку. Задача ребенка – соотнести стоимость игрушки с заработанными

деньгами (желаемое и возможное)

1

∙ создание игровых ситуаций для решения задач морального плана: купить вскладчину игрушку для детей всей группы; купить подарок няне на день рождения

1

Итоговое занятие

Обобщать знания детей, полученных в течение года и закрепление экономических понятий.

Диагностика и тестирование на предмет усвоенных экономических знаний в течение года.

1

Итого за второй год обучения

35

1.4. Планируемые результаты

К концу года дети должны знать:

К концу года дети должны уметь:

  • Несколько современных профессий, содержание их деятельности (например: предприниматель, фермер, программист и пр.);
  • Иметь представление о:

- производственном цикле изготовления товара;

- о формах сбыта продукции;

- о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т.д.);

  • понятие «экономика»;
  • российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
  • понимает суть процесса обмена валюты (например, в путешествии).

  • Владеет понятием «потребности»;
  • различать виды потребностей (материальная, духовная, социальная);
  • объяснить зависимость цены товара от его качества и количества;
  • называть разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
  • выделять экономическое содержание из художественных произведений;
  • устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;
  • объяснять различие понятий благополучие, счастье и достаток;
  • совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу;
  • в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявлять заботу, пытаться исправить свою или чужую оплошность;
  • бережно, рационально, экономно использовать расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, пластилин и пр.);
  • следовать правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
  • с удовольствием делать подарки другим и испытывать от этого радость;
  • с удовольствием помогать взрослым, объяснять необходимость оказания помощи другим людям.

Мониторинг усвоения экономических и предпринимательских знаний осуществляется в начале и в конце учебного года каждой возрастной группы, используются такие формы обследования как блиц-опрос, беседы с детьми, викторины, проекты, анкетирование родителей.

Блок № 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1 Календарный учебный график:

Продолжительность занятий, обучающихся с 4 сентября по 27 мая.

Количество недель:

 первый год обучения - 35 часов;

 второй год обучения - 35 часов.

2.2 Условия реализации программы:

Для реализации Программы занятия проводятся в групповой комнате, где создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии требованиями СанПиН и ФГОСДО.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования развития детей старшего дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.

Развивающая предметно-пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности - мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, подборка художественной литературы, музыкальная фонотека.

Для художественно-творческой деятельности детей имеется достаточное количество разнообразных материалов стандартной и нестандартной направленности, используемые в работе.

Дополнительное оборудование:

1. Дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Назови профессию», «Супермаркет», «Автосалон», «Угадай профессию», «О ком я говорю», «Подбери то, что тебе нужно для работы», «Гипермаркет», «Реклама», «Знакомство с денежными знаками», «Обмен» и др.

 2. Телевизор, ноутбук.

 3. Художественная литература данной тематики (Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены». Ш. Перро «Кот в сапогах» и др.).

4. Рекламные буклеты, листовки, газетные объявления.

5. Буклеты с изображением товаров и игрушек.

2.3. Методическое обеспечение программы

Раздел

Формы и методы занятий.

Дидактическое оснащение. Техническое оснащение

Подведение итогов

Введение в образовательную программу

Беседы, разговор, рассказывание, объяснение

Наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты; демонстрационные материалы

Начальная диагностика

“Труд-продукт-товар”

Беседы, разговор, рассказывание, объяснение

  1. Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.
  2. Посуда, книги разного качества (сорта).
  3. Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.
  4. Мелкие игрушки из киндер-сюрпризов (для магазина детских товаров).
  5. Ценники.
  6. Книга для детей “Профессии” Безруких М.Н., Филипповой Т.А.

Викторина, блиц-опрос

“Реклама”

Беседы, разговор, рассказывание, объяснение

  1. Рекламные газеты “Клиент”, “Экстра-М” и др.
  2. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
  3. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей

Викторина, блиц-опрос

“Деньги”

Беседы, разговор, рассказывание, объяснение

  1. Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
  2. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп. (примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого достоинства).
  3. “Портреты” членов семьи.
  4. Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
  5. Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
  6. Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.
  7. Книга для детей “Деньги” (А.Д.Шатова, Ювента, 2003).

Викторина, блиц-опрос

Полезные экономические навыки и привычки в быту

Беседы, разговор, рассказывание, объяснение

  1. Игровые уголки - мебель, оборудование и атрибуты к ролевым играм,
  2. Наглядно-иллюстративный материал: карта-схема прихода воды в дом две ширмы типа «живых картинок» - «Путешествие Капа и Капельки», «Волшебный огонек», лабиринты «Найди не выключенный прибор», «Экономь электроэнергию- включай электросчетчик», «Семейный бюджет», карта-схема «Путешествие в город», перспективная карта покупок.

Викторина, блиц-опрос

2.4. Формы подведения итогов реализации программы:

Система диагностики рассчитана на получение необходимой психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач:

– формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых способностей к декоративно-прикладному творчеству;

–   целенаправленная деятельность в работе с одаренными детьми.

Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности, мониторинг, выставки, участие в конкурсах. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к лепке, творчеству, желания заниматься.

2.5. Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться с соблюдением требований техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

2.6. Кадровое обеспечение

Для ведения занятий по финансовой грамотности в ДОО, не требуется специальной профессиональной подготовки и обучения воспитателей. Занятия по финансовой грамотности организуются в рамках реализации дополнительного образования в форме кружковой работы.

Литература

Для педагогов

  1. Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», 3 изд. – М.: ВИТАПРЕСС, 2020. -32с.
  2. Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Рассуждаем и решаем», -3 изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -32с.
  3.  Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
  4. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – 3-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -80с.
  5.  Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Читаем и обсуждаем. -3изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -64с.

6. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников .3-е изд.– М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -32 с.

7. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Играем вместе – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -40 с:

8. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Говорим с детьми о финансах .3-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -32с.

9.  Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

10. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

11.Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

12.Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Программа. М.,2018.

.

Для детей и родителей

1.Кнышова Л.В., Меньшикова О.И. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996 г.

2.Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.

3. Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М.: Самовар, 1993 г.

4. Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предприимчивым. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, 2004 г.

5. Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. Издательство «East - West East-West», 1992 г.

Обучающий видеоконтент

 Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:

https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0 -Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги?  

https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE - Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить.

 https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM - Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет.

- https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc  - Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги.

https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4 - Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности.  

https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU - Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы.

https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs - Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата.

https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ - Мультфильм Фиксики – Деньги

 - «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)

 - Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень»

- Мультсериал «Навигатум»: «Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»

Интернет-ресурсы

www.cbr.ru 

https://detsadsolnischko.nubex.ru/10896/

https://m.vk.com/public214766355

https://iro51.ru/images/upload/2020/ФГОС/ФГОС_ДО/2020-МР

https://koiro.edu.ru/activities/prioritetnye-proekty-v-sfere-obrazovaniya/finansovaya-gramotnost-naseleniya

Приложение

                                                                     

Диагностическая карта развития детей старшей группы

 по программе «Экономическое воспитание дошкольников»

п/п

Фамилия, имя ребёнка

Труд и продукт (товар)

Деньги и цена (стоимость)

Реклама

Полезные экономические навыки и

привычки в быту

Средний балл и %

1

2

Итого %

Баллы подсчитываются:

 1 балл – низкий уровень;

2 балла – средний уровень;

3 балла – высокий уровень

Уровневый показатель

Количество детей

% показатель

Количество детей

% показатель

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Всего:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель программы — содействовать формированию первичных социальных компетенций старших дошкольников в сфере личных и семейных финансов. Содержание Программы направлено социально-педагогическое раз...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника». ...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по экономическому воспитанию «Дошкольник и финансы» для детей 4–7 лет

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Дошкольник и финансы» (далее Программа) разработана на основе примерной пар...