Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Экономическое воспитание дошкольников»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа «Экономическое воспитание дошкольников» (далее – Программа) разработана на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», составленной Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Банком России.Дополнительная общеразвивающая программа «Экономическое воспитание дошкольников» (далее – Программа) разработана на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», составленной Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Банком России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» города Кирсанова Тамбовской области
Рекомендовано к утверждению педагогическим советом МБДОУ «Детский сад «Алёнка» от _______20___г. № ____ | Утверждаю Заведующий МБДОУ «Детский сад «Алёнка»___________Т. В. Дякина Приказ от______20___г. № _ |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Экономическое воспитание дошкольников»
(ознакомительный уровень)
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Радянская С.В.
старший воспитатель
Кирсанов
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
| Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» | |
| Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Экономическое воспитание дошкольников» | |
| Радянская Светлана Вячеславовна, старший воспитатель, педагог дополнительного образования | |
4.Сведения о программе: | ||
4.1.Нормативная база | Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральная образовательная программа дошкольного образования от 25.11.2022 № 1028; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих (письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11 2015 №09 -32-42); постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573); устав МБДОУ «Детский сад «Алёнка» | |
4.2. Область применения | дополнительное образование детей | |
4.3. Направленность | социально-гуманитарная | |
4.4. Тип программы | модифицированная | |
4.5. Вид программы | образовательная | |
4.6. Уровень | ознакомительный | |
4.7. Возраст обучающихся | 5–7 лет | |
4.8. Продолжительность обучения | 1 год | |
5. Заключение педагогического совета | Протокол № __ от ___.___.20___ г. |
Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Экономическое воспитание дошкольников» (далее – Программа) разработана на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», составленной Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Банком России.
Направленность дополнительной образовательной программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономическое воспитание дошкольников» имеет социально-гуманитарную направленность. Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет, содержание ориентировано на создание необходимых условий для формирования предпосылок финансовой грамотности.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к конкретным жизненным ситуациям, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной действительности; дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. Экономическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: социальная действительность требует от нас нового уровня экономических знаний. Ребенок с раннего возраста соприкасается с такими понятиями, как деньги, товар, труд, стоимость, именно поэтому вопросы экономического воспитания стали актуальными уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического, финансового и предпринимательского воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле формирования здорового интереса к деньгам, совершенствования навыков сотрудничества взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результату человеческого труда и человеку.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представления о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстниками, ребенка с взрослым, приобретаются такие качества, как умения продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.
Отличительная особенность данной программы является игровая составляющая. Игры познавательного характера экономической направленности проводятся с применением компьютерных технологий, используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной, экспериментальной и проектной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, в работе с родителями.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа является комплексной и состоит из четырех блоков, связанных между собой задачами и содержанием:
Блок 1: Труд и продукт (товар);
Блок 2: Деньги и цена (стоимость);
Блок 3: Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности;
Блок 4: Полезные экономические навыки и привычки в быту.
Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
Труд — продукт - товар
В разделе закрепляются представления о сложном мире предметов и вещей, как результата труда людей, человеческих взаимоотношениях. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В играх «Кондитерская фабрика», «Кем быть?», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
Реклама: желания и возможности.
В разделе закрепляются представления о понятие «реклама», поясняется ее значение как положительное, так и отрицательное, с тем, что реклама — это механизм воздействия на экономические процессы, но никак не экономическая категория и вовсе не экономический показатель, и говорить о ней, видимо результативнее, в ракурсе ее влияния на экономический результат.
В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство» и др. играх развиваются коммуникативные и творческие способности дошкольников, умения составлять рекламу, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей, формировать речевое общение дошкольников и учить культуре поведения. Речевая игра используется и для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память.
Полезные навыки и привычки в быту.
Основная задача данного раздела – объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важно обсуждение возможных вариантов, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими. Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и т.д.) и получить иной взгляд со стороны.
В играх закрепляются знания детей о соотношении стоимости вещей (услуг), умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.), умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и соответственно определять приоритеты). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать.
Деньги (цена, стоимость).
Основной задачей данного раздела является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Адресат программы: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с учетом возрастных особенностей детей.
Особенности возрастной группы
Старший дошкольный возраст имеет свои особенности. В этот период дети любознательны, проявляют высокую познавательную активность, максимально открыты эмоциональному переживанию и сопереживанию. Развиваются предпосылки понятийного мышления: появляются элементы абстрактных рассуждений, проявляется интерес не только к тем явлениям, которые он видел непосредственно перед собой, но и к обобщённым свойствам предметов окружающей действительности.
Ребёнок способен определить причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Продолжается формирование базовых компонентов ценностных ориентаций. Закладываются основы морального поведения, формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям, выстраивается моральный облик ребёнка, черты которого проявляются в течение всей последующей жизни.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе стимулирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоуважении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Формирование финансовой культуры в части развития экономического мышления, деловых качеств, общественной активности и предприимчивости ограничено возрастными особенностями и психическим развитием дошкольников. В этот период дети ещё не готовы к правильному восприятию целого ряда финансово-экономических терминов, проведению сложных математических расчётов, планированию, анализу, синтезу и пр. Несоответствие между познавательными потребностями ребёнка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять.
Учитывая это, целесообразно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр.
Объем программы
2 года (дети 5-7 лет) - 70 часа. Общее количество часов в год – 35 часов
Практическая часть предусматривает распределение детей по подгруппам. Все темы распределены по блокам. Всего блоков 4.
I год обучения - дети старшей группы (5-6 лет):
- Труд – продукт - товар.
- Реклама: желания и возможности
II год обучения - дети подготовительной к школе группы (6-7 лет):
- Полезные навыки и привычки в быту
- Деньги (цена, стоимость)
Формы и режим занятий:
- форма занятий – групповая;
- наполняемость групп – 18 - 21 человек;
-периодичность проведения занятий - 1 раз в неделю;
- продолжительность занятия – 1 раз в неделю продолжительностью:
25 минут – дети 5-6 лет, 30 минут – дети 6-7 лет.
Количество обучающихся: определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендации СанПиН – 18 -21 человек.
1.2. Цель программы: формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями);
Развивающие: развивать экономическое сознание и экономическую грамотность; развивать интеллектуальные и творческие способности детей через овладение действием наглядного моделирования;
Воспитывающие: воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.
1.3 Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
I год обучения – дети старшей группы (5-6 лет)
№ п\п | Название, раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации | |||
всего | теория | практика | |||||
1 | Введение в образовательную программу | 2 | 0,5 | 1,5 | Групповая | Инструктаж по технике безопасности. Беседа | |
2 | Труд-продукт- товар | 18 | 4,5 | 13,5 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка | |
3 | Реклама: желание и возможности | 14 | 3,5 | 10,5 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка | |
Диагностика по итогам изучения образовательного курса | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Диагностика | ||
Всего | 35 | 8,75 | 26,25 |
II год обучения – дети подготовительной к школе группы (6-7 лет)
№ п\п | Название, раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации | |||
всего | теория | практика | |||||
1 | Введение в образовательную программу | 2 | 0,5 | 1,5 | Групповая | Беседа | |
2 | Полезные экономические навыки и привычки в быту | 4 | 1 | 3 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка | |
3 | Деньги (цена и стоимость) | 28 | 7 | 21 | Групповая | Практическая работа, раскрашивание, выставка | |
Диагностика по итогам изучения образовательного курса | 1 | 0,25 | 0,75 | Групповая | Итоговая Диагностика | ||
Всего | 35 | 8,75 | 26,25 |
Содержание блока
1-й год обучения
Тема занятий | Задачи | Содержание занятий | Кол-во занятий | |
Сентябрь | ||||
Введение в образовательную программу | дать понятие, что такое экономика. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать речь, умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения. Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности. Формировать знания и представления учащихся о правилах занятий, подвижных игр, о правилах безопасного поведения. | познакомить детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности. | 2 | |
Блок: труд-продукт-товар | ||||
У каждого человека должно быть интересное дело | ∙ воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности ∙ воспитание уважения к профессиям близких им людей ∙ формировать представление о необходимости и важности труда, о том, что любая профессия украшает человека ∙ знакомство с экономическими категориями: «труд», «убыток», «своевременность (сроки) работы» ∙ формирование социально-нравственных качеств: трудолюбие – лень, умение планировать дела | ∙ рассказ педагога о разнообразии профессий, знакомство с понятием профессия ∙ беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек ∙ знакомство детей с понятием «династия» | 1 | |
∙ чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» ∙ чтение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали» ∙ обсуждение прочитанного ∙ игра по картинкам «Назови профессию» | 1 | |||
Октябрь | ||||
Почему все взрослые работают | ∙ закрепление понятия «профессия» ∙ воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности ∙ воспитание уважения к профессиям близких им людей ∙ расширить знания о разнообразии профессий, качестве продукции ∙ развивать воображение, смекалку, сообразительность ∙ знакомство с экономическими категориями: «труд», «качество», «умелость» ∙ формирование социально- нравственных качеств: сообразительность, умение осознать свою вину, способность исправить ошибку | ∙ беседа о необходимости трудиться ∙ знакомство с понятием «брак товара» ∙ знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, милиционер) ∙ игра «кто больше назовет профессий» | 1 | |
∙ формировать представление о значении труда как средстве зарабатывания денег, положительного отношения к тем, кто трудится ∙ знакомство с экономическими категориями: «труд», «деньги» ∙ воспитание социально-нравственных качеств: трудолюбие, забота о ближнем, старательность, стремление к справедливости | ∙ чтение грузинской сказки «Заработанный рубль» ∙ беседа по сказке | 1 | ||
Игровое занятие «Профессии» | ∙ закрепить знания детей о различных профессиях ∙ расширить знания детей о новых профессиях | ∙ детям предлагается серия игр: «Угадай, о ком я говорю!» (педагог описывает профессию, не называя ее, а дети отгадывают название); «Подбери то, что тебе нужно для работы» (команда получает набор карточек с изображение предметов, необходимых человеку определенной профессии. Задача детей - угадать профессию). | 1 | |
Ноябрь | ||||
Когда продукт труда превращается в товар | ∙ знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи ∙ знакомство с экономическими категориями: купля-продажа, обмен, торговля, прибыль ∙ воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав ∙ формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность | ∙ экскурсия по группе, называем находящиеся в ней вещи – товары если бы это был магазин ∙обсудить процесс изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.) ∙ вспоминаем пословицы и поговорки о труде и результатах труда | 1 | |
Когда продукт труда превращается в товар (продолжение) | ∙ знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи ∙ воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав ∙ формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность | ∙ работа с наглядным пособием «как пришли к нам игрушки» ∙ чтение сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», обсуждение прочитанного | 1 | |
Ценность и украшение товара– его качество | ∙ формирование понимания, что каждый товар имеет свою цену ∙ формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой ∙ знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, ярмарка ∙ воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени | ∙ рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества) ∙ беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях ∙ чтение стихотворения К.И. Чуковского «Федорино горе» (Почему же вся посуда сбежала от Федоры?) | 1 | |
∙ чтение РНС «Вкусный хлеб» ∙ чтение РНС «По копейке блестка» ∙ обсуждение прочитанного, закрепление экономических понятий, обсуждение социально-нравственных качеств | 1 | |||
Декабрь | ||||
В гостях у сказки | ∙ формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой ∙ знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, ярмарка ∙ воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени | ∙ чтение истории «Как Миша задумал ярмарку устроить» из книги Т. Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом» ∙ после чтения - выполнение детьми игровых заданий по теме: ярмарка | 1 | |
Менеджер – интересная профессия | ∙ знакомство с профессией менеджера, с содержанием работы менеджера ∙ воспитание интереса к данной профессии, желание узнать о ней как можно больше, уважение к людям труда | ∙ рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей | 1 | |
Менеджер – интересная профессия (продолжение) | ∙ закрепить знания о профессии «менеджер» ∙ воспитание интереса к данной профессии, уважение к людям данной профессии | ∙ беседа с детьми, уточнение полученной ранее информации ∙ сюжетно-дидактическая игра «Хлебозавод» ∙ вспоминаем пословицы и поговорки о труде | 1 | |
Игровое занятие | ∙ уточнить использование данных продуктов ∙ подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения ∙ закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий | ∙ игра «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся), «Кто что производит» (соединить стрелочкой, кто что производит), «кому что нужно» (разложить карточки в соответствии с профессией человека) | 1 | |
Январь | ||||
Сколько заработал – столько купил | ∙ учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации ∙ развитие творчества ∙ активизация усидчивости, старательности, аккуратности, желания достигать качественного результата | ∙художественная деятельность: рисование, аппликация на тему «Гжель», «Жостово», «Дымковская игрушка» | 1 | |
∙ купля-продажа своего товара с участием гостей (работники детского сада) | 1 | |||
∙ путешествие в импровизированный магазин детских товаров за покупками ∙ обсуждение покупок | 1 | |||
Игровое занятие | ∙ познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями ∙ научить определять разницу между «хочу» и «надо» | ∙ игра «Хочу и надо» - определить к какому понятию «хочу» или «надо», - относится изображенный на картонке предмет и приклеить картинку на соответствующее панно | 1 | |
Промежуточная диагностика | Закрепление экономических понятий. | Беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, проблемные ситуации, творческие задания | 1 | |
Февраль | ||||
Блок: реклама | ||||
Что такое реклама (блок из 4 занятий) | ∙ дать знания о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи ∙ воспитывать интерес к рекламе, рекламной деятельности ∙ расширить представления о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей ∙ экономические категории: реклама, привлекательность | ∙ рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций ∙ чтение детям рекламных текстов, рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где его можно купить) ∙ чтение отрывка из книги Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе | 1 | |
∙ рассматривание нового вида рекламы – рекламных буклетов, красочных рекламных листков, заранее заготовленных воспитателем ∙ рассказ детей о запомнившейся рекламе, где узнали о ней ∙ вспоминаем, с каким видом рекламы познакомились на предыдущем занятии | 1 | |||
∙ чтение РНС «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя, выделение социально-нравственных качеств – хитрость, ∙чтение РНС «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя, выделение социально-нравственных качеств – хитрость, доверчивость | 1 | |||
∙ закрепление понятия «реклама» | ∙ рассказ детей о видах рекламы ∙ подбор материала к теме из книги Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены» | 1 | ||
Март | ||||
Реклама в сказках | ∙ уточнить представление о назначении рекламы ∙ развивать понимание зависимости между спросом на товар и его ценой ∙ развивать способность критически оценивать рекламу ∙ экономические категории: реклама, выгода ∙ формировать отрицательное отношение к глупости, обману, излишней доверчивости | ∙ чтение истории «Как Сорока Мишин товар хвалила» из книги Т. Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом» ∙ после чтения - выполнение детьми игровых заданий по теме: реклама | 1 | |
∙ чтение сказок братьев Гримм «Три счастливца» и Г.-Андерсен «Новое платье короля» ∙ обсуждение прочитанного, ответы детей на вопросы воспитателя | 1 | |||
Кто делает рекламу? | ∙ закрепление понятия «реклама» ∙ знакомство с понятием «рекламо-изготовители», с профессиями людей, изготавливающих рекламу; «рекламное агентство» ∙ воспитание осознанного отношения к явлению рекламы, интереса к профессиям рекламной деятельности ∙ экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар | ∙ рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы ∙ чтение стихотворения С. Михалкова «Как старик корову продавал», ответы детей на вопросы о прочитанном ∙ рассматривание детьми рекламных листков и буклетов | 1 | |
Распространители рекламы | ∙ воспитание эстетического отношения к месту своего проживания: подъезду, дому, двору, улице, городу ∙ осознание смысла соблюдения чистоты и порядка | ∙ беседа с детьми о том, как выглядит их подъезд, наклеена ли реклама на стенах и дверях подъезда. дать правильную оценку недопустимой деятельности рекламораспространителей ∙ задание детям: принести в детский сад рекламные листки из почтового ящика. Беседа с детьми по содержанию принесенных ими рекламных листков. | 1 | |
Апрель | ||||
Сказочный рекламный агент | ∙ сформировать представление о профессии рекламного агента ∙ экономические категории: реклама, рекламный агент, расчет ∙ формировать положительное отношение к смекалке, расчетливости | ∙ чтение и беседа с детьми по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» | 1 | |
Работа с рекламными буклетами (детского содержания) | ∙ знакомство с понятием «Реклама товаров для детей» ∙ формируем представление о целесообразности покупки ∙ экономические категории: рекламодатель, реклама, выгода | ∙ беседа с детьми, рассматривание содержания рекламных листков и буклетов ∙ чтение неоконченного рассказа «Пришла Маша в магазин игрушек…», придумывание конца рассказа | 1 | |
Если бы у меня было собственное дело | ∙ уточнение смысла предназначения рекламы ∙ развитие творческого воображения у детей | ∙ беседа с детьми: что такое «собственное дело» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия) ∙ пробуем придумать рекламу своего предприятия ∙ задание на дом придумать рекламу вместе с родителями | 1 | |
Играем в рекламу | ∙ продолжаем знакомить детей с новым социальным явлением –реклама ∙ закрепляем знания о том, что реклама бывает разной: печатная, телевизионная, уличная и т.д. ∙ учить детей составлять рекламу самостоятельно, в виде рисунков, стихов и т.д. | ∙ чтение стихотворения Э. Успенского «Реклама» ∙ рассматривание реклам, выполненных детьми с родителями. Показ и «зачитывание» своей рекламы детьми | 1 | |
Май | ||||
Играем в рекламу (продолжение предыдущего занятия) | ∙ развитие воображения, творчества детей | ∙ чтение стихотворения А. Беспаловой «Реклама» ∙ дети придумывают рекламу, используя разные ее средства изображения (устная, в стихах, в прозе, рисуют и т.д.) | 1 | |
Игровое занятие «Прогулка по сказочному городу» | ∙ формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе ∙ выявить, как обогатились знания детей, выявить результат проведенной работы | ∙ путешествие ребят по «сказочному городу», разгадывание символики – рекламы сказочных домиков, ответы детей на вопросы педагога | 1 | |
Итоговая интегрированная образовательная деятельность «Ярмарка» | Обобщать знания детей, полученных в течение года и закрепление экономических понятий. | Учить классифицировать товары. Формировать нравственное поведение в торговых заведениях, выполняя, роль продавца. Закрепление понятия «цена»; учить сравнивать цены: дешево — дорого. | 1 | |
Итого за первый год обучения | 35 |
2-й год обучения
Тема занятий | Задачи | Содержание занятий | Кол-во занятий | |
Сентябрь | ||||
Блок: полезные экономические навыки и привычки в быту | ||||
Введение в образовательную программу | Вспомнить, что такое экономика. Уметь выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности. | Инструктаж по технике безопасности. Что такое экономика. | 2 | |
Про колосок и хлеба кусок | ∙ воспитывать в детях бережное отношение к хлебу, осознание того, что в него вложен огромный человеческий труд | ∙ беседа о хлебе, чтение РНС «Колосок» ∙ диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы | 1 | |
Свет и вода – вам забота нужна | ∙ воспитывать у детей экономное отношение к электричеству, воде ∙ формировать нетерпимость к небрежности, расточительству | ∙ рассказ воспитателя «Как вода к нам в кран попадает», «Что такое электричество» ∙ лепбук «Волшебная капелька» ∙ беседа по домашнему заданию о том, как экономят воду и электричество дома | 1 | |
Как можно продлить жизнь вещам | ∙ воспитывать у детей бережливое отношение к своим вещам ∙ стимулировать проявления творчества, поощрять желание быть занятым полезной деятельностью | ∙ побудить к поиску ответов на вопрос6 как поступить, если у предмета утеряна или сломана часть? ∙ книжная больница «Учимся ремонтировать книги» ∙ беседа о том, как можно восстановить игрушки, вещи или использовать их в измененном виде | 1 | |
Порядок время бережет. Цена минуты. Машины в нашем доме. | ∙ воспитывать у детей привычку своевременно выполнять порученное дело ∙ воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к личным вещам | ∙ рассказ-беседа о значении бытовой техники, напомнить правила обращения с пылесосом, утюгом и т.д. ∙ ввести правила: «Каждой вещи – свое место» ∙ игра «Скоро гости" | 1 | |
Знакомство детей с понятием «деньги» | ∙ знакомство с экономическими категориями: обмен, убытки, выгода, деньги, бартер | ∙ рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег ∙ чтение сказки «Бобовое зернышко», понятие «обмен товарами» | 1 | |
В гостях у сказки | ∙ помочь понять суть натурального обмена (бартера) ∙ уточнить знания об операции взаимообмена товарами ∙ развивать умение рассуждать о выгодных и невыгодных сделках ∙ формировать отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости | ∙ чтение РНС «Лисичка со скалочкой», «Мена» ∙ диалог с детьми о прочитанном | 1 | |
Какие бывают деньги | ∙ дать понятие о деньгах как о средстве купли-продажи ∙ знакомство с экономическими категориями: деньги, монеты, купюры, достоинство денег ∙ воспитываем интерес к деньгам как к культурно-историческому явлению | ∙ рассказ педагога о деньгах, как о культурно-историческом явлении и средстве купли-продажи, демонстрация внешнего вида денег, понятия «купюры», «монеты», покупательная способность денег в зависимости от их достоинства ∙ рассматривание с детьми изображения современных денег ∙ рассказ педагога о том, где изготавливаются деньги | 1 | |
Понятие «деньги» | ∙ рассказ педагога ∙ диалог с детьми с использованием игр «Дороже-дешевле», «Оцените товар», «Сколько стоит?» | 1 | ||
Игровое занятие «денежные знаки» | ∙ знакомство с денежными знаками в процессе игры ∙продемонстрировать ребенку, что деньги служат средством обмена предметами (товарами) между людьми | ∙ занятие проходит в виде игр по подгруппам. Игры: «Знакомство с денежными знаками», «Обмен» | 1 | |
Деньги счет любят | ∙ расширить представление о деньгах, их ценности ∙ развивать способность разумно расходовать деньги ∙ экономические категории: затраты, прибыль | ∙ чтение истории 8 «Как Миша понял, что деньги счет любят» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» ∙ беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога | 1 | |
В гостях у сказки | ∙ расширить представление о деньгах, их ценности ∙ развивать способность разумно расходовать деньги ∙ экономические категории: деньги, расход | ∙ чтение сказки Г.Х. Андерсена «Огниво» ∙ беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога | 1 | |
О том, как правильно деньгами распоряжаться | ∙ развивать способность разумно расходовать деньги ∙ расширить представление о деньгах, их ценности ∙ экономические категории: прибыль, потребление, накопление ∙ воспитание экономности, бережливости | ∙ чтение истории «Как Миша учился деньги делить» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» ∙ беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога | 1 | |
Откуда у людей берутся деньги | ∙ формирование представления о значении труда как средстве зарабатывания денег ∙ воспитание положительного отношения к тем, кто добросовестно трудится ∙ воспитание трудолюбия, старательности, стремления к справедливости ∙ экономические категории: зарплата, профессия, труд | ∙ рассказ педагога о том, что все взрослые работают и получают зарплату, о необходимости иметь профессию ∙ чтение грузинской сказки «Заработанный рубль», ответы детей на вопросы по сказке | 1 | |
Чем лучше качество, тем дороже вещь | ∙ закрепление понятий «дорогой», «дешевый» ∙ помочь понять связь цены и качества товара ∙ экономические категории: цена, качество товара, сорт товара, брак ∙ воспитание уважения к труду людей | ∙ демонстрация детям товаров одного вида, но разного качества, сравнение товаров, диалог с детьми ∙ игра «Экскурсия по группе», разговор о необходимости вещей разного сорта и разной стоимости | 1 | |
В гостях у сказки | ∙ формировать понимание зависимости между качеством товара и его ценой ∙ развивать у детей смекалку, сообразительность ∙ знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, деньги | ∙ чтение РНС «Вкусный хлеб», «По копейке блестка» ∙ диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы | 1 | |
Практическое занятие | ∙ закрепление понятия необходимости труда как средстве зарабатывания денег ∙ воспитание положительного отношения к тем, кто добросовестно трудится ∙ воспитание трудолюбия, старательности, стремления к справедливости | ∙ диалог с детьми о разнообразии профессий, о том, как люди зарабатывают деньги в городе, в деревне | 1 | |
Бюджет семьи | ∙ знакомство дошкольников с понятием «бюджет семьи» ∙ знакомство с экономическими категории: бюджет, зарплата, пенсия, стипендия, детское пособие | ∙ рассказ педагога с использованием пособий ∙ игра «Если бы я был(а) папой, мамой» | 1 | |
В гостях у сказки | ∙ формировать представление о том, что деньги, потраченные разумно, могут стать источником дохода, прибылью ∙ воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям | ∙ чтение китайской сказки «Новогодний подарок» ∙ диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы | 1 | |
Практическое занятие по теме «Бюджет» | ∙ закрепляем понятие «бюджет семьи» через практическую деятельность ∙ понимание связи между величиной бюджета и богатством семьи | ∙ рассуждения детей, ответы на вопросы | 1 | |
Игра-занятие: Бюджет семьи, доход, расход | ∙ закрепить составляющие семейного бюджета: пенсия, зарплата, стипендия ∙ углубить представления детей о доходе, его динамике ∙ дать представление о сущности расходов, показать их многообразие ∙ воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги | ∙ уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи ∙ игра «Семейный бюджет» | 1 | |
В гостях у сказки | ∙ формировать представление о рациональной трате денег при совершении покупок ∙ развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду ∙ воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствия | ∙ чтение сказки К.И.Чуковского «Муха- Цокотуха» ∙ диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы | 1 | |
Меценаты. Благотворительная деятельность | ∙ знакомим детей с формами благотворительности ∙ воспитываем уважительное отношение к меценатам, спонсорам ∙ формируем понятие истинного богатства человека ∙ знакомство с экономическими категориями: богатство, благотворительность, щедрость, меценатство | ∙ рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся: сиротам, талантливым, но бедным детям, детским садам и школам. ∙ диалог с детьми по рассказанному, ответы на вопросы | 1 | |
Благотворительность. Практическое занятие | ∙ воспитываем уважительное отношение к меценатам, спонсорам ∙ формируем понятие истинного богатства человека | ∙Беседа по теме «Богатые и бедные. Благотворительность» | 1 | |
В гостях у сказки | ∙ формируем представление о разнообразии денежных знаков в определенной стране, понимание ценности денежных знаков в определенной стране ∙ знакомим с экономическими категориями: монета настоящая (фальшивая), деньги, валюта, достоинство монеты ∙ формирование социально- нравственного качества – стремление к справедливости | ∙ чтение сказки Г. Х. Андерсена «Серебряная монетка» ∙ диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы | 1 | |
Игровое занятие | ∙ научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка ∙ дать понятие о накоплении денежных средств ∙ воспитывать бережное отношение к деньгам | ∙игра «Купи другу подарок» (выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену); игра «Копилка» (выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки – 5 рублей, для второй - 10). | 1 | |
Музей денег | ∙ закрепить знания о возникновении металлических денег, о валютах разных стран ∙ воспитывать интерес к истории других стран через культурное понятие «деньги» ∙ стимулировать активность детей | ∙ обсуждение – что такое музей, для чего он нужен, что в нем хранится ∙ рассматривание детьми выставки вместе с педагогом ∙ беседа, активный диалог о деньгах, используемых в нашей стране и в других странах ∙ игра «Назови какую-нибудь валюту» | 1 | |
Игровое занятие «Покупаем подарок бабушке - сказочнице» | ∙ закрепить знание детей о товаре и стоимости ∙ закрепить навыки счета и знаний цифр ∙ воспитывать уважение к чужому труду | ∙ дети «едут» в гости к бабушке –сказочнице, предварительно идут в «магазин» и выбирают подарок, покупают его. | 1 | |
Игровое занятие «Где? Что? Почем?» | ∙ в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания: деньги, товар, покупатель, продавать, стоимость, знание о магазинах и их назначении ∙ воспитывать у детей интерес к экономике, такие качества как экономность, рациональность | ∙ играют две команды, отвечают на вопросы и зарабатывают деньги, затем обе команды идут в «магазин игрушек», где на заработанные деньги дети «покупают» понравившиеся игрушки | 1 | |
Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки» | ∙ закрепление полученных знаний в различных видах деятельности ∙ научить соотносить стоимость покупки с заработанными деньгами (желаемое и возможное) ∙ воспитывать у детей желание качественно выполнять работу ∙ закрепить понятия: покупка, распродажа, дорого, дешево | ∙ рассказ педагога о том, кто такие купцы, почему их так называют ∙ творческая деятельность детей (рисование изделий наподобие изделий гжельских мастеров, чтобы продать их купцам) | 1 | |
∙ продажа купцам своих изделий (купцы– воспитатели, сотрудники детского сада). Детям дается установка на то, что с купцами можно торговаться, если им кажется, что цена изделия занижена. Дети получают «деньги», складывают их в свой кошелек | 1 | |||
∙ в импровизированном магазине игрушек дети покупают понравившуюся игрушку. Задача ребенка – соотнести стоимость игрушки с заработанными деньгами (желаемое и возможное) | 1 | |||
∙ создание игровых ситуаций для решения задач морального плана: купить вскладчину игрушку для детей всей группы; купить подарок няне на день рождения | 1 | |||
Итоговое занятие | Обобщать знания детей, полученных в течение года и закрепление экономических понятий. | Диагностика и тестирование на предмет усвоенных экономических знаний в течение года. | 1 | |
Итого за второй год обучения | 35 |
1.4. Планируемые результаты
К концу года дети должны знать: | К концу года дети должны уметь: |
- производственном цикле изготовления товара; - о формах сбыта продукции; - о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т.д.);
|
|
Мониторинг усвоения экономических и предпринимательских знаний осуществляется в начале и в конце учебного года каждой возрастной группы, используются такие формы обследования как блиц-опрос, беседы с детьми, викторины, проекты, анкетирование родителей.
Блок № 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график:
Продолжительность занятий, обучающихся с 4 сентября по 27 мая.
Количество недель:
первый год обучения - 35 часов;
второй год обучения - 35 часов.
2.2 Условия реализации программы:
Для реализации Программы занятия проводятся в групповой комнате, где создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии требованиями СанПиН и ФГОСДО.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования развития детей старшего дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.
Развивающая предметно-пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности - мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, подборка художественной литературы, музыкальная фонотека.
Для художественно-творческой деятельности детей имеется достаточное количество разнообразных материалов стандартной и нестандартной направленности, используемые в работе.
Дополнительное оборудование:
1. Дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Назови профессию», «Супермаркет», «Автосалон», «Угадай профессию», «О ком я говорю», «Подбери то, что тебе нужно для работы», «Гипермаркет», «Реклама», «Знакомство с денежными знаками», «Обмен» и др.
2. Телевизор, ноутбук.
3. Художественная литература данной тематики (Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены». Ш. Перро «Кот в сапогах» и др.).
4. Рекламные буклеты, листовки, газетные объявления.
5. Буклеты с изображением товаров и игрушек.
2.3. Методическое обеспечение программы
Раздел | Формы и методы занятий. | Дидактическое оснащение. Техническое оснащение | Подведение итогов |
Введение в образовательную программу | Беседы, разговор, рассказывание, объяснение | Наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты; демонстрационные материалы | Начальная диагностика |
“Труд-продукт-товар” | Беседы, разговор, рассказывание, объяснение |
| Викторина, блиц-опрос |
“Реклама” | Беседы, разговор, рассказывание, объяснение |
| Викторина, блиц-опрос |
“Деньги” | Беседы, разговор, рассказывание, объяснение |
| Викторина, блиц-опрос |
Полезные экономические навыки и привычки в быту | Беседы, разговор, рассказывание, объяснение |
| Викторина, блиц-опрос |
2.4. Формы подведения итогов реализации программы:
Система диагностики рассчитана на получение необходимой психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач:
– формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых способностей к декоративно-прикладному творчеству;
– целенаправленная деятельность в работе с одаренными детьми.
Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности, мониторинг, выставки, участие в конкурсах. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к лепке, творчеству, желания заниматься.
2.5. Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться с соблюдением требований техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
2.6. Кадровое обеспечение
Для ведения занятий по финансовой грамотности в ДОО, не требуется специальной профессиональной подготовки и обучения воспитателей. Занятия по финансовой грамотности организуются в рамках реализации дополнительного образования в форме кружковой работы.
Литература
Для педагогов
- Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», 3 изд. – М.: ВИТАПРЕСС, 2020. -32с.
- Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Рассуждаем и решаем», -3 изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -32с.
- Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – 3-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -80с.
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Читаем и обсуждаем. -3изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -64с.
6. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников .3-е изд.– М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -32 с.
7. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Играем вместе – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -40 с:
8. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Говорим с детьми о финансах .3-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -32с.
9. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
10. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
11.Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
12.Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Программа. М.,2018.
.
Для детей и родителей
1.Кнышова Л.В., Меньшикова О.И. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996 г.
2.Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.
3. Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М.: Самовар, 1993 г.
4. Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э. Хочу быть предприимчивым. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, 2004 г.
5. Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. Издательство «East - West East-West», 1992 г.
Обучающий видеоконтент
Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:
https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0 -Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги?
https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE - Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить.
https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM - Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет.
- https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc - Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги.
https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4 - Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности.
https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU - Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы.
https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs - Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата.
https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ - Мультфильм Фиксики – Деньги
- «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)
- Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень»
- Мультсериал «Навигатум»: «Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»
Интернет-ресурсы
https://detsadsolnischko.nubex.ru/10896/
https://m.vk.com/public214766355
https://iro51.ru/images/upload/2020/ФГОС/ФГОС_ДО/2020-МР
Приложение
Диагностическая карта развития детей старшей группы
по программе «Экономическое воспитание дошкольников»
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Труд и продукт (товар) | Деньги и цена (стоимость) | Реклама | Полезные экономические навыки и привычки в быту | Средний балл и % |
1 | ||||||
2 | ||||||
Итого % |
Баллы подсчитываются:
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень
Уровневый показатель | Количество детей | % показатель | Количество детей | % показатель |
Высокий уровень | ||||
Средний уровень | ||||
Низкий уровень | ||||
Всего: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет, не посещающих группу компенсирующей направленности «Весёлый язычок»
Программа кружка "Весёлый язычок". (Платный логопункт)....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Цель программы — содействовать формированию первичных социальных компетенций старших дошкольников в сфере личных и семейных финансов. Содержание Программы направлено социально-педагогическое раз...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность дошкольника». ...
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по экономическому воспитанию «Дошкольник и финансы» для детей 4–7 лет
Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Дошкольник и финансы» (далее Программа) разработана на основе примерной пар...