Проект "В мире финансов"
проект по основам финансовой грамотности

Бурмакина Алена Олеговна

Сформировать у детей первичные представления о деньгах и правильном отношении к деньгам, разумному их использованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx766.03 КБ

Предварительный просмотр:

 «Создание условий для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

О том, что в современном мире человек должен быть финансово грамотным знает каждый из нас. Однако, к сожалению мало, кто из граждан может заявить, о том, что он правильно планирует свои доходы и расходы, не влезает в долги, держит себя в рамках и аккуратно ведет свой бюджет.

Чтобы избежать ошибок во взрослой жизни и приобрести финансовую самостоятельность необходимо формировать полезные привычки в сфере финансов с раннего возраста, а именно, в детском саду - начальном звене в системе непрерывного образования.

Мы провели анкетирование среди родителей, которое свидетельствует о недостаточной их компетентности в сфере финансовой грамотности у детей.

-Результаты диагностики детей, показали, что дети имеют недостаточный уровень сформированности компетенций в области финансового образования.

- проанализировав развивающую предметно-пространственную среду, убедились о частичном оснащении материалами и оборудованием для решения задач по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Все это подтолкнуло нас на идею разработки и реализации проекта под названием: «В мире финансов».

Целью данного проекта стало создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

  • модернизировать РППС для   формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
  • сформировать у детей первичные представления о деньгах и правильном отношении к деньгам, разумному их использованию.
  • Разработать и реализовать способы эффективного партнерского взаимодействия с родителями дошкольного учреждения

При реализации проекта будут достигнуты следующие результаты:

  • преобразится развивающая предметно-пространственная среда; 
  • у воспитанников сформируются первичные финансово-экономические понятия;  
  • родители станут активными участниками в работе по реализации программы по финансовой грамотности  

На первом этапе реализации нашего проекта была изучена нормативно-правовая база, проанализирована литература, прослушаны вебинары, прошли обучение на курсах повышения квалификации в образовательном центре «Инфоурок» по программе «Финансовая грамотность у дошкольников».

С родителями проводили беседы, консультации, анкетирование. Это помогло нам понять, что необходимость в формировании финансовой грамотности у детей дошкольного возраста есть.

  Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).

Значительное место отводится сказке.  Народные сказки необходимы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др.

Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений.

У детей часто пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН»,» Превращения», «Поиск ресурсов», квесты и др. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности.

В своей работе мы используем программу А.Д.Шатовой «Тропинка в экономику», в которой подробно описана работа с детьми   от «простому к сложному». Нами были подобраны разнообразные конспекты для занятий, а также картотека игр с детьми.

Развивающие альбомы «Финансовая грамотность», «Что такое деньги?» дают разъяснения детям о истории денег (как и с чего всё началось: обмен, бартер и т.д.), а также о современных деньгах, монетах. 

С огромным интересом дети используют в своей деятельности лепбуки, разработанные совместно с родителями. Отгадывают загадки, совершают необходимые покупки, играют.

Нами были разработаны дидактические игры «Что купить?», «Когда купить?», «Дороже-дешевле», которые на простом примере объясняют ребёнку о необходимости траты денег и наоборот, их экономии.

C:\Users\Пользователь\Desktop\фото финансы\IMG-33e0334197e998ae06e504762d08e28e-V.jpg

В ходе реализации проекта «В мире финансов» в группе был создан "Центр финансовой грамотности", где собрана вся необходимая методическая литература для занятий с детьми, дидактические игры; развивающие альбомы; картотека игр по экономическому воспитанию, лэпбуки.

И конечно очень большое внимание было уделено образовательной работе с детьми. В ходе реализации проекта с детьми разучивались стихи, загадки, пословицы о труде, проводились тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями. Детям читали художественную литературу, с использованием сказок с экономическим содержанием.

C:\Users\User\Desktop\20220318_090547.jpg

C:\Users\User\Desktop\20220318_091508.jpg

В совместной деятельности с детьми мы играли, рассматривали альбомы, разбирали различные экономические ситуации, прочитывали художественную литературу…

В группе с детьми был проведен квест по финансовой грамотности «Помощь Буратино», где дети, получив письмо от «Буратино» выполняли задания, следуя схеме. Такие задания, как «Найди настоящую монету и купюру», «Что нужно для той или иной профессии», «Доход-расход», «Что можно купить за деньги и что нельзя», «Важно-неважно» были успешно выполнены детьми. В конце выполнения заданий детей ждал сладкий приз.

С большим удовольствием дети приняли участие в театральной постановке сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха», где раскрывается тема «Купи-продай».  

В самостоятельной деятельности дети закрепляли полученные знания в сюжетных играх: «Банк», «Магазин», в настольно-дидактических играх: «Что купить?», «Когда купить?», «Дороже-дешевле».

Реализация проекта невозможна без сотрудничества с родителями. С ними проводилась активная работа: были проведены консультации и рекомендации: «Дошкольник и экономика», «Финансовая грамотность. Дайте ребёнку знания о деньгах», на родительском собрание провели анкетирование.  Для пополнения РППС родители изготовили банкомат, приобрели денежные купюры, игру «Играем в магазин».

На 3 заключительном этапе проекта проведена оценка эффективности деятельности по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста:

    педагогическое наблюдение;

    диагностика уровня сформированности у детей финансовой грамотности;

    анкетирование родителей.

   И получили следующие результаты:

- в группе созданы условия для финансового образования детей старшего   дошкольного возраста (появилось новое игровое оборудование, дидактические игры, лэпбуки и другое);

- у детей сформировались первичные представления о деньгах и правильном отношении к деньгам, разумному их использованию.

-родители стали активными участниками в работе по реализации программы по финансовой грамотности.

Опыт работы был представлен на ГМО воспитателей старшего дошкольного  возраста и получил положительную оценку, на XVI педагогической конференции

«Инновационный опыт - основа системных изменений», опубликован в сборнике: «Вестник образования г.  Канска»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомим дошкольников с миром финансов

Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребёнка появляется к этому интерес. Обычно это возраст 5-6 лет. Отвечать на детские вопросы нужно на доступном для ребёнка уровне.Расскажите ре...

Игровой практикум для родителей: «В мире финансов»

Цель: повышение компетентности родителей по вопросам формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возрастаЗадачи:- сформировать у родителей понимание важности формирования основ финанс...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование предпосылок финансовой грамотности) Для детей старшей группы (5-6лет) Квест - игра «В мире финансов»

Конспект организованной образовательной деятельностипо познавательному развитию(Формирование предпосылок финансовой грамотности)Для детей старшей группы (5-6лет)Квест - игра «В мире финансов&raq...

Педагогический проект «В мире финансов»

Информационно-практико-ориентированный педагогический проект «В мире финансов» для реализации в условиях общего дошкольного образования, направленный на формирование финансовой культуры и ...

Игра по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста "В мире финансов"

Человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах ...