Январь 2024
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Кузнецова Надежда Вячеславовна

Конспект занятия по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по финансовой грамотности.

Кузнецова Надежда Вячеславовна, педагог дошкольной образовательной организации.

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные  и  безналичные  деньги;  закреплять  знания  детей  о внешнем виде современных денег.

Задачи:

Обучающие:

- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

- Совершенствовать коммуникативные качества детей;

- Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;

- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

Развивающие:

- Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей,

- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

Воспитательные:

- Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

В процессе работы по освоению основ финансовой грамотности мы используем те же методы, что и при работе по другим образовательным областям. Эти методы можно разделить на 4 группы:

Игровые: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и игровые упражнения, интерактивные мини-спектакли (на основе обучающих сказок); викторины и т.д.

Словесные: объяснения, чтение художественных произведений и обсуждение, рассказ взрослого и рассказы из личного опыта детей, проблемные ситуации, пояснения и др.

Наглядные: наблюдение, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание плакатов, зарисовок, сюжетных картин, иллюстраций и т.д.;

Практические: продуктивная деятельность, исследование, экспериментирование, решение арифметических задач, задач-шуток, проекты, лэпбуки и пр.

Материалы и оборудование: иллюстрации по тематике, мультимедийное оборудование, монеты, банкноты, пластиковая карта.

Ход занятия:

Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе: «Привет!», Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй, правая рука, Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй, друг, Здравствуй, весь наш дружный круг. Здравствуйте, ребята!»

После приветствия, воспитатель предлагает детям сесть за столы.

Игра «Груша-яблоко»

Воспитатель: Ребята, у вас на столах приготовлены карандаши, ножницы и листы бумаги. Я хочу попросить вас взять карандаши и нарисовать на листах бумаги яблоко (дети рисуют яблоко). А теперь переверните лист бумаги и нарисуйте на другой стороне грушу (дети рисуют грушу).

Воспитатель: Молодцы! А теперь возьмите ножницы и вырежьте сначала яблоко, а потом грушу.

Дети должны заметить, что вырезать оба рисунка невозможно. Один придется испортить.

Воспитатель: Конечно, это невозможно, потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать расположение рисунков на бумаге. Так и с деньгами. Необходимо уметь планировать доходы и расходы, чтобы правильно распорядиться ими. Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Буратино, давайте поздороваемся (дети здороваются). Буратино говорит, что нашёл интересный предмет с надписью «Будьте финансово грамотны!» и принёс его нам посмотреть и обсудить.

Воспитатель демонстрирует копилку.

Что это такое?

Для чего же нужна эта копилка?

(Ответы детей) Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я буду бросать мяч вам по очереди, и называть, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.

Игра «Для чего нам нужны деньги?» Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:

-для покупки продуктов питания;

-для оплаты бытовых услуг;

-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

-для оплаты проезда на транспорте;

-для покупки подарков;

-для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

Если мы едим на автобусе, мы платим?

Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

 Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие  деньги  там есть? Давайте посмотрим вместе. Рассматриваем сначала монеты.

Это что такое? (ответы детей)

Какая монета? (ответы детей)

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Какие монеты вы знаете?

Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.

Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем. Воспитатель достаёт банкноты.

Как можно назвать эти деньги?

Банкноты. А какие они? (ответы детей)

Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

Какие банкноты вы знаете?

Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их        детям, затем проговаривают хором.

Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется

«Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Игра «Дополни»

Монета круглая, а банкнота … Банкнота бумажная, а монета … Монета звенит, а банкнота … Монета металлическая, а банкнота…

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

Можно все пересчитать (ходьба с выставлением указательного пальца вперед)

Сколько в комнате углов? (показать на углы с поворотами туловища)

Сколько ног у воробьев? (приподнимать поочередно ноги)

Сколько пальцев на руках? (раскрыть пальцы рук)

Сколько пальцев на ногах? (присесть, коснуться носков ног)

 Сколько в садике скамеек? (полуприседания)

Сколько в пятачке копеек?

Воспитатель: Молодцы! Скажите ребята, все ли можно купить за деньги? (Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру «Что можно, что нельзя купить за деньги».

Игра «Что можно и нельзя купить за деньги»

На столе лежат разные картинки, дети выбирают, показывают и объясняют, почему выбрали эту картинку. Сначала, например, что можно купить, потом что нельзя купить за деньги. Дети берут по одной картинке, например: солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку бабушки купить за деньги нельзя, а велосипед купить  можно за деньги и т.д.

Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (ответы детей). Они у нас в наличии и называются они  «наличные  деньги».  Ещё  бывают  безналичные  деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).

Воспитатель: Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты)  или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль).

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам сделать себе кошельки из бумаги.

Дети проходят к столам, где уже лежат заготовки для кошельков. Процесс, складывания кошельков из бумаги, воспитатель сопровождает словесной инструкцией и наглядно.

Рефлексия. 

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?

Какие бывают деньги?

Чем отличается монета от банкноты?

Как можно назвать монеты и банкноты, которые лежат у нас в кошельке? (Наличные деньги).

Воспитатель: Ребята давайте попробуем сформулировать правила обращения с деньгами:

  1. Экономно распоряжаться деньгами.
  2. Потраченные средства уже не вернешь.
  3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
  4. Невозможно иметь все, что хочешь.
  5. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие - завести копилку и откладывать туда деньги

«на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.

  1. Бережно относиться к деньгам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Соблюдение пожарной безопасности в Новый год» Трофимова К. М январь 2024

консультация для родителей " Соблюдение пожарной безопасности в Новый год"...

План индивидуальной работы с детьми компенсирующей группы в соответствии с ФГОС ДО с сентября 2023 г. по январь 2024 уч.г.

План индивидуальной работы с детьми компенсирующей группы. Работа с детьми расписана по всем образовательным областям, с сентября по январь, в соответсвии ФГОС ДО, с учётом индивидуальных особенностей...

Лексическая тема: "ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ". Январь 2024 года.

Лексическая тема: "ЗИМА.ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ" рассказывает о признаках зимы (мороз, солнце, снег, лед, снежинки). Дети любят зимние забавы (санки, ватрушки, ледянки, любят кататься на лыжах, конька...

Консультация для родителей «Поговорим с детьми про блокаду Ленинграда» (Январь 2024 год)

27 января вся страна отмечает снятия блокады Ленинграда. Всё меньше и меньше остаётся очевидцев - людей, которые пережили ужасы блокады и могут об этом рассказать. Да и не каждый готов возвращаться во...

"Дети Блокадного Ленинграда" (Январь 2024 год)

Дети блокадного Ленинграда — дети и подростки, находящиеся в блокадном Ленинграде в период Великой Отечественной войны. 872 дня дети были намеренно заблокированы немецкими и ...

Консультация для родителей «Нужна ли детям классическая музыка?» (Январь 2024 год)

На сегодняшний день влияние классической музыки на детей, бесспорно, имеет огромное значение. В наш век компьютерных технологий, когда у ребенка больше развит интерес к жизни виртуальной, формиро...