Беседа по энергосбережению с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Камерщикова  Дарья Николаевна

Беседа по энергосбережению с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЕСЕДА ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: закрепить представления детей об экономии, рассказать о возможностях экономии: тепла, предметов потребления, объяснить пути добывания, сохранения и транспортировки воды, тепла, уточнить у детей представления об этих процессах, рассмотреть рисунки и закрепить знания в дидактических и подвижных играх, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, уважение к результатам труда людей, благодаря которому всем детям тепло и уютно не только в группе, но и дома.

Ход НОД.

Воспитатель (В.). Дети, в детском саду нас окружает множество вещей, мы к ним так привыкли, что почти не замечаем. Если посмотреть внимательно на вещи, то можно сказать, для чего они нужны человеку и из чего сделаны. Но разве можно знать все обо всем? Наверное, нет. Но вот без знания слова «экономика» прожить невозможно. Что же такое экономика? (Ответы детей.)

Экономика — это разумное использование человеком необходимых благ, стремление устроить свою жизнь более комфортно и красиво.

Посмотрите на себя внимательно и скажите, сколько на вас надето вещей? Давайте представим, что можно надеть только две вещи, можно ли так прожить? (Ответы детей.) А когда-то в Греции жил философ, которого звали Сократ. Он не был бедным, а был очень мудрым и экономным, поэтому до сих пор о нем ходят легенды.

Своей одежде он не придавал большого значения и ходил босиком в стареньком плаще. У него было очень много учеников, которых он учил экономике. Однажды Сократ попал на базар и воскликнул: «Как много существует вещей, которые мне не нужны!» Однако и сегодня есть такие люди, которые хотят все купить, много тратить. А ведь бережливый Сократ был не единственным таким человеком. Другой греческий философ Диоген жил в бочке, считая такое жилище достаточно удобным, он заботился о сохранении окружающей среды, думал о том, чтобы чистого воздуха было больше, чтобы человек жил дольше.

А первобытный человек не имел ни дома, ни телевизора, ни компьютера, а от холода он прятался в пещеру. И лишь позднее человек научился добывать огонь, при помощи которого он согревал свое жилище. Самые простые жилища строились из шкур животных. Да и до сих пор некоторые люди живут в таких домах.

Например, некоторые казахи живут в юртах, северяне — в чумах. (Воспитатель показывает картинки с изображением данного жилья.) Обогревается такой дом при помощи костров. В избах, которые строятся из бревен, для обогрева ставится русская печь. Кто-нибудь может рассказать о деревянном доме, о том, как и кто его отапливает. (Рассказы детей.) Как же попадает тепло в многоэтажный дом, туда, где нет печей?

Солнце летом светит

И тепло кругом,

Человеку летом

В доме хорошо.

Но придут морозы,

Вьюги, холода

И без солнца теплого

Как нам жить тогда?

Что же придумали люди, чтобы в больших домах, школах, больницах, детских садах было тепло? (Ответы детей.)

Показ и рассматривание иллюстраций о последовательности поступления тепла в дома. Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди построили огромные котельные, в которых при помощи мазута нагревают воду и пускают ее по трубам и батареям, чтобы в квартирах, детских садах и больницах было тепло. Тепло нужно беречь, так как при его получении затрачивается дорогостоящее топливо, да и в атмосферу попадают вредные вещества.

Всегда ли люди берегут тепло, закрывают окна и двери? Вы замечали в окружающей жизни, когда люди не берегли тепло? Всегда ли вы закрываете двери за собой? К сожалению, встречаются дети и взрослые, которые не закрывают двери при входе в подъезд, а также не заклеивают окна на зиму. О таких людях в народе говорят: неэкономный, недисциплинированный, небережливый человек. А ведь, если люди открывают окна, двери — тогда не спасет от холода теплая вода.

Нужно рамы клеить,

Двери закрывать,

Что б зимою белой

Нам не замерзать.

Посмотрите внимательно, какой холодный дом, а в нем живет семья, в которой завелся странный зверь.

Показ иллюстрации, чтение стихотворения И. Токмаковой «Странный зверь».

В. Как вы думаете, что это за зверь? Конечно, ребята, это сквозняк. Когда двери открыты, он всегда появляется, начинает выгонять из квартир теплый воздух.

Рассматривание иллюстраций. Посмотрите, куда может пробраться сквозняк? (В открытую форточку, через балкон, дверь в подъезде, разбитое стекло.) Как же можно спасти дом от сквозняка? (Закрывать двери в подъезд, заклеивать рамы на окнах, закрывать форточки.)

Воспитатель читает стихотворение о воде.

В. Что вы дома делаете с водой? Для чего вы ее используете? (Воду можно пить, готовить еду, умываться, поливать цветы, мыть полы, стирать и т. д.).

Подведение итогов.

«Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу».

Микропрограмма по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Этот вопрос более десяти лет назад поднимался в журналах "Дошкольное воспитание". Нопроблематично он не звучал, т.к. основой экономического воспитания дошкольников являлись и являются задачи нравственно-трудового воспитания, которые ставит перед нами "Программа воспитания и обучения в детском саду" и которые обязательно должны решаться в работе с детьми как раньше, так и в настоящее время.

С тех пор прошло много времени, наша жизнь в корне изменилась. Поэтому вопрос: "Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?" - приобретает ныне особую актуальность и требует серьезной педагогической коррекции.

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию.

И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия. И здесь становится очевидной необходимость системной целенаправленной работы с детьми по экономическому воспитанию.

Детям старшего дошкольного возраста необходимы знания о новых профессиях, таких как банкир, бизнесмен, рекламодатель, финансист и других.

Знакомство с их деятельностью даст детям представление о том, какие качества необходимы для такого рода профессий, их своеобразии. Полезно закрепить знания из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты труда, индивидуальный - коллективный труд); познакомить с понятиями из области финансовых категорий (цена, деньги, стоимость и все, что связано с этими понятиями: покупать-продавать, дороже-дешевле, больше-меньше, выгодно-невыгодно, выиграл-проиграл, поменял, магазин, ярмарка, сбербанк, касса и другие понятия); формировать знания о человеке бережливом, экономном, хорошем хозяине; учить правилам честной игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера.

Решение экономических задач, естественно, должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста - один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, передовой практики воспитания показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы пока не сложилась, для школьников уже существуют экономические программы. За рубежом уделяют пристальное внимание подготовке подрастающего поколения к жизни, труду, к умению зарабатывать свои деньги и иметь свое дело. Специальные экономические программы ставят своей целью формировать с детских лет экономическое мышление, уважать людей, умеющих работать в бизнесе, детей учат ориентироваться в рекламе, правильно, расчетливо, по назначению расходовать карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников, рассчитывать на свои возможности. Сама идея и некоторые задачи, которые ставятся в зарубежных программах, бесспорно, заслуживают внимания. Вот хотя бы мнение доктора философии Беверли Ноер Фельдмана: "Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу".

Однако здесь (в ДОУ) речь может идти только о некоторых предпосылках, истоках, рассчитанных на возможности ребенка.

В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.

По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется другим. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно-операциональную деятельность, в частности трудовую, которая впоследствии начинает определять личностную природу в системе отношений. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований. И, естественно, упустить из виду этот период взрослым никак нельзя.

Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания мы рассматриваем как дополнение к содержанию программ для дошкольников, как особую технологию.

Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.

Какие результаты экономического воспитания можно ожидать? Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления; интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знания о новых профессиях, умение рассказывать о них; обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий; приобретение таких качеств, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша; общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца; здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий "труд-деньги"; понимание факта купли-продажи; не все можно купить сразу.

При реализации задач экономического воспитания выделила три блока или три направления работы с детьми.

I. Прежде всего, дать детям знания о труде и обо всем, что с ним связано, согласно "Программе воспитания и обучения в детском саду".

Реализация задач экономического воспитания возможна при условии полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах детского сада, т.к. труд - ведущая категория экономической науки.

II. Знакомство детей с простейшими экономическими терминами: экономика, инфляция, бюджет, цена, деньги, валюта, товар, стоимость, банк, аванс, кредит, процент, доход, убыток, собственность, прибыль, бизнес, биржа, акция, дивиденды, банкрот, аукцион, реклама, предприятие, владелец, выгода, бартер, конкуренция, норма, продукция, ферма, ярмарка; познакомить детей с новыми профессиями, такими как менеджер, предприниматель, бизнесмен, финансист, рекламодатель, фермер, брокер, бухгалтер.

Закрепить знания из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты труда, индивидуальный - коллективный труд); познакомить с понятиями: дороже-дешевле, выгодно-невыгодно, выиграл, проиграл, поменял; формировать знания о человеке бережливом, экономном, хорошем хозяине; учить правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера.

III. Формирование у детей экономического мышления в процессе сюжетно-ролевых игр, настольно-печатных, дидактических; чтение художественной литературы.

Актуальность данной проблемы в том, что социальная действительность требует от нас нового уровня экономических знаний. Надежды нашей отечественной экономики нужно связывать с теми, кто сегодня учится в школе или посещает детский сад. Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно.

Цели, задачи, идеи разработки основаны на научно-педагогической и методической литературе. Экономическая микропрограмма заслуживает внимания своей актуальностью, собственностью своей идеи и, главное, что доказывается возможность и необходимость ставить и решать элементарные задачи экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Перспективный план реализации микропрограммы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Осень.

Занятие 1.

Тема: Чтение "Сказки о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном Компьютере и верных друзьях" Т.Поповой и И.Меньшиковой (глава I).

Цель: Познакомить детей с понятиями "экономика", "инфляция", ввести эти слова в речь детей. Продолжать учить изображать по представлению персонажи литературного произведения, изобразительными средствами отражая свои эмоциональные впечатления. Воспитывать культуру речевого общения.

План:

1. Чтение I главы сказки.

2. Беседа по содержанию прочитанного и объяснение терминов "экономика", "инфляция".

3. Рисование царицы Экономики и злодейки Инфляции.

 Занятие 2.

Тема: В гостях у царицы Экономики.

Цель: Познакомить детей с экономическими понятиями "деньги", "цена", денежными знаками Российской Федерации, уточнить их назначение. Формировать умение соотносить товар с определенным количеством денег. Продолжать учить решать простые задачи на вычитание и раскладывать число на два меньших. Учить разгадывать кроссворды. Развивать сообразительность. Активизировать в речи детей употребление слов: цена, деньги, товар, экономика, инфляция.

План: Дети отправляются в гости к царице Экономике.

1. Рассматривание денег и рассказ воспитателя об истории их появления (журнал "Миша" © 12, 1995 г., стр. 8).

2. Дидактическая игра "Магазин". Объяснение понятия "цена" (кн. И.Шведовой "Экономическая азбука для детей и взрослых", стр. 52).

3. Решение задач:

- Муха нашла пятикопеечную монету. Самовар стоит три копейки. Сколько копеек сдачи должна получить муха?

- Какими монетами ей могут дать сдачу?

4. Разгадывание кроссворда:

1. Особый товар, на который можно обменять любой другой товар.

2. Количество денег, которое надо заплатить за товар.

http://www.ug.ru/old/ug_pril/ol/98/22/p2_1.jpg

Сюжетно-ролевая игра "Магазин"

Цель: Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания об экономических понятиях. Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Закреплять умение соотносить товар с определенным количеством денег, решать простые задачи на вычитание и сложение в пределах 10. Формировать взаимоотношения сотрудничества. Воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа: рассматривание картины "Продавец", экскурсия (ежедневная с родителями, из личного опыта детей) в магазин, беседа "Мы были в магазине" (вычленение ролей), поделка материалов с детьми (чеки, касса, "деньги", ценники).

Материал: касса, товары, "деньги", чеки, машина, строительный материал.

Роли: продавцы, кассир, покупатели, контролер, шофер.

Краткое описание: воспитатель объявляет, что построен новый магазин. Шофер привозит товар, продавцы принимают товар, размещают его в магазине по отделам. Контролер проверяет правильность цены товара.

Зима.

Занятие 1.

Тема: Чтение "Истории Мухи-Цокотухи".

Цель: Развивать у детей интерес к экономическим знаниям. Познакомить с экономическими терминами: бюджет, выгода, экономия. Продолжать учить строить пространственную модель сказки. Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Развивать любознательность.

План:

1. Чтение "Истории Мухи-Цокотухи" (история 3 в кн. 4 "Экономика детям, большим и маленьким" И.Меньшиковой, стр. 5).

2. Беседа по сказке с объяснением терминов "бюджет", "экономия", "выгода".

3. Составление пространственной модели "Истории..."

Занятие 2.

Тема: Знакомство с профессией бухгалтера.

Цель: Закрепить знания об экономических терминах "выгода", "экономия", "бюджет". Дать представление о работе бухгалтера. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова. Воспитывать любознательность, усидчивость.

План:

1. Воспитатель просит детей объяснить значение терминов "бюджет", "экономия", выгода". В случае затруднения помогает детям, обобщает ответы и читает главы из книги И. Шведовой "Экономическая азбука для детей и взрослых" ("Бюджет", "Выгода").

2. Дидактическая игра с мячом "Назови правильно" (на закрепление обобщающих понятий).

3. Рассказ воспитателя о работе бухгалтера с показом иллюстраций, оборудования (счеты, калькулятор, компьютер).

4. Дидактическая игра "Подбери однокоренное слово" (экономия, бюджет, бухгалтер, компьютер, выгода).

 Сюжетно-ролевая игра "Круиз"

Цель: Закрепить в игре экономические понятия "бюджет", "экономия", "выгода", "заработная плата", "затраты", знания о природно-климатических зонах (тропики, пустыня, горы). Продолжать учить выполнять роли в соответствии с сюжетом, используя атрибуты и строительный материал. Развивать творческое воображение. Воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа: Подготовка экскурсоводов, рассматривание схем кораблей.

Материал: атрибуты для игр "Моряки", "Буфет", крупный строительный материал.

Роли: капитан и команда корабля, группа туристов и руководитель группы, кассир, продавец буфета, экскурсоводы, строители.

Краткое описание: в начале игры все получают некоторое количество денег. Выбираются строители. Они строят корабль по схеме и получают зарплату. Выбирается команда корабля. Воспитатель предлагает отправиться в круиз. Набирается группа туристов, воспитатель берет на себя роль руководителя группы. На корабле организуется буфет. На остановках проводятся платные экскурсии, где экскурсоводы знакомят с особенностями данной местности.

Весна.

Проект «Экономическое воспитание дошкольников» для детей в возрасте от 6 до 7 лет (подготовительная группа)

Наименование проекта: «Экономическое воспитание дошкольников»

Цели и задачи проекта:

Цель: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Задачи:

- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);

- знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;

- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия).

- познакомить детей с ведением хозяйства;

- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;

- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

Сроки и этапы реализации проекта:

- Подготовительный – ноябрь-декабрь 2016 год;

- Основной – январь-февраль 2017 год;

- Заключительный – март 2017.

Перечень основных мероприятий:

1. Изучение научно- методической литературы в рамках исследуемой темы.

2. Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье.

3. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

4. Составление перспективного плана дидактических игр по экономике.

5. Создание обогащённой развивающей среды в группах:

- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;

-совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика? », «Что мы знаем об экономике? », «Что хотим узнать? », «Как мы будем это узнавать? »

5. Консультации для воспитателей детского сада и родителей детей.

6. Проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.

Актуальность проекта.

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Перестройка экономической системы России делает экономическую подготовку необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности.

Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно.

Вопрос элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т. к., с одной стороны, значительно возрастает информационный фон, в котором формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности, с другой стороны, очевидна неразработанность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников (содержания и технологий, которым предстоит жить и трудиться в XXI веке.

Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Экономическое образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей (А. В. Запорожец, на развитие любознательности и умственной активности при сохранении радости детства).

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

- с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;

- научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Таким образом, актуальность проекта заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Предлагаемый опыт поможет систематизировать работу по экономическому образованию дошкольника и позволит формировать необходимые для этого качества у детей – дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.

Новизна материала.

Новизна исследования, на мой взгляд, в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

При составлении проекта опиралась на известные работы Г. Н. Годиной, Л. А. Голуб, Т. В. Дробышевой, Е. А. Курака, А. Н. Орешиной, И. А. Сасовой, А. А. Смоленцевой, А. Д. Шатовой и других авторов по экономическому образованию и воспитанию дошкольников.

Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме. Вот тут и встал вопрос о методах и приемах, с помощью которых легче всего было бы подать сложный экономический материал.

Основная проблема проекта: приобщение ребёнка к миру экономической действительности. Может быть направлен на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Значимость проекта в том, что он направлен на возможность широкой практики применения полученных детьми знаний.

Проект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям, которые стремятся привлечь детей к развитию реального экономического мышления и интереса к экономическим знаниям.

Целевые группы:

Дети 5-7 лет:

- наличие интереса к получению и использованию в повседневной жизни новых знаний;

- к познанию новых слов, терминов и активизации их в речи;

- желание совершенствовать знания через дидактические и сюжетно- ролевые игры.

Родители:

- повышение уровня знаний по теме проекта;

- формирование у детей устойчивых знаний;

- развитие коммуникативного ребенка.

Педагог:

- приобретение опыта в работе с детьми по формированию у дошкольников экономических знаний;

- накопление практического материала;

- проявление интереса к проектной деятельности.

Механизм реализации проекта:

Этапы проекта. Сроки этапов проекта. Задачи этапов проекта.

I этап - подготовительный:

1. Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;

2. Создание банка идей и предложений;

3. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

5. Проведение теоретического анализа экономической и психолого-педагогической литературы.

6. Разработка критериев, показателей и уровней оценки личностной и интеллектуальной готовности дошкольников к простейшей экономической деятельности.

7. Прогноз ожидаемых результатов и рисков проекта.

8. Оптимизация программно- методического обеспечения в группе.

II этап – основной.

1. Обеспечить реализацию и коррекцию проекта.

2. Провести мониторинг эффективности проекта.

3. Провести занятия для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда.

4. Спланировать и провести экскурсии в банк, магазины (родители и дети).

5. Организовать и провести сюжетно - ролевые игры «Супермаркет», «Банк», «Кафе».

6. Изготовить и провести игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли - продажи, производства и сбыта готовой продукции.

7. Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности.

8. Организовать тесное взаимодействие воспитателя и специалистов по развитию экономических знаний дошкольников через выступление на педагогическом совете; консультации.

9. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации; родительские собрания; совместное с детьми изготовление товара для ярмарки; оформление «папки – передвижки».

10. Систематизировать накопленный материал.

III этап – заключительный.

1. Осуществить анализ работы по проекту.

2. Организовать выставку пособий по теме проекта для педагогов детского сада.

3. Отчет по результатам работы на педагогическом совете.

4. Провести совместно с родителями следующие мероприятия: «Ярмарка», «КВН», «Аукцион детских работ».

5. Провести показательное занятие для воспитателей детского сада «Банк».

Материально- техническое обеспечение:

- сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Овощной магазин», «Банк», «Кафе»;

- магнитофон ;

- аудиокассеты с музыкой;

- литература по экономическому воспитанию дошкольников;

- сборники дидактических игр;

- настольно- печатные игры;

- игротека настольно-печатных игр;

- видеокамера для съемки детей на занятиях и в игровой деятельности;

- видеоплеер.

Программно- методическое обеспечение:

-программа «Дошкольник и. экономика» А. Д. Шатова;

-перспективное планирование, конспекты дидактических игр;

-конспекты занятий;

- конспекты игр;

- библиотека методической литературы;

-демонстрационный материал для информационного уголка.

6. Изготовление:

-дидактических игр;

- уголок для родителей;

-папки - передвижки для родителей - в течение всего срока.

Ожидаемые результаты:

- дети понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей) ;

- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- видят красоту человеческого творения;

- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.) ;

- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Проект «Экономическое воспитание дошкольников» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Оценка результатов:

В процессе реализации проекта будет осуществляться мониторинг знаний детей по экономическому образованию. Достигнутые результаты позволят спрогнозировать дальнейшее развитие проекта.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком проекта по экономическому воспитанию. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения содержания проекта.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень усвоения знаний дошкольника программы. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые воспитателем.

Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту усвоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностической карты позволяет оценить эффективность образовательного процесса в группе по экономическому воспитанию.

Дальнейшие планы проекта:

1. Продолжить работу по экономическому образованию дошкольников.

2. Добиться 100% количества детей с высоким уровнем знаний.

3. Вовлекать специалистов детского сада в работу по экономическому образованию дошкольников.

4. Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.

Форма представления результатов проекта:

Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке воспитателей и родителей, таких как: «Ярмарка», «Аукцион», «Бизнес клуб», интеллектуальные игры «КВН», «Что, где, когда? », конкурсы и викторины.

Список литературы

1. Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26

2. Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16

3. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.

4. Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом [Текст] / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128

5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

6. Маркова, Т. А. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Т. А. Маркова. – М. Педагогика-Пресс, 1998. – с. 163

7. Меньшиков, О. И. Экономика детей, большим и маленьким: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ О. И. Меньшиков. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – с. 127

8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников дошкольного образовательного учреждения / Авт.–сост.: Л.С. Киреева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ,2003. – 96с.

9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь. Издательства «Росмен» М.: 1999г. – 192 с.

10. Рыжова, Н. А. Играем в рекламу [Текст]/ Н. А. Рыжова // Обруч. - 1998. - №3.- с. 26-29

11. Савкусанова Л., Парфенова Т., Клюшина Н. Экономика и человек // Обруч. 1999. №1. с.27.

12. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 1998 – с. 113

13. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

беседа о семье с детьми старшего дошкольного возраста методическая разработка

помочь детям выяснить состав семьи в рассказе Л.Н.Толстого "Косточка"...

Беседа о здоровье с детьми старшего дошкольного возраста "Кто с закалкой дружит - никогда не тужит"

Уделить особое внимание закаливанию организма.  Учить детей вести   здоровый образ жизни. Закрепить знания для чего ежедневно нужно делать зарядку, умываться...

Беседа о здоровье с детьми старшего дошкольного возраста "На зарядку становись"

В ходе беседы  с детьми уточнить,  какую пользу приносит утренняя зарядка и режим дня....

Беседа об осени с детьми старшего дошкольного возраста.

Обобщить и систематизировать знания детей об осени.  Продолжать учить сравнивать, анализировать, делать простейшие выводы об изменениях в живой и неживой природе осенью. Воспитывать  желание...

Цикл бесед о войне с детьми старшего дошкольного возраста

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНАДорогие ребята,  вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли прои...

Беседы о здоровье с детьми старшего дошкольного возраста

Цикл бесед о формировании здорового образа жизни....

Беседа по этикету с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Как вести себя со взрослыми».

Материал предназначен для работы с детьми старшей и подготовительной группы....